Каково псих. состояние раскольникова до, во время и после убийства?

«Чем вызвано противоречивое поведение Раскольникова»

Придавленный бедностью, озлобленный своим бессилием помочь близким людям.

Раскольников решается на преступление, на убийство отвратительной старухи-процентщицы, извлекающей выгоду из людских страданий.

Раскольников жаждет мести за поруганное и обездоленное человечество, за унижения и страдания Сони Мармеладовой, за всех тех, кто доведен лужиными и свидригайловыми до предела унижения, нравственных мучений и нищеты. Протест и возмущение Раскольникова против общественного порядка сочетаются с теорией «сильной личности».

Презрение к обществу, к его законам, нравственным понятиям, к рабской покорности приводит Раскольникова к утверждению о неизбежности сильной, властвующей личности, которой «все дозволено».

Преступление должно было доказать самому Раскольникову, что он не «тварь дрожащая», а «настоящий властелин, кому все разрешается». Ошибка Раскольникова в том, что причины общественного зла

Внешность и одежда героя

Достоевский начинает знакомство с Раскольниковым в начале повествования, описывая его внешность. Молодой человек замечательно хорош собой. Он обладатель тёмно-русых волос и темных глаз. Мужчина подтянут и высок. На момент событий романа ему 23 года. Черты лица его были тонкими и аккуратными. Цвет кожи — бледный, аристократичный. Взгляд его внимателен. Иногда в глазах появляется блеск, что добавляет привлекательности персонажу. Таким образом, первое впечатление о нем самое приятное. Перед читателем восстает картина приятного, скромного парня.

Одежда Родиона была более чем скромна. Он носил костюм, который явно был не по размеру, мешковат и ободран. Многие оценивали его внешний вид, как будто это оборванец или простой кочегар. Обычный человек лишний раз бы постыдился выходи́ть в таком наряде на публику, но у Родиона не было иного выхода.

Помощь семье

письмо от материДуниСвидригайловых
«Это всё ведь вздор, почти одна болтовня! Видишь: ты ведь знаешь, что у матери моей почти ничего нет. Сестра получила воспитание, случайно, и осуждена таскаться в гувернантках. Все их надежды были на одного меня. Я учился, но содержать себя в университете не мог и на время принужден был выйти. Если бы даже и так тянулось, то лет через десять, через двенадцать (если б обернулись хорошо обстоятельства) я все-таки мог надеяться стать каким-нибудь учителем или чиновником, с тысячью рублями жалованья… (Он говорил как будто заученное). А к тому времени мать высохла бы от забот и от горя, и мне все-таки не удалось бы успокоить ее, а сестра… ну, с сестрой могло бы еще и хуже случиться!..» — Раскольников в разговоре с Соней Мармеладовой. Часть 5, глава IV

Осмысление

Главной герой проводит очень неудачный эксперимент над собой, который приводит к апатии и депрессии, ведь проблемы остались нерешенными, а кроме того, каждую ночь мучает совесть. В чем заключается теория Раскольника после преступления? Для него она оставалась такой же, но ему пришлось принять тот факт, что и он, судя по всему, бесправная дрожащая тварь. До последнего он старается держаться своих взглядов. Смерть старухи отрезает его от окружающего мира, он полностью погружается во внутреннюю жизнь. Теория Раскольникова, цитаты которой поражают жестокостью даже взрослых людей, должна была помочь молодому человеку обрести покой, но завела его в ужасные дебри собственной совести.

Он пытается найти какое-то спасение, ибо чувствует, что гнет мыслей скоро погубит его. Раскольников хочет найти человека, которому сможет поведать свою страшную тайну. Он решает довериться Соне Мармеладовой — девушке, которая нарушила законы морали. Раскольников облегчает душу. Молодой человек продолжает общаться с девушкой и под её влиянием раскаивается в преступлении перед законом. Теория Раскольникова (кратко в статье она описана) терпит фиаско.

Крах теории Раскольникова

«Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку! Тут так-таки разом и ухлопал себя, навеки!.. А старушонку эту черт убил, а не я… »— Раскольников в разговоре с Соней Мармеладовой. Часть 5, глава IV.

«Штука в том: я задал себе один раз такой вопрос: что если бы, например, на моем месте случился Наполеон и не было бы у него, чтобы карьеру начать, ни Тулона, ни Египта, ни перехода через Монблан, а была бы вместо всех этих красивых и монументальных вещей просто-запросто одна какая-нибудь смешная старушонка, легистраторша, которую еще вдобавок надо убить, чтоб из сундука у ней деньги стащить (для карьеры-то, понимаешь?), ну, так решился ли бы он на это, если бы другого выхода не было? Не покоробился ли бы оттого, что это уж слишком не монументально и… и грешно? Ну, так я тебе говорю, что на этом «вопросе» я промучился ужасно долго, так что ужасно стыдно мне стало, когда я наконец догадался (вдруг как-то), что не только его не покоробило бы, но даже и в голову бы ему не пришло, что это не монументально… и даже не понял бы он совсем: чего тут коробиться? И уж если бы только не было ему другой дороги, то задушил бы так, что и пикнуть бы не дал, без всякой задумчивости!.. Ну и я… вышел из задумчивости… задушил… по примеру авторитета…»— Раскольников. Часть 5, глава IV.

«Он, кажется, вообразил себе, что и он гениальный человек, – то есть был в том некоторое время уверен. Он очень страдал и теперь страдает от мысли, что теорию‑то сочинить он умел, а перешагнуть‑то, не задумываясь, и не в состоянии, стало быть человек не гениальный…»— Свидригайлов о теории Раскольникова. Часть 6, глава V.

«Конечно, в таком случае даже многие благодетели человечества, не наследовавшие власти, а сами ее захватившие, должны бы были быть казнены при самых первых своих шагах. Но те люди вынесли свои шаги, и потому они правы, а я не вынес и, стало быть, я не имел права разрешить себе этот шаг.» — Раскольников. Эпилог. Часть 2.

Многогранная картина личности

В романе «Преступление и наказание» сны Раскольникова позволяют читателю проникнуть в самые дальние уголки души персонажа, при помощи их Достоевский совершает краткий экскурс в подсознание Родиона, чтобы читатель смог считать образ главного героя как можно детальнее

Автор прекрасно понимал, какое значение будут иметь виде́ния в его произведении, поэтому уделил их проработке особое внимание:

  1. Сновидения отражают реальную сущность Раскольникова, так как, будучи спящим, человек находится в наиболее честном состоянии, ведь он просто не способен врать для своего прикрытия или оправдания.
  2. Благодаря снам лучше понимает Родиона не только читатель, но и сам герой. Раскольников, как и зритель, видит свою истинную природу без прикрас разума, поэтому он понимает, что поступал неправильно и с течением времени осознаёт все свои ошибки.
  3. Сновидения приводят Родиона к искуплению. Все 5 виде́ний в итоге служили одной общей цели — очистить Раскольникова и дать ему шансы искупить вину и стать лучше.

Сочинение 3

В романе «Преступление и наказание» Федор Михайлович пишет о бедном студенте Родионе Раскольникове, который еле-еле сводит концы с концами. Раскольникова возмущает такая несправедливость, почему он бедный, а богачи наживаются на честных людях. Рассуждая об этом, Раскольников собирается бороться с этим. Живя в своей маленькой комнате, которая больше похожа на коробку, он решает убить старуху процентщицу. Родион считает, что он имеет полное право решить жить ей дальше или стоит умереть.

Раскольников делит людей на разные группы. Себя же студент относит к особой группе. Родион думает, что убив старуху, он решит проблемы многих людей. Лишив жизни процентщицу, он избавит огромное количество людей от страданий. Он очень хорошо обдумывает все свои действия и решается на преступление. Родион не знал, что за этим преступлением мгновенно последует наказание. Наказанием для Раскольникова считается не заключение под стражу, а муки его совести.

Убив старуху, Раскольников как можно быстрее прячет то, что украл у старухи. Достоевский показывает читателю, что Раскольников сильно ошибся в своих действиях и не был убийцей, который хладнокровно убил старуху и продолжил спокойно свою жизнь. Родиона начала мучать совесть он стал нервным и нелюдимым. Хоть он рассчитал все до мелочей, после убийства в нем осталось что-то человеческое.

Совершив такое страшное преступление, Раскольников помогает людям. Родион помогает своему знакомому, который живет очень бедно со своей семьей. Раскольников оставляет ему деньги на существование. На этом его добрые дела не закончились. Раскольников так же помогает девушке, которая из-за нужды вынуждена заниматься проституцией. Этими поступками он хотел доказать себе что человек внутри него все еще жив.

Раскольников терзает себя мыслями о том, что он не правильно поступил и теперь ему придется, мучатся угрызениями совести до конца своих дней. Он много раз себя убеждал, что поступил правильно. Раскольников считал, что такой человек как Алена Ивановна недостойна жить. Таких людей как она он считает вошью и их можно прихлопнуть без всякого угрызения совести. Когда он убил Алену Ивановну и его сестру Лизавету он понимает, что теперь он вынужден скрываться от людей. Раскольников замкнулся в себе и перестал общаться со знакомыми и друзьями. Раскольников ругает себя за столь опрометчивый шаг и считает, что ему стоило зарабатывать на жизнь честным трудом. У Родиона начинается истерия, он думает, что все вокруг него знают, что это он убийца. Раскольников сам себя выдает перед следователем Порфирием Петровичем. Улик против Родиона нет, но Заметов решает подождать, пока преступник сам сознается. Долго ждать не пришлось, ведь Родион Романович начал паниковать и вскоре сдался властям.

Перед тем как явится с признанием к Порфирию Петровичу, Раскольников делится Соней Мармеладовой. Она ему советует покаяться в содеянном. Раскольников идет на площадь и начинает целовать землю. Раскаянье все же к Родиону Романовичу не приходит, ведь он не считает себя виноватым.

Роман «Преступление и наказание» был признан самым близким к реалистичности произведением.

Достоевский о теории Раскольникова

«Молодой человек, исключенный из студентов университета, мещанин по происхождению, и живущий в крайней бедности, по легкомыслию, по шатости в понятиях поддавшись некоторым странным «недоконченным» идеям, которые носятся в воздухе, решился разом выйти из скверного своего положения. Он решился убить одну старуху, титулярную советницу, дающую деньги на проценты. Старуха глупа, глуха, больна, жадна, берет ж*довские проценты, зла и заедает чужой век, мучая у себя в работницах свою младшую сестру. «Она никуда не годна», «для чего она живет?», «Полезна ли она хоть кому-нибудь?» и т. д. Эти вопросы сбивают с толку молодого человека. Он решает убить ее, обобрать; с тем, чтоб сделать счастливою свою мать, живущую в уезде, избавить сестру, живущую в компаньонках у одних помещиков, от сластолюбивых притязаний главы этого помещичьего семейства — притязаний, грозящих ей гибелью, докончить курс, ехать за границу и потом всю жизнь быть честным, твердым, неуклонным в исполнении «гуманного долга к человечеству», чем, уже конечно, «загладится преступление», если только может назваться преступлением этот поступок над старухой глухой, глупой, злой и больной, которая сама не знает, для чего живет на свете, и которая через месяц, может, сама собой померла бы.»— Ф. М. Достоевский, письмо к М. Н. Каткову. 10 (22) — 15 (27) сентября 1865 г

«Ведь еще немного и из этаких понятий выйдет Горский или Раскольников. Ведь они все сумасшедшие и дураки.»— Ф. М. Достоевский, письмо к А. Н. Майкову. 18 (30) мая 1868 г.

Третий сон. Сон об убийстве старухи-процентщицы.

Но на этом страшные сны Родина не заканчиваются – в третьей части романа снова кошмар. На этот раз Раскольников вновь совершает убийство старухи-процентщицы. Он как будто возвращается туда, где уже однажды совершил несправедливость и пошёл на поводу своей теории. В эпизоде третьего сна перед нами предстаёт живая старуха, которая только смеётся над героем: «На стуле в уголку сидит старушонка, вся скрючившись и наклонив голову, так что он никак не мог разглядеть лица, но это была она. Он стоял перед ней: “боится!” — подумал он, тихонько высвободил из петли топор и ударил старуху по темени, раз и другой. Но странно: она даже не шевельнулась от ударов, точно деревянная. Он испугался, нагнулся ближе и стал ее разглядывать; но и она еще ниже нагнула голову. Он пригнулся тогда совсем к полу и заглянул ей снизу в лицо, заглянул и помертвел: старушонка сидела и смеялась,- так и заливалась тихим, неслышным смехом. Бешенство одолело его: изо всей силы начал он бить старуху по голове, но с каждым ударом топора смех и шепот из спальни раздавались все сильнее и слышнее, а старушонка вся так и колыхалась от хохота».

Раскольников вновь пытается её убить, но ничего не получается. Ему никак не удаётся совершить вновь злодеяние. Из-за двери слышен смех толпы, явно недоброжелательный, даже злобный. Здесь Родион, можно сказать, отчаялся, он уже начал понимать, что «эксперимент над собой» провален. Раскольников оказался далеко не Наполеоном или властелином, а обыкновенным человеком, но теперь перед ним громадная проблема, глубочайшая проблема вины перед всем человечеством, в частности перед старухой, какой бы она ни была, и Лизаветой, которая оказалась не в том месте и не в то время.

По своей сути третий сон является своего рода продолжением размышлений Родиона о том, что он «не человека убил», а «принцип». Он будто подтверждает слабость натуры Раскольникова. Скорее всего, это подсознание героя пытается убедить его в бессмысленности и бесчеловечности убийства. Но герой еще не готов к раскаянию. Убийство оказалось столь же напрасным, как попытки убийства Алёны Ивановны, то есть эксперимент был с самого начала затеян зря, а значит, и наказание будет напрасное. Но наказание на самом деле вступило в силу ещё задолго до того, как Раскольников официально заявил, что он убил бедную старушку

Судьба пересекает дороги Родиона и Свидригайлова, его двойника, у которого тоже полно грехов, который тоже носит в своей сущности ту же теорию и чей образ Достоевский также глубоко раскрыл через сны и видения. По пути Свидригайлова мог пойти и Раскольников, но герой всё-таки оказался выше, помимо всего ему помогла любовь Сонечки Мармеладовой, которая способна пожертвовать собой во имя других. Она его поддержала и после признания отправляется с ним на каторгу.

Тайна канавы

После убийства старухи-процентщицы Раскольников размышляет, как изба­виться от украденных вещей:

«Куда же идти? Это было уже давно решено: „Бросить всё в канаву, и концы в воду, и дело с концом“».

Всё та же канава встречается Раскольникову по дороге к дому Алены Ивановны, а потом на пути в полицейскую часть, куда он идет сознаваться в преступ­ле­нии. Получается, канава — одна из главных локаций романа наряду с ули­цами и площадями. Это слово упоминается в романе более 20 раз — и всегда в важ­ном контексте. На канаву выходит дом процентщицы, она же видна из дома Сони Мармеладовой. По набережной канавы бежит сумас­шедшая Катерина Ивановна, в ней на глазах у Раскольникова топится мещанка Афросиньюшка.

Что же это за канава? Все, кто хоть раз бывал на обзорной экскурсии по Петер­бургу, знают, что в городе есть несколько небольших каналов, которые назы­ваются канавками, но вот именно канава в городе была одна. Так петер­буржцы называли Екатерининский канал (сейчас канал Грибоедова). В первые деся­тилетия XVIII века на его месте текла маловодная речка Кривуша, или Глухая речка. Ее решили облагородить и включить в систему городских каналов — начались работы по расширению и углублению. Но даже после облагора­жи­вающих процедур канал какое-то время продолжал использоваться для слива сточных вод, фактически выполняя функцию канавы. С одной стороны, ис­пользуя в большинстве случаев именно это название Екатери­нинского канала, Достоевский передает отношение к нему местных жителей. С другой — слово «канава» как нельзя лучше подходит для описания особой атмосферы петер­бургских трущоб.

Анализ эпизода, романа евского Преступление и наказание (часть 6, глава 7)

Но, несмотря на внутренние вспышки и переживания, на отдаленность от общества, он находит близкого ему по внутренним качествам человека – Свидригайлова. Автор не спроста соединяет их вместе, ведь они так похожи: каждый ведет двойную внутреннюю жизнь и оба способны убить. Однако Раскольников не пропащая душа, у него есть совесть, которая не дает ему жить спокойно после убийства. Видя в Свидригайлове свою проекцию и то, к чему он стремится, Раскольников ужасается, но все же не отвергает свою теорию.

Рекомендуем прочесть: в каком случае не могут приставы забрать транспортное средство

Путь Раскольникова от преступления до наказания в романе «Преступление и наказание»

Родион Раскольников — главный герой романа Федора Достоевского «Преступление и наказание» бывший студент, который ничем не отличается от других. Но какой переворот должен был произойти в его душе, чтобы он решился убить человека? Что стало толчком для такого страшного поступка? Каким был его путь от преступления до наказания?

В самом начале произведения автор описывает бедность Раскольникова. Он живет в маленькой каморке, которую Федор Достоевский сравнивает с гробом, шкафом, сундуком, подчеркивая его нищету. Ситуация, в которой оказался герой, несказанно сложная. Жизнь Родиона и его семьи под угрозой. Его сестра решает выйти замуж за мужчину, который вызывает у него отвращение, чтобы не жить в бедности, получить образование и иметь возможность помочь брату. Раскольников не хочет, чтобы ради него сестра ломала свою жизнь, но в то же время он не может ничего изменить. У него нет времени на то, чтобы закончить обучение и лет за десять выбиться в люди. Нужно действовать здесь и сейчас. И Родион решает убить богатую старую женщину, которая занималась тем, что предоставляла людям кредиты.

