Молитвы святому симеону богоприимцу
Содержание:
- (15 февраля 1976 г.)
- Равноапостольный Николай, архиепископ Японский (1912)
- Житие Симеона Богоприимца
- Храмы и монастыри, освященные в честь святого Симеона Богоприимца
- Молитвословия
- Церковные песнопения в честь святого Симеона Богоприимца
- Молитва 2-я
- Память: 3 / 16 февраля
- Симеону Богоприимцу написаны молитвы
- Праведный Симео́н Верхотурский (Меркушинский): молитва и краткое житие
- Житие Симеона Богоприимца
(15 февраля 1976 г.)
Праздник, который мы сегодня соблюдаем, это одновременно праздник дивной встречи и первой разлуки. Дивной встречи, потому что в храм, в удел Божий Единородный Божий Сын, ставший Сыном Девы, приносится, чтобы быть поставленным перед лицом Живого, вечного Бога, Отца Его прежде, чем мир не стал.
Встреча, также, между святыми душами и ожидаемым ими Спасителем. Долгую, сложную, благодатную жизнь прожили и Симеон и Анна; тому и другой было обещано, что они не умрут, раньше чем не увидят лицом к лицу Спасителя своего. И вот этот день настал, и лицом к лицу ожидавшие Его праведники встретили Бога, ставшего Человеком… Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыка, по глаголу Твоему с миром, — сказал Симеон, — ибо видели очи мои спасение Твое… Теперь он может отойти в вечность, теперь он может сойти в область усопших и принести туда первую весть, что он видел на земле Бога, пришедшего плотью.
Одновременно этот праздник — первая жертвенная разлука Божией Матери с Ее Божественным Сыном. Всякий младенец мужского пола, разверзающий утробу, то есть перворожденный в семье, приносился Богу и делался собственностью Бога. Этот обычай, это правило началось еще в древности, когда Моисей вывел из Египта народ израильский. Тогда упорствующий фараон не хотел отпустить своих рабов; и ужас за ужасом постигали египетскую землю, чтобы опомнился человек под тяжелой, спасающей десницей Бога. И одной из самых страшных кар, которые были наложены на противящегося Богу фараона, была смерть всех перворожденных в земле египетской. Этой ценой было потрясено каменное сердце фараона, этой ценой получили свободу, в виду ожидаемого Христа, израильские дети.
Но когда они достигли пустыни, то и до них дошел Божий глас: Ценой этого ужаса, ценой смерти детей, лишения матерей любимых своих младенцев были выведены вы из египетской земли, из страны плена и рабства; но как бы в воспоминание об этом, как бы в выкуп за этих детей и за этих матерей, перворожденный младенец мужского пола в каждой вашей семье должен быть принесен в Храм, и Бог над ним получает власть жизни и смерти. И вот, принося Своего Младенца в Храм, Божия Матерь приносила Его в жертву Богу. Первый раз, свободно, по закону Своего народа Она отдавала Богу Рожденное от Нее. Это жертвоприношение продолжалось потом в течение всей Ее жизни: Матерь Божия Его отдала раз и навсегда, и Бог и Отец эту жертву, единственную за всю историю мира, принял, и она стала кровавой Жертвой Голгофы.
Мы сегодня читали и о другой встрече: как мытарь и фарисей пришли в храм, в тот храм, где Живой Бог ожидает Своих детей. Один пришел с гордыней, другой — с сокрушенным сердцем. Это — тоже встреча; но в этой встрече не жертва, а суд и спасение.
Каждый из нас когда-то, в день своего воцерковления, был принесен в храм; каждый из нас был поставлен перед Богом, чтобы стать Его собственностью; но в Церкви Христовой нет мужеского и женского, нет различия, все — дети Божии, и поэтому все мы были принесены и отданы Богу, так же как Богомладенец Христос был принесен Своей Матерью.
Каждая мать, которая здесь стоит, когда-то своего младенца принесла и отдала Богу, и приняла его вновь от иконы Спасителя или Божией Матери. Каждый из нас вновь и вновь встречает Бога всякий раз, как он приходит в храм; кто из нас мытарь, кто из нас фарисей? Кто уйдет оправданным, а кто уйдет со своей тленной праведностью, которая не войдет в Царство Божие? Симеон и Анна ждали и узрели Христа; мытарь ждал себе только суда — и получил милость; фарисей думал, что он праведен, — и оказался ни с чем…
Вот с чем мы теперь начинаем это восхождение подготовительных недель к Великому Посту. Задумаемся, каждый из нас, о том, что значит, что он или она когда-то были принесены в храм, отданы Богу любовью материнской; отданы на хранение Тому, Который есть Хранитель младенцев, отданы Тому, Кто есть Господь и Жизнь. Подумаем о том, способны ли мы встретить Христа, как встретили Его Симеон и Анна; подумаем о том, кто мы — фарисей или спасенный мытарь. Аминь.
Равноапостольный Николай, архиепископ Японский (1912)
Святитель Николай Японский был родом со Смоленщины, сыном диакона. Он успешно учился, окончил Санкт-Петербургскую духовную академию и принял постриг. Господь возжег в нем желание стать настоятелем консульского храма в Японии. Поначалу проповедь Евангелия показалась немыслимой. Настроения в Стране восходящего солнца не менялись с XVI–XVII веков — эпохи жестоких гонений и казней христиан-католиков. По словам святителя, «японцы смотрели на иностранцев, как на зверей, а на христианство, как на злодейскую церковь, к которой могут принадлежать только отъявленные злодеи и чародеи». Восемь лет ушло на изучение народа, языка — и, наконец, православная проповедь возымела успех. Богослужение и преподавание на японском языке, уважение к обычаям позволили святителю найти путь к сердцам жителей островов и привести ко Христу более 30 тысяч человек.
Житие Симеона Богоприимца
Сведения о святом скудны.
Мы узнаем, что в годы правления царя Птолемея II он в числе других переводчиков был приглашен ко двору, чтобы переложить текст Библии с древнееврейского языка на греческий. Значение труда, который выполнял Симеон и еще 70 ученых мужей, огромно, ведь именно с этого перевода потом делались переложения Священного Писания на славянский, сербский и болгарский языки.
В процессе перевода Симеон Богоприимец встречает фразу, которая кажется ему ошибочной, о том, что Дева понесет и родит Сына. Образованный переводчик хочет вместо «Дева» написать «жена», но происходит важнейшее в его жизни знамение: сам Ангел, представший перед ним, требует верить написанному и дает ему пророчество, что он не умрет, пока не увидит собственными глазами пришедшего в мир Спасителя.
С таким своеобразным недоверием Симеона связано еще одно предание. Возвращаясь из Александрии в Палестину и переходя водный поток, Симеон бросает в него драгоценный перстень, говоря, что он поверит словам пророка, если перстень вскоре найдется. И происходит, казалось бы, невероятное: в купленной им к ужину рыбе старец обнаруживает свой перстень.
Всё в этом предании полно глубокого религиозного символизма: желая получить разрешение мучающих его сомнений, Симеон без колебаний расстается с драгоценностью, то есть показывает свое равнодушие к земным, временным богатствам; перстень не просто нашелся, а был именно в рыбе, являющейся у христиан символом Иисуса Христа. Таким образом, словно сам Господь дает ответ на волновавший старца вопрос.
Симеон Богоприимец прожил необыкновенно долгую жизнь. По тому, как называют его в текстах Священного Писания, можно предположить, что он был священником. Однажды придя в Иерусалимский храм, он встречает на его ступенях деву Марию с Иосифом, которые, согласно традиции, на сороковой день от рождения принесли в храм младенца Христа. Старец берет дитя на руки и понимает, что держит именно того младенца, о рождении которого задолго до этого твердили пророки.
Симеон произносит слова о том, что теперь он может покинуть этот мир, ведь сбылось данное ему пророчество, и он увидел своими глазами того, кто пришел спасти человечество от греха. Также он говорит Марии, что рожденный ею ребенок изменит весь мир, а судьба его принесет ей, матери, немало боли и страданий.
Момент этой встречи, или по-церковнославянски, сретения ветхозаветного старца и пришедшего в мир Спасителя, прошлого и будущего, момент, когда сбылось пророчество и над миром засиял свет надежды, празднует православная церковь, отмечая праздник Сретения Господня.
Симеон Богоприимец скончался в возрасте 360 лет.
Видео: Житие Симеона Богоприимца
Храмы и монастыри, освященные в честь святого Симеона Богоприимца
Православные церкви, монастыри, соборы в честь памяти святого Симеона Богоприимца действуют в разных городах России: в Москве и Петербурге, Великом Новгороде и Тюмени. Женский монастырь, освященный в честь святых Симеона и Анны, есть в Челябинской области в селе Кизильское.
Храм в городе на Неве является наиболее древним сооружением с интересной историей. Построенный в начале XVIII века по проекту архитектора Земцова в стиле классицизма, он долгое время был придворным храмом, затем в XIX веке переходит с разряд епархиальных церквей. В 1938 году в его помещениях советская власть открывает склад, а чуть позже метеорологический музей. Церковь была возвращена верующим лишь в 1991 году.
Есть такой храм и в Иерусалиме, там, где жил когда-то святой старец. В Катамоне, одном из районов города, сохранилось и место захоронения святого, над его могилой белая мраморная плита и иконы, рассказывающие об эпизодах его земного пути.
Молитвословия
Тропарь равноапостольного Николая, архиепископа Японского
глас 4
Апостолов единонравне и сопрестольне,/ служителю Христов верный и Богомудрый,/ цевнице избранная Божественнаго Духа,/ сосуде преизливающийся любве Христовы,/ Японския земли просветителю,/ святый Николае, иерарше равноапостольне,/ молися Живоначальней Троице/ о всем твоем стаде/ и о всем мире.
Кондак равноапостольного Николая, архиепископа Японского
глас 4
Странника и пришельца прият тя страна Японская,/ равноапостолъне святителю Николае,/ в ней же исперва познал еси себе яко чуждаго,/ обаче теплоту и свет Христов источая,/ прелагал еси враги твоя в сыны духовныя,/ имже раздай благодать Божию, созидал еси Церковь Христову,/ о ней же ныне молися,/ и тебе бо сынове ея и дщери взывают:/ радуйся, пастырю добрый наш.
Тропарь благоверного князя Романа Угличского
глас 4
От младенства явился еси,/ правоверный княже Романе,/ избран от Бога/ благочестия столп необорим,/ веру непорочну соблюл еси,/ молитвами и милостынею и постом Богу угодил еси;/ темже и по смерти явися светлость жития твоего,/ исцелявши бо недуги немощствующих,/ верою притекающих ко святому твоему гробу./ Сего ради вопием ти:/ радуйся, угодниче Божий Романе,/ града Углеча похвало и утверждение.
Кондак благоверного князя Романа Угличского
глас 8
Яко многосветлая звезда,/ всепразднственная память твоя возсия днесь, благоверный княже Романе,/ созывающи к похвалению люди твоя,/ песньми славословити честное житие твое/ и верно торжествовати святое твое успение,/ в немже молися, святе, ко Христу Богу нашему,/ еже избавитися нам от всех наветов вражиих,/ да вси зовем ти:/ радуйся, Романе пребогате, новый Российский чудотворче.
Тропарь праведного Симеона Богоприимца
глас 4
Симеон старец днесь веселится,/ восприят на руку свою Младенца Превечнаго Бога,/ от уз плоти разрешитися прося/ и вопия: видеста очи мои// спасение Твое мирови.
Кондак праведного Симеона Богоприимца
глас 4
Старец днесь отрешитися/ от юз моляшеся/ сего жития тленнаго,/ Христа восприят на руки,// Зиждителя и Господа.
Церковные песнопения в честь святого Симеона Богоприимца
Молитва святому Симеону Богоприимцу
К святому Симеону, как и другим святым, православные обращаются за помощью и поддержкой в трудные минуты жизни, благодарят за покровительство и надеются на милость Божью. В молитве Симеону Богоприимцу есть слова «Ныне отпущаеши..».
Возможно, поэтому верующие часто молятся этому святому о судьбе заключённых, о мире и благополучии в семье, о здоровье детей и заступничестве за них перед Господом, об освобождении от тяжёлых мыслей и грешных подозрений, помыслов, о том, чтобы святой помог им отыскать свой единственный путь в жизни.
Видео: Молитва святому Симеону
Песнь Симеона Богоприимца в богослужении православной церкви
Слова святого старца «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром…», приводимые в одном из евангельских текстов, принято называть песнью Симеона Богоприимца. В ней святой благодарит создателя за возможность увидеть пришедшего в мир Христа.
Она сохранилась и поныне в вечернем богослужении и в числе благодарственных молитв, следующих за причащением. Также она исполняется в момент крещения детей мужского пола, при внесении их в алтарь.
Видео: Песнь Симеона на богослужении
Тропари и канон в честь святого
Тропарь представляет собой краткое песнопение, в котором отражена главная суть праздника, события. Канон является более крупным произведением церковной поэзии, состоит из 9 песен. В них прославляется праздник или святой.
Первоначально считалось обязательным в каноне обнаружить связь данного события или праздника с событиями Ветхого Завета, однако сейчас это требование редко соблюдается. Песнопения тропарного склада и канон в честь Симеона Богоприимца исполняются в православных храмах в день памяти святого.
Молитва 2-я
О, вели́кий уго́дниче Бо́жий и Богоприи́мче Симео́не! При́зри на мя гре́шнаго, ко святе́й ико́не твое́й припа́дающа и прося́ща твоего́ заступле́ния и по́мощи: скорбь бо обдержи́т мя от обстоя́щих мя ны́не бед и зол, и утеше́ния не и́мам многоболе́зненней души́ мое́й. Иска́х по́мощи от челове́к, и не обре́теся. Возопия́х ко Го́споду, и не услы́ша мя, аз прогне́вах пречи́стую бла́гость Его́ беззако́ньми мои́ми, и мно́жеством мно́гих грехо́в мои́х преогорчи́х человеколю́бную утро́бу Его́. И кто ми ны́не по́мощь яви́т; кто ми скорбь утоли́т; кто даст отра́ду и успокое́ние многомяте́жней душе́ мое́й? К тебе́, вели́кий уго́дниче Бо́жий, прибега́ю гре́шный и недосто́йный аз, ве́дый, я́ко ве́лие дерзнове́ние и́маши ко Христу́ Бо́гу и многомо́щен предста́тель еси́ о всех, с ве́рою к тебе́ прибега́ющих, и твоего́ заступле́ния и по́мощи тре́бующих. Моли́ у́бо Человеколю́бца Го́спода, я́ко да прости́в ми безчи́сленная моя́ прегреше́ния, не отврати́т ми́лость Свою́ от мене́, но я́ко благ и сострада́телен, яви́т и мне безконе́чное Свое́ милосе́рдие, и в лю́тем напа́стей и бед мои́х озлобле́нии пода́ст ми всеси́льную по́мощь Свою́, и преогорче́нной душе́ мое́й осла́бу, мир, укрепле́ние, утеше́ние и успокое́ние да́рует. Ей, вели́кий уго́дниче Бо́жий, вознеси́ Богоно́сныя ру́це твоя́ ко и́же во объя́тиих твои́х носи́тися изво́лившему Христу́ Бо́гу на́шему и моли́ бла́гость Его́, да не отри́нет моле́ния се́рдца моего́ недосто́инства ра́ди моего́, но яви́т мне благовре́менне ми́лость Свою́, во сла́ву безконе́чных щедро́т Свои́х и многомо́щнаго предста́тельства твоего́, о не́мже подоба́ет Ему́ вся́кая сла́ва и благодаре́ние ку́пно со Отце́м и Пресвяты́м Его́ Ду́хом ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Память: 3 / 16 февраля
К какому колену принадлежит святой
Симеон, где было его отечество и кто были его родители,
— все это остается нам неизвестным. Знаем только, что он
был праведен, благочестив и как один из семидесяти
переводчиков Священного Писания, послан тогда вместе с
другими в Александрию по просьбе Птолемея Филадельфа.
Занимаясь там переводом Библии с еврейского языка на
греческий, более всего был заинтересован следующим
изречением Пророка Исаии: «Се Дева во чреве примет и
родит Сына и нарекут имя Ему Еммануил». Изречением этим
весьма смутилась мысль благочестивого Симеона и многими
сомнениями была поколеблена вера его. Согласно
древнейшему преданию св. Симеон, беседуя на обратном
пути со своими спутниками, высказал по этому предмету
свое сомнение и неверие. Когда же он дорогою переходил
через какую-то реку, то, сняв перстень со своей руки,
бросил его в реку, сказав: «Если найду его, то смогу
поверить изречению Пророка по букве». Основавшись на
ночлег в одном селении, отстоящем недалеко от реки, он
на другой день купил там рыбу, и когда по приготовлении
ел ее вместе с товарищами, то чудным образом нашел во
чреве рыбы брошенный им в реку свой перстень. Увидевши
это, праведный Симеон был изумлен и очистил душу свою от
всяких сомнений: тогда же было ему откровение, «не
видети смерти, прежде даже не узрит Христа Господня».
Праведный Симеон Богоприимец
Достигнув пределов Иерусалима, он
поселился там и ежедневно по утрам посещал храм и с
нетерпением ожидал исполнения бывшего ему откровения и
той блаженной минуты, когда увидит Божественного
Младенца. «И егда же исполнишася дние очищения Ею, по
закону Моисееву, вознесоста Младенца во Иерусалим
поставити Его пред Господем, яко же есть писано в Законе
Господни, яко всяк младенец мужескаго пола, разверзая
ложесна, свято Господеви наречется, и еже дати жертву,
по реченному в законе Господни, два горлища или два
птенца голубина». Тогда, руководимый Духом Святым,
праведный Симеон, увидавши родителей, принесших в храм
Младенца Иисуса, принял в свои объятия Божественного
Младенца, и воспевая и благословляя Бога, сказал: «Ныне
отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с
миром: яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси
уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение
языков и славу людей Твоих Израиля».
Сретение Господне. Икона, 1408 год. Мастерская
Андрея Рублева. Из иконостаса Успенского собора
Владимира. Государственный Русский музей
Симеону Богоприимцу написаны молитвы
Святому Симеону написаны молитвы, которые можно читать дома перед его иконой. Вы всегда можете обратиться к святому своими простыми словами. Самое главное, чтобы ваши мольбы шли от самого сердца и были искренними. Только самые искренние слова будут услышаны.
Одна из разновидностей икон Святого Симеона Богоприимца
Молитва Симеону Богоприимцу первая:
О великий угодниче Божий и Богоприимче Симеоне! Призри на мя грешнаго, ко святей иконе твоей припадающа и просяща твоего заступления и помощи: скорбь бо обдержит мя от обстоящих мя ныне бед и зол, и утешения не имам многоболезненней души моей. Исках помощи от человек, и не обретеся.
Возопиях ко Господу, и не услыша мя, аз прогневах пречистую благость Его беззаконьми моими, и множеством многих грехов моих преогорчих человеколюбную утробу Его. И кто ми ныне помощь явит; кто ми скорбь утолит; кто даст отраду и успокоение многомятежней душе моей?
К тебе, великий угодниче Божий, прибегаю грешный и недостойный аз, ведый, яко велие дерзновение имаши ко Христу Богу и многомощен предстатель еси о всех, с верою к тебе прибегающих, и твоего заступления и помощи требующих.
Моли убо Человеколюбца Господа, яко да простив ми безчисленная моя прегрешения, не отвратит милость Свою от мене, но яко благ и сострадателен, явит и мне безконечное Свое милосердие, и в лютем напастей и бед моих озлоблении подаст ми всесильную помощь Свою, и преогорченной душе моей ослабу, мир, укрепление, утешение и успокоение дарует.
Ей, великий угодниче Божий, вознеси Богоносныя руце твоя ко иже во объятиих твоих носитися изволившему Христу Богу нашему и моли благость Его, да не отринет моления сердца моего недостоинства ради моего, но явит мне благовременне милость Свою, во славу безконечных щедрот Своих и многомощнаго предстательства твоего, о немже подобает Ему всякая слава и благодарение купно со Отцем и Пресвятым Его Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Молитва Симеону Богоприимцу вторая:
О Богоприимче Симеоне! Услыши нас, грешных раб Божиих (имена), и не отыми покров твой святый от нас, моли благость Господа, яко да отвратит от нас гнев Свой, праведно по делом нашим на ны движимый, и, презрев безчисленная прегрешения наша, обратит нас на путь покаяния и на стези заповедей Своих утвердит нас.
Огради молитвами твоими в мире жизнь нашу и во всем благом благое поспешение испроси, вся к животу и благочестию потребная нам даруя, яко да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте, и тако в вечный достигнем покой, идеже сподобимся Небеснаго Царствия Христа Бога нашего, Емуже всякая слава подобает, со Отцем и Пресвятым Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Также Симеону Богоприимцу молятся за детей, особенно за их здоровье. Третья молитва как раз читается за детей. Читать ее можно в любое время перед иконой святого Симеона.
Молитва святому Симеону Богоприимцу третья:
О, великий угодниче Божий Богоприимче Симеоне! Предстоя Престолу Великаго Царя и Бога нашего Иисуса Христа, велие дерзновение имаши к Нему, во объятиих твоих нашего ради спасения носитися изволившему. К тебе убо, яко многомощному предстателю и крепкому о нас молитвеннику, прибегаем мы, грешнии и недостойнии.
Моли Благость Его, яко да отвратит от нас гнев Свой, праведно по делом нашим на ны движимый, и, презрев безчисленная прегрешения наша, обратит нас на путь покаяния и на стезе заповедей Своих утвердит нас.
Огради молитвами твоими в мире живот наш, и во всем благом благое поспешение испроси, вся яже к животу и благочестию потребная нам даруя. Якоже древле Великий Новоград явлением чудотворныя иконы твоея от губительства смертнаго избавил еси, тако и ныне нас и вся грады и веси страны нашея от всяких напастей и бед и напрасныя смерти предстательством твоим избави, и от всех враг видимых и невидимых покровом твоим защити.
Яко да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте и, тако в мире временное сие житие прешедше, в вечный достигнем покой, идеже сподобимся Небеснаго Царствия Христа Бога нашего. Ему же всякая слава подобает со Отцем и Пресвятым Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение
Праведный Симео́н Верхотурский (Меркушинский): молитва и краткое житие
Прав. Симеон Верхотурский
Молитва праведному Симеону ВерхотурскомуО, святы́й и пра́ведный Симео́не, чи́стою душе́ю твое́ю в Небе́сных оби́телех в ли́це святы́х водворя́яйся, на земли́ же с на́ми неотсту́пно пребыва́яй! По да́нней ти благода́ти от Го́спода моли́тися о нас, ми́лостивно при́зри на нас многогре́шных, а́ще и недосто́йне, оба́че с ве́рою и упова́нием к тебе́ притека́ющих, и испроси́ нам от Бо́га проще́ние согреше́ний на́ших, в ня́же впада́ем мно́жицею во вся дни жития́ на́шего. И я́коже пре́жде о́вым у́бо, от о́чныя зе́льныя боле́зни ни ма́ло зре́ти могу́щим исцеле́ние оче́с, о́вым же близ сме́рти бы́вшим от лю́тых неду́гов врачева́ние, и ины́м ина́я мно́гая пресла́вная благодея́ния дарова́л еси́: си́це изба́ви и нас от неду́гов душе́вных и теле́сных и от вся́кия ско́рби и печа́ли, и вся блага́я к настоя́щему житию́ на́шему и к ве́чному спасе́нию благопотре́бная нам от Го́спода испроси́, да та́ко твои́м предста́тельством и моли́твами стяжа́вше вся нам поле́зная, а́ще и недосто́йнии, благода́рне восхваля́юще тя, просла́вим Бо́га, ди́внаго во святы́х Свои́х, Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Тропарь праведному Симеону Верхотурскому, на прославление, глас 4Мирска́го мяте́жа бе́гая, все жела́ние обрати́л еси́ к Бо́гу,/ да в виде́ния восхо́д обря́щеши горе́,/ отню́дуже не уклони́вся в лука́вствия се́рдца,/ но очи́стив ду́шу и те́ло,/ прия́л еси́ благода́ть точи́ти цельбы́ ве́рным и неве́рным,/ притека́ющим к тебе́, пра́ведный Симео́не./ Те́мже, по да́нному ти да́ру,/ испроси́ у Христа́ Бо́га исцеле́ние нам, боля́щим душе́вными страстьми́,// и моли́ спасти́ ду́ши на́ша.
Перевод: Избегая мирской суеты, ты обратил все устремление к Богу, и, восходя в созерцаниях ввысь к небу, оттуда ты не уклонился сердцем к лукавому, но, очистив душу и тело, ты принял благодать подавать исцеления верующим и неверующим, приходящим к тебе, праведный Симеон. Потому, по данному тебе дару, испроси у Христа Бога исцеление нам, болеющим душевными страстями, и моли о спасении наших душ.
Кондак праведному Симеону Верхотурскому, на прославление, глас 2Ми́ра су́етнаго отве́рглся еси́,/ да бла́га ве́чныя жи́зни насле́диши,/ возлюби́в незло́бие и чистоту́ души́ и те́ла./ Сниска́л еси́, е́же возлюби́л,/ свиде́тельствуют бо о сем гроб и нетле́ние моще́й твои́х,/ и благода́ть чудотворе́ния наипа́че./ То́чиши бо цельбы́ всем притекаю́щим к тебе́ и непросвеще́нным,/ Симео́не блаже́нне,// чудотво́рче преди́вный.
Перевод: Покинув суетный мир, чтобы наследовать блага вечной жизни, возлюбив доброту и чистоту души и тела, ты получил то, что полюбил, ибо свидетельствуют об этом гроб и нетленные мощи твои, и более всего — благодать чудотворения, поскольку ты источаешь исцеления всем приходящим к тебе и еще не просвещенным (светом Евангелия), Симеон блаженный, удивительный чудотворец.
Житие Симеона Богоприимца
Сведения о святом скудны.
Мы узнаем, что в годы правления царя Птолемея II он в числе других переводчиков был приглашен ко двору, чтобы переложить текст Библии с древнееврейского языка на греческий. Значение труда, который выполнял Симеон и еще 70 ученых мужей, огромно, ведь именно с этого перевода потом делались переложения Священного Писания на славянский, сербский и болгарский языки.
В процессе перевода Симеон Богоприимец встречает фразу, которая кажется ему ошибочной, о том, что Дева понесет и родит Сына. Образованный переводчик хочет вместо «Дева» написать «жена», но происходит важнейшее в его жизни знамение: сам Ангел, представший перед ним, требует верить написанному и дает ему пророчество, что он не умрет, пока не увидит собственными глазами пришедшего в мир Спасителя.
С таким своеобразным недоверием Симеона связано еще одно предание. Возвращаясь из Александрии в Палестину и переходя водный поток, Симеон бросает в него драгоценный перстень, говоря, что он поверит словам пророка, если перстень вскоре найдется. И происходит, казалось бы, невероятное: в купленной им к ужину рыбе старец обнаруживает свой перстень.
Всё в этом предании полно глубокого религиозного символизма: желая получить разрешение мучающих его сомнений, Симеон без колебаний расстается с драгоценностью, то есть показывает свое равнодушие к земным, временным богатствам; перстень не просто нашелся, а был именно в рыбе, являющейся у христиан символом Иисуса Христа. Таким образом, словно сам Господь дает ответ на волновавший старца вопрос.
Симеон Богоприимец прожил необыкновенно долгую жизнь. По тому, как называют его в текстах Священного Писания, можно предположить, что он был священником. Однажды придя в Иерусалимский храм, он встречает на его ступенях деву Марию с Иосифом, которые, согласно традиции, на сороковой день от рождения принесли в храм младенца Христа. Старец берет дитя на руки и понимает, что держит именно того младенца, о рождении которого задолго до этого твердили пророки.
Симеон произносит слова о том, что теперь он может покинуть этот мир, ведь сбылось данное ему пророчество, и он увидел своими глазами того, кто пришел спасти человечество от греха. Также он говорит Марии, что рожденный ею ребенок изменит весь мир, а судьба его принесет ей, матери, немало боли и страданий.
Момент этой встречи, или по-церковнославянски, сретения ветхозаветного старца и пришедшего в мир Спасителя, прошлого и будущего, момент, когда сбылось пророчество и над миром засиял свет надежды, празднует православная церковь, отмечая праздник Сретения Господня.
Симеон Богоприимец скончался в возрасте 360 лет.
Видео: Житие Симеона Богоприимца