30 лет доченьке, пороть уже поздно
Содержание:
- Что делать, если вы отшлепали ребенка?
- Понятие «детский шлепок»
- Причины непослушания ребенка
- Воспитание непослушной крохи
- Можно ли шлепать годовалого малыша?
- Последствия физического наказания
- Мнения психологов о детских шлепках
- Дети без капризов
- Ошибки родителей, шлепающих детей
- Причины отказа от детских шлепков
Что делать, если вы отшлепали ребенка?
Если мама все-таки шлепнула ребенка (или это сделал папа), но не является сторонником детских шлепков как воспитательной меры, то стоит задуматься над причиной своего поступка. Что вынудило вас поступить именно так, а не иначе? Возможно, вам не хватило терпения, вы находились в стрессовой ситуации, не смогли найти другого пути решения проблемы. Если вам удастся четко ответить на вопрос, то это станет первой ступенью на пути правильного и полноценного воспитания ваших детей.
В современном мире на каждом человеке лежит масса обязанностей и необходимость разрешить множество проблем. Зачастую взрослые испытывают недостаток финансовых средств, проблемы в отношениях с супругом (супругой) и близкими родственниками. На людей направлены огромные потоки информации, с которыми иногда не под силу справиться. Все это накладывает отпечаток на эмоциональную сферу человека. Главное, это суметь правильно расставить приоритеты в своей жизни. Полноценное воспитание ребенка должен стать одним из главных. Ответ на вопрос о том, можно ли шлепать ребенка, должен быть отрицательным.
После того как вы поняли причину своих действий, поговорите с ребенком. Выясните причину его плохого поведения и непослушания или объясните, почему нельзя делать то, за что его наказали. Пользуйтесь простыми и понятными словами, обязательно напомните, что вы все равно любите его.
Помните о том, что физическое наказание вызывает страх у ребенка и ввергает его в состояние стресса, с которым сложно справиться неокрепшему организму. Это может стать не только источником поведенческих отклонений, но и проблем со здоровьем.
Понятие «детский шлепок»
Одной из проблем, при которой невозможно дать оценку детским шлепкам, является неоднозначность самого понятия. В основном папа всегда сильнее мамы, поэтому если он даже слегка шлепнет ребенка, малышом это может быть воспринято как серьезная физическая боль. Кроме того, он может даже не понять, за что его обидели. Поэтому логично предположить, что сначала нужно оговорить действие, а только потом воплотить его в реальность.
Бывают ситуации, в которых при желании наказать ребенка шлепком родитель промахивается мимо самого места назначения — ягодиц. Тогда удар (некое несильное физическое воздействие) может прийтись на другую чувствительную часть тела. Так происходит, если есть необходимость наказать беспокойного малыша. В таком случае взрослый совершает неприемлемое действие — бьет ребенка, что категорически недопустимо.
Существует среди психологов мнение, согласно которому отсутствует такая воспитательная мера, как шлепки. Вместо этого эмоциональность взрослых и их скудные знания в области детской психологии. Спокойный уравновешенный родитель всегда способен найти подход к разбаловавшемуся малышу или во время его истерики, в то время как эмоционально взвинченные мама и папа поступают самым легким для себя способом — пытаются утвердить схему «плохое поведение — наказание».
Причины непослушания ребенка
Перед тем, как осуществить наказание ребенка за его непослушание ремнем, следует разобраться в причинах такого поведения. Все проблемы можно решить не прибегая к насилию, а в процессе спокойного разговора.
Согласно наблюдениям психологов, основные причины детского непослушания заключаются в следующем:
- борьба за самоутверждение;
- один из методов привлечения к себе внимания родителей;
- чувство неуверенности;
- желание всегда противоречить;
- отсутствие нормального воспитания;
- вседозволенность;
- завышенные требования к поведению малыша.
После рождения приблизительно в течение года кроха познает мир и формируется как личность. Даже у маленького ребенка, который еще полноценно не владеет языком, но уже понимает, что ему говорят окружающие, имеется своя самооценка. Дети, в отличие от своих родителей, не считают себя маленькими и поэтому часто отстаивают свою позицию как могут, то есть капризами.
Чаще всего причина делать все наперекор кроется именно в отношении взрослых к своему чаду. Если родители недостаточно уделяют ему внимания, то ребенок старается всяческие его заполучить. Другим провокатором такого поведения как раз и может быть обида, которую таит в себе маленький человечек за то, что мама или папа наказали его, а особенно, если была применена физическая сила.
Абстрагирование детей часто происходит на почве постоянных одергиваний со стороны родителей. Детский разум пытается всячески оградить себя всех укоров со стороны старших. Через достаточно короткий промежуток времени он полностью перестает воспринимать то, что ему говорят ему взрослые, если это не выгодно для самого малыша. Дополнительно начинает формироваться неуверенность в себе.
Чувство растерянности и нежелание выполнять все просьбы может быть спровоцировано достаточно большим количеством людей, которые принимают активное участие в воспитании (бабушки, дедушки, тети, дяди, нянечки детского сада и прочие). Ребенок теряется в тех требованиях, которые на него «сливаются» со всех сторон. Это не значит, что кроху окружают плохие люди. Дело в том, что у каждого взрослого человека складывается свое понятие правильного воспитания. Для некоторых, к примеру, вымазать одежду, это повод для серьезной беседы, для других — пустяк, не требующий внимания, а у третьих — повод для наказания ремнем, и так далее. Совокупность таких требований заставляет ребенка никому не подчиняться и все время отстаивать свою точку зрения, то есть делать все наперекор.
Одна из причин капризного поведения ребенка — отсутствие согласия среди взрослых.
Достаточно часто родители требуют от своих детей невыполнимого. Они твердо стоят на своей позиции и за отсутствие положительного результата прибегают к наказанию. Постоянное пребывание под таким давлением психологически угнетает ребенка, особенно когда он не может выполнить прихоть родителей по причине своих физических возможностей или возраста. Нередко результатом таких действий родителей становится то, что ребенок полностью отказывается слушать старших. Кроме того, такие рассказы часто заканчиваются тем, что в подростковом возрасте дети убегают из дома.
Воспитание непослушной крохи
В Японии, согласно их традициям, на ребенка до 5 лет нельзя оказывать никакого воспитательного воздействия. По их мнению, данный период времени считается священным, поэтому воспитание ремнем здесь даже не рассматривается. Но, как быть родителям, когда их чадо всячески все пытается сделать наперекор и не слушает старших? Данный вопрос индивидуален для каждого ребенка, не стоит забывать, что кроха маленькая, но все же личность. По мнению психологов, в момент непослушания требуется, прежде всего, успокоиться самим родителям и сдержать свою волну агрессии. Для того чтобы успокоить ребенка можно:
- Отвлечь карапуза от источника спровоцировавшего его эмоциональное противоречие. Нужно сделать акцент на другом объекте.
- Сменить обстановку. Нужно увести раскапризничавшегося малыша в другую комнату.
- Попытаться создать диалог и договориться о компромиссном решении проблемы.
Для того чтобы привлечь внимание своего чада, можно повысить на него голос, взять за руку или наоборот отпустить. Все время вести диалог в воспитательных целях на повышенных тонах тоже не рекомендуется
Если ребенок все время будет слышать крик, в какой-то момент он просто откажется слушать и будет продолжать капризничать с еще большим усердием. Даже маленький человек — это разумное существо, которое в состоянии понять информацию, которую для него доносят доступным для него языком.
Нужно попытаться объяснить, где он совершил ошибку и к каким последствиям могли привести действия малыша. К примеру, если ребенок разбил чашку и сделал это специально, нужно поинтересоваться, что побудило его к таким действиям. Возможно, ему было интересно, что случится с предметом, если его брось на землю. Не стоит забывать, что дети на протяжении длительно периода времени познают окружающий мир. Также существует вероятность того, что причиной разбитого кухонного прибора была детская нелюбовь к этому предмету (не нравился рисунок или чашка была тяжелой и неудобной). Рассказы о том, что будет если малыш побьет всю посуду (он может порезаться, не из чего будет пить и тому подобное), должны самостоятельно натолкнуть ребенка на то, что в дальнейшем так делать нельзя.
Можно ли шлепать годовалого малыша?
Ребенок, которому исполнился 1 год, очень редко спокойно сидит на месте. Для него характерно исследовать все вокруг, причем для этого он использует не только руки, но и язык. Только в таком сочетании может быть составлена полноценная картина мира. Диван оказывается шершавым и невкусным, папины щеки могут больно уколоть, кошка очень теплая и гладкая — примерно так происходит познание окружающего малышом.
Очень часто можно увидеть родителей, которые шлепают ребенка не только по попе, но и по рукам. Делать этого нельзя, к такому выводу единодушно пришли психологи. Удар по рукам разрушает весь эмоционально-познавательный процесс. После того как ребенок ощутил даже небольшую боль, он может потерять весь исследовательский интерес, что затормозит его развитие.
Все, что делает ваш ребенок в возрасте до 3 лет, должно восприниматься спокойно и с долей юмора. Шлепающий малыша папа (или мама) выглядит очень нецивилизованно и даже дико. Терпение — это самая главная черта родителей, которая позволит малышу уяснить, что плохо, а что хорошо. Ребенок не будет бояться, а четко усвоит, что и почему ему делать можно, а что — нельзя.
Один из важнейших психологических приемов заключается в том, чтобы к каждому запрету прилагать разрешение. Например, нельзя рисовать на стене, но можно — в альбоме. В этом случае вы и запрещаете, и одновременно указываете правильную линию поведения.
Не забывайте о том, что шлепок не всегда является мерой воспитания, чаще всего — никогда. Если ребенок тянется рукой к розетке, то многие инстинктивно шлепают его, предотвращая непоправимое. При этом шлепок — это реакция взрослого на опасность, проявление страха, но не воспитание. Пример с розеткой может быть даже оправданием для многих родителей, но, к сожалению, нередки случаи, когда за гораздо более безобидные вещи ребенок может получить ощутимый удар.
Последствия физического наказания
Доказано, что источники подростковой жестокости и агрессии кроются еще в глубоком детстве. Маленький организм не только уязвим перед вирусными и инфекционными патогенами. Психологическое здоровье в таком юном возрасте тоже уязвимо. Нарушить нормальный процесс формирования могут разные факторы. Элементарный испуг даже от собаки может пошатнуть эмоциональное здоровья малыша. Поэтому воспитание ребенка с помощью рукоприкладства не должно присутствовать в семье.
Ни для кого не секрет, что маленькие дети не отличаются беспрекословным послушанием. Ребенок всячески пытается познать мир и завоевать свое место в обществе. Залогом успешного воспитания считается метод поощрения и наказания. С тем, как поощрить ребенка, как правило, не возникает проблем. Безусловное, если малыш провинился, оставлять такое без должного внимания тоже нельзя. Он должен научиться понимать, что можно делать, а чего нельзя, так как не все шалости крохи бывают безобидными. Но прежде чем бить ребенка по попе, рекомендуется мысленно поставить себя на его место.
Согласно исследовательским наблюдениям психологов, дети, которые в детстве подвергались физическому насилию, в будущем становятся злобными и эгоистичными личностями, но может быть и по-другому — развивается трусость и лживость.
Дети подражают родителям
В следующий раз, перед тем как наказать ребенка ремнем, рекомендуется подумать о будущем своего чада и о том, что один из таких моментов воспитания может надломить психологическое здоровье малыша.
После каждого такого педагогического эпизода, ребенок таит в себе злобу. Иногда дети начинают ненавидеть своих родителей и при первой возможности стараться им навредить. Учитывая аспект физического преимущества, всю накопившуюся злость дети из таких семей, где практикуется ремень в качестве наказания, возмещают на своих сверстниках. Из этого возникают другие социальные проблемы.
Агрессия в таком юном возрасте, вызванная физическим наказанием за каждую провинность, не является показателем того, что ребенок плохой. Дело в том, что такое воспитание приводит к формированию понятия того, что чтобы добиться своей цели и преобладать над остальными (в данном случае — над теми кто слабее), нужно показывать свое физическое превосходство.
Еще одна немаловажная особенность такого воспитания — травмирование тела ребенка. Некоторые родители могут просто пошлепать ремнем по попе, без прикладывания какой либо силы. Таким образом они как бы пугают своего малыша, что в следующий раз все может быть по-настоящему. Но есть мамы и папы, поведение которых можно назвать деспотичным. Они способны сильно избить своего ребенка. Существует множество историй о том, как родители в воспитательных целях делали своих детей инвалидами.
Мнения психологов о детских шлепках
Каждый из родителей очень часто задумывается о том, как правильно применять к своему чаду воспитательные меры, и какие из них стоит выбирать. Пытаясь выяснить, нужны ли вообще простые шлепки по попе, взрослые обращаются за советом к психологам. К сожалению, даже при таком ответственном подходе родители не получают однозначного ответа, и вопрос зависает в воздухе.
В современном мире большинство детских специалистов, которые занимаются психологией в России и за рубежом, стоят на позиции того, что физическое воздействие на ребенка недопустимо. Любое прикосновение, которое можно охарактеризовать выражением «шлепать», а уж тем более «бить», с их точки зрения должно быть расценено как противозаконное.
С другой стороны, можно говорить о том, что в России сохранились пережитки советского воспитания, которое в некоторой степени включало в себя телесные наказания как эффективную меру воспитания.
Исследователи утверждают, что привычка шлепать имеет очень глубокие исторические корни. В Европе многие столетия использовалась порка для исправления непослушных детей.
В настоящее время гипотеза о том, что телесные наказания приводят к серьезным психологическим травмам, не нашла научного подтверждения. Стоит еще раз подчеркнуть, что это касается лишь умеренного физического воздействия вроде шлепков по попе, но без прикладывания ощутимой физической силы.
Таким образом, в настоящее время преобладает мнение о том, что все-таки можно шлепнуть ребенка по попе в воспитательных целях
Важно сделать это при соблюдении определенных условий
Дети без капризов
Согласно мнению специалистов, нормальный здоровый ребенок просто не может быть полностью во всем послушный. Конечно, родителям таких детей значительно проще воспитывать своих чад. Абсолютно послушные дети могут быть по нескольким причинам, и все они требуют повышенного внимания:
- Флегматичный характер. Как правило, такая особенность не является патологией. В своем поведении кроха всегда размерена и спокойна. Таких детей не наказывают и они значительно облегчают процесс воспитания родителям. Недостатком такой особенности является тот факт, что ребенку будет сложно адаптироваться в социуме, где преобладают сангвиники и холерики.
- Врожденные заболевания. Любая болезнь, а тем более врожденная, снижает иммунитет и частично «забирает» энергетическую силу крохи. Так может снижаться его любознательность к окружающему миру.
- Боязнь быть наказанным. Дети напуганные жестокими наказаниями, с течением времени закрываются в себе и чтобы избежать «расправы», часто предпочитают оставаться не привлекать к себе излишнего внимания. Они не задают вопросов, ничего не трогают, по причине того, что помнят, как наказывают родители при их малейшей оплошности.
Идеальных родителей не бывает, но прежде, чем ударить своего ребенка по попе ремнем, попытайтесь найти другой выход из сложившейся ситуации. Не стоит отказываться и от помощи профессиональных психологов.
Ошибки родителей, шлепающих детей
Большинство родителей прибегают к шлепкам как к единственно возможной мере воздействия на ребенка, который не слушает их. Они считают, что тем самым заставляют ребенка исправиться. Однако очень часто мера не приводит к ожидаемому результату, потому что:
- после первого шлепка ожидаемого эффекта может не наступить, а если он и будет присутствовать, то непродолжительное время;
- взрослый раздражается и не может в таком состоянии искать альтернативный метод воздействия;
- количество шлепков увеличивается;
- ребенок впадает в такое эмоциональное состояние, когда перестает понимать, что от него требуется, и любые другие понятные простые просьбы;
- достигается эффект замкнутого круга.
Со стороны это выглядит как очень избалованный малыш, который не реагирует на слова мамы и папы. На самом деле он просто не может адекватно себя вести и воспринимать что-либо.
Помимо того, что эффект от шлепка может быть не достигнут в ближайшее время, в дальнейшем эта мера воспитания и вовсе станет невозможной, ведь дети быстро растут. Мамам и папам, воспитывающим детей путем шлепков по мягкому месту, нужно задуматься о том, что будет дальше. Если они не найдут вовремя альтернативные методы воспитания, то не смогут никак влиять на подростка.
Конечно, пока ребенок еще мал, разница между психологическим и физическим наказанием может быть незаметна. Но такая ситуация продлится совсем недолго. В результате можно потерять контроль над своим ребенком навсегда.
Большинство специалистов, занимающихся детской психологией, советуют родителям не лениться, а стараться искать подход к своему ребенку как к личности. Только в этом случае можно найти адекватный вариант контроля и воспитания.
Очень действенный метод состоит в том, чтобы задуматься о том, для чего отшлепал (отшлепала) ребенка? Стало ли ему лучше от этого? Скорее всего, ответ будет отрицательным.
Причины отказа от детских шлепков
Психологи едины во мнении, что в преобладающем большинстве случаев выход за рамки дозволенного — это нормальное поведение ребенка, желающего познавать окружающий мир. Конечно, речь идет о том, чтобы, например, измерить глубину лужи или попробовать на вкус снег. Кроме того, таким образом дети проверяют, что можно на самом деле, чего делать нельзя, а еще силу характера взрослого.
Очень важно дать ребенку понять, где заканчивается можно и начинается нельзя. Чтобы избежать бунта, необходимо придерживаться нескольких простых правил:
- четко и однозначно осудите плохой поступок;
- установите простое понятное правило (или несколько) заранее;
- объясните эти правила ребенку;
- всегда придерживайтесь линии поведения, согласно которой осуждается плохой поступок, но не становится от этого плохим ребенок.
При наказании дети не должны чувствовать себя лишенными родительской любви. Некоторые психологи настаивают на том, что шлепать детей недопустимо. Такая точка зрения основана на следующих причинах:
- Шлепок — это удар. Бить детей категорически нельзя.
- Это проявление слабости родителей. Шлепки могут воздействовать на малыша только физически, других инструментов для этого у них нет.
- Скорее всего, после шлепка-удара ребенок подумает, что его не любят. Он начнет действовать в соответствии с эти ложным заблуждением.
- Шлепки — это устрашение, но не решение конфликта. Ребенок не признает свою вину, но начинает бояться.
- У ребенка может утвердиться мнение о том, что бить — это хорошо. Такая убежденность может сильно навредить ему в будущем.
Известный французский психотерапевт Изабель Фийоза в своих трудах по детской психологии не раз выдвигала мысль о том, почему нельзя шлепать ребенка. Если родители решают проблему с использованием физической силы, то эта привычка укореняется в малыше с детства. Скорее всего, уже подростком он будет аналогичным образом разрешать споры и конфликты в школе. В дальнейшем таких детей признают трудными, что накладывает отпечаток на всю их жизнь.
Дети подражают родителям