Что такое защитный церковный пояс и для чего его носить?

Не талисман или амулет, а святыня

Пояс Богородицы – для чего нужен? Православным христианам следует помнить, что сама по себе религиозная реликвия не может исцелять людей и исполнять их просьбы. Это не оберег, не талисман, не амулет, а святыня. То есть носитель Божественной благодати. Чудеса происходят именно по воле Господа, который смотрит на душу человека. Патриарх Кирилл наставляет:

Афонские монахи, распространяя миниатюрные освящённые пояски, прикладывают к ним памятку, которая учит правильно относиться к святыне и чуду. В ней указано, что Господь и Богоматерь помогают, прежде всего, тем, кто живёт в покаянии и участвует в Церковных Таинствах. Таким образом, нам необходимо прикладывать собственные усилия для связи с Богом и спасения, а не беспечно ждать помощи свыше.

Также в афонских памятках говорится, что после чудесной помощи Бога нужно не расслабляться, а продолжать трудиться над собой в течение всей жизни. Игумен Нектарий (Морозов) отмечает:

Игумен Нектарий добавляет, что совершенно неважно, как мы приложимся ко святыне: головой, руками или просто постоим рядом. Главное – прикоснуться к ней своим сердцем

Пояса с наузами (узлами) старообрядцы не носили

Навязывание на себя различных предметов-оберегов и завязывание узлов с магическими целями осуждается как пережиток язычества. Святитель Кирил Туровский (XII в.) приравнивал «науз ношение» к «кощюнам и бесовским песням».

Пояс с наузами (узлами на концах) христианам носить запрещеноМонахи исповедовались: «Согреших, наузы вязах на себе и к волхвом и к обавником и к чародеем ходих… согреших, наузы на себе нося…» Ношение волшебной повязки приравнивалось к колдовству, заклятиям.

В Потребнике указывается: «Елицы волхвуют… и обвязания на дети свои и на животная возлагают, урока ради… 6 лет да не причастятся… или опоясания… и шолки на главу свою и на выю возлагают, яко недуги отгонити… 6 лет да не причастятся… или в воспоминание Страстей Христовых в Пяток Великий узолицы себе по числу евангелий вяжут, 6 лет да не причастятся».

Правило 36-е Лаодикийского Собора (IV в.) запрещает «предохранилища» (филактерии), которыми суеверные христиане во время болезни перевязывали больное место на теле либо постоянно носили на шее. Отцы Собора называют эти «предохранилища» оковами души. «Птицегадание, чарование, предсказывания, или привески на шее против очес призора, или на листах написания, волхвования или иные злые хитрости и другие сим подобные непотребства суть служения диаволу», — говорил святитель Кирил Иеросалимский.

Смешение христианских понятий с языческими («демонским колдовством») трактовалось Церковью «как особо тяжкий грех, ведущий к профанации святыни и кощунству». Поэтому старообрядческие мастерицы не используют наузы при изготовлении поясов.

Священное Писание

2 Кор., 186 зач., VIII, 7-15

7 А ка́к вы изобилуете всем: верою и словом, и познанием, и всяким усердием, и любовью вашею к нам,— та́к изобилуйте и сею добродетелью.

8 Говорю это не в виде повеления, но усердием других испытываю искренность и вашей любви.

9 Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою.

10 Я даю на это совет: ибо это полезно вам, которые не только начали делать сие, но и желали того еще с прошедшего года.

11 Совершите же теперь самое дело, дабы, чего усердно желали, то и исполнено было по достатку.

12 Ибо если есть усердие, то оно принимается смотря по тому, кто что имеет, а не по тому, чего не имеет.

13 Не требуется, чтобы другим было облегчение, а вам тяжесть, но чтобы была равномерность.

14 Ныне ваш избыток в восполнение их недостатка; а после их избыток в восполнение вашего недостатка, чтобы была равномерность, 15как написано: кто собрал много, не имел лишнего; и кто мало, не имел недостатка.

Мк., 11 зач., III, 6-12

6 Фарисеи, выйдя, немедленно составили с иродианами совещание против Него, как бы погубить Его.

7 Но Иисус с учениками Своими удалился к морю; и за Ним последовало множество народа из Галилеи, Иудеи, 8 Иерусалима, Идумеи и из-за Иордана. И живущие в окрестностях Тира и Сидона, услышав, что Он делал, шли к Нему в великом множестве.

9 И сказал ученикам Своим, чтобы готова была для Него лодка по причине многолюдства, дабы не теснили Его.

10 Ибо многих Он исцелил, так что имевшие язвы бросались к Нему, чтобы коснуться Его.

11 И духи нечистые, когда видели Его, падали пред Ним и кричали: Ты Сын Божий.

12 Но Он строго запрещал им, чтобы не делали Его известным.

***

2 Кор., 187 зач., VIII, 16 — IX, 5 (за вторник)

16 Благодарение Богу, вложившему в сердце Титово такое усердие к вам.

17 Ибо, хотя и я просил его, впрочем он, будучи очень усерден, пошел к вам добровольно.

18 С ним послали мы также брата, во всех церквах похваляемого за благовествование, 19 и притом избранного от церквей сопутствовать нам для сего благотворения, которому мы служим во славу Самого Господа и в соответствие вашему усердию, 20 остерегаясь, чтобы нам не подвергнуться от кого нареканию при таком обилии приношений, вверяемых нашему служению; 21 ибо мы стараемся о добром не только пред Господом, но и пред людьми.

22 Мы послали с ними и брата нашего, которого усердие много раз испытали во многом и который ныне еще усерднее по великой уверенности в вас.

23 Что касается до Тита, это — мой товарищ и сотрудник у вас; а что до братьев наших, это — посланники церквей, слава Христова.

24 Итак перед лицем церквей дайте им доказательство любви вашей и того, что мы справедливо хвалимся вами.

Глава 9

1 Для меня впрочем излишне писать вам о вспоможении святым, 2 ибо я знаю усердие ваше и хвалюсь вами перед Македонянами, что Ахаия приготовлена еще с прошедшего года; и ревность ваша поощрила многих.

3 Братьев же послал я для того, чтобы похвала моя о вас не оказалась тщетною в сем случае, но чтобы вы, как я говорил, были приготовлены, 4 и чтобы, когда придут со мною Македоняне и найдут вас неготовыми, не остались в стыде мы,— не говорю «вы»,— похвалившись с такою уверенностью.

5 Посему я почел за нужное упросить братьев, чтобы они наперед пошли к вам и предварительно озаботились, дабы возвещенное уже благословение ваше было готово, как благословение, а не как побор.

Мк., 12 зач., III, 13-19

13 Потом взошел на гору и позвал к Себе, кого Сам хотел; и пришли к Нему.

14 И поставил из них двенадцать, чтобы с Ним были и чтобы посылать их на проповедь, 15 и чтобы они имели власть исцелять от болезней и изгонять бесов; 16 поставил Симона, нарекши ему имя Петр, 17 Иакова Зеведеева и Иоанна, брата Иакова, нарекши им имена Воанергес, то есть «сыны громовы», 18 Андрея, Филиппа, Варфоломея, Матфея, Фому, Иакова Алфеева, Фаддея, Симона Кананита 19 и Иуду Искариотского, который и предал Его.

Житие Девы Марии

Дева Мария – земная Мать Сына Божьего, Спасителя человечества Иисуса Христа. Она была простой еврейской девушкой из Назарета, в детстве воспитывалась при храме. Позднее обручилась с богобоязненным плотником Иосифом, но оставалась благочестивой девственницей. Бог избрал Марию для величайшего служения, и Она со смирением приняла Его волю.

Посредством Святого Духа Мария непорочно зачала и родила долгожданного Спасителя, о Котором пророчествовал Ветхий Завет. Святой мученик Иустин Философ пишет:

В течение земной жизни Сына Мария дольше, чем кто-либо из людей, пребывала рядом с Ним, напитываясь Божественным Словом и Благодатью. Во время казни Христа на кресте Богоматерь находилась рядом и разделяла Его страдания. Позднее воскресший Спаситель явился Матери и Своим ученикам. Также Богородица была свидетельницей Его Вознесения.

Своим Воскресением Богочеловек Христос искупил наши грехи, а Вознесением – проложил человеку дорогу в Царствие Небесное. Преподобный Ефрем Сирин называет Марию дочерью Света, через Которую озарился весь омраченный грехопадением мир («Творения»). После Вознесения на апостолов и Марию сошёл Святой Дух. Они обрели дар проповеди и чудотворения, с помощью которого распространяли Христову веру по всему миру.

Богоматерь скончалась в преклонном возрасте, в окружении учеников Своего Сына. Позднее они обнаружили Её гробницу пустой. Там лежало лишь благоухающее одеяние Марии. Церковь учит, что Господь воскресил и торжественно вознёс Матерь на небо, где Она продолжила Своё служение Богу и людям. Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет:

Церковь не обожествляет Богоматерь. Но христиане почитают Деву Марию как Царицу Небесную, которая превыше всех ангелов и святых. Иерей Александр Пикалёв отмечает:

НЕКОТОРЫЕ ИЗ ЧУДЕС, КОТОРЫЕ БЫЛИ ЯВЛЕНЫ ПО МОЛИТВАМ У ПОЯСА БОГОРОДИЦЫ

— 1871 год В Константинополе произошла необычайно сильная вспышка холеры, которая буквально выкосила его жителей. Когда Пояс привезли в зараженный город, почти сразу же, после прибытия святыни, эпидемия отступила. А уже зараженные ею люди излечились. Тогда же стал известен случай, когда возложение Пояса Богородицы на юношу, который только что скончался от тяжелой болезни, помогло воскресить его из мертвых.— 1894 год Избавление от саранчи, пожиравшей посевы в городе Мадита (Малая Азия). Как только корабль со святыней причалил к берегу, небо потемнело от насекомых, которые тут же стали падать в воду. Жители были спасены от неминуемого голода. А также в 1915 году произошло спасение посевов в греческих провинциях от нашествия саранчи. В этот раз прилетели стаи птиц, которые стали есть вредителей.

— 1957 год С острова, который находится недалеко от Афона, в Ватопедский монастырь прибыли старейшины и попросили монахов спасти их от страшной засухи. Со святым Поясом из монастыря выдвинулся крестный ход. Как только святыня появилась на острове, начался сильный ливень. В Ватопедском монастыре шьют и освящают копии Пояса, которые на своем чреве носят женщины, страдающие бесплодием. Наверное, Богородица слышит горячие просьбы, поэтому Божия благодать, при помощи настоящей веры и искренних молитв, через святыню опускается на бездетных супругов. В монастыре хранится огромное количество писем от счастливых людей с благодарностями Богу за рождение ребенка.

— 2011 год Архимандрит Ефрем, настоятель монастыря Ватопед, привез ковчег с частицей Пояса Богородицы в нашу страну. Святыню выставили для поклонения в Москве в Храме Христа Спасителя и сразу, со всей страны, для поклонения стали приезжать паломники. Невзирая на холодную погоду, на поклонение к Поясу образовалась огромнейшая живая очередь. Позже ковчег побывал еще в некоторых русских городах. За все это время около трех миллионов смогли поклониться Святому Поясу, который Своими руками держала Пречистая Дева Мария. Она благословила и помогла великому множеству людей, всем, кто обратился к Ней с верою и надеждою на помощь и спасение.

Пояс Богородицы: пребывание в России

Осенью 2011 года крупный фрагмент Пояса Богородицы, принадлежащий афонскому монастырю Ватопед, был торжественно привезён в Россию для поклонения верующими. В Средние века византийские императоры брали святыню в военные походы. Однажды болгарское войско отбило реликвию у византийцев. Позднее она перешла в руки сербского князя Лазаря. В 14 веке он преподнёс Пояс в дар монастырю Святой Горы.

С тех пор афонский Пояс Богоматери не покидал пределы Греции. И хотя святыню приглашали к себе многие страны, исключение было сделано лишь для России. Святой Пояс находился в нашей стране в течение 39 дней. Он побывал в 14 городах, а также в Серафимо-Дивеевском монастыре. Реликвию перевозили в поездах и на специальном самолёте в сопровождении афонских монахов. Святыне поклонилось более 3 млн российских верующих, среди которых и первые лица государства. В Москве живая очередь к христианской реликвии растянулась на 8 км. Всего в столице к святыне пришло около 500 тыс. человек.

Из-за большого количества паломников срок пребывания Пояса в России продлевали, а расписание дополняли новыми городами. Множество волонтёров участвовало в раздаче верующим освящённых иконок Богородицы и миниатюрных поясков. В честь прибытия святыни в российских городах служились молебны и проводились крестные ходы.

Пребывание афонского Пояса Богоматери в России стало беспрецедентным религиозным событием. Вышедшее далеко за пределы внутрицерковной жизни, оно обрело общенациональный характер. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл тогда отметил:

Паисий Святогорец о несении креста и спасительной силе испытаний

Благий Бог дает каждому крест в соответствии с имеющимися у него силами. Бог дает человеку крест не для того, чтобы он мучился, но для того, чтобы с креста человек взошел на небо. Ведь в сущности крест — это лестница на небо. Понимая, какое богатство мы откладываем в сокровищницу, терпя боль испытаний, мы не станем роптать, но будем славословить Бога, беря на себя тот маленький крестик, который Он нам даровал. Там, на небе, нам гарантированы владения и наделы, которые приготовил нам Бог. Однако если мы просим, чтобы Бог избавил нас от испытания, то Он дает эти владения и наделы другим и мы их лишаемся. Человек, который мучается здесь, блажен, потому что чем больше он страдает в жизни этой, тем бóльшую получает пользу для жизни иной. Это происходит потому, что он расплачивается за свои грехи. Кресты испытаний выше, чем те таланты, дарования, которыми наделяет нас Бог. Поэтому в каждом испытании будем говорить: «Благодарю Тебя, Боже мой, потому что это было мне необходимо для моего спасения».

Святителя Геннадий, патриарх Цареградский

Святитель Геннадий был избран на Константинопольский Престол в 458 году. Он отличался святостью жизни и совершал различные чудеса. Так, в церкви Святого Мученика Елевферия был недостойный клирик Харисим, которого святитель Геннадий долго безуспешно вразумлял. Наконец, святитель Геннадий послал своего служителя в храм Святого Елевферия, поручив ему сказать святому мученику: «Святой Елевферий, один из твоих вои нов много грешит. Или исправь его, или отлучи!» На другой день Харисим был найден мёртвым. Святитель Геннадий деятельно боролся с симонией (посвящением в священный сан за деньги). «Невозможно прийти когда-либо в единение несоединимому, и мамоне согласиться с Богом или служащим ей служить Богу», — писал он в Окружном послании, утверждённом Поместным собором 458–459 годов.

Утешение апостола Фомы

Как известно, апостол Фома не участвовал в погребении Девы Марии — в это время он был в районе Индии и распространял там Благую Весть. Только на третий день он прибыл в Иерусалим. Скорбя и желая проститься с Богородицей, он просил апостолов открыть ее гробницу. Открыв же, апостолы изумились, потому что гробница оказалась пуста. В ней остались лишь погребальные пелены, от которых шло дивное благоухание. «Лобызая со слезами и благоговением оставшуюся во гробе погребальную пелену, они молились Господу, чтобы Он открыл им, куда исчезло тело Пресвятой Богородицы?» — пишет Дмитрий Ростовский. В ответ на их вопрошание, Богородица явилась апостолам за вечерей и приветствовала их словами: «Радуйтесь! — ибо Я с вами во все дни».

Однако существует предание, что на третий день, то есть до этого явления, Богородица явилась апостолу Фоме по его молитве. Чтобы утешить его, она бросила ему свой пояс с неба. Это предание запечатлено на православных иконах, а на святой горе Афон есть фреска VI века с изображением Фомы, приносящего пояс остальным ученикам.

Круче, чем пояс Богородицы. Где в Москве хранятся православные реликвии?

В главном храме страны — храме Христа Спасителя, м. «Кропоткинская», почивают мощи святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского (1782-1867). Выдающийся иерарх участвовал в подготовке манифеста об отмене крепостного права 1861 г. Недаром современники часто называли XIX в. «веком Филарета». Митрополит состоял в переписке с Александром Пушкиным, оказывал духовную поддержку Лермонтову и Гоголю. Он автор знаменитой молитвы, которая начинается словами: «Господи! Не знаю, что просить у Тебя! Ты один знаешь, что мне потребно. Ты любишь меня паче, нежели я умею любить себя», а заканчивается: «Научи меня молиться. Сам во мне молись. Аминь».

Купола Москвы. Пять столичных храмов, которые стоит посетить каждому. Читайте в статье>>

Храм Христа Спасителя. Коллаж АиФ/ Эдуард Кудрявицкий

На Красной площади в храме Василия Блаженного покоятся мощи самого известного на Руси юродивого. Василий Блаженный жил в Москве на рубеже XV-XVI вв. Он пребывал в постоянной молитве, скитался по улицам города, ночевал на церковной паперти. Славился прозорливостью, помогал слабым, обличал тех, кто ради наживы обманывал людей. Его почитали и простые москвичи, и вельможи. В день похорон гроб с телом юродивого нёс на плечах сам царь.

Василий Блаженный был прославлен в лике святых уже через 10 лет после кончины, поскольку на его могиле происходило множество исцелений. Почти каждое воскресенье и в день памяти святого — 15 августа — в соборе служится литургия. В остальное время храм функ­ционирует как музей. Мощи святого находятся в храме под землёй, место погребения украшает рака, к которой и прикладываются верующие. К святому обращаются во всякой нужде — в болезни, при пьянстве, в безденежье.

Чем известен Василий Блаженный и почему его боялся сам Иван Грозный? Читайте в справке>>

Храм Василия Блаженного. Коллаж АиФ/ Эдуард Кудрявицкий

В Богоявленском соборе (в народе — Елоховский собор), м. «Бауманская», покоятся мощи святителя Алексия, митрополита Московского, чудотворца, который жил в Москве в XIV в. К нему приходят попросить о смягчении гнева начальствующих, о защите Отечества, при болезнях глаз — ведь по молитвам святого прозрела и обратилась в христианство жена татарского хана Джанибека. Когда Тайдула ослепла, хан послал гонца к святителю Алексию — даже иноверцы знали, что «небо ни в чём не отказывает его молитве». Трижды святитель ездил в Орду и отводил угрозу татарского нашествия на Русь. В соборе также погребён патриарх Алексий II.

Елоховский собор. Коллаж АиФ/ Эдуард Кудрявицкий

В Покровском монастыре, м. «Таганская», покоятся мощи святой блаженной Матроны Московской. К ней идут с прось­бами о семейном счастье, просят даровать детей или избавить от физических недугов.

Обитель открыта ежедневно с 7.00 до 20.00, а в воскресенье с 6.00. К мощам Матронушки почти всегда выстраивается очередь. Но если вы можете приехать только вечером, незадолго до закрытия обители, всё равно приезжайте. Даже в 19.50 вас пустят в монастырь, обитель закроют, а вы спокойно дождётесь своей очереди. По традиции, к Матронушке приходят с цветами и уходят тоже с цветами, но уже с другими — от мощей святой. Их засушивают и хранят как святыню.

«Операция больше не нужна». Истории из музея святой Матроны Московской. Читайте в статье>>

Покровский монастырь. Коллаж АиФ/ Эдуард Кудрявицкий

В , в храме святителя Николая в Клённиках покоятся мощи святого праведного Алексия Мечёва. В начале ХХ в. он был настоятелем этого храма и одним из самых почитаемых старцев в Москве. К отцу Алексию за молитвенной помощью и житейским советом тянулась нескончаемая череда людей. И каждый уходил от старца ободрённым. И сегодня у его чудотворных мощей не иссякает вереница просящих помощи — у кого семья на грани распада, кто-то ищет исцеления от пьянства. Храм открыт каждый день. По воскресеньям в 17.00 святому служится молебен и рака открывается, чтобы можно было приложиться к нетленным мощам. Храм святителя Николая в Клённиках. Коллаж АиФ/ Эдуард Кудрявицкий

Эпидемия, засуха и воскрешение

С тех пор, как весть о чудодейственном влиянии пояса разнеслась по всему свету, святыню стали привозить туда, где свирепствовали эпидемии. Так в 1821 году монахи из монастыря Ватопед, где и хранилась реликвия, приехали на Крит по просьбе жителей этого острова. В то время там бушевала чума. Однако в свою обитель монахи так и не вернулись. Турки схватили и казнили их. Так пояс оказался в руках консула, который потребовал за святыню выкуп в несколько тысяч пиастров.

Прихожане, воодушевленные чудесами, которые творил пояс, быстро собрали деньги, и пояс возвратился в обитель. Но перед тем, как отправить реликвию в Ватопед, жена консула взяла себе небольшой лоскуток от пояса. Через некоторое время консул умер, а мать и сестра злоумышленницы слегли от тяжелых болезней. Женщина тут же прислала в Ватопедский монастырь послание, в котором попросила монахов приехать за украденным ею лоскутком.

В 1864 году пояс Богородицы побывал в Константинополе, жители которого умирали один за другим от эпидемии холеры. Как только корабль с реликвией на борту приблизился к городу, болезнь отступила. Узнав о том, что святыня находится совсем рядом, один из жителей соседнего города Галаты взмолился, прося привезти пояс к нему в дом, где умирал его сын. Однако пока святыня добиралась до места, юноша скончался. Тем не менее никто не отчаялся, и пояс был возложен на тело усопшего, который тут же пришел в себя.

В 1894 году святыню привезли в город Мадит, жители которого страдали от невиданного нашествия саранчи. Едва корабль с ракой приблизился к порту, тучи саранчи поднялись в небо, а оттуда ринулись в воду.

В 1957 году пояс был приглашен жителями острова Тасос, где на тот момент дождей не видели уже много лет. Как только корабль оказался в порту, грянул такой ливень, что посланники не смогли сойти на берег.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Пока мысленный грех не обрел внешнее выражение в виде слова или поступка, с ним проще бороться. Грех на уровне помысла – вот где проходит передний край нашей духовной обороны. И если нам удается встретить врага во всеоружии и к тому же на дальних подступах, то с большой вероятностью мы сумеем отразить его нападение. Однако даже если передовая линия противостояния греху окажется им смята, то следующие линии нашей обороны вполне могут выстоять под натиском врага

Поэтому очень важно, чтобы на каждом рубеже человек давал бой греху. Но, повторяю, самая молниеносная победа, причем «малой кровью», может быть одержана на первом, самом раннем рубеже обороны – ведь с помыслами бороться легче, чем со словами, а тем более с поступками

Святыни обители

В Зачатьевском Ставропигиальном женском монастыре есть несколько святынь, на которые, то и дело, приезжает посмотреть большое количество паломников. Так например:

  • лик Зачатия прав. Анны;
  • икона «Милостивая»;
  • святые мощи новомучеников и исповедников Российских в мощевнике;
  • частицы Крови Христовой на кресте-распятии, древа Креста и Гроба Господня;
  • святой образ Георгия Победоносца;
  • места погребения основательниц игумении Иулиании и монахини Евпраксии;
  • частица мощей и икона великомученика Пантелеймона.

Лучшая статья для Вас, переходите: Собор Свято-Михайловский город Ижевск

Иконы

Как уже было отмечено, эта обитель имеет несколько чудотворных икон. Наиболее известна – икона Богоматери «Милостивая». Она несет в себе богатую историю, которая славится многими исцелениями и помощью нуждающимся. В период смуты она несла на себе важную миссию – была символом покровы Пречистой над изгнанными из обители насельницах, а также то, что монастырь будет возобновлен.

Многие обращаются к ней с просьбами:

  • об исцелении от депрессии;
  • о миновании голода;
  • об остановлении кровотечении;
  • о даровании долгожданных детей.

Часто можно услышать вопрос кому помог забеременеть обряд прошения перед иконой? Ответы есть разные, но большинство из них положительные. Многие связывают это со снисходительностью Богородицы.

Храмы

Каждый желающий может приклонится к мощам Зачатьевского монастыря. Так как обитель занимает большую территорию, то на ней находится несколько храмов:

  • Собор Рождества Пресвятой Богородицы;
  • Храм Спаса Нерукотворного Образа (надвратный);
  • Святилище Сошествия Святого Духа;
  • Часовня Святого Алексия, митрополита Московского;
  • Храм Зачатия святой православной Анны в трапезном корпусе.

История Честного пояса Пресвятой Богородицы

Легенда гласит, что Дева Мария сама сплела пояс, используя пряжу из верблюжьей шерсти, и перед своей смертью передала его апостолу Фоме. Он должен был отдать одежду и пояс Марии праведницам.

Верующие считали его святыней, поэтому он тщательно сохранялся и передавался из поколения в поколение. Спустя 300 лет пояс оказался в константинопольском храме Халкопратион. На Афон он попал при императоре Аркадии, где и хранился длительное время.

Как о святыне, о поясе заговорили в 9 веке, когда императрице Зои Карбонопсине приснился сон, в котором Пресвятая Богородица указала ей на пояс, что поможет исцелиться от недугов. До этого более 5 веков он хранился в закрытой шкатулке в целости и сохранности. За это время ее ни разу не открывали.

Исторический экскурс

Как известно, апостол Фома не участвовал в погребении Девы Марии — в это время он был в районе Индии и распространял там Благую Весть. Только на третий день он прибыл в Иерусалим. Скорбя и желая проститься с Богородицей, он просил апостолов открыть ее гробницу. Открыв же, апостолы изумились, потому что гробница оказалась пуста. В ней остались лишь погребальные пелены, от которых шло дивное благоухание. «Лобызая со слезами и благоговением оставшуюся во гробе погребальную пелену, они молились Господу, чтобы Он открыл им, куда исчезло тело Пресвятой Богородицы?» — пишет Дмитрий Ростовский. В ответ на их вопрошание, Богородица явилась апостолам за вечерей и приветствовала их словами: «Радуйтесь! — ибо Я с вами во все дни». Однако существует предание, что на третий день, то есть до этого явления, Богородица явилась апостолу Фоме по его молитве. Чтобы утешить его, она бросила ему свой пояс с неба. Это предание запечатлено на православных иконах, а на святой горе Афон есть фреска VI века с изображением Фомы, приносящего пояс остальным ученикам.

Богородица дает Пояс апостолу Фоме

Золотой ковчег, в который долгое время был заключен почитавшийся как великая святыня пояс, впервые был открыт в конце IX — начале X века в царствование императора Льва Мудрого. Сделано это было с разрешения патриарха для жены императора Зои, обуреваемой нечистым духом. Император молился Богу об исцелении своей жены. И произошло видение, что та излечится от своей слабости, если на нее положат пояс Богородицы. Когда ковчег был вскрыт, оказалось, что пояс, пролежавший в нем почти десять веков, не истлел. Патриарх приложил Пояс к больной императрице, и тотчас она избавилась от нечистого духа. В знак благодарности Божией Матери Зоя вышила весь Пояс золотой нитью. После этих событий святой Евфимий, духовник императора и Патриарх Константинопольский, составил Слово в «в честь Преблагословенной Девы Богородицы, в воспоминание чуда, бывшего от Её Честного Пояса, по благодати, милосердию и человеколюбию родившегося от Неё Христа, Бога нашего».

В X веке Пояс Богородицы был разделён на части, которые со временем оказалась в Болгарии, Грузии (Зугдиди) и на Кипре (монастырь Троодитисса). Елена, племянница византийского императора Романа III Аргира (Аргиропуло), получила исцеление от пояса Богородицы. Когда в 1028 году после войны с Грузией император заключил с ней мир, он выдал Елену за грузинского царя Баграта IV Куропалата, чтобы скрепить политический союз. С разрешения императора невеста привезла с собой в дальнюю страну часть Пояса. Известно, что в начале XIX века правительница Мегрелии Нино, дочь грузинского царя Георгия XII, после принятия российского подданства, прислала святыню в дар российскому императору Александру I. Удивительна реакция российского царя. Украсив ковчег драгоценными камнями, он послал его обратно и повелел построить в Зугдиди каменную церковь для хранения святыни. И доныне эта часть Пояса хранится в кафедральном соборе Влахернской иконы Божией Матери в драгоценном киоте.

В Ватопедском мужском монастыре на Святой горе Афон в Греции хранится часть пояса Пресвятой Богородицы, которую византийские императоры брали с собой в военные походы и которую когда-то отбили у византийцев болгары. Это — дар сербского князя Лазаря Хребеляновича, правившего в XIV веке — последнего независимого правителя Сербии. Этот князь прославлен в лике святых Сербской православной церкви как великомученик. История обители настолько тесно переплетена с историей Пояса, что уже не мыслится отдельно от нее. Об этом свидетельствует и прозвище «агиазониты» (то есть «святопоясники»), данное на Афоне ватопедским монахам. 5 Храм Пояса Богородицы в Сирии В городе Хомс (древней Эмесе) существует храм, посвященные Поясу пресвятой Богородицы, знаменитый «Умм Зуннар». По традиции этих мест, святыню поместили в серебряный цветок на ножке-подставке. В центре растения, в окружении ажурных лепестков под стеклом лежит скрученный колечком тонкий шерстяной поясок из верблюжьей шерсти и золотых нитей длиной около 60 сантиметров. По преданию, это часть пояса Богородицы. Обрели ее в 1953 году после того, как в монастыре в Мардине (современная Турция) был обнаружен старинный манускрипт на арамейском языке. В этом манускрипте и было указано место, где хранится половина пояса, которую Фома взял с собой. От этой части святыни также происходят многочисленные исцеления по молитвам верующих. В «Умм Зуннаре», рядом с украшенной живыми цветами нишей, где хранится Пояс Богородицы, стоит кувшин. В него верующие люди бросают записки, адресованные Небесной Заступнице.

Как добраться и расписание

Обитель работает ежедневно с 07.00 утра до 20.00 вечера. На территории проводятся экскурсии для групп по предварительной записи, продается свежая выпечка. Доступ до главных святынь монастыря открыт на протяжении всего дня.

Расписание богослужений следующее:

  • Литургия в 8.00 ежедневно. Перед ней служат молебен с акафистом.
  • В праздники и воскресенья – 8.30.
  • Вечерние службы в 17.00.
  • Субботние – 16.00.
  • Если нет великих и двунадесятных праздников в четверг вечером служат Параклис перед иконой Богоматери «Милостивая».
  • Вечером в воскресенье попеременно читают акафист Иоакиму и Анне или Нерукотворному Образу Спасителя и Святому Духу.

Где находится

Эта община расположена недалеко от самого центра Москвы. Адрес: 119034 г. Москва, переулок 2-й Зачатьевский, 2. Телефон: (495) 695-1694, 695-1692, 695-1691, 695-1690.

Лучшая статья для Вас, переходите: Новоафонский мужской монастырь

Чтобы попасть в Зачатьевский монастырь в Москве Вам необходимо сойти на станции метро «Кропоткинская» (то красная ветка). В город выйдете и следуйте надписям «улицы Остоженка, Пречистенка, Гоголевский бульвар». Далее Вам необходимо найти улицу Остоженка. Ориентиром ее начала будет «Дом с перевернутой на крыше рюмкой». Идете к этому дому.

Далее переходите на левый тротуар и проходите прямо около 330 метров. Перед Вами будет 1-й Зачатьевский переулок. И уже через 100 м Вы увидите обитель Божию.

Пусть хранит Вас Господь!

Вам будет интересно посмотреть еще и видео о святой обители:

Значение пояса Пресвятой Богородицы

Появление святыни связано с апокрифическими источниками и святым преданием, записанным отцами церкви. Согласно легендам, пояс Девы Марии после ее успения и вознесения на небо был передан двум благочестивым иерусалимским вдовам, которые передали его потомкам.

По католической традиции, святыня перешла в руки апостола Фомы, опоздавшего на погребение Марии, но удостоившегося ее видения. В Израиле реликвия хранилась на протяжении столетий, пока римский император не вывез находку в Константинополь, в Халкопратийскую церковь.

Дар, хранившийся в специально оборудованном драгоценном ковчеге, являлся важной ценностью для правителей Восточной Римский империи. Согласно письменным источникам, жена императора Льва VI, правившего на рубеже X века, Зоя, с помощью реликвии избавилась от злого духа, терзавшего ее

Бесноватой императрице приснился сон, в котором Божественные силы велели ей обратиться к патриарху и приложиться к святыне. Когда повеление было исполнено, Зоя выздоровела.

После случившегося реликвию перенесли во Влахернский храм. Императорская чета повелела служить благодарственные молебны Богородице. Сама святыня приобрела еще более значимый статус, подтвердив свою чудотворную природу. В честь обретения был написан торжественный канон. Это событие запечатлели на старинных иконах.

В наши дни части реликвии хранятся в нескольких местах. Например, на Афоне, в Ватопедском монастыре. Целый экземпляр, унаследованный, согласно преданию, от апостола Фомы, хранится в Турции, в Хомсе. Более мелкие детали святыни можно найти в Европе, в Грузии и в России.

Этот артефакт имеет очень важное религиозное значение, потому что от него происходят исцеления. Считается, что даже его изображение несет в себе духовную защиту и помощь

Поэтому православные стремятся приобрести иконы, посвященные святыне.

Традиционный элемент многих культур

Пояс существует с давних времен, о чем есть убедительные археологические и письменные свидетельства. В славянских курганах X–XIII вв., принадлежавших сельскому населению — «смердам», в погребениях находят узкие кожаные пояса с медной пряжкой.

Терракотовые статуэтки мужчин, найденные С. Г. Толстовым в Хорезме, также были опоясаны по талии. Живопись архитектурных памятников VI–VII вв. в Средней Азии и средневековые миниатюры также изображают мужчин с поясами.

В своей книге по Самарканду известный этнограф О. А. Сухарева сообщает: «Опоясывание верхней одежды символизировало готовность к служению, к действию». Готовность к профессиональному труду означало опоясывание ученика-ремесленника во время посвящения его в мастера.

Местоположения реликвии

В 10 веке Пояс Богоматери разделили на несколько частей, позднее увезенные в разные страны. Сегодня различные части Пояса находятся на Афоне, Кипре, во Франции, Грузии, России и других государствах. В нашей стране приложиться к частицам святыни можно в московском храме пророка Илии Обыденного, а также в Казанском соборе Санкт-Петербурга.

Якобы принадлежавший Богоматери верблюжий пояс хранится также в сирийском городе Хомс. Существует предание, что апостол Фома взял эту реликвию в Индию, где проповедовал и принял мученическую кончину. Там пояс находился до 5 века, пока не был привезён в Сирию. Долгое время он считался утраченным. Но в середине прошлого столетия святыня случайным образом была обретена и выставлена в церкви для поклонения.

Описание иконы «Положение честного пояса Пресвятой Богородицы»

В России Богородица почитается как небесная покровительница и заступница, поэтому предания, повествующие о земной жизни Девы Марии и чудесах, связанных с Ней, находили большой отклик в сердцах людей. Возможно, поэтому сюжет чудесного обретения пояса Богоматери достаточно часто появляется в иконописи. Найти старинные образцы с этим изображением можно в Новгороде, в Кирилло-Белозерском монастыре и других местах.

Как правило, на них изображена сцена положения реликвии в золотой ковчег, на престоле большой церкви, перед образом Богородицы. Богато одетый император и священники окружают престол и молитвенными жестами благодарят Господа за обретение этого дара. Техники выполнения отличаются в зависимости от периода и места создания иконы. Иногда вместе с поясом упоминается и риза Богоматери.

Еще один тип изображений, связанных со святыней, – это «Пояс Пресвятой Богоматери». Здесь сама Царица Небесная держит в руках красный, вышитый золотом пояс. Образ очень близок иконописному типу Покров, но они имеют разное значение. «Покров Богородицы» – это, скорее, символический образ, в то время как Честной Пояс является реальной исторической святыней, прославившейся множеством чудес.

В любом случае, на протяжении веков предание о святыне и ее изображения имели большое значение для христиан. Для некоторых людей Божественная помощь, дарованная через прикосновение к дару Богородицы, или хотя бы его иконописный образ, оставались единственной надеждой на избавление от страданий. История знает много легенд, связанных с артефактом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector