Проклятие рода цареубийцы юровского
Содержание:
Часть вторая. Пути выхода из кризиса: дух и тело
— А вы были когда-нибудь на грани как дирижер, когда вам казалось, что вот еще чуть-чуть — и вы переступите эту границу, поскольку у вас есть власть, и пойдете по неправильному пути?
— Да, бывали моменты. В тупик ставило заведомое нежелание людей сотрудничать, или когда просто сознательно ставили палки в колеса. Особенно по молодости я, грешен, срывался на гнев, у меня был справедливый гнев, безусловно, но с моей точки зрения, все равно выпады были непозволительные, в итоге они просто демонстрировали мою собственную неполноценность и слабость.
— Может, это ваша запоздалая революционность, о которой вы говорили?
— Может быть… Многое, наверное, сошлось просто, так как я очень рано в этой жизни все начал. В 22 я уже женился, в 23 стал отцом, в те же 23 я стал серьезно заниматься профессией, причем сразу на довольно высоком уровне. К 28-ми годам у меня был первый микрокризис среднего возраста. Тогда я понял, что надо с собой что-то делать.
— Вот тогда вы пришли к йоге?
— Тогда я пришел к йоге, к разного рода духовным дисциплинам, хотя я к ним испытывал интерес с самого раннего отрочества.
Я в 15 лет поступил в училище, получил первую стипендию, на которую купил Библию, которой у нас дома никогда не было. Тогда начали торговать книгами на улице, появились эти замечательные московские книжные развалы 1987-1988 годов… Мне казалось, что у меня обязательно должна быть Библия, и я должен ее читать.
— А как пришли от Библии к йоге?
— Я твердо верю в предначертанные планы. В тот момент, когда мне что-то очень нужно, вырастает «антенна», и можно просто открыть любую книгу практически на любой странице и там увидеть ответ на свой вопрос. Со мной приблизительно так и произошло.
У меня, кстати, несколько раз в жизни так было, что я приходил в книжный магазин, и на меня просто сверху с полки падала книга, которая мне была нужна, на голову. Несколько раз так было.
— И вот так на вашу голову упала йога?
— На колени мне свалилась такая тоненькая русская, даже советская, книжечка. Это было издание какого-то 1989-90 года, где еще пытались объяснить с точки зрения советской медицины, почему это все полезно, но туда уже все эти эзотерические знания как-то проникали.
Я начал занимался исключительно по самоучителю, я все делал сам, и только спустя несколько лет в Нью-Йорке я впервые повстречался с одним учителем, потом с другим, потом у меня долгие годы был один учитель в Англии, где я, пожалуй, и совершил основной свой прорыв в этом направлении.
Потом в какой-то момент я остановился, потому что тут ведь нужно решать, что делать дальше. Быть йогом и жить при этом в миру, да еще в таком, как наш, артистическом, — это трудно, поэтому нужно на определенном этапе сделать для себя выбор.
— Вы практикуете сейчас?
— Да, конечно. Я медитирую, но опять же не находится достаточно времени, только рано утром или перед сном. Медитативное состояние я использую сознательно для выучки партитур и главное — в момент собственно исполнения музыки.
— А как же контроль?
— Вот это уже такой момент технический, я не хотел бы сейчас вдаваться в подробности.
— Вы нашли для себя баланс между медитацией и концентрацией?
— Я ежедневно над этим работаю. Но лучшие исполнительские моменты происходят, когда я нахожусь со своими людьми. Тогда появляется чувство полного доверия, и тогда без лонжи можно броситься вниз.
— Вы входили в медитацию во время исполнения, живого исполнения?
— Да.
— И наверняка это было что-то невероятное?
— Да. Иногда страшновато было.
— Боялись, что не выйдете уже из этого состояния? Приходилось ли вас спасать?
— У меня свои собственные, видимо, механизмы самосохранения срабатывали, но иногда выходишь из этого состояния со шрамами. Правда, они только потом проявляются.
— Как вы реабилитируетесь?
— Меня очень хорошо реабилитирует любая природа, в особенности нахождение вблизи деревьев и воды. Этого хватает, конечно, только на какой-то мизерный уровень, но мне очень помогает моя ежедневная практика.
Приходится бороться с ленью (это наш самый главный враг при занятиях любой дисциплиной), но если каждое утро делать определенные упражнения или ритуалы, которые каждый сам для себя выбирает, этого хватает на целый день.
— А что касается диеты?
— Стараюсь в моменты сильных нагрузок пить больше жидкости, но не алкоголь, конечно. Воду, к примеру. Но надо понимать, какую воду, потому что вода из-под крана, даже если она официально считается питьевой, заряжена черт знает чем. Ее нужно перезаряжать.
— Серебряной ложкой или какими-то мантрами?
— Руками достаточно, своими собственными руками.
— Интересно! А как насчет сна? Это тоже важная составляющая для здорового человека.
— Тут я могу только с вами согласиться и виновато повесить голову. Но я очень плохой пример в этом смысле. У меня постоянные недосыпы.
Биография[править | править код]
По происхождению еврей. Родился в семье Хаима Ицковича Юровских и Эстер (Эсфири? Энты?) Моисеевны (урождённой Варшавской).
По утверждению следователя Н. А. Соколова, дед Якова Юровского Ицка был родом из Полтавской губернии, а отец, Хаим, был сослан в Сибирь за кражу.
По утверждению публициста О. А. Платонова, многократно повторённому при переиздании его книги об убийстве царской семьи, Яков Юровский был внуком раввина. Возможный источник этих сведений — журнал «Свердловский кооператор» (январский номер за 1990 год), сноска на который стоит только в первом издании и далековато от слова «раввин». Г. Кинг и П. Вильсон пишут в книге «Романовы: судьба царской династии», что в первом (франкоязычном) издании книги следователя Н. А. Соколова об убийстве царской семьи упоминаются показания старшего брата Юровского, который сообщил, что дед Юровского был раввином в Польше.
С 1905 года Юровский — член РСДРП.
По утверждению из книги следователя Н. А. Соколова, в годы революции 1905—1907 Юровский уехал в Германию, где принял лютеранство. Однако генерал М. К. Дитерихс писал, что Юровский жил в Америке и перед возвращением в Россию принял лютеранство.
В июле 1918 года Юровский сыграл главную роль в убийстве царской семьи в Екатеринбурге.
В 1921 году был направлен ЦК РКП(б) в Государственное хранилище республики при НКФ заведующим золотым отделом.
Юровский попивает чай
В 1923 году был руководителем позорной акции перевоза русской короны, державы и скипетра в японское представительство в Читу для продажи их в Америку или Европу через Маньчжурию. Однако совершенно случайно тайная сделка получила огласку, в результате чего советское правительство спешно вернуло русские сокровища в Москву и показало их на выставке в Колонном зале Дома Союзов, а Юровский был уволен из Гохрана.
В 1934 году Юровский приезжал на Урал, выступал перед старыми большевиками в Музее революции, устроенном в доме Ипатьева, «расставлял» роли в убийстве царской семьи (сохранилась стенограмма).
Умер 2 августа 1938 года в кремлёвской больнице в тяжёлых страданиях от прободения язвы желудка.
Убийство царской семьиправить | править код
4 июля 1918 года Юровский сменил А. Д. Авдеева на посту коменданта «Дома особого назначения», в котором была заключена царская семья и сопровождавшие её лица.
Когда 23 мая 1918 года царевич Алексей ушиб колено, осмотр ноги производил лейб-хирург В. Н. Деревенко в присутствии Юровского, которого Романовы приняли за врача. По показаниям Деревенко, Юровский действительно обнаружил своё знание медицины, предложив ему наложить гипсовую повязку.
Юровский был в курсе чекистской игры с письмами «офицера», якобы намеревавшегося освободить царскую семью.
11 июля 1918 года Юровский приказал установить решётку на окно комнаты, где жила царская семья, не предупредив узников, что возмутило царя, записавшего в дневнике:
По допросам очевидцев убийства царской семьи следователь Н. А. Соколов сделал вывод, что непосредственный организатор убийства — Юровский.
От Урала до колумбария
Когда к Екатеринбургу подошли белые, Юровский с партийными архивами бежал на поезде. Драгоценности царской семьи он лично сдал коменданту Кремля Павлу Малькову. Дальше Юровский как-то запропал: он получал второстепенные посты, но по заслугам его, как он сам искренне считал, так и не оценили. В основном, детали его дальнейшей жизни приводятся в книжке под названием «Чекист», которая в советские времена вышла в Свердловске.
В Москве цареубийца стал членом коллегии Московской ЧК и начальником ЧК одного из районов. Когда красные вернули Урал, то он быстро оказался председателем Уральской ГубЧК. Интересно, что жил Юровский в то время почти напротив Ипатьевского дома.
В 1921 году, казалось, карьера пошла в рост: был назначен заведующим золотым отделом Гохрана — нужно было навести там порядок. После этого получил пост председателя торгового отдела валютного управления Народного комиссариата иностранных дел. Однако уже в 1923 году Юровского определили заместителем директора завода «Красный богатырь».
Хода в новую номенклатуру больше не было, и последние десять лет своей жизни Юровский проработал директором Политехнического музея в Москве. Умер он не от рака, как часто пишут, а скончался 2 августа 1938 года от прободения язвы двенадцатиперстной кишки и открывшегося кровотечения. После кремации его прах поместили не в кремлевскую стену, а в колумбарий Нового Донского кладбища.
В публикациях о Юровском все авторы дружно отмечают, что не задалась жизнь у его детей и внуков. Многие ищут здесь мистику: дескать, проклятие настигло палача за убийство невинных. Вот факты. Любимая дочь Якова Юровского Римма стала комсомольским деятелем, но в 1938 году была арестована и восемь лет отбывала срок в карагандинском лагере. Спасать Риммушку, как он ее называл, отец не стал. Ему приписывают фразу: «Я принес Римму в жертву идее!»
Сын Александр дослужился до контр-адмирала ВМФ. Он тоже был арестован, но его спасло, что произошло это только в 1952 году. После смерти Сталина адмирала освободили… Еще один сын, Евгений, тоже служил на флоте, был политработником.
С внуками было совсем печально: все внучки в роду умерли в раннем возрасте, а внуки погибли трагической смертью. Вот одно из описаний: «У одного остановилось сердце, когда он был за рулем своего автомобиля, другой сгорел на пожаре, третий разбился, упав с крыши сарая. Четвертый повесился, а еще один внук умер от отравления грибами». В общем, цареубийца остался без потомства.
Его сын Александр в середине 1980-х годов преподавал на факультете журналистики МГУ один из предметов. Студенты вспоминают, как он рассказывал об отце. Юровскийгордился тем, что он совершил, но «явно был обеспокоен чем-то, что имело прямое отношение к расстрелу в Ипатьевском доме».
… Памятника в Куйбышеве Юровскому нет, самой скромной мемориальной доски тоже. Даст Бог, никогда и не будет!
Владимир Кузменкин
От Янкеля до Якова
Будущего убийцу династии Романовых Якова Юровского при рождении звали иначе. Был он Янкелем. Родился 3 июля 1878 года как раз в Каинске. Восьмой ребенок в многодетной семье Хаима. Скоро родители перебрались в Томск, который тогда был центром губернии, и довели число своих детей до десяти.
Янкель учиться особо не жаждал, потому и закончил три класса школы «Талматейро» при местной синагоге. В 14 лет оказался в Тобольске в роли подмастерья у часовых дел мастера. А уже в 20 лет за «непредумышленное убийство» получил два года — сидел в томской тюрьме. Выйдя на волю, вскоре оказался как раз в городе детства, где жил один из братьев.
Там случилась романтическая история. Янкель Юровский влюбился в Маню Янкелеву. Это была не наивная барышня, а чужая жена, да к тому же с малолетней дочерью. Правда, в это самое время муж Мани сидел за растрату, так что шанс у Юровского появился. И он им воспользовался: стали жить вместе вопреки мнению тамошнего «света».
Нравилось это не всем, и потому Юровский решил написать письмо не абы кому, а самому Льву Толстому. Чтобы он, так сказать, рассудил… Написал в 1901 году и ждал ответа два года. Не зря ждал: великий русский писатель принял его сторону. Толстой написал: «Я думаю, что человек, вступивший в плотскую связь с женщиной, не может и не должен оставить ее, тем более, когда есть или может быть ребенок. Думаю тоже, что во всех нравственных вопросах человек должен руководствоваться только тем, что он по совести, т. е. перед Богом, должен делать… И поэтому в Вашем деле советую Вам поступить так, как Вы поступили, если бы знали, что завтра должны умереть».
А заключил классик, уже отлученный к тому времени от церкви, так: «Самое лучшее, что может быть для человека, — это то, чтобы поступать по-Божьи». Если бы он знал, кому пишет, кого наставляет…
А в итоге Янкель Юровский с Маней покидают Каинск, где на них косо смотрят. Дальше он оказывается владельцем галантерейного магазина в Ново-Николаевске, а потом переезжает в Германию. Именно там он крестится и становится Яковом Михайловичем. Вскоре уже дома появляются собственная часовая мастерская и магазин по продаже поделочных камней, а также симпатии к партии «Бунд», а позднее к большевикам. Позже так и писал: член партии с 1905 года, номер партбилета 1500… Краснопресненская организация. По мере того, как хиреет бизнес, растет революционный запал.
Есть свидетельства, что дома Юровский хранил оружие и запрещенную литературу, и даже скрывал нелегалов. Подозрения власти доказать не смогли, но выслали его в Екатеринбург. Следует новая попытка в бизнесе: на этот раз появился фотосалон.
А дальше грянула Первая мировая… Откупиться от фронта удалось, но пришлось стать в 1916 году фельдшером в Екатеринбургском военном лазарете. После Февральской революции Юровский снова чувствует себя в своей стихии, ведет агитацию. Утверждали, что он якобы специально подкладывал больным в лазарете гнилое мясо дабы возбудить ненависть к власти. Фотоателье продал, а деньги вложил в организацию типографии «Уральский рабочий». Скоро пришли к нему и чины: стал членом Совета рабочих и солдатских депутатов, заместителем председателя Военного отдела Уральского Совета. Входил в состав Военно-Революционного комитета.
4 июля 1918 года Яков Юровский получил должность, благодаря которой и попал в историю — был назначен комендантом «Дома особого назначения». Тот самый знаменитый Ипатьевский дом, в котором закончили свои дни последний самодержец Николай II и его семья.
Литература[править | править код]
- Письма Царской Семьи из заточения / Сост. Е. Е. Алферьев. — Джорданвиль: Свято-Троицкий монастырь, 1984.
- Heresch E. Nikolaus II. Feigheit, Lüge und Verrat. — Münch.: F.A.Herbig Verlagsbuchhandlung, 1992. (нем.)
- Резник Я. Чекист. — Свердловск: Средне-уральское книжное издательство, 1968. — 172 с.
Источникиправить | править код
- ЦДООСО, фонд 221, опись 2, № 479 — автобиография Якова Юровского
- ЦДООСО, фонд 41, опись 2, № 28 — воспоминания Юровского
- ЦДООСО, фонд 41, опись 2, № 153 — воспоминания о революционных событиях в Екатеринбурге
- ЦДООСО, фонд 221, опись 2, № 771 — воспоминания Павла Быкова
- ЦДООСО, фонд 221, опись 2, № 774 — воспоминания Петра Ермакова
- Деятели СССР и революционного движения в России. Энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1989.
- Политические деятели России 1917. Биографический словарь. — М., 1993.
- Политические партии России. Энциклопедия. — М.: РОССПЭН, 1996.
- Шикман А. П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. — М.: АСТ-ЛТД, 1997.
- Абрамов В. Евреи в КГБ. — М.: ЭКСМО, 2005.
Новые публикации
Фестиваль «Литература Тихоокеанской России»: диалог об этике, нравственной фантастике и универсальности души 04.10.2021
Во Владивостоке в четвёртый раз прошло крупнейшее литературное событие Дальнего Востока – фестиваль «Литература Тихоокеанской России». И также в четвёртый раз история ЛиТРа продолжилась международной программой, которую организует Дальневосточный филиал фонда «Русский мир».
«Русь» в игре 30.09.2021
Русские игроки, ступившие на спортивное поприще на родине или на чужбине под началом родителей, внесли весомый вклад в развитие профессионального спорта в Европе. Эмигранты создавали клубы, собирали полные стадионы на правах спортивных звёзд первой величины и выводили команды в чемпионы на тренерском поприще. Спортивные клубы создаются нашими соотечественниками и сегодня.
Незолотое кольцо России. Боровск 28.09.2021
В ста километрах от Москвы расположился один из самых уютных городков России. Пять лет назад Боровск вошёл в Ассоциацию малых туристических городов России. С первого взгляда город влюбляет в себя наивными и не очень картинами на стенах домов, витающим духом основоположника космонавтики Циолковского и гостеприимными кафе с местным чаем.
Юрий Лобачёв: создатель школы национального комикса в Сербии 27.09.2021
Дом русского зарубежья продолжает возвращать на родину забытые имена и наследие деятелей русской эмиграции. Первым в новом проекте «Пространство общей памяти: историческое наследие русского зарубежья в Европе» стало имя русско-сербского художника Юрия Лобачёва, создателя национального сербского комикса.
Славная бекеша, практичный анорак 27.09.2021
Каких только синонимов нет у самой популярной демисезонной одежды – куртки: косуха, кожан, штормовка, китель, бекеша, аляска, парка, бушлат, тужурка и даже чарльстонка… И у каждого названия своя интересная история.
Загадка трёх струн 24.09.2021
Медведь в косоворотке и лаптях бренчит на балалайке – какой стереотип о России сильнее этого? В реальности медведи в России – в лесах и зоопарках, косоворотки и лапти – в музеях и на фольклорных концертах. Зато балалайка завоевала своё место не только в филармонической афише практически любого российского города, но и на международной сцене – в классических залах и даже на рок-концертах.
Алгоритмы «Фейсбука» против русских фамилий и переулков 23.09.2021
Громкая новость последних дней: главный тренер волгоградской футбольной команды «Ротор» Дмитрий Хохлов подал в суд на американскую социальную сеть «Фейсбук». Главная претензия Дмитрия касается его фамилии, которая «не нравится» социальной сети. Алгоритмы «Фейсбука» помечают её как неприемлемое слово и отправляют в бан тех, кто так или иначе упоминает фамилию тренера.
По методу Станиславского. Российскую театральную школу экспортируют 22.09.2021
Российский институт театрального искусства – ГИТИС совместно с Россотрудничеством запускают образовательный проект “STANISLAVSKY. METHOD”. Речь идёт о выездных школах театрального мастерства в странах СНГ (и не только), преподавание в которых будет вестись российскими театральными педагогами – разумеется, по системе Станиславского.
Примечания
- ↑ Революция и гражданская война в России: 1917—1923 гг. Энциклопедия в 4 томах. — М.: Терра, 2008. — Т. 4. — С. 528. — 560 с. — (Большая энциклопедия). — 100 000 экз. — ISBN 978-5-273-00564-8.
- (недоступная ссылка). Дата обращения: 27 сентября 2008.
-
Приводится по книге Элизабет Хереш (нем. Elisabeth Heresch; 1992). В списке исполнителей фигурирует имя Над Имре, которого отождествляют с известным впоследствии венгерским политическим и государственным деятелем Имре Надем:
Революционный комитет при Екатеринбургском Совете Рабочих и Солдатских Депутатов РЕВОЛЮЦИОННЫЙ ШТАБ УРАЛЬСКОГО РАЙОНА Чрезвычайная комиссия С п и с о к Команды особого назначения в Дом Ипатьева / I-го Камишл.стрелк.полк / Комендант: Горват Лаонс Фишер Анзелм Эдельштейн Изидор Фекете Эмил Над Имре Гринфельд Виктор Вергази Андреас Обл.Ком. Ваганов Серге Медведев Пав Никулин Гор.Екатеринбург 18-го июля 1918 г. Начальник ЧК Юровский
- Все семь солдат, указанных в списке и якобы представленных комендантом Юровским для выполнения приговора, были венгерскими революционерами из числа военнопленных. Они не говорили по-русски, и Юровский якобы говорил с ними по-немецки. Сторонники этой версии объясняют участие в расстреле венгров тем, что в ЧК якобы опасались, что русские солдаты не будут стрелять в царя и его семью, что не имеет под собой никаких оснований.
- ↑
[править] Источники
- Справочник по истории Коммунистической партии и Советского Союза 1898 — 1991
Последние Романовы
|
|
---|---|
Николай II · Александра ФёдоровнаАлексей НиколаевичОТМА : Ольга Николаевна · Татьяна Николаевна · Мария Николаевна · Анастасия Николаевна ·Георгий Михайлович · Дмитрий Константинович · Елизавета Фёдоровна · Игорь Константинович · Иоанн Константинович · Константин Константинович · Михаил Александрович · Николай Михайлович · Павел Александрович · Сергей Михайлович • Владимир Палей |
|
|
|
|
|
Распутин и царская семья · Царская семья после отречения Николая II · Расстрел царской семьи · Алапаевские мученики · Убийство Михаила Александровича · Расстрел великих князей в Петропавловской крепости ·Романовы после 1917 года · Изгнание Романовых |
Евгений Боткин · Алексей Волков · Анастасия Гендрикова · Анна Демидова · Василий Долгоруков · Климентий Нагорный · Иван Седнёв · Илья Татищев · Алексей Трупп · Иван Харитонов · Екатерина Шнейдер · Яков Юровский · Пётр Ермаков |
|
|
Анна Андерсон · Евгения Смит · Надежда Иванова-Васильева · Магдалена Верес · Элеонора Крюгер · Алина Карамидас · Алисон Каброк · Мария Марти · Чеслава Шапска · Аверис Яковелли · Мишель Анше · Мэддис Айорт · Марга Бодтс · Михал Голеневский · Алексей Пуцято · Джозеф Верес · Василий Филатов · Эйно Таммет |
|
|
|
Храм на Крови · Цареубийца · Николай и Александра · Анастасия: Загадка Анны · Романовы. Венценосная семья · Анастасия (фильм) · Анастасия (мультфильм) · Распутин (2011) · Григорий Р. · Анастасия (мюзикл) · Царский домик в Красной Поляне |
Бриллиантовая эпопея
После расстрела императорской семьи трупы должен был убрать Ермаков. Яков Михайлович решил принять в этом участие под предлогом, что проследит, чтобы все было сделано аккуратно. Но причина такого решения крылась в другом. Юровский знал, что царица скупала драгоценности и бриллианты, и решил их найти во время осмотра трупов.
Тела были скинуты в глубокую заброшенную шахту. Уничтожены они были через сутки путем сожжения огнем, чтобы не осталось даже мощей. Тогда и нашлись бриллианты. Они были зашиты в одежду царевен. Общий вес драгоценностей тянул на полпуда. Юровский написал, что все бриллианты были закопаны в подвале одного из домиков на территории Алапаевского завода.
В Москву они, якобы, попали позже. Но в описи ценностей царской семьи никаких драгоценностей не числилось. В списке были только шубы, столовые приборы, иконы. Подлинная судьба драгоценностей некоторое время оставалась неизвестной. Часть их была перевезена в московский Госбанк.
Местные жители подняли мятеж, обвиняя большевиков в расхищении. В результате, Юровский принял участие в подавлении бунта. Мятежники были безжалостно расстреляны. Руководил этим кровопролитием Яков Юровский. Он сам показывал пример, убивая восставших. Царские драгоценности нашлись только в июле 1920 года. Их сдал коменданту Кремля лично Юровский, перебравшийся в Москву.
Судьба Ермакова
Петр Ермаков похоронен на Ивановском кладбище Екатеринбурга, недалеко от сказочника Бажова.
Когда закончилась гражданская война, Ермаков устроился работать сотрудником правоохранительных органов в Омске, а потом в Челябинске и Екатеринбурге. В 1927-м году он дослужился до начальника уральской тюрьмы.
Ермаков не единожды с гордостью рассказывал трудящимся о том, как расстреляли царскую семью. Он получил за свою жизнь немало поощрений, ему даже давали звание почетного ударника социалистического труда.
Но любили Ермакова не все. Например, возглавив Уральский военный округ, Георгий Жуков даже руки не подавал Петру Ермакову, говоря при этом: «Я палачам руки не пожимаю!»
Ермаков успешно избежал репрессий, прожил спокойную и беззаботную жизнь, умерев в возрасте 68-ми лет. В 1960-х в честь Петра Ермакова назвали улицу в Свердловске, но когда распался Советский Союз, название сменили. Интересно, что его памятник постоянно подвергается нападкам вандалов, которые поливают его красной краской…