Отлить в бронзе. кто и зачем делает колокола на руси

Типы звона

За всю историю развития колоколов появилось множество вариантов их звучания. Хотя простой слушатель практически не различает этот красивый мелодичный звук, церковные служители в нём разбираются. Основные виды звона:

  • благовест;
  • перезвон;
  • перебор;
  • трезвон;
  • набат.

Благовестом называются размеренные одиночные удары в большой колокол. Звонарь сначала старается выводить три длительных, протяжных звона. А затем он бьет в колокол с равномерными интервалами. Услышать такой звук прихожане могут во время Пасхального поста или по большим церковным праздникам.

Перезвон — это торжественная, переливающаяся музыка. Ее церковные служители применяют только перед особыми священными действиями. Можно наслаждаться этой мелодией во время Божественной литургии или крещенской службы. При этом легко различить звоны всех трёх видов колоколов. В них бьют по очереди, в результате чего образуется радостная музыка.

Перебором называется скорбный звон, он обладает минорным ладом. Его применяют во время печальных мероприятий — погребальных богослужений или панихиды. Звонарь сначала медленно бьёт по очереди в каждой из трёх типов колоколов. Первый удар приходится на зазвонный, а последний на благовестник. А после стихания мелодия повторяется.

Трезвон по звуку напоминает перебор, так как в нем также задействованы все инструменты сразу. Простой народ называет такую мелодию «Во все тяжкие». Звонарь должен три раза ударить в карильон, а между сессиями он делает небольшую паузу. Трезвон вызывает у прихожан радость и ликование, ведь он возвещает о наступлении светлых праздников.

Сегодня набат встречается достаточно редко. Еще во время Киевской Руси его использовали для предупреждения о страшных событиях. Но в современной России и иных странах для этого уже существуют другие устройства.

Колокольный звон

Для разных областей России характерны свои стили и виды колокольного звона. Издавна различались московский, ивановский, ростовский, псковский и другие звоны. Сейчас колокольный звон зависит от личного вкуса и навыков конкретного звонаря. В Москве можно услышать не только московский звон (которого придерживаются, например, в Новодевичьем монастыре). Например, в храме Христа Спасителя и в Кремле придерживаются ростовских звонов.

На звучание колоколов влияют материалы, из которых они отлиты, а также форма купола. Толщина боковых стенок колокола определяет главным образом силу звука, его чистоту и продолжительность.

Отличительными особенностями русских колоколов является их звучность и певучесть. Это стало возможным при использовании оптимальной пропорции олова и меди в сплаве. Для Европы характерно получение звука за счет раскачивания самого колокольного купола. В 20 веке в странах Западной Европы появилась тенденция использовать электронный звон. С помощью электромотора происходит вращение колокола, раскачивание языка, в результате чего возникает удар.

Для колоколов российских храмов обычно используется неподвижный способ крепления. Купола являются неподвижными, а звук достигается при помощи свободно качающегося внутри купола языка.

Колокола в Русской православной церкви

Звонницы на Руси начали строить сразу после ее Крещения. Первые несколько веков Россия ставила европейские карильоны, однако к XV столетию стала делать уже свои. Звон, слышимый по всем окрестностям, зазывал прихожан на службу, народное собрание или оповещал о беде. Местные мастера отливали образцы больших размеров, чтобы усилить издаваемый звук. Так, прототип известного «Царь-колокола» весил около 208 тонн.

До начала XX века литье осуществлялось на государственных заводах, однако после Октябрьской революции сфера перешла в частные руки. Длилось такое производство недолго – до 30-х годов. Воскресить литейное дело получилось только после «перестройки», поставив задачу перед двумя заводами: ЗИЛ и Балтийский. Сегодня церковные карильоны состоят из трех видов колоколов: большие, средние, малые.

Звонницы на Руси начали строить сразу после Крещения

Большие

Благовестники призваны оповещать прихожан о начале богослужения. Делятся они на несколько типов:

  • праздничные – используются на главные православные торжества, а также Великую Пасху;
  • воскресные – звонят по воскресеньям;
  • постовые – звучат только во время Пасхального поста;
  • полиелейные – их можно услышать во время полиелейной службы;
  • простодневные – используются ежедневно.

Малые

Малые, или зазвонные – это колокольчики небольшого размера, объединенные между собой в одну связку. Как правило, их используют вместе с большими колоколами для исполнения трезвона:

  • единожды – к вечерней службе;
  • дважды – перед утреней;
  • три раза – с началом Божественной литургии.

Средние

Подзвонные колокольца предназначены только для одного – украшения общего звучания. Они чуть крупнее зазвонных и точно так же соединены между собой цепочками, прикрепленными к звонарному столбу. Чаще звук средних колокольчиков можно услышать во время звона на Пасхальный пост или перед Литургией преждеосвященных даров. Также они участвуют в переборах, трезвонах, двузвонах или перезвонах.

Большие

Средние

Малые

Когда звонят колокола

Колокольным звоном верующие созываются на богослужения. В колокола звонят и во время службы — в особо важные и торжественные моменты. Звоном колоколов обозначается окончание церковной службы.

Каждая форма колокола обладает своим неповторимым «голосом». Праздничный колокол используется для звона в великие праздники. Воскресным колоколом возвещается начало воскресных службах. Полиелейный колокол применяют, когда совершается полиелейная служба.

Будничный — используется в обычные, непраздничные дни. Постный звонит только в период Великого поста. Часовым колоколом оповещается чтение Часов во время Великого поста.

Колокольный звон является напоминанием для верующих о необходимости помнить Бога, молится и славить Его, о начале и ходе богослужений. Специальным колокольным звоном (набатом) раньше извещали жителей округи об опасности (например, при пожаре).

В Русском Православии сложилась традиция в Светлую (Пасхальную) неделю открывать доступ на колокольню для всех желающих. Под присмотром звонаря и с его помощью каждый может некоторое время звонить во все колокола.

История

Вероятнее всего самые первые колокола могли появиться в Китае. Об этом свидетельствуют находки, датируемые XVII веком до н.э. Первый музыкальный инструмент из нескольких десятков экземпляров тоже был создан китайцами. В Европе такие конструкции появились двумя веками позднее.

На Руси история колокола началась с приходом христианства. С древности люди верили, что звон, шум, бряцанье отгоняют нечисть, колокольчики на долгие века стали атрибутом шаманов.

С начала XI века появились сигнальные колокола в Новгороде, Владимире, Ростове, Москве, Твери. Они были привозными. Происхождение названия относят к древнерусскому слову «кол», которое означало «круг» или «колесо».

А в 1579 году в Новгороде появился литейный завод, на котором стали лить колокола. Мастера смогли найти идеальную формулу сплава, в нем должно было быть 80 процентов меди и 20 – олова.

В России 18 века эти инструменты имели разную массу и габариты. Размеры некоторых были настолько внушительными, что давали имя устройству. Известны такие названия колоколов, как «Царь-колокол», «Благовестник», «Годуновский».

Царь-колокол

Есть разные интересные файлы о колоколах:

  • На заре зарождения христианства их считали языческими атрибутами.
  • В разных странах инструмент мог служить далеким от православной веры целям: в Италии звонил, когда пора было ставить тесто для хлеба, в Германии звучание могло означать начало уборки на улицах, а в Польше сообщало жителям, что открылись пивные заведения.
  • При смене капитана на Международной космической станции обязательно звонят в колокольчик.

Виды колокольного звона

Красивый мелодичный звук, который мы часто слышим по праздникам, бывает несколько видов.

Благовест

Представляет собой одиночные, размеренные удары в большой колокол. Сначала звонарь медленно выводит три протяжных звона, а после их затихания продолжает бить с равномерными паузами. Услышать благовест можно по великим церковным празднествам или во время Пасхального поста.

Перезвон

Переливающийся, торжественный перезвон обычно используется перед особо значимыми священнодействиями: Крещенской службой, Божественной литургией и пр. В нем можно услышать все три вида колоколов, которые звонят по очереди, образуя радостную, светлую мелодию.

Перебор

Это скорбный звон на минорный лад. Его используют во время панихиды или погребальных богослужений. Сначала звонарь медленно ударяет по очереди в каждый инструмент: от зазвонного до благовестника. После стихания последнего звука он начинает звонить во все колокола, повторяя этот порядок несколько раз.

Разновидности колокольного звона в православии

Трезвон

Выводится он по аналогии с перебором, то есть включает все инструменты сразу. В народе его называют «во все тяжкие». Священнослужитель трижды берется за карильон, делая между сессиями небольшие паузы.

Трезвон, который возвещает о светлых праздниках, вызывает у прихожан ликование и радостное настроение.
Интересная информация

Набат

Сегодня набат – явление довольно редкое. Во времена Руси его использовали гораздо чаще, оповещая мирян о грядущих или уже случившихся страшных событиях. Как правило, одиночные, тревожные звуки, доносящиеся с колокольни, означали какое-то стихийное бедствие, пожар или набег вражеской армии.

Колокольный звон можно назвать неизменным атрибутом православия, а колокол – символом церкви. Начиная с X столетия его использовали по случаю радостных, а иногда и горестных событий. Эта традиция сохранилась до наших дней, а потому на каждый церковный праздник мы слышим радостный, торжественный перезвон.

Назначение и история колоколов

Колокол — инструмент, источник звука, имеющий куполообразную форму и, обычно, язык, ударяющийся изнутри о стенки. При этом, в различных моделях, раскачиваться может как купол колокола, так и его язык. В Западной Европе наиболее распространен первый вариант приведения колокола в действие. В России повсеместно распространён второй, что даёт возможность создавать колокола чрезвычайно больших размеров («Царь-колокол»). Известны также колокола без языка, по которым бьют молоточком или бревном снаружи. Материалом для большинства колоколов служит так называемая колокольная бронза, хотя известны колокола из железа, чугуна, серебра, камня, терракоты и даже из стекла.=)

Значение слова Колокол легко получается рассмотреть на основе значений составляющих его частей: Коло – круг, колесо, обод. Кол – круглая палка, ствол молодого дерева с заостренным концом.

В настоящее время колокола широко используются в религиозных целях (призыв верующих на молитву, выражение торжественных моментов богослужения), в музыке, в качестве сигнального средства на флоте (рында), в сельской местности небольшие колокольчики вешаются на шею крупному скоту, маленькие колокольчики часто используются в декоративных целях. Известно употребление колокола в общественно-политических целях (как набат, для созыва граждан на собрание (вече)).

История колокола насчитывает более 4000 лет. Самые ранние (XXIII—XVII век до н. э.) из найденных колоколов имели небольшие размеры и были изготовлены в Китае. В Китае также впервые создали музыкальный инструмент из нескольких десятков колоколов. В Европе аналогичный музыкальный инструмент (карильон) появился почти на 2000 лет позднее.

Самым ранним из известных колоколов Старого Света на данный момент является ассирийский колокольчик, хранящийся в Британском музее и датируемый IX веком до н. э.

В Европе ранние христиане считали колокола типично языческими предметами. Показательна в этом плане легенда, связанная с одним из старейших колоколов Германии, носящим имя «Saufang» («Свиная добыча»). Согласно этой легенде, свиньи раскопали этот колокол в грязи. Когда его отчистили и повесили на колокольню, он проявил свою «языческую сущность» и не звонил до тех пор, пока не был освящён епископом.

В Церкви колокола используются приблизительно с конца V века, первоначально в Западной Европе. Существует предание, в котором изобретение колоколов приписывается Св. Павлину, Епископу Ноланскому на рубеже IV и V веков. В Византию колокола попали сравнительно поздно, во второй половине IX века, и широкого распространения не получили.

Впервые о колоколах в русских летописях упоминается под 988 год. Завозились они на Русь из Западной Европы и, в гораздо меньших количествах, из Византии. Надписи на колоколах читались справа налево, так как буквы вырезали по форме обычным порядком.

Китеж ещё вернётся?

В изложении Мельникова-Печерского эта легенда получает интересное финальное дополнение. Батый так и не смог покорить город. Большой Китеж, что стоял на берегу Светлояра, чудесным образом исчез. Если верить преданиям, он и сегодня находится на том же месте. 

Говорят, что скрыли Китеж волны озера, а увидеть таинственный город может лишь праведник. Грешный же человек никогда не заметить ни золотых куполов церквей, ни боярских палат, ни ворот Китежа, что гордо высятся на прежнем месте. 

Поговаривают, будто в тихие дни в отражении вод озера можно увидеть призрачный город, а ещё можно услышать негромкий колокольный звон, что доносится из глубин Светлояра. Легенда о Китеже гласит, что когда-нибудь град этот непременно покажет себя всем людям, восстанет после долгого «сна» и вернёт себе былую славу одного из самых красивых русских городов.

Благовест

Самый значимый православный звон получил свое название от несения благой вести. Он созывает всех православных на начало богослужения. Производится благовест ударами в главный колокол по особому порядку:

  • три протяжных, редких;
  • равномерные.

Если на колокольне находится несколько «благовестников», звонарь выбирает их по весу. Чем серьезнее событие, тем тяжелее колокол.

Праздничный – производится в праздник Пасхи. Звонарь бьет в самый большой инструмент. Но праздничный благовест иногда разрешается и при других церковных событиях. Например, освящение престола. Для использования этого типа звона необходимо благословение настоятеля храма.

Воскресный – если имеется праздничный благовестник, то воскресным считается второй по весу.

Полиелейный – применяется для проведения специальных служб.

Будничный – благовестник используется для обозначения ежедневных православных служб.

Постный – совершает удары во время Великого поста.

Разновидности благовестников определяют виды колокольных звонов. Их применение в тот или иной день зависит от определения настоятеля.

На Руси когда-то использовался еще один звон – набат. Это единичные тревожные удары, оповещающие о бытовом скорбном событии: нашествии врагов, пожаре, наводнении или любом другом бедствии.

Принципы размещения

Церковные колокола размещают по особым принципам. Православная церковь применяют особую конструкцию — карильон. Её подвешивают на вертикальных столбах на небольшой высоте от пола. Этим устройством довольно удобно управлять. При этом не нужно прилагать значительных усилий. Но она не подходит для больших городов, так как ее звон раздаётся только на маленьком расстоянии.

Колокола, спрятанные под крышей церкви, звучат довольно тихо. Но сегодня здание с этими инструментами присоединяют непосредственно к собору. Оно становится неотъемлемой частью архитектурного комплекса.

В 19 столетии колокольни находились на крыше церквей. Храмы в городах и других населенных пунктах были самыми высокими сооружениями. И поэтому их звон был слышен практически по всей территории. Самый простой вариант — это установить колокола на примитивную звонницу. Это всего лишь перекладина, укреплённая на небольших столбах над землёй. Благодаря такому простому строению человек, отвечающий за колокола — звонарь, может бить в них, не поднимаясь на крышу храма.

Если звонница пристраивалась к церкви, то она остановилась доминирующим объектом в ее архитектуре. Пример такой постройки можно увидеть в Санкт-Петербурге на Васильевском острове. Там установлена церковь Святой Екатерины. А иногда устройство размещали на здании храмов, тогда такие здания называли «иже под колоколы».

Колокола делятся на 3 основные группы — большие, средние и малые

Из чего состоит колокол? Любой колокол состоит из хомута, короны, головы, пояса, талии, звукового кольца, губы, устья, языка и заплечников. На фото ниже можно увидеть строение колокола. Какие бывают колокола? Как называются?

На данном фото можно увидеть строение колокола и его детали

В русской православной церкви колокола делится на 3 основные группы:

  • большие — благовестники;
  • средние — подзвонные;
  • малые — зазвонные.

Большие колокола бывают:

  • праздничными — они используются в двунадесятые праздники, например, в праздник Святой Троицы;
  • воскресными — они используются в воскресные дни;
  • Постовыми — они используются обычно в великий пост;
  • Будничными — они используются в будние дни обычной недели.

Так выглядят большие колокола — благовестники Подзвонные колокола — используется для украшения звона. Их может быть любое количество.

Зазвонные колокола — предназначены для совершения определенных частей или моментов богослужения.

Так выглядят малые зазвонные колокола

Колокола в Русской православной церкви

Звонницы на Руси начали строить сразу после ее Крещения. Первые несколько веков Россия ставила европейские карильоны, однако к XV столетию стала делать уже свои. Звон, слышимый по всем окрестностям, зазывал прихожан на службу, народное собрание или оповещал о беде. Местные мастера отливали образцы больших размеров, чтобы усилить издаваемый звук. Так, прототип известного «Царь-колокола» весил около 208 тонн.

До начала XX века литье осуществлялось на государственных заводах, однако после Октябрьской революции сфера перешла в частные руки. Длилось такое производство недолго – до 30-х годов. Воскресить литейное дело получилось только после «перестройки», поставив задачу перед двумя заводами: ЗИЛ и Балтийский. Сегодня церковные карильоны состоят из трех видов колоколов: большие, средние, малые.

Звонницы на Руси начали строить сразу после Крещения

Большие

Благовестники призваны оповещать прихожан о начале богослужения. Делятся они на несколько типов:

  • праздничные – используются на главные православные торжества, а также Великую Пасху;
  • воскресные – звонят по воскресеньям;
  • постовые – звучат только во время Пасхального поста;
  • полиелейные – их можно услышать во время полиелейной службы;
  • простодневные – используются ежедневно.

Малые

Малые, или зазвонные – это колокольчики небольшого размера, объединенные между собой в одну связку. Как правило, их используют вместе с большими колоколами для исполнения трезвона:

  • единожды – к вечерней службе;
  • дважды – перед утреней;
  • три раза – с началом Божественной литургии.

Средние

Подзвонные колокольца предназначены только для одного – украшения общего звучания. Они чуть крупнее зазвонных и точно так же соединены между собой цепочками, прикрепленными к звонарному столбу. Чаще звук средних колокольчиков можно услышать во время звона на Пасхальный пост или перед Литургией преждеосвященных даров. Также они участвуют в переборах, трезвонах, двузвонах или перезвонах.

Техника звонка

Веревка прикреплена к одной стороне колеса, так что разное количество веревки наматывается и выкручивается, когда оно раскачивается взад и вперед. Первый удар — это удар рукой с небольшим количеством веревки на колесе. Звонок тянет за вылазку, и когда колокол поднимается вверх, он натягивает еще веревку на колесо, и вылазка поднимается до потолка или за его пределы. Звонарь удерживает конец веревки, чтобы управлять звонком. После контролируемой паузы с колоколом в точке балансировки или близко к ней, звонарь звонит на спине , потянув за хвост, заставляя колокол возвращаться в исходное положение. Когда вылазка нарастает, звонарь ловит ее, чтобы поставить звонок в положение равновесия.

Каждый раз, когда его тянут, движение колокольчика начинается в положении «устьем вверх». Когда звонящий тянет за веревку, колокол опускается вниз, а затем снова поднимается с другой стороны. Во время качания хлопушка внутри колокола ударяет по звуковой луче , заставляя колокольчик звенеть или «бить». Каждое нажатие меняет направление движения колокола; поскольку колокол раскачивается вперед и назад, удары по очереди называются «ходом руки» и «ходом на спине». После взмаха рукой часть веревки звонка оборачивается почти полностью вокруг колеса, а руки звонящего находятся над его или ее головой, удерживая конец веревки ; после плавания на спине большая часть веревки снова освобождается, и звонящий удобно держит веревку на некотором уровне вверх, обычно вдоль мягкого шерстяного утолщения, называемого вылазкой .

Обычно на звонок приходится один звонок из-за веса звонка и манипуляций с веревкой.

Колокольный звон: различные виды

Для каждой церковной службы предназначен особый колокольный звон: благовест, трезвон, перезвон, перебор. В 2002 году в Русской Православной Церкви был принят «Устав церковного звона». Он содержит информацию о видах звона, как посвящать в звонари, освящать и хранить колокола.

Благовест

Благовест — звон размеренными ударами в один большой колокол. Сначала совершаются два удара до полного затихания звука, а с третьего — мерные удары. Продолжительность звона составляет 10-20 мин. Благовест извещает о начале богослужения. Такой же звон используют во время важнейших моментов церковной службы.

Трезвон

Трезвон — звон во все колокола. О нем в народе говорят, что звонят «во вся тяжкая». Этот наиболее торжественный вид звона совершается в три приема. Используется в дни великих праздников и других важнейших церковных событиях. Звучит перед началом богослужения (после благовеста), перед чтением Евангелия и по окончании службы.

Разновидностью трезвона является «красный звон». Он возможен только там, где много больших колоколов и несколько звонарей. «Красными» в старину называли средние колокола с приятным мелодичным звоном.

Перезвон

Звон с поочередными ударами в каждый колокол, начиная с самого большого и заканчивая малым, называется перезвоном. Это одновременно торжественный и скорбный вид звона

Его используют, чтобы показать важность предстоящей службы. Поэтому употребляется перезвон только в отдельные дни Великого поста (Великие Пятница и Великая Суббота) и при освящении воды в праздник Крещения Господня (19 января)

Перебор

Перебор — звон с поочередными ударами в каждый колокол, начиная с малого и заканчивая большим. Такой вид колокольного звона также называется погребальным и используется при отпевании покойника.

Малиновый звон

Широко известно понятие и словосочетание «малиновый звон». К ягоде малине оно не имеет никакого отношения. Название произошло от французского города Malines  — Малин (современный Мехелен, Бельгии). Здесь в Средних века мастера разработали удачный сплав для литья колоколов, издающих “бархатистый” звон. Со временем, когда такие колокола появились в России, «малиновым» стал называть красивый, мелодично переливающийся звон. То есть «малиновый звон» означает»очень приятный, мягкий по тембру».

Какой бывает колокольный звон?

Звон в России отличается от других стран. На Руси с древности звонницы устраивались так, что звук извлекался не во время раскачивания колокола вместе с языком. В наши колокола – били — то есть, колокол был неподвижен, а язык ударял в него, раскачиваемый, как маятник, на веревке.

Разумеется, такой способ давал гораздо больше возможностей выразить в колокольном звоне свои чувства, звук был более тонким, предсказуемым и мелодичным. Также, как уже было сказано, множество размеров и форм колоколов, позволяли полностью соответствовать канонам и выдавать не только храмовые звоны, но и мелодии.

Русская церковь

В любом сообщении про колокола стоит кратко указать, как они стали известными на Руси. Первые звонницы стали возводить в государстве сразу после крещения. Несколько столетий использовались европейские карильоны, но к 15 веку появились новые устройства. По всей округе было слышно звук, который собирал прихожан на службу или извещал их о нападении врагов. Местные ремесленники отливали инструменты значительных размеров, чтобы они издавали громкое звучание. К примеру, прототип «Царь-колокола» весил 208 тонн.

К началу 20 века литьем занимались только государственные заводы. Но после Октябрьской революции это дело перешло к владельцам частных предприятий. Хотя производство продолжалось недолго.

В связи с тем, что коммунисты попрекали религию, перестали строить церкви и звонницы. А поэтому и колокола стали уже не нужными. Только после перестройки литейное дело возродилось.

Принципы размещения

Церковные колокола размещают по особым принципам. Православная церковь применяют особую конструкцию — карильон. Её подвешивают на вертикальных столбах на небольшой высоте от пола. Этим устройством довольно удобно управлять. При этом не нужно прилагать значительных усилий. Но она не подходит для больших городов, так как ее звон раздаётся только на маленьком расстоянии.

Колокола, спрятанные под крышей церкви, звучат довольно тихо. Но сегодня здание с этими инструментами присоединяют непосредственно к собору. Оно становится неотъемлемой частью архитектурного комплекса.

В 19 столетии колокольни находились на крыше церквей. Храмы в городах и других населенных пунктах были самыми высокими сооружениями. И поэтому их звон был слышен практически по всей территории. Самый простой вариант — это установить колокола на примитивную звонницу. Это всего лишь перекладина, укреплённая на небольших столбах над землёй. Благодаря такому простому строению человек, отвечающий за колокола — звонарь, может бить в них, не поднимаясь на крышу храма.

Если звонница пристраивалась к церкви, то она остановилась доминирующим объектом в ее архитектуре. Пример такой постройки можно увидеть в Санкт-Петербурге на Васильевском острове. Там установлена церковь Святой Екатерины. А иногда устройство размещали на здании храмов, тогда такие здания называли «иже под колоколы».

Разновидности колоколов

В сочинении или докладе о колоколах можно написать также об основных разновидностях. Их существует всего три, они основаны на размерах инструментов:

  • большие;
  • малые;
  • средние.

Большие колокола ещё называют благовестниками. Их звон предупреждает прихожан о начале богослужения. Они могут быть праздничными, воскресными, постовыми, простодневными. Первые используют во время главных православных торжеств. В них звонят на Пасху, Рождество, Благовещение. Вторые применяются только по воскресеньям, отсюда и названия. А третий вид можно услышать только во время постов. Ежедневно звонят простодневные колокола. Есть ещё полиелейные, которые играют во время соответствующей службы.

Малые устройства ещё называют зазвонными. Это инструменты небольшого размера, обычно они объединены в один комплекс. Чаще всего их применяют совместно с большими колоколами, чтобы добиться трезвона. Один раз они играют перед вечерней службой, дважды перед утренней, а три раза малые колокола звонят в начале любой Божественной литургии.

Средние или подзвонные устройства предназначены всего лишь для украшения общего звучания. Об этом стоит рассказать в сообщение по музыке о колоколах для 5 класса или на уроках в воскресной школе. Эти инструменты более крупные, чем малые. Но их также соединяют в связки и прикрепляют к фонарному столбу.

Использование колоколов

Прообразом нынешних колоколов являются китайские колокольчики небольшого размера, изготовленные в XXIII–XVII веках до нашей эры. Позже мастера Поднебесной создали на их основе музыкальный инструмент, ставший затем аналогом европейского карильона. Долгое время Старый Свет не признавал это устройство, так как ассоциировал его с язычеством.

Устройство типичного европейского колокола

Символом церкви карильон стал только в Средние века. На него наносили гравировки с отрывками из Евангелия, а отдельные составляющие называли по подобию человеческих частей тела: язык, уши, тулово, губа. Тогда же зародилась традиция освящения колокола, позже перекочевавшая на Русь.

Люди верили, что мелодичный перезвон способен отпугивать нечистую силу, а иногда даже приносить исцеление. Сегодня практически во всех религиях и верованиях можно встретить колокольчики. Например, шаманы до сих пор используют этот инструмент для изгнания злых духов.

Что такое колокол?

Колокола — ударные инструменты, состоящие из полых куполов и «языка», при ударе которого о купол создает звук. Расцвет колокольного производства в России пришелся на 17 век. Колокола отливались в Москве (Пушечный двор). Тогда же Иваном Федоровичем Моториным, создателем Царя-колокола, было основано первое частное литейное производство. В те времена искусство литья передавалось по наследству. 

Внешняя поверхность стенок колоколов украшалась рельефными изображениями царей, святых, событий, относящихся к истории Церкви или государства. В середине 16 века особенно выделялись колокола псковских мастеров, украшенные изображениями растений и зверей.

Также на колоколе можно увидеть тексты различного содержания. Они размещались по краям и указывали, при каком государе и в честь какого события отлит данный колокол. Распространены и надписи духовного содержания из Священного Писания, тексты молитв.

Приходская церковь обычно имеет не более 2 больших колоколов. В кафедральных соборах и крупных монастырях применяются наборы из 8-9 больших колоколов.

Какие бывают колокольные звоны

С любовью к церковным звонам колоколов православный народ соединил все свои жизненные события, как торжественные, так и печальные. Потому он служит не только мерой церковного времени, но и выражением душевного состояния православного человека. Это и стало причиной появления различных видов звона, каждый из которых имеет своё определённое название и смысловое назначение.

Полезные статьи:

ЖИЛ НА СВЕТЕ ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ НЕ ВЕРИЛ В БОГА!
Жил на свете человек, который не верил в Бога и не смущаясь рассказывал всем о своем отношении к религии и религиозным праздникам. Однако его жена верила в Бога и детей своих воспитывала в вере, несмотря на едкие выпады мужа. Однажды зимним вечером жена отправилась с детьми … Читайте далее

СКАЗКА О ЛУННОМ ЛУЧИКЕ
Эту сказку написал мальчик, живущий в хосписе. Мишка, ему 12 лет. С прошлой осени он «отказной» у врачей

Он написал ее на школьный литературный конкурс, но это не так важно. Важно, что он хочет, чтобы его сказку читали

Чтобы чувствовали – кому нужно и кто захочет… Когда Мишка … Читайте далее

Правила христианской жизни
1. В постели пробуждаясь, прежде всего, помяни Бога и знамение Креста положи на себя.
2. Без молитвенного правила не начинай провождение дня.
3. В течение всего дня везде, при каждом деле молись короткими молитвами.
4. Молитва — крылья души, она делает душу престолом Божиим, вс… Читайте далее

Как молиться Ангелу-хранителю
Мудрые поучения старца — схиамандрита ИанникияЕще в постели, с утра, призывайте, молитесь — Ангелу-хранителю: 50 раз «Святый Ангеле Божий, хранителю мой, моли Бога о мне». На десятке: Святый Ангеле Божий, хранителю мой, наставь и вразуми меня». В этот день плохой человек — �… Читайте далее

Какие бывают колокольные звоны и названия их:

благовест;собственно звон.

Благовест, в свою очередь, делится ещё на два:

обыкновенный или частый;постный или редкий.

 Собственно звон также бывает нескольких видов:

трезвон;двузвон;перезвон;перебор.

 Какие разновидности колокольных звонов

Благовест – самый главный колокольный звон для каждого православного. Это мерные удары в один большой колокол. С помощью него верующие созываются в храм к Богослужению. А название его пошло от того, что им возвещается благая весть – начало служения.

Порядок совершения благовеста:

три удара (редкие, медленные, протяжные);мерные удары.

Собственно звон – это звучание сразу всех или нескольких колоколов.

Какие разновидности благовеста

Как известно, благовест бывает двух видов:

обыкновенный или частый – производит самый большой колокол;постный или редкий – исполняется колоколом меньшим по величине в дни Великого Поста.

Само звучание колоколов делится на такие виды:

трезвон – звон во все колокола, затем небольшой перерыв, далее второй и третий звоны аналогично, также с маленьким перерывом. Другими словами, звон в три приёма. Он является выражением христианской радости и торжества;двузвон – звон во все колокола в два приёма;перезвон – звон в каждый колокол поочерёдно, с большого до самого малого, и так несколько раз;перебор – медленный звон в каждый колокол поочерёдно по одному разу, с самого малого и до большого, после чего удар во все колокола сразу, и так множество раз.

Обязательно к прочтению:  Отличие греко-католической церкви от православной

Если же при храме есть несколько больших колоколов, тогда соответственно своему назначению они различаются на следующие:

праздничный;воскресный;полиелейный;будничный;малый колокол.

Обычно в приходских храмах больших по размеру колоколов не более двух-трёх. Большее количество бывает при кафедральных соборах, монастырях, лаврах.

История

До введения церковных колоколов в христианскую церковь для вызова прихожан использовались разные методы: игра на трубе , удары по деревянным доскам, крик или использование курьера . В 604 году папа Сабиниан официально санкционировал использование колоколов. Эти тинтиннабулы изготавливались из кованого металла и не имели больших размеров. Более крупные колокола были сделаны в конце 7-го и в 8-м веках путем литья из металла, происходящего из Кампании . Колокола, следовательно, получили название кампана и нола от одноименного города в регионе. Это объяснило бы очевидное ошибочное приписывание происхождения церковных колоколов Павлину из Нолы в 400 году нашей эры. К раннему средневековью церковные колокола стали обычным явлением в Европе. Впервые они были распространены в Северной Европе, что отражало кельтское влияние, особенно влияние ирландских миссионеров. До использования церковных колоколов греческие монастыри звонили на плоскую металлическую пластину (см. Семантрон ), чтобы объявлять службы. Сигно и campanae используются , чтобы объявить услуги , прежде чем ирландское влияние , возможно, было плоскими пластинами , как Semantron , а не колокол. Самый старый из сохранившихся колоколов в Великобритании находится в церкви Святого Лаврентия в Ипсвиче .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector