Императорская держава и скипетр

Древнейшие русские регалии

Две старейшие русские короны — «Шапка Мономаха» и Казанская корона.

Бармы царя Алексея Михайловича

С 13 по конец 14 века главными знаками княжеской власти были украшенные бармы и княжеские пояса. Барма — это шейное украшение или мантия из золота, инкрустированная драгоценными камнями и бриллиантами. Такие ценные вещи были наследственными и тесно связаны с именами князей, они всегда упоминались в завещаниях.

Бармас

Бармы Старой Рязани изготавливались мастерами Старой Рязани в конце 12 — начале 13 века. Это одни из величайших шедевров старинного ювелирного искусства. Бармы принадлежали местной семье князей, но в 1237 году город был полностью разрушен ханом Батыя , и брошенные драгоценности пролежали под землей почти 600 лет. В 1822 году королевские бармы были обнаружены археологами и доставлены в Оружейную палату Кремля. Эти драгоценные бармы — шедевры высокого ремесла, покрытые эмалью и инкрустированные драгоценными камнями. На некоторых бармах есть золотые медальоны с гравюрами на греческом языке, предположительно византийского происхождения.

Шапка Мономаха

«Шапка Мономаха» Самая старая корона — «Шапка Мономаха» или Корона Мономаха, используемая в церемонии коронации монарха на Руси . Его название связано с русской легендой 15 века, согласно которой он был привезен в Россию в древние времена как дар византийского императора Константина Мономаха . Фуражка восточного мастерства конца XIII — начала XIV века. Вопрос о его происхождении до сих пор не уточнен. Самая старая часть короны состоит из восьми золотых пластин, украшенных тончайшим золотым шнурком с узором из шестиконечных розеток и цветов лотоса. Полусферический топ с крестом, отделкой из соболя, жемчугом и драгоценными камнями относятся к более позднему периоду. Она весит 698 граммов и является самой легкой российской короной. С конца XIV до конца XVII века Шапка Мономаха, символ власти, использовалась в обряде постановления правителя Российского государства на царство. В первой четверти 18го века, после того, как Петр Великий «s реформ , церемониальный на царство был заменен на коронации, главным атрибутом которого стал императорской короной. С XVIII века Шапка Мономаха служила геральдической короной «Царства Великой , Малой и Белой Руси».

Казанская Корона

Казанская корона Эта корона XVI века — вторая по возрасту в России. Золотая корона усыпана жемчугом, гранатом и бирюзой . Отделка соболиным мехом была для комфорта. Казанская корона датируется 1553 годом. Впервые она упоминается в сокровищнице царя Ивана Грозного , правление которого ознаменовалось рядом важных событий в истории России . Среди них захват Казани в октябре 1552 года и присоединение Казанского ханства к Российскому государству

Драгоценная корона могла быть выполнена ювелирами Московского Кремля при удачном решении столь важной для Московии «Восточной проблемы». Его название могло увековечить память о славной победе русских воинов

В облике короны сочетаются национальные и восточные художественные традиции. Некоторые элементы напоминают традиции декора русских храмов той эпохи. В то же время сочетание камней, например красных турмалинов и рубинов с голубой бирюзой и резного орнамента из вязальных трав на фоне черни, представляет собой влияние восточного искусства. Возможно, он принадлежал Эдигеру Махмету , последнему правителю татарского (татарского) государства Казань . С 18 — го века эта корона служила геральдической короной из «царизма Казани» .

Трон из слоновой кости

Трон из слоновой кости Ивана IV

Трон слоновой кости является самой ранней сохранившимися царями престол середины 16-го века. Трон был деревянным, облицованным пластинами из слоновой кости и моржовым бивнем, поэтому его называли «резным костяным креслом». Резной орнамент объединяет различные предметы и изображения в единую композицию. Декоративные сюжеты включают изображения из греческой мифологии и Ветхого Завета . Изображенные темы, стиль резьбы и мотивы, включая гротески и купидоны , позволяют исследователям датировать большинство произведений XVI веком и отнести их к мастерам западноевропейского Возрождения . Этот костяной трон в России несколько раз реставрировался: потертые куски кости переделывались местными мастерами; В 1856 году, по случаю коронации императора Александра II , трон был украшен серебряным золоченым двуглавым орлом.

Регалии Бориса Годунова

Скипетр и держава — творения западноевропейских украшений позднего Возрождения . Кстати, эмали в технике рельефа еще не были известны русским ювелирам того времени. Есть основания считать, что скипетр и держава принадлежат к набору даров, принесенных царю Борису Годунову в 1604 году Великим посольством Рудольфа II , императора Великой Римской империи . Скипетр и держава, чудом уцелевшие в Смутное время , должны были быть использованы в 1613 году при коронации Михаила Федоровича , первого царя из династии Романовых . Ведь в дальнейшем на протяжении всего царствования Михаила Федоровича они были уникальными в своем роде регалиями и входили в так называемый комплекс особо ценных регалий «Большой комплект» (драгоценные царские облачения). Позже «Большой комплект», в который, кроме государственных регалий, входил комплект доспехов, сопровождавший царя в шествиях, например, в военных ротах и на охоте.

  • Скипетр Золотой скипетр изящен и пропорционален, с богатым и изящным орнаментом. Головы херувимов, цветы и гроздья фруктов, подвешенные на ленточках, — все это уникальная композиция с ритмичным размером. У этого древнего скипетра 1 изумруд , 20 бриллиантов и несколько других драгоценных камней.
  • Сфера Огромный золотой шар увенчан крестом. Пояса в верхнем полушарии разделяют его на четыре части, каждая со сценой из Ветхого Завета из жизни царя Давида : «Хросмация царя Давида пророком Самуилом », «Давид овладевает Голиафом », «Возвращение домой с победой», «Преследование со стороны Саул ». Сверкающие драгоценные камни, зеленые изумруды, красные рубины и синие сапфиры окружают эмалевый орнамент. Сфера украшена 58 бриллиантами, 89 рубинами и турмалинами, 23 сапфирами, 51 изумрудом и 37 жемчугом. За исключением 4 эмалей, весь шар, включая крест, тщательно инкрустирован различными драгоценными камнями.

Кибела

Весь миф приводить не буду, там много всего понамешано и как-то неуважительно не посвящать ей отдельную статью. Но вкратце: там есть все те же самые мотивы про «курганную бабу» и святочный обряд, что и в любом греческом мифе («древние греки» знали свои северные корни, а писатели, явившие «Элладу» миру, — нет, видимо). А Кибела предстаёт пред нами в чисто шаманском облике. При этом является «Матерью богов» и носит КОРОНУ. Ага, то бишь третья царская регалия, обязательная на изображениях скипетра и яблока. Также она сидит на ТРОНЕ — четвертая обязательная регалия. В общем, вся царская атрибутика у нее соблюдена, да еще и главным любовником был Аттис… Почему-то культурологи никак не хотят сравнить его имя (Ἄττις) со старым названием Греции — Аттикой (Ἀττική). Ну, да ладно.

КибелаКарл IV

Нам обязательно поясняют, что «культ Кибелы носил оргиастический характер». Это именно шаманизм и не более. Да, не так пикантно, как «оргиастический характер», но более понятно.

Безумство — это отличительная черта Кибелы. Авторы никак не могли выразить экстатический характер Обряда, поэтому применяли термины «ярость, помешательство, опьянение», как и в случае с Дионисом, и только с написанием Нового Завета появился еще один интересный для этого термин — «Страсти» (хоть никто вам этого и не признает никогда). Видно и наложение «арийской» Традиции на местные варварские племенные воззрения (а что вы хотели? Колонизируемые земли, однако). Но мы посмотрим на главное:

Про львов молчу, возможно, там то же, что и у Геракла с его львиной шкурой, а вот в руках у Кибелы: ТИМПАН И СКИПЕТР! Ну, не прелесть ли?

Понимаете, это просто ересь какая-то… Скипетр и Тимпан. Ну, свяжите ж, наконец, уже эти понятия!

Тимпан — это маленький барабан, по которому бьют рукой. Например, как на этой фреске с Дионисом:

Триумф Вакха

Всё остальное пропускаю — там надо доизучить перед тем, как с вами делиться, а вот то, что её культ связан с Кабирами, Корибантами, Куретами и прочими танцующими в боевом хороводе юношами, нам пригодится. Ведь это греческий вариант ряженой толпы (как и Кентавры), В КОТОРОЙ И РОЖДАЛСЯ БУДУЩИЙ КНЯЗЬ. Кстати, в мифе есть прямая отсылка к этому, когда говорится, что Кибела — это Рея, а Рея родила В ГОРЕ (на кургане) Зевса (Перуна, Индру, Тора — олицетворения жениха-князя… не менее «безумного», чем те же кабиры, кентавры, вакханки).

Так вот, в тимпан бьют рукой, потому что он маленький, а вот в бубен бьют КОЛОТУШКОЙ!

И если всякие «фракийцы» и «фригийцы» (фрязи, фризы и франки) якобы не знали настоящий бубен, то их предки, рисовавшие Кибелу, явно знали. Ибо колотушка — наиважнейший шаманский инструмент. Некоторые шаманы камлали БЕЗ БУБНА, НО С КОЛОТУШКОЙ!

Регалии Михаила Федоровича

Корона «Гранд-сета» — «Астраханская корона».

В Смутное время 1610-1612 гг. Царская казна была разграблена польскими войсками. Они забрали почти все доспехи и оружие из Великой сокровищницы. Тем не менее, некоторые особо ценные вещи хранились в оккупированном Кремле под защитой бояр. Когда семь бояр согласились признать Владислава , короля Польши, королем России, он пощадил исторические монархические знаки отличия. Позже новый царь России Михаил Федорович пополнил сокровищницу новыми артефактами. В 1627–1628 годах для него был создан «Большой комплект» регалий.

  • Золотая резьбовая цепочка Эта цепочка была подарена царю Михаилу Федоровичу в 1631 году голландцами. Изготовлен в Западной Европе в 1620-х годах, позже в России видоизменен и вошел в «Большой набор». Состоит из 79 резных черных прямоугольных звеньев.
  • Золотая цепочка Золотая цепочка принадлежала царю Михаилу Федоровичу. Он был выполнен кремлевскими мастерами и впервые упоминается в бумагах Государственной казны в 1640 году. Он состоит из 89 витков, слегка извитых колец с орнаментальной надписью на каждом кольце. Надпись включает в себя молитву Пресвятой Троице , полный титул царя с перечнем городов, княжеств и земель Российского государства и царское повеление жить по заповедям Божиим.
  • Корона «Великого набора» принадлежала царю Михаилу Федоровичу. Изготовлен кремлевским мастером Е. Телепневым в 1627 году. В короне 177 драгоценных камней и жемчуг . С 18 — го века эта корона служил геральдической короной из Астраханского ханства .

«Грандиозный набор»: корона Михаила Федоровича с державой и скипетром Бориса Годунова .

Золотой трон царь Михаил Федорович был выстроен в начале 17 — го века из старого кресла восточного мастерства, принадлежавший Иван Грозного . По форме, высокой спинке и рукояткам он напоминает русские кресла, но в орнаменте сохранились восточные мотивы: Трон облицован чеканным золотом и украшен рубинами , жемчугом , бирюзой и другими неограненными камнями. Трон изготовлен в начале 17 века в мастерских Кремля. По убранству он похож на трон Бориса Годунова . Для его украшения было использовано 13 кг золота, драгоценных камней и жемчуга. Частично украшение трона не сохранилось. Часть золотых пластин в основании и фронтоне трона отсутствовали. Всего на троне сохранилось 1325 рубинов и турмалинов , 559 бирюзы , 16 жемчужин, 28 сапфиров и 36 других драгоценных камней.

Также «Большой набор» состоит из различного драгоценного вооружения и снаряжения, уцелевших в Оружейной палате Кремля. Наиболее важными из этих вещей являются:

  • Щит Этот щит из
  • Сабля Сабля «Большой сет» изготовлена ​​кремлевскими мастерами в 1620-х годах. Этот очень редкий артефакт украшен 552 бриллиантами и 165 другими драгоценными камнями, в основном розовыми турмалинами .
  • «Государственный шлем» Этот шлем — «шапка эричо» — изготовлен в Турции в 1600-х годах, переделан в 1621 году в Оружейной палате Кремля мастерами Н. Давыдовым и И. Марковым, а затем в 1642 году. Стальной шлем с золотой резьбой, имеет Турецкая надпись — цитаты из Корана . Он украшен 116 бриллиантами , 10 изумрудами , 225 турмалинами и 164 жемчужинами. По последней легенде, эти регалии принадлежали святому Александру Невскому . С 18 — го века он служил также в качестве геральдической шлем из Российской империи .

«Государственный шлем» на картине XIX века.

Палаш царя Михаила Федоровича на картине, XIX век.

После смерти царя Михаила Федоровича в Оружейной палате Кремля были переданы его личные драгоценности и снаряжение, не относящиеся к «Большому набору». Наиболее важными из них являются:

  • Палаш Палаш был выполнен мастером чешского Nil Просвит в Оружейной палате Кремля в 1617 году имеет надпись: «С Тесак sdeelan poweleniem Gossudara Tzaira я welikoвo Knesa Michaila Feodorowitcha vsea Rrusyi v paetoie leeto gossudarstwa ieвo, maesetza … По prikasu kraitscheвo у oruschnitscheвo Michaila Михай -lowitscha Saltikowa; deelal master Ниал Просвит ».
  • Сабля Сабля князя Федора Мстиславского после его смерти в 1620 году была взята в царскую казну. Он изготовлен в Турции в 16 веке и имеет арабские надписи.
  • ericho cap » Ericho cap « князя Федора Мстиславского. Османская империя, 1600-е гг.
  • ericho cap » Ericho cap « князя А.М. Львова. Изготовлен в Османской империи, вероятно, в 1610-1620 годах.

Держава Большого Наряда

В соответствующих стилях к скипетрам Большого и Второго Нарядов были изготовлены державы.

Держава Большого Наряда – самая первая и древняя держава собрания Оружейной палаты Московского Кремля. Появление данной державы связано с именем Бориса Годунова. Именно ему она впервые была вручена как символ земной власти в 1589 году. В 1613 вошла в состав коронационных регалий Михаила Федоровича. Последний раз использовалась при коронации Ивана V и Петра I старшим братом. Благодаря легенде о Владимире Мономахе получила прозвище «Мономаховой».

Художественное оформление державы соответствует традициям западноевропейского искусства позднего Возрождения, шар украшают несколько сюжетных сцен из жизни царя Давида, достаточно дробных, с обилием манерности поз и орнаментальности композиции. Поверхность чеканена и расписана финифтью. По центральным осям шар опоясан широкими орнаментальными кольцами с гравировкой и высокими глухими кастами. Нижнюю часть шара украшают, все те же высоки глухие касты, расположенные в шахматном порядке. В украшении державы использованы несколько десятков драгоценных камней, в том числе 51 изумруд. Венчает шар четырехконечный «латинский» крест, выполненный в едином стиле с опоясывающими кольцами, и украшенный выступающими кастами с изумрудами, сапфирами, рубинами и жемчугом. Предположительно изготовителем державы мог быть пражский ювелир Жан Вермеен.

изумруд#исторические драгоценности#религиозные украшения#царские украшения#церемониальные регалии#

  • ← Самые известные изумруды мира
  • Изумруд в культуре разных стран (традиции, верования, легенды) →

Изумруд — драгоценный камень

22 октября 2018
Статьи

Зимурруд, смарагдод, изумруд – драгоценный камень, отличающийся характерным зеленым цветом. Изумруды…

Скипетр Большого Наряда

Первым коронационным скипетром был скипетр Большого наряда или Мономаха. Данная регалия, впервые использованная при коронации последнего из рода Рюриковичей – Федора Ивановича в 1584 году. Скипетр использовали при пяти коронациях, и последний раз во времена правления Ивана V Алексеевича. Предположительно в России скипетр появился в XI веке как подарок Владимиру Мономаху. Золотой скипетр богато декорирован европейскими мастерами, эмалирован, украшен драгоценными камнями и сюжетными рельефными композициями. Рукоять скипетра разделена на три большие части, каждая из которых завершается сильно декорированным поясом. Каждая часть рукояти декорирована в собственном оформлении, но наиболее насыщена оформлением средняя часть, оформленная элементами позднего Возрождения, и украшенная растительным рельефным орнаментом, сюжетными сценами и мелкофигурной композицией. Две другие – орнаментированы продольными желобками с эмалью и самоцветами.

В украшении скипетра использованы рубины, изумруды, сапфиры, алмазы и жемчуг. Навершие состоит из волютообразного пьедестала, на котором размещены три фигурки орлов, над которыми корона и крупный полированный изумруд с жемчужным завершением. Несмотря на обилие деталей, тело скипетра выглядит гармонично и изысканно. Ритм композиции полностью соответствует орнаментам позднего европейского Возрождения.

Геральдика: значение символов на гербе России

Рассмотрим более детально значение символов на гербе и узнаем, почему были выбраны именно они. Геральдика государства – подробно подбираемое сочетание элементов.

Автор макета современного герба – Евгений Ухналев. Он придумал сочетать несколько эпох на одном полотне.

Георгий Победоносец

На Руси в период раздробленности было принято наносить на печать княжества основателя рода – великого воителя.

У московского княжества был Георгий Победоносец. После объединения земель, он стал символом новообразованного государства.

Ранее на печатях изображалось животное – лев, побеждающий дракона.

Двуглавый орел

Символ двуглавой птицы используется для герба не только Россией, но и рядом других стран. В древности подобного орла считали богом, поэтому образ древний.

Использование на гербе связано с чертами, приписываемыми птице: отвага, величие, стремление к развитию и победе.

До завоевания Ивана Грозного, орел, используемый на печати, был другим: приглаженные крылья и перья, закрытый клюв. После выдвижения теории о Москве, как о третьем Риме, и воцарения Романовых, формируется современный облик.

Три короны

До правления Ивана Грозного корона была одна и символизировала сильную власть. Потом появились еще две небольшие, которые венчали головы орла.

Существует несколько трактовок именно этого количества корон:

  • присоединение трех государств – Астрахани, Казани и Сибирского ханства,
  • православный символ – Святая Троица,
  • три ветви власти (современная теория) – законодательная, исполнительная и судебная.

Скрепление лентами было произведено в 2000-м году. Данное введение иногда связывают с условным объединением России, Казахстана и Беларуси.

Скипетр и держава

Держава и скипетр издавна были символами самодержавия. В течение двадцатого века они, как и короны, отсутствовали на гербе. В некоторых версиях орел держит не их, а лавровый венок и факел.

Возвращение на герб скипетра и державы в 1993 году, очевидно, не отражает самодержавие. Скорее это акцент на силу страны и ее единство. Информация об этом факте обсуждается многими историками.

Что за камни на российском скипетре и державе?

Императорская держава

При изготовлении данных регалий в качестве драгоценных камней использовались алмазы и сапфиры. Над их созданием трудились лучшие мастера. При изготовлении императорского скипетра было использовано почти две сотни бриллиантов, а самым крупным является камень “Орлов”. Его масса находится в диапазоне 188,6 – 199,5 карат.

Интересный факт: на бриллиант “Орлов” приходится примерно 99,8% всей стоимости императорского скипетра.

Во время изготовления державы в нее инкрустировали 1370 бриллиантов небольшой величины. Но главным украшением стал цейлонский сапфир массой в 195 карат, размещенный на самом верху. Императорский скипетр и держава хранятся в Алмазном фонде.

«Большой наряд» Михаила Федоровича (шапка, скипетр, держава).

1627–1628 гг.
Венчание на царство родоначальника дома Романовых царя Михаила Федоровича происходило уже по четко составленному «сценарию», который не менялся до ХVIII века: вместе с крестом, бармами и царским венцом митрополит (или патриарх) передавал царю в правую руку скипетр, а в левую – державу. При венчании на царство Михаила Федоровича перед тем, как передать регалии митрополиту, скипетр держал князь Дмитрий Тимофеевич Трубецкой, а державу – князь Дмитрий Михайлович Пожарский.

К жалованной грамоте царя Богдану Хмельницкому от 27 марта 1654 года приложена печать «нового типа»: двуглавый орел с распахнутыми крыльями (на груди в щитке – всадник, поражающий дракона), в правой лапе орла – скипетр, в левой – держава, над головами орла – три короны практически на одной линии, средняя – с крестом. Форма корон одинаковая, западноевропейская. Под орлом – символическое изображение воссоединения Левобережной Украины с Россией. Печать с аналогичным рисунком употреблялась в Малороссийском Приказе.

Печать царя Алексея Михайловича. 1667 г.
Круг к большой государственной печати царей Иоанна и Петра Алексеевичей. Мастер Василий Кононов. 1683 г. Серебро

После Андрусовского перемирия, завершившего Русско-польскую войну 1654–1667 годов и признавшего присоединение к России земель Левобережной Украины, в Русском государстве была «учинена» новая большая государственная печать. Она знаменита тем, что ее официальное описание, внесенное в Полное Собрание законов Российской империи, является и первым постановлением российского законодательства о форме и значении Государственного герба. Уже 4 июня 1667 года в статье наказа, данного переводчику Посольского приказа Василию Боушу, который отправлялся с царскими грамотами к курфюрсту Бранденбурга и к герцогу Курляндии, подчеркивается: «Буде ему в Курлянской земле Якубус Князь или ближние его лица, также и в Бранденбурской земле Курфистр или ближние его люди или их приставы учнут говорити, для чего ныне его царского величества в печати над орлом три коруны с прочими изображеньми? И Василью им говорити: орел двоеглавый есть герб державы великого государя нашего, его царского величества, над которым три коруны изображенны, знаменающие три великие: Казанское, Астраханское, Сибирское славные царства, покоряющиеся Богохра-нимой и высочайшей его царского величества, милостивейшего нашего государя державе и повелению». Далее идет описание, которое несколько месяцев спустя объявлялось не только «в окрестные государства», но и российским подданным. 14 декабря 1667 года в именном указе «О титуле царском и о государственной печати» читаем «Описание печати Российского государства: «Орел двоеглавный есть герб державный Великого Государя, Царя и Великого Князя Алексея Михайловича всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержца, Его Царскаго Величества Российскаго Царствия, на котором три коруны изображены, знаменующия три великия, Казанское, Астраханское, Сибирское, славныя Царства, покаряющияся Богом хранимому и высочайшей Его Царскаго Величества милостивейшаго Государя державе и повелению; на правой стороне орла три грады суть, а по описании в титле, Великия и Малыя и Белыя России, на левой стороне орла три грады своими писаньми образуют Восточных и Западных и Северных; под орлом знак отчича и дедича (отца и деда – Н. С.); на персех (на груди – Н. С.) изображение наследника; в пазнок-тех (в когтях – Н. С.) скипетр и яблоко (держава – Н. С.), собою являют милостивейшаго Государя Его Царскаго Величества Самодержца и Обладателя».

Герб державный
Опытнейший кодификатор и правовед Михаил Михайлович Сперанский – светило русской бюрократии, исходя из текста указа, впоследствии однозначно квалифицировал это изображение как «герб державный». Подобную печать с соответствующим новым именем употребляли цари Федор Алексеевич, Иван Алексеевич в совместном правлении с Петром Алексеевичем и сам Петр Алексеевич – Петр I.

Скипетр и держава царя Бориса Годунова

Появление таких понятий и предметов, как скипетр и держава в качестве символов власти российского государства, связано с царствование Бориса Годунова. Они были заказаны в 1599-1600 годах мастерам при дворе Рудольфа II. Изготовление происходило в Эгере (современный город Хэб). Ювелиры при создании комплекта следовали традициям Ренессанса.И хотя существует легенда, гласящая, что скипетр и держава были посланы еще в XI ст. князю Владимиру Мономаху, в действительности они были подарены царю Борису Великим посольством императора Рудольфа II, который правил Священной Римской Империей. В 1604 году они нашли свое применение в составе его великого наряда.

Мономахов скипетр был изготовлен из золота с деталями из эмали. В качестве украшений были использованы двадцать бриллиантов, большой изумруд, а также иные драгоценные камни. Держава имеет эмалированную инкрустацию. На деталях изображены сцены времен царствования Давида. Украшена держава 37 большими жемчужинами, 58 бриллиантами, 89 рубинами, а также изумрудами и турмалинами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector