Почему суббота называется субботой?

Почему так назвали дни недели

Почему понедельник так называется

По одной из версий, в славянских языках понедельник означает день «после недели», т.к. «неделя», как уже было ранее сказано, это старинное слово, обозначающее нынешнее воскресенье.

В Европе понедельник считался лунным днем, т.е. днем, покровительницей которой являлась Луна.

На английском — Monday (Moon day=лунный день)

На латинском — Dies Lunae

На французском — Lundi

На испанском — el Lunes

На итальянском — Lunedi

Почему вторник так называется

В славянских языках вторник означает «второй» день после воскресенья.

На латинском — Dies Martis

На французском — Mardi

На испанском — el Martes

На итальянском — Martedi

Можно догадаться, что в некоторых европейских языках, название вторника произошло от бога Марса.

А вот в европейских языках из германской группы, акцент был поставлен на древнегреческом боге Тиу (Tiu, Ziu), являющемся аналогом Марса (финский — Tiistai, английский — Tuesday, немецкий — Dienstag).

Почему среда так называется

У славян «среда» или «середа» обозначает середину недели, так же как и в немецком языке Mittwoch, и в финском Keskeviikko. Ранее считалось, что неделя начинается с воскресенья, поэтому среда была ее серединой.

На латинском — Dies Mercuri

На французском — le Mercredi

На испанском — el Miercoles

На итальянском — Mеrcoledi

В названии можно углядеть имя бога-планеты Меркурий.

Если углубится в другие языки, то можно обнаружить, что английское слово Wednesday произошло от бога Woden (Воден, Вотан). Он же «спрятан» в шведском Onstag, голландском Woenstag и датском Onsdag. Этот бог представлялся высоким, худым стариком, одетым в черный плащ. Он прославился созданием рунического алфавита — именно это связывает его с Меркурием — богом-покровителем письменной и устной речи.

Почему четверг так называется

В славянских языках название этого дня, вероятнее всего просто означает число, т.е. четвертый день. Это слово произошло от общеславянского слова «четвьртъкъ». Вероятнее всего со временем «т» выпал, а звук «к» стал более звонким, так как он следует за сонорным звуком «р».

На латинском — Dies Jovis

На французском — Jeudi

На испанском — Jueves

На итальянском — Giovedi

В европейских языках четверг произошел от воинственного Юпитера.

Аналогом Юпитера в германских языках был Тор, сын Одена, откуда и произошли в английском Thursday, в финском Torstai, в шведском Torsdag, в немецком, Donnerstag, и в датском Torsdag.

Соблюдай день субботний

Как указывается в Исходе, Левите, Числах, а также в книге Царств и в некоторых других писаниях, седьмой день у евреев рассматривается как день святого покоя, в который запрещено было работать. Это указание относилось также и к пришлым людям, и к рабам, и даже к скоту.

Нельзя было зажигать огонь, носить ношу. Пищу для субботы нужно было приготовить заранее. Запрещалось покидать место проживания. В связи с этим сбор дров и манны был нарушением. Необходим был перерыв во всякой деловой жизни. Карой за нарушение предписаний была смертная казнь.

Однако основной смысл субботы заключался не в самом бездействии, а в отраде израильтян. Они собирались вместе, чтобы вознести хвалу Господу и совершить богослужение. Ежедневная жертва всесожжения приносилась в двойном размере, а в святилище приносились новые хлебы.

Время как жертва

Помнить день субботний — это значит, помимо перечисленного, ценить время, которым мы обладаем. Мы можем дарить его Богу и людям. Временем мы все богаты, но даже при этом Бог не требует от нас больших жертв, предлагая посвятить Ему только один день. Но странный человек готов в холод и дождь идти или ехать куда угодно для удовлетворения своих нужд — и не может преодолеть себя, чтобы позаботиться о своей душе. Богу не нужны наши деньги, Он ждёт нашей благодарности. А мы не находим и двух часов, чтобы прийти в храм, поблагодарить Его за всё, очистить душу от ран, которые мы за шесть дней сами себе нанесли. В заботах о теле нужно помнить, что тело наше надето на душу, именно она — главное, что у нас есть. А душа обновляется в церкви. Поэтому — будем соблюдать четвёртую заповедь, она очень важна для каждого, кто хочет оставаться человеком.

Суббота в ветхозаветном Израиле

Из всех народов Древнего мира израильтяне были единственным народом, который получил Откровение и поклонялся Единому Богу. Но тем не менее под влиянием окружающих народов евреи постоянно отступали от единобожия. За 1500 лет до Рождества Христова через пророка Моисея израильтяне получают от Бога Закон. Его цель — через систему запретов уберечь народ от языческого влияния и подготовить к принятию Спасителя. Именно поэтому из 613 заповедей более половины имеют частицу «не» и повелительное наклонение. Сердцевина Закона — десять заповедей. Они были написаны на двух скрижалях (каменных досках). На одной — первые четыре заповеди, говорящие о непосредственных отношениях человека с Богом. На второй — остальные, посвященные отношениям между людьми. Установление о субботе (шаббат — покой — евр.) завершало первую скрижаль.

Ее смысл в том, чтобы человек постоянно помнил о Боге, Его делах, о том, что Господь тоже помнит о человеке. Раз в неделю евреи откладывали в сторону свои обычные житейские заботы и посвящали все свое время Богу. Они собирались на богослужение в синагоги, молились, слушали и изучали Священное Писание. Говоря о субботнем покое, Бог постоянно напоминает: «это для вас суббота покоя, и смиряйте души ваши…»

(Левит,23 :32). Итак, воспоминание о Боге, радость о Его заботе, о том, что Он помнит о тебе, но, одновременно, и смирение — осознание невозможности спастись от власти греха своими силами — лежат в основе ветхозаветной заповеди о субботе.

Но Библия не говорит, какие именно дела запрещены, потому что смысл заповеди не отрицательный и формальный (не делать чего-либо), а положительный и духовный (помнить о Боге и служить Ему). Но человеку всегда проще выполнить какие-то формальные требования, чем следить за своим внутренним духовным ростом. Поэтому постепенно суббота обросла гигантским количеством формальных дополнительных запретов, которые вводили уже сами фарисеи и книжники (религиозные учителя Израиля), которые думали, что угождают этим Богу.

В итоге ко времени Рождества Христова суббота фактически стала днем ничегонеделания. Например, появился лимит на расстояние, которое человек мог пройти в субботу — переступив порог своего дома, человек мог сделать не более 2000 шагов. Нельзя было разводить огонь, чтобы приготовить пищу, кормить животных и так далее. Малейшее нарушение субботы считалось великим грехом и очень строго каралось.

Ко времени земного служения Иисуса Христа для большинства израильтян самым главным в заповеди о субботе стала ее обрядовая сторона. Однажды Христос спросил религиозных учителей народа: «Должно ли в субботу добро делать, или зло делать?» (Мк. 3:4). Ответом стало молчание.

Всем было очевидно, что исцелить человека от неизлечимой болезни — это добро, но сказать этого никто не мог, настолько внешние формы иудейского субботнего ничегонеделания заслонили суть этой заповеди. Такое лицемерие, возвышение буквы над сутью, Спаситель обличал до конца земного служения. Вот почему Церковь отвергла буквальное, иудейское исполнение заповеди о субботнем покое.

Преломление хлебов в первый день

«В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними и продолжил слово до полуночи. В горнице, где мы собрались, было довольно светильников. Во время продолжительной беседы Павловой один юноша, именем Евтих, сидевший на окне, погрузился в глубокий сон и, пошатнувшись, сонный упал вниз с третьего жилья, и поднят мертвым. Павел, сойдя, пал на него и, обняв его, сказал: не тревожьтесь, ибо душа его в нем. Взойдя же и преломив хлеб и вкусив, беседовал довольно, даже до рассвета, и потом вышел» (Деян. 20:7-11).

Комментарий: На основании этого текста защитники богослужений и отдыха по воскресеньям делают вывод, что раз преломление хлебов с участием апостола Павла состоялось в первый день недели, это означает, что церковные службы ранних христиан проходили именно по воскресеньям. Однако такое утверждение рассыпается при внимательном изучении данного и других текстов, имеющих отношение к Вечери Господней:

a) В рассматриваемом отрывке ясно указано, что встреча началась в вечернее время, а преломление хлебов с участием руководителя общины и вовсе состоялось за полночь (т.е. в понедельник, как по светскому, так и по библейскому календарям), после того как Павел исцелил выпавшего из окна юношу. Таким образом, данный текст свидетельствует, что у Павла и христиан Троады не было особого намерения провести общую трапезу и обряд вечери именно в воскресенье, иначе это было бы сделано утром или днем, до захода солнца.

b) Как известно, первая Вечеря Господня состоялась с заходом солнца в четверг, т.е., по библейскому исчислению недели – в пятницу, день в день с распятием и смертью Христа. Именно поэтому апостол Павел учил, что Вечеря символизирует смерть, а не воскресение Спасителя: «Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет.» (1 Кор. 11:26).

c) Устанавливая обряд Вечери Христос не говорил Своим ученикам, что его необходимо проводить в какой-то конкретный день недели и тем более во время богослужений. Поэтому неудивительно, что все эпизоды преломления хлебов в книгах Нового Завета происходят вне храма, во время домашних трапез или общих собраний. Следующий текст из книги Деяний апостолов ясно показывает, что преломление хлебов в иерусалимской общине не было закреплено за каким-то конкретным днем, а имело место ежедневно, во время коллективных трапез и использовалось на благо распространения Евангелия:

«И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца» (Деян. 2:46).

Почему неделя состоит из семи дней: магическое число семь

Интересно знать, что в давних календарях были месяцы и дни, но вот разбивка на циклы в них отсутствовала. У людей попросту не было необходимости в этом. С развитием социума, постройкой городов стали появляться базары, торговавшие в определенные дни. Появилась потребность в дополнительном отсчете. И вот тогда пошло небольшое разделение. В те далекие времена были календари восьми-, пяти- и даже трехдневных циклов. У древнегерманских народов вообще он был из четырнадцати дней, а в Древнем Египте – из десяти.

  • И только иудеи и жители Древнего Вавилона пользовались семидневкой. Для этого использовались фазы Луны. За семь дней она увеличивалась до четверти, еще столько же — до полнолуния, и такие же циклы имела стареющая Луна. Всего четыре цикла по 7 дней.
  • Христиане приняли семидневный цикл, потому что он был описан в Ветхом Завете, как процесс сотворения мира Богом.
  • Назвала все семь дней впервые Византийская империя, вслед за влиянием которой, это нововведение распространилось и в другие государства.
  • Идея называть дни так пришла к славянам еще со времен древней Греции и Рима. Здесь каждому дню соответствовали определенные небесные светила, которые были известны в те времена. Но, эти имена мифологических существ, использовавшиеся в западноевропейских языках, тяжело воспринимались в славянском языке.
  • Поэтому святой Мефодий, взяв за основу порядковый счет, придумал простые незамысловатые дни недели, которые быстро и легко закрепились в повседневном обиходе.

Заимствование из древнееврейского

В латинский язык изучаемое слово пришло из древнегреческого, а в последний – из древнееврейского. На иврите оно пишется ‏שַׁבָּת и читается как «шабат». Этот термин связан с глаголом «шават», означающим «прекращаться», «воздерживаться», «покоиться».

У иудеев шаббат – суббота – является седьмым днем недели. Тора предписывает в это время воздерживаться от какой бы то ни было работы. Почитается суббота и другими категориями верующих, к которым относятся караимы, самаритяне, представители таких направлений в христианстве, как русские «субботники» и адвентисты седьмого дня. Подробнее о субботе у иудеев будет сказано ниже.

Популярное за 7 дней

Два признака прихода антихриста назвал на допросе священномученик Николай Цветков
28.09.21 21:33

Страшная путаница: о великой силе, которую мы ошибочно принимаем за слабость
30.09.21 17:01

Смерть и любовь: рецепт бессмертия
02.10.21 10:10

Почему мощи называют «нетленными», если многие из них только кости?
04.10.21 10:07

Почему Бог назван Богом?
29.09.21 13:56

Минорная живопись Эндрю Уайета
28.09.21 12:00

2 октября — день памяти благоверного великого князя Игоря Черниговского и Киевского
02.10.21 10:54

Если пропустил постный день, можно ли попоститься в другой?
01.10.21 09:54

Дела семейные
30.09.21 10:41

Как распознать в себе гордыню?
01.10.21 10:24

Примечания[ | ]

  1. Суббота — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  2. согласно Пятикнижию Моисееву (Исход 23.10-17) изначально иудаизм имел лишь три основных сельскохозяйственных праздника в году, которые всегда были полнолунием/субботой. Но эти три праздника и сегодня являются полнолунием (но уже не субботой по вышеописанной причине)
  3. The Etymology of ‘Sabbath’ by Professor Francois de Blois
  4. Symbol 29:16 Архивировано 10 августа 2011 года.
  5. в британском календаре неделя начинается с воскресенья, следовательно суббота — последний седьмой день недели. Аналогично в русском календаре суббота — последний седьмой день недели, потому что среда — середина недели (воскресенье — день 1, понедельник — день 2, вторник — день 3, среда — день 4 середина недели, четверг — день 5, пятница — день 6, суббота — заключительный седьмой день недели. Аналогично в греческом пятница — букв. «приготовительный» день ко встрече субботы — праздника — последнего седьмого дня недели, по описанию Евангелий и Дидахе)
  6. ГРАМОТА.РУ — справочно-информационный интернет-портал «Русский язык» (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения: 16 июля 2010. Архивировано 15 июля 2009 года.
  7. Солнце не является планетой
  8. Диакон Андрей Кураев. Протестантам о Православии
  9. Субботнее богослужение В универе.ру
  10. Священник Сергий Ванюков. Субботнее богослужение с «Бог Господь» Московская Митрополия Русской Православной Церкви
  11. Катехизис Католической Церкви: Компендиум. М.: Духовная библиотека, 2007. § 452, Катехизис Католической Церкви. Изд. 4-е. М.: Культурный центр Духовная библиотека, 2001. п. 2175.
  12. James Gibbons. The Faith of Our Fathers Архивировано 29 августа 2006 года.
  13. William Bradford’s Of Plymouth Plantation: 1620—1647
  14. Mourt’s Relation: A Journal of the Pilgrims at Plymouth, 1622
  15. «Братский вестник». (недоступная ссылка)
  16. Г. М. Риггл. Суббота
  17. С. Новикевич. Суббота или воскресенье? (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения: 17 июня 2011. Архивировано 12 июля 2012 года.
  18. В. Филат. Изменил ли Спаситель IV заповедь? (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения: 17 июня 2011. Архивировано 17 февраля 2011 года.
  19. Дэн Корнер. Шесть фактов для размышления субботников.
  20. Global Anabaptist Mennonite Encyclopedia Online (GAMEO)
  21. Пятидесятники Архивная копия от 26 октября 2006 на Wayback Machine // Энциклопедия «Народы и религии мира»
  22. Субботники — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  23. 123 Суббота // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882.
  24. McClelland, Bruce A. Slayers and Their Vampires: A Cultural History of Killing the Dead (англ.). — University of Michigan, 2006. — P. —79. — ISBN 9780472069231.
  25. 12Димитрова, Иваничка. Българска народна митология (болг.)(неопр.) (недоступная ссылка) (1983). Архивировано 8 марта 2021 года.
  26. Abbott, George F. Macedonian Folklore (неопр.). — 1903. — С. 221—222. InSummers, Montague. The Vampire: His Kith and Kin (неопр.). — Forgotten Books, 2008. — С. 36.
  27. Лев Успенский «Ты и твоё имя» (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения: 11 сентября 2011. Архивировано 17 июля 2012 года.
  28. Истоки. Театр-клуб «Суббота» (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения: 11 сентября 2011. Архивировано 11 января 2012 года.

Культурные традиции субботы[ | ]

Суббота — выходной день в большинстве стран мира (см. рабочая неделя).

В земледельческих культурах Европы суббота воспринималась как «банный день» накануне воскресного посещения церкви, что нашло своё отражение в поговорке: «Ходи в баню по субботам», то есть делай всё в своё время.

В фольклорных представлениях суббота была подходящим днём для охоты на вампиров, поскольку в этот день, по европейским поверьям, они отдыхали в своих гробах. На Балканах также верили, что человек, родившийся в субботу, обладал сверхъестественными способностями: мог толковать сны и видеть вампира, который был скрыт от взора остальных, и что такие люди были особенно склонны к тому, чтобы стать охотниками на вампиров. Соответственно, в этом контексте, людей, рождённых в субботу, называют «sabbatianoí»

в греческом и«съботници» в болгарском.

Существовал обычай отдавать долги по субботам. В школах и семинариях царской России по субботам проводилась экзекуция (порка) провинившихся в течение недели учеников, которую называли субботками

. Всероссийский субботник в Кремле 1 мая 1920 года (с участием В. И. Ленина) В России и в некоторых странах бывшего СССР с советских времён (с 10 мая 1919 года) существует традиция «субботников» — добровольного бесплатного общественно-полезного труда в свободное от работы время.

7 марта 1967 года ЦК КПСС, Совет Министров СССР и ВЦСПС приняли постановление «О переводе рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций на пятидневную рабочую неделю с двумя выходными днями». Суббота в СССР официально стала нерабочим днём.

Утренний субботний телеэфир в США посвящён детской аудитории, в это время на телеканалах идёт трансляция мультфильмов. Американские ночные клубы, бары и рестораны в субботу открываются позже, чем в другие дни. Выражение «ночь субботы» отразилось в названиях фильмов «Лихорадка субботнего вечера» (в котором показаны дискотеки Нью-Йорка) и «Субботний вечер на окраине города», а также в названии песен (см. ниже). Субботний вечер — популярное время для показа юмористических передач по телевидению. Например передача «Субботним вечером в прямом эфире», появляется на телеэкранах США почти каждую неделю с 1975 года. Эта практика отразилась в названии кинофильма о жизни комика — «Мистер субботний вечер». По субботам в полдень, как правило, проходят проверки системы оповещения, еженедельно или ежемесячно. Это событие обычно сопровождается ударом церковного колокола каждый час.

Австралийская Футбольная лига традиционно проводит финальную игру в последнюю субботу сентября. По субботам также происходит значительное большинство футбольных игр в Великобритании. Влияние протестантских религиозных традиций на футбол в Нидерландах отмечается в существовании «субботних клубов», членам которых не позволялось играть в футбол в воскресенье. В «воскресных клубах» и «клубах рабочего класса» играли католики и рабочие Нидерландов, которые должны были работать в субботу и поэтому имели возможность играть лишь по воскресным дням.

В Австралии и Новой Зеландии, а также в американском штате Луизиана, суббота — традиционный день выборов.

В Швеции, суббота обычно — единственный день недели, когда детям разрешают есть конфеты (lördagsgodis)

. Эта традиция была введена в 60-х годах XX века, чтобы ограничить распространение зубного кариеса.

Согласно тайскому солнечному календарю, с субботой связан фиолетовый цвет.

В словаре Фасмера Макса

суббо́та укр., блр. субо́та, др.-русск. субота, ст.-слав. сѫбота (Зогр., Ассем., Савв., Супр.), болг. съ́бота, сербохорв. су̀бота. Наряду с этим – ст.-слав. собота (Мар., Рs. Sin., см. Вондрак, Aksl. Gr. 13), чеш., слвц., польск., н.-луж. sоbоtа, полаб. sübǘta. Формы на *sо- происходят из ср.-лат. sabbatum (Мелих, Jagić-Festschr. 213 и сл.), формы на sǫ-, напротив, – из ср.-греч. *σάμβατον, мн. -α (ср. цаконск. samba, отрантск.-греч. sámba) или из балканск.-лат. *sambata (рум. sâmbătă, энгадинск. samda, франц. samedi). Вторичный носовой засвидетельствован в поздне-греч.; ср. В. Шульце, Kl. Schr. 295 и сл.; KZ 33, 384; Г. Майер, IF 4, 326. Отсюда и д.-в.-н. sambaʒtag «суббота». В пользу греч. происхождения *sǫbota выступили Фасмер (ИОРЯС 11, 2, 388; 12, 2, 280; Гр.-сл. эт. 196), Кипарский (130 и сл.); Шварц, AfslPh 41, 124 и сл.; Гуйер, LF 35, 221 и сл.; Соболевский, Заимств. 14; Дурново, RЕS 6, 108; Младенов 626. Балканско-лат. теорию представлял в особенности Скок (RЕS 5, 19). В пользу этого могло бы свидетельствовать также середа́ (см.). Против предположения о герм. посредстве говорит исключительное распространение формы *sobota у всех зап. славян, поэтому ни о гот. (Стендер-Петерсен 432 и сл.), ни о д.-в.-н. (Мi. ЕW 314 и сл.; Уленбек, AfslPh 15, 491) в этом смысле не может быть речи; см. Гуйер, Кипарский, там же; Сергиевский, ИРЯ 2, 358. Лат. и греч. формы восходят через греч. σάββατα, мн., к арам. šabbǝtā или др.-еврейск. šabbāt; см. Швицер, KZ 62, 1 и сл.; Литтман 29 и сл. Русск. -бб- объясняется влиянием написания -bb- в зап.-европ. языках. •• (См еще Миковский, «Indiana Slavic Studies», I, Блумингтон, 1956. –Т.)

Значение слова суббота

апостолов Петра и Павла 19 августа Преображение Господне28 августа Успение Пресвятой Богородицы11 сентября Усекновение главы Иоанна Предтечи21 сентября Рождество Пресвятой Богородицы 27 сентября Воздвижение Креста Господня14 октября Покров Пресвятой Богородицы4 декабря Введение во храм Пресвятой БогородицыДни особого поминовения усопших 9 марта Вселенская родительская суббота (суббота перед неделейо Страшном Суде)30 марта Вселенская родительская суббота 2-й недели Великого поста6 апреля Вселенская родительская суббота 3-й недели Великого поста13 апреля Вселенская родительская суббота 4-й недели Великого поста9 мая Поминовение усопших воинов14 мая Радоница22 июня Троицкая родительская суббота2 ноября Димитриевская родительская субботаПравославный постПост для православного человека – это совокупность добрых дел, искренней молитвы, воздержания во всем, в том числе и в пище.

воскресенье 1394 14 25.1.1974, пятница 1395 15 14.1.1975, вторник 1396* 16 3.1.1976, суббота 1З97 17 23.XII.1976, четверг 1398* 18 12.XII.1977, понедельник 1399 19 2.XII.1978, суббота 1400 20 21.XI.1979, среда 1401 21 9.XI.1980, воскресенье 1402 22 ЗО.Х.1981, пятница 140З 23 19.Х.1982, вторник 1404 24 8.X.1983, суббота 1405 25 27.IX.1984, четверг 1406 26 16.IX.1985, понедельник 1407 27 6.IX.1986, суббота 1408 28 26.VIII.1987, среда I409 29 14.VIII.1988, воскресенье 1410 30 4.VIII.1989, пятница 1411 1 24.VII.1990, вторник 1412 2 13.VII.1991, суббота 1413 3 2.VII.1992, четверг 1414 4 21.VI.1993, понедельник 1415 5 10.VI.1994, пятница 1416 6 31.V.I 995, среда 1417 7 19.V.1996, воскресенье 1418 8 9.

ведь ты знаешь, что суббота — это твой апогей постоишь на красный на зеленый — врежь такой ночи в твоей жизни не было допрежь и ты гонишь по бульвару ищешь ты души субботней ночи уж не кии ли стучат там в баре шумно телефон звонит — наверное, твой шурин официантка подходит улыбаясь в глаза тебе ли, или просто навернулась слеза а в переулке зябко чуть-чуть тошнит и ты грезишь о субботах что давно прошли и, шатаясь, ты бредешь прямиком к душе субботней ночи спотыкаясь, ты бредешь напрямик к душе субботней ночи

… неё выпью чарку.«Суббота, баня, прорубь, пиво, сыр…»Суббота, баня, прорубь, пиво … , обед, кино.Жена, обед, кино, суббота, баня.«Из под двери туман …

называет «трезубыми солдатами»: 7 апреля (суббота), «Овен» и 25 августа (суббота) «Дева»; 14 июня (Четверг) «Близнецы» и 7 октября (воскресенье) «Весы»; 17 апреля (вторник) «Овен» и 22 июня (пятница) «Рак»; 9 апреля (понедельник) «Овен» и 22 мая (вторник) «Близнецы»; 13 февраля (вторник) «Водолей» и 24 февраля (суббота) «Рыбы»; 1 июня (пятница) «Близнецы» и 24 июня (воскресенье) «Рак»; 25 сентября (вторник) «Весы» и 16 октября (вторник) «Весы».

Суббота, суббота, суббота… Никто не испортит мне сегодняшний день!» – думал я, лежа в своей постели в десять тридцать утра.

Вспомните библейскую притчу о том, как к Христу подступали с коварными вопросами фарисеи: мол, почему он в субботу лечит, если суббота праздник?И как достойно Господь ответил, что не человек для субботы, а суббота для человека.

Ведь сегодня суббота, а по субботам здесь не топят – пусть, мол, весело галдящие, подвыпившие простолюдины согревают зал своим дыханием.

Так было вчера, так же выглядит сегодня, и, вероятно, так будет завтра, если только завтра не суббота, потому что по субботам вокруг бассейна страшная толчея, неумолкающие крики детворы и втянутые животы фланирующих до бара и обратно мужчин.

И всё было бы хорошо, если бы наутро в мою квартиру в дверной звонок не позвонил Давид, ведь это была суббота, а мы по субботам ходим с ним в кафе «Ласточка» и пьём пиво.

Подробности воскресения Христа

«В первый же день недели Мария Магдалина приходит ко гробу рано, когда было еще темно, и видит, что камень отвален от гроба. Итак, бежит и приходит к Симону Петру и к другому ученику, которого любил Иисус, и говорит им: унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его» (Ин. 20:1-2).

Комментарий: Если время ареста, суда, истязаний и распятия Христа, имевших место в пятницу, зафиксировано в Библии со всеми мельчайшими подробностями, момент воскресения скрыт от взора читателя. Известно только, что оно происходит за некоторое время до рассвета, из чего можно предположить, что Бог намеренно ожидал окончания субботы и последовавшей ночи. Таким образом, даже после распятия Иисус продолжал соблюдать священный субботний покой!

Затем, когда воскресное солнце взошло, Евангелия упоминают лишь краткую встречу Спасителя с Марией, после с Петром (вообще без подробностей) и двумя путниками на дороге в Эммаус. Первая же встреча Христа со всеми апостолами в верхней горнице (за отсутствием Иуды и Фомы), при внимательном изучении Библии, состоялась с наступлением темноты, а значит в следующий день – т.е. уже во второй день недели (по-нашему понедельник). Дело в том, что библейский календарь (Быт. 1:5,8, Лев. 23:32) предполагает переход от одного дня к другому с момента захода солнца текущего дня (ведь раньше часов не было). Стоит отметить, то такая практика исчисления дней присуща и некоторым популярным христианским церквям, будучи перенятой от иудаизма и первых христиан.¹

Согласно Лк. 24:28-36, к концу воскресного дня Христос находился в небольшом селении под названием Эммаус, где попутчики уговорили Его зайти к ним в дом: «Останься с нами, потому что день уже склонился к вечеру. И Он вошел и остался с ними» (Лк. 24:29; в это время года в Иерусалиме солнце заходит около 18:00). Далее, после того как был преломлен хлеб и Он исчез, эти двое успели преодолеть довольно длительное расстояние до Иерусалима (по разным данным от 12 до 15 километров по горной, каменистой местности), найти там апостолов и пересказать все происшедшее с ними. И только затем в горнице появляется Христос: «И они рассказывали о происшедшем на пути, и как Он был узнан ими в преломлении хлеба. Когда они говорили о сем, Сам Иисус стал посреди них и сказал им: мир вам» (Лк. 24:35-36).

О том, что первое явление Христа своим последователям состоялось после захода солнца свидетельствует и Иоанн: «В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам!» (Ин. 20:19-20). Ученики Христа боялись провокации от иудеев именно после того как стемнело, так как в темное время суток более безопасно творить злые дела, а именно нападать на религиозных сектантов – раскольников, коими иудеи считали последователей Иисуса из Назарета.

Слово «вечер» в Библии в большинстве случаев используется для описания наступившей темноты, причем евангелисты не всегда обращают внимание на то, что с заходом солнца сменяется календарный день. Буквально два дня до этого Христос и двенадцать учеников также «вечером» (см

Мф. 26:20, отсюда у обряда принятия хлеба и вина есть название «Вечеря»), т.е с появлением первой звезды, приступили к пасхальной трапезе. В своем труде «Из Иерусалима в Эммаус и обратно» священник православной церкви Федор Людоговский указывает, что это событие произошло «среди ночи»; такого же мнения придерживаются и многие другие комментаторы Нового Завета.

Таким образом, первая соборная служба первоапостольской церкви, когда к ученикам в первый раз явился воскресший Христос, по иудейскому канону, признаваемому и перенятому многими христианскими церквями, состоялась после окончания воскресного дня. То есть ее нужно классифицировать, как первую службу понедельника. Следовательно, с богословской точки зрения, этот евангельский эпизод некорректно приводить в качестве доказательства воскресной доктрины.

¹ Вот как это положение изложено в официальном издании Русской Православной Церкви (РПЦ):

«В православном богослужении многое заимствовано от богослужения ветхозаветных времен. Например, началом новых суток считается не полночь, а шесть часов вечера. Именно поэтому первой службой суточного круга является вечерня» (книга «Первые шаги в храме», www.orthodoxy.pro).

«В православном богослужении до сих пор сутки идут от вечера к утру… Эта особенность библейского календаря сохраняется до сих пор в православной богослужебной традиции. Поэтому, например, в субботу вечером служится «воскресная всенощная», а в сам воскресный вечер служба будет уже вполне будничной…» (Андрей Кураев, книга «Протестантам о православии»).

Европейские языки и суббота как день Сатурна

Сатурн В России принято говорить “суббота”, в Англии – “сэтэдэй”, в Словении – “собота”, в Грузии – “шабати”. За счет культурного обмена, связанного в первую очередь с распространением христианства, название этого дня распространилось очень широко и встречается во множестве языков именно в таком виде. Тем более, что слово оказалось созвучным древнеримским “сатурналиям” и “дню Сатурна” как ее именовали в рамках другой, не менее древней и влиятельной культуры.

Интересно: Почему Мёртвое море называется Мёртвым? Причины, фото и видео

Древнеримское влияние на формирующуюся европейскую государственность, было очень велико, и оно во многом формировало также мировоззрения людей, традиции и культуру. Россия с таким мощным фактором внешнего влияния не сталкивалась, а вот в Европе все еще ощущается римское наследие. Даже с приходом христианства дни недели не изменили здесь своего названия, оставаясь посвященными древнеримским богам. А уж при созвучии старого названия субботы с новым вопрос переименования дня и вовсе не возник. Суббота посвящалась богу Сатурну из старого римского пантеона, который изначально считался богом плодородия и покровительствовал землепашцам, но затем стал богом времени, аналогичным греческому Кроносу.

Став неумолимым и хмурым богом, который и возглавил день, который считался неудачным для деловых начинаний. Считалось, что бездействие и отдых, а также духовые практики – единственное, что не будет проклято в этот день недели, и люди отдыхали. В дальнейшем эту традицию переняли племена, которые образовали новую европейскую государственность после того, как римской цивилизации пришел конец. Она укоренилась настолько, что дошла до наших дней.

Таким образом, слово суббота как обозначение дня недели пришло в Россию вместе с христианством из древнееврейского языка, где слово “шаббат” означало “не работать”. Это религиозный день отдыха, название которого прижилось в русском языке, а истинное значение – нет, поскольку днем отдыха уже считалось воскресенье. Сегодня многие люди отдыхают и в субботу, и в воскресенье, у других же в субботу – укороченный день. В любом случае, подобная структура недели прижилась, являясь оптимальным соотношением периодов труда и отдыха, название же дней имеют при этом вторичное значение. В Европе этот день все еще именуется в честь древнеримского бога Сатурна, как было принято тысячелетия назад, во времена Римской империи.

Интересно: Почему свинка называется: морская? Причины, фото и видео

В славянских языках

Происхождение слова «суббота» в этимологическом словаре в славянских языках выглядит следующим образом.

В русский язык оно пришло из древнерусского, где есть слово «субота». Из этого источника произошли:

  • русское – «суббота»;
  • украинское, белорусское и сербохорватское – «субота»;
  • болгарское – «събота».

Вам будет интересно:Шайка — это многозначное существительное

От старославянского «собота» происходят:

  • чешское, словацкое, польское, нижнелужское – sobota;
  • полабское – sübǘta.

Чтобы разобраться в происхождении слова «суббота», нужно понять, как оно пришло в древнерусский и старославянский.

Вариации фамилии

Говоря о происхождении фамилии, непросто вынести в заголовок лишь одну из ее вариаций — и особенно это верно в отношении фамилии Суббота.  Каких только форм не встречается на славянских просторах! Разумеется, это Субота с одной и двумя «б», Суботко из Польши и Суботичь из Сербии, Суботенко, Суботеев и Суботовский (ранее часто встречались на территории Украины), и другие редкие варианты (например, Субутовский).

При этом один и тот же человек на протяжении своей жизни мог несколько раз менять и фамилию, и имя. Например, мой предок Корней Субота, живший в 18 веке, изначально был записан как Суботовский, затем Суботенко, а позже стал Суботой (при этом его имя также варьировалось — Корней — Корнилий — Корнило). Такие изменения случались и в 20 веке — брат моего прадеда, переехав в Эстонию, из Субботы превратился в Субботина, а затем и вовсе стал Sillat. Что говорить, меня лично несколько раз записывали как Субботина вместо Субботы, а пожив немного в Болгарии, меня стали записывать с одной «б».

Удивительные результаты дало одно из исследований родословной для Субботы из Волгоградской области. По семейным воспоминаниям, его предки были переселенцы из местечка между городами Полтава и Харьков. Изучив документы, обнаружилось, что его Субботы действительно были выходцами из Полтавской губернии и писались с одной «б». Сделав же дополнительно ДНК тест его Y-хромосомы, переходящей от отца к сыновьям, выяснилось, что возможный путь миграции его предков лежит из Сербии. Именно оттуда сотни лет назад вышли Суботичи ( Subotić ), часть из которых осталась на Украине, а другая, спустя годы, продолжила путь в сторону России.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector