История храма святой троицы в балаково: к 150-летию ф.о. шехтеля
Содержание:
Биография
Родился 5 июля 1976 г. в Москве. Крещен в младенчестве.
В 1983 г. поступил в среднюю школу № 671 г. Москвы, в 1989 г. поступил в Московский технический лицей № 1 и в 1993 г. его окончил.
В 1993 г. поступил в Московский государственный технологический университет «Станкин» (Станко-инструментальный институт) на факультет информационных технологий и в 1997 г. закончил обучение по специальности «Системы автоматизированного проектирования». Присуждена степень бакалавра техники и технологий по направлению «Автоматизация и управление».
В 1997 г. поступил послушником на московское подворье Троице-Сергиевой лавры. В 1998 г. принят в число братии Троице-Сергиевой лавры.
В 1998-2002 гг. обучался на заочном секторе Московской духовной семинарии.
1 апреля 1999 г. на московском подворье Троице-Сергиевой лавры игуменом Лонгином (Корчагиным) пострижен в монашество с именем Пахомий в честь преподобного Пахомия Великого.
23 июля 2000 г. в храме Всех святых на Соколе г. Москвы архиепископом Бронницким Тихоном рукоположен в сан иеродиакона.
В 2003 г. переведен в Саратовскую епархию.
28 августа 2003 г. в соборе Сошествия Святого Духа г. Саратова епископом Саратовским и Вольским Лонгином рукоположен в сан иеромонаха.
С 29 августа 2003 г. служил в Архиерейском храме в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали».
3 декабря 2003 г. назначен экономом, 23 января 2004 г. — настоятелем Свято-Троицкого собора г. Саратова.
29 марта 2004 г. удостоен права ношения наперсного креста.
11 января 2006 г. назначен председателем архитектурно-реставрационного отдела Саратовской епархии.
8 апреля 2007 г. возведен в сан игумена.
24 апреля 2011 г. удостоен права ношения палицы.
В 2005-2011 гг. являлся духовником Саратовского регионального общества трезвости и здоровья. С 2007 г. — преподаватель в Саратовской духовной семинарии. С 2007 г. — член Президиума регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. В 2008-2010 гг. — член Общественной палаты Саратовской области.
Решением Священного Синода от 5-6 октября 2011 г. (журнал № 136) избран епископом Покровским и Николаевским.
В 2011-2013 гг. обучался в Санкт-Петербургской православной духовной академии.
14 октября 2011 г. возведен в сан архимандрита.
3 декабря 2011 г. в Патриарших покоях кафедрального соборного Храма Христа Спасителя состоялось наречение архимандрита Пахомия во епископа Покровского.
19 декабря 2011 г. за Божественной литургией в Николо-Угрешском монастыре Святейший Патриарх Кирилл возглавил архиерейскую хиротонию архимандрита Пахомия.
Решением Священного Синода от 4 октября 2012 г. (журнал № 103) утвержден в должности настоятеля (священноархимандрита) Иргизского Воскресенского мужского монастыря с. Криволучье Саратовской обл.
Разрушение храма
Начиная с 1919 года, из Троицкого храма изымалось церковное имущество: серебряная утварь, канделябры, иконы, сусальное золото с главок. Затем государство наложило непомерный налог на здание, и старообрядческая община, в связи с отсутствием средств, вынуждена была письменно отказаться от здания. Так старообрядцы потеряли свой храм.
После перехода здания церкви к государственным властям председатель горсовета А. Карпухин в 1930 году посылает в Ленинград запрос о ценности здания. Из письма директора Центральных государственных реставрационных мастерских (ЦГРМ) И. Грабаря следует, что здание не является памятником архитектуры и не состоит на охране государства, но имеется приписка: «Среди имущества церкви представляет особую ценность иконная живопись (мозаичные панно), которая является памятником монументального искусства и находится в ведении Главнауки».
В 1930 году одновременно с разрушением всех церквей города разрушаются шатры центрального объема и колокольни Троицкого храма. Разобрана верхняя звонница, все апсиды, алтарная преграда. Со второго яруса колокольни сбросили знаменитый колокол. Он разбился, драгоценные осколки милиция собрала и куда-то вывезла. Сохранился акт осмотра здания Белокриницской церкви 1930 года с заключением: здание надлежит приспособить под городской театр. О судьбе приобретенных А. Мальцевым ценных древнерусских икон ничего не известно. Трагикомическая подробность: театр получил имя Чапаева. Здание было страшно изуродовано, алтарь превращен в сценическую коробку.
Мозаика «Спас Нерукотворный» закрашивалась масляной краской ежегодно, но на каждую Пасху краска осыпалась, а лик Иисуса Христа появлялся вновь. Имеется фото советского периода, на котором видно закрашенное краской мозаичное панно «Спаса Нерукотворного», а с главного фасада взирает с огромного плаката вождь пролетариата.
«Чапаевский» театр ввиду недостаточной востребованности населением был закрыт. Здание пустовало и разрушалось. Затем церковь использовалась под зерносклад. От проекта Шехтеля не сохранилось ничего. Искалеченный храм узнать было невозможно. Таким он остался в моей детской памяти.
В 1964 году здание было передано на баланс завода им. Ф.С. Дзержинского. Заводу был нужен клуб, и он разрушил то, что не успели разрушить до него.
«Пшеничная столица» России
Балаково — город моего детства — сегодня один из крупнейших городов Саратовской области, энергетический промышленный центр России с населением более 220 тысяч человек. Здесь располагаются знаменитая Балаковская АЭС, ГЭС, химические заводы. Но среди новых многоэтажек, архитектура которых отражает достижения промышленной унифицированной системы строительства, еще бьется сердце старого города со старинными улочками, купеческими усадьбами и особняками.
Всего 150 лет назад Балаково было торговым селом, расположенным между городами Самарой и Саратовом. С севера и запада к нему прилегали чудесные плодородные поймы реки Волги и ее притоков. Благодаря одному из них — речке Балаковке — село и получило свое название. Окруженное цветущими лугами, садами и лесами, оно жило спокойной, размеренной, неспешной жизнью, подобно множеству таких же малых сел и городов.
Балаково было старообрядческой мирской слободой. Неподалеку на реке Иргиз находился раскольничий «Иерусалим», центр притяжения старообрядцев — иргизские скиты и монастыри. Благодаря экономической деятельности старообрядческих мирских и монастырских общин «дикая степь» Заволжья, земли которой более десяти столетий использовались как пастбища кочевых азиатских племен, быстро заселялась. В результате возделывания привезенной русскими старообрядцами из Польши твердой пшеницы «белотурки» в крае быстро начали развиваться зернопроизводство и хлеботорговля. Уже в конце XIX века село Балаково стало именоваться «пшеничной столицей» России, «хлебными королями» в которой считались купцы Мальцевы.
Попутчики Божией Матери
Долгожданной радостью для этого прихода является престольный праздник, который отмечается дважды в июле – 11 и 25 числа. Праздничное богослужение начинается с молебна и чтения акафиста перед чтимой иконой Божией Матери «Троеручица». Сюда ее переносят из Свято-Троицкого храма, где она временно пребывает и где ежедневно совершают молебны. Образ стал родным для многих верующих балаковцев. Этот список для строящегося храма по благословению епископа Покровского и Николаевского Пахомия был сделан с чудотворного образа Божией Матери «Троеручица», который хранится на Афоне в Хиландарском монастыре.
Отец Амвросий рассказывает, что в этом деле помог благотворитель. Он вспоминает, как они вместе поехали в Грецию. «Икона написана и освящена в русском Свято-Пантелеимоновом монастыре. В обратный путь мы отправились с иконой. Удивительные чувства – мы были попутчиками у Божией Матери!» – улыбается батюшка.
В православном мире этот чудотворный образ Заступницы Усердной особо почитаем. Именно к нему с умилением и трепетом притекают сотни верующих и молят Царицу Небесную о том, чтобы развеяла мрак в душах, чтобы подарила покой и умиротворение. «Троеручица»… Как появилось такое странное и удивительное название? За ответом церковное предание отсылает нас в VIII век, во времена византийского императора-еретика Льва Исавра, гонителя на иконы.
Тогда на защиту православной веры от еретических нападок встал первый министр дамасского халифа преподобный Иоанн Дамаскин. Он направил мощь своего таланта, свои знания и ревность на борьбу с иконоборчеством и написал три трактата «Против порицающих святые иконы».
Его мудрые писания привели в ярость императора. Но так как автор не был византийским подданным, император передал Дамасскому халифу подложное письмо, в котором осуждал преподобного Иоанна за измену. Святому отрубили кисть правой руки и повесили ее на городской площади. В тот же день святой, испросив у халифа отрубленную кисть, приложил ее к суставу и долго молился перед иконой Божией Матери об исцелении. После долгой молитвы преподобный Иоанн задремал. Во сне он увидел икону Божией Матери и услышал Ее повеление – трудиться ради веры Христовой. В благодарность за чудо исцеления святой приложил к иконе сделанную из серебра руку, отчего она и стала называться «Троеручицей».
Отец Амвросий отмечает, что привезенная со Святой Горы икона «Троеручица» сегодня пользуется большой любовью: «Знаменательно, что наш новый храм назван в честь этой иконы, и мы имеем возможность перед ней ежедневно молиться, обращаясь к Божией Матери со своими просьбами и благодарениями. А когда храм будет достроен, икона поселится в нем навсегда».
Первая служба на праздник
Для немалого числа местных жителей именно этот приход сыграл решающую роль в их вхождении в Церковь. И не начнись несколько лет тому назад возведение храма, некоторые так бы и остались навсегда за его порогом. Храм строится непросто, настоятелю и общине приходится преодолевать не одно препятствие, чтобы довершить начатое дело.
Согласно проекту, храм рассчитан на 270 человек. «Строительство ведется три года, а самой идее, я бы сказал – мечте, о появлении этого храма уже более двенадцати лет. Это обсуждалось еще с митрополитом Лонгином (ныне митрополит Симбирский и Новоспасский). Думали, что храм станет подворьем Иргизского Воскресенского мужского монастыря. Не сразу все удалось. Несколько лет назад владыка Пахомий благословил на строительство», – рассказывает батюшка.
В ноябре 2017 года на месте строительства епископ Пахомий совершил Чин основания храма
Важное событие, совершаемое под открытым промозглым осенним небом, собрало немало православных жителей этого микрорайона. После на участке заработала спецтехника, был заложен фундамент и воздвигнуты стены
Строится храм трудами, усердием людей. На совершенно пустынном месте он поднялся уже на двадцатиметровую высоту.
К началу осени планируют провести отопление и подготовить здание к установке куполов. Предстоит одна из самых сложных и трудоемких работ – кровля на центральном своде. Внутри, куда мы заходим с настоятелем, тоже еще немало работы, только каменные стены и бетонный пол. «Может, получается не так быстро, как хотелось бы, но мы благодарны Богу и за это. Мы знаем, что времена сейчас непростые, но ведь всегда, в самые тяжелые периоды людей поддерживали Бог, вера, искренняя молитва, которая возносится в православных храмах, – говорит отец Амвросий. – Хотя и не оштукатурено, но мы готовимся, чтобы служить на престольный праздник уже здесь».
Предстоящее нынешнее торжество будет отличаться от предыдущих и звоном новых колоколов. Набор из шести штук уже приобрели, и до 11 июля в храмовом дворе появится уличная звонница. Благовесты громко возвестят о празднике и первом богослужении в новом храме. Колокольный звон для верующих – надежда на то, что в ближайшем будущем храм устремит в небо свои купола.
Людмила Питайчук
10 июля 2021 г.
С молитвой к Богородице
Семейство Мальцевых
Купеческий род Мальцевых становится известным во второй половине XIX — начале ХХ века. Это крупнейшие землевладельцы, обладатели многомиллионного состояния, по-столичному образованные люди и ревнители древлего благочестия, староверы, приемлющие священство белокриницкой иерархии, попечители старообрядческих монастырей и скитов, благотворители, храмоздатели.
Известно, что основатель рода Михаил Трофимович Мальцев еще в Крымскую войну 1853–1856 годов рядовым солдатом храбро сражался против турок, за что ему — выходцу из белорусских крепостных — царь пожаловал свободу и земли. На торговле зерном Михаил Трофимович разбогател и к 1861 году владел 116 тысячами десятин земель в Николаевском и Новоузенском уездах Самарской губернии. Сеял исключительно знаменитую «белотурку», сдавал землю в аренду, занимался скотоводством и коневодством и состоял в Самарском купеческом обществе как купец первой гильдии. Главной причиной его переезда из Николаевска в Балаково стало создание на Волге торгового перевалочного центра пшеницы, так как везти зерно из степей гужевым транспортом в Самару было накладно, а в Балаково имелась удобная гавань для хлебной пристани на реке Балаковка
Другой важной причиной переезда стало то, что село было староверческим
У Михаила Мальцева имелись лесная пристань на Волге, салотопенный и кожевенный заводы, большая кирпичная мельница в Балаково. Здесь «хлебный король» основал свое родовое поместье.
Главную усадьбу (паллацо) Михаил Трофимович заложил в центре города рядом с Новой Базарной площадью, которая занимала почти целый квартал и состояла из 13 строений. Хозяин посадил сохранившийся до наших дней липовый сад, устроил великолепный деревянный чайный павильон, а также каменные ворота, ограду с декоративными металлическими решетками.
Михаил Трофимович Мальцев умер в 1890 году. Его сыновья Паисий (1858–1919) и Анисим (1859–1914) продолжили дело отца. Состояние, доставшееся братьям, включало 120 тысяч десятин земли, несметное количество скота, миллионы пудов хлеба. При их содействии в Балаково была создана хлебная биржа, которая диктовала цены на хлеб лондонскому Сити.
Старший сын Михаила Трофимовича был творческой, богато одаренной натурой. Отец отправил его на учебу в Москву, где купец первой гильдии Паисий Мальцев учился в Московском университете, состоял в торговом союзе старообрядческой Рогожи, занимался сбытом заволжской пшеницы на зерновых рынках. Он был известным библиографом, коллекционировал древние иконы, рукописные церковные богослужебные дониконовские книги, считался образованнейшим человеком, меценатом и слыл заядлым театралом. Общался и дружил с Чеховым, Гиляровским, был знаком с архитектором Федором Шехтелем и, говорят, даже вложил деньги в строительство МХАТа.
Младший сын Михаила Трофимовича Мальцева Анисим всегда жил рядом с отцом и помогал ему во всех делах. Он занимался общественной благотворительной деятельностью, состоял членом Самарского губернского попечительства детских приютов при Канцелярии Самарского Губернатора. На его средства было построено несколько богаделен и приютов. Ни один серьезный хозяйственный или финансовый вопрос в Николаевском уезде не решался без участия Анисима Мальцева. В конце XIX века после нескольких лет засухи в Самарской губернии случился страшный голод. Братья Мальцевы приютили в Балаково несколько тысяч голодающих из разных мест губернии и кормили их за свой счет до следующего урожая. Совместно с купцом Николаем Бугровым они построили в Ессентуках знаменитую старообрядческую «санаторию» для малоимущих христиан. Вокруг двухэтажного санаторного корпуса был разбит прекрасный сад, стараниями Паисия Мальцева в санатории была организована хорошая библиотека.
После манифеста 17 октября 1905 года «Об укреплении начал веротерпимости» Балаковская Белокриницкая община, одна из крупнейших старообрядческих общин губернии, приобрела официальный статус. Начиная с 1907 года купец-хлеботорговец и крупный благотворитель Анисим Мальцев стал бессменным председателем общины и возглавил ее Совет.
Но главным делом братьев стало строительство с 1909 по 1914 год в родном Балаково старообрядческого храма Святой Живоначальной Троицы.