В то же время Раскольников хочет проверить себя на силу духа, доказать самому себе

Раскольников «Преступление и наказание»

истинность собственной теории, которую он выдвинул в статье «О преступлении». Он убежден, что относится к «тем, кто имеет право». То есть до тех, кто может совершить преступление и не получить за это наказание. Раскольников хочет стать народным героем, помочь людям за счет старой женщины. Он считает, что может спасти много голодных семей, в частности свою, направив богатство кредиторки в правильное русло. Но не так все произошло, как задумал Родион. Он совершил двойное убийство, убив вместе со старой кредиторкой добрую женщину Лизу, которая пришла навестить сестру. Получив драгоценности, Раскольников не продает их, он не может даже к ним прикоснуться. Он прячет драгоценные вещи женщины, пытаясь вместе с ними скрыть свой грех. Его жизнь превращается в постоянные муки совести. Жестокое преступление ранило его душу. Он болезненно воспринимает человеческие страдания, пытается помочь окружающим. Этим самым он хочет как бы доказать себе, что способен на милосердие, что он не бездушная тварь. Родион понимает, что ошибся. Он не относится к «тем, кто имеет право». Он обычный человек, который после совершения преступления разрывает вина. Раскольников боится, что его поступок откроется. Его страх так силен, что однажды он даже потерял сознание у следователя. В конце концов, Родион начинает ненавидеть себя за слабость, не выдерживает душевных мук и решает сам признаться в преступлении. Заключения и ссылки ему уже не страшны, ведь он сам себя наказал так, как не может наказать строжайший суд.

Федор Достоевский искусно изобразил душевное состояние человека, совершившего страшное преступление. Он хочет убедить читателей в том, что зло никогда не приведет к добру. Родион Раскольников хотел помочь людям, стать героем, а на самом деле стал жестоким убийцей и потерял самого дорогого человека — мать, которая, узнав о поступке сына, умерла от нервной болезни. Раскольников получил самое страшное наказание. Он слишком поздно понял, что нельзя ценой чужой жизни улучшить свою.

Итак, роман «Преступление и наказание» (сочинение), по моему мнению, является обязательным для прочтения. Возможно, тот, кто хочет совершить что-то страшное, ознакомившись с произведением, подумает, готов ли он получить такое наказание, которое получил Родион Раскольников, и откажется от своих намерений.

Цитаты описывающие второй разговор Раскольникова и Сони

«А ведь ты права, Соня, — тихо проговорил он наконец. Он вдруг переменился; выделанно-нахальный и бессильно-вызывающий тон его исчез. Даже голос вдруг ослабел. — Сам же я тебе сказал вчера, что не прощения приду просить, а почти тем вот и начал, что прощения прошу…»

«И вдруг странное, неожиданное ощущение какой-то едкой ненависти к Соне прошло по его сердцу. Как бы удивясь и испугавшись сам этого ощущения, он вдруг поднял голову и пристально поглядел на нее; но он встретил на себе беспокойный и до муки заботливый взгляд ее; тут была любовь; ненависть его исчезла, как призрак.»

Признание Раскольникова

«Стало быть, я с ним приятель большой… коли знаю, — продолжал Раскольников, неотступно продолжая смотреть в ее лицо, точно уже был не в силах отвести глаз, — он Лизавету эту… убить не хотел… Он ее… убил нечаянно… Он старуху убить хотел… когда она была одна… и пришел… А тут вошла Лизавета… Он тут… и ее убил.»

Реакция Сони на признание Раскольникова

— Угадала? — прошептал он наконец.— Господи! — вырвался ужасный вопль из груди ее. Бессильно упала она на постель, лицом в подушки. Но через мгновение быстро приподнялась, быстро придвинулась к нему, схватила его за обе руки и, крепко сжимая их, как в тисках, тонкими своими пальцами, стала опять неподвижно, точно приклеившись, смотреть в его лицо. Этим последним, отчаянным взглядом она хотела высмотреть и уловить хоть какую-нибудь последнюю себе надежду. Но надежды не было; сомнения не оставалось никакого; всё было так!

«Что вы, что вы это над собой сделали! — отчаянно проговорила она и, вскочив с колен, бросилась ему на шею, обняла его и крепко-крепко сжала его руками.»

Раскольников о причинах преступления

«Видишь: ты ведь знаешь, что у матери моей почти ничего нет. Сестра получила воспитание, случайно, и осуждена таскаться в гувернантках. Все их надежды были на одного меня. Я учился, но содержать себя в университете не мог и на время принужден был выйти. Если бы даже и так тянулось, то лет через десять, через двенадцать (если б обернулись хорошо обстоятельства) я все-таки мог надеяться стать каким-нибудь учителем или чиновником, с тысячью рублями жалованья…»

«А что и в самом деле! — сказал он, как бы надумавшись, — ведь это ж так и было! Вот что: я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил…»

«Не для того, чтобы матери помочь, я убил — вздор! Не для того я убил, чтобы, получив средства и власть, сделаться благодетелем человечества. Вздор! Я просто убил; для себя убил, для себя одного. …И не деньги, главное, нужны мне были, Соня, когда я убил; не столько деньги нужны были, как другое… Я это всё теперь знаю… Пойми меня: может быть, тою же дорогой идя, я уже никогда более не повторил бы убийства. Мне другое надо было узнать, другое толкало меня под руки: мне надо было узнать тогда, и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу! Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею…»

О душевном состоянии Раскольникова

«Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку! Тут так-таки разом и ухлопал себя, навеки!..»

«Что делать! — воскликнула она, вдруг вскочив с места, и глаза ее, доселе полные слез, вдруг засверкали. — Встань! (Она схватила его за плечо; он приподнялся, смотря на нее почти в изумлении). Поди сейчас, сию же минуту, стань на перекрестке, поклонись, поцелуй сначала землю, которую ты осквернил, а потом поклонись всему свету, на все четыре стороны, и скажи всем, вслух: «Я убил!» Тогда бог опять тебе жизни пошлет. Пойдешь? Пойдешь? — спрашивала она его, вся дрожа, точно в припадке, схватив его за обе руки, крепко стиснув их в своих руках и смотря на него огневым взглядом.»

«Сама желаешь, чтоб я в каторгу пошел, а теперь испугалась? Только вот что: я им не дамся. Я еще с ними поборюсь, и ничего не сделают. Нет у них настоящих улик. Вчера я был в большой опасности и думал, что уж погиб; сегодня же дело поправилось. Все улики их о двух концах, то есть их обвинения я в свою же пользу могу обратить, понимаешь? и обращу; потому я теперь научился…»

— Дай! — сказал Раскольников. Ему не хотелось ее огорчить. Но он тотчас же отдернул протянутую за крестом руку.— Не теперь, Соня. Лучше потом, — прибавил он, чтоб ее успокоить.— Да, да, лучше, лучше, — подхватила она с увлечением, — как пойдешь на страдание, тогда и наденешь. Придешь ко мне, я надену на тебя, помолимся и пойдем.

сумасшествии Катерины Ивановны
«Я к вам, Софья Семеновна. Извините… Я так и думал, что вас застану, — обратился он вдруг к Раскольникову, — то есть я ничего не думал… в этом роде… но я именно думал… Там у нас Катерина Ивановна с ума сошла, — отрезал он вдруг Соне, бросив Раскольникова.» — Часть 5, Глава V

Итог эксперимента

Гордость не давала жить Раскольникову там, в Сибири, на каторге: он стыдился себя за то, что оказался слишком слабым, чтобы реализовать свой план до конца. Он не смог помочь другим, сделал свою семью несчастной, не спас ни одной души и загубил свою. Родиона не мучает совесть за то, что он лишил жизни человека – этот факт он пережил достаточно спокойно.

Он мучается лишь от осознания собственной слабости, от того, что его теория провалилась. “Разве я старушку убил? Я себя убил!” – так рассуждает молодой человек. Две недели после убийства Алёны Ивановны и её сестры Лизаветы он находится в состоянии, близком к помешательству: теряет сознание, его бьёт озноб, бросает в дрожь, накатывает ужас от понимания того, что случилось, он боится, что его “раскусят”.

Героя не радует то, что было целью преступления: добытые драгоценности и возможность спасти тысячи жизней. Все цели, желания уходят на задний план; совесть, гордость – не дают герою жить дальше. Только любовь даёт шанс Раскольникову обрести покой и примириться с людьми.

Статья будет полезна при подготовке к сочинению “Почему Раскольников страдает после преступления?” Тест по произведению

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector