Пассия: служба поклонения святым страстям христовым
Содержание:
Вопрос пола
После того как вопрос, что такое пассия, остался позади, хочется выяснить некоторые нюансы, например, а можно ли применить подобное определение к мужчине? И снова обращаемся к языковой практике, которая убеждает нас в том, что пассия – это объект обожания исключительно женского пола. Если мы скажем: «Она встретила вчера Рудольфа, он был когда-то ее пассией», то ухо почувствует в предложении какую-то несуразность. Все упирается в конфликт: пассия – это слово женского рода, и применять его к мужчине как-то неловко. Но с точки зрения языка и лингвистических норм можно быть совершенно спокойным, ибо такой вариант допустим.
«Между сладостью и болью разрывается душа»
Сейчас станет понятно, почему мы выбрали в качестве заголовка строчку из песни группы «Пикник». А исследуем мы этимологию «пассии», значение слова рассмотрим чуть позже.
В русский язык определение перекочевало из французского, где оно означало «предмет страсти», «страсть» или «любовь». Эта информация вряд ли кого-то удивит. Значительно интереснее другое: в латинском языке, от которого происходит французское слово, passio означает одновременно и «страдание», и «страсть». Из этимологии можно извлечь при желании целую мораль, например, такую: как бы сладки ни были любовные страсти, их избыточность ведет к страданию. Да и вообще, если подумать, то никакая страсть к хорошему не приводит, будь то любовь к женщине или к любому другому предмету обожания. И в том, и в другом случае, когда человек получает отказ, сталкивается с невозможностью обладать чем-то, неизбежно наступают страдания.
Как видим, вопрос, что такое пассия, не из простых, но дальше еще интереснее.
Вторая пассия Великого поста
По воскресениям вечером православные спешат на особые Великопостные Богослужения – Пассии, что в переводе означает «Страдания», службы, которые являются одними из самых любимых Великопостных Богослужений.
На середине храма устанавливается Распятие в траурном уборе, перед Ним возжигают свечи. Сосредоточенные богомольцы слушают душеспасительное пение хора, составленное из богослужений Великой Пятницы, священник совершает каждение. Затем начинается чтение Евангелия, повествующего о страданиях Господа нашего Иисуса Христа.
Последование пассии бывает 4 раза в год (по числу евангелистов): в первое, второе, третье и четвертое воскресенья Великого Поста, по вечерам. Как ясно из названия, на этих службах воспоминаются спасительные страдания Господа нашего Иисуса Христа. За каждой пассией прочитываются по одному из всемх евангельских повествований об этом:
на первой Пассии- 26 и 27 главы от Матфея,
на второй — 14 и 15 от Марка,
на третьей — 22 и 23 от Луки,
на четвертой — 18 и 19 от Иоанна.
По традиции во время чтения Евангелия молящиеся стоят с зажженными свечами в руках.
Потому и называется оно — страстным. Особая тишина царит в это время, молящиеся стоят с горящими свечами в руках, некоторые опускаются на колени.
Кроме того, на пассии мы слышим некоторые трогательные песнопения из богослужения Великой Пятницы — дня телесной смерти Господа. Так, исполняется стихира «Приидите, ублажим Иосифа приснопамятного», которую поют во время целования Плащаницы Христовой; перед чтением Евангелия звучит прокимен «Разделиша ризы Моя себе, и о одежди Моей меташа жребий…» Эти и другие молитвы возносят нас на Голгофу, вновь и вновь напоминая о конечной цели Поста — сораспятии со Христом.
Ранний чин этой службы не предусматривал каких-либо частей, но народное благочестие добавило к Евангелию и проповеди еще и акафист — Кресту Христову или Страстям Господним, которые обычно поются не только певчими, но и всеми богомольцами. Не удивительно, что пассию так любят русские православные христиане. Пассии производят глубокое впечатление на верующих. Своим внутренним содержанием они доставляют молящимся высокое духовное утешение и назидание.
Во время нынешнего Великого поста еще есть время посетить храм во время Пассии для тех, кто не молился еще на этом богослужении. Пока еще есть время,
— напутствовал православных архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Прислушаемся и мы к его словам.
Иронический оттенок
Страсть должна умереть, чтобы родилась любовь, в ином случае долговечных отношений ждать не стоит. Да, сейчас до сих пор всем хорошо известно, что такое пассия, хотя и журналисты употребляют определение в основном в ироническом ключе, когда речь идет об очередном романе голливудской звезды. Например, ходят слухи, что Джек Николсон в этом отношении был парень не промах. По крайней мере так написано в открытых источниках, да и он сам никогда не скрывал, что он натура увлекающаяся.
Не стоит говорить, что такие романы – это не очень серьезные предприятия, особенно в артистической среде, где люди не нуждаются в железобетонной опоре из семьи и детей. У них есть роскошь – не считать деньги до получки и не откладывать на черный день. Да, есть примеры трагических судеб, когда людей этот праздник буквально пожирал, но кто способен устоять перед соблазном жизни налегке?
Читатель уже понимает, что означает пассия, поэтому он может даже поставить мысленный эксперимент. Представить рядом со средним россиянином не девушку, а пассию. Трудно, да? Слово не желает встраиваться в обиходное, повседневное, серое пространство. И правильно, ведь оно часть какого-то другого мира, более легкого и воздушного, игривого, пусть и недолговечного.
Пассия в православии — что это?
Значение определения «пассия» переводится с латинского как «страдание», а с церковнославянского – как «страсть»
Пассия в православии – что это такое? Это особые богослужения, имеющие важное значение, своеобразная последовательность песнопений, ведающих о страдании и испытаниях Христа. Пассия считается последним из возникших служений
Она служится всего лишь четырежды за год, и именно в период великопостного богослужения: во второе и третье, четвертое и пятое воскресенье Великого поста, обязательно вечером. В период прочтения каждой из пассий произносятся главы из Евангелия, которые просвещают слушателей о Христе и страданиях его. При последованиях пассий люди традиционно стоят с зажженными свечами. По завершению службы молящиеся поклоняются Распятию и Кресту Христову, которые располагаются посредине храма.
Немного о том, что такое пассия в Великий пост, уже описано выше. Далее расскажем, как проводятся последования с соблюдением определенных традиций. Пассия – это определенного рода богослужение, включающее в себя песнопения православные.
На каждой проводимой пассии проводится прочтение определенных глав из повествований, записанных в Евангелии, а именно:
- Первая пассия предполагает прочтение двадцать шестой и двадцать седьмой главы от Матфея.
- На второй пассии читаются четырнадцатая и пятнадцатая главы от Марка.
- При совершении третьей пассии произносятся главы от Луки: двадцать вторая и двадцать третья.
- Четвертая пассия включает прочтение восемнадцатой и девятнадцатой глав от Иоанна.
Для проведения богослужения в центре храма помещается Распятие, напротив него устанавливают зажженные свечи. Также в середину помещается Евангелие. К распятию верующие прикладываются по окончанию богослужения и в самом его начале. Очень важно, чтобы чтение молитв начинал настоятель храма. Он проводит служение первой пассии, после чего служение продолжают священники в зависимости от чина
Молящиеся стоят, склонившись на колени, держа в руках свечи. Благодатная тишина оказывает определенное влияние и делает сопричастным каждого находящегося в этой атмосфере человека. Первоначально слушаются пения текстов хора, а уже после переходят к прочтению определенных отрывков священного сказания.
Также на пассии произносятся трогательные тексты, которые включаются в богослужение, проводимое в Великую Пятницу – день телесной смерти Господа.
Обязательным является прочтение проповеди батюшкой, которая посвящена Великой и Страшной, Спасительной Жертве Господа нашего Иисуса Христа. Произнесение проповеди молящимися слушается с особым чувством, нередко проповедь приводит к яркому проявлению эмоций у людей, на глазах появляются слезы. Воспеваемые тексты вызывают у слушателей глубокие душевные переживания и способствуют сопереживанию Господу.
После окончания прочтения пассии и проповеди следует продолжение хорового пения, когда звучат слова «Поклоняемся страстям Твоим Христе». Они сопровождаются всеобщим земным поклоном. По завершению богослужения все молящиеся следуют к Распятию с целью преклониться пред ним.
Православные русские христиане с большим благоговением относятся к служениям пассий, так как они оказывают значительное влияние на верующих. В процессе богослужения верующие обретают душевное спокойствие и умиротворение.
Вопрос, что такое пассия в Великий пост, не требует специальных разъяснений и дополнительного определения важности этих богослужений для православных христиан. Такие службы настраивают людей на определенный лад и направляют на путь, необходимый для достижения истинного покаяния и очищения души от грешных и недобрых мыслей
Это столь же важно, как и очищение путем воздержания от пищи, а также является подготовительным мероприятием к Пасхе Христовой. Молящиеся очищают душу и обретают спокойствие, приближаясь духовно к Господу. Претерпевая лишения и духовное воздержание, люди, следующие по пути Господа, приближаются и возносятся выше и ближе к нему, тем самым не цепляясь за бренные нужды и осознавая всю важность мира и душевных ценностей (моральное превыше материального), стараясь максимально искупить совершенное плохое в жизни и греховные действия и мысли. Чем больше испытаний претерпевает человек при жизни, тем больше очищается он духовно перед Господом и тем счастливее и чище будет его душа после упокоения.
Православная Жизнь
Четыре раза за Великий пост – в первое, второе, третье и четвертое воскресенье – совершается Пассия. Для многих Пассии, что в переводе «страсти», «страдания», являются одними из самых любимых Великопостных богослужений. Вместе с тем в современной богослужебной традиции целесообразность совершения Пассии вызывает споры: совершать или не совершать эту службу в православных храмах? Тем более что есть Неделя Крестопоклонная и Неделя Страстная. Как главный довод «против» – «латинское, западное происхождение Пассии». Второй довод – «о Пассии нет упоминаний в Типиконе». Так идти или не идти на Пассию?
Комментирует епископ Сильвестр (Стойчев), ректор Кивской духовной академии.
– Пассия как чинопоследование действительно имеет позднее происхождение и не предусмотрена уставом. Появление этого чина в нашей богослужебной традиции связывают с именем Киевского митрополита Петра Могилы.
Нередко можно встретить высказывание о том, что совершать Пассию не следует из-за латинского происхождения. Такая позиция встречается и среди священнослужителей, и среди мирян.
Видимо, знатоки исторической литургики с легкостью могут продемонстрировать — что, когда и как заимствовано в этом богослужении из латинских источников. Но всё же следует смотреть на содержание, на смысл этого последования.
Для начала следует обратить внимание, что этот чин, составленный святителем Петром, собственно есть чтения Страстных евангелий и песнопений, взятых им из Триоди Постной, то есть никаких латинских источников использовано не было. Уже позже, в ХIХ веке, в чин Пассии также включили чтение акафиста Страстям Христовым, автор которого святитель Иннокентий Херсонский
Каждый может прочесть это творение святителя и попытаться ответить на вопрос: что в этом акафисте латинского? И любой внимательный читатель увидит, что ничего такого нет.
Мне, конечно, приходилось встречаться со специалистами по розыску латинского влияния в русском богословии и богослужебной практике, которые, например, видели следы этого самого влияния в словах «Иисусе, Боже сердца моего, прииди и соедини мя с Тобою на веки!», находящихся в другом акафисте авторства свт. Иннокентия. Доказывалось, что эти слова навеяны католическим культом сердца Иисусова. Можно подумать, что специалисты эти никогда не задумывались над тем, что и в православной традиции слово «сердце» многосмысловое и употребляется в разных значениях.
Таким образом, ни чин Пассии свт. Петра, ни акафист авторства свт. Иннокентия не имеет ничего латинского.
Более того, в самом чине Пассии отсутствует акцент на сопереживании страданию Христовому, что является характерной чертой аскезы определенных католических мистиков.
Чинопоследование Пассии напоминает нам о страданиях Христовых, постепенно подводя к богослужению Страстной седмицы. И в этом смысле данное богослужение гармонирует с другими богослужебными текстами Великого поста.
Уверен, что Пассия вполне православная по содержанию, да и по форме.
И только гипертрофированное желание во всем видеть какое-то влияние может усмотреть в этом чине латинские идеи.
***
К слову, за каждой Пассией прочитываются по одному из всех евангельских повествований о страстях Христовых: на первой Пассии – 26 и 27 главы от Матфея, на второй – 14 и 15 от Марка, на третьей – 22 и 23 от Луки, на четвертой – 18 и 19 от Иоанна. По окончании Пассии продолжается пение хора, при словах «Поклоняемся страстем Твоим Христе» весь храм склоняется в земном поклоне. В конце службы все верующие подходят поклониться перед Распятием, Крестом Христовым, который выставлен на середину храма – как смысловой центр Великого поста.
Иронический оттенок
Страсть должна умереть, чтобы родилась любовь, в ином случае долговечных отношений ждать не стоит. Да, сейчас до сих пор всем хорошо известно, что такое пассия, хотя и журналисты употребляют определение в основном в ироническом ключе, когда речь идет об очередном романе голливудской звезды. Например, ходят слухи, что Джек Николсон в этом отношении был парень не промах. По крайней мере так написано в открытых источниках, да и он сам никогда не скрывал, что он натура увлекающаяся.
Не стоит говорить, что такие романы – это не очень серьезные предприятия, особенно в артистической среде, где люди не нуждаются в железобетонной опоре из семьи и детей. У них есть роскошь – не считать деньги до получки и не откладывать на черный день. Да, есть примеры трагических судеб, когда людей этот праздник буквально пожирал, но кто способен устоять перед соблазном жизни налегке?
Читатель уже понимает, что означает пассия, поэтому он может даже поставить мысленный эксперимент. Представить рядом со средним россиянином не девушку, а пассию. Трудно, да? Слово не желает встраиваться в обиходное, повседневное, серое пространство. И правильно, ведь оно часть какого-то другого мира, более легкого и воздушного, игривого, пусть и недолговечного.
Пассия ход службы
Во время пассии главным моментом становится чтение Евангелия. Всего их 4. Это служба очень строгая и в некоторых храмах принято в течение всей пассии стоять с зажжёнными свечами. В это время звучат скорбные песнопения, а затем читается Евангелие.
Во время службы в середине храма стоит Распятие, к которому все подходят после службы и целуют.
Основные молитвы пассии посвящены страданиям Христа. Во время службы читаются и богослужения Пятницы – дня окончания земной жизни Христа. Все молитвы посвящены страданиям Христа и Голгофе, событиям, которые связаны с последними днями земной жизни Иисуса.
«Между сладостью и болью разрывается душа»
Сейчас станет понятно, почему мы выбрали в качестве заголовка строчку из песни группы «Пикник». А исследуем мы этимологию «пассии», значение слова рассмотрим чуть позже.
В русский язык определение перекочевало из французского, где оно означало «предмет страсти», «страсть» или «любовь». Эта информация вряд ли кого-то удивит. Значительно интереснее другое: в латинском языке, от которого происходит французское слово, passio означает одновременно и «страдание», и «страсть». Из этимологии можно извлечь при желании целую мораль, например, такую: как бы сладки ни были любовные страсти, их избыточность ведет к страданию. Да и вообще, если подумать, то никакая страсть к хорошему не приводит, будь то любовь к женщине или к любому другому предмету обожания. И в том, и в другом случае, когда человек получает отказ, сталкивается с невозможностью обладать чем-то, неизбежно наступают страдания.
Как видим, вопрос, что такое пассия, не из простых, но дальше еще интереснее.
ПАССИЯ
- Подробности
- Категория: Великий пост
- Опубликовано 24.02.2018
Пассия — (лат. «страдание») — особое богослужебное последование, совершаемое Великим постом в воскресные дни вечером, на котором читаются тексты Евангелия, повествующие о страданиях Христа.
Эта самая поздняя по времени возникновения православная служба была составлена в середине XVII века митрополитом Киевским Петром (Могилой) (1596 – 1647 гг.), создателем многих литургических форм. Смыслом Пассии является сопереживание со Христом последних дней Его земной жизни и, в особенности, Его Крестной Смерти.
Последование пассии бывает 4 раза в год (по числу евангелистов): во второе, третье, четвертое и пятое воскресенья (или пятницы) Великого Поста, по вечерам. За каждой пассией прочитываются евангельские повествования о страданиях Христа: на первой — 26 и 27 главы от Матфея, на второй — 14 и 15 от Марка, на третьей — 22 и 23 от Луки, на четвертой — 18 и 19 от Иоанна. По традиции во время чтения Евангелия молящиеся стоят с зажженными свечами в руках.
В конце службы все верующие с благоговением подходят поклониться перед Распятием, Крестом Христовым, который на пассии выносится на середину храма.
Кроме того, на пассии мы слышим некоторые трогательные песнопения из богослужения Великой Пятницы — дня телесной смерти Господа. Так, исполняется стихира «Приидите, ублажим Иосифа приснопамятного», которую поют во время целования Плащаницы Христовой; перед чтением Евангелия звучит прокимен «Разделиша ризы Моя себе, и о одежди Моей меташа жребий…», «Днесь висит на древе». Эти и другие молитвы возносят нас на Голгофу, вновь и вновь напоминая о конечной цели Поста — сораспятии со Христом.
На Пассии непременно произносится проповедь с поучением об Искуплении. Ранний чин этой службы не предусматривал каких-либо частей, но народное благочестие добавило к Евангелию и проповеди еще и акафист — Кресту Христову или Страстям Господним, которые обычно поются не только певчими, но и всеми богомольцами. Не удивительно, что пассию так любят русские православные христиане. Пассии производят глубокое впечатление на верующих. Своим внутренним содержанием они доставляют молящимся высокое духовное утешение и назидание.
Правда, в некоторых кругах бытует мнение, что Пассия — порождение католицизма. В ней усматривают подобие католических месс Баха для Страстной недели («Страсти по Матфею», «Страсти по Иоанну»). Это мнение неосновательно. Западная традиция исполнения Пассии была, скорее, похожа на театрализованное представление, во время которого несколько священников (иногда одетых в соответствующие костюмы) по ролям читали отрывки из Страстного евангельского цикла. Чтение перемежалось музыкой и пением. Позднее это нововведение подхватили протестанты.
Напротив, митрополит Петр составлял последование в противовес пышным католическим богослужениям, из-за которых многие приверженцы внешнего благолепия принимали унию. Дух пассии совершенно православный: случайное сходство с католическими службами по форме растворено глубочайшим духовно-нравственным содержанием. Т.е. мнение о том, что Пассия является чисто католическим богослужением, перенесенным на почву русского Православия, глубоко ошибочно и неверно. В чинопоследовании этой службы нет ни одного католического песнопения или текста, противоречащего православной догматике. Все песнопения взяты из Постной Триоди, из богослужения Великой Пятницы.
Долгое время эта служба совершалась только в юго-западных епархиях, но с конца XIX в. интерес к ней возрастает, она появляется и в центральных русских епархиях. К концу XX в. Пассия широко распространилась, и, несмотря на то, что она не предписана Уставом к обязательному исполнению, на сегодняшний день совершается уже почти повсеместно.
«Разделиша ризы Моя себе, и о одежди Моей меташа жребий…» (аудио)
«Днесь висит на древе» (аудио)
Акафист страстем Христовым (аудио)
«Азы православия»