Икона “спас всемилостивый”: значение и молитва
Содержание:
- Тутаев: достопримечательности города и икона, под которой подлезают
- Описание святого лика
- Росписи
- История храма
- Как правильно молиться перед иконой
- Особенности архитектуры
- Тутаевский крестный ход. Одна из самых больших икон Православия — Спас Всемилостивый
- Как добраться до Воскресенского собора в Тутаеве
- О чем просят перед образом
- Над росписью Крестовоздвиженского храма трудился легендарный Гурий Никитин
- Интерьер Воскресенского собора Тутаев
Тутаев: достопримечательности города и икона, под которой подлезают
В 50 км от Ярославля расположен Тутаев – небольшой провинциальный городок с многовековой историей. До революции он назывался Романовым-Борисоглебском, поскольку возник в результате объединения в 1822 г. города Романова и Борисоглебской Слободы. Современное имя он получил в 1918 году в честь рядового красноармейца Ильи Тутаева.
Со временем на Борисоглебской (правой) стороне выросли современные кварталы. Романовская (левая) сторона осталась очаровательным провинциальным уголком. Но кое-что осталось и в Борисоглебской стороне. Стоит там настоящая жемчужина русской духовной архитектуры – Воскресенский собор, в котором много лет хранится поистине удивительная святыня: икона Спасителя.Икона не просто поражает своими размерами (2 метра 78 сантиметров ширины и 3 метра 20 сантиметров высоты): она чудотворная. Считается, что Всемилостивый Спас помогает при болезнях костей и суставов, но дело здесь вовсе не в «медицинских показаниях». Это – намоленная икона.«Оглавный» лик Спасителя темен, едва различим (можно только увидеть, что лик Спасителя не грозен, но исполнен скорби, правая Его рука благословляет, а левая держит раскрытое Евангелие). И это неудивительно, ведь иконе более 600 лет. Кстати, икону никогда за эти столетия не пытались взвешивать, просто считается, что для ее переноски необходимы 30 мужчин. Для переноски Всемилостивого Спаса на специальных носилках необходимо вдвое больше этого числа. Напротив иконы – древняя фреска, изображающая Страшный суд. Написанные на стене Воскресенского собора картины с символическим изображением «неверных царств», всех земных народов, загробных мучений, грехов и бесов считаются самыми убедительными во всей древнерусской монументальной живописи. Возможно, именно поэтому Спаситель взирает на нас со скорбью. В 1749 г. икона Спаса приглянулась Ростовскому митрополиту Арсению, и он распорядился отвезти ее в свой архиерейский дом в Ростов. Долгих 44 года икона находилась в вынужденном изгнании. Все эти годы борисоглебцы боролись за возвращение святыни, и наконец в 1793 году они добились своего. Из Ростова Всемилостивого Спаса несли на руках; не доходя до города трех верст, решили омыть образ от дорожной пыли в речке Ковать, после чего в этом месте забил ключ чистой воды. Этот источник существует и поныне, а вода в нём обладает целительной силой. С той поры у святого образа стали совершаться чудеса исцелений от физических недугов и духовных болезней. В память этого события для Спасителя был сделан драгоценный венец, а икону украшала богатая серебряная с позолотой риза весом более 35 кг. Ныне существующий венец — копия оригинального, утраченного во время кампании 1922 года по изъятию церковных ценностей. Риза исчезла бесследно.Икона и весь Воскресенский собор сохранились почти в первозданном виде до наших дней. Собор никогда не закрывался, и службы в нем не прерывались. Рассказывают, что среди большевиков распространился слух о том, что, если кто хоть попытается тронуть Всемилостивого Спаса с недобрыми намерениями, тотчас же погибнет. На сохранность храма повлияло еще и то, что приход Воскресенского собора насчитывал полторы тысячи человек, и его побоялись закрыть во избежание народных волнений.Раз в год Всемилостивый Спас отправляется в большое путешествие. Он «идет» в гости на левый берег, из Борисоглебска в Романов. Крестный ход занимает целый день, ведь Спаситель должен благословить каждую церковь Романовской стороны, которых насчитывается шесть. Путешествию не мешает даже то, что на другой берег Волги надо переправляться на пароме (мостов через великую реку в Тутаеве нет).Нести Спаса в течение 7 часов – труд нелегкий, но от тех, кто исполняет это послушание, не услышишь жалоб и сетований. Для людей эта работа – радость. А для жителей Романова крестный ход со Всемилостивым Спасом – большой праздник. Хозяйки выносят на улицу воду, чтобы напоить путешествующих, а ближе к вечеру в ограде Спасо-Архангельской церкви накрываются столы и романовцы угощают всех (набирается между прочим несколько сотен человек!) сытным обедом. Возвращается Спаситель на свое обычное место уже вечером, когда солнце завершает свой дневной путь.Существует давняя традиция с молитвой проползать под чудотворной иконой Спасителя на коленях. Для этого в киоте под иконой устроено специальное окошко. В доске под святым образом, по которой ежедневно проползают многие люди, за два столетия вытерли как бы две колеи. Это снимает многие болезни, проблемы и просто душевную боль.
Описание святого лика
Икона Спас Всемилостивый относится к типу иконы Вседержителя. На таких иконах он предстает как Судия, центральный образ Господа. Первое изображение Вседержителя датировано примерно серединой XII века. Иисус Христос предстает в полный рост.
Его взор печален и полон скорби, но не осуждает. Первое появление этой иконы пришлось на духовный подъем народа на Руси. Икона обладает чудотворными свойствами, поэтому с лика Господа сделано множество копий. На таких иконах Иисуса Христа изображают как в полный рост или сидя, так и по пояс или погрудно.
В пропорциях рук Спасителя по отношению к остальному телу наблюдается некоторое несоответствие. Исследователи объясняют это тем, что художник изначально планировал писать икону другого типа.
Икона имеет очень внушительные размеры. Её ширина составляет 2,78 м, а высота — 3,20 м.
Наиболее прославленным списком в таком стиле является икона Всемилостивого Спаса в Тутаеве – погрудное изображение Христа, на котором в левой руке он держит раскрытое Евангелие, а правую поднял в благословляющем жесте. На других копиях с первоначального образа Вседержителя иногда в свиток заменяет книгу.
Икона Спаса в Тутаеве со временем начала темнеть, связано это с тем, что раньше иконы завершали слоем масла подсолнуха для закрепления красок. Эта икона единственная из всех в Воскресенском соборе, с которой не сняли масляный слой. Но лик Господа хорошо читаем с иконы и, кажется, смотрит в душу, обнажая её и освобождая.
Металлическая рама, которую используют в Крестный ход, имеет особое устройство, чтобы мужчины могли опереть её на плечи и нести таким образом икону. В раме есть арки, чтобы верующие могли пройти под ликом Бога во время пешего хода или остановки. Как и в старину икону несут непокрытую, даже в дождь и непогоду.
Над головой Спасителя золотой венец, который по праву можно назвать произведением искусства. Венец украшен чеканными узорами. Спустя века работа мастера не затерлась и по-прежнему радует глаз.
Росписи
Храм был расписан в 1680 годах артелью ярославских художников. Росписи отличаются большим числом повествовательных сюжетов. Галерея расписана в основном на темы Ветхого завета. На южной стене галереи представлена спокойная и идиллическая картина райской жизни Адама и Евы в окружении смирных зверей. На западной стене экспрессивно изображена история Ноя и всемирного потопа. В сцене разрушения Вавилонской башни представляет интерес детально представленная современная художнику техника проведения строительных работ. На северной стороне — история Ионы. Интересно изображение кита. Художника, видимо не представлял реального животного и изобразил скорее гигантскую рыбу. На галерее имеются и исторические сюжеты, например, крещение Руси князем Владимиром и история Евлогия-каменосечца.
В главном храме представлены евангельские сюжеты и грандиозная картина страшного суда, расположенная на западной стене. Изображения комментируются надписями, среди них кроме библейских цитат находятся и стихи Симеона Полоцкого.
Особенность храма — богатые росписи наружных стен. Стены центральной части заканчиваются ложными закомарами, поверхность которых была заполнена фресками, кроме того на стенах имеется ещё несколько росписей, иконописного типа. Наружные фрески храма неоднократно переписывались масляной живописью.
История храма
Тутаев — город, который входит в Золотое Кольцо памятников России. До 1918 года он назывался Романов-Борисоглебск, всего в нем проживает больше 40 тысяч человек. Романов был построен на левой стороне Волги в 1283 году по инициативе благоверного князя Угличского Романа Владимировича. Он располагался на левой стороне Волги, а вот на правой стороне этой реки еще раньше Романова в 1238 году появилась Борисоглебская слобода.
Воскресенский собор в Тутаеве, Ярославская область
Городом владели углицкие князья, последний из них Андрей Большой был арестован великим князем Московским Иоанном III и Углицкий удел вместе с Романовым-Борисоглебском стал частью Московского государства.
Внук Ивана III первый русский царь Иван IV Грозный стал заселять Романов татарами с целью их христианизации и в городе появились мечети. Но идея христианизации оказалась неудачной, и бо́льшая часть татар оставалась мусульманами.
Поэтому в 1760 году последовал царский указ, переселявший всех романовских татар в окрестности Костромы в так называемую Чёрную слободу. А в 1822 году город Романов и Борисоглебскую слободу объединили в единый административный центр.
Воскресенский собор города Тутаева построен был в правой части города — в Борисоглебской слободе. На довольно возвышенном месте, так что он красиво открывался со всех сторон.
Этапы строительства храма:
- по старому преданию, на месте храма с древних времен существовала деревянная церковь в честь святых Бориса и Глеба, возможно, это была первая церковь, от которой и получила свое название Слобода;
- в 1652 году иждивением купца Котлованова и при помощи жителей слободы был возведен каменный, тёплый храм с тремя престолами;
- в 1672 году были разобраны шатровые купола над храмом и надстроен второй этаж, который был освящен в честь обновления храма Воскресения Христова;
- в период с 1679 по 1680 годы Воскресенский собор в городе Тутаеве был расписан мастерами из города Ярославля;
- в XVIII построена колокольня, ограда, а в главном храме устроен иконостас, который дожил до нашего времени.
Воскресенский собор в Тутаеве Ярославской области никогда официально не закрывался, хотя в советское время в связи с репрессиями против духовенства какое-то время служб в нем не совершалось, но они возобновились уже в 1940-е годы.
Важно! В 1950-1960-х годах восстановлением сильно обветшавшего храма занимался церковный староста Егор Егорович Седов, он не раз сидел за веру и скончался после того, как в ремонтируемом соборе на него обрушились строительные леса. Исповедник Георгий прославлен Русской православной церковью, как святой и мощи его находятся в Воскресенском соборе
Как правильно молиться перед иконой
Молиться перед иконой Всемилостивого Спаса можно храме или дома, главное, чтобы ничто не отвлекало вас от молитвы. Необходимо настроиться на молитву, прийти в чувство смирения и покаяния. Можно зажечь свечу или лампаду, осенить себя крестным знамением.
Сначала можно прочесть текст молитвы данной иконы.
Молитва пред иконой Всемилостивого Спаса
Благий Человеколюбче, Премилосердый Господи, недуги наша понесый и ранами Твоими нас исцеливый. Пред Твоим Величеством припадающе смиренно молим Тя: призри, Благосерде, на рабы Твоя; и якоже древле исцелил еси разслабленнаго, тако и ныне, Целителю Благий, милостию и щедротами Твоими рабы Твоя посети, и уврачуй нашу болезнь греховную. Недуги наша душевныя и телесныя во здравие претвори, немощи в силу преложи, печали в радость и скорбь во утешение премени. Отыми же от нас всякое уныние и забвение, ум наш укрепи и утверди во еже всегда в заповедех Твоих поучатися; вся уды наша исправи во еже волю Твою благую и совершенную творити, Ты бо еси целитель душ и телес наших и Тебе славу возсылаем во веки веков. Аминь.
Затем можно обратиться к Господу своими словами, упомянув в прошении все свои нужды.
Особенности архитектуры
Сегодня тутаевский собор Воскресения Христова полностью отреставрирован. В небольшой храмовый комплекс входит шатровая звонница (XVII ст.), Святые врата (XVII ст.), надпрестольный столп (XIX ст.), каменная ограда (XIX ст.) и сторожка (ХХ ст.).
Колокольня вместе с вратами расположена на южной стороне, фасадом к центральному проспекту бывшего Борисоглебска. До конца XIX столетия звонницу украшали не только колокола, но также большие часы, оповещавшие время боем. Вокруг церкви выстроена невысокая каменная ограда, которая, как и остальные сооружения, обильно усеяна узорчатыми элементами декора. Скромная сторожка, расположенная внутри двора, во время религиозных гонений служила прибежищем для священников и жителей монастыря.
Сам Воскресенский собор имеет два яруса, обнесенные галереей. Южный престол освящен во имя Бориса и Глеба, а северный – по имени апостолов Петра и Павла. Здесь же есть еще один придел, находящийся в подклете – зимняя церковь Пресвятой Девы Марии.
Тутаевский крестный ход. Одна из самых больших икон Православия — Спас Всемилостивый
Тутаевский крестный ход проходит дважды в год в старинном русском городе Тутаев
Спас Всемилостивый. Воскресенский собор. Тутаев
Одна из самых больших икон Православия – огромный поясной образ Спаса Всемилостивого находится в старинном русском городе Тутаев. Размеры иконы впечатляют. 3,2 метра в высоту и 2,8 м в ширину. Но самое удивительное, что Всемилостивый Спас дважды в год «выходит» из Воскресенского собора – храма, где он находится и «обходит» Спас с крестным ходом весь город.
Сам Тутаев, где находится эта икона, расположен в Ярославской области, на берегах реки Волги. Имеет древнюю историю и до 1918-го года носил название Романов-Борисоглебск. Город расположен на обоих берегах Волги и возник в результате слияния двух самостоятельных городов. Романова (левобережная часть реки) и Борисоглебска (правобережная сторона).
Между частями города, разрозненно расположенных на обоих волжских берегах, сообщение осуществляется с помощью паромной переправы. Так как моста нет. Паром ходит весь день, дважды в час, за исключением ночного времени. Ночью из одной части города в другую можно попасть только частным образом, на своём или арендованном катере или лодке.
Тутаев. Ярославская область
Крестный ход в Тутаеве
Тутаевский крестный ход. Спас Всемилостивый
Тутаевский крестный ход с иконой Спаса Всемилостивого проходит дважды в год. Первый раз икону несут по правому берегу, по Борисоглебской стороне, во второй — в последнее воскресенье перед праздником Илии-пророка, по левому берегу, по бывшему Романову.
Для того, чтобы икона «прошла» крестным ходом по Романовской стороне Тутаева, её на пароме перевозят на другой берег Волги, где и расположена эта часть города.
Тутаевский крестный ход. Спас Всемилостивый на паромеТутаевский крестный ход. Спас Всемилостивый на паромной переправеТутаевский крестный ход. Спас Всемилостивый
При большом стечении народа, на специальных носилках, на которых устанавливают Спас, около двадцати крепких мужчин, несут весь крестный ход эту удивительную икону.
Волжские берега в этих местах круты и обрывисты. Нести икону тяжело, и она медленно, в составе процессии «выходит» из храма , и спустившись к Волге, паромом, «плывёт» на другой берег, где крестным ходом «обходит» храмы, улицы и районы Романовской стороны Тутаева.
Крестный ход в Тутаеве. Спас ВсемилостивыйТутаевский крестный ход. Спас ВсемилостивыйТутаевский крестный ход. Спас Всемилостивый
За мужчинами, несущими Всемилостивый спас, женщины несут табуретки. Берега волжские круты, икона тяжела, во время процессии мужчины, несущие икону устраивают остановки, и ставят носилки не на землю, а на табуретки. Заботливо приготовленные для такого случая участницами крестного хода.
Тутаевский крестный ход
Крестный ход проходит в течение всего дня, процессия со Спасом медленно и величественно обходит город, а к вечеру, к ночи, икону обратно паромом переправляют в Воскресенский собор. Где она будет находиться до следующего крестного хода и доступна для поклонения верующих.
Тутаевский крестный ход. Спас ВсемилостивыйТутаев. Волга
- Вот здесь можно прочитать про один из традиционных фестивалей. Который проводится в Тутаеве:
- Мисс Овца и конкурс стригалей
- В Дранкипенаты (в Рубрику о путешествиях по России): Перейти
В Рубрику всех записей блога «Пение бороды» Перейти….
- На Главную страницу Дранкисайта: Перейти…
- Оставить комментарий можно в самом низу страницы
- или
Подписаться на новые статьи на сайте
Как добраться до Воскресенского собора в Тутаеве
Чтобы попасть в Воскресенский собор, вам нужно доехать до Тутаева. Ближайшие к нему крупные города — это Ярославль и Рыбинск. Оба города связаны с Тутаевым хорошим автобусным сообщением.
Ежедневно из Ярославля в Тутаев отправляются рейсовые автобусы. Автобус отходит от ярославского автовокзала и прибывает на автовокзал в Тутаеве. Первый автобус отправляется в 5.20, последний в 21.30. Расстояние между городами 43 км, время в пути около 1 часа
Обратите внимание, что автобусы, прибывающие на Левый берег Тутаева не подходят в этом случае
Две части города находятся по разные стороны реки и не имеют прямого сообщения. Летом работает паромная переправа, зимой из одной части города в другую можно попасть только в объезд через Ярославль.
Из Рыбинска так же есть множество автобусных рейсов в Тутаев, как прямых, так и транзитных. Расстояние между городами 49 км. Первые рейсы отправляются из Рыбинска в 6 утра, последние в 23 часа. Периодичность 15–30 минут, время в пути от 40 минут до 2 часов.
От автовокзала до Воскресенского собора около 2 км, вы легко сможете пройти это расстояние пешком.
Если вы едете личным автомобилем, держитесь трассы Р151. Рядом с собором организована стоянка для личных автомобилей.
Из Ярославля и Рыбинска также можно добраться, используя приложения Яндекс Такси или Maxim.
Парковка перед Воскресенским собором — панорама Google Maps
О чем просят перед образом
Христиане молятся перед изображением пресвятого Господа, благословляющего людей и держащего в руке Евангелие, уже несколько веков подряд. Спас Всемилостивый — одна из главных храмовых икон. Перед святыней читают молитвы, поют церковные гимны, проводят богослужения. Христиане прославляют Господа, благодарят его за жизнь, просят о милости, заступничестве и спасении.
Святейшему образу Всемилостивого Бога молятся люди с болезнями ног, рук и суставов. Считается, что молитвы именно к этой иконе помогают верующим выздороветь. Во многих храмах есть пресвятой образ Спасителя Всемилостивого, около которого люди столетиями молились и получали от Бога исцеление своих недугов.
Православные христиане России считают святыню своим божественным щитом от неприятелей. Во времена нападения врагов верующие молились перед пресвятым образом Господа и получали небесную защиту. Икону Спаса Всемилостивого несли на руках в бой с неприятелем, и каждый раз побеждали в сражении.
Святыня помогает одолеть не только видимого, но и невидимого врага. Молитвы святейшему образу защищают верующих от дьявольских козней, спасают от клеветы, несправедливого обвинения. Пресвятому Господу молятся невинно осужденные, несправедливо обиженные и оклеветанные люди. Святыня помогает и при душевных расстройствах.
Святейшему Спасителю, благословляющему христиан, молятся в момент скорби или искушения. Господь помогает людям обрести душевный покой, смириться с его Божьей волей, порой кажущейся слишком жестокой. На самом деле, Бог специально посылает христианам испытания, чтобы верующие через страдания очистили душу от греха.
Молитвы святейшей иконе Спаса Всемилостивого помогают укрепить веру в Христа, прожить жизнь в согласии с заповедями Божьими. Молясь святыне, люди просят Спасителя наставить их на путь праведный, уберечь от грехопадения, дать силы вынести все испытания. Пресвятого Бога молят о прощении за грехи. Верующие уповают на милость Господа и надеются, что после смерти Христос примет их душу в свое Небесное Царство.
Над росписью Крестовоздвиженского храма трудился легендарный Гурий Никитин
Итак, на левом берегу Волги благоверный князь Роман Владимирович закладывает Крестовоздвиженскую церковь и организует сооружение земляных валов с деревянными укреплениями по ним. Храм восстанавливал Роман Васильевич, и тоже в дереве. В эпоху Ивана Грозного, по царскому велению и за счет государевой казны, на месте деревянного храма возвели каменный. Тогда еще не было ни колокольни, ни поздних пристроек. Кровлю впоследствии из позакомарной переделали в более простую, четырехскатную, и покрытие над апсидами объединили по одной плоскости. Существующий ныне собор закончен в XVII веке, в эпоху расцвета ярославского зодчества и, вместе с тем, экономики края.
Крестовоздвиженский собор
Здесь очень много типичных для ярославской храмовой архитектуры примечательных деталей, хотя начинали строительство московские зодчие, трудившиеся до 1652 года. Конструктивно Крестовоздвиженский собор – крестово-купольный четырехстолпный храм с двумя приделами, окруженный галереей. Над белоснежным четвериком поднимаются пять серебряных глав, высота которых вместе с золочеными крестами сопоставима с размерами основного куба. С севера и востока к нему примыкают приделы, посвященные Введению во храм Пресвятой Богородицы – северный, теплый – и Смоленской иконе Богоматери – южный. В 1658 г. у храма имелся только один, южный придел; северный вырос в 1670-х. Над приделами возвышаются высокие, изящные шатры, а с восточной стороны храм до половины высоты завершают пять полукруглых апсид, подчеркивая целостность сооружения. Северо-западный угол Крестовоздвиженского собора замыкает шатровая колокольня. Внутренняя поверхность стен щедро расписана, но роспись эта нуждается в реставрации.
Расписывали храм за время строительства дважды. Считается, что авторство отдельных фрагментов тех фресок принадлежит прославленному Гурию Никитину, костромскому изографу, работавшему в эту пору под руководством другого известного мастера, Василия Ильина (Запокровского), выходца из Ярославля. Первичную стенопись закончили в 1650-х, а спустя двадцать лет храм расписали заново, и выполняла эту работу артель под началом уже ставшего знаменитым Гурия Никитина. В XIX веке собор капитально отремонтировали; тогда же появились характерные для этого столетия портики с колоннами.
Крестовоздвиженский собор
Интерьер Воскресенского собора Тутаев
С художественной точки зрения, главное достояние внутренней части Воскресенского собора Тутаева — иконостас, настенные росписи и росписи галерей летнего храма. Также заслуживают внимания ктиторские места XVII века.
Иконостас летнего храма, созданный в конце XVII — начале XVIII веков, включает в себя иконы из более раннего тяблового иконостаса конца 1670-х годов. Он имеет восемь рядов (сверху вниз): страстной, праотеческий, пророческий, пядничный, деисисный, праздничный, местный, пророческий (дополнительный). Венчает иконостас Распятие с предстоящими Пресвятой Богородицей и Иоанном Богословом. Пристолпные иконостасы завершаются деревянными изображениями ангелов с рипидами. Главная деталь в резьбе иконостаса — виноградная лоза, символизирующая учение Христово. Летний храм Воскресенского собора расписывала артель ярославских мастеров в конце 70-х годов XVII века. Новейшие исследования с достаточной долей вероятности позволяют заключить, что руководил артелью изограф Федор Карпов.
В центральном объеме храма на южной и северной стенах, в четырех живописных ярусах, подробно разворачивается Евангельское повествование. Нижний ярус южной стены посвящен Вселенским Соборам. Всю западную стену занимает композиция «Страшный Суд». Русские святые князья и воины-мученики изображены на столпах. На сводах — двунадесятые праздники и композиция «Премудрость созда Себе Храм». В центральном куполе — Господь Вседержитель, в малых — Еммануил и икона Божией Матери «Знамение». Стенопись алтаря посвящена литургическим сюжетам: «Се Агнец Божий» (жертвенник), «Великий Вход» (главный алтарь), в дьяконнике — «Воскресение Христово» и чудеса воскрешений, а также Патриархи Вселенской Церкви и избранные святые.
Роспись галерей представляет «изложение в красках» ветхозаветной истории, а именно — важнейших сюжетов Книги Бытия. На сводах южной галереи помещаются следующие композиции:
«Дни творения», «Грехопадение», «Каин и Авель», «Ной. Потоп». На сводах западной галереи: «Завет. Сыновья Ноя», «Вавилонская башня», «Авраам», «Мельхиседек. Странноприимство Авраама», «Лот. Содом», «Рождение Исаака. Принесение Исаака в жертву»
Живопись сводов северной галереи связана с жизнью Иакова и его двенадцати сыновей, среди которых основное внимание, конечно же, уделено Иосифу Прекрасному
Саша Митрахович 15:49