Толстовцы

Группы и колонии

Африке

Мохандас К. (впоследствии Махатма) Ганди и другие жители Толстого хутора , 1910 г.

Мохандас Карамчанд (позже Махатма) Ганди основал кооперативную колонию под названием « Ферма Толстого» недалеко от Йоханнесбурга , Южная Африка, вдохновленный идеями Толстого. Колония, занимающая 1100 акров (4,5 км 2 ), была профинансирована гандианцем Германом Калленбахом и передана в распоряжение сатьяграхи с 1910 года.

Америка

Эрнест Ховард Кросби был известным толстовцем в Соединенных Штатах. Он был сторонником колонии христианского содружества в Колумбусе, штат Джорджия , которая была основана в 1896 году рядом христианских социалистов и занимала 932 акра (3,77 км 2 ). На жителей также повлияли взгляды Генри Джорджа и Эдварда Беллами .

Европа

В России цензура означала, что многие научно-популярные произведения Толстого 1880-х и 1890-х годов сначала публиковались за границей, либо на русском языке, либо в переводе, что сдерживало влияние автора в стране его рождения. Однако, когда Владимир Чертков (1854–1936) был ключевым пропагандистом идей Толстого, движение началось в 1890-х годах. Движение продолжало расти после смерти писателя и достигло максимума в годы, последовавшие сразу за революциями 1917 года, когда в Смоленской , Тверской , Самарской , Курской , Пермской и Киевской губерниях были созданы земледельческие общины . Толстовские общины, которые размножались между 1917 и 1921 годами, в конечном итоге были уничтожены или лишены независимости, когда в конце 1920-х годов начались коллективизация и идеологические чистки. Колонии, такие как Коммуна Жизни и Труда , были перемещены в Сибирь, чтобы избежать ликвидации. Несколько толстовских лидеров, в том числе Яков Драгуновский (1886-1937), были преданы суду, а затем отправлены в ГУЛАГ .

В Англии Джон Коулман Кенуорти из Братской церкви основал колонию в Перли , Эссекс, в 1896 году. Это сообщество закрылось несколько лет спустя, но его жители породили Колонию Уайтуэй в Глостершире и Колонию Стэплтона в Йоркшире, которые существуют до сих пор. Хотя Уайтуэй вскоре отказался от принципов Толстого, многие, включая Ганди , посетившего его в 1909 году, расценили его как неудавшийся толстовский эксперимент.

Иоганнес ван дер Веер был ключевой фигурой в голландском толстовском движении, и Толстой прямо обратился к антивоенной позиции ван дер Вира в эссе 1896 года. В Нидерландах были основаны две колонии: недолговечная в Бюссюме в Северной Голландии и более успешная в соседнем Бларикуме . Причины, приписываемые неудачам толстовских общин по всей Европе, включают личную несовместимость участников и общее отсутствие практического опыта в сельском хозяйстве.

Критика

Церковный публицист и общественный деятель В. М. Скворцов возбудил вопрос о «толстовщине» на 3-м всероссийском миссионерском съезде (организованном Русской Православной церковью) в 1897 году в Казани; «по исследовании еретических мудрований Толстого, разбросанных во многих его религиозных трактатах <…>, съезд специалистов миссионерства уже тогда признал толстовское религиозное движение оформившеюся религиозно-социальною сектою, крайне вредною не только в церковном, но и в политическом отношении».

Официозное (неофициальное) общественно-церковное издание Православной церкви «Миссионерское обозрение» в 1906 году, после состоявшегося в 1901 году Определения Святейшего Синода об «отпадении» графа Толстого от Церкви, печатало в статье, подписанной священником Е. Зубаревым, пространные извлечения из новоизданного полного собрания религиозно-философских сочинений Льва Толстого, заключая: «Под доказательствами Л. Н. Толстого от Евангелия вполне можно бы подписаться, если бы он разумел под ним подлинное, а не своё евангелие».

Русский поэт Иннокентий Анненский в «Книге Отражений» писал:

«Природу и жизнь человека не всегда подчинишь выдумке. Евангелие создало христианство, т. е. целый мир. Толстой создал толстовщину, которая безусловно ниже даже его выдумки…»

Философ И. А. Ильин в своей книге «О сопротивлении злу силою» также приводит критику учения Толстого и высказывает мысль, что насилие, хоть и есть дело неправедное, все же в определенных случаях может считаться оправданным.

См. также[ | ]

Известные толстовцы

Расширенный вариант списка см. Википедия:К созданию/Список толстовцев

  • Владимир Григорьевич Чертков (1854—1936) — издатель, организационный лидер движения
  • Павел Иванович Бирюков (1860—1931) — издатель, крупнейший биограф Льва Толстого
  • Валентин Фёдорович Булгаков (1886—1966) — последний секретарь Льва Толстого, организатор музеев
  • Иван Иванович Горбунов-Посадов (1864—1940) — глава толстовского издательства «Посредник»
  • Иван Михайлович Трегубов (1858—1931) — публицист и общественный деятель
  • Евгений Иванович Попов (1864—1938) — педагог и переводчик

Толстовство не было оформлено как организация. Дальнейший список содержит тех, кто был сподвижником Толстого в Российской империи в течение значительной части жизни:

  • Иван Фёдорович Наживин (1874—1940) — писатель
  • Николай Николаевич Ге (1831—1894) — художник
  • Леопольд Антонович Сулержицкий (1872—1916) — в дальнейшем, с 1906 года, сподвижник Станиславского, верный толстовским принципам
  • Исаак Борисович Фейнерман (1863—1925) — публицист и кинодраматург
  • Георгий Аполлонович Гапон (1870—1906) — священник-радикал, ушедший в революцию
  • Дмитрий Александрович Хилков (1858—1914) — князь, один из первых последователей, с начала 1900-х критик непротивления
  • Александр Модестович Хирьяков (1863—1940) — писатель, поэт, критик, журналист, мемуарист, сотрудник издательства «Посредник»

Составные элементы толстовства

  • Пацифизм, христианский пацифизм
  • Уклонение от призыва
  • Ненасильственное сопротивление
  • Анархо-пацифизм, христианский анархизм
  • Вегетарианство

Испытавшие влияние толстовства движения

  • Духоборы — духовные христиане
  • Сатьяграха — учение Ганди
  • Итто:-эн (яп.)русск. (Сад одного светильника) — японская синкретическая религия
  • Као Дай — вьетнамская синкретическая религия, где Толстой почитается в качестве одного из святых.

Медиафайлы на Викискладе

Верования и обычаи

Толстой организовывает помощь голодающим в Самаре, 1891 год.

Толстовцы ( русский : Толстовцы , Tolstovtsy ) идентифицируют себя как христиане , но как правило , не относятся к институциональной Церкви . Толстой был резким критиком Русской Православной Церкви , что привело к его отлучению в 1901 году. Толстовцы, как правило, больше сосредотачиваются на следовании учению Иисуса , чем на его чудесах или божественности .

Они стараются вести аскетичный и простой образ жизни , предпочитая быть вегетарианцами , некурящими, трезвенниками и целомудренными . Толстовцы считаются христианскими пацифистами и выступают за непротивление при любых обстоятельствах. Понимание Толстым того, что значит быть христианином, было определено Нагорной проповедью и резюмировано в пяти простых предложениях:

  1. Люби своих врагов
  2. Не злись
  3. Не борись злом злом, но отвечай на зло добром (интерпретация подставления другой щеки )
  4. Не вожделение
  5. Не принимайте клятвы.

Они не поддерживают и не участвуют в правительстве, которое они считают аморальным, жестоким и коррумпированным. Толстой отвергал государство (поскольку оно существует только на основе физической силы) и все институты, которые от него происходят — полицию, суды и армию. Таким образом, многие теперь считают их христианскими анархистами . Исторически идеи Толстого оказали определенное влияние на анархистскую мысль, особенно на анархо-пацифизм . Они также были названы Махатмой Ганди источником вдохновения при формировании его собственной философии ненасилия как из джайнизма, так и из индуизма .

Вегетарианство

Вегетарианское движение началось в Европе в 19 — м века. Первое вегетарианское общество было основано в Манчестере в 1847 году. Толстой оказал заметное влияние на движение. Он стал вегетарианцем вместе со своими двумя дочерьми в 1885 году. Его соответствующее эссе «Первый шаг» (1891) и другие были продвинуты вегетарианскими обществами по всему миру.

Его вегетарианство было частью христианской философии ненасилия, которую он разработал. В то время вегетарианских ресторанов было немного, и они часто служили помещениями для встреч толстовцев и других социальных реформаторов. В то время это движение было в основном ово-лакто-вегетарианским .

Согласно медицинской науке того времени, на которую в основном влияла немецкая медицина, вегетарианство считалось нездоровым. С другой стороны, вегетарианцы обычно подчеркивали физическую силу и спортивные способности вегетарианцев.

История

Конверт письма М. К. Ганди ко Льву Толстому

Толстовство возникло в Российской империи в 1880-е годы на основе учения Л. Н. Толстого. Основы толстовства он изложил в «Исповеди», «В чём моя вера?», а также в «Крейцеровой сонате». Тогда же начали возникать колонии толстовцев в Тверской, Симбирской, Харьковской губерниях и в Закавказье. Эти колонии получили название «культурных скитов». Толстовство нашло последователей в Западной Европе, Японии, Индии. Сторонником толстовства был, в частности, Махатма Ганди. В 1880—1900-х годах создавались толстовские колонии в Англии и Южной Африке.

Верующие-духоборы нашли идеи Толстого сродни их собственным традициям и в 1895 году воплотили их в жизнь, отказавшись от военной службы и уничтожив имевшееся у них оружие, за что были сурово репрессированы. В дальнейшем они, также согласно идеям Толстого, отказались от употребления мяса, алкоголя и табака.

Главными принципами являются: непротивление злу насилием, всеобщая любовь и нравственное самосовершенствование личности, опрощение.

Для религиозных взглядов в рамках толстовства характерен синкретизм. На жизнеучение Толстого оказали влияние разнообразные идейные течения, однако идея рассматривать христианство как учение о непротивлении злу является самостоятельной. Толстовцы отвергают догматы организованной церкви, являются антитринитариями. 

Вегетарианство, которому следовали толстовцы, в науке того времени считалось глубоко нездоровым (вслед за немецкой диетологией того времени).

Толстовцы активно занимались просвещением и распространением взглядов Толстого. Толстовцы В. Г. Чертков и П. И. Бирюков основали издательство «Посредник» (деятельное участие в работе принимала Анна Черткова), которое издавало массовыми тиражами книги для народа: произведения Л. Н. Толстого, Г. И. Успенского, А. П. Чехова и других писателей, пособия по агрономии, ветеринарии, гигиене. В — в Лондоне толстовцы издавали газету «Свободное слово».

В СССР в 1920—1930-х годах земледельческие коммуны толстовцев в основном были ликвидированы, их участники репрессированы, однако некоторые из них просуществовали до начала Великой Отечественной войны.

Сейчас последователи толстовства сохранились в Западной Европе, Северной Америке, Японии, Индии, Болгарии и других странах. В России официально зарегистрирована религиозная организация «Толстовцы», члены которой являются представителями так называемого «новотолстовства» — движения, возникшего сравнительно недавно и существенно отличающегося от изначального толстовства. Их численность — около 500 человек.

Важным источником по истории толстовства являются воспоминания толстовцев о Л. Толстом.

Большой толковый словарь

ТОЛСТЕННЫЙ, -ая, -ое. Разг. Очень толстый. Т-ая шерсть. Т-ая книга. Т-ое дерево. Т-ая тётка. Т-ые губищи. ТОЛСТЕНЬКИЙ, -ая, -ое; -нек, -нька, -нько. Разг. Довольно толстый (1-2 зн.). Т. ребенок. Т-ая книга. Т. кошелёк. Толстенько, нареч. Выглядеть т. ТОЛСТЕТЬ, -ею, -еешь; нсв. (св. потолстеть). Становиться толстым или более толстым (2 зн.); полнеть. Т. на глазах. Т. быстро, медленно. Ишь, как ляжки толстеют. Обленился, потому и начал т. ТОЛСТИТЬ, -тит; нсв. кого. Разг. Делать толстым или более толстым на вид; полнить. Это пальто толстит тебя! Белый цвет толстит. ТОЛСТО см. Толстый. ТОЛСТО… Первая часть сложных слов. Вносит зн. сл.: толстый. Толстогубый, толстоклювый, толстолапый, толстоносый, толстоподошвенный, толстоствольный, толстощёкий. ТОЛСТОБРЮХИЙ, -ая, -ое; -брюх, -а, -о. Разг. Имеющий толстое брюхо. Т. конь, бык. Т-ая баба. ТОЛСТОВЕЦ, -вца; м. Последователь толстовства. Считать себя толстовцем. Толстовка, -и; мн. род. -вок, дат. -вкам; ж. ТОЛСТОВКА, -и; мн. род. -вок, дат. -вкам; ж. Широкая, длинная мужская блуза в складку с поясом. ●По имени писателя Л.Н.Толстого, носившего такую блузу. ТОЛСТОВСКИЙ, -ая, -ое. Относящийся к толстовству и толстовцам. Т-ое движение. ТОЛСТОВСТВО, -а; ср. Религиозно-утопическое общественное течение в России конца 19 в. — начала 20 в., возникшее под влиянием религиозно-философского учения Л.Н.Толстого о преобразовании общества путём религиозно-морального совершенствования. ТОЛСТОВЩИНА, -ы; ж. Пренебр. =Толстовство. ТОЛСТОГОЛОВЫЙ, -ая, -ое; -лов, -а, -о. Разг. Имеющий большую, крупную голову. Т-ая лошадь. Т. ребёнок. Т-ая рыба. ТОЛСТОГУБЫЙ, -ая, -ое. Разг. Имеющий толстые губы. Т. ребенок. Толстогубость, -и; ж. ТОЛСТОДОННЫЙ, -ая, -ое. Имеющий толстое дно, днище. Т-ая кастрюля.

Словарь синонимов

толстенный см. толстыйТолстеть (потолстеть, растолстеть), ботеть, добреть, дюжеть, жиреть, плотнеть, тучнеть. Он стал гора горой, заплыл жиром, нажил тело, отъелся. Ср. Толстый.толстобрюхий, -пузый см. толстыйтолстобрюхий, -пузый см. толстыйтолстосум см. богатыйтолстуха см. толстыйТолстый, полный, плотный, грузный, ботелый, дебелый, дородный, жирный, гладкий, пухлый, тучный, откормленный, упитанный, тяжелый; толстобрюхий, тостопузый, пузатый, утробистый, толстяк, толстуха, бочка, брюхан, бутуз, гладыш; полновесный, массивный, вальяжный (простон.: толстенный). Человек в (хорошем) теле. Эка бочка сорокаведерная. Он в деревне стал поперек себя толще (сильно растолстел). Тург. Вальяжная миска. Дерево в три обхвата. Полюбуйтесь сим гиппопотамом.Л поперек себя толщетолстяк см. толстый

Морально-этическая и социальная идеология

Главными принципами являются: всепрощение, непротивление злу насилием, отказ от вражды с любым народом («любите врагов ваших»), провозглашённые Христом в Нагорной проповеди, а также «любовь к ближнему», нравственное самоусовершенствование, опрощение
.

Согласно учению, духовные ценности важнее материальных.

Осуществление этих принципов предполагает возможность нравственного преобразования общества (то есть толстовство включает в себя идею достижимости утопической перспективы). Предполагалось создать на месте существующего общества и государства общежитие свободных и равноправных крестьян.

Будучи по своим убеждениям последовательными пацифистами, толстовцы отказывались от несения военной службы.

В ранний период у толстовства было много общего с анархизмом, так как оба движения отрицали необходимость военно-государственной машины и апеллировали взамен к разуму личности, естественному стремлению к взаимопомощи и трудовому братству. Однако после положительной реакции князя Кропоткина на начало Первой мировой войны контакты между движениями прервались.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector