Народы африки — национальный состав, племена и обычаи

Аборигены коса

Племя состоит из 4 млн человек, заселяет Капскую провинцию. Религия представлена христианством и духами предков. Основные занятия этих жителей — скотоводство, выращивание кукурузы. Некоторые мужчины работают на фермах. Дикари окрашивают кожу охрой, носят накидки. По виду тюрбана на голове можно определить положение женщины. На протяжении многих лет у племени ведется война с зулусами.

В настоящее время дикие племена Африки ведут изолированный образ жизни. Их представители чтут вековые традиции, для них важны ритуалы предков, а божествам и духам оказывается почет. В школьном сообщении стоит детально изложить особенности жизни первобытных людей.

Самые популярные традиции и обычаи Африки

Ни одна страна мира не вызывает к себе такого пристального внимания туристов. Одной из причин является большое количество интересных обычаев. Самые любопытные из них связаны со свадебными ритуалами и семейной жизнью. Вот лишь некоторые из них:

  • Невеста идет пешком к дому жениха и сама несет своё приданое.
  • У дома будущего мужа собираются женщины и кричат на девушку. Считается, что эти действия помогают обрести счастье молодоженам.
  • После свадьбы муж с женой не должны несколько дней выходить на улицу.
  • В Эфиопии проживает племя хамеров, в котором чем больше шрамов на теле женщины, тем счастливее она считается. Доказательством любви мужа служат еженедельные побои.

Дхармические религии

Последователей дхармических религий в Африке гораздо меньше.

Индуизм

По сравнению с исламом, христианством или иудаизмом история индуизма в Африке очень коротка. Тем не менее, индуисты в Африке присутствуют ещё с доколониального периода и даже средневековья. Индуизм начал проникать в Африку с индийскими моряками, которые торговали на восточном побережье; позже их начали вытеснять португальские купцы. Фактически пустить корни индуизм смог только с расширением владений Британской империи, колонизировавшей значительную часть Старого Света — и Индию в том числе. Множество индийских солдат на службе Британии осели в колониях Южной и Восточной Африки; там же и находятся наибольшие коммуны индуистов (ЮАР, Танзания, Кения, Нигерия, Замбия, а также Зимбабве, Сомали и Ботсвана). Например, в Лагосе (Нигерия) в 1993 году находилось около 25 тыс. индуистов, в основном новообращённых и прибывших из уже независимой Индии.

Буддизм

Буддистов в Африке не очень много. Они сосредоточены в основном в Восточной и Южной Африке. Общины буддистов имеются в ЮАР, Буркина-Фасо, Камеруне, Кот-Д’Ивуаре, Кении, Гане, Мали, Сенегале, Танзании, Замбии, Зимбабве и Республике Конго.

Сикхизм

Африканские сикхи сосредоточены в основном в Восточной Африке: Кения, Танзания и Уганда объединены в одну Восточно-Африканскую общину сикхов. На 2004 год в этом регионе числилось более 50 тысяч сикхов (см.: en:Image:World Sikh Pop. Map 2004-02.JPG).

В Африке присутствуют общины бахаи и других нетрадиционных религий. Также есть и атеисты

Бахи в Африке появились относительно недавно, по этому статистику по их численности трудно проследить. Считается, что несколько ранних последователей Бахауллы были, по сообщениям, неграми.

В период с 1924 по 1960 год бахаи была даже утверждена в качестве официальной религии в Египте; позже, однако, бахаи была запрещена и преследовалась властями.

Бахаи также распространён в Камеруне (с 1953 года), где сейчас около 40 000 последователей, Уганде (несколько десятков тысяч) и ЮАР (201 000 человек на 2007 год. В Нигерии и Нигере имеется около тысячи последователей.

Дом поклонения Бахаи, Уганда. Бахаи появились в Африке недавно, поэтому сведения о них скудны. Фото: lh6.googleusercontent.com

Кроме того, в Африке также имеются последователи новых религий, например, китайской Фалуньгун. Обычно распространителями и проповедниками их выступают европейцы и иные неафриканцы.

Деятельность таких религиозных общин часто вызывает противодействие со стороны представителей ислама и властей того или иного африканского государства.

В Африке из-за вооруженных конфликтов погибло десять миллионов  человек.

Некоторое количество населения Африки числится нерелигиозным. На практике это может означать что угодно: от агностицизма, деизма и скептицизма до намеренного сокрытия информации или приверженности тайным культам.

Наибольшее количество нерелигиозных людей числится в южноафриканских странах. Здесь сказывается влияние европейцев, которые веками управляли этим регионом.

Религиозные столкновения в Нигерии. Карта боевых действий по состоянию на 2015 год. Большинство погибших в ходе боевых действий в Африке стали жертвой межрелигиозных столкновений. Фото: upload.wikimedia.org

За Африкой прочно утвердилась репутация наиболее конфликтного места планеты, причём уровень стабильности со временем здесь не только не повышается, но и имеет тенденцию к понижению.

35
столько вооруженных конфликтов было в Африке за постколониальный период

За постколониальный период на континенте было зафиксировано 35 вооружённых конфликтов, в ходе которых погибло около 10 млн человек, большая часть из которых (92 %) — гражданское население.

Большая часть таких конфликтов возникла на религиозной почве. Особенно часть конфликты возникают между радикальными исламскими группировками и представителями иных религий.

Ислама наряду с христианством доминирует в Африке

Какая религия у африканцев доминирует невозможно понять, не изучив вопрос распространения ислама на континенте.

Он доминирует в Северной Африке; сильны её позиции в Западной Африке (в частности, в Кот-Д’Ивуаре), северной части Ганы, на юго-западе и севере Нигерии, в Северо-Восточной Африке (Африканский Рог) и вдоль восточного побережья Африки.

Ислам, как и христианство, проник на континент через Эфиопию. Далее его распространили через Египет и Синайский полуостров персидские и арабские купцы.

Карта распределения христианских и исламских районов в Африке. Ислам и христианство — это доминирующие религии среди африканцев. Фото: pp.userapi.com

Африка была первым континентом за пределами Аравии, куда распространился ислам в начале VII века. Кроме того, значительное количество сторонников движения Ахмадийя и шиитов. Почти треть мусульманского населения в мире проживает на этом континенте. Большинство африканцев-мусульман — сунниты.

По данным 2002 года, мусульмане составляют 45 % населения Африки. Большое количество мусульман проживают в Северной Африке, на Африканском Роге, на побережье суахили и в большой части Западной Африки. Меньшее — в Южной Африке.

45%
столько населения Африки исповедует ислам

Ислам в Африке часто адаптируется к местным культурным контекстам и системам взглядов, формируя особенные формы. Африканцы, в общем, адаптировали ислам двумя способами, сделав его частью своих традиций, или более радикально, как движение Альморавидов.

При этом общими для многих африканцев-мусульман является большинство исламских обрядов. Общим также является ориентация на признанные центры исламского мира, например, Саудовскую Аравию.

Религии по странам

Состав для каждой страны в 2010 году:

Страна Христианство (%) Ислам (%) Другое (%)
Южная Африка 81,2 1,7 17,1
Алжир 0,2 97,9 1.9
Ангола 90,5 0,2 9,3
Доброкачественный 53,0 23,8 23,2
Ботсвана 72,1 0,4 27,5
Буркина-Фасо 22,5 61,6 15,9
Бурунди 91,5 2,8 5,7
Камерун 70,3 18,3 11,4
Зеленая кепка 89,1 0,1 10,8
Коморские острова 0,5 98,3 1.2
Кот-д’Ивуар 44,1 37,5 18,4
Джибути 2.3 96,9 0,8
Египет 10.0 90,0 0,0
Эритрея 62,9 36,6 0,5
Эфиопия 62,8 34,6 2,6
Габон 76,5 11.2 12,3
Гамбия 4.5 95,1 0,4
Гана 74,9 15,8 9,3
Гвинея 10.9 84,4 4,7
Гвинея-Бисау 19,7 45,1 35,2
Экваториальная Гвинея 88,7 4.0 7.3
Кения 84,8 9,7 5.5
Лесото 96,8 0,1 3.1
Либерия 85,9 12.0 2.1
Ливия 2,7 96,6 0,7
Мадагаскар 85,3 3.0 11,7
Малави 82,7 13.0 4.3
Мали 3.2 92,4 4.4
Марокко 0,1 99,9 0,1
Маврикий 25,3 16,7 58,0
Мавритания 0,3 99,0 0,7
Мозамбик 56,7 18.0 25,3
Намибия 97,5 0,3 2.2
Нигер 0,8 98,4 0,8
Нигерия 49,3 48,8 1.9
Уганда 86,7 11,5 1,8
Центрально-Африканская Республика 89,5 8,5 2.0
Республика Конго 85,9 1.2 12,9
Демократическая Республика Конго 95,8 1.5 2,7
Руанда 93,4 1,8 4.8
Западная Сахара 0,2 99,0 0,8
Сан-Томе и Принсипи 82,2 0,1 17,7
Сенегал 5.0 94,0 1.0
Сейшельские острова 94,0 1.1 4.9
Сьерра-Леоне 20,9 78,0 1.1
Сомали 0,0 100,0 0,0
Судан 5,4 90,7 3.9
Южный Судан 60,5 6.2 33,3
Эсватини / Свазиленд 88,1 0,2 11,7
Танзания 61,4 35,2 3,4
Чад 40,6 55,3 4.1
Идти 43,7 14.0 42,3
Тунис 0,2 99,0 0,8
Замбия 97,6 0,5 1.9
Зимбабве 87,0 0,9 12.1

Руанда из Восточной Африки

Неотъемлемой частью населения Африки является народ руанда (ньяруанда, баньяруанда), большинство которого сосредоточено в одноимённой стране, расположенной в экваториальной зоне материка. Общая численность этой группы составляет 13.5 млн.

Распределение по странам (млн чел.):

  1. Республика Руанда — 10.
  2. Конго — 3.
  3. Уганда — 0,9.
  4. Бурунди — 0,12.
  5. Танзания — 0,04.

Общество чётко разделено на социальные группы, которые называются: скотоводы-тутси (14%), земледельцы-хуту (85), пигмеи-тва (1%).

Все люди баньяруанда используют один язык — киньяруанда, который наряду с английским и французским имеет статус государственного. Большинство руандийцев исповедуют католичество, хотя и придерживаются традиционных верований, всё большее распространение получает ислам.

Основные занятия руанда — это земледелие, скотоводство, всевозможные ремёсла. Последнее время всё больше людей заняты в добыче полезных ископаемых.

В 1985 году мир впервые узнал о невероятной технике прыгучего танца воинов инторэ во время их выступления на Всемирной выставке в Брюсселе.

Свобода религии

Правительство играет активную роль в определении и контроле за религиозной практикой мусульман, а неуважение к исламу в общественных местах может повлечь за собой наказание в виде штрафов и тюремного заключения.

Только религия ислам признана конституцией Марокко как родная для страны, а все другие религии считаются «иностранными». Хотя иностранцы обычно могут исповедовать свою религию в мире, граждане, исповедующие «иностранные религии», сталкиваются с препятствиями со стороны правительства и социального давления. В частности, мусульмане-шииты и члены веры бахаи сталкиваются с дискриминацией со стороны правительства, как и некоторые христианские группы.

Православные кенийцы

Несмотря на то, что Кения – небогатая страна, в которой не все в порядке с безопасностью (побороть уличную преступность пока не удается), многие ее граждане – очень открытые, бесхитростные и отзывчивые люди. Тяжелая жизнь учит их делиться с ближним последним куском хлеба, никому не завидовать, довольствоваться тем, что есть, и радоваться малому. Возможно, именно поэтому православие оказалось кенийцам так близко.
В 1952 году, когда в стране началось освободительное движение против колонизаторов, православные священники и прихожане приняли сторону повстанцев. Считая их дикарями-язычниками, власти арестовывали кенийских батюшек: так, отец Георгий, первый кенийский епископ-африканец, отсидел за решеткой около 10 лет, равно как и будущий президент страны Джомо Кениата, который очень симпатизировал православию.
 

В большинстве православных приходов Кении службы ведут на английском, который в стране довольно распространен, но кое-где используют и местный язык. В стране издают книги с текстами служб и молитвами на местных языках, но далеко не каждый храм может себе позволить такую роскошь. Поэтому чаще всего кенийские священники используют тексты, переписанные от руки.
 

Во время литургии женщины и мужчины молятся в разных частях храма (в России эта традиция соблюдается не так строго)

Очень важное значение придается проповеди, поскольку решение о принятии той или иной веры африканцы принимают именно исходя из того, что слышат от священников. Хотя в некоторых кенийских храмах можно увидеть ряды лавочек, как в костелах, сидеть принято только во время проповедей и апостольских чтений.
На сегодняшний день в Кении около 700 000 православных граждан, более 200 священнослужителей и один епископ.
 

Покупки

Эфиопия считается недорогой страной. Самыми интересными местами для шопинга в Эфиопии являются местные рынки, на которых можно купить практически все, что пожелается.

Самым популярным местом для покупок считается знаменитый рынок Merkato, который признан самым крупным рынком во всей Африке. Стоит заметить, что у Merkato не очень хорошая слава. Толпы хитрых карманников так и норовят выхватить у туристов кошелек или фотоаппарат.

В крупных торговых центрах в больших населенных центрах ассортимент продукции точно такой же, правда, ее стоимость резко отличается от рыночной (в несколько раз дороже). В небольших сувенирных лавочках можно приобрести великолепные украшения, необычные статуэтки, сумки, шарфы, брелоки, прекрасные ковры, сшитые из шкур коров. Наибольшей популярностью пользуются изделия из серебра. Стоит отметить, что подобные украшения лучше покупать только в государственных магазинах: так вы сможете уберечь себя от подделки.

Магазины Эфиопии работают в будние дни с 8:00 до 20:00 с обязательным обедом с 13:00 до 14:00. В выходной день рабочий день сокращен на один час. При этом в крупных городах есть несколько торговых центров, работающих круглосуточно.

В качестве платежного средства местные торговцы принимают только местную валюту — эфиопский быр.

Синкретизм

Синкретизм — это сочетание различных (часто противоречащих друг другу) верований, часто при объединении практик различных школ мысли. В африканском содружестве синкретизм с верованиями коренных народов практикуется по всему региону. Некоторые считают, что это объясняет религиозную терпимость между различными группами. Квеси Янках и Джон Мбити утверждают, что многие африканские народы сегодня имеют «смешанное» религиозное наследие, пытаясь примирить традиционные религии с авраамической верой. Джесси Мугамби утверждает, что христианство, которому проповедовали африканцев миссионеры, боялось синкретизма, которое продолжало нынешнее африканское христианское руководство в попытке сохранить христианство «чистым». Другие говорят, что синкретизм в Африке преувеличен, и из-за непонимания способностей местного населения формировать свои собственные ортодоксии, а также путаницы в отношении того, что такое культура, а что религия. Другие утверждают, что термин синкретизм является расплывчатым, поскольку его можно применять для обозначения замены или модификации центральных элементов христианства или ислама верованиями или практиками из других источников. По словам миссиолога Кейта Фердинандо, последствия этого определения — это фатальный компромисс для целостности религии. Однако африканские общины (например, афро-азиатские ) имеют много общих практик, которые также можно найти в авраамических верованиях, и, таким образом, эти традиции не подпадают под категорию некоторых определений синкретизма.

Боги Африки

Сегодня мало кто поклоняется им, относится с таким же трепетом и уважением, но и сейчас египетская цивилизация – одна из богатых и загадочных.

Несмотря на разнообразие всех божеств Центральной и Южной Африки, есть те, что выполняют одинаковую функцию, но в различных племенах носили другие имена.

Африканский Баал (Балу)

  • Баал-Брит («бог союза») — этому существу поклонялись евреи после смерти Гедеона.
  • Баал Пеор — один из моавитских Баалов.
  • Баал-Хаммон — божество солнца, у отдельных племен одно из главных существ – даровало людям плодородие.
  • Баал-Хаддат — повелитель грома, бури, земли, давал урожай и изобилие.
  • Ху-Баал — один из божеств у древних арабов.
  • Баал-Белен — ещё одна ипостась, ассоциировалась с повелителем солнца.

Согласно многим преданиям, отец Балу – Дагон, бог изобилия, пищи, земледелия и рыболовства. Многие функции Балу заимствовал у отца. Упоминается и в качестве покровителя войны, битв.

Бог-творец

Теория существования божества, сотворившего мир, распространённая. У такого бога-творца много имен: Адудва (бауле), Алуруа (ашанти), Амма (до-гон), Ио (бамбара), Кулотиоло (сенуфо), Леза (ила, мамба).

Считалось, что с мольбами стоит обращаться к приближенным к людям богам. О творце предпочитали не говорить. Есть ещё отличительная особенность божества — у него либо неопределенный пол, либо присуща двуполость. Это неудивительно, верховное существо должно совмещать разнообразные признаки.

Бог действующий

Встречается еще одно магическое существо в различных религиях — божество это управляло судьбами людей. Народы верили, что принимает сущность любой облик (людской — реже всего), обитает оно в небесах, вершит человеческие судьбы, управляет природой и стихиями.

Местные жители верили, что божество одобряет грабежи, налеты племени. К нему обращались непосредственно перед набегом на либо разбоем. У других народов божество ассоциировалось с трудолюбивым пауком, супруга его – богиня плодородия.

У племени шона этот бог также повелитель грома, его считали первопредком. Многие верили, что он награждал людей дождями либо наказывал жуткой засухой.

Различные божества занимали значимую роль в жизни племен. Они обеспечивали авторитет власти в Африке на всех уровнях. Сегодня верховные боги благословляют не вождей и предводителей общин, а президентов.

В Танзании чтят верховного бога Мунгу, он общегосударственный символ. От него зависят благополучие и счастливое будущее страны. В гимне Танзании есть такие слова:

В Африке слабо распространены дхармические религии: индуизм, буддизм, сикхизм

Зачем нужна религия

Дхармические религии в Африке не очень распространены. Дело в том, что по сравнению с исламом, христианством или иудаизмом история индуизма в Африке очень коротка.

Фактически пустить здесь корни тот же индуизм смог только с расширением владений Британской империи, колонизировавшей значительную часть Старого Света — и Индию в том числе.

Множество индийских солдат на службе Британии осели в колониях Южной и Восточной Африки; там же и находятся наибольшие коммуны индуистов (ЮАР, Танзания, Кения, Нигерия, Замбия, а также Зимбабве, Сомали и Ботсвана).

Храм Радхи-Радханатхи в Дурбане, ЮАР. Представители дхармических религий в Африке малочисленны. Фото: media-cdn.tripadvisor.com

Буддистов в Африке не очень много. Они сосредоточены в основном в Восточной и Южной Африке. Общины буддистов имеются в ЮАР, Буркина-Фасо, Камеруне, Кот-Д’Ивуаре, Кении, Гане, Мали, Сенегале, Танзании, Замбии, Зимбабве и Республике Конго.

Африканские сикхи проживают в Восточной Африке: Кения, Танзания и Уганда объединены в одну Восточно-Африканскую общину сикхов. На 2004 год в этом регионе числилось более 50 тысяч сикхов.

50 тыс
столько сикхов числилось в Восточной Африке по данным 2004 года

Авраамические религии

Большинство африканцев — последователи авраамических религий: христианства и ислама. Эти религии широко распространены в Африке и часто адаптированы к африканским культурным особенностям и местным верованиям.

Христианство

Христианство в Африке насчитывает две тысячи лет. Заметная ныне в Египте, Эфиопии и Эритрее Коптская Православная Церковь была основана, по преданию, Апостолом Марком приблизительно в 42 году. Миссионерская активность в время Колониального периода, так же как и деятельность евангелистов и пятидесятников в наши времена, надёжно укрепила христианство в Африке, в частности в Центральной, Южной и Восточной Африке, а также в районе Гвинейского залива. Христианство в Африке сильно упрочило свои позиции за последние сто лет: в 1900 году во всей Африке насчитывалось около 9 миллионов христиан, а к 2000 году их было уже 380 миллионов.

Ислам

В Африке много последователей ислама. Это доминирующая религия в Северной Африке; сильны её позиции в Западной Африке (в частности, в Кот-Д’Ивуаре), северной части Ганы, на юго-западе и севере Нигерии, в Северо-Восточной Африке (Африканский Рог) и вдоль восточного побережья континента. Как и христианство, ислам проник на континент через Эфиопию и распространился с персидскими и арабскими купцами через Египет и Синайский полуостров.

Иудаизм

Последователи иудаизма, разбросанные по Африканскому континенту, включают Бета Исраэль в Эфиопии, Абаюдайя в Уганде и Дом Израиля в Гане. Этнически они относятся к негроидной расе или к эфиопской малой расе, однако, некоторые из них (проживающие в Эфиопии) добились официального признания их статуса евреев Израилем. Раввинат признал их потерянным Дановым коленом. С конца 1980-х годов эфиопские евреи массово переселяются в Израиль.

Небольшое количество последователей иудаизма есть среди этноса игбо, проживающего в Нигерии. Игбо находят много общих черт между своей историей и историей евреев (в том числе, напряженные отношения с соседними народами; см. также: en:Igbo Jews).

В Африке также проживают этнические евреи, бежавшие от Холокоста, большинство из которых осело в ЮАР (ашкеназы); это в основном потомки литовских евреев. Небольшие еврейские группы сефардов и мизрахов с древних времен проживают в Тунисе и Марокко. Многие из них в 1990-е годы мигрировали в Израиль.

Шокирующие традиции

3. Жестокие бои за невесту

В Африке существует очень интересная, но жесткая традиция, когда двое мужчин не могут поделить одну женщину, они вызывают друг друга на бой.

Устраивается грандиозная битва, и они в жестокой схватке борются за свою любовь.

Правила довольно просты: оба парня избивают друг друга, при этом ни на головах, ни на конечностях мужчин нет никакой защиты. Схватка настолько беспощадная, что кровь проливается на землю просто в немереном количестве.

А тот, кому удается не показать признаков боли, выигрывает главный приз — женщину своей мечты.

Тем не менее, несмотря на свою популярность, эта африканская традиция довольно спорная. Ведь нередко одного из соперников ожидает фатальный исход.

При этом, женщина ничего здесь не решает. Ведь она выходит замуж за победителя схватки, а не за того, кто, действительно, мил её сердцу.

Боги Африки

Сегодня мало кто поклоняется им, относится с таким же трепетом и уважением, но и сейчас египетская цивилизация – одна из богатых и загадочных.

Несмотря на разнообразие всех божеств Центральной и Южной Африки, есть те, что выполняют одинаковую функцию, но в различных племенах носили другие имена.

Африканский Баал (Балу)

  • Баал-Брит («бог союза») — этому существу поклонялись евреи после смерти Гедеона.
  • Баал Пеор — один из моавитских Баалов.
  • Баал-Хаммон — божество солнца, у отдельных племен одно из главных существ – даровало людям плодородие.
  • Баал-Хаддат — повелитель грома, бури, земли, давал урожай и изобилие.
  • Ху-Баал — один из божеств у древних арабов.
  • Баал-Белен — ещё одна ипостась, ассоциировалась с повелителем солнца.

Согласно многим преданиям, отец Балу – Дагон, бог изобилия, пищи, земледелия и рыболовства. Многие функции Балу заимствовал у отца. Упоминается и в качестве покровителя войны, битв.

Бог-творец

Теория существования божества, сотворившего мир, распространённая. У такого бога-творца много имен: Адудва (бауле), Алуруа (ашанти), Амма (до-гон), Ио (бамбара), Кулотиоло (сенуфо), Леза (ила, мамба).

Считалось, что с мольбами стоит обращаться к приближенным к людям богам. О творце предпочитали не говорить. Есть ещё отличительная особенность божества — у него либо неопределенный пол, либо присуща двуполость. Это неудивительно, верховное существо должно совмещать разнообразные признаки.

Бог действующий

Встречается еще одно магическое существо в различных религиях — божество это управляло судьбами людей. Народы верили, что принимает сущность любой облик (людской — реже всего), обитает оно в небесах, вершит человеческие судьбы, управляет природой и стихиями.

Местные жители верили, что божество одобряет грабежи, налеты племени. К нему обращались непосредственно перед набегом на либо разбоем. У других народов божество ассоциировалось с трудолюбивым пауком, супруга его – богиня плодородия.

У племени шона этот бог также повелитель грома, его считали первопредком. Многие верили, что он награждал людей дождями либо наказывал жуткой засухой.

Различные божества занимали значимую роль в жизни племен. Они обеспечивали авторитет власти в Африке на всех уровнях. Сегодня верховные боги благословляют не вождей и предводителей общин, а президентов.

В Танзании чтят верховного бога Мунгу, он общегосударственный символ. От него зависят благополучие и счастливое будущее страны. В гимне Танзании есть такие слова:

Обычаи и традиции

В Африке сосредоточено большое количество различных племен и общин, благодаря чему перемешалась культура континента. Также воздействие на африканскую культуру оказала европейская и арабская культуры. Племена, проживающие в Африке чтут и уважают древние традиции, в т.ч. утративших смысл.

Больше всего традиций связано с браком. Перед вступлением в брак жених обязательно платит выкуп отцу новобрачной. В современной Африке выкуп платиться деньгами, но раньше в качестве выкупа выступал домашний скот. Считается, что такая традиция помогает укрепить отношения между двумя семьями, а родители невесты видят, что жених способен ее обеспечить.

Свадьбу отмечают в полнолуние. Когда луна тускло светит и месяц молодой, это считается плохим знаком. Родители будущей жены не отмечают праздник, для них это утрата. Во многих африканских племенах распространено многоженство. Мужчина может вступить в брак, когда становится самостоятельным и способен обеспечить своих невест. Жены вместе ведут хозяйство, воспитывают детей, занимаются приготовлением пищи. В таких племенах уверены, что полигамные отношения скрепляют несколько семей, между которыми хорошие отношения. Полигамная семья вместе охотится, занимается хозяйством, имеет хороший достаток. Чтобы племя процветало и имело достаток, члены семьи должны прилагать усилия и трудиться. Каждому отводится определенный род занятий.

После свадьбы новобрачные несколько дней не выходят из дома. Перед свадьбой невеста пешком идет к дому будущего мужа вместе с приданным.

В некоторых общинах взрослым мальчикам проводят обрезание, процедура может длиться несколько месяцев. В это время нельзя плакать, кричать, иначе мальчика будут считать трусом.

У африканцев есть и жуткие традиции. Например, в племенах долины Омо, если женщина забеременела не от законного супруга, она делает аборт или убивает ребенка после родов. Зачатие ребенка происходит с благословения старейшины или жрецов. Если правила нарушены, ребенка считают «неправильным» и, он привлечет зло в виде засухи, голода и болезни.

В племенах Центральной Африки и сомалийского полуострова женщины после рождения ребенка уходят в специальные хижины и не имеют права возвращаться в течение 40 дней (если родилась девочка – 80 дней). Родившая женщина считается «нечистой» и физическая близость с мужем запрещена.

Культура Африки интересна и разнообразна. Здесь люди живут соблюдая традиции и правила быта, складывающиеся годами. Континент наполнен большим количеством племен, имеющих особенности. Благодаря этому разнообразию Африка очаровывает и притягивает туристов.

Религии народов Южной и Тропической Африки

Африканские традиционные религии, исповедуемые примерно 15 % африканцев, включают в себя разнообразные представления фетишизма, анимизма, тотемизма и культа предков. Некоторые религиозные представления являются общими для многих африканских этнических групп, но обычно они уникальны для каждого этноса.

Общими чертами для большинства африканских религий является представление о Боге-творце (демиурге), который создал Вселенную (например, Олодумаре в религии йоруба), а затем «удалился на покой» и перестал участвовать в земных делах. Также часто встречаются истории о том, как сын божества жил среди людей, но после того, как они причинили ему какое-то зло, он вознёсся на небо.

Общим также является отсутствие веры в рай, ад, чистилище, однако существует представление о потусторонней жизни; нет материальных носителей божественного вроде святых писаний или пророков. Популярны также анимистические представления, вера в магию. Есть религии, основанные на приёме психоактивных растений (бвити, бьери), сочетающие в себе различные элементы перечисленного.

Многие африканские христиане и мусульмане сочетают в своих религиозных представлениях некоторые аспекты традиционных религий.

Африканские традиционные религии легли в основу вуду (унаследовавшего большое количество черт религии йоруба), а также кандомбле в Бразилии.

Христианско-африканские культы

Христианско-африканские культы — синкретические культы, сочетающие элементы христианства и местные традиции. Формировались среди коренного христианизированного населения, в первую очередь, на юге африканского континента, с конца XIX века.

Изначальной целью афрохристианских культов был пересмотр догматов христианства в соответствии с менталитетом африканских народов, стремление создать «чёрное христианство». Кроме того, африканцам, успевшими к началу XX века. познакомиться с основными догматами христианства, было непонятно, как принцип равенства, добра и справедливости, провозглашаемый в качестве основного христианскими проповедниками, мог соответствовать колониальным захватам.

Афро-христиане обвинили белых в искажении Святого писания, указывая, что действительным богоизбранным народом являются чёрные и помещая Иерусалим в Эфиопию или в другие центры на африканском континенте.

Первая афрохристианская секта была основана в 1882 году в Капской колонии.

Некоторые африканисты рассматривают создание афро-христианских церквей как способ борьбы с колониализмом :

С установлением колониального господства и возникновением новых социальных групп в африканских обществах появляются иные формы протеста. Одной из наиболее ранних была религиозно-политическая, прежде всего создание афро-христианских церквей. Может показаться странным, что идеологическое обоснование антиколониализма африканцы заимствовали из той самой религии, которую навязывали им завоеватели. Произошло это потому, что христианство выступало с идеей всеобщего равенства перед Богом, кроме того, оно давало новообращённым возможность осознать себя частью более широкой общности, чем клан, семья, община. Объединяться по-новому могли лишь те люди, которые хотя бы в какой-то мере отошли от старых форм объединения. Таковы были те, кто принял новую веру. Как правило, именно эти люди оказывались больше всего выбитыми из традиционного, привычного уклада жизни. К тому же новая религия в целом больше подходила к реалиям колониального общества, чем традиционные верования. Но антиколониальный протест у её адептов был неразрывно связан с разочарованием в европейцах как подлинных христианах, со стремлением утвердить в этой вере себя и свой мир.

В начале XX века количества церквей существенно выросло.

Сегодня афрохристианство имеет собственную догматику, обрядность и иерархию. Для него характерна мессианистская направленность, а также заимствованное из традиционных африканских религий представление об отстранённости бога-демиурга и вера в предсказания, получаемые посредством человека.

Афрохристианство подразделяется на пять больших групп:

  • Адаптированно-христианские секты
  • Мессианские секты
  • Языческо-христианские секты
  • Эфиопские секты (Чёрные церкви)
  • Ветхозаветные секты

Наиболее значимым являются:

  1. растафарианство;
  2. кимбангизм — церковь последователей Симона Кимбангу, (возникшая в 1920-е годы в Белигийском Конго, современный ДРК).

Дхармические религии

Последователей дхармических религий в Африке гораздо меньше.

Индуизм

Основная статья: Индуизм в Африке

По сравнению с исламом, христианством или иудаизмом история индуизма в Африке очень коротка. Тем не менее, идуисты в Африке присутствуют ещё с доколониального периода и даже средневековья. Индуизм начал проникать в Африку с индийскими моряками, которые торговали на восточном побережье; позже их начали вытеснять португальские купцы. Фактически пустить корни индуизм смог только с расширением владений Британской империи, колонизировавшей значительную часть Старого Света — и Индию в том числе. Множество индийских солдат на службе Британии осели в колониях Южной и Восточной Африки; там же и находятся наибольшие коммуны индуистов (ЮАР, Танзания, Кения, Нигерия, Замбия, а также Зимбабве, Сомали и Ботсвана). Например, в Лагосе (Нигерия) в 1993 году находилось около 25 тыс. индуистов, в основном новообращённых и прибывших из уже независимой Индии.

Буддизм

Основная статья: Буддизм в Африке

Буддистов в Африке не очень много. Они сосредоточены в основном в Восточной и Южной Африке. Общины буддистов имеются в ЮАР, Буркина Фасо, Камеруне, Кот-Д’Ивуаре, Кении, Гане, Мали, Сенегале, Танзании, Замбии, Зимбабве и Республике Конго.

Сикхизм

Основная статья: Сикхизм в Африке

Африканские сикхи сосредоточены в основном в Восточной Африке: Кения, Танзания и Уганда объединены в одну Восточно-Африканскую общину сикхов. На 2004 год в этом регионе числилось более 50 тысяч сикхов (см.: en:Image:World Sikh Pop. Map 2004-02.JPG).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector