Полоцкое княжество

Облик и жизнь древнего города

Горожане активно занимались ремеслом, освоили множество новых профессий.  Отделение ремесла от сельского хозяйства становится одним из наиболее примечательных явлений того времени. Для многих горожан именно ремесло становится основным видом деятельности. Несмотря на кажущуюся простоту, ремесленные изделия были удивительно добротными. Это стало возможно благодаря узкой специализации мастеров, которые изготавливали свои изделия от начала и до конца. С первой половины IX века на территории Полоцкой земли получает распространение гончарный круг, благодаря чему гончарное дело смогло достичь значительного прогресса.


Гончарный круг на службе ремесленника

Небольшие города имели довольно стандартную и простую планировку. Они состояли из укреплённой части или детинца, рыночной площади или торга, а также посада, где селились ремесленники и купцы.

Основным внешнеторговым партнёром полоцких купцов был Константинополь. Торговля со столицей Византии осуществлялась по легендарному пути «из варяг в греки». На экспорт отправляли как правило продукты промыслов: мех, воск, мёд, а также рабов, которых удалось захватить во время войн. До Х в. в хождении были арабские дирхемы, затем на их место пришли европейские динарии. В XII в. монеты внезапно исчезают, и вплоть до XIII в. вместо них люди используют металлические слитки, известные также как «гривни»


В безмонетный период в Полоцком княжестве пользовались новгородскими гривнями

XII век

Век феодальной раздробленности. Полоцкое княжество разделено
на Минское, Витебское, Друцкое, Изяславское, Логойское, Стрежевское и Городцовское.

1101-1128 княжение Рогволода-Бориса — последнее долгое княжение Полоцкого князя.
В его княжение были ограничены права князя в Полоцке, усилилось городское самоуправление.
Рогволод-Борис был последним князем, запомнившимся догим (27 лет) правлением.
К концу XII века форму правления в Полоцком княжестве «Хроника Литовская и Жмойтская»
характеризует как «свободность полоцкую або Венецию».

В XII веке продолжилась вражда с Ярославичами — в разгоревшейся войне сын Бориса, Рогволод-Василий вместе с другими полоцкими князьями
был пленен и выслан в Византию. Через 10 лет они возвратились, но к этому времени князей в полоцких землях выбирало вече.
Подробно свидетельства и причины высыки князей рассмотрены в
работе А. В. Рукавишникова (МГУ им Ломоносова).

Крещение языческих капищь и первые христианские святые — Ефросиния Полоцкая
и Кирилл Туровский.

Язычество и христианство

К XII веку на территории Беларуси христианство не было доминирующей религией, скорее было довольно локальным.

В первой половине XI века были построены Софийские соборы — в Киеве, Полоцке и Новгороде.
Уже третье поколение Киевских и Новгородских князей причислено к лику святых —
св. кн. Анна Новгородская, киевские св. кн. Ольга, св. кн. Владимир «креститель Руси» и его сын Ярослав Мудрый, родной брат Изяслава
(всего около 20 человек, не считая схимников и монахов).

Однако два Полоцких князя (Брячеслав и Всеслав), правившие весь XI век запомнились иначе —
Брячеслав «обращался к волхвам и сын его рожден от волхования»,
а Всеслава летописи описывали как оборотня-воўкалака и потомки дали ему имя колдун-Чарадзей.
Единственным человеком, которого в Полоцких землях современники считали святым, был
Торвальд Кодранссон, креститель Полоцка.

Так начинала складываться богатая палитра религий на белорусских землях.

1101-1128 князь Рогволод-Борис и Двинские камни

Одним из значимых культовых артефактов, оставшихся от XII века являются
Двинские (Борисовы) камни — огромные валуны с выбитыми на них христианскими символами.
Массовое «крещение» языческих капищь в Полоцком княжестве — так большинство иследователей
определяет назначение Двинских камней.

Двинские (Борисовы) камни связывают с именами первых князей Полоцких и Друцких, носивших по два имени (языческое и христианское) —
Рогволода-Бориса (1040-1128, сын Всеслава «Чародея») и его сына Рогволода-Василия. С именем Рогволода-Бориса также связан город Борисов —
«ходил он на ятвяг и, победя их, возвратясь, поставил град во свое имя…»

Однако, в связи с раздробленностью Полоцкого княжества на уделы, «крестовый поход» на язычество затронул только саму Полоцкую землю (Витебская обл.).

В XII веке в Турово-Пинском княжестве писал свои труды Кирилл Туровский (1130-1182) — богослов, писатель и проповедник.
Одно из ярких имен XII века — внучка Всеслава «Чародея», св. Ефросиния Полоцкая (1101-1167) — монахиня и просветительница,
легендарная переписчица Полоцкой летописи, основательница иконописных и ювелирных мастерских. Церковное почитание ее на землях от Полоцка до Киева
началось еще в XII веке — существовали церковная служба и «Житие» преподобной Евфросинии.

[ Московская церковь до XIX века не имела к ней отношения — Макарьевские соборы XVI в., канонизировавшией русских святых, не считали ее таковой.
И хотя ее имя упоминается в «Степенной книге царского родословия» (написанной при Иване Грозном, временно захватившем Полоцк),
первая русская служба преподобной Ефросинии была составлена в 1893 году.
Поэтому довольно странно читать на православных порталах о том, что
«преподобная мати Евфросиния как воин Христов на страже охраняет крайний ЗАПАДНЫЙ рубеж РУССКОЙ земли». Полоцк, в общем-то, находится на ВОСТОКЕ
земли, которая называется БЕЛАРУСЬ.

]

XII век

Князь Рогволод-Борис (1101-1028)
г. Борисов 1102

Двинские (Борисовы) камни, XII в

«Языческое наследие»

О проекте

Интернет-ресурс «Полоцкая земля» является официальным сайтом отдела спорта и туризма Полоцкого районного исполнительного комитета.

Для удобства посетителей ресурса мы постарались собрать на одной странице все материалы о туристических возможностях самого древнего города Беларуси, представить историю Полоцкого княжества, достопримечательности и туристическую инфраструктуру Полоцкого района. В разделе «Календарь событий» анонсируются все интересные мероприятия, которые будут проходить в Полоцке и Полоцком районе, в разделе «Личности» можно почитать о знаменитых полочанах. В ближайшем будущем на сайте появится возможность забронировать и оплатить проживание, экскурсии, купить местные сувениры.

Сельское хозяйство – основа экономики Полоцкого княжества

Основным занятием людей того времени было сельское хозяйство, а основная масса населения проживала в неукреплённых селищах. На выбор места поселения решающее влияние оказывали природные факторы: наличие рек, озёр, пастбищ, а также удобный для обороны и хозяйственной деятельности ландшафт. Как видим, к выбору места для будущего поселения люди подходили крайне тщательно.

Крестьяне постепенно отходят от подсечно-огневого земледелия, заменяя его пашенным. Об этом свидетельствуют многочисленные находки сельскохозяйственных инструментов: сохи и рала. До выращивания картофеля на белорусских землях было ещё далеко, однако уже тогда наши предки могли побаловать себя большим разнообразием культур: от зерновых (рожь, пшеница, ячмень) до  бобовых (горох, фасоль) и репы.


Пашенное земледелие пришло на смену подсечно-огневому

Переход к пашенному земледелию имел крайне важное значение в развитии социальной структуры общества. Обрабатывать землю стало гораздо проще: для этого уже не требовалось большого количества людей

Таким образом, происходит индивидуализация сельского хозяйства, что значительно ускорило процесс разложения родовой общины. Люди покидают род и начинают жить отдельными семьями. Именно в эпоху Полоцкого княжества семейная жизнь наших предков начинает приобретать современный вид.

Среди крестьян были свои ремесленники, которые обеспечивали потребности местного населения в ремесленных изделиях. Ремесло на селе имело подсобное значение. Крестьяне самостоятельно делали пряжу, шили одежду и обувь, изготавливали предметы быта, посуду, строили жильё. Как видим, хозяйство имело ярко выраженный натуральный характер, поскольку сельские жители самостоятельно удовлетворяли свои потребности в еде и предметах быта.

Примечания

  1. // ПСРЛ. — 1989. т. 38.
  2. Самсонова М. Н. Рогволод и Рогнеда: скандинавские корни полоцкой княжеской династии // Alba Ruscia: белорусские земли на перекрестке культур и цивилизаций (X—XVI вв.) (Серия «Исторические исследования».) — М.: Квадрига, 2015. /Отв. ред. А. В. Мартынюк. — 256 с. — С. 25—26.
  3. ПСРЛ, т. VII, стр. 328
  4. Татищев, В. Н. История Российская: в 3 т. — М.-Л.,, 1963.. — С. Т. 2. С. 109..
  5. Данилевич В. Е. Очерк истории Полоцкой земли до конца XIV столетия. Киев, 1896. С. 85.
  6. Джон Хейвуд (John Haywood). Люди Севера: История викингов. 793-1241 = NORTHMEN. THE VIKING SAGA / научный редактор Денис Сухино-Хоменко. — Москва: Алпина Паблишер, 2016, 2019. — С. 391—406. — 452 с. — ISBN 978-5-00139-000-8. — ISBN 978-17818-552-3.
  7.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 1 октября 2010.
  8. Татищев называл его Борисом Давыдовичем и относил к смоленской династии. Впрочем, к сведениям Татищева современная историография относится критично.
  9. Грамота полоцкого князя Изяслава жителям Риги о свободной торговле от имени Полоцка и Витебска.
  10. Согласно Никоновской летописи

Демография Полоцкого княжества

В XI-XIII вв. в Полоцком княжестве отмечается, выражаясь современным языком, «демографический бум». Происходит увеличение не только численности населения, но и количества поселений. Большинство из них застраивались бессистемно и имели крайне скромные размеры в 3-5 дворов. Как уже отмечалось, люди начинают селиться отдельными семьями. Сельская или, как её ещё называют, соседская община становится ключевой социальной ячейкой общества. Она объединяет людей уже не по родственному, а по территориальному признаку. В древних письменных источниках она называется «вервь», поскольку земельный надел, принадлежащий отдельной общине, был отмечен при помощи верёвки. Члены соседской общины коллективно распоряжались землёй, при этом сохранялась частная собственность на жильё и орудия труда. Свободные крестьяне-общинники вели индивидуальное хозяйство и подчинялись только государству в лице князя, выполняя определённый круг феодальных повинностей. Община могла пользоваться свободными угодьями: лесами, водоёмами, пастбищами. В письменных источниках сельские поселения чаще всего имели такие названия, как село, погост и весь.

Борьба за Полоцк в первой половине XIII века


Полоцкое княжество в начале XIII века

В дела Полоцка стали вмешиваться, кроме смолян, Чернигов, Новгород, литва и немцы. В политической борьбе в итоге победили сторонники литовских феодалов.

Около 1215 года в Полоцке сел князь Борис Давыдович из Друцкой линии. Неспособность князя Бориса сдержать наступление Литвы, о котором есть сведения у польского хрониста М. Стрыйковского, чьи источники изучены недостаточно, а также потеря влияния в землях латышей, привели к бунту полочан, отражённого в запутанной «Повести про Святохну». Этим воспользовались смоленские князья. 17 января 1222 года смоленский князь Мстислав Давыдович захватил Полоцк и посадил там своего племянника Святослава Мстиславича, сына тогдашнего киевского князя. Но около 1232 года в Полоцке снова сел представитель Витебской линии — Брячислав. Он был последним представителем династии Рюриковичей в Полоцком княжестве. В русских летописях Брячислав упоминается в 1239 году, когда на его дочери Василисе (в крещении Александре) женился будущий великий князь Владимирский Александр Невский, на другой дочке Брячислава был женат литовский князь Товтивил, племянник Миндовга. Товтивил после смерти Брячислава унаследовал Полоцкое княжение.

В «Хронике Быховца», под 1190 годом приведена легенда о том, что литовский князь Мингайло завоевал Полоцк и отдал город своему сыну Гинвилу, принявшему в православии имя Борис. Однако исторической почвы под собой эта легенда не имеет.

С начала 1240-х годов на княжеском престоле в Полоцке всё чаще оказывались князья с именами литовского происхождения. Около 1248 года, после смерти полоцкого князя Брячислава, князем в Полоцке был утвержден Товтивил, но вскоре Миндовг лишил племянника княжеской власти. После примирения с Миндовгом в 1253 году Товтивил вернулся в Полоцк. Он принял участие вместе с новгородцами и псковичами в походе на Юрьев. В 1263 году Товтивил был убит князем Тройнатом во время усобицы в Литве, разразившейся после убийства Миндовга. В Полоцке оказался нальшанский князь Гердень. Однако в 1267 году Гердень был убит.

Неизвестно, кто правил в княжестве после гибели Герденя. Возможно, это был витебский князь Изяслав, упоминаемый в одной из грамот под 1265 году как князь полоцкий. В 1270—1280-х годах полоцким князем был Константин.

История

Полоцк в 16 веке.

Полоцк — один из древнейших городов восточных славян . В Первой летописи (история Киевской Руси примерно с 850 по 1110 год, составленная в Киеве примерно в 1113 году) Полоцк указан в 862 году (как Полотескъ, / poloteskŭ /) вместе с Муромом и Белоозером . Однако археологическая экспедиция Института истории Национальной академии наук Беларуси предполагает, что Полоцк существовал в первой половине IX века.

Первым известным князем Полоцка был Рогволод (годы правления 945–978). У него было два сына и дочь по имени Рогнеда . Рогволод пообещал Рогнеда с киевским князем , Ярополк , как жена. Но брат Ярополка, Владимир , напал на Полоцк до прихода Ярополка. Он убил Рогволода, его жену и сыновей и женился на Рогнеде.

У Владимира и Рогнеды было пятеро детей, и старший из них, Изяслав , стал князем Полоцким (годы правления 989–1001).

Между X и XII веками Полоцкое княжество стало доминирующим центром власти на территории современной Беларуси, с меньшей ролью Туровского княжества на юге. Он неоднократно утверждал свой суверенитет по отношению к другим центрам Киевской Руси , становясь политической столицей, епископальным престолом и контролером вассальных территорий среди балтов на западе. Самым могущественным его правителем был князь Всеслав Брячиславич , правивший с 1044 по 1101 год. Надпись XII века по заказу сына Всеслава Бориса до сих пор можно увидеть на огромном валуне, установленном возле Софийского собора. Полный список правителей Полоцка можно найти в списке правителей Беларуси .

Осада Полоцка в 1579 году

В 1240 году Полоцк стал вассалом литовских князей. Великий князь литовский Vytenis присоединил город военной силой в 1307 году , завершив процесс , который литовские князья были начаты в 1250s. Полоцк получил хартию автономии, гарантирующую, что великие князья «не будут вводить нового и не разрушать старое». Он был первым из городов, вошедших в состав Великого княжества Литовского . Тем самым литовцам удалось прочно захватить в свои руки торговый путь через Двину , обеспечив себе важный элемент для окружающей экономики. Магдебургское право было принято в 1498 году Полоцк функционировал в качестве столицы Полоцка воеводстве на Посполитой до 1772 г. Захваченные в русской армии Ивана Грозного в 1563 году, он был возвращен в Великом княжестве Литовском всего 15 лет спустя . Он снова был захвачен Россией 17 июня 1654 года, но вновь взят Польшей и Литвой 30 октября 1660 года во время русско-польской войны (1654-67) .

Главная улица Полоцка в 1865 году, автор Дмитрий Струков

В 1772 году Россия захватила Полоцк (тогда Полоцка) в рамках первого раздела на Посполитой .

Поскольку российская императрица Екатерина II не признала подавление Папами Общества Иисуса (1773–1814), ветви иезуитов на этих землях не были распущены, и Полоцк стал европейским центром Ордена с открытием новициата в 1780 году. и с прибытием выдающихся иезуитов из других частей Европы, которые привезли с собой ценные книги и научные коллекции. Иезуиты продолжили пастырскую деятельность и преобразовали Иезуитский колледж в Полоцке (открытый в 1580 году по указу польского короля Стефана Батория , первым ректором был иезуит Петр Скарга (1536-1612)) в Полоцкую академию (1812–1820). с тремя факультетами (теология, языки и гуманитарные науки), четырьмя библиотеками, типографией, книжным магазином, театром с 3 сценами, музеем науки, художественной галереей и научным и литературным периодическим изданием, а также медицинским центром. Школа была также покровителем училища в Петербурге, миссии в Саратов и экспедиции в Кантон.

Во время французского вторжения в Россию в округе произошло два сражения: Первая Полоцкая битва (август 1812 г.) и Вторая Полоцкая битва (октябрь 1812 г.).

В 1820 году под давлением Русской православной церкви российский император Александр I изгнал иезуитов и закрыл Полоцкую академию, в которой обучались 700 студентов. Российские власти также разогнали библиотеку Академии на 40-60 тысяч томов, богатейшее собрание книг XVI — XVIII веков — книги ушли в Санкт-Петербург, Киев и другие города, 4000 томов (вместе с книгами других закрытых иезуитских стран). школ) в Научную библиотеку СПбГУ .

Полоцк находился под оккупацией Германской империи с 25 февраля 1918 года по 21 ноября 1918 года во время Первой мировой войны , Польши с 22 сентября 1919 года по 14 мая 1920 года в период польско-советской войны и нацистской Германии с 16 июля 1941 года по 4 июля 1944 года в Вторая мировая война . Полоцк функционировал как центр Полоцкой области с 20 сентября 1944 года по 8 января 1954 года. Реорганизация территории между Витебской и Молодечненской областями оставила Полоцк частью прежней.

Полоцкое княжество кратко

Первое из удельных княжеств, отделившееся от состава древнерусского государства, в дальнейшем обретя независимость. В период с 14 по 18 век входило в состав Великого княжества Литовского.

Свою историю существования Полоцкое княжество несет еще до образования древнерусского государства. Известно, что еще в начале 870-х годов князь Рюрик обязал полочан платить дань, позже аналогично поступил и киевский князь Олег. В период с 972 по 980 гг. на Полоцкой земле княжил норманн Рогволод, княжество считалось зависимым от правившего тогда в Киеве князя Ярополка Святославича. Полоцкая земля числилась в составе древнерусского государства уже в 980 году после того, как князь Владимир Святославович убил Рогволода, захватил Полоцк и женился на дочери убитого — Рогнеде. В 988 — 989 гг. Владимир назначил на престол своего сына Изяслава, в дальнейшем ставшего родоначальником княжеской династии. В 992 году образовалась Полоцкая епархия.

Несмотря на то, что земли княжества были почти неплодородными, оно располагалось на пересечении значимых торговых путей по Двине, Неману и Березине; от нападений врагов защищали труднопреодолимые леса. Это поспособствовало переселению сюда чужих народов. Города стремительно развивались, становясь торгово-ремесленными центрами (Полоцк, Изяслав, Минск и др.). Такое процветание в экономике дало Изяславичам некоторые ресурсы, опираясь на которые они боролись с киевской властью за независимость.

С 1001 по 1044 гг. Брячислав — наследник Изяслава вел самостоятельную политику, пытаясь расширить свои владения, воспользовавшись ослаблением Руси из-за княжеских междоусобиц. В 1021 году ему удалось захватить Великий Новгород, однако потом князь Ярослав Мудрый дал ему отпор на р. Судоме. Ярослав из вежливости к Брячиславу выделил ему Усвятскую и Витебскую волости.

Верхушкой могущества Полоцкого княжества принято считать период правления Всеслава (1044 — 1101 гг.), сына Брячислава. Он занялся расширением земель на север и северо-запад, обложив данью соседские племена ливов и латгалов. В 1067 году, после неудачных походов на Новгородские земли, князь Изяслав Ярославович нанес ответный удар Всеславу, захватив Минск, разбив его дружину, и вместе с двумя его сыновьями взял в плен. Полоцкое княжество перешло во владения Изяслава. 14 сентября 1068 года восставшие против Изяслава киевские жители свергли его и Всеслав вернул себе Полоцк. В 1069 — 1072 гг. несмотря на жестокую войну с Изяславом, Мстиславом, Святополком и Ярополком (сыновья Изяслава), Всеслав сохранил Полоцкое княжество.

В 1078 году захватил Смоленское княжество и часть Черниговской земли на севере. Однако в 1078 — 1079 гг. князь Всеволод Ярославич напал на Полоцкое княжество и уничтожил некоторые из городов. В 1084 году Владимир Мономах захватил Минск и разгромил Полоцкую землю. Всеслав исчерпал все свои ресурсы и перестал расширять свои владения. После смерти Всеслава в 1101 году Полоцкое княжество распалось на уделы. В 1119 году агрессия Изяславичей против соседей прекращается после неудачных попыток заполучить Новгород и Смоленское княжество. Княжество слабеет, Киев пользуется моментом: в 1119 году Владимир Мономах захватывает удел Глеба Всеславича, а его самого бросает в темницу; в 1127 году Мстислав Великий разоряет Полоцкую землю в районе юго-запада; в 1129 году благодаря отказу Изяславичей от похода с русскими на половцев, Мстислав захватывает княжество и на Киевском съезде просит заточения и высылки в Византию полоцких князей; Затем отдает Полоцкую землю своему сыну Изяславу, а в городах сажает наместников.

В 1132 году одному из Изяславичей — Василько Святославичу удалось вернуть Полоцкое княжество, но не его былую власть и силу. В 12 веке между Рогволодом Борисовичем и Ростиславом Глебовичем разгорается жестокая борьба за княжеский престол. В 1150 — 1160 гг. Рогволод терпит неудачу в попытке воссоединить княжество из-за разногласий с другими Изяславичами и вмешательства извне (князь Юрий Долгорукий и др.). К 13 веку немецкие рыцари завоевывают данников Полоцка; к 1252 году Полоцк и другие города были взяты литовскими князьями; в конце 13 века в борьбе между Тевтонским орденом, Литвой и смоленскими князьями за Полоцкие земли, Литва одерживает верх.

В 1307 году литовский князь Витень отвоевал у меченосцев Полоцк, а Гедемин, правивший после, завладел Минским и Витебским княжествами. К 1385 году Полоцкое княжество вошло в состав Литовского государства.

Что посмотреть в Полоцком районе

Церковь Святого Николая Чудотворца в деревне Коллективной

В 1750 году в имении Ропно, неподалеку от Полоцка, была построена каменная кладбищенская церковь в честь Святого Николая Чудотворца.

Гомельская ГЭС
Гомельская ГЭС, которая была сооружена в 1936 году, представляет собой памятник промышленной архитектуры с элементами неоклассицизма.

Церковь Святого Георгия Победоносца в Гомеле
Церковь святого Георгия Победоносца в Гомеле, которая была простроена в 2019 году, сочетает в своем облике черты народного зодчества и ретроспективно-русского стиля.

Софийский собор в Полоцке
Полоцкий Софийский собор был построен между 1044 и 1060 годами, в период правления князя Всеслава Брячиславича (Чародея).

Исландский след

В X веке в далекой Исландии появилась первая христианская церковь. Ее, как считается, основал Торвальд Кодранссон, который после знакомства с христианской верой превратился из обычного королевского служивого в миссионера. Из «Саги о крещении» мы узнаем, что он прибыл в Полоцк, где некоторое время спустя умер и был похоронен у церкви Иоанна Крестителя, которую, возможно, сам и основал. Точной даты его прибытия мы не знаем, однако есть версия, что это 986 год. То есть как минимум за два года до крещения Владимиром Руси в Полоцке уже действовала христианская церковь.

При отсутствии иных сведений именно Торвальд должен быть назван крестителем Полоцка. Эту версию могли бы подтвердить раскопки на острове, что напротив полоцкой Софии. Однако, по словам Сергея Тарасова, пока их провести невозможно – на этом месте располагается станция юннатов. Почему ее нельзя перенести ради раскопок такого значения, понять нелегко.

Но даже если существование церкви Иоанна Крестителя будет доказано, к полоцкой епископии Торвальд, скорее всего, отношения не имеет. Основать ее мог только епископ, рукоположенный патриархом.

XI век

Век расцвета княжества.

1003-1044 княжение Брячеслава

Брячеслав, сына Изяслава. Присоединил земли между Западной Двиной и Десной, где основал город Браслав.

В его правление начато строительство Полоцкого Софийского собора (1030-60) — одного из трех (Киев, Полоцк, Новгород) Софийских соборов,
построенных в одно время и по единому образу — образу патриаршего собора Св. Софии в Константинополе.

Его княжение отмечено успешным походом на Новгород и борьбой с киевским князем Ярославом Мудрым. Это противостояние по-разному описано в «Саге об Эймунде»
и киевских летописях. Сага повествует о том, как Эймунд выступил на стороне Брячеслава, и «мир творит» Ингигерда (дочь короля Швеции, жена Ярослава).
И Эймунду в удел отдается Полоцк, Брячеславу Киев, а Ярославу Новгород. Руские летописи рассказывают немного иначе.

«Сага об Эймунде»
«Тогда затрубили сбор, и было всем объявлено, что Господыня Ингигерда хочет говорить с Конунгом и его людьми. Когда собрались люди, мужи увидели,
что Господыня Ингигерда находится в Нордманнской дружине Конунга Эймунда. В тоже время обнародовано от имени Конунга Вартилафа (Брячеслава),
что Господыня будет творить (мир)… Она сказала Конунгу Ярислейфу (Ярославу), что ему держать вперед самую важную часть Гардарика,
то есть Гольмгард (Новгород), а Вартилафу владеть Кунигардом (Киевом), другою лучшею частью всех владений, с податями и сборами, —
от чего будет он иметь вдвое более владения, нежели как имел прежде, Палтеск (Полоцк) и область, лежащую подле, иметь Конунгу Эймунду,
и быть ему там Конунгом, пользуясь всеми земскими сборами, какие там положены.»

А. Н. Веселовский о Полоцке

Рогволодовичи vs Ярославичи

Князь Брячеслав (1003-1044)
г. Браслав 1065

Полоцк
Софийский собор 1030-50

1044-1101 княжение Всеслава «Чародея»

Всеслав, сын Брячеслава. Пожалуй, самый известный князь Полоцкий.
В свое долгое княжение (57 лет) он — оставаясь язычником-колдуном и не будучи причисленным к лику святых, — завершил строительства Полоцкого
Софийского собора (1030-60). Примечателен также как герой «Слова о полку Игореве»
и восточнославянского фольклора.

Всеслав продолжил традицию противостояния Ярославичей и Рогволодовичей — в 1065 году держал в осаде Псков и разграбил Новгород.
Против него выступили совместно правившие трое Ярославичей — Изяслав Киевский, Святослав Черниговский и Всеволод Переяславский. Они направились на Минск.
Войска Ярославичей и Всеслава сошлись на реке Немиге.

1067 Битва на Немиге. Эпичное сражение, вызывавшее трепет у летописцев. Первое упоминание о Минске и Дудутках.
По итогам битвы Всеслав Чародей был приглашен на переговоры, пленен, освобожден киевским вече и избран киевским князем.

Княжение Всеслава было наивысшей точкой расцвета Полоцкого княжества. Ещё при жизни он разделил полоцкую землю между своими сыновьями,
которые, в свою очередь, поделили полоцкие уделы между своими детьми.

Князь Всеслав «Чародей» (1044-1101)

Битва на Немиге
г. Минск 1067

«Слово о полку Игореве»,
Битва на Немиге 1067

Княжеские печати и знаки

Военные походы в киевско-полоцкой борьбе

  • 872 год — поход Аскольда на полочан.
  • 977 год — поход Владимира Святославича на Полоцк.
  • 1021 год — нападение Брячислава на Новгород, поражение Брячислава на Судоме.
  • 1065 год — нападение Всеслава на Псков.
  • 1066 год — нападение Всеслава на Новгород, захват и разорение Новгорода.
  • 1067 год — сражение на Немиге.
  • 1069 год — нападение Всеслава на Новгород.
  • 1071 год — поражение Всеслава у Голотичска.
  • 1077 год, весна — поход Всеслава на Новгород.
  • 1077 год, лето — поход Всеволода на Полоцк.
  • 1077/78, зима — поход Святополка Изяславича, Владимира Мономаха и половцев на Полоцк.
  • между 1078 и 1084 годами — поход Всеслава на Смоленск, походы Владимира Мономаха до Лукомля и Логойска и на Друцк.
  • между 1084 и 1086 годами — поход Владимира Мономаха с половцами на Минск.
  • 1104 год — походы Владимира Мономаха на Глеба Всеславича минского.
  • 1116 год — поход Глеба Всеславича минского на Слуцк.
  • 1117 год — поход Владимира Мономаха на Глеба Всеславича минского.
  • 1127 год — полоцкий поход Мстислава Великого.

Образование и письменность

Древнейшие из дошедших до нас рукописей древнего Полоцка древнего датируются ХII в. При Полоцком Софийском соборе действовала библиотека, где хранились рукописные книги. Помимо рукописей древние памятники письменности также дошли до нас в виде отдельных надписей на стенах зданий, иконах, крестиках, печатях.

Разумеется, образование времён Полоцкого княжества имело ярко выраженный церковный характер. При монастырях действовали школы, где учили грамоте, а монахи в своих кельях неустанно переписывали священные книги. Образование в Полоцком княжестве не было массовым явлением, общий уровень грамотности среди населения не поддаётся точным оценкам. Тем не менее, целый ряд материальных источников позволяет говорить о том, что грамоту знали не только церковные люди, но и простые ремесленники. Хотя подавляющее большинство в то время в целом были безграмотные. 

Дата из учебника

Начнем с ключевой даты – 992 год. Согласно белорусским учебникам, по которым выучилось не одно поколение школьников, в 988 году князь Владимир крестил Русь, после чего начал учреждать епископии в своих землях. В частности, Полоцкая епархия ведет свою историю от 992 года. Однако, вот закавыка: летописного и иного документального подтверждения того, что Полоцк принял христианство от Владимира Святославича и по его же инициативе получил епископскую кафедру, не существует. Откуда же дата?

В 1988 году Русская православная церковь отмечала свое тысячелетие. Не захотела остаться в стороне и Минско-Белорусская епархия. Но поскольку было не совсем понятно, что праздновать, митрополит Филарет организовал коллоквиум «Христианизация Руси и белорусская культура». По словам Сергея Тарасова, который присутствовал на конференции, ее цель сформулировали так: выяснить и уточнить, возможно ли основание Полоцкой епархии в 992 году. Согласно резюме конференции – да, возможно.

Из Лаврентьевской летописи мы узнаем, что в 1105 году святителя Мину возвели в сан Полоцкого епископа. Но к тому моменту Софийский собор стоял в городе уже как минимум 45 лет. Без епископа он не мог не только функционировать, но даже быть построенным. Ведь то место, где будет располагаться алтарь, необходимо освятить.  

Однако не будем забывать, что в 80-ые (по иным сведениям – в 70-ые) годы X века князь Владимир захватил Полоцк. Это история известная, но я на всякий случай вкратце напомню: Владимир Святославич, князь новгородский, посватался к Рогнеде, дочери полоцкого правителя Рогволода. Она отвергла князя, не преминув пройтись по его происхождению – Владимир был сыном князя Святослава Игоревича и его наложницы. Если верить летописям, после унизительного отказа Рогнеда добавила, что хотела бы выйти за Ярополка – киевского князя и брата Владимира. Неизвестно, что разъярило князя больше: личное оскорбление или политический выбор Рогволода – но он напал на Полоцк, изнасиловал Рогнеду на глазах отца, а потом убил Рогволода и его сыновей. Княжна, которую силой выдали замуж за Владимира, была взята вместе с Полоцком. Ведь город попал в вассальную зависимость.

Логичен вопрос: почему же Владимир, учреждая в своих городах епископские кафедры, обошел Полоцк? Сергей Тарасов полагает, что князь, возможно, попросту не мог установить в городе епископию – она там уже была.

Социальная дифференциация древности или такое разное крестьянство

Во времена Полоцкого княжества крестьянство не было однородным социальным слоем. В зависимости от степени свободы среди сельских жителей выделялись особые категории. Свободные общинники или «люди» первоначально являлись наиболее массовой категорией крестьян, однако по мере феодализации экономики их численность начинает неуклонно сокращаться. Многие свободные «люди» становились зависимыми от князя и переходили в категорию «закупов».  Людей, которые работали непосредственно на княжеских землях и принадлежали князю, называли «смердами». Ещё более низкое место в социальной иерархии по сравнению со «смердами» занимала «челядь», которая выполняла функцию домашней прислуги. Людей, которые были лишены даже личной свободы, называли «холопами».  По своему положению они мало чем отличались от рабов.

Итак, по мере развития феодальных отношений происходит усложнение социальной структуры населения. Крестьяне становятся всё более зависимым от князя и его бояр, постепенно утрачивая не только экономическую, но и личную свободу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector