Еврейская пасха: какого числа, история, традиции и запреты праздника, занимательные факты

Седер Песах

В первый вечер праздника евреи собираются за богатым столом. Этот вечер называется Седер. Его суть сводится к тому, что евреи вспоминают исход из Египта (поминать в иудаизме запрещено, поэтому каждый Седер еврейские семьи заново проживают освобождение). Первым делом на стол ставится специальное блюдо. На нем в строго определенном порядке расположена кошерная пища. Каждый приготовленный продукт несет свой смысл и символику. Даже его место на блюде выбрано не просто так. Существует определенный порядок действий (само слово Седер переводится как «порядок») в процессе празднования первого вечера Песаха. Он состоит из нескольких этапов:

1. Кадеш. На этом этапе произносится молитва из трех благословений. Ее название – Кидуш. Этим действием дается благословение на празднование. Выпивают первый бокал вина. Рекомендуется для этих целей начинать с небольшой емкости, дабы выпить все целиком без остановки.

2. Урхац. Омовение рук. В процессе ритуала глава семьи восседает в начале праздничного стола. Предметы для совершения процедуры ему преподносят остальные члены семьи.

3. Карпас. Этим словом называют блюдо, состоящее из овощей. Для его приготовления используют картофель, сельдерей. Оно является символом тяжелого труда, который выполняли иудеи на египетской земле. Карпас перед тем как съесть обмакивают в воду с растворенной солью, символом слез, читают молитву-благословение.

4. Яхац. Приготовленную для торжественной трапезы среднюю мацу ломают на несколько кусочков. Самый крупный ломтик заворачивают в салфетку и прячут в доме. Тот из детей, кто найдет этот кусочек, получит подарок. Название этого ломтика мацы – афикоман. Оставшиеся кусочки прячут между двумя другими мацами.

5. Магид. На этом этапе пересказывают легенды по Агаде, истории об исходе евреев и о том, как зародился Песах. Изначально воспроизводят на иврите и в случае необходимости позже переводят для гостей. Далее младший ребенок задает главе семьи четыре вопроса о том, как отличается ночь Песаха от других, есть ли чего стыдиться евреям, почему иврит и историю израильтян забывают и об уважении к иудеям. Суть вопросов сводится к тому, что народ был рабом, а теперь освободился и может помнить свою историю и жить открыто, с гордо поднятой головой. Диалог строится в каждой семье, эта традиция уникальна и является центральной в ритуале Седера. После этой речи опустошают второй бокал вина.

6. Маца. Над второй мацой совершают молитву. Верхнюю разламывают на количество кусков, равное количеству присутствующих на торжестве. Съесть этот кусочек нужно в расслабленной позе, полулежа на подушках, как символ обретенной свободы и независимости.

7. Марор. Следующее блюдо, за которое принимаются празднующие, символизирует всю горечь иудеев в рабстве. Марор представляет собой горскую зелень или смесь с хреном, ее макают в харосет (своеобразный соус). Можно сочетать продукты, например, сделать бутерброд из мацы и марора. Он называется корех.

8. Шульхан-орех. Этап, на котором начинается пир. Можно есть все то, чем богаты хозяева стола. Подают суп, печеное мясо или рыбу.

9. Цафун. Процесс съедения нашедшегося кусочка мацы. Его делят на всех присутствующих и соединяют с той мацой, которая есть на столе. Это финальный прием пищи, после него трапезничать запрещено.

10. Барех. Заключительный момент. Читают молитву и опорожняют третий бокал вина.

Перед тем как выпить четвертый бокал, открывают дверь и «впускают» пророка Илию. Он оповестил иудеев о наступлении избавления от рабства и считается предвестником прихода Спасителя. Его бокал остается на столе нетронутым. Все присутствующие же допивают четвертый бокал вина, сопровождая это действо молитвами. В завершении праздничного вечера поют песни на тему иудейской Пасхи. Все участники трапезы общаются на богословские темы и о традициях празднования. Старшие делятся житейскими мудростями (ниже на фото — Песах в иудейской семье).

Какого числа в 2021 году Песах: с вечера 27 марта до вечера 4 апреля

Все верующие евреи с наступлением нового календарного года задаются вопросом: когда Еврейская Пасха в 2021 году, какого числа празднуется Песах, в каком месяце будет одно из важных исторических событий. Иудеи хотят знать дату заранее, чтобы тщательнее подготовится.

Подготовка к торжественному событию начинается в еврейских семьях за несколько месяцев. Каждый иудей 27 марта, в день Еврейской Пасхи, обязан отпраздновать Песах, независимо от своего материального состояния.

За несколько недель до наступления Пасхи евреи наводят порядок в своих домах, убирают жилище от грязи, от не кошерной на Песах еды. Хамец в переводе с иврита означает заквашенное, квасное. В религиозных еврейских семьях за несколько недель до приближающейся Пасхи в домах проводится генеральная уборка, из шкафов, углов дома убирают хамец, квасного хамеца не должно быть во время празднования.

Песах имеет давние традиции и обряды, священные ритуалы праздника дошли и до наших дней. На Еврейскую Пасху нельзя пить пиво, кушать макароны, дрожжевой хлеб, сдобную выпечку – продукты, прошедшие процесс брожения.

Запрещены продукты благодаря тому, что из Египта евреи уходили очень спешно, у семей не было времени запастись дрожжевым (квасным) хлебом и поэтому они пекли в дорогу пресный хлеб, названный иудеями маца.

Зачем нужно вкушать Плоть и Кровь Христа? Неужели одной веры недостаточно?

Дело в том, что Господь призывает ко спасению всего человека — и его тело, и его душу. Так как Христос — Бог и Человек одновременно, то христианин, вкушающий Его Кровь и Плоть, становится причастником Божества по благодати. Важнейший призыв христианства заключается в том, что спастись и обожиться должны и тело, и душа человека. Поэтому Причастие приносит всецелое исцеление и физической, и духовной жизни человека. Христианин должен не только исповедовать веру, но и совершать некоторые сакральные действия, как пишет блаженный Августин: «Когда вода крещения касается нашего тела, она очищает нашу душу». Еще раз повторю: человек должен спастись не просто на уровне каких-то абстракций — как какое-то духовное существо, но только целостно — и телом, и душой.

Любое таинство соединено с каким-то веществом. Например, таинство Крещения — с водой, таинство Миропомазания — с маслом. Вещество Исповеди — это грехи человека, которые он действительно совершил (мыслями, словами или поступками) и в которых он кается. Вещество Евхаристии — хлеб и вино, которые пресуществляются в истинное Тело и истинную Кровь Спасителя.

Таким образом, тот факт, что таинство включает в себя некоторое освященное Богом вещество, делает его не чем-то абстрактным, а наоборот — конкретным, и эта конкретность очень важна. Происходит и духовное, и физическое преображение человека.

Как проходит пасхальный седер: основные этапы праздника

На первый взгляд может показаться, будто седер, да и вообще Песах – праздник горестный. Это верно только отчасти, ведь еврейская семья собирается за столом не только в знак памяти.

Первая часть этого мероприятия и правда довольно грустная, но затем все молятся о Божьем благословении на предстоящий год. Считается, что правильно проведенный седер угоден Всевышнему, который щедро отблагодарит за это всех собравшихся.

А сам седер проходит так:

  1. Сначала глава семьи произносит молитву, после чего все выпивают свой первый бокал вина (как мы помним, всего их будет по 4 на человека). Причем пьют из бокала не сидя, как бы полулежа. И опираться нужно непременно на левую руку, ведь бокал позволительно держать только в правой: мелочей в этот вечер не бывает.
  2. Затем все собравшиеся совершают омовение рук и опять садятся за стол. При этом глава семьи не покидает стола – все необходимое для омовения ему приносят родные. После этого берут картофелину (карпас), макают ее в соленую воду и вкушают овощи.
  3. Далее все вкушают мацу, причем ее разламывают пополам: меньшую часть сейчас, а большую – в конце вечера.
  4. Теперь наступает очередь 2 бокала вина, который также выпивают в положении полулежа.
  5. Далее опять омовение рук, после чего все собравшиеся произносят благословение на хлеб.
  6. Наступает очередь харосета – пришла пора вкусить горькое блюдо в память о страданиях предков. Обычно хрен с салатом кладут между 2 кусочков мацы подобно сэндвичу.
  7. А теперь, что называется, свободное время. Можно кушать любое блюдо (в том числе и такое, которое не относится к традиционным), да и выпить еще немного вина: правда, оно не учитывается в те 2 оставшихся бокала.
  8. Затем пришла пора выпить третий бокал вина, а затем и четвертый.
  9. В конце семья произносит благословение на трапезу и пребывает в праздничном общении. Одновременно нужно съесть оставленный ранее больший кусочек мацы: вот теперь седер окончен.

Конечно, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Вот видео, которое кратко описывает ритуал седера.

Итак, что это такое – седер? Просто пасхальный стол, за которым собирается еврейская семья? Отнюдь. Это настоящий вечер памяти, которые объединяет практически всех израильтян и сегодня.

Но с другой стороны – этот праздник не сводится только к горестным воспоминаниям. У него есть и много светлых нот. Ведь Бог все-таки вывел евреев из рабства, поэтому в результате ценой испытаний и долгих мытарств они обрели наконец свою обетованную землю.

Что означает слово «Пасха»? Как переводится слово «Пасха»?

                 Пасха. Воскресение Иисуса.

Пасха — свое начало праздник Пасха берет из еврейского, а точнее иудейского праздника Песах.

Само слово «пасха» трансформировалось из древнееврейскоого слова пе́сах (паса́х).

Песах в буквальном переводе означает «миновал», «прошёл мимо», имеется ввиду прошедший мимо Ангел Смерти. 

Праздник Пе́сах посвящен событиям, описанном в Библии, в книге «Исход».

Тогда по велению Бога-отца в одну ночь Ангел Господен убил всех первенцев (старших мальчиков) египтян, при этом обойдя стороной дома евреев, поскольку накануне этого события Бог через Моисея предупредил евреев о готовящемся массовом убийстве детей и предупрежденные евреи, смазав ворота своих домов кровью ягненка смогли отвадить от своих домов Ангела Смерти.

В христианской традиции еврейский Песах трансформировался в христианскую Пасху – в новый, другой праздник, наполненный новым смыслом и отмечаемый в другие даты.

Если еврейский Песах символизирует исход евреев из Египта, то христианская Пасха символизирует победу жизни над смертью, кою явил собой Иисус сначала умерев, затем воскреснув и, наконец, вознесшись на небо к вечной жизни. 

В дальнейшем, разойдясь не только по смыслу, но и по времени празднования, христианская Пасха и еврейский Песах стали двумя совершенно разными праздниками посвященные разным событиям и наполненные различными смыслами.

История праздника и отличие от Пасхи

«Песах» в переводе с иврита – «пройти мимо». Имеется в виду библейский эпизод во время десятой египетской казни.

За то, что фараон отказался отпустить евреев из рабства, на него и всех жителей его страны обрушились страшные кары. Последней из них стала смерть первенцев в каждой семье. Но евреев это наказание не коснулось.

Всевышний велел Моисею, чтобы каждая еврейская семья перед казнью зарезала ягненка, а его кровью пометила входную дверь. И в ночь на четырнадцатый день нисана Господь прошел мимо помеченных домов.

Потеряв собственного сына, фараон решил отпустить евреев и Моисей увел их из египетского рабства.

С тех пор иудеи во всем мире отмечают Песах – праздник исхода из Египта, который также называют временем рождения еврейского народа.

Это событие не имеет ничего общего с христианской Пасхой, которая прославляет воскрешение Иисуса Христа из мертвых.

Однако некоторые связи двух праздников прослеживаются в Библии. Например, 14 нисана по Новому завету состоялась Тайная вечеря, последняя встреча Спасителя с учениками перед распятием.

В описании Тайной вечери также есть прямой отсыл к Ветхому завету – Иисус уподобил себя пасхальному агнцу, который, по преданию, был принесен в жертву иудеями во время бегства из Египта.

Фото: wikipedia.org

Евреи покидают Египет, Давид Робертс,1829 год

Подготовка к Песаху

Готовиться к празднику начинают задолго до его наступления, сразу после окончания Пурима.

Евреи тщательно убирают свои дома и, в частности, избавляются от хамца – продуктов, прошедших процесс брожения, – хлеба, пива и других.

В дни Песаха евреям запрещено не только употреблять хамец, но и хранить его. Есть можно только мацу – пресные хлебцы из пшеничной муки.

Ограничение связано с исходом иудеев из Египта: покидая место, где они были рабами, евреи не смогли дождаться, когда тесто для хлеба окончательно поднимется, и в пустыне им пришлось питаться пресной мацой.

Традиции празднования

Празднование Песаха очень строго регламентировано. В первый день праздника запрещаются все виды работ. В синагоге проводится торжественное богослужение.

Первый и последний дни праздников считаются нерабочими для евреев. Остальная неделя называется «праздничными буднями».

Праздничный ужин – седер, наиболее торжественный обряд из всех существующих в иудаизме. Его проводят в первый и второй дни Песаха, приглашая родственников и тех, кто на время праздника остался один.

На столе должна присутствовать специальная еда: маца – пресные хлебцы, которые едят несколько раз на протяжении трапезы, зроа – кусочек жареного мяса на кости, марор – горькая трава и карпас – любая зелень с огорода, харосет – микс из перетертых яблок и орехов, хазерет – тертый хрен и бейца – вареные яйца.

Фото: jew-observer.com

Во время еды зелень обмакивают в соленую воду, символизирующую слезы, пролитые евреями в египетском рабстве, и море, которое они пересекли во время исхода.

Во второй части ужина могут подаваться и обычные еврейские праздничные блюда, например, фаршированная рыба.

 

При этом не всю пищу на седере едят – некоторые блюда имеют исключительно символическое значение

Например, зроа призван напоминать о жертвоприношении в храме Иерусалима.

 

Сам ужин проходит в несколько этапов, и во время него выпивается четыре бокала вина (для детей алкоголь заменяют виноградным соком) – по числу обещаний, данных Богом избранному народу.

 

Пятый бокал наливают, но оставляют нетронутым – он предназначен для пророка Элияха.

Фото: Getty

Еврейская семья празднует Песах

 

Важной составляющей вечера является чтение молитв и благословений, а в конце трапезы съедается небольшой кусочек мацы (афикоман), который взрослые прячут от детей, а те должны его найти.

 

После седера следуют пять так называемых «будней праздника», а завершает Песах выходной, в который проводят «церемонию разделения морских вод».

 

Согласно Ветхому Завету, фараон, который поначалу отпустил евреев из Египта, позже все-таки бросился за ними в погоню. Но воды Красного моря расступились перед беглецами, а перед их преследователями сомкнулись, поглотив египетское войско.

 

В память об этом читают соответствующий отрывок из священной книги иудаизма Торы.

Фото: wikipedia.org

Переход евреев через Красное море

Иван Айвазовский, 1891 год

Как этот праздник отмечался у евреев? Что значит «приготовить пасху»?

Это был домашний, семейный праздник. В обеденной комнате обустраивали широкий стол, на который ставили чашу с соленой водой — она символизировала слезы, пролитые евреями во время египетского рабства. Интересно, что именно в эту чашу Господь обмакнул опреснок, который подал затем предателю Иуде (Ин 13:26–27).

Также на пасхальный стол ставили блюдо с горькими травами: лук, цикорий, хрен, чеснок. Во время трапезы иудеи вкушали их до тех пор, пока на глазах не появлялись слезы. Так совершалась память о страшной трагедии, когда фараон приказал утопить в водах Нила всех новорожденных еврейских младенцев (Исх 1:22). Кроме того, из фиников, орехов и граната готовилась паста. Ее цвет напоминал глину, из которой порабощенные евреи строили города для фараонов.

Опресноки раскладывали на столе в три стопки, между которыми клали салфетки. Эти три ряда пресного хлеба символизировали, что три социальных уровня иудейского общества — богачи, люди среднего достатка и бедняки — в этот торжественный вечер упразднялись: любой еврей, независимо от своего достатка, возраста и пола должен был участвовать в священной трапезе: И сказал Моисей: пойдем с малолетними нашими и стариками нашими, с сыновьями нашими и дочерями нашими, и с овцами нашими и с волами нашими пойдем, ибо у нас праздник Господу (Исх 10:9). Если семья была бедной и не могла позволить себе купить пасхального агнца, то можно было отметить праздник вскладчину с другой семьей.

В кульминационный момент пасхальной трапезы на стол ставили четыре чаши вина, разбавленного водой, которые символизировали четыре обетования, данные евреям Богом во время их исхода из Египта: Итак скажи сынам Израилевым: Я Господь, и выведу вас из-под ига Египтян, и избавлю вас от рабства их, и спасу вас мышцею простертою и судами великими; и приму вас Себе в народ и буду вам Богом, и вы узнаете, что Я Господь, Бог ваш, изведший вас из-под ига Египетского (Исх 6:6–7).

Глава семейства брал первую чашу с вином и благодарил Бога, говоря: «Благословен Господь Бог наш, Царь мира, сотворивый плод лозы виноградной!» После чего сосуд передавали по кругу, и каждый отпивал немного вина. Тогда самый младший из присутствующих (во время Тайной Вечери это был апостол Иоанн Богослов) задавал старейшему за столом сакральный вопрос: «Что значит все это?», и ему рассказывали историю исхода израильтян из Египта. При этом читали или пели два псалма — 113-й и 114-й, которые относились к этим событиям, и ели горькие травы.

После того как по кругу передавалась вторая чаша, возглавляющий трапезу брал один опреснок, разламывал его напополам и произносил благодарение: «Благословен Господь наш, Царь мира, произведший от земли хлеб». После этого хлеб разделялся между всеми присутствующими. Вслед за этим наступал черед агнца, потом пили из третьей чаши, пели 114–117-й псалмы, а завершала праздник четвертая чаша вина.

После окончания трапезы все выходили на улицу. В Иерусалиме поднимались на Елеонскую гору, где продолжали праздновать уже вместе с другими семьями.

История праздника

События Пейсаха описаны в Ветхом завете и касаются обстоятельств Исхода иудеев из Египта. Фараон не желал отпускать рабов на свободу даже после девяти несчастий, которые наслал Бог на его страну. И только последняя «казнь египетская» заставила его разрешить евреям покинуть страну. В ту ночь умерли все первенцы египтян и наследник самого фараона, погибли даже детеныши домашнего скота. Но дети израильтян остались целы, божий гнев прошел мимо их домов, отмеченных кровью ягнят. Именно так переводится слово «пейсах» или «писах» на арамейском – «миновал», «прошел мимо». После этого иудеи ушли под предводительством Моисея. День Пейсаха посвящен торжеству по поводу освобождения израильского народа.

То есть «еврейская Пасха» не имеет ничего общего с христианским праздником, отмечающим воскрешение Христа, победу духовного начала над смертью. Но на пасхальном богослужении читают библейские тексты, описывающие Исход из Египта. В год смерти Иисуса Пейсах прошел за три дня до воскресенья, в четверг. Именно его отмечали Христос и апостолы, собравшись на Тайной вечере. Когда Христос, исполняя традиционное благословение трапезы, называет вино своей кровью, он делает отсылку к событиям Исхода, уподобляя себя жертвенному ягненку, кровь которого защитила детей верующих. Добровольная искупительная жертва Христа за человечество защищает души.

Именно момент благословения вина символически повторяет таинство причастия, которое есть вкушение крови и тела Господа. Принимая причастие, верующий подтверждает, что принимает жертву Иисуса и является верным ему человеком.

Подготовка к празднованию

Предшествует торжеству генеральная уборка. Особенность ее в том, что хозяину или хозяйке дома необходимо вынести и уничтожить то, что способно бродить (квасное). В эту категорию попадают все хлебобулочные изделия, крупы и злаковые, соусы и много чего еще. Эти продукты можно съесть до праздника или отнести в дом людей другой веры на хранение. Квасные изделия называются хамец.

Желательно, чтобы в процессе подготовки к празднику принимало участие все еврейское семейство. Так уборка проходит более тщательно, ведь запрещено нахождение даже крошки хамеца в жилище. Всю имеющуюся посуду промывают горячей водой, очищая от остатков пищи. Перед первым днем иудейского праздника Песаха традиционно хозяин дома со свечой в руке обходит все комнаты. В руках у него должны быть перо и ложка. Этот процесс символизирует розыски хамеца в доме. Найденное необходимо немедленно уничтожить.

Каббалистическое учение говорит о том, что брожение теста символизирует гордость в человеке — то, о чем он думает, когда его кто-то задел, обидел. Уничтожение хамеца направляет верующих на усмирение гордыни. Песах возрождает божественное в душе. Поэтому необходимо вымести из нее все лишнее, забродившее.

Песах и Пасха

Несмотря на явное сходство в названии, эти два праздника имеют совершенно разные корни. Песах хронологически свершился раньше Пасхи, поэтому традиционно проходит в более ранние даты. В отличие от иудеев, которые в Песах отмечают освобождение от рабства, Пасха – это Воскресение Христа. Между собой праздники не связаны никак, хотя название у них схожи.

На Пасху принято накрывать богатый стол с использованием традиционных блюд (крашеные яйца, куличи, пасха). Но духовное наполнение торжеств совершенно разное, и отношения друг к другу они не имеют. Католическая и иудейская Пасха также сильно отличаются, хотя даты празднования часто совпадают. Католики, как и христиане, отмечают Воскресение Господне.

История праздника

Согласно традиционным верованиям, Песах отмечается в знак исхода иудеев из плена египетского. Подробное повествование о мытарствах еврейского народа излагается во второй книге Моисея – «Книге Исхода». Это второй из пяти томов Торы.

Само слово «песах» переводится как «перепрыгнуть». По другой версии — «проходи дальше». Что за праздник Песах? История иудейского народа начинается со времен Иакова. Он поселился с семьей на земле фараонов и жил богато и счастливо. Но годы шли, сменялись правители Египта, писались новые законы и устанавливались новые правила. Людей, прибывших из других стран, стали притеснять. Постепенно род Иакова из мирных поселенцев превратился в рабов.

Тем временем Моисею явились чудеса Господни. И приказал Бог ему следовать в земли египетские и освободить еврейский народ. Чудеса он посылал в знак своего намерения и благословения. Моисей предстал перед фараоном, но тот отказался отпустить иудеев. Тогда Господь наслал на него десять казней. Страшные бедствия захватили Египет: по стране пронесся мор и убил стада скота, пропал весь урожай.

Несмотря на грозящий голод и разруху, фараон не соглашался отпускать рабов. И пришло время самой страшной десятой казни. Господь проклял народ на земле египтян и сказал, что в одну ночь будут убиты все первенцы в каждом доме. Моисею же Бог дал предостережение. Для защиты иудеев и их детей на каждом доме, где они жили, необходимо было нанести метку. Вечером, перед наступлением кровавой ночи, евреи зарезали ягненка и его кровью на каждой двери нарисовали охранный знак. Ангел смерти увидел отметину и обошел еврейские семьи стороной. И в ночь на четырнадцатый день месяца нисана Ангел убил всех первенцев египтян, а еврейские первенцы остались невредимы. Именно этот знак и называется «Песах» (с иврита — «проходи мимо»). Только после этого фараон отпустил народ иудейский с Моисеем. Так четырнадцатый день нисана ознаменовался освобождением еврейского народа из под гнета египтян. И все дети иудеев были спасены.

Традиции и обычаи иудейской Пасхи

В 15 день нисана во всех синагогах проходят праздничные богослужения. Вечером еврейские семьи собираются на самый торжественный ужин в году – седер. Его повторяют и в последний день праздничной недели. Кроме родственников принято приглашать одиноких людей и тех, кто оказался далеко от семьи.

Праздничный ужин строго регламентирован. Сначала на стол подают только ритуальную еду, имеющую символическое значение.

Традиционные блюда седера:

  1. Маца. Пресный хлеб, которым питались иудеи в пустыне.
  2. Зроа. Жареное мясо на косточке. Символизирует пасхального агнца, кровь которого спасла еврейских первенцев. Это блюдо не едят.
  3. Марор. Горькие травы, которые напоминают о горькой участи раба. Иногда в этом качестве используют натертый корень хрена.
  4. Карпас. Любая зелень (петрушка, сельдерей и т.д.), которую едят, обмакивая в соленую воду. Это одновременно символ моря, которое пересекут во время Исхода евреи, и слез, пролитых ими в неволе. Также карпас – указание на скудность питания в египетском рабстве.
  5. Бейца. Запеченные яйца – символ разрушенного в Иерусалиме храма.
  6. Харосет. Смесь тертых яблок с орехами, корицей и вином, что изображает глину, из которой иудеи в рабстве строили дома для египтян.

На стол ставят самую лучшую посуду, желательно новую, серебряные приборы и кошерное вино. Зажигают свечи. Сначала семья ест мацу, потом пьют вино. За вечер нужно опустошить четыре бокала, каждый из которых символизирует одно из обещаний, данных Богом избранному народу. Дети пьют виноградный сок. После этого нужно съесть немного горького марора. Глава семьи читает вслух Агаду – книгу, которая рассказывает о чудесном освобождении евреев. Чтение заканчивается хвалебными псалмами. На этом ритуальная часть ужина завершается. Вторая часть трапезы проходит менее формально, на стол подают обычную для современного израильтянина еду – запеченное мясо, фаршированную рыбу, куриный суп и др.

Второй седер, который устраивают в завершающий день праздников, проходит примерно так же. Но он уже посвящен событиям разделения Красного моря. Египетский фараон пожалел, что отпустил евреев, и отправил в погоню войско, но волны моря расступились и пропустили беглецов, а когда солдаты бросились за ними, вода накрыла их. За столом читают рассказ об этом событии в Торе. Также в этот день ходят к любому водоему, в крайнем случае, к фонтану, и поют «Песнь моря» из Торы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector