Молитва, тропарь, кондак и величание свт. луке крымскому

Проповеди

Дар проповедника «открыл» у будущего святителя Луки Ташкентский епископ Иннокентий. «Ваше дело не крестити, а благовестити», — сказал он только что рукоположенному священнику о. Валентину Войно-Ясенецкому. «Считаю своей главной архиерейской обязанностью везде и всюду проповедовать о Христе», — заявил он в Симферопольском соборе 31 октября 1952 года. И принцип этот выдерживал до последних дней.

Епископ Ташкентский и Туркестанский Иннокентий (Пустынский) и священник Валентин Войно-Ясенецкий

О чем же говорил в храме владыка Лука? И как говорил? Свидетельствует очевидец, протоиерей Евгений Воршевский: «Архиепископ Лука сам сложил святой антиминс и закончил служение Литургии. Перед отпустом он вышел для произнесения проповеди. Весь храм замер в ожидании. И вот раскрылись уста проповедника. Каждое слово исходило из глубины сердца, исполнено было глубокой веры и преданности воле Божией. Со всех сторон храма доносились плач и тихие рыдания. Слова архипастыря падали, как спелые зерна, и глубоко проникали в сердца слушателей. Каждый чувствовал себя обновленным после проповеди такой силы духа и веры». Проповеди свт. Луки коротки, он не утомляет слушателей «многоглаголанием». Темы самые разнообразные, но центром и осью всех речей остается Евангелие. Нередко он обращается к предметам, которых по причине плохой подготовленности или из боязни начальственного окрика, священники вообще не касались. Так многие проповеди посвящены совместимости науки и религии. Всей мощью своей эрудиции, привлекая факты эволюционного учения, физиологии и психологии, проповедник выступает на защиту евангельского учения о триедином составе человека: духе, душе и теле, — триединстве, которому он посвятил свою знаменитую монографию. Защищая веру от нападок, свт. Лука приводит свидетельства выдающихся ученых и философов, обращается к истории человеческой мысли. Многократно предостерегает он своих слушателей от греха фанатизма, ненависти к инакомыслящим, к людям иных взглядов. «Относитесь бережно ко всякой чужой вере, никогда не уничижайте, не оскорбляйте» (Слово в праздник Преполовения, 1953 г.). Подводя итоги своей церковной жизни, святитель Лука утверждал, что за 38 лет священства произнес он 1250 проповедей, из которых не менее 750 были записаны и составили двенадцать толстых томов машинописи. Совет Московской Духовной Академии назвал это собрание проповедей «исключительным явлением в современной церковно-богословской жизни» и избрал автора почетным членом Академии. В наши дни, к великой радости верующих, труды святителя стали доступны широкому кругу читателей.

Проповеди на сайте Азбука.ru Проповеди в библиотеке «Золотой корабль»

Песнь 5

Ирмо́с: Повеле́ния Твоя́ просвеще́нием, Христе́ Бо́же, я́ко Бла́г, показа́л еси́, зане́, Светода́вче, от но́щи у́тренююще, сла́ву возсыла́ем.

ПрипевПрипев: Святи́телю, о́тче Луко́, моли́ Бо́га о на́с.

Еди́ницу в Тро́ице, Триипоста́сное Божество́, богосло́вил еси́, Луко́ блаже́нне, и триеди́ный соста́в челове́ческаго естества́ писа́нии твои́ми изъясни́л еси́.

ПрипевПрипев: Святи́телю, о́тче Луко́, моли́ Бо́га о на́с.

Егда́ испыта́ние ра́тное прии́де на зе́млю на́шу, тогда́ ты́, святи́телю, во враче́бнице гра́да Красноя́рска, враче́бное иску́сство прилага́я, мно́гия во́ины от неисце́льных ра́н исцели́л еси́ и к жи́зни возврати́л еси́.

ПрипевПрипев: Святи́телю, о́тче Луко́, моли́ Бо́га о на́с.

Словеса́ похва́льная приими́ ны́не от на́с, недосто́йных ча́д твои́х, святи́телю Луко́, и моли́ Христа́ Бо́га, да изба́вит на́с шу́ияго стоя́ния и сподо́бит Небе́снаго Ца́рствия Своего́.

Сла́ва, и ны́не: Еди́на Чи́стая, Богороди́тельнице, не пре́зри моле́ний ра́б Твои́х, но уго́дника Твоего́ ра́ди принеси́ сия́ ко престо́лу Сы́на Твоего́, да спасе́т ду́ши на́ша.

Молитва Луке Крымскому об исцелении, перед операцией, о здравии и выздоровлении болящего

В наше время люди по ряду причин страдают от разных болезней. Некоторые из них можно вылечить медикаментозно, а другие, сделав операцию. Но, к сожалению, есть и неизлечимые. Но даже в случае постановления неутешительного диагноза, нельзя опускать руки. Необходимо бороться всеми возможными способами и верить в чудеса. Они на самом деле могут случаться.

Молитва Святому Луке Крымскому Преподобный Лука — один из наиболее почитаемых Святых среди верующих. Его просят: О здравии родственников и близких друзей, знакомых; Об исцелении ребенка; Об успешном зачатии малыша; Об исцелении от рака и других смертельных недугов. Когда болеют родные люди на это просто невыносимо смотреть. В такой ситуации мы пытаемся сделать все возможное и невозможное, чтобы спасти жизнь любимого человека. Ведь главное не бездействовать, когда каждая минута дорога. Следует искать любые способы решения проблемы — лучшие клиники, опытных специалистов. Кроме того, всегда нужно помнить, что Бог видит всё и всех. Он обязательно поможет, стоит только попросить о помощи. Лука Крымский — это Святой, заживший славы еще при жизни. Он был очень талантливым хирургом. Сам Господь даровал ему талант спасать жизни людские. Лука делал очень сложные операции, этим самым излечивал безнадежно больных. Он целиком посвятил свою жизнь спасению людей, их исцелению, он даровал им самое ценное, что может быть — жизнь. Вот и после смерти своей, он помогает каждому человеку, который нуждается в его поддержке. А вот, как звучит сам молебен о здравии болящего: О всеблаженный исповедниче, святителю отче наш Луко, великий угодниче Христов. Со умилением приклоньше колена сердец наших, и припадая к раце честных и многоцелебных мощей твоих, якоже чада отца молим тя всеусердно: услыши нас, грешных, и принеси молитву нашу к милостивому и человеколюбивому Богу, Емуже ты ныне в радости святых и с лики ангел предстоиши. Веруем бо, яко ты любиши ны тою же любовию еюже вся ближния возлюбил еси, пребывая на земли. Испроси у Христа Бога нашего, да утвердит чад Своих в духе правыя веры и благочестия: пастырям да даст святую ревность и попечение о спасении вверенных им людей: право верующия соблюдати, слабые и немощныя в вере укрепляти, неведущия наставляти, противныя обличати. Всем нам подай дар коемуждо благопотребен, и вся яже к жизни временней и к вечному спасению полезная: градов наших утверждение, земли плодоносие, от глада и пагубы избавление, скорбящим утешение, недугующим исцеление, заблудшим на путь истины возвращение, родителем благословение, чадом в страсе Господнем воспитание и научение, сирым и убогим помощь и заступление. Подаждь нам всем твое Архипастырское благословение, да таковое молитвенное ходатайство имущи, избавимся от козней лукаваго и избегнем всякия вражды и нестроений, ересей и расколов. Настави нас на путь, ведущий в селения праведных, и моли о нас всесильнаго Бога, в вечней жизни сподобимся с тобою непрестанно славити Единосущную и Нераздельную Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Даже, если вам пришлось услышать страшный диагноз онкология, то это не повод устраивать панику и «бросаться с моста». Нужно вести борьбу с болезнью и читать молитву Святому Луке ежедневно. И он не оставит вас в беде. Неоднократно можно встретить свидетельства тех людей, которым удалось исцелиться или тех, кто знает их. Рак — это не приговор запомните это. Святейшего может просить помощи кто угодно и для кого угодно. Например: мамы, бабушки могут просить об исцелении ребенка, чада — об исцелении родителей, девушки и парни о выздоровлении вторых половинок и друзей. Можно также без угрызений совести просить за себя.

Молитва Луке Крымскому о зачатии ребенка

Молитва Луке Крымскому о зачатии ребенка Дети — это наши сокровища, они украшают жизнь каждого человека, делают ее яркой и наполненной важным смыслом. Но, к сожалению, не каждой женщине удается быстро и без усилий забеременеть. Некоторые проходят множество медицинских анализов, пытаются поменять свой образ жизни, но все же не могут познать счастья материнства. Тогда вам сможет помочь молебен Святому Луке. Если вы будете читать молитвы каждый день с открытой душой и чистыми помыслами, то Святой вам обязательно поможет. И главное, искренне верьте в то, что у вас все выйдет, и так оно и будет. Вы станете мамой.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Дея. 19, 1-8; Ин. 14, 1-11

«Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего». Стало быть, деисты не знают Бога, несмотря на то, что и имя Его носят (Deus — Бог; отсюда деист) и красно о Нем рассуждают. Нет истинного Бога без Сына, равно и без Духа Святого. Кто верует в Бога, но не исповедует Его Отцом Сына, тот не в того бога верует, который истинный Бог, а в иного какого-то, собственного изобретения. Истинный Бог дал Сына Его, дал «область» (власть) «чадами Божиими быть», любит их, и всякую молитву их слышит, ради Сына. Потому-то кто имеет Сына, тот и Отца имеет; кто не имеет Сына, тот и Отца не имеет. Никто не приходит ко Отцу, как только через Сына, и от Отца ничего не получает, как только через Сына. Помимо Сына нет пути к истинному Богу, и кто мечтает изобрести Его, тот блуждает.

Труды святителя Луки Войно-Ясенецкого:

  • Увещание о правильном и достойном совершении величайшего и святейшего Таинства крещения (из официальных архиерейских указов) — святитель Лука Войно-Ясенецкий
  • О ересях — Слово святителя Луки Войно-Ясенецкого на Неделю Торжества Православия
  • О сектантах — святитель Лука Войно-Ясенецкий
  • О единстве Церкви Христовой против сектантов — святитель Лука Войно-Ясенецкий
  • «Дух, душа и тело» — святитель Лука Войно-Ясенецкий
  • «Беседы в дни Великого поста и Страстной седмицы» — святитель Лука Войно-Ясенецкий
  • «Евангельское злато. Беседы на Евангелие» — святитель Лука Войно-Ясенецкий
  • «Пасха Господня. Сборник проповедей на различные праздники» — святитель Лука Войно-Ясенецкий
  • «Лука Войно-Ясенецкий. Полный сборник проповедей» — святитель Лука Войно-Ясенецкий
  • «Лука Войно-Ясенецкий. Спешите идти за Христом. Сборник проповедей» — святитель Лука Войно-Ясенецкий
  • «Толкование на молитву святого Ефрема Сирина» — святитель Лука Войно-Ясенецкий
  • «Наука и религия» — святитель Лука Войно-Ясенецкий
  • «Указы святителя Луки Войно-Ясенецкого» — святитель Лука Войно-Ясенецкий
  • «Я полюбил страдание. Автобиография» — святитель Лука Войно-Ясенецкий

Тропарион. Тропари, кондаки, величания и молитвы

Святые по алфавиту: Л

Святителю Луке, исповеднику, архиепископу Симферопольскому и Крымскому

Тропарь, глас 1:

Возвести́телю пути́ спаси́тельнаго,/ испове́дниче и архипа́стырю Кры́мския земли́,/ и́стинный храни́телю оте́ческих преда́ний,/ сто́лпе непоколеби́мый, Правосла́вия наста́вниче,/ врачу́ богому́дрый, святи́телю Луко́,/Христа́ Спа́са непреста́нно моли́/ ве́ру непоколеби́му правосла́вным дарова́ти// и спасе́ние, и ве́лию ми́лость.

Кондак, глас 1:

Я́коже звезда́ всесве́тлая, доброде́тельми сия́ющи,/ бы́л еси́, святи́телю,/ ду́шу же равноа́нгельну сотвори́,/ сего́ ра́ди святи́тельства са́ном поче́тся,/ во изгна́нии же от безбо́жных мно́го пострада́,/ и непоколеби́м ве́рою пребы́в,/ враче́бною му́дростию мно́гия исцели́л еси́./ Те́мже ны́не честно́е те́ло твое́ от землены́х не́др обре́тенное ди́вно Госпо́дь просла́ви,/ да вси́ ве́рнии вопие́м ти́:/ ра́дуйся, о́тче святи́телю Луко́,// земли́ Кры́мския похвало́ и утвержде́ние.

Величание

Велича́ем тя,/ святи́телю о́тче Луко́,/ и чтим святу́ю па́мять твою́,/ ты бо мо́лиши о нас// Христа́ Бо́га на́шего.

Молитва

О, всеблаже́нный испове́дниче, святи́телю о́тче на́ш Луко́, вели́кий уго́дниче Христо́в. Со умиле́нием прикло́ньше коле́на серде́ц на́ших, и припа́дая к ра́це честны́х и многоцеле́бных моще́й твои́х, я́коже ча́да отца́ мо́лим тя́ всеусе́рдно: услы́ши на́с гре́шных и принеси́ моли́тву на́шу к Ми́лостивому и Человеколюби́вому Бо́гу. Ему́же ты́ ны́не в ра́дости святы́х и с ли́ки а́нгел предстои́ши. Ве́руем бо, я́ко ты́ лю́биши ны́ то́ю же любо́вию, е́юже вся́ бли́жния возлюби́л еси́, пребыва́я на земли́. Испроси́ у Христа́ Бо́га на́шего, да утверди́т ча́д Свои́х в ду́хе пра́выя ве́ры и благоче́стия: па́стырям да да́ст святу́ю ре́вность и попече́ние о спасе́нии вве́ренных и́м люде́й: пра́во ве́рующия соблюда́ти, сла́быя и немощны́я в ве́ре укрепля́ти, неве́дущия наставля́ти, проти́вныя облича́ти. Все́м на́м пода́й да́р коему́ждо благопотре́бен, и вся́ я́же к жи́зни вре́менней и к ве́чному спасе́нию поле́зная. Градо́в на́ших утвержде́ние, земли́ плодоно́сие, от гла́да и па́губы избавле́ние. Скорбя́щим утеше́ние, неду́гующим исцеле́ние, заблу́ждшим на пу́ть и́стины возвраще́ние, роди́телем благослове́ние, ча́дам в стра́хе Госпо́днем воспита́ние и науче́ние, си́рым и убо́гим по́мощь и заступле́ние. Пода́ждь на́м все́м твое́ архипа́стырское благослове́ние, да таково́е моли́твенное хода́тайство иму́щи, изба́вимся от ко́зней лука́ваго и избе́гнем вся́кия вражды́ и нестрое́ний, ересе́й и раско́лов. Наста́ви на́с на пу́ть, веду́щий в селе́ния пра́ведных, и моли́ о на́с всеси́льнаго Бо́га, да в ве́чней жи́зни сподо́бимся с тобо́ю непреста́нно сла́вити Единосу́щную и Неразде́льную Тро́ицу, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха. Ами́нь.

Табу на врачебную практику

Владыка Лука прибыл в Симферополь 26 мая 1946 года.  В Крыму ученый читал курс лекций для врачей по гнойной хирургии, сделал 5 докладов в Крымском хирургическом обществе, лично оперировал и консультировал врачей. Однако ему срывали лекции, требовали не выступать в церковном облачении, затем и вовсе запретили медицинскую деятельность. Свт. Лука проводил консультации на дому. Даже потеряв зрение (в 1958 г.), он ставил безошибочные диагнозы. 

Показателен случай с женой священника, отца Иоанна – секретаря епархии Надеждой Милославовой. Ряд врачей, осмотревших ее во время ухудшения самочувствия, не выявил ничего серьезного и не считал необходимым хирургическое вмешательство. Архиепископ Лука, внимательно осмотрев женщину, заявил, что она погибнет, если в течение двух часов ее не прооперировать. Операция выявила огромный, готовый лопнуть нарыв в брюшной полости, больная выздоровела. Девочка Галина Филина, страдавшая саркомой головного мозга, была излечена сугубыми молитвами и коленопреклоненными прошениями владыки Луки. Галина впоследствии окончила мединститут, стала кандидатом медицинских наук и сотрудником Московского института сывороток и вакцин имени Менделеева.  «Это Бог исцелил вас моими руками. Молитесь ему», – неизменно говорил святитель-хирург Лука спасенным им людям. 

В 1949 году профессор начал работу над вторым (так и не законченным) изданием «Регионарной анестезии», а также над третьим изданием «Очерков гнойной хирургии», которое было дополнено профессором В. И. Колёсовым и издано в 1955 г. Тем временем, над непокорным архиереем сгущались тучи, агентура органов госбезопасности исправно пополняла донесениями дело оперативной разработки «Мракобес», заведенное на владыку Луку.

Как отмечалось о работе отделения «О» в докладе крымского УМГБ за апрель 1947 г., проповеди В. Войно-Ясенецкого в кафедральном соборе Симферополя (ныне – Свято-Троицкий собор, где выставлены для церковного почитания мощи святителя Луки) «пользуются большим авторитетом среди верующих и даже среди некоторой части медицинского персонала», число верующих растет, приходит «много студентов Симферопольского медицинского института и медицинских работников, которым Лука читал лекции о «гнойной хирургии». Приводились слова студентки П. Калашниковой: «Я сейчас чувствую себя настоящей христианкой». Студентка А. Белобородова (по свидетельству информаторов) говорила: «Мне очень понравилась церковь. Было очень много студентов из нашего института. Хор замечательный, особенно интересно было видеть нашего хирурга – лауреата Сталинской премии».

В конце-концов, 6 мая 1947 г. начальник УМГБ по Крымской области генерал-майор Марсельский информировал областной комитет партии «о влиянии архиепископа Луки на студентов Симферопольского медицинского института и медицинский персонал». Сообщалось, что на основе информирования УМГБ, обком партии указал руководству медицинского института «впредь избегать пользоваться лекциями архиепископа Луки». После этого, как знаем мы теперь, профессор В. Войно-Ясенецкого окончательно потерял возможность нести свои фундаментальные знания и колоссальный хирургический опыт коллегам и будущим врачам.

Одновременно негативная или предубежденная информация о главе епархии шла в Москву и по линии уполномоченного Совета по делам религии в Крымской области – «реакционер и большой фанатик, стремящийся к разжиганию религиозности», «архиепископ Лука продолжает оставаться реакционером, которого в благоприятный момент при наличии надлежащего повода необходимо подвергнуть изоляции». Иначе говоря – не исключался новый арест.

Несмотря на постоянное давление представителей власти и обструкцию официальной медицины, падающее из-за помутнения хрусталика зрение, владыка Лука придерживался своего распорядка дня. В кабинете царила простая обстановка, много икон, портреты Сталина и патриарха покойной красавицы-жены кисти самого епископа. Утром – умывание с тщательным хирургическим мытьем пальцев «по Спасокукоцкому», зарядка. Чтение прессы и книг до обеда. После – отдых. С 16 до 17 часов прием больных. Вечером – прогулка вдоль берега речушки Салгир. Вечером до 23 часов усердно занимался с медицинской литературой и хирургическими атласами, писал проповеди.

Архиепископ Лука произнес свою последнюю проповедь в Прощеное воскресенье 1960 г. 11 июня 1961-го, в день Всех святых, в земле Российской просиявших, В. Войно-Ясенецкий скончался в 6 ч. 45 минут. «Не роптал, не жаловался. Распоряжений не давал. Ушел от нас утром…» – писала личный секретарь владыки.

Трагическая судьба

Житие святителя Луки Войно-Ясенецкого тесно связано с политической обстановкой того времени. Много лет он провел в ссылках, терпя холод, голод, издевательства начальства. Но всегда и везде продолжал лечить людей, был окружен их заботой. Несмотря на то, что Церковь была гонима, архиепископ был удостоен медали за труд во время ВОВ, также его наградили Сталинской премией за выдающиеся успехи в медицине. Его исследования спасли множество жизней.

Святой обладал огромной работоспособностью — делал более тысячи операций в год. В этом ему помогала вера в Христа. Но прежде всего это был исповедник. После того, как наступил период терпимости власти к Церкви, стал много проповедовать. Сам потеряв физическое зрение, он помогал людям отверзать очи духовные.

Как возносить молитвы Святому Луке Крымскому

Молитва, возносимая Луке Крымскому, считается очень действенной, но при этом ее нужно правильно читать

Важно понимать каждое произносимое слово. Если возникают с этим затруднения, то лучше обратится к Святому своими словами

Если вы молитесь об исцелении себя или близкого человека, то произносить молитву нужно, как можно чаще. При этом особых ритуальных правил не требуется выполнять, но очень важно возносить молитву Святителю в одиночестве. Если нет возможности молиться часто, то следует переписать молитвенный текст на лист бумаги и постоянно носить его с собой.

Безусловно, молитва Святителю Луке считается чудотворной, когда ее возносят с целью исцеления. Но также она может помочь и во многих других ситуациях.

Ее нужно читать:

  • Если у вас на душе тяжело, к примеру, вы скорбите от потери близкого человека или вас терзают переживания после расставания с любимым.
  • Если у вас возникли какие-либо бытовые проблемы.
  • Если вас преследует неудачи в работе или вы не можете найти компромиссы в общении с людьми с близкого окружения.

Святитель Лука помогает восстановить душевное равновесие от страшных жизненных потрясений. К примеру, он обязательно поможет матери перенести горе от потери собственного ребенка. Также молитвой могут воспользоваться дети, которые стремятся образумить своих родителей. К примеру, в случае их пристрастия к пагубным привычкам.

Всем верующим христианам рекомендуется периодически обращаться с молитвой к Святителю Луке. Это поможет укрепить веру и силу духа для того, чтобы с честью выдержать любые удары судьбы. Молитва позволит обрести уверенность, а значит, стать успешным человеком.

Тропарь святителю Луке, исповеднику, архиепископу Симферопольскому и Крымскому

глас 1:

Возвести́телю пути́ спаси́тельнаго,/ испове́дниче непоколеби́мый,/ и́стинный храни́телю оте́ческих преда́ний,/ Правосла́вия наста́вниче,/ Кры́мския земли́ архипа́стырю,/ врачу́ богому́дрый, святи́телю Луко́,/ Христа́ Спа́са непреста́нно моли́,// дарова́ти душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

Кондак, глас 1:

Я́коже звезда́ всесве́тлая,/ в нощи́ безбо́жия доброде́тельми просия́л еси́,/ и от гони́телей мно́го пострада́в,/ непоколеби́м ве́рою пребы́л еси́,/ враче́бною же му́дростию укра́шен,/ мно́гия лю́ди исцели́л еси́./ Сего́ ра́ди с любо́вию вопие́м ти:/ ра́дуйся, добропобе́дный испове́дниче,/ ра́дуйся, о́тче святи́телю Луко́, // ра́дуйся, земли́ Ру́сския похвало́ и утвержде́ние.

Молитва

О, святи́телю Луко́, испове́дниче и уго́дниче Христо́в! Услы́ши нас, гре́шных, со умиле́нием припа́дающих к ра́це честны́х и многоцеле́бных моще́й твои́х, и принеси́ моли́тву на́шу к Ми́лостивому Человеколю́бцу Бо́гу, Ему́же ты ны́не со все́ми святы́ми предстои́ши. Испроси́ у Христа́ Бо́га на́шего, коему́ждо дар благопотре́бен и вся, я́же ко спасе́нию поле́зная, да утверди́т ны в ве́ре Правосла́вней и благоче́стии, я́ко изба́вльшеся от ко́зней лука́ваго, избе́гнем вся́кия вражды́, нестрое́ний, ересе́й и раско́лов.

О, цели́телю преди́вный и врачу́ безме́здный! Уврачу́й благода́тию, да́нной тебе́ от Бо́га, я́звы душ и теле́с на́ших, да не неисцеле́ни оты́дем из сей жи́зни вре́менней, но да чи́сти и непоро́чни предста́нем Престо́лу Бо́жию, прославля́юще Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Величание

Величаем тя, исповедниче Христов святителю отче наш Луко, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.

Свт. Лука Крымский

Песнь 7

Ирмо́с: В нача́ле зе́млю основа́вый и Небеса́ сло́вом утверди́вый, благослове́н еси́ во ве́ки, Го́споди, Бо́же оте́ц на́ших.

ПрипевПрипев: Святи́телю, о́тче Луко́, моли́ Бо́га о на́с.

Ева́нгельски Христу́ после́довав, о́тче Луко́, еле́ем любве́ врачева́л еси́ лю́ди стра́ждущия и боля́щия и, сло́во Бо́жие возвеща́я, святи́тельски потруди́лся еси́, да прославля́ют ве́рная ча́да Сотво́ршаго вся́ Го́спода, воспева́юще: благослове́н еси́ во ве́ки, Бо́же оте́ц на́ших.

ПрипевПрипев: Святи́телю, о́тче Луко́, моли́ Бо́га о на́с.

Па́стырь до́брый слове́сному ста́ду твоему́ бы́л еси́, святи́телю Луко́, ду́шу твою́ за него́ при́сно положи́ти гото́вый. Те́мже яви́лся еси́ оби́димым засту́пник непреобори́мый, пра́вды Бо́жия ревни́тель неустраши́мый, си́льных ми́ра сего́ кро́ткий обличи́тель, Го́споду воспева́я: благослове́н еси́ во ве́ки, Бо́же оте́ц на́ших.

ПрипевПрипев: Святи́телю, о́тче Луко́, моли́ Бо́га о на́с.

Ра́довахуся лю́дие гра́да Симферо́поля, зря́ще тя́, о́тче Луко́, све́тлостию са́на святи́тельскаго облече́на и престо́лу благода́ти Бо́жия в моли́тве предстоя́ща. Ты́ же, по апо́столу, вся́ все́м бы́в, мно́гия ко Христу́ приве́л еси́, и́же ны́не Го́спода прославля́ют: благослове́н еси́ во ве́ки, Бо́же оте́ц на́ших.

Сла́ва, и ны́не: Ра́дости Пода́тельнице, Богороди́тельнице Пречи́стая, ве́рою сла́вящия и от души́ пою́щия Тя́ ра́дости неизрече́нныя испо́лни и Све́та Невече́рняго сподо́би, Де́во Богоблагода́тная.

Краткий текст, вместивший великую жизнь

Уже при жизни его, носившего монашеское имя в честь другого «врача возлюбленного», Апостола Луки, называли великим врачом, но также – святым исповедником. После всероссийского прославления святителя оба эти служения, неотрывные друг от друга, нашли отражение в посвященных ему богослужебных гимнах.

Служение Владыки в словах тропаря

Первые слова песнопения именуют свт. Луку  «возвестителем пути спасительного», «исповедником», поставляя на первое место среди его подвигов именно этот.

Жизнь как проповедь

Древняя Церковь именовала «исповедниками» (по гречески — ὁμολογητής, «омологитис») тех, кто открыто говорил о своей вере во время гонений, но не претерпел мученической кончины. Зачастую жизнь среди гонений, множества соблазнов отступить от веры, требовала даже больше мужества, чем смерть за Христа.

На путь исповедничества свт. Лука (Войно-Ясенецкий) вступил в 1920-е, во время жестоких антицерковных гонений от коммунистов. Он сделал это совершенно сознательно, зная о репрессиях, которые угрожают ему, при этом – имея возможность работать при советской власти, как многие дореволюционные профессора. Ведь уже тогда профессор Войно-Ясенецкий считался светилом медицинской науки, первым применившим местную анестезию, классиком хирургии.

Но вместо продолжения медицинской карьеры будущий святитель принимает сначала священство, затем монашество. В 1923 г. он становится епископом Ташкентским и Туркестанским. Сам он говорил о причинах столь резкого изменения своей жизни:

Весь дальнейший путь святителя – крест проповедника истинной веры, какими бы ни были условия:

  • он пережил три ссылки;
  • не сломался на тяжелом следствии 1937 г, когда многочасовыми допросами из него пытались выбить признание в «контрреволюционной деятельности»;
  • не отказался от сана, хотя великому хирургу предлагали за это самые высокие посты.

«Архипастырю Крымския земли»

Упоминает тропарь о последней кафедре святителя – Симферопольской и Крымской.

Интересный факт
Духовные чада владыки бережно сохранили его проповеди, составившие впоследствии 12 томов – большая их часть сказаны в соборном храме Симферополя.

«Врачу богомудрый»

Труды святителя до сих пор считаются настольными книгами большинства хирургов. Но Церковь сугубо ублажает его именно как «богомудрого» врача, подчеркивая особую благодатность его трудов. Перед операцией святитель всегда молился, крестил больного, часто – просил молиться самого пациента. Вера помогала ему лечить людей не меньше, чем данный Богом талант.

И ныне, как говорят нам последние слова песнопения, святитель молится в Царстве Небесном о милости Божией к православным, о даровании им веры, спасения души. Как при жизни, он совершенно не терпит страданий человека, телесных или душевных, скоро приходя на помощь, как «врач богомудрый».

Это интересно: Житие святителя Луки (Войно-Ясенецкого) как руководство к святости

Наталья Сазонова

О Боге Сыне

В Библии (как и вообще в восточных языках) слово сын нередко означает причастный. Человек, который внушал надежды, назывался сыном надежды. Человек, исполненный греха и зла, назывался сыном погибели (Ин.17:12), гости на брачном пиру назывались сынами брачного чертога. Ученик пророка назывался сыном пророческим. То есть понятие сын обозначало не просто рождение по плоти, а духовную внутреннюю причастность. В имени «Единородный Сын Божий» содержится указание на единосущность Сына Отцу (здесь можно привести аналогию с человеком: от человека рождается человек). Сын Божий равносовершенен Отцу, отличается от Него лишь образом Своего бытия (вечно, то есть вне условий времени, рождается от Отца). О Боге Сыне говорится в первых стихах Евангелия по Иоанну: В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог… (Ин.1:1).  Этот евангельский отрывок читается на разных языках на главном богослужении года — Пасхальной Божественной литургии. Слово (Логос) — одно из имён Бога Сына. Сын не отделяется от Отца при рождении, как свет от источника света.

Монашеское и епископское служение

В том же 1923 году отец Валентин, движимый ревностью и благочестием, принял монашеский постриг. Сообщают, что изначально Епископ Уфимский Андрей (Ухтомский) предполагал дать ему монашеское имя Пантелеймон, в честь прославленного Богом христианского целителя, но затем, выслушав его проповеди, поменял решение и остановил выбор на имени Евангелиста, врача и апостола Луки. Так отец Валентин стал иеромонахом Лукой.

В конце мая того же года иеромонах Лука был тайно поставлен во епископа Пенджикента, а через несколько дней его арестовали из-за поддержки им линии Патриарха Тихона. Выдвинутое против него обвинение на сегодняшний день кажется не только надуманным, но и абсурдным: власти обвинили его в контрреволюционной связи с какими-то оренбургскими казаками и в сотрудничестве с англичанами.

Некоторое время арестованный святитель томился в темнице Ташкентского ГПУ, а затем его доставили в Москву. Вскоре ему позволили проживать на частной квартире, но потом вновь взяли под стражу: сперва в Бутырскую тюрьму, а после — в Таганскую. Затем страдальца отправили в ссылку на Енисей.

В Енисейске он служил на дому. Кроме того, ему разрешили оперировать, и он спас здоровье не одному жителю. Несколько раз святителя переводили из одного места в другое. Но и там он использовал все возможности для служения Богу, лечения людей.

После окончания ссылки, епископ Лука возвратился в Ташкент, служил в местном храме. Но советские власти не собирались оставлять архиерея в покое. В мае 1931 года он подвергся очередному аресту и проведя несколько месяцев в тюрьме, услышал приговор: ссылка в Архангельск сроком на три года. В Архангельске он тоже занимался лечением больных.

Вернувшись из мест заключения, в 1934 году он посетил город Ташкент, а затем поселился Андижане. Здесь он исполнял долг архиерея и врача. Несчастьем обернулось для него подхваченная лихорадка: болезнь грозила потерей зрения и святитель пошёл на операцию (в качестве пациента), в результате которой ослеп на один глаз.

В декабре 1937 года последовал новый арест. Святителя допрашивали несколько суток подряд, требовали подписать заранее подготовленные следствием протоколы. В ответ он объявил голодовку, наотрез отказавшись подписывать то, с чем не могла согласиться его христианская совесть. Последовал новый приговор, новая ссылка, на сей раз — в Сибирь.

С 1937 по 1941 год осужденный епископ жил в местечке Большая Мурта, на территории Красноярского края. С началом Великой Отечественной войны его переселили в Красноярск и привлекли к лечению раненных.

В 1943 году святитель взошёл на Красноярскую архиепископскую кафедру, а через год его назначили архиепископом Тамбовским и Мичуринским. В этот период отношение власти к святителю, как будто, изменилось. В феврале 1946 года, за научные разработки в области медицины, он удостоился государственной награды — Сталинской премии.

В мае 1946 года святитель Лука стал архиепископом Крымским и Симферопольским. В это время начала прогрессировать болезнь его глаз, а в 1958 году он полностью ослеп. Однако, как вспоминают очевидцы, в этом состоянии святой не только не утратил бодрости духа, но и не потерял способности самостоятельно приходить в храм, прикладываться к святыням, участвовать в богослужении.

11 июня 1961 года Господь призвал его в Своё Небесное Царство. Похоронили святителя на Симферопольском кладбище.

После себя он оставил ряд научных и богословских работ. Среди последних уместно отметить: Наука и религия, Дух, душа и тело, О воспитании детей, Евангельское злато, Беседы в дни Великого поста и Страстной седмицы, О семье и воспитании детей, Пасха Господня, Проповеди, Толкование на молитву святого Ефрема Сирина, Я полюбил страдание, Принесем Тебе любовь нашу.

Молитва Луке Крымскому о зачатии ребенка

Молитва Луке Крымскому о зачатии ребенка Дети — это наши сокровища, они украшают жизнь каждого человека, делают ее яркой и наполненной важным смыслом. Но, к сожалению, не каждой женщине удается быстро и без усилий забеременеть. Некоторые проходят множество медицинских анализов, пытаются поменять свой образ жизни, но все же не могут познать счастья материнства. Тогда вам сможет помочь молебен Святому Луке. Если вы будете читать молитвы каждый день с открытой душой и чистыми помыслами, то Святой вам обязательно поможет. И главное, искренне верьте в то, что у вас все выйдет, и так оно и будет. Вы станете мамой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector