10 царей на час апокалипсиса

Взгляды Церкви на содержание Откровения

Большинство отцов Церкви, толковавших священные книги Нового Завета, рассматривают Апокалипсис как пророческую картину о последних временах мира и событиях, имеющих совершиться перед Вторым Пришествием Христовым на землю и при открытии Царства Славы, уготованного всем истинно верующим христианам. Несмотря на темноту, под которой сокрыт таинственный смысл этой книги и вследствие которой многие неверующие пытались всячески опорочить ее, глубоко просвещенные отцы и богомудрые учители Церкви всегда относились к ней с великим благоговением.

Так, св. Дионисий Александрийский пишет: «Темнота сей книги не препятствует удивляться ей. И если я не все в ней понимаю, то лишь по моей неспособности. Я не могу быть судией истин, в ней заключающихся, и измерять их скудостью моего ума; руководствуясь более верою, чем разумом, нахожу их только превосходящими мое понимание».

В таком же роде высказывается об Апокалипсисе блаженный Иероним Стридонский: «В нем столько же таинств, сколько слов. Но что я говорю? Всякая похвала сей книги будет ниже ее достоинства».

Однако святоотеческая мысль не ограничивается пониманием Апокалипсиса как пророчества лишь о последних временах. Достаточно распространено мнение, что Апокалипсис рассказывает о судьбах Христовой Церкви и мира, начиная с основания Церкви Спасителем, т.е. с апостольских времен. «Когда Церковь была основана апостолами, было необходимо открыть, как она будет распространяться и какого совершенства достигнет в конце, чтобы вооружить проповедников веры против мирских искушений» (Беда Достопочтенный). Существует мнение, что семь церквей Апокалипсиса означают семь периодов жизни всей Христовой Церкви от ее основания до кончины мира .

Некоторые усматривают в Апокалипсисе также синопсис всей библейской истории от создания мира, до его кончины. Значительно менее распространено толкование повествования Откровения Иоанна Богослова как рассказ о судьбах отдельных народов или даже каждого человека в отдельности.

Пророчества Иоанна Богослова

Зверь с семью головами – антихрист, который будет иметь власть над человечеством. Зверь с рогами “подобные ангчим” – это лжепророк или лжемессия, о котором соблазнятся многие люди. Он будет принимать вид Христа и совершать чудеса. Он предваряет приход антихриста.

Так “любимое” многими число 666 или “печать антихриста” будоражит умы верующих. 666 символизирует имя антихриста. Кто-то из толкователей пытался складывать эти цифры и искать ответ в алфавите: “Нужно отыскать такое человеческое имя, которое бы суммою своих букв, переведенных на цифры, давало сумму 666” (Лопухин А.П.). Епископ Примасий перекладывал цифры на греческий алфавит, отыскивая в нем имя антихриста. Свт. Андрей Кесарийский толкует так: “Божественная же благодать не соизволила, чтоб в Божественной книге было написано пагубное сие имя”.

Современные искажения в понимании Апокалипсиса

Глобализация – это факт, не зависящий от наших желаний. Она ведет к разрушению традиционного уклада жизни, культур. Происходит унификация культуры — в частности, в электронизации нашей жизни: электронные деньги, электронные документы. Жизнь человека оказывается под тотальным контролем. Но при этом не нужно думать, что завтра наступит царство антихриста. Христиане неоднократно испытывали на себе гонения. Как сказал диакон Андрей Кураев: “не надо каждого чекиста в степень антихриста возводить”. Нужно иметь серьезное богословское дерзновение, чтобы объявить, что кризис глобализации является свидетельством последних времен.

Паспорта, ИНН, электронные документы не могут сами по себе нанести вред человеку. Навредить душе может только грех. Архимандрит Иоанн Крестьянкин говорил:

До тех пор, пока при получении всевозможных электронных документов от нас не требуется отречение от Христа, бояться этого не нужно. Поэтому любые самовольные трактовки Апокалипсиса недопустимы. Равно как и буквальное накладывание слов Откровения на современную жизнь. При этом источником таких аналогий может быть лишь мнение “авторитетной” и воцерковленной бабушки из соседнего храма. Если сомневаетесь, то посоветуйтесь со священником, которому доверяете (или с несколькими разными священниками).

Суть «Откровения»

От всего Нового Завета последняя книга отличается по стилю и содержанию. Откровения от Бога, которые получил апостол Иоанн Богослов в форме видений, повествуют о появлении на земле антихриста, его числе (666), повторном пришествии Спасителя, конце света, Страшном Суде. Вселяет в сердца надежду то, что последнее пророчество книги описывает победу Господа над Дьяволом после нелегкой борьбы и появление новых неба и земли. Здесь будет вечное царство Бога и людей.

Интересно то, что число зверя — 666 — до сих пор понимаемое буквально, при толковании всей книги оказывается лишь ключом к разгадке буквенного содержания имени антихриста. Наступит нужное время — и весь мир узнает, как зовут противника Христа. Появится человек, который вычислит каждую букву в имени Сатаны.

Символы Апокалипсиса

Начинается Откровение с явления Сына Человеческого и послания ангелам 7 церквей: Ефесской, Смирнской, Пергамской, Фиатирской, Сардийской, Филадельфийской, Лаодикийской. Эти церкви действительно существовали в апостольские времена. Также послания можно отнести к семи периодам в церковной истории. Или же к семи духовным состояниям, которые свойственны христианам.

“После сего я взглянул, и вот, дверь отверста на небе” (Откр. 4:1). Андрей Кесарийский разъясняет, что Бог не скрывает своих тайн и показывает, что будет происходить, когда дни земной Церкви подойдут к своему завершению. Описание изобилует символами и иносказаниями.

24 старца

“И вокруг престола двадцать четыре престола; а на престолах видел я сидевших двадцать четыре старца, которые облечены были в белые одежды и имели на головах своих золотые венцы” (Откр. 4:4).

Андрей Кесарийский толкует старцев, как 12 колен Израилевых и 12 апостолов. Вместе они обозначают полноту Церкви ветхозаветной и новозаветной.

7 печатей

Под книгой понимается Премудрость Божия, эта книга содержит в себе все судьбы человечества, а также Библию. Никто не имеет возможности снять с нее печати, кроме Иисуса Христа. Ориген (греческий христианский теолог) писал:

Семь печатей одна за другой снимаются с книги Спасителем:

1-я пе­чать – конь бе­лый со всад­ни­ком-по­беди­телем, име­ющим в ру­ках лук (всадником является антихрист);

2-я пе­чать – конь ры­жий со всад­ни­ком, взяв­шим с зем­ли мир (второй всадник ассоциируется с войной);

3-я пе­чать – конь во­роной со всад­ни­ком, име­ющим ме­ру в ру­ке (голод);

4-я пе­чать – конь блед­ный со всад­ни­ком по име­ни «смерть»;

5-я пе­чать –уби­ен­ные за сло­во Бо­жие;

6-я пе­чать – день гне­ва Аг­нца;

7-я пе­чать – сде­лалось без­молвие на не­бе, как бы на пол­ча­са.

Что Иоанн Богослов рассказывал о Страшном суде

В религиозном понимании Страшный суд — это последний суд, который будет совершен над всеми людьми, верующими и неверующими, для выявления среди них праведников и грешников, для благословления первых и наказания вторых.

Но в Откровении Иоанна Богослова Страшный суд выглядит картинно наглядно, в нем много загадочного, таинственного, требующего расшифровки.

Иоанн рассказал, что он оказался в роли невольного свидетеля и видел, как происходило наказание не праведников,- он видел ангела, который сходил с неба и держал ключи от бездны и большую цепь.

Ангел взял дракона, древнего змея, который есть дьявол и сатана, и сковал его на тысячу лет. Он низверг его в бездну и заключил над ним печать, чтобы не соблазнял тот народы пока не кончится тысяча лет.

Снятие пятой печати. Художник Эль Греко

Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань, число их — как песок морской.

Этого дракона, дьявола и сатану следует понимать как всякое зло, творимое на земле людьми во вред другим.

Но в мире есть высшая справедливость, и на сатану находится управа. И ниспал огонь с неба от Бога и пожрал их.

А дьявол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, их будут мучить день и ночь во веки веков. Таким образом зло многомерное, как песок морской, было наказано и уже никогда не сможет снова водвориться в мире.

И еще увидел Иоанн мертвых, малых и великих, стоящих перед Богом, и всех их судили за дела, описанные в книгах, и судим был каждый по делам своим. И смерть и ад повержены в озеро огненное…

И кто не был записан в Книге жизни, тот был брошен в озеро огненное.

Иоанн в своем Откровении как бы подводит итог всему тому, что было сказано в Ветхом и Новом Завете, он пророчествует и обнадеживает, сообщая, что скоро грядет явление Господне и зло будет повержено уже навсегда.

Ссылка Иоанна Богослова

Как известно, книгу пророчеств Иоанн создавал в неволе, когда ему особенно нечему было радоваться. В изгнании на острове Патмос он довольствовался очень немногим, но духом оставался неукротим.

В 1088 г. греческий монах Христодул, получив разрешение от византийского императора Алексея I Комнина, основал на острове Патмос монастырь апостола Иоанна Богослова.

На вершине холма рядом с остатками древнего храма Артемиды выросло каменное сооружение с башнями-бойницами, похожее на воинственную крепость.

Такая необычная архитектурная форма монастыря была вынужденной — на остров часто нападали пираты, в том числе турецкие, и монахам приходилось с оружием в руках отстаивать свою святыню.

Со временем вокруг монастыря образовался поселок, жители которого разводили овец и коз. Рядом с монастырем находится заветная пещера, в которой, по преданию, Иоанн Богослов диктовал свое Откровение.

В монастыре в настоящее время проживает около 40 монахов, которые совершают богослужение. И монастырь и пещера сегодня включены в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Монастырь Иоанна Богослова на острове Патмос

Вход в пещеру Иоанна Богослова

Иоанн Богослов, один из двенадцати апостолов Иисуса, бывший рыбак, свидетель важнейших событий в жизни Иисуса Христа, после смерти учителя за распространение идей христианства был сослан римскими властями на остров Патмос.

Но и там он продолжал проповедовать. Именно там, согласно религиозным верованиям, на него сошло Божеское откровение — Господь открыл ему будущее христианской веры, причем сделал это в символических образах, порой фантастических, страшных.

Очень многое из предначертанного Иоанном, по мнению верующих, произошло без малого за две тысячи лет истории цивилизованного человечества.

Можно ли без толкований правильно понять предсказания?

Почему «Откровение Иоанна Богослова» так сложно для правильного восприятия даже святым? Необходимо понимать, что апостол увидел все описанное в откровениях более 2000 лет назад и рассказал об этом доступными для того времени словами. А что касается небесного (или духовного), то это простым языком передать невозможно, отсюда символизм в пророчестве. Загадки и зашифрованные предсказания — для людей, далеких от Бога. Истинное значение всего сказанного в «Апокалипсисе» может открыться лишь духовным людям.

Еще много и долго можно говорить о пророчествах святого апостола, но одной статьи для этого будет мало. Толкования не всегда вмещаются даже в целую книгу. Церковь Иоанна Богослова (то есть апостол, как Иисус, руководит ею и покровительствует), коей считается современное православие, может дать до восьми разных толкований Священного Писания (по числу степеней духовного развития). К святым высшего уровня относится сам евангелист. Но таких, как он, единицы.

Верить или нет предсказаниям — дело каждого. Пророчества святого апостола нужны, чтобы задуматься над своей жизнью, покаяться в грехах и бороться с ними. Необходимо быть добрее и стараться противостоять злу, словно это и есть сам антихрист. Мира вам в душе!

Говорят, Церковь не одобряет чтение Апокалипсиса. Но ведь эта книга – составная часть Библии!

Апокалипсис – книга таинственная, многое в ней трудно понять и истолковать однозначно, поэтому, не желая сеять соблазн и раздоры среди христиан, Церковь постановила исключить ее из круга богослужебных чтений. Неосторожные толкователи Откровения, воспринимающие сказанное к книге слишком прямолинейно, рискуют увести слушателей в сторону от истины.

Рукопись, содержащая текст книги Откровения. Кумран, IV век

Именно так родился, например, «хилиазм» – учение о тысячелетнем царстве Христа на земле. Еще во II веке целый ряд христиан, включая таких авторитетных учителей Церкви, как Иустин Мученик и Ириней Лионский, восприняли буквально слова Откровения о том, что души святых, не поклонившихся «зверю» (антихристу), оживут и будут царствовать со Христом тысячу лет (Откр. 20:4). Некоторые варианты интерпретации этих слов предполагали, что человеческая история завершится окончательной победой добра и разума над силами тьмы, которые к моменту второго пришествия будут доминировать в мире; что Второе Пришествие Христово наступит в результате резкого перелома истории мира, связанного с упразднением зла. Недаром некоторые священники, вдохновленные хилиастическими настроениями, в 1917 году радостно приняли революцию: они всерьез поверили, что это первый шаг к установлению того самого всемирного царства справедливости, свободы, добра и разума…

Но церковное понимание не дает никаких оснований рассчитывать на то, что однажды на земле будет создано такое царство. Сегодня под тысячелетним царствованием Христа православные толкователи понимают ту самую эпоху, в которую живем мы, когда Христос Своей добровольной смертью и Своим Воскресением уже одержал победу над сатаной и смертью и всякому желающему открыт вход в Царство Небесное через таинства Крещения и Покаяния. А срок в тысячу лет, объяснял святитель Игнатий (Брянчанинов), нужно понимать не как «определенное число годов», а как «весьма значительное пространство времени, данное милосердием и долготерпением Божиим, чтоб весь плод земли, достойный неба, созрел, и чтоб ни едино зерно, годное для горней житницы, не было утрачено».

Предсказания Иоанна Богослова

Откровение, Апокалипсис, Иоанна Богослова, составленное из 22 глав, помещено в конце Нового Завета.

Это неслучайно. Создатели Библии, отмечая возросший интерес к христианству, одновременно предвидели и сопротивление распространению новых идей веры, тяжких опасностей на этом пути.

Откровение Иоанна как раз предсказывает грядущие судьбы человечества, разрушение мира зла, ненависти, дьявольского соблазна и возвещает начало новой жизни.

Правда, разрушению посвящено гораздо больше страниц, чем созиданию.

Это объяснимо. Христос начинал в одиночестве. Потом окружил себя учениками. И они стали распространять его учение. Но и сопротивление новому взгляду на веру усиливалось.

Расставание с язычеством повлекло за собой немалые жертвы с обеих сторон. Поэтому Иоанн в своем Откровении не просто устрашал жуткими картинами, он хотел заставить людей задуматься, что ждет их впереди, если они нарушат заповеди их поводыря.

Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами.

В этом и заключался смысл помещения Откровений в конце Нового Завета. Конец всему плохому возвещал начало новой жизни — войти в город воротами, Сами богословы во все времена отмечали, что книга Иоанна во многом таинственная и потому многотрудная для понимания.

Но как раз эта таинственность притекает к себе верующих, многих ученых, которые пытаются разгадать предначертанные в ней события. Их нельзя понимать буквально.

Свое Откровение Иоанн писал в назидание потомкам, когда сам испытал тяготы гонимого. Противники христианской веры, римские судьи, желая уничтожить опасного проповедника, заставили его выпить яд.

Он выпил, но яд не подействовал. Тогда его бросили в кипящий котел с маслом. Но он вышел из него живой и здоровый. Судьи были посрамлены. Тем самым Иоанн доказал свою способность творить чудеса.

А способность эта появилась у него от беззаветной преданности вере.

Беспомощные судьи, опасаясь новых чудес, отправили его на безлюдный каменистый остров Патмос. Римский император Домициан и его прислужники надеялись, что проповедник там погибнет.

Но этого не произошло.

После смерти Домициана Иоанн в 96 году вернулся в Эфес, где продолжил свои проповеди. Умер он, как считается, в возрасте свыше 100 лет, намного пережив своего гонителя Домициана, прожившего всего 44 года. От Иоанна остались важнейшие книги: Евангелие и Откровение.

Читайте другие статьи:

  • История Иисуса Христа — почему его называли пророком?
  • Тайна цивилизации индейцев майя
  • Пророк Иезекииль — история жизни и предсказаний
  • Альберт Великий — ученый-монах, предсказывавший будущее

Кто такой Иоанн Богослов?

В Эгейском море, в 70 км от побережья Турции, расположен принадлежащий с 1947 г. Греции небольшой скалистый остров. На нем почти нет растительности и проживающих людей очень мало.

Во времена правления римского императора Домициана на Патмос ссылали преступников.

По преданию, примерно в 67 г. на пустынный берег острова высадили также апостола Иоанна, который проповедовал в Эфесе. На острове он стал жить в удаленной пещере, обращал островитян в христианскую веру.

Согласно церковным сведениям, на вершине пустынной горы Иоанн вместе со своим учеником Прохором совершил трехдневный пост и постоянно молился.

Неожиданно земля под ними заколебалась, загремел гром. Апостол поднялся и велел Прохору записывать все, что он скажет.

Так началась запись пророческой книги Откровение Иоанна Богослова, в которой были раскрыты тайны судеб церкви, конца греховного мира и возрождение нового.

С 1453 г. островом владели турки. В 1770-1774 гг. остров занимала русская флотилия под руководством адмиралов Алексея и Федора Орловых.

Кинжал одного из них находится в музее старейшего островного монастыря Иоанна Богослова.

Апостол Иоанн Богослов, проповедующий на острове Патмос во время вакханалий. Художник Ф. А. Моллер

Иоанн в своем пророчестве сообщал, что видел книгу у сидящего на престоле, запечатанную семью печатями. И не было никого ни на небе, ни на земле, кто бы мог открыть и посмотреть ее.

Нашелся наконец агнец, который снял первую из семи печатей, и раздался голос: Иди и смотри. Иоанн увидел коня белого, на нем всадника с луком и венцом.

Когда была снята вторая печать, появился конь рыжий, на нем сидел всадник с большим мечом. После снятия третьей печати появился конь вороной, и всадник на нем держал весы.

После снятия четвертой печати появился бледный конь, а на нем всадник, имя которому смерть, и ад следовал за ним, и дана была ему власть умерщвлять и мечом, и голодом, и миром, и зверями земными.

Все эти всадники предвозвестники грядущих тяжелых событий.

Понимать их следует иносказательно, под ними подразумеваются разные несчастья, в том числе болезни, мор, войны, тайные убийства, жертвы от природных катаклизмов.

После снятия пятой печати Иоанн увидел души убиенных за слово Божие. Они требовали отмщения. После снятия шестой печати произошло великое землетрясение.

И солнце стало мрачно как власяница, и луна сделалась как кровь, и звезды небесные пали на землю… Но когда была снята седьмая печать, настала полная тишина.

И еще увидел Иоанн семь ангелов, которые стояли перед Богом, и было у них семь труб. Когда затрубили шесть ангелов, большие несчастья обрушились на землю.

Но седьмой ангел не вострубил в те дни. А когда вострубит, то свершится тайна Божья.

Какая тайна? Иоанну была дана книга, сладкая на вкус, но горькая во чреве. Это иносказание следует понимать так, что слова бывают сладкими, а вот правда горькой, но она лучше обманной сладости.

Адепты апокалипсиса против власти

Религия пытается создать программу действий для каждого. Эта программа вроде бы на каждый день (вплоть до расписывания числа намазов в исламе), однако с прицелом на будущее, а конкретно на загробную жизнь. Но сначала надо убедить паству, что ей вообще это нужно. И нет лучшего стимула, чем угроза прекращения жизни.

Если время бесконечно, то вряд ли поступки людей могут значить хоть что-то — и со знаком плюс, и со знаком минус. Другое дело, если они приближают конец света. Там и до твоей головы обязательно дотянется или небесный судья, или огромная волна.

Даже те изменения в обществе, которые могут казаться положительными, приводят к ситуации «культурного слома» и соответствующей реакции, не говоря уже о войнах или революциях. Множатся идеи о конце света, начинаются эпидемии самоубийств. В истории России такое происходило не раз.

Эсхатологические идеи всегда были популярны на Руси, а их актуальность повышалась в годы социальных потрясений. И не было для этого почвы лучше, чем церковный раскол в середине XVII века. А тут еще и 1666 год на носу, сами цифры намекали.

Постоянный голод и эпидемии подливали масла в огонь, однако реформы патриарха Никона, конечно, стали главной причиной грядущего апокалипсиса.

В рукописях Никона часто отождествляли с Антихристом. Трехперстное крестное знамение старообрядцы считали сатанинским жестом. Они распространяли листовки, на которых изображалась рука, сложенная в троеперстии, где над каждым пальцем были жабы. Жабы не простые, а апокалиптические — «дуси демонстии», три нечистых духа из Откровения Иоанна Богослова. Популярны были в то время и другие изображения, где Антихрист представлялся в виде троицы — из змия, зверя и «лживого патриарха». «Лживым патриархом» был Никон, зверем — царь, а змием — дьявол, повисший на шее Никона.

Может быть интересно

Староверы не просто уходили в леса, подальше от царства Антихриста. Историк Робинсон утверждает, что они активно участвовали в массовых движениях XVII–XVIII веков. А их было много: две крестьянские войны, восстания в Москве, Астрахани и на Дону.

История Соловецкого восстания. Факсимиле иллюстрированной рукописи XVIII века. Источник

Робинсон опирался на сыскные дела 1660–1670-х годов о церковных мятежниках в регионах. Это документы спецотряда московских стрельцов под командованием Авраама Лопухина, который отлавливал беглых староверов по всей стране. Одно из дел было посвящено Кузьме Косому, елецкому кузнецу, бежавшему на Дон в 1667 году. До этого он обитал в Соловецком монастыре, обители староверов. В документах Посольского приказа говорится, что Кузьма с «воинством великим» собирался очищать землю и идти на Москву, а поможет ему в этом царь Михаил.

Упоминание царя Михаила указывает, что пропаганда Кузьмы была связана с будущим апокалипсисом, поскольку этот образ имел давнюю эсхатологическую традицию. На Руси еще в XV веке были популярны неканонические «Откровения Мефодия Патарского», в которых говорилось об освобождении угнетенного народа. Грядущий освободитель назывался «царем нищих», имя которому Михаил.

Из показаний Кузьмы Косого не совсем понятно, к кому именно относился титул. То он называл этим царем самого себя, то под понимал под ним «спасителя-Бога». Среди единомышленников Кузьмы Косого также был Кузьма Сидоров, который в «Обращении к донским казакам» писал о втором пришествии Христа в ближайшие пять лет.

«Бог умер», и даже для самих верующих конец света уже не является важным фактором, на который нужно оглядываться. Однако сама идея апокалипсиса никуда не делась. Пока человек чувствует себя неустойчиво в этом сложном мире, ничто, видимо, не поменяется. Появляются только новые причины и средства: интернет вместо богов, ядерное оружие вместо потопа. Вместе с человечеством эволюционируют и представления о конце истории, и конца этому процессу не наблюдается.

Страшный Суд и Царство Небесное после Суда

Суд Божий представляется в виде семи чаш гнева Господа, которые изливаются семью ангелами.

Когда пролилась первая чаша, люди покрылись гноящимися ранами.

Вторая и третья чаши, пролитые в море и реки, сделали воду кровью. Эти чаши толкуются как войны, которые будут сопровождаться огромными жертвами.

Четвертая чаша пролилась на солнце, что привело к сильному зною, солнце будет жечь людей. Но они не покаются, а в отчаянии начнут богохульствовать.

Пятая чаша пролилась на престол зверя. Власть антихриста пойдет на убыль и уже не будет так прельщать людей. Но в то же время последователи антихриста не раскаются и не вернутся к Богу.

Шестую чашу ангел вылил в реку Евфрат, и пересохла река. После чего из уст дракона вышли три нечистых духа (лжеучителя, которые прельстят верующих чудесами).

Седьмая чаша вылилась на воздух и произошло великое землетрясение.

И пал Вавилон, затем антихрист и наконец дьявол.

Последние страницы Откровения самые светлые и радостные в Библии. В них описывается жизнь не предавших Бога людей в Царствие Божьем. Там Бог отрет слезы с глаз мучеников, где нет смерти, бед, страданий, болезней.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector