Кто по национальности тарас бульба?
Содержание:
- Краткое содержание повести «Тарас Бульба» подробно по главам.
- Глава 1. Возвращение Андрия и Остапа домой из Киева.
- Глава 2. Дорога на Хортицу.
- Глава 3. Смена кошевого.
- Глава 4. Казаки идут войной на польские земли.
- Глава 5. Казаки на польских землях. Осада Дубно.
- Глава 6. Предательство Андрия.
- Глава 7. Остап назначен атаманом.
- Глава 8. Нападение татар.
- Глава 9. Тарас Бульба не простил предательства родному сыну.
- Глава 10. Тарас Бульба отправляется на поиски Остапа.
- Глава 11. Смерть Остапа.
- Глава 12. Месть за сына.
- Список источников, применяемых для создания повести «Тарас Бульба»
- История создания персонажа
- История создания повести
- Вариант 3
- Поездка в Запорожье
- Дорога и воспоминания
- Характер
- Этнические изображения
- А поворотись-ка, сын
- История создания
- Музыкальные адаптации
- Внешний вид
- История создания
- Трагическая гибель
Краткое содержание повести «Тарас Бульба» подробно по главам.
Глава 1. Возвращение Андрия и Остапа домой из Киева.
Старый Тарас Бульба и добрая матушка приветствуют своих сыновей Остапа и Андрия. Молодые казаки возвращаются из киевской Академии. Матушка очень соскучилась по детям, но их отец Тарас сразу собирает и везёт возмужавших сыновей на Запорожскую сечь, чтобы поскорее ввести их в курс казачьей жизни.
Глава 2. Дорога на Хортицу.
По дороге в Запорожскую сечь всадники бесед не вели — каждый думал о своём. Отец вспоминал молодые годы и воинские победы. Остап вспоминал, как непросто дались ему годы обучения в Академии.
Андрий думал о своих авантюрных похождениях во время обучения — как ему понравилась красивая полячка, и он влез в её спальню ночью. Молодая панночка недолго боялась нежданного гостя, и подружилась с Андрием. А он после авантюрного свидания благополучно выбрался из дома полячки с помощью служанки панночки.
Путники долго гнали своих скакунов по бескрайним степям и прибыли в сечь, где всё было наполнено свободой, а жизнь текла размерено.
Глава 3. Смена кошевого.
Целую неделю гудели вместе с товарищами казаками Остап и Андрий в Запорожской сечи. Не нравилось это Тарасу, он хотел научить сыновей искусству воевать, а не выпивать. Но кошевой не видел смысла снаряжать запорожцев в поход. Тарас Бульба придумывает, как сменить несговорчивого кошевого. Он устраивает большую пьянку, после которой казаки избирают новым предводителем Кирдягу.
Глава 4. Казаки идут войной на польские земли.
Тарас Бульба и новый кошевой решают послать казаков воевать. Кирдяга думает направить запорожцев на турок, но приходит тревожная весть — поляки казнили гетмана и полковник в украинцев. Тогда казаки спешно стали собираться в поход на поляков. С войском едет Янкель, жид и торговец.
Глава 5. Казаки на польских землях. Осада Дубно.
Лето. Казачье войско прошло по польским городам. Осаждён зажиточный город Дубно. После наступления темноты к Андрию приходит служанка панночки, в которую сын Бульбы влюблён, и рассказывает ему, о чудовищном голоде в городе. Возлюбленная казака оказалась дочерью воеводы Дубно. Он решается идти по тайному ходу в осаждённый Дубно, чтобы принести панночке хлеб.
Глава 6. Предательство Андрия.
Младший сын Тараса пробирается в Дубно, встречает свою панночку и теряет от любви к ней голову. Он решает остаться на стороне поляков, отрекшись от отца и брата. В Дубно в это же время подходят свежие силы. Поляки осмелели и совершили ночное нападение на казаков.
Глава 7. Остап назначен атаманом.
Утром Янкель сообщает неприятную весть — младший сын Тараса перешёл на сторону врага. Начинается тяжёлый бой, в котором многих перебили — как поляк, так и казаков. Бой закончился ничем, но в его процессе Остап был назначен атаманом. Старший сын Тараса проявил себя, как мужественный воин и хороший атаман своим казакам.
Глава 8. Нападение татар.
Казаки узнают, что татары совершили нападение на Запорожскую сечь. Часть войска возвращается домой, чтобы дать атакующим отпор, а часть остаётся под Дубно, где кошевым становится Тарас Бульба.
Глава 9. Тарас Бульба не простил предательства родному сыну.
Стоило части казаков покинуть осаду, поляки решаются дать бой поредевшему войску завоевателей. В бою убито много людей с обеих сторон. Тарас Бульба встречает Андрия, сражающегося на вражеской стороне. Он не может простить измены и стреляет в своего сына на глазах у Остапа. Андрий падает замертво. Поляки побеждают в бою, берут в плен Остапа и ранят Тараса Бульбу.
Глава 10. Тарас Бульба отправляется на поиски Остапа.
Лечить ранение Тарас Бульба отправляется в Запорожскую сечь. Выздоровев, он заключает договор с Янкелем, и тот тайно везёт его в Варшаву на поиски старшего сына.
Глава 11. Смерть Остапа.
По приезду в Варшаву, Тарас узнаёт, что на следующий день состоится казнь казаков и его сын в печальном списке. Отец хочет спасти от казни сына, но его план проваливается. Вместе с толпой он вынужден следить за подготовкой к казни. Остап ищет отца и тот даёт ему понять, что он рядом.
Глава 12. Месть за сына.
Молодой гетман Украины вскоре заключил мир с поляками. Тарас Бульба не согласен с перемирием. Он с верными казаками продолжает совершать набеги на поселения поляк. Так он мстит за казнь сына. Поляки собираю войско, чтобы усмирить Бульбу. Сражение растягивается на четыре дня. Бульбу пленяют и приговаривают к смерти через сожжение на костре. Умирая, старый казак прославляет православие и мощь русского народа.
Список источников, применяемых для создания повести «Тарас Бульба»
История создания произведения Гоголя невозможна без рассмотрения исторических источников, которые изучал Гоголь:
- «Описание Украины» Гийома де Боплана;
- «История о казаках запорожских» Семена Мышецкого;
- произведения (рукописные) Величко, Самовидца и других.
Большое значение для изучения быта казаков имели украинские народные песни и думы, которые Гоголь также изучал долгое время. Некоторые из них заняли свое место в повести. Например, драматическое повествование о Мосии Шиле, который попал в плен к туркам и спас из вражеской неволи товарищей, навеяно народной думой о Самийле Кишке.
История создания персонажа
Повести «Тарас Бульба» Николай Гоголь отдал 10 лет жизни. Замысел эпичного произведения в жанре исторической повести родился в 1830-х годах и уже в середине десятилетия украсил сборник «Миргород». Однако автора литературное творение не удовлетворяло. В итоге оно пережило восемь правок, причем кардинальных.
Первоначальный вариант Николай Васильевич переписывал вплоть до изменения сюжетных линий и введения новых героев. С годами повесть потолстела на три главы, батальные сцены наполнились красками, а Запорожская Сечь обросла мелкими подробностями из жизни казаков. Говорят, писатель выверял каждое слово, чтобы оно более точно передавало атмосферу и характеры действующих лиц, при этом стремился сохранить колорит украинского менталитета. В 1842 году произведение вышло в новой редакции, но все равно исправлялось вплоть до 1851 года.
Собирая материал для работы, Гоголь пошел на крайние меры — со страниц газеты попросил читателей помочь сложить мозаику из исторических фактов Украины. Главной мыслью произведения было воссоздание национального портрета казачества. Ценность имело все — от информации из личных архивов и необнародованных сведений до воспоминаний современников из глубинок. Опирался классик на украинские летописи, книгу Левассера де Боплана Description d’Ukraine и труд Семена Мышецкого «История о казаках запорожских».
Однако исторической основе не хватало душевности и эмоций. Эту задачу Гоголь решил, разбавив сухие подробности прошлого народным творчеством родной страны. Из него писатель почерпнул яркие эпитеты. Фольклорные образы и цитаты даже послужили основой для характеров: например, сын Бульбы Андрий напоминает героев песен Тетеренку и Савву Чалого.
Из сказок на страницы книги перекочевал прием троичности, когда персонажи трижды проходят испытания, прежде чем получить желаемое. В монологи вплелись характерные для сказок риторические вопросы: «Не достойна ли я вечных сожалений?.. Не горькая ли доля пришлась на часть мне?..» Так язык повествования приобрел певучесть и лиричность.
Тарас Бульба и его сын Остап Повесть была встречена современниками одобрительно, однако критики после пристального анализа произведения неоднократно указывали на чрезмерную героизацию насилия, поскольку многие поступки казаков сомнительны, с моральной точки зрения. Поляков возмутил образ их нации, описанный в «Тарасе Бульбе», — там они все показаны как хитрый, лживый и кровожадный народ.
Досталось Гоголю и за антисемитизм. Сцена расправы над евреями полна даже не ненависти, а глубокого презрения — казаки будто и не задумываются над тем, что их жертвы — живые люди, и убивают их в приступе беззаботного веселья. Сами евреи показаны жалкими, карикатурными и шаблонными. Впрочем, некоторые критики, например, Д. И. Заславский, указывали, что это не вина Гоголя, не намеренное очернение — писатель только добросовестно передал подлинные идеи и настроения, царившие тогда в обществе.
История создания повести
Работе Гоголя над «Тарасом Бульбой» предшествовало тщательное, глубокое изучение исторических источников. Среди них следует назвать «Описание Украины» Боплана, «Историю о казаках запорожских» князя Семёна Ивановича Мышецкого, рукописные списки украинских летописей — Самовидца, Самуила Величко, Григория Грабянки и т. д. помогающими художнику постигнуть дух народной жизни, характеры, психологию людей. Среди источников, которые помогли Гоголю в работе над «Тарасом Бульбой», был ещё один, важнейший: украинские народные песни, особенно исторические песни и думы.
«Тарас Бульба» имеет большую и сложную творческую историю. Он был впервые напечатан в 1835 году в сборнике «Миргород». В 1842 году во втором томе «Сочинений» Гоголя повесть «Тараса Бульба» вышла в новой, коренным образом переделанной редакции. Работа над этим произведением продолжалась с перерывами девять лет: с 1833 до 1842 года. Между первой и второй редакциями «Тараса Бульбы» был написан ряд промежуточных редакций некоторых глав. Благодаря чему второе издание является более полным, чем издание 1835 года, несмотря на некоторые претензии Гоголя из-за множества существенных несогласованных правок и изменений оригинального текста при редактуре и переписке.
Оригинал авторской рукописи «Тараса Бульбы», подготовленный Гоголем для второго издания, был найден в шестидесятые годы ХІХ в. среди подарков графа Кушелева-Безбородко Нежинскому лицею. Это так называемая нежинская рукопись, полностью написанная рукой Николая Гоголя, внёсшего немало изменений в пятой, шестой, седьмой главах, переработавшего восьмую и десятую главы.
Благодаря тому, что граф Кушелев-Безбородко в 1858 году выкупил у семьи Прокоповичей этот оригинал авторской рукописи, появилась возможность увидеть произведение в том виде, который устраивал самого автора. Однако в последующих изданиях «Тарас Бульба» перепечатывался не с оригиналов рукописи, а с издания 1842 года, лишь с незначительными правками. Первая попытка сблизить и объединить авторские оригиналы рукописей Гоголя, отличающиеся от них писарские копии и издание 1842 года была сделана в Полном собрании сочинений Гоголя.
Вариант 3
В своей повести «Тарас Бульба» Н.В.Гоголь изобразил героев, отражающих основные черты национального характера. Среди них – Остап, старший сын Тараса Бульбы.
Уже на первых страницах произведения мы становимся свидетелями проявления характера Остапа. Шуточный кулачный бой между отцом и сыном говорит о том, что Остап способен защитить себя и свою честь, невзирая на статус и силу противника.
Остап вместе с братом получал образование в Киеве. Но учеба ему не нравилась. Неоднократно он сбегал из бурсы, зарывал учебники, срывал занятия. Однако после того, как Бульба пригрозил отослать сына в монастырь, Остап серьёзно взялся за учёбу. Спустя некоторое время, он, благодаря своему невероятному упорству, вошел в число лучших учеников. Остап Бульба пользовался авторитетом у ровесников: он ценил дружбу, был в числе лучших товарищей, а будучи пойманным за какую-либо проделку, никогда не называл имен своих «сообщников».
Оказавшись в Запорожской Сечи, Остап принял ее законы и правила, и с головой окунулся в ее вольное и разгульное море .
В войне с поляками Остап Бульба показал себя истинным козаком: неустрашимым, удалым, мужественным воином. Несмотря на молодость и неопытность, юноша бился с врагом наравне с бывалыми запорожцами. Бесстрашие и холодный расчёт делали Остапа замечательным стратегом, и именно поэтому его выбирают куренным атаманом.
Он не сожалеет о смерти Андрия, хотя всегда любил брата. Такое отношение к предательству характеризует Остапа как человека, для которого верность родине выше родственных уз.
Остап прожил недолгую, но достойную уважения жизнь. В одном из сражений он попадает в плен. Казнь пленных запорожцев проходила на площади на глазах у собравшейся толпы. Первым поднявшись на эшафот, Остап обращается к запорожцам, чтобы те не опозорили козацкую честь, не позволили «еретикам»-полякам услышать их стоны. Именно в сцене казни он наиболее ярко показал исполинскую силу своего характера, всю свою железную выдержку. Он принял муки так, как наказывал своим собратьям — не проронив ни звука. Единственным криком его было обращение к отцу. И Тарас услышал сына. Это значило для Остапа многое: он понял, что отец одобряет и поддерживает его в последние мгновения жизни.
Остап воплотил в себе лучшие качества козаков: преданность родине, вере и товарищам.
Поездка в Запорожье
Далее перед читателем представляется картина поездки. Автором описывается три всадника, которые скачут по пустынной местности. У каждого из них в голове своя дума. Тарас Бульба вспоминает о своей былой молодости с застывшими слезами на глазах и понурой головой. Остапа, несмотря на то, что у него весьма твердый характер, тронули слезы матери. Сын очень жалеет свою матушку и опускает голову вниз.
Андрей также расстроился после расставания, но думает о совершенно ином. В его мыслях молодая полячка, которую он встретил в Киеве перед отправлением в путь. Он вспоминает, как он пробрался через трубу камина к ней в спальню, как внезапный стук в дверь заставил его спрятаться под кроватью. И только лишь служанка полячки смогла помочь ему спастись от охраны – она аккуратно вывела его в сад. После данного происшествия он видел понравившуюся девушку лишь единожды в костеле. Ходили слухи, что она уехала из Киева. Мысли о красавице не покидаю Андрея и он, опустив голову, также еден на встречу своей судьбе.
Дорога и воспоминания
Всадники едут молча и думают о своём. Старый Тарас вспоминает былые подвиги и размышляет о том, как их примут на Сечи. В памяти сыновей всплывают яркие события из их студенческой биографии. Писатель изображает городскую жизнь Остапа и Андрия, попутно раскрывая их образы.
В то время Киев находился под властью Речи Посполитой
Большое внимание уделяется рассказу о встрече младшего сына с панночкой Марильцей — дочкой польского воеводы. Молодой человек без ума влюбляется в прекрасную полячку и думает о ней по дороге на Запорожье
Отрывки воспоминаний перемежаются мастерски изображёнными картинами украинской степи.
Наконец, героям открывается Запорожская сечь. Очень ярок и символичен образ пьяного казака, мужчина беззаботно спит, развалившись прямо посредине дороги.
Характер
В характеристике Остапа из повести «Тарас Бульба» особое место уделено темпераменту. Старший сын Бульбы высоко ценил дружбу, считался одним из лучших товарищей. В семинарии, будучи пойманным за какую-то выходку, он никогда не выдавал своих «сообщников». Он «был прямодушен с равными». Козаки высоко оценили это качество, ведь одним из главных законов на Сечи был закон товарищества. В произведении не сказано ни о каких-либо ссорах или стычках между Остапом и козаками, так как их в силу указанных выше личных качеств юноши и быть не могло.
О волевом характере свидетельствуют не только батальные эпизоды, но и отношение к учёбе: невзирая на скучные и неинтересные учебники, Остап всё же стал отличником.
Остап был добрым. Смерть Андрия и слёзы матери больно ранили его, но юноша старался этого не показывать. Он был ближе к отцу, чем к матери. С Тарасом его роднило желание отдать жизнь ради служения родному краю и украинскому народу. Его всегда привлекали истории о подвигах, он мечтал показать себя в сражениях, размахивать саблей, защищая свои интересы. Его не влекла «музыка пуль», Остап более реально смотрел на вещи, нежели его младший брат. Самому Тарасу Бульбе характер Остапа импонировал больше.
Этнические изображения
Изображение евреев
Феликс Драйзин и Давид Гуаспари в своих Русская душа и еврей: очерки литературного этноцентризма обсуждать антисемитизм, указывая на привязанность Гоголя к «антиеврейским предрассудкам, преобладающим в русской и украинской культуре». В Леон Поляковс История антисемитизма, автор утверждает, что «Янкель из Тарас Бульба действительно стал архетипический Еврей в русской литературе. Гоголь изображал его в высшей степени эксплуататорским, трусливым и отвратительным, хотя и способным к благодарности. Есть сцена в Тарас Бульба где евреев бросают в реку, сцена, где Тарас Бульба навещает евреев и просит их помощи, а также упоминание рассказчика истории о бесчеловечном обращении с евреями.
Изображение поляков
После 1830–1831 Ноябрьское восстание против Российская имперская власть в самом сердце Польши — разделена с 1795 г. — польский народ стал объектом официальной кампании дискриминации со стороны царских властей. «Практически все российское правительство, бюрократия и общество объединились в одном выступлении против поляков. Фобия, охватившая общество, дала новый мощный толчок движению российской национальной солидарности», — писал историк. Людмила Гатагова. Именно в этом контексте многие российские литературные произведения и популярные СМИ того времени стали в соответствии с государственной политикой, особенно после появления Панславистская идеология, обвиняя их в предательстве «славянской семьи».По мнению социолога и историка проф. Вилхо Харле, Тарас Бульба, опубликованный всего через четыре года после восстания, был частью этой антипольской пропаганды. Нечаянно достижение Гоголя превратилось в «антипольский роман высокой литературной ценности, не говоря уже о менее значительных писателях».
Изображение турок
Как и в других русских романах той эпохи, Турки рассматриваются как варварские и нецивилизованные по сравнению с Европейцы из-за их кочевого характера.
А поворотись-ка, сын
Этими словами озаглавлена первая глава повести. С них же стоит начать краткий пересказ «Тараса Бульбы». Полковник встречает своих сыновей, вернувшихся после долгой учёбы в Киеве. Он внимательно осматривает их бурсацкие одежды и смеётся. Перед читательским взглядом предстаёт мирная жизнь украинского хутора, происходит знакомство с персонажами повести.
На банкете, устроенном в честь возвращения Остапа и Андрия, захмелевший Бульба обещает завтра же отправиться на Запорожскую сечь. На рассвете герои собираются в дальний путь. Сцена прощания детей с матерью очень трогательна. Несчастная женщина, посвятившая всю жизнь семье, видела сыновей всего день, и уже приходится расставаться, как выяснится позже, навсегда. Трое казаков садятся на коней и скрываются в необъятной украинской степи.
История создания
Повесть «Тарас Бульба» впервые вышла в печать в 1835 году в составе сборника «Миргород». Гоголь тщательно готовился к работе над этим произведением, внимательно изучал исторические источники и собирал материалы, в том числе опирался на материалы украинских летописей и народных песен. Это помогло автору разобраться в психологии людей описываемой эпохи и особенностях быта.
Писатель Николай Гоголь
В основу повести положено реальное историческое событие — восстание запорожских казаков против польской шляхты, произошедшее в 1638 году. У главных героев есть реальные прототипы — семейство куренного атамана Охрима Макухи. Потомок этого человека сообщил Гоголю драматическую историю собственной семьи, и писатель взял эту информацию за основу для повести.
Охрим был сподвижником Богдана Хмельницкого. У него было трое сыновей. Старший, Назар, стал прототипом для Андрия. Этот Назар влюбился в польскую панночку, предал «своих» и перешел на сторону поляков. Второй сын, Хома, пытался привести Назара назад к отцу, однако не преуспел и погиб.
В первой редакции повесть «Тарас Бульба» выглядела небрежно. В гоголевской рукописи были пропущены некоторые слова, фразы обрывались, а почерк писателя был неразборчивым. Из-за этого в первом издании осталось много погрешностей. Гоголь доработал повесть, и в 1842 году текст пережил второе издание. На этот раз в повести появились новые эпизоды, так что объем текста вырос вдвое.
Музыкальные адаптации
- «Тарас Бульба» — опера русского композитора Н. Я. Афанасьева, созданная около 1860 года (не исполнялась).
- «Тарас Бульба» В. Кашперова (первая постановка в 1887 г. в Большом театре)
- «Тарас Бульба» — опера по мотивам повести, созданная в 1890 году украинским композитором Н. В. Лысенко.
- «Тарас Бульба» — опера по мотивам повести, созданная в 1895 году аргентинским композитором Артуро Берутти.
- «Тарас Бульба (рапсодия)» — рапсодия для оркестра по мотивам повести, созданная в —1918 годах чешским композитором Леошем Яначеком.
- «Тарас Бульба» — балет В. П. Соловьёва-Седого
- «Осада Дубно» П. Сокальского
- опера В. Кюнера (1880 — Мариинский театр)
- опера С. Траилина (1914 г. в Москве)
- опера А. Берутти (либретто Г. Бодио, премьера — Турин, 9 марта 1895 г.)
- опера М. Руссо (Париж, 1919)
- балет Р. М. Глиэра (—)
- «Легенда про Тараса» — лайт-опера украинского композитора А. Коломийцева, написана в 2012 году. Премьера состоялась в Полтавском академическом украинском музыкально-драматическом театре им. Н. В. Гоголя 29 июля 2012 года.
Внешний вид
В первую очередь нужно обратить внимание на внешность героя. В этой повести Гоголя главные персонажи имеют фактурный внешний вид, благодаря которому также можно проследить некоторые черты характера
По сравнению с характеристикой Андрия, упоминания о внешности Остапа из «Тараса Бульбы» достаточно скудны, в тексте повести они встречаются нечасто. Итак, в «Тарасе Бульбе» описание Остапа представлено следующим образом: «Крепостью дышало его тело, и рыцарские его качества уже приобрели широкую силу льва».
Уже с первых строк произведения становится понятно, что у Остапа есть характер. На подшучивание Бульбы старший сын отвечает кулачным боем. Остап готов защищать свои интересы и достоинство, несмотря на то, что его оппонентом выступает отец. Драка заканчивается дружескими объятиями и похвалой: Тарас доволен, что сын проявил свои волевые качества, а потому не хотел, чтобы сыновья оставались с матерью долгое время, думал, будто это их разнежит.
История создания
Повесть «Тарас Бульба» впервые вышла в печать в 1835 году в составе сборника «Миргород». Гоголь тщательно готовился к работе над этим произведением, внимательно изучал исторические источники и собирал материалы, в том числе опирался на материалы украинских летописей и народных песен. Это помогло автору разобраться в психологии людей описываемой эпохи и особенностях быта.
Писатель Николай Гоголь
В основу повести положено реальное историческое событие — восстание запорожских казаков против польской шляхты, произошедшее в 1638 году. У главных героев есть реальные прототипы — семейство куренного атамана Охрима Макухи. Потомок этого человека сообщил Гоголю драматическую историю собственной семьи, и писатель взял эту информацию за основу для повести.
Охрим был сподвижником Богдана Хмельницкого. У него было трое сыновей. Старший, Назар, стал прототипом для Андрия. Этот Назар влюбился в польскую панночку, предал «своих» и перешел на сторону поляков. Второй сын, Хома, пытался привести Назара назад к отцу, однако не преуспел и погиб.
В первой редакции повесть «Тарас Бульба» выглядела небрежно. В гоголевской рукописи были пропущены некоторые слова, фразы обрывались, а почерк писателя был неразборчивым. Из-за этого в первом издании осталось много погрешностей. Гоголь доработал повесть, и в 1842 году текст пережил второе издание. На этот раз в повести появились новые эпизоды, так что объем текста вырос вдвое.
Трагическая гибель
После гибели старшего сына Тарас решил отомстить полякам за его мучения. Но враги окружили казаков, четыре дня они отбивались от гетмана Потоцкого. Их силы истощились, сражаться стало гораздо труднее. Но они смогли бы пробиться сквозь окружение, если бы не Тарас. У полковника упала трубка с табаком, его верная спутница. Бульба вернулся за ней, и тут его схватила польская ватага.
Из-за возраста ослабли его мышцы, не смог он вырваться из плена польских воинов. Долго решали враги, как наказать казака, который ранее истребил сотни их товарищей. Приказал польский гетман сжечь Тараса живьем.
Вражеское войско нашло голое дерево, в которое попала молния. Полковника подтащили к его стволу, приковали тяжелыми цепями и прибили его руки гвоздями. Его специально подвесили выше, чтобы со всех сторон можно было наблюдать за казнью.
Под деревом начали раскладывать костер, но Тарас даже не обратил на это внимания. Он смотрел на своих казаков: они отстреливались от поляков, а полковник хорошо их видел. Даже на грани смерти Бульба пытался спасти своих товарищей, указав им криком горку, где можно было спрятаться.
Но ветер не донес его слов, хотя уже через минуту Тарас заметил, что у берега Днестра есть лодки, на которых можно сбежать. Об этом крикнул он своим воинам второй раз, тогда они услышали его и выполнили приказ. Поляки помчались следом, но не смогли преодолеть утесы на лошадях. Только один бросился за казаками — брат полячки, сгубившей Андрея. Острые утесы разорвали его на куски.
За такое поведение Бульбу ударили обухом по голове, он потерял сознание. А как пришел в себя, увидел, что спаслись его воины. Он прокричал им прощание и пригрозил полякам местью, будущим расцветом своей родины и упадком их отчизны. Уже разгорелся огонь, охватил ноги Бульбы. Но и это его не сломило, не страшно было казаку умирать. Он только думал о своих товарищах и родине, радовался, что все спаслись.
Образ персонажа является примером мужества и доблести, патриотизма и храбрости. Несмотря на все недостатки, Тарас Бульба был примером для своих товарищей. Даже конфликт и убийство сына не испортили его репутацию смелого казака.