Семь утопий, которые потрясли мир: томас мор, франсуа рабле и другие
Содержание:
Символы
У сэра Томаса Мора необычно большое количество говорящих частей — 59, в том числе 22 в первых 500 строках пьесы; это, плюс массовые сцены, потребовало бы от любой компании того времени возможности его поставить. Этой работой можно было управлять только путем сложного удвоения и более чем удвоения ролей актерами. По необходимости игра построена так, чтобы учесть это многократное удвоение ролей: она состоит из трех этапов — подъема Мора; Канцлерство Мора; Падение Мора — с очень ограниченным перекрытием между третями. Только три персонажа, сам Мор и графы Шрусбери и Суррей, появляются во всех трех частях; семь других персонажей — леди Мор, клоун Беттс, Палмер, Ропер, сержант Даунс, лорд-мэр и шериф — появляются в двух из трех сегментов.
В Лондоне
- Граф Шрусбери
- Граф Суррей — характеризуется как Генри Ховард, граф Суррей , но исторически изображенные события были связаны с его отцом, Томасом, герцогом Норфолком.
- Джон Линкольн — брокер (единственный казненный бунтарь, названный в Хрониках Холиншеда )
- Уильямсон — плотник (соединение двух граждан, упомянутых в Холиншеде)
- Кукла — жена Вильямсона
- Джордж Беттс — бунтарь
- Клоун Беттс — Ральф, его брат (Холиншед упоминает двух братьев по имени «Бетс», которые были приговорены к смертной казни, но помилованы)
- Шервин — ювелир (упомянут в Холиншеде как приговоренный к смертной казни, но помилованный)
- Франсис де Барде — ломбард ( ломбардное банковское дело было распространено в Лондоне)
- Кавалер — ломбард или француз, связанный с де Барде
- Лорд-мэр Лондона — исторически Джон Рест
- Судья Суресби — магистрат
- Лифтер — кошелек
- Смарт — истец против Лифтера (негласная роль)
- Рекордер
В суде
- Сэр Томас Палмер — солдат и друг короля Генриха VIII
- Сэр Роджер Чомли — исторически лейтенант Башни, но изображенный в пьесе как член Совета
- Сэр Джон Мандей — олдермен
- Даунс — короля, раненого в беспорядках
- Crofts — мессенджер
- Рэндалл — слуга Мора
- Моррис — секретарь епископа Винчестера
- Джек Фалконер — слуга Морриса
- Эразм — гуманист эпохи Возрождения и католический священник
Игроки лорда кардинала
- Наклон
- Пролог
- Остроумие
- Леди тщеславие
- Luggins
Вечеринка Мора
- Леди Мор — жена Мора; исторически Алиса Миддлтон
- Уильям Ропер — зять Мора
- Жена Ропера — дочь Мора
- Другая дочь Мора — Элизабет (1506 г.р.), Сисели (1507 г.р.) или его падчерица Алиса.
- — вторая жена Мора, Алиса
- Кейтсби — стюард Мора
- Гоф — секретарь Мора
- Доктор Фишер , епископ Рочестерский
Другие
- Лейтенант лондонского Тауэра
- Джентльмен Портер Башни
- Три стража башни
- Палач
- Бедная женщина — клиентка Море
- Слуги Мора — Нед Батлер, Робин Брюэр, Джайлс Портер и Ральф Конный хранитель
- Два шерифа
- Мессенджеры
- Секретарь Совета
- Офицеры, судьи, мятежники, граждане, городская охрана, обслуживающий персонал, слуги, лорды, дамы, олдермены, лорды Совета, священники
Синопсис
Акт I
Пьеса драматизирует события из жизни Мора, и в ней затрагиваются вопросы подчинения короне и верховенства закона, особенно когда население возбуждено в анти-инопланетном рвении. Он состоит из 17 сцен, четыре из них отменены. Он начинается с событий Тяжелого Первомая 1517 года: иностранцы, иммигрировавшие в Англию из Ломбардии, которая является северным регионом того, что сейчас известно как Италия, плохо себя ведут и обращаются с гражданами Лондона. с оскорблениями и неуважением. Это возмущает лондонских рабочих, которые решают объединиться на Первомай и отомстить пришельцам. Лондонские дворяне не могут решить, что с этим делать, когда по всему Лондону вспыхивают беспорядки, и даже мэр Лондона находится под угрозой. Дворяне решают нанять популярного и уважаемого в народе шерифа Томаса Мора, чтобы попытаться успокоить гражданские беспорядки.
Акт II
Группа коренных жителей Лондона планирует поджечь дома иностранцев. Другие призывают к военному ответу. More решает, что лучший способ для него — поговорить с бунтовщиками.
Еще больше прибывают к воротам Святого Мартина. Мятежники выражают свои жалобы, а затем соглашаются выслушать Мора. More начинается с того, что беспорядки позорят Англию, и что, если беспорядки преобладают, гражданское общество развалится, и никто из бунтовщиков не доживет до старости. Он говорит им, что, когда они восстают против закона, они восстают против Бога. Мор предлагает бунтовщикам сделку: если они будут вести себя хорошо и спокойно попадут в тюрьму, он обещает им помилование. Единственный выход для них — смерть. Мятежники принимают предложение Мора, и их уводят.
Акт III
Бунтовщиков вот-вот повесят. Один из их лидеров, Линкольн, уже казнен. Затем прибывает Суррей, чтобы объявить, что приказ о казни был приостановлен по приказу короля, потому что Мор умолял сохранить их жизни.
Акт IV
Мора посвящают в рыцари и повышают до тайного советника за его роль в прекращении беспорядков.
Дома Мора навещает его друг, голландский философ и богослов Эразм. Более того, его посетил мэр Лондона. Для развлечения гостей разыгрывается спектакль «Свадьба ума и мудрости» .
Позже в Уайтхолле собирается Тайный совет, включая Мора, когда входит сэр Томас Палмер с нераскрытыми статьями короля Генриха VIII, который хочет, чтобы они были подписаны. More отказывается подписывать, потому что он сознательно против. Рочестера, который также отказывается подписывать, увозят в лондонский Тауэр . Мор подает в отставку и помещается под домашний арест. Его товарищи Тайные советники убеждают его изменить свое мнение и подписать, но он этого не сделает.
Еще идет домой и сообщает своей семье. Он обсуждает ситуацию и то, как она повлияет на них, и утешает их, сохраняя при этом позитивное поведение и свою моральную позицию. Графы Суррей и Шрусбери прибывают, чтобы побудить Мора подписать статьи; он этого не сделает, и его увезут в Башню.
Акт V
Кэтсби идет в дом Мора, чтобы сообщить семье, что Мор приговорен к смертной казни.
Семья Мора прибывает в Башню накануне казни. Они убеждают его изменить свое мнение, но он решителен. На следующий день, на Тауэрском холме, Мор решительно взбирается на эшафот и готовится умереть от обезглавливания. Море вдумчиво и тактично обменивается мнениями с присутствующими дворянами и своим палачом, а затем оказывается за кулисами своей судьбы.
Литературные произведения
Самой известной книгой писателя является «Утопия». В список работ Мора входят 280 небольших поэм, эпиграмм, а также переводов произведений других писателей. Он активно переводил труды философов Древней Греции. Главной темой всех произведений Томаса Мора является образ идеального правителя.
История Ричарда III
Все еще не утихают споры о том, историческое это произведение или все же художественное. Основные сюжетные линии книги совпадают с многочисленными хрониками и историческими изысканиями. В частности, «История Ричарда III» во многом соответствует запискам Кармилиано, Вергилия, Манчини, Андре.
Различия между работой Томаса и других хронистов наблюдаются в несущественных деталях. Автор «Истории Ричарда III» не ограничился описанием известных исторических событий, а дает им собственную оценку. Также специалисты в области литературы отмечают, что Мор довольно часто ссылается на весьма сомнительные источники.
Роман Утопия
Работать над своим главным произведением Томас начал во время поездки во Фландрию в составе английской делегации. Впервые книга была опубликована в 1516 году и предназначалась для просвещенных монархов, а также ученых-гуманистов. Сам автор называл ее «Золотой книжечкой, одинаково полезной и забавной».
Произведение состоит из 2 частей, содержание которых имеет существенные отличия, но логически они неотделимы. В первой книге автор высказывает свои мысли о несовершенстве политической и социальной системы. Мор подвергает критике смертную казнь, высмеивает тунеядство духовных деятелей, а также разврат, царящий в обществе. При этом автор предлагает собственную программу реформ, которые помогут изменить ситуацию.
Вторая книга «Утопии» содержит гуманистические черты учения Мора. По мнению автора, во главе государства должен стоять мудрый монарх, а труд должен стать обязательным для всех слоев общества, но при этом не быть изнуряющим. Философия Мора предполагает равноправие и демократию даже при наличии короля. Именно эта работа сыграла большую роль в дальнейшем развитии утопической теории. Среди основных идей «Утопии» Томаса Мора кратко можно отметить:
- деньги следует использовать только для торговли с другими государствами;
- частная собственность должна быть заменена общественным производством;
- монарх должен обладать мудростью;
- несмотря на наличие короля, в стране должны царить равноправие и демократия;
- все продукты следует распределять только в зависимости от потребностей людей.
Мор был одним из самых выдающихся людей своего времени
Написанные им литературные работы имели важное значение для становления последователей. Современники считали его умным и добрым человеком
Он мог быть веселым и радоваться каждому мгновению жизни, но при определенных обстоятельствах становился серьезным и сосредоточенным на деле. Мор до последнего мгновения жизни придерживался своих принципов и не отказывался от сказанных слов. Его влияние на развитие философии и литературы высоко оценивается современными учеными.
Факты из биографии
Общие сведения:
- Томас Мор прожил недолгую жизнь: всего 51 год. Писатель родился 7 февраля 1478 года и умер в 1535 году.
- Мировоззрение будущего гения во многом определил его отец. Сэр Джон Мор был судьей Высшего королевского суда в Лондоне. Вот с кого будущий борец за права простого человека брал пример: сэр Джон был широко известен своей принципиальной неподкупностью и честностью.
- Мор снискал привязанность Джона Мортона. Будучи еще мальчиком, он поступил к кардиналу Мортону в услужение. Кардиналу очень понравился веселый, симпатичный и открытый мальчик. Мортон не уставал повторять, что ребенка ждет большое будущее, и оказался прав! Чего только стоит тот факт, что в средневековых учебниках по латинской риторике одна из фраз для перевода звучала следующим образом: «Мор – человек божественного ума и необыкновенной учености».
- С самой юности общественный деятель свято верил в гуманизм. Гуманизм стал для тогда еще юного гимназиста основополагающим принципом. Всю свою дальнейшую жизнь он придерживался гуманистических ценностей. В Оксфорде молодой человек познакомился с Эразмом Роттердамским и, благодаря ему, стал вхож в кружки гимназистов в высшем обществе.
- Будущий адвокат, он учился в Оксфорде, но не слишком прилежно. Вместо сухих формулировок и зубрежки его привлекали современные трактаты гуманистов. Причем привлекали настолько сильно, что он самостоятельно перевел «Двенадцать мечей» известного итальянского гуманиста Пико делла Мирандола.
- Томас Мор был женат дважды. Его первой женой стала 17-летняя девушка Джейн Кольт. Она была девушкой из простонародья, возможно, молодой мужчина в своем выборе руководствовался гуманистическими идеями, поэтому усиленно занимался образованием своей жены. Их брак продлился недолго: несчастная умерла спустя 6 лет от лихорадки, оставив своему мужу четырех маленьких детей. Одному справляться было трудно, и тогда вдовец женился на состоятельной Элис Мидлтон, тоже вдове, с которой счастливо прожил все последующие годы.
- Оригинальный человек, Мор практиковал самобичевание. В молодости, еще до женитьбы, он провел несколько лет в монастыре, но, не захотев остаться там навсегда, все же вынес оттуда несколько обычаев. Например, вставать рано утром, постоянно молиться богу, поститься, жить скромно и добровольно подвергать себя телесным мукам. Убежденный флагеллант, он считал себя настоящим слугою Господа, и, как говорил его друг и наставник Эразм Роттердамский, предпочел быть верным супругом, чем распутным монахом.
- Томас Мор придумал слово «утопия». Более того, это слово стало названием не только его самого известного романа, но и всего литературного жанра. Писатель соединил греческую приставку отрицания «у» со словом «топос» (место). Получается, что утопия – это место, которого нет в действительности. Кроме того, в пределах Англии писатель знаменит также и своими стихотворениями, которые были оценены современниками и последователями.
- Томас Мор преподавал право, параллельно вел адвокатскую деятельность и, более того, был членом Парламента Англии от купечества. Занимая высокий пост, он заступался за простых англичан, критикуя налоговую систему, не считавшуюся с бедностью крестьян и горожан. За свою открытую позицию и близость к народу, его обожали англичане, но ненавидели коллеги.
- Мор был казнен по приказу Генриха VIII. Активная политическая деятельность и принципиальность сослужили недобрую службу: он отказался приносить присягу королю и его новой жене Анне Болейн и был обвинен в государственной измене, за что и гильотирован.
- В настоящее время, с Мора до сих пор не снято обвинение в измене, однако, вместе с тем он причислен к лику святых стараниями римской католической церкви.
Уже из приведенных общих сведений видно, что Томас Мор был очень незаурядной личностью, однако, к несчастью для него же самого,
практически каждый его шаг вызывал шквал критики консерваторов. Однако Мор располагал влиянием своего друга Эразма Роттердамского, и это не раз спасало его, ведь всю свою жизнь, с самой юности, он раздражал закоренелых консерваторов.
Где-то в Индийском океане
При дворе герцога Бэкингема (сына того самого Бэкингема) трудился на какой-то бумажной работе француз Дени Верас. В 1675 году он выпустил романчик «История севарамбов» — средней руки литературное произведение, которое, однако, вошло в историю как первая беллетризированная утопия. Описание идеального общества впервые оказалось встроено в относительно увлекательный приключенческий сюжет.
Первое немецкое издание книги Дени Вераса «История Севарамбов». 1689 год
Где-то в Индийском океане английское судно «Золотой дракон» попадает в шторм и тонет. Выжившие члены экипажа попадают на неизвестный материк, где знакомятся с мудрым и прекрасным народом северамбов. Путешествуя по материку, они постепенно знакомятся с устройством и обычаями различных северамбских городов. Самым лучшим городом оказывается Севаринд, которым управляет мудрый король Севариас, чья власть ограничена народным собранием, где нет частной собственности (да что ж такое!), сословного деления, эксплуатации человека человеком и где невозможен праздный образ жизни. В стране севарамбов не упразднен институт брака, а прелюбодеев даже публично наказывают. Религия севарамбов лицемерна. С одной стороны, продвинутые интеллектуалы «больше отдают дань доводам разума, чем откровению». С другой, для народных масс в городе существуют яркие богослужения, длинные и красивые молитвы, святыни и храмы. Зачем? Верас отвечает на этот вопрос так:
Тезис о том, что «служители культа обслуживают интересы правящего класса», изобретен, как мы видим, далеко не XX веке.
На службе у короля Генриха VIII.
В 1520 году реформатор Мартин Лютер опубликовал три работы, излагающие его учение о спасении, которое, по мнению Лютера, может быть достигнуто только через благодать; серия отвергала некоторые католические практики и нападала на другие. В 1521 году король Генрих VIII ответил Лютеру с помощью Мора в его защиту семи Таинств. К этому времени Мор стал казначеем английского казначейства, но он также служил «интеллектуальным придворным Генриха», секретарем и доверенным лицом, а в 1523 году был избран спикером Палаты общин.
Судьба Мора начала меняться, когда летом 1527 года король Генрих попытался использовать Библию, чтобы доказать Мору, что брак Генриха с Екатериной Арагонской, которая не смогла произвести наследника мужского пола, был недействительным. Мор пытался разделить точку зрения короля, но все было напрасно, и Мор не мог подписать план Генриха о разводе.
В 1532 году Мор подал в отставку из Палаты общин, сославшись на плохое здоровье. Однако истинной причиной, вероятно, было его неодобрение недавнего пренебрежения Генрихом церковными законами и развода с Екатериной. Мор не присутствовал на последующей коронации Анны Болейн в июне 1533 года, и король не рассматривал это в очень хорошем свете, и его месть была неминуема.
В феврале 1534 года Мора обвинили в соучастии с Елизаветой Бартон, которая выступала против разрыва Генриха с Римом. А в апреле наступила последняя капля, когда Мор отказался присягнуть Генриху в Акте о престолонаследии и присяге на верховенство. Это означало, по сути, отказ признать короля главой Англиканской церкви, что по мнению большинства, умаляло бы власть папы. Мор был отправлен в Лондонский Тауэр 17 апреля 1534 года и признан виновным в государственной измене.
Томас Мор был обезглавлен 6 июля 1535 года. Он оставил после себя последние слова: «добрый слуга царя, но прежде всего Божий.» Мор был причислен к лику святых в 1886 году и канонизирован католической церковью как святой в 1935 году. Он также был признан «мучеником Реформации» Англиканской церковью.
Личная жизнь
В 1505 году состоялось бракосочетание Мора и Джейн Кольт. Эта женщина была старшей дочерью состоятельного и известного английского эсквайра. Историкам удалось найти информацию, что Томас был влюблен в младшую дочь семейства Кольтов. Но будучи учтивым человеком, он все же сделал предложение Джейн. Избранница Мора отличалась тихим нравом и получила неплохое домашнее образование. Эразм Роттердамский, близкий товарищ и единомышленник Томаса, предложил Джейн не бросать обучение. Обладая педагогическим талантом, он лично учил ее музыке и литературе.
У Томаса и Джейн родилось 4 ребенка — Маргарет, Сесиль, Джон и Элизабет. К сожалению, семейное счастье не продлилось долго. В 1511 году супруга Мора умерла от лихорадки. Томас не хотел, чтобы его дети оставались без матери и вскоре после похорон вступил в брак с Элис Мидлтон. Эта женщина оказалась прямой противоположностью Джейн. По мнению друзей Мора, несмотря на поспешность и расчетливость, второй брак философа стал счастливым. Супруги прожили в мире и согласии до последних мгновений жизни.
Отсутствие собственных детей с новой супругой совершенно не тяготило Мора. Он относился к дочери Элис от первого брака, как к родной, и дал ей отличное воспитание. Томас был хорошим и любящим отцом. Когда он уезжал из дома, то всегда писал детям письма и с нетерпением ждал их ответа
Мор в течение всей своей жизни особое внимание уделял вопросам образования женщин. Он был уверен, что они способны совершать такие же открытия, как и мужчины
Ему удалось воплотить в жизнь свою мечту — дать хорошее образование не только сыну, но и дочерям.
Томас Mop
Мор Томас (1478/1535) — английский писатель, философ,
общественно-политический деятель, яркий представитель литературы эпохи
Возрождения, создавший роман «Утопия», а также произведение «История короля
Ричарда III». Занимался переводами.
Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д,
Феникс, 2009, с. 179.
+ + +
Мор Томас (1478–1535). Основатель утопического социализма,
английский мыслитель-гуманист и политический деятель. В книге “Утопия”
(1516) сформулировал основные принципы утопического социализма: отсутствие
частной собственности; ликвидация эксплуатации; общественная собственность
на средства производства и предметы потребления; социальное равенство, в том
числе и в потреблении; всеобщность труда; выборность должностных лиц в
государстве. Идеи Мора развил итальянский мыслитель Т. Кампанелла в своей
книге “Город Солнца”.
А. Акмалова, В. М. Капицын, А. В. Миронов, В. К. Мокшин.
Словарь-справочник по социологии. Учебное издание. 2011.
Другие биографические материалы:
Грицанов А.А. Лорд-канцлер (Новейший
философский словарь. Сост. Грицанов А.А. Минск, 1998).
Кудрявцев О.Ф. В своем творчестве отразил социальные
идеалы ренессансного гуманизма (Новая философская энциклопедия. В
четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А.
Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. II, Е – М).
Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Английский
гуманист (Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь:
Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр
«Академия», 2001).
Фролов И.Т. Гуманист-рационалист эпохи Возрождения
(Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991).
Володин А.И. Был обвинен в государственной измене
(Утопический социализм: Хрестоматия / Общ. Ред. А.И. Володина. – М.:
Политиздат, 1982).
Подопригора С. Я., Подопригора А. С. Основатель
утопического социализма (Философский словарь / авт.-сост. С. Я.
Подопригора, А. С. Подопригора. — Изд. 2-е, стер. — Ростов н/Д : Феникс, 2013).
Осиновский И.Н. Мор был противником народных
движений, видя в них лишь разрушительное начало и анархию (Советская
историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982.
Том 9. МАЛЬТА — НАХИМОВ. 1966).
Оказал большое влияние на Морелли, Бабёфа,
Сен-Симона, Фурье, Кабе (Философский энциклопедический словарь. — М.:
Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М.
Ковалёв, В. Г. Панов. 1983).
«Утопия» Томаса Мора (Всемирная история. Том
IV. М., 1958).
Далее читайте:
Философы, любители мудрости
(биографический указатель).
Исторические лица Англии (Великобритании)
(биографический указатель).
Сочинения:
The Complete Works of St.Thomas More, v. 1–16. New Haven – L., 1963;
в рус. пер.: Эпиграммы. История Ричарда III. M., 1973;
Утопия. М., 1978.
Литература:
Авдеева К. Д., Белов А. М. На острове Утопия. Л., 1961.
Алексеев М. П. Славянские источники «Утопии» Т. Мора. М., 1955.
Валлич Э. И. Н. М. Карамзин — первый русский рецензент «Утопии» Томаса Мора.—
В кн.: История социалистических учений. М., 1977.
Варшавский А. С. Опередивший время. М., 1967.
Волгин В. П. Историческое значение «Утопии».— В кн.: Мор Т. Утопия. 2-е изд.,
доп. М., 1953.
Деборин А. М. Социально-политические учения нового времени. М., 1958, т. 1.
Застенкер Н. Е. Будущее по Томасу Мору.— В кн.: Будущее науки. Междунар.
ежегодник. М., 1976, вып. 9.
Кудрявцев О.Ф. Ренессансный гуманизм и «Утопия». М., 1991;
Томас Мор, 1478—1978. Коммунистические идеалы и история культуры. М., 1981.
Осиновский И. Н. Томас Мор. М., 1974.
Осиновский И. Н. Томас Мор. Утопический коммунизм, гуманизм, реформация. М.,
1978.
Тарле Е. В. Общественные воззрения Томаса Мора в связи с экономическим
состоянием Англии его времени.— Соч. М., 1957, т. 1.
Штекли А. Э. «Утопия» Томаса Мора и социалистическая мысль.— Коммунист, 1978,
№ 18.
Reynolds Е.Е. The Field is Won. The Life and Death of St.Thomas More. L.,
1968.
О книге Утопия
Настоящее название книги весьма длинное, поэтому оно соответствует названию острова – «Утопия». Книга делится на две части, которые отличаются по содержанию, но логически из одной части вытекает другая.
В первой части он резко критикует сложившуюся ситуацию в стране, так как он до корней волос был справедливым человеком, и многое его возмущало: деспотизм, тирания, несправедливое отношение к простому народу, разбои и т.д.
Поэтому он предлагает свои способы борьбы, так как предложенные правительством ему не импонировали. В то время была развита проблема разбоев в стране, и ставила под угрозу нормальное существование Англии, так как добраться из пункта «А» в пункт «В» через лес было просто невозможно, везде поджидали разбойники.
Органы власти предлагали бороться железной рукой с разбоями, считали, что смертная казнь остановит преступников. Но Томас Мор писал, если ввести смертную казнь за разбои, то число их маловероятно уменьшится, а вот количество убийств возрастёт, уверял он. Ведь преступники будут убирать свидетелей, которые могут привести их на эшафот.
Что касается второй части книги, то там он описывает государственный строй на острове «Утопия», по его мнению, на острове царит справедливость и место это идеально. Описание происходит в форме рассказа о путешествии, вымышленным персонажем Гитлодеем.
Рабство в Утопии
В тоже время на острове существует рабство. В него обращают жителей острова, совершивших какие-либо позорные деяния, либо приговоренных к казни представителей других народов, оказавшихся в Утопии. Один из основных принципов состоит в том, что труд рабов приносит больше пользы, чем их казнь.
Тяжелобольные граждане редко решаются на самоубийства, потому что жизнь для них — основное удовольствие. Такой поступок здесь все считают большим грехом. Строго карается и супружеская измена.
Утопийцы хоть и копят деньги на возможную войну, но сами любое вооруженное противостояние считают недопустимым зверством. Для победы во внешних делах предпочитают использовать дипломатию и хитрость, часто подкупают приближенных государя-противника. Только когда эти методы не оказываются действенными, они решаются на военные сражения.
Войну Утопия ведет с помощью иноземных солдат, которым щедро платят. Собственные граждане назначаются на руководящие должности в армии. При этом Утопия готова не только защищаться на международной арене. Страна оставляет за собой право вступиться за угнетаемые народы, но только в том случае, если сражения будут происходить на чужих землях.