Схема суточного круга богослужения, особенности и что собой представляет

Среда

В среду заканчивается воспоминание Церковью Ветхого Завета и начинается прославление новозаветных событий. Среда и пятница являются днями воспоминания о страданиях и крестной смерти Спасителя. В эти дни в течение всего года, за исключением сплошных седмиц, установлен пост. Многие песнопения этих дней, включая каноны на утрени, посвящены Честному и Животворящему Кресту и Пресвятой Богородице.

В среду Церковь вспоминает Тайную Вечерю, когда Господь собрал своих учеников, поведал им тайны Своей крестной смерти и Воскресения, а также установил Таинство Евхаристии. Также в среду мы вспоминаем, как сребролюбивый Иуда предал Христа за тридцать серебреников.

В этот день поется многим христианам знакомый тропарь Кресту Господню: «Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство».

Годовый круг

Этот цикл не имеет собственных служб. Тексты годового круга вставляют в суточные церемонии. Годовой цикл включает Месяцеслов и Пасхалию.

Каждый день

Ежедневно читают неизмененные тексты обрядов, составляющих Суточный круг. В церемонию включаются измененные молитвословия из недельного, годового круга. Каждый Божий день посвящен какому-то значимому в православии событию.

Пасха

В такой день прославляется Воскресение Христово. Важнейшее торжество, не приуроченное к какой-то определенной дате. Относится к подвижным. Отмечается не ранее 4 апреля и не позднее 8 мая.

Двунадесятые праздники

Важнейших праздничных событий всего 12. Их называют двунадесятыми, они бывают подвижными (зависящими от Пасхи) или неподвижными (с точно установленной датой). К ним не относят Пасху.

Неподвижные:

  • Рождество Богородицы (21 сентября);
  • Воздвижение Креста Господня (27 сентября);
  • Вход в храм Пресвятой Богородицы (4 декабря);
  • Рождество Христово (7 января);
  • Крещение Господне (19 января);
  • Сретение Господне (15 февраля);
  • Благовещение Богородицы (7 апреля);
  • Преображение Господне (19 августа);
  • Успение Пресвятой Богородицы (28 августа).

Подвижные:

  • Вход Господень в Иерусалим;
  • Вознесение Господне;
  • Пятидесятница.

Великие святые и ангелы

Ежедневно вспоминают великомучеников, отдавших свою жизнь во славу Всевышнему. Описание и перечень всех значимых праздников, посвященных святым великомученикам и ангелам, обязательно печатается в церковном календаре.

Классификация

Праздничные церковные события группируются и классифицируются. На службах, проводимых ежедневно на протяжении двенадцати месяцев, читаются тексты, предписанные Уставом, а также молитвословия по случаю выпавших на определенную дату праздников. По особо торжественным дням ритуал проведения службы несколько изменяется.

Неподвижные и подвижные

Месяцеслов состоит из неподвижных праздников, каждый из которых сопоставим с точно установленным числом месяца. Начинается месяцеслов с начала церковного года, то есть с 1 сентября. Главные неподвижные праздники называют двунадесятыми (их всего девять). К месяцеслову относят 3 поста.

Пасхалия — система подвижных праздничных событий. Прежде всего, — это Пасха. Пасхалия не привязывается к какой-то точной дате, зато ежегодно празднуется и зависит от дня, на который выпадает Пасха. Перед Воскресением Христовым идет Великий Пост, который длится шесть недель. На Пасхалию приходится 3 двунадесятых праздника. Начинается Пасхалия за 3 недели до Великого поста. Заканчивается — Неделей всех Святых, которую празднуют после Пятидесятницы.

По торжественности

Главным праздником считается Пасха. Она не принадлежит ни к какому разряду. В такой день проводится Пасхальное богослужение — церемония, на которой все тексты, в основном, поются.

Великие

К разряду великих относятся Двунадесятые, всего их 12. Верующие торжественно отмечают все события из земной жизни Всевышнего, а также связанные с его божественным Воскрешением. Великими также считаются 5 недвунадесятых дат.

Средние

Такие празднества установлены в честь святых, икон Пренепорочной Девы или важных для Церкви событий. Их количество никому не известно.

Малые

Дни в православии приурочены великомученикам или святым, преданно служившим вере, а также событию из церковной жизни.

Богослужения седмичного круга

Также как Божественная Литургия, творимая в воспоминание Спасителя, а особенно Его крестной смерти и воскресения, является центром дневного богослужебного круга, так и воскресный день — первый день седмицы, — называемый Господним днем и посвященный великому событию воскресения Христа, есть центр седмичного богослужебного круга. Воскресенье — торжественнейший и святейший из всех дней седмицы. Он считается «малой Пасхой» и является тем же для круга седмичного, чем сама Пасха — для круга годового. Воскресный день называется неделею (теперь это название перешло на всю седмицу) и соответствует ветхозаветной субботе, обозначая собой неделание мирских дел, покой от них и посвящение этого дня на служение Богу.

В мистическом богословии воскресенье также является и восьмым днем, соединяя в себе начало и конец (первый и восьмой день одновременно). Число «8» является числом Вечности. Православные мистики считают, что после Второго пришествия Христа и конца света наступит вечное Воскресение, вечная Пасха в Царствии Божием, начало которой положил Христос Своим воскресением на земле в историческом времени.

Таким образом, все воскресные дни являются как бы маленькими, залитыми золотым нездешним светом оконцами в Вечность и в Царствие Божие, сквозь которые Церковь призывает нас в эти светлые дни, отрешась от суеты земной жизни, заглянуть туда — в жизнь будущую.

Православная Церковь воспоминанию воскресения Христова придает столь высокое и торжественное значение, что не отменяет этого воспоминания и в том случае, если в день воскресения случится праздник (кроме праздников Рождества Христова, Богоявления, Преображения и Воздвижения Креста, в которые воскресная служба опускается).

Все последующие дни седмицы Церковь тоже посвящает воспоминанию и прославлению определенных священных событий (но если на какой-либо день седмицы придется праздник, то седмичное содержание дня опускается).

Понедельник посвящен бесплотным силам — ангелам, архангелам, херувимам и серафимам. Во вторник вспоминаются ветхозаветные пророки, между которыми Церковь особенно чтит честного и славного пророка — Предтечу и Крестителя Господня Иоанна. В ряду дней всей седмицы понедельник и вторник представляют как бы времена ветхозаветные. Вступая затем во времена новозаветные, Церковь со средой и пятницей связывает историческое воспоминание о предании Иисуса Христа на страдания и смерть, о самих страданиях и смерти и воздает в эти дни особенное поклонение Кресту, послужившему орудием страданий и искупительной смерти Христа. В четверг вспоминаются апостолы и один из самых почитаемых святых — Николай Мирликийский (Николай-чудотворец, как называют его на Руси). В субботу, по учению Церкви, закончилось дело мироздания, в субботу же почил Иисус Христос. Поэтому суббота является днем покоя в единении с Богом. Этот день Церковь посвящает воспоминанию и прославлению святых, как уже наслаждающихся блаженством в небесных обителях Отца, и поминовению всех усопших в вере и чающих покоя со святыми.

Матерь Божия вспоминается и прославляется во все дни седмицы, но особенно в неделю (воскресенье), среду и пятницу.

Службы седмичного круга также состоят из Литургии и вечерних служб (Всенощное бдение, если нет праздника, служится только на воскресенье), которые имеют все ту же неизменяемую последовательность. Но эти службы содержат также свои особые песнопения (стихиры, тропари, кондаки, ирмосы), в которых вспоминаются события и святые, соединенные с конкретным днем седмицы. Службы седмичного круга совершаются по Октоиху, где они расположены по дням седмицы и по порядку гласов.

В музыкальном плане седмичное (будничное) и воскресное богослужения резко отличаются друг от друга. Испокон веков в любом монастыре, а также на клиросе любого храма употреблялись разные распевы — будничные и праздничные, — позволявшие петь основные неизменяемые песнопения служб по-разному, в зависимости от торжественности служб.

Позднее, когда традиция антифонного пения двумя хорами стала приходить в упадок, «обязанности» двух хоров как бы разделились: один из них (более искусный) стал петь по воскресным дням и праздникам — это так называемый «правый» хор, а второй — «левый» хор — превратился в будничный. Первоначально же оба хора пели за каждым богослужением попеременно (антифонное пение), были равноправны, а «правым» и «левым» назывались по месту расположения относительно алтаря.

В современной практике в храмах, где обычно имеется только один хор, по будням поют малым составом и по преимуществу простое обиходное пение, а в воскресные дни и праздники собирается полный состав хора, и тогда поются особо торжественные праздничные песнопения.

Схема суточного круга Богослужения

Вечер 1. Девятый час – (3 часа дня) 2. Вечерня 3. Повечерие

Утро 1. Полунощница – (12 часов ночи) 2. Утреня 3. Первый час – (7 часов утра)

День 1. Третий час – (9 часов утра) 2. Шестой час – (12 часов дня) 3. Литургия

См также. .

***

2. Седмичный богослужебный круг – тематическая последовательность богослужений в пределах одной недели. См.: Тропари и кондаки дней седмицы

В воскресенье Церковь воспоминает и прославляет Воскресение Христово.

В понедельник (первый день после воскресенья) прославляются бесплотные силы – Ангелы, созданные прежде человека, ближайшие слуги Божии.

Во вторник прославляется святый Иоанн Креститель, как больший из всех пророков и праведных.

В среду воспоминается предательство Господа Иудою и, в связи с этим, совершается служба в память Креста Господня (день постный).

В четверг прославляются святые Апостолы и святитель Николай Чудотворец.

В Пятницу воспоминаются крестные страдания и смерть Спасителя и совершается служба в честь Креста Господня (день постный).

В субботу – день покоя – прославляются Божия Матерь, Которая ублажается и ежедневно, праотцы, пророки, апостолы, мученики, преподобные, праведные и все святые, достигшие упокоения в Господе. Также поминаются все усопшие в истинной вере и надежде на воскресение и жизнь вечную.

Службы – совокупность изменяемых составных частей богослужения седмичного богослужебного круга – содержатся в октоихе. Богослужение седмичного богослужебного круга подчинено одному из восьми гласов и т.о. образуются восьминедельные гласовые циклы, повторяющиеся в течение года несколько раз. Счет гласов начинается со дня Пасхи с первого гласа.

Первым днем седмичного богослужебного круга считается воскресенье.

***

3. Годовой богослужебный круг – тематическая последовательность богослужений в течение года. Различаются подвижный и неподвижный годовые богослужебные круги.  — связанный с солнечным календарем – включает богослужение неподвижных двунадесятых и других праздников и каждодневные празднования святых. – связанный с лунным календарем (см. пасхалия) – включает богослужения Великого поста (и трех предшествующих недель) и Пятидесятницы.

Каждый день в году посвящается памяти тех или других святых, а также и особым священным событиям – праздникам и постам.

Из всех праздников самым большим является праздник Светлого Христова Воскресения (Пасха). Это есть праздников Праздник и Торжество из торжеств. Пасха бывает не раньше 22 марта (4 апреля н. ст.) и не позже 25 апреля (8 мая н. ст.), в первый воскресный день после весеннего полнолуния.

Затем бывает в году двенадцать великих праздников, установленных в честь Господа нашего Иисуса Христа и Божией Матери, которые называются двунадесятыми.

Есть праздники и в честь великих святых и в честь бесплотных Сил небесных – Ангелов.

Потому все праздники в году по своему содержанию делятся на Господские, Богородичные и святых.

По времени празднования праздники делятся на неподвижные, которые бывают каждый год в одни и те же числа месяца, и подвижные, которые хотя бывают в одни и те же дни недели, но приходятся на разные числа месяца в соответствии с временем празднования Пасхи. По торжественности церковной службы праздники делятся на великие, средние и малые.

Великие праздники всегда имеют всенощное бдение; средние же праздники – не всегда.

Богослужебный церковный год начинается 1 сентября старого стиля, а весь годовой круг Богослужений строится применительно к празднику Пасхи.

Службы неподвижного годового богослужебного круга содержатся в минеях, подвижного – в Триоди Постной (Великого поста) и Триоди Цветной (Пятидесятницы). Соединение подвижного и неподвижного годовых богослужебных кругов осуществляется при помощи приводимых в уставе Марковых глав (названных по имени их составителя монаха Марка).

Богослужение каждого дня представляет собой соединение почти неменяющейся основы из молитвословий суточного богослужебного круга с изменяемыми молитвословиями, связанными с богослужебной тематикой данного дня из минеи и октоиха или триоди (Постной или Цветной), причем во время Великого поста и Пятидесятницы молитвословия из октоиха почти не используются.

Богослужебные круги

— определенная повторяющаяся последовательность богослужений или составляющих их молитвословий. 1. Суточной богослужебный круг — последовательность богослужений одного дня. Полный суточный богослужебный круг состоит из девятого часа, вечерни, повечерия, полунощницы, утрени, первого, третьего и шестого часов, изобразительных или литургии. Этот порядок меняется в дни, когда совершается Всенощное бдение (опускаются повечерие и полунощница), некоторые дни Великого поста, а также накануне праздников Рождества Христова и Крещения. В настоящее время порядок суточного богослужебного круга в приходской практике обычно не соблюдается — опускаются девятый час, повечерие и полунощница. Богослужения суточного богослужебного круга содержатся в часослове. По древней традиции богослужебные сутки начинаются с вечера. 2. Седмичный богослужебный круг — тематическая последовательность богослужений в пределах одной недели. Богослужение понедельника посвящено бесплотным силам — ангелам Господним; вторника — пророкам и Иоанну Крестителю; четверга — апостолам, святителям и, особенно, Николаю Чудотворцу, архиепископу ликийского города Миры (Малая Азия, IV в.); среды и пятницы — воспоминанию крестной смерти Иисуса Христа; субботы — поминовению умерших христиан; богослужение воскресного дня посвящено воскресению Господа Иисуса Христа. Службы — совокупность изменяемых составных частей богослужения седмичного богослужебного круга — содержатся в октоихе. Богослужение седмичного богослужебного круга подчинено одному из восьми гласов и т.о. образуются восьминедельные гласовые циклы, повторяющиеся в течение года несколько раз. Счет гласов начинается со дня Пасхи с первого гласа. Первым днем седмичного богослужебного круга считается воскресение. 3. Годовой богослужебный круг — тематическая последовательность богослужений в течение года. Различаются подвижный и неподвижный годовые богослужебные круги. Неподвижный годовой богослужебный круг — связанный с солнечным календарем — включает богослужение неподвижных двунадесятых и других праздников и каждодневные празднования святых. Подвижный годовой богослужебный круг — связанный с лунным календарем (см. пасхалия) — включает богослужения Великого поста (и трех предшествующих недель) и Пятидесятницы. Службы неподвижного годового богослужебного круга содержатся в минеях, подвижного — в Триоди Постной (Великого поста) и Триоди Цветной (Пятидесятницы). Соединение подвижного и неподвижного годовых богослужебных кругов осуществляется при помощи приводимых в уставе Марковых глав (названных по имени их составителя монаха Марка). Богослужение каждого дня представляет собой соединение почти неменяющейся основы из молитвословий суточного богослужебного круга с изменяемыми молитвословиями, связанными с богослужебной тематикой данного дня из минеи и октоиха или триоди (Постной или Цветной), причем во время Великого поста и Пятидесятницы молитвословия из октоиха почти не используются.

« Предыдущая статья

Следующая статья »

Особенности в синодальный период

В Православной российской церкви в календарь ежегодных торжеств (вплоть до падения монархии 2 марта 1917 года) заносились следующие виды особых праздников:

  • Царские дни, которые подразделялись на:

    • Высокоторжественные — дни восшествия на престол, венчания на царство и пр. Императора, Императрицы, Наследника, в которые накануне полагалось бдение тем святым, память которых случалась в соответствующий день, а в сам день праздника по окончании литургии — молебен со звоном;
    • Торжественные — дни рождения и тезоименитств прочих Особ Царствующего Дома;

Кавалерские дни — дни памяти святых, имя которых носил тот или иной кавалерский орден, по юлианскому календарю: 3 февраля, 30 августа, 22 сентября, 8, 24, 26 и 30 ноября;

Викториальные — в ознаменование побед или заключения мира, например, 27 июня — в память о победе «под Полтавою» в 1709 году.

Кроме того, до 10 мая 1904 года законом запрещалось производство публичных работ в воскресные, праздничные и торжественные дни, причём ряд ограничений в отношении общественных развлечений и увеселений действовал и позднее.

Великие праздники

Великими называются значимые праздники с торжественным богослужением. К ним относятся все двунадесятые праздники, а также некоторые другие (в Русской православной церкви — пять). В Типиконе, в Минеях и в Следованной Псалтири отмечаются знаком красного креста в круге .

Двунадесятые праздники

Двунадесятые праздники могут быть господскими (владычными) и богородичными.

В порядке их следования в течение церковного года, который начинается 1 (14) сентября:

непереходящие двунадесятые праздники:
  • Рождество Пресвятой Богородицы — 8 (21) сентября (богородичный праздник);
  • Воздвижение Креста Господня — 14 (27) сентября (господский праздник);
  • Введение во храм Пресвятой Богородицы — 21 ноября (4 декабря) (богородичный праздник);
  • Рождество Христово — 25 декабря (7 января) (господский праздник);
  • Крещение Господне — 6 (19) января (господский праздник);
  • Сретение Господне — 2 (15) февраля (богородичный праздник, с некоторыми богослужебными элементами господских праздников);
  • Благовещение Пресвятой Богородицы — 25 марта (7 апреля) (богородичный праздник);
  • Преображение Господне — 6 (19) августа (господский праздник);
  • Успение Пресвятой Богородицы — 15 (28) августа (богородичный праздник);
переходящие двунадесятые праздники:
  • Вход Господень в Иерусалим — Неделя 6-я Великого поста, ваий; воскресенье перед Пасхой (господский праздник);
  • Вознесение Господне — четверг 6-й седмицы по Пасхе; 40-й день после Пасхи (господский праздник);
  • День Святой Троицы — Неделя 8-я по Пасхе; 50-й день после Пасхи (господский праздник).

Современный русский Типикон не определяет явно переходящие двунадесятые праздники как великие.

Недвунадесятые великие праздники

Кроме двунадесятых праздников, к великим относятся:

  • Покров Пресвятой Богородицы (в Русской церкви) — 1 (14) октября;
  • Обрезание Господне и память свт. Василия Великого — 1 (14) января;
  • Рождество Иоанна Крестителя (Предтечи) — 24 июня (7 июля);
  • День святых первоверховных апостолов Петра и Павла — 29 июня (12 июля);
  • Усекновение главы Иоанна Предтечи — 29 августа (11 сентября).

Кроме того, в дониконовских (и в современных старообрядческих) уставах к великим праздникам относились также дни памяти апостола Иоанна Богослова (26 сентября, 8 мая), преподобного Сергия Радонежского (25 сентября) и все переходящие двунадесятые праздники.

Богослужебные особенности великих праздников

Устав службы Господских и Богородичных двунадесятых праздников несколько различается. Так, например, воскресная служба полностью отменяется, если в воскресный день случается Господский двунадесятый праздник. Если же случается Богородичный двунадесятый, соответствующие службы (праздника и воскресная) соединяются, причём приоритет отдаётся воскресной службе.

Великие праздники в честь святых не имеют прибавления канона Божией Матери к канонам святых на утрене, в отличие от средних праздников.

Пасха, двунадесятые праздники и некоторые другие (например, Преполовение) имеют предпразднство, попразднство и отдание.

Предпра́зднство — это богослужебный период подготовления верующих к встрече праздника. Поэтому в богослужение вместе с молитвословиями дня и святых, поминаемых в этот день, включаются и молитвословия предстоящего праздника. Двунадесятые праздники имеют 1 день предпразднства, за исключением Рождества Христова (имеющего 5 предпразднственных дней), Богоявления (4 предпразднственных дня), а также Входа Господня в Иерусалим, Вознесения Господня и Дня Святой Троицы, не имеющих предпразднства. У Пасхи определённого предпразднства также нет. Один день предпразднства имеет недвунадесятый малый праздник Происхождение честных древ Животворящего Креста.

  • Попра́зднство — это богослужебный период продолжения воспоминания великого праздника после дня самого праздника. Церковь прославляет в течение этих дней само событие и его участников. Чаще всего попразднство продолжается неделю. Зависит оно от приближения одного праздника к другому или к дням поста. Попразднство Пасхи продолжается 40 дней.
  • Отда́ние праздника — это последний день попразднства. Он характеризуется большей торжественностью богослужения, чем во все остальные дни, но меньшей, чем в сам день праздника. Молитвословия на богослужении во многом повторяют первый день праздника.

У великих недвунадесятых праздников в Типиконе нет обозначенных предпразднств, попразднств и отданий, хотя на следующие дни после праздников Рождества Предтечи и Усекновения его честной главы приводятся службы Предтече, а на следующий день после Дня Петра и Павла празднуется Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов.

См. также .

Из чего состоит суточный круг богослужения

Суточный круг проходит в течение одних суток. Священнослужители в такой отрезок времени должны провести 9 служб. Согласно Уставу (Типикону), начало дня отсчитывается с позднего вечера, когда солнце заходит за горизонт.

Вечерня

С нее начинается суточный круг. Служится вечером. Начинается прочтением 103 Псалма. На этой службе читают благодарственные молитвы Всевышнему за уходящий день.

Повечерие

Служится перед сном. На этой службе читаются псалмы, Всевышнего просят прощения прегрешений, помощи, заступничества. Произносят «Символ Веры». Молятся Пренепорочной Деве («Нескверная», «Неблазная»), Богу («О благословении на сон грядущий»).

Служится оно лишь после вечерни (согласно Уставу — после монастырской трапезы). Великое повечерие служится только в Великий Пост, в канун Рождества, Богоявления, Благовещения. Малое совершается на протяжении 12 месяцев.

Полунощница

Идет в полночь. Этот час принято освящать молитвой. В Полунощницу читают псалмы 50 и 118, молитву — «Символ Веры», песнь — «Се жених грядет в полунощи», молятся за усопших. Служба бывает повседневной, только субботней, воскресной, праздничной, пасхальной. На богослужении верующие каются в грехах, клянутся в верности Господу, молятся Богу.

Утреня

Служба совершается ранним утром (еще до восхода солнца). Это самое продолжительное богослужение, так как только ранним утром во время гонений христиан было безопасно молиться. В некоторых приходах Утреня служится вместе с Вечерней.

Христиане молятся в знак благодарности за спокойную ночь и благодарят Всевышнего за новый день. Утреня начинается с молитв Царю Небесному, потом читают шесть псалмов. Верующие молятся, прославляя Спасителя, Божью Церковь, святых мучеников. В конце службы просят Бога о духовных благах.

Первый час

Служба проходит в 7 утра. На богослужении читаются начальные молитвы, три псалма, тропарь. Верующие прославляют Господа за новый день и за восход солнца. В конце читается — «Иже на всякое время и на всякий час».

Третий час

Служится с 9 утра. На этой службе вспоминают исторические моменты — расправу Пилата над Господом, а также явление Святого Духа.

Шестой час

Начинается в 12 дня. На этом богослужении священнослужители вспоминают грехопадение Адама. Христиане молятся, вспоминая распятие Господа.

Девятый час

Начинается в 15 часов дня. Эта служба посвящается воспоминаниям о казни Господа через распятие. Христиане молятся, вспоминая Крестную Смерть Бога.

Божественная литургия

Это главная служба, по отношению к которой все богослужения являются подготовительными. Проводится единожды в сутки. Может проводиться после Шестого часа или сливаться с Вечерней.

На заре становления христианства во время гонений совершалась ночью или с утра. В наши дни проводится утром, перед обедом. На службе молятся, читают псалмы, вспоминают все моменты земной жизни Всевышнего и совершают таинство Причащения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector