Что такое схоластика: понятие, общая характеристика, направления. схоластика в средневековой философии
Содержание:
- Описание
- Фома Аквинский — систематизатор средневековой схоластики
- Представители интеллектуализма
- Философия и теология
- Какую пользу принесла схоластика?
- ВЫСОКАЯ СХОЛАСТИКА ОБЩИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ
- Несчастные случаи Аристотеля
- Схоластика — наследие языческой античности
- Схоластический метод
- Патристика и схоластика
- Схоластика. Проблематика и этапы развития
- Историческая судьба
- Поздняя схоластика
Описание
Итак, что такое схоластика при более подробном рассмотрении? Она представляет собой некую религиозную философию, которая использует особые методы и приемы для понимания христианского вероучения. При этом наука далека от свободной и вольной трактовки этих вопросов в отличие от греческой философии. Схоластике предшествовала патристическая философия, о которой мы еще будем говорить более подробно.
Философия схоластики и патристика во многом схожи. Они хотели объяснить веру и религию при помощи разума. Различие состоит лишь в том, что последней источником знаний служило Святое Писание. Были использованы строгие догматические формулировки. В схоластике основой были догмы великих отцов. Философия использовалась лишь для объяснения и систематизации знаний. При этом нельзя сказать, что патристика и схоластика – это совершенно разные понятия. Они тесто переплетались и развивались вместе. Можно сказать, что каждая из них развивает нечто такое, чего еще не достигла другая.
Размышления основываются на базовых учениях церкви и античной философии, которые смогли сохраниться до Средневековья. Однако в этом двойном источнике главенствующее место все-таки принадлежало именно учению церкви
Большое внимание отводилось и конкретно философии. Понятное дело, что научное просвещение народов на первичном этапе шло довольно хорошо, так как люди, словно маленькие дети, завороженно слушали науку древности
Проблемы схоластики заключались в том, что было необходимо объединить в единое целое эти два направления и взять из каждого из них только самое лучшее. Чтобы лучше понять, как это сделать, учёные отталкивались от того принципа, что от Бога идет не только откровение, но и человеческий разум. Именно поэтому противопоставления их просто не может быть. Истина находится в их комплексе и объединении.
Фома Аквинский — систематизатор средневековой схоластики
Одним из наиболее ярких представителей средневековой схоластики был Фома Аквинский (1225/26 — 1274), ученик знаменитого средневекового теолога, философа и естествоиспытателя Альберта Великого (1193-1280). Как и его учитель, Фома стремился установить основные принципы христианской теологии, опираясь на учение Аристотеля. В то же время он реорганизовал учение Аристотеля таким образом, чтобы оно не противоречило учению о сотворении мира из ничего и учению о божественности Иисуса Христа. «Как у Августина и Боэция, так и у Фомы высшим началом является само бытие. Под Бытием Томас подразумевает христианского Бога, сотворившего мир, как об этом говорится в Ветхом Завете. Однако Фома не противопоставляет различие между бытием и сущностью (существованием и сущностью), но, следуя Аристотелю, подчеркивает их богатый корень. Сущности, или субстанции, по Фоме, обладают самостоятельным бытием, в отличие от акциденций (свойств, качеств), которые существуют только благодаря субстанциям. Отсюда вытекает различие между так называемыми субстанциональными и экзистенциальными формами.
Цель учения Фомы — показать, что вера и разум не различны, но образуют единство, гармонично согласуясь друг с другом. На пути к истине разум может вступить в конфликт с догматами веры. Согласно Фоме, разум ошибается, потому что в божественном откровении нет ошибок. Но философию и религию объединяет то, что существуют истины разума, и лучше понимать, чем просто верить. Есть истины, которые недоступны разуму, и есть истины, которых он может достичь. Например, что Бог есть. Но постичь эту истину непросто. В отношении тех, кто не желает брать этот труд на себя, Бог проявил милость и спасительное провидение, вменив им в обязанность принимать на веру то, что способен исследовать разум. Теперь каждый может участвовать в жизни Бога.
Сущность и существование по-настоящему совпадают только в Боге. В остальном сущность отличается от существования.
Единство веры и разума достигается у Фомы путем доказательства существования Бога. Для него существование Бога, если оно не является самоочевидным, должно быть доказано средствами, доступными нашему знанию.
Одним из главных вопросов, занимавших ум святого Фомы, было отношение между теологией и философией.
В XVI веке стало совершенно ясно, что разделение философии и теологии, намеченное Абеляром, было свершившимся фактом, и проблема заключалась в том, чтобы соотнести их друг с другом, показать роль философии в рациональном обосновании теологии. И то и другое — науки, то есть системы знаний, основанные на определенных принципах. Но принципы философии и теологии независимы друг от друга. Некоторые истины богословия (Троица, воскресение, проповедь и т.д.) являются сверхрациональными; другие — рационально обоснованными, особенно существование Бога. Но сверхрациональное (откровение) и естественное знание не противоречат друг другу, поскольку истина едина. Познание рациональными средствами уступает откровению только в скорости понимания и в чистоте получаемого знания: «… Знание о Боге, которое могло быть получено человеческим интеллектом, должно было быть обязательно преподано человеку через божественное откровение, ибо истина о Боге, найденная человеческим интеллектом, была бы доступна лишь немногим людям, к тому же не сразу, к тому же с примесью многочисленных ошибок…».
Представители интеллектуализма
Однако идеологи христианства постоянно пытались расширить социальную базу новой религии. Они хотели привлечь на свою сторону образованные слои римского общества: патрициев и интеллигенцию. Решение этой проблемы требовало изменения политики в отношении древней культуры, перехода от конфронтации к ассимиляции.
Представители интеллектуализма считали, что концептуально рациональные средства воздействия нельзя выбрасывать, а тем более бросать врагу. Они должны быть поставлены на службу христианству. Как отмечает В.В. Соколов, уже при Юстиниане наметилась примирительная линия по отношению к эллинистической философии. Ориентация на связь с античной культурой находит свое высшее выражение в разработанной Августином теории о гармонии веры и разума. Августин призывает признать два способа связи человека с религией: понятийно-рациональный (логическое мышление, достижения науки и философии) и нерациональный (авторитет «Священного Писания» Церкви, эмоции и чувства). Но эти пути, по его мнению, неравноценны. Августин отдает неоспоримый приоритет нерациональным средствам. «Не человеческим учением, но внутренним светом и силой высшей любви Христос смог обратить людей в спасительную веру».
По мнению Августина, религиозная вера не предполагает рационального обоснования в том смысле, что человек должен обязательно знать, понимать и иметь доказательства, чтобы принять определенные положения религии. В сфере религиозной жизни человек должен просто верить, не требуя доказательств.
В то же время Августин осознает важную роль, которую играют рациональные средства. Поэтому он считает необходимым укреплять веру доказательствами разума, ратует за внутреннюю связь веры и знания. Исцеление души, говорит он, распадается на авторитет и разум. Авторитет требует веры и готовит человека к разуму. Разум ведет к пониманию и знанию. Хотя разум не является высшим авторитетом, высшим авторитетом служит познанная и проясненная истина. Послушание религии, разуму и вере, подкрепленное разумными аргументами, является идеалом августиновской апологетики. Следует отметить, однако, что теория Августина о гармонии веры и разума даже не допускает возможности сделать веру зависимой от разума.
Решающее значение в его системе, несомненно, придается откровению.
Августин создал свою теорию гармонии веры и разума в четвертом и пятом веках в ранний период христианской истории. В XI-XII веках, в борьбе за идеологическое господство в обществе, вольнодумство, возникшее в недрах феодальной культуры, начинает оказывать все большее влияние. Возникновение средневекового вольнодумства можно объяснить рядом объективных факторов: отделением ремесел от крестьянского хозяйства и развитием городов, которые постепенно становились важным фактором средневековой жизни. В городах начинает формироваться светская культура. Одним из важнейших последствий этого фактора является то, что Церковь перестала быть абсолютным носителем образования и учености. Развитие ремесел и торговли среди городского населения увеличивает потребность в знаниях в области права, медицины и техники. Возникают частные юридические школы, которые находятся под контролем церкви, городского правительства.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Здесь темы курсовых работ по философии
Читайте дополнительные лекции:
- Социально-политические и этические учения в арабо-исламской философии
- Специфика постклассического типа философии.
- Готфрид Вильгельм Лейбниц — немецкий философ
- Человек в философии западного средневековья и эпохи Возрождения
- Понятие социальной революции
- Пантеизм и деизм в метафизике нового времени
- Гносеология
- Философия позитивизма
- Общество как форма социального воспроизводства
- Неоплатонизм и христианство
Философия и теология
Схоластика пытается ответить на центральный вопрос философской мысли Средневековья — о соотношении истин веры и разума. Понимание этой проблемы привело к формированию трех позиций в оценке статуса и роли философии.
Во-первых, в раннехристианской патристике была провозглашена абсолютная несовместимость религиозной веры с представлениями человеческого разума («Верую, потому что это абсурдно» — Тертуллиан). Следствием такого подхода стало открытое неприятие философии культурой раннего средневековья.
Во-вторых, в схоластический период предпринимались попытки гармонично соединить религию и философию и подчинить последнюю авторитету Писания («Верую, чтобы понимать» — Ансельм Кентерберийский, Иоанн Скотус Евгенический).
В-третьих, в позднесредневековой схоластике существовала тенденция представлять философию как область человеческого знания, независимую от религии. Философия была призвана обосновать религиозные догмы, перевести их на понятийный язык, подвергнуть логическому анализу («понять, чтобы поверить» — Пьер Абеляр).
Другими словами, схоластика — это способ философствования, в котором средневековые мыслители пытались обосновать идеи, формулировки и постулаты, принятые на веру, с помощью разума.
В период расцвета схоластических систем философия и теология действительно слились воедино. Но разница в их природе еще не проявилась — и к концу Средневековья теология и философия уже были резко разделены.
Средневековая мысль четко осознавала разницу между этими областями. Философия основывалась на естественных принципах мышления и доказательствах, или, как они это называли, «естественном свете», в то время как теология основывалась на божественном откровении, которое было сверхъестественным. Истина в философских учениях содержится в малой степени по сравнению с откровением; показывая, до каких пределов познания человек может дойти своими естественными силами, философия в то же время дает доказательство, что она не может удовлетворить стремление нашего разума к созерцанию Бога и вечного блаженства, и что здесь необходима помощь сверхъестественного откровения.
Схоласты почитали античных философов как людей, достигших вершины естественного знания, но это не означает, что философы исчерпали всю возможную для человека истину: Преимущество теологии перед философией заключается как в том, что она обладает высшим принципом познания, так и в том, что она знает высшие истины, до которых не может добраться один лишь разум. Эти открытые истины схоластов фактически составляли основное содержание их систем, а философия служила лишь вспомогательным средством для решения задач теологии. По этой причине они говорили, что философия является служанкой теологии (лат. ancilla theologiae). В двух отношениях философия была служанкой теологии: во-первых, философия придала теологии научную форму; во-вторых, теология взяла от нее истины разума, от которых она могла подняться до умозрительного понимания христианских тайн, насколько человеческий разум мог их постичь. В начале схоластики философская мысль еще не находится в рабском подчинении церковному учению.
Какую пользу принесла схоластика?
Три причины «уважать» эту теологическую философию:
- Считается, что именно схоластика научила человечество думать логически. Это направление философской мысли, имея Бога, как предмет изучения никак не могло повлиять на развитие естественных наук. Пытаясь, однако, осмыслить соотношение человеческой и высшей духовной сущностей, ее были вынуждены решать сложные многокомпонентные логические задачи, именно таким образом зародилась современная математическая логика.
- Лексика и понятийный аппарат, созданная философами данного направления широко используется в науке до настоящего времени.
- Именно на созданных богословской философией формализмах и принятых в ней способах мышления развивались современные философские течения. Можно сказать, схоластика – колыбель современной философии.
В этой статье, кратко и понятно описано всё самое важное, что сегодня нам необходимо знать об этом важном философском учении. Мы не углублялись в сложные для понимания особенности течения богословско-философской мысли, формируя комплексное представление о науке
Поделиться в соц. сетях
ВЫСОКАЯ СХОЛАСТИКА ОБЩИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ
из книги БЕНГТ ХЕГГЛУНД — ИСТОРИЯ ТЕОЛОГИИ
Развитие схоластики достигает апогея в XIII веке. Достигает
завершения и обретает четкие формулировки синтез античной
философской картины мира и христианской веры, который давно
был подготовлен на Западе. Общий подъем науки и учености
явился предпосылкой для развития теологии. Парижский
Университет, ставший международным центром богословской
науки, в XII веке заменил школы, связанные с Парижским
Собором. Оба нищенствующих ордена, созданные в начале XIII
столетия, францисканский и доминиканский, также внесли вклад в
развитие теологии. Видные богословы этого периода были связаны
с этими орденами. Важным фактором для развития высокой
схоластики стал рост знаний в области философии неоплатоников и
философии Аристотеля, отчасти через посредство арабских
толкователей (Аверроэс, Авиценна), отчасти благодаря прямым
переводам на латынь.
В то время как ранее ученые могли пользоваться лишь логикой
Аристотеля, теперь их внимание привлекли и другие его произведе-
ния. В области науки вообще изучение его реальной философии
привело к возникновению нового интереса к естествознанию
Также
в области богословия, несмотря на некоторое сопротивление со
стороны церкви, были приняты философские предпосылки Арис-
тотеля. В первую очередь из метафизики и этики Аристотеля было
заимствовано множество точек зрения и определений понятий (на-
пример, форма — материя, акт — потенция, учение о причинах,
описание добродетелей), которые можно было использовать в
научной работе с вопросами вероучения
Этот новый вклад со
стороны философии принес с собою новое направление
богословского мышления (о чем будет подробнее сказано ниже) и
явился важной предпосылкой для величественного синтеза
теологии и философии, веры и разума, проявившегося в
богословских системах XIII века.
Преподавание богословия в те времена состояло из
лекций, в первую очередь по библейским текстам, а также из
диспутов по отдельным проблемам догматики («quaestiones»). В
связи с этим обучением появились впечатляющие труды, в
которых прежде всего
121 «Возвышающая благодать». — Прим. перев.
144
сохранилось для последующих времен наследие схоластики — так
называемые теологические суммы и комментарии к сентенциям.
На смену прежнему «диалектическому» рассмотрению материала
пришли более основательные методы, часто отражавшие методы,
применявшиеся на диспутах. Библейская августинианская традиция
теперь стала частью новой картины мира, сформировавшейся под
влиянием метафизики неоплатоников и Аристотеля. Ранее не
связанные друг с другом положения вероучения или сентенции те-
перь могли превратиться в стройную и единую систему.
В высокой схоластике из-за ее приверженности новым научным
методам философия приобретает иное положение по отношению к
знанию веры, нежели в ранней схоластике. Прежде диалектическое
рассмотрение истин веры проводилось для того, чтобы
впоследствии доказать их логическую необходимость. Сейчас ра-
циональная переработка была более независима по отношению к
вере. Метафизическая картина мира создала основу для целост-
ного богословского изложения. Из августинианского «credo ut
intelligam» возникла система, в которой вера и разум рассматрива-
лись как два равноправных принципа знания, гармонично взаимо-
действующих друг с другом, хотя в то же время считалось, что они
представляют два разных мира. Теперь путь шел скорее от
«intelligere» к «credere». Вера образует надстройку системы
естественного знания, которая соединяется воедино метафизикой
Аристотеля. дальше >>
Комментарии (1)Обратно в раздел история Церкви
Список тегов:акт и потенция философия схоластики
Несчастные случаи Аристотеля
Среди своих подходов Аристотель говорил о концепции несчастного случая, которая относится к деталям, которые меняются в каждом из существ, таких как откорма или потеря веса для человека..
Физические изменения, которые влияют на изображение, но не меняют человека, независимо от его веса, останутся тем, кем они являются. Тогда это случайность, потому что человек или животное изменяют свои характеристики, но все равно.
Основываясь на этой концепции случайности, схоластическая философия раскрыла понятия потенциальности и актуальности, которые являются основой теории космологического доказательства, с помощью которого св. Фома Аквинский доказывает существование Бога. Поэтому понимание этих концепций является фундаментальным как для схоластических, так и для христианских философов..
Схоластика — наследие языческой античности
Когда работа по оформлению догматических основ христианства была завершена, патристика постепенно перешла в схоластику. Патристика боролась с язычеством и продвигала этико-религиозные учения христианства в мире, который еще не полностью принял новую религию и утвердил ее мораль. Схоластика, опираясь на авторитет Писания и философские идеи патристики, стремится включить в философскую практику наследие языческой античности, особенно наследие Платона, Аристотеля, Плотина и Прокла. Он делает это для того, чтобы осмыслить и рационализировать окружающую его человеческую реальность. Одной из важнейших проблем схоластики является проблема соотношения мира рационального знания и мира духовного опыта. Решение этой проблемы требует соотношения разума и веры. Представители схоластики, размышляя об этих отношениях, пришли к выводу, что вера и разум должны находиться в гармонии друг с другом. Дело в том, что разум, когда он правильно используется, ведет к приближению к Богу, к единению с Ним. Другими словами, истины разума и веры не могут противоречить друг другу. В этом суть одного из важнейших выводов схоластической средневековой философии.
Наиболее важными представителями средневековой схоластики считаются Иоанн Скот из Евгении (ок. 810 — ок. 877), Ансельм Кентерберийский (1033 — 1109), Бонавентура (1221 — 1274), Фома Аквинский (1225 — 1274), Дунс Скотус (1266 — 1308) и Уильям Оккам (1300 — 1349).
Схоласты считали, что сущность вещей может быть постигнута человеческим разумом. Однако это требует точности в использовании языка и тонкости в понимании различий между вещами. Этого можно было достичь только с помощью тщательно разработанного метода, основанного на знании логики. Суть схоластического метода заключается в том, чтобы обеспечить движение мысли от анализа возможностей высказывания о реальности, к анализу реальности. В то же время схоластика исходит из убеждения, что понятия коренятся не только в человеческом разуме, но и в божественном разуме, который создает бытие. Другими словами, концепция рассматривается как существующая дважды — в человеческом разуме и в Бытии. Ключом к пониманию мира считается постижение универсалий.
Фома Аквинский (1225/1226 — 1274) считается величайшим представителем схоластической философии, основными принципами которой являются принцип разъяснения и принцип принятия и примирения противоположных тенденций.
Согласно Фоме Аквинскому, связь с выдающимися предшественниками, наряду со знанием Библии, была основой для преподавания философии. Такое отношение привело его к написанию серии комментариев к трудам философов прошлого (Боэций, Аристотель). Однако его главными философскими трудами были «Summa contra Gentiles» и «Summa Theologica». Особенностью философии Фомы Аквинского было то, что он высоко оценил идеи Аристотеля и попытался интерпретировать их таким образом, чтобы создать последовательную систему, сочетающуюся с утверждением христианской веры. Фома казался своим современникам новатором, потому что в некоторых отношениях он дал новую интерпретацию проблемам, традиционно рассматриваемым философами, ввел новые методы и способы рассуждения, а также отбросил некоторые традиционные подходы к пониманию определенных вопросов. Он не хотел, чтобы его называли оригиналом, но в его мышлении была новизна. Это заключалось в терпеливом анализе различных мнений, в поиске истины и в систематическом синтезе различных позиций с использованием всеобъемлющих философских принципов и категорий.
Фома Аквинский стремился использовать философию для обоснования и доказательства истин веры. Он считал философскую теологию высшим проявлением философской рефлексии.
Согласно Фоме, объектом философии были истины разума, а объектом теологии — истины откровения. Конечным объектом философии и теологии является Бог, который является творцом мира и вдохновителем его развития. Бог, согласно учению Фомы, — это вечное, самое совершенное духовное существо; он — чистая форма, источник всех возможных форм, благодаря которому из пассивной материи возникают самые разнообразные вещи.
Схоластический метод
Корнелиус О’Бойл объяснил, что схоластика фокусируется на том, как приобретать знания и как эффективно общаться, чтобы их могли получить другие. Считалось, что лучший способ добиться этого — повторить процесс открытия ( modus inveniendi ).
В scholasticists выбрал бы книгу известного ученого, auctor (автор), как предмет для исследования. Внимательно и критически прочитав его, ученики научились ценить теории автора. Также будут указаны другие документы, связанные с книгой, такие как церковные советы, папские письма и все, что написано по этой теме, будь то древние или современные. Пункты разногласий и разногласий между несколькими источниками будут записаны в отдельных предложениях или фрагментах текста, известных как sententiae . После того, как источники и пункты разногласий были изложены с помощью ряда диалектики , две стороны аргумента были бы объединены, так что они оказались бы согласующимися, а не противоречащими друг другу. (Конечно, иногда мнения полностью отвергались или предлагались новые позиции.) Это делалось двумя способами. Первый — через филологический анализ. Слова были исследованы, и было доказано, что они имеют несколько значений. Также считалось, что продавец мог иметь в виду, что определенное слово означало нечто иное. Двусмысленность может быть использована для поиска точки соприкосновения между двумя противоречивыми утверждениями. Второй — посредством логического анализа, который опирался на правила формальной логики — как они были известны в то время — чтобы показать, что противоречий не существует, но они субъективны для читателя.
Патристика и схоластика
Определение 1
Патристика – это учение «Отцов церкви», христианское богословие II–VIII вв.
Это период, в котором одновременно существовали несколько течений, здесь и неоплатонизм, и стоицизм, и пифагореизм, и христианство, а также были популярными различные секты, которые смогли в будущем стать фундаментом для идей более поздней философии. Однако стоит отметить, что первые века распространения христианства отмечены утратой наследия античности. И вплоть до XII в. Европа не знала об античности совершенно ничего. Новое открытие учений Аристотеля и Платона произошло в Аравии и Передней Азии, этим занимались средневековые исламские философы. Таким образом, начиная с Аравии, древнегреческая философия смогла проникнуть и на территорию Европы.
Среди наиболее заметных представителей патристики Тертуллиан, Климент Александрийский, Ориген, Аврелий, Августин. Их называли Отцами церкви, а они, в свою очередь, выступали за религиозные догматы, которые были направлены против язычества, тем самым утверждая, античная мудрость несовместима с христианской верой.
К ключевым темам патристики Средневековья относятся проблемы сущности и бытия Бога, происхождение зла, теодицея или оправдание Бога, который сотворил мир, полный несовершенств и допустил в нём наличие зла. Кроме того, поднимались проблемы свободы воли человека и возможности спасения человеческой души.
Наиболее известным философом этого времени был Августин. Его учение оказало серьёзное воздействие на формирование схоластики. Августин стоял у истоков средневекового рационализма, именно он предложил тезис: «Верую, чтобы понимать». Обозначает это, что вера определяет начало рассуждения, но потом разум не ограничивается ничем и опирается в дальнейшем только на собственные основы, которые не обращаются к вере.
Определение 2
Схоластика – европейская философия IX–XV вв., представляющая собой школьную философию, мудрость, которой обучают в монастырских школах и университетах.
Изначально схоластика не была окрашена в негативном смысле, и только критики эпохи Возрождения окрестили её в пустословие, пустое мудрствование, которое оторвано от жизни и в силу этого не имеет никакого смысла.
Схоластика делится на несколько этапов:
- Ранняя (IX–XI вв.). Представители – Иоанн Скот Эриугена, Ансельм Кентерберийский.
- Зрелая или классическая (XII–XIII вв.). Представители – Фома Аквинский, Альберт Великий, Пьер Абеляр, Иоанн Росцелин и др.
- Поздняя (XIII–XIV вв.). Представители – Иоанн Дунс Скот, Уильям Оккам, Мейстер Экхарт и др.
Рассуждения приверженцев схоластики направлены на соотношение веры и разума, единого и общего. Кроме того, много внимания они уделяют вопросам бытия Бога, свободе и воли, а также спасению души. Неизменно лишь одно, Бог становится ключевой темой всех рассуждений. В силу того, что основной акцент делается в Средневековой философии именно на Бога, её принято называть теоцентричной.
Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!
Описать задание
Философы без доли сомнения верят в религиозные постулаты о том, что всё вокруг сотворено Богом из ничего. По их мнению, именно Бог определяет судьбу мира и каждого человека. Более того, они безоговорочно верят в то, что финалом человеческой истории станет конец света.
Схоластика. Проблематика и этапы развития
Схоластика — это направление религиозно-философской мысли IX-XIV веков, характеризующееся попыткой систематизировать и рационально и логически обосновать христианскую доктрину. В своем развитии схоластика проходит три этапа. Его ранняя форма (IX-XP вв.) характеризуется склонностью к идеям платонизма и неоплатонизма. Его представители — Иоанн Скот Эриугена (810-877), Пегр Абеляр (1179-1142), Ансельм Кентерберийский (1033-1109), Росцелин (1050-1120),
Период зрелой схоластики приходится на XII-XIII века. Наиболее важными мыслителями этого периода были Альберт Великий (ок. 1200-1280), Фома Аквинский (1225-1274), Сигер Брабантский (ок. 1240 — ок. 1281). На смену платонизму пришли идеи христианского аристотелианства, которое было признано официальной доктриной католической церкви в виде учения Фомы Аквинского — важнейшего представителя схоластики. Схоластика достигает своего зенита в деятельности многих университетов, из которых Парижский университет можно считать самым важным, и пишутся огромные трактаты (summae) по логике и теологии, содержащие все соответствующие знания.
Поздний период схоластики (XIII-XIV века), представленный именами Джона Дунса Скотуса (1265-1308) и Уильяма Оккама (1285-1349), протекал на фоне ослабления авторитета католической церкви — процессов эмансипации философии от влияния теологии и все возрастающего влияния позитивного, экспериментального знания.
Проблема веры и разума по праву может быть названа центральной проблемой схоластической философии. Впервые она актуализируется в самых истоках средневековой философии. Знаменитое высказывание Тертуллиана «Я верю, потому что это абсурдно» явно отвергает разум в вопросах веры; христианская вера принципиально непостижима с точки зрения философского рационализма.
Схоластика (аристотелианство) — это рациональная философия, которая занимается вопросами эпистемологии и логики. Проблема взаимоотношений между верой и знанием. Ф. Аквинский: «Я верю, потому что это разумно». Знание, противоречащее вере — обман, ересь. Избирательное использование знаний. Философия на службе теологии (теперь философия на службе науки).
Проблема универсалий (наиболее общих категорий):
1.Реализм — объективный идеализм.
Общее понятие существует само по себе, а не только как слово.
2.Номинализм — субъективный идеализм.
Общее понятие существует только как слово, понятие, но не как явление.
Уильям Оккам. Тезис «лезвия бритвы»: «Суть вещей не следует умножать».
В своем развитии схоластика проходит три этапа. Его ранняя форма (9-12 века). Его представителями являются Иоанн Скотус, Петр Абеляр, Ансельм Кентерберийский, Росцелинус. Период зрелой схоластики приходится на XII-XIII века. Главными мыслителями этого периода были Альберт Великий и Фома Аквинский. Схоластика достигла своего пика в деятельности многих университетов, из которых Парижский университет можно считать самым важным.
Поздний период схоластики (XIII-XIV века), представленный Джоном Дансом Скотусом и Уильямом Оккамом, начал свое развитие на фоне ослабления авторитета католической церкви, процесса освобождения философии от влияния теологии и усиления влияния позитивного, экспериментального знания.
Историческая судьба
Современные философы полагают, что на «бритве Оккама» заканчивается схоластика – дерзновенная попытка выработать метод рационального познания Бога. Богословы возвращаются к исходной точке – учению восточных отцов, которые рационального богопознания никогда не предполагали, лишь используя философию для изложения высоких истин, открывающихся живущей по Богу верующей душе христианина. Однако к этому времени рационализация богословия на Западе зашла столь далеко, а увлеченность познанием мира стала такой глубокой, что рационалистический подход вошел в плоть и кровь католического богословия.
Поздняя схоластика
Эпоха поздней схоластики совпала со временем упадка философствования. Номинализм обрушился с критикой на метафизические воззрения старых школ, но новых идей не предложил. В споре о природе универсалий представители старых школ встали на защиту умеренного реализма. Среди мыслителей этого этапа развития схоластики – Иоганн Дунс Скотт и Уильям Оккам. Последний высказал предположение, что реальные науки должны рассматривать не сами вещи, а термины, замещающие их, являющиеся их представителями.
Периоду поздней схоластики были свойственны кризисные явления. В среде мыслителей раздаются голоса, которые призывали перейти от умозрительных метафизических рассуждений к непосредственному изучению природы. Особая роль здесь принадлежала британским мыслителям, в частности Роджеру Бэкону. Некоторые идеи этого периода впоследствии были усвоены и восприняты Реформацией.