Актер алексей осипов: биография, личная жизнь, причина смерти, фильмы с его участием
Содержание:
О последних временах
— За 20 лет изменилось что-то в общем настроении, в церковном обществе, в обществе вокруг Церкви?
— Да, изменилось. Изменение это произошло за счет, мне кажется, одного основного фактора — развращающего влияния Европы. Никаких уже идеологических границ, и к нам пришли, ринулись, к нам с огромной силой внедряются идеи, дух, образ жизни, образ поведения, образ мысли, который уже давным-давно проникнут только одной заботой: «Как устроиться здесь?». То есть, родиться только для того, чтобы умереть. И это страшное дело — эта умерщвленность. И она очень сильно сейчас давит на сознание наших людей. Это одна сторона.
Вторая, как я сказал, — это равнодушие, когда сводят все религии к тому, что это одно и то же. В результате все вероучительные истины, которые чрезвычайно важны, нивелируются, исчезают. Христианство в результате теряет свою значимость. Это очень опасно, я вам скажу.
— А как вы относитесь к разным активистам, которые разрушают, поджигают, например, разгромили Музей Набокова? То есть к тем, кто считает, что нужно нести православие и просвещение силой, противостоять злу именно физически?
— Я, вы знаете, очень боюсь таких методов и таких способов. Мне кажется, что здесь что-то не то. Если бы было это действительно правильно и возможно, я думаю, Христос или апостолы обязательно хотя бы что-нибудь сказали. И вы учтите, они же все-таки жили в эпоху рабовладельческого строя. И вдруг мы не находим нигде ни малейших намеков и указаний ниспровергнуть этот строй. И даже осуждения его нет. А почему? В чем дело? Что, христианство, значит, «за»? Нет. Христианство указывает совершенно другой путь борьбы. Если мир борется кулаками и оружием, то христианство говорит: «Ничего это не даст, сейчас вы — кулаками, через час — вас кулаками».
Христианство говорит: «Необходимо человека менять». Каким путем? Проповедью о том, что такое правильная человеческая жизнь. Эта правильная человеческая жизнь — христианство. И только тот человек, который усвоит себе это, изменит характер своего поведения в этом внешнем мире. А путь насилия, с христианской точки зрения, — это путь ложный. С другой стороны, христианство «против» доктрины Толстого непротивления злу, когда вопрос касается, например, военных действий, когда противники друг друга не знают и борются с той машиной зла, которая идет на мой народ, а я поставлен промыслом Божиим защищать его. И здесь, если я не буду убивать, не буду подрывать эти танки, не буду сбивать эти самолеты, я буду предателем и совершать тяжкий, тяжкий, тяжкий грех. Вот, оказывается, какая разница.
Беседовала Анна Гальперина
Детство
Алексей Осипов родился 31 марта 1938 года в городе Белев Тульской области.
Происхождение и рождение
О родных А.И. Осипова и о самых ранних годах его жизни сведений очень мало. Известно, что он родился в семье советских служащих, папа был военным, мама работала в магазине. Поменяв несколько городов, в 1952 году Осиповы обосновались в г. Гжатске (ныне г. Гагарин) Смоленской области.
Семья
О своем детстве А.И. Осипов рассказывает очень мало и неохотно, повторяя каждый раз, когда его об этом спрашивают, что принародная исповедь была отменена еще в I веке н.э. Именно тогда было решено, что человек должен исповедаться один на один со священником, поэтому ему нечего рассказать о своем прошлом широкой аудитории.
Детство
Алексей Осипов родился 31 марта 1938 года в городе Белев Тульской области.
Происхождение и рождение
О родных А.И. Осипова и о самых ранних годах его жизни сведений очень мало. Известно, что он родился в семье советских служащих, папа был военным, мама работала в магазине. Поменяв несколько городов, в 1952 году Осиповы обосновались в г. Гжатске (ныне г. Гагарин) Смоленской области.
Семья
О своем детстве А.И. Осипов рассказывает очень мало и неохотно, повторяя каждый раз, когда его об этом спрашивают, что принародная исповедь была отменена еще в I веке н.э. Именно тогда было решено, что человек должен исповедаться один на один со священником, поэтому ему нечего рассказать о своем прошлом широкой аудитории.
Когда Алексею было 6-7 лет, его мама, Ольга Михайловна, стала ходить в храм, настоятелем которого служил батюшка Никон (А.А. Воробьев). Впоследствии он оказал огромное влияние на духовное становление молодого Алексея Осипова, а позднее стал его духовным отцом. До самой своей кончины в 1963 году отец Никон был для Алексея Ильича примером истинного христианина, умнейшего наставника, мудрого и доброго друга.
Учеба в школе
Среднюю школу Алексей Осипов закончил в Гжатске в 1955 году. Он был очень маленького роста (из-за травмы позвоночника перестал расти), и из школьных моментов,о нем он говорил в своих выступлениях, самым ярким было воспоминание, связанное с его духовным отцом игуменом Никоном.
Все лето, где-то 2-2,5 месяца, отец Никон измерял его линейкой и делал отметку на двери, говоря: «Ну вот, смотри, ты снова немного подрос». Он настолько укрепил веру мальчика в то, что он вырос, что когда 1 сентября Алексей зашел в класс, все были просто поражены: за лето он подрос на 15 сантиметров! В этом Алексей Ильич сегодня видит силу убеждения своего наставника и не устает воспитывать это качество в себе.
Когда пришла пора вступать в комсомол, Алексей наотрез отказался это делать, так и остался «неохваченным». Причина его поступка неизвестна, но, возможно, все дело в религиозных убеждениях юного Алексея, к которым его приобщили мама и отец Никон.
https://youtube.com/watch?v=%250Ahttps%3A
Фильмы
В начале 2000-х судьба наконец подготовила для Осипова роковую встречу, изменившую жизнь Алексея к лучшему. О том, как молодой человек встретился с творцом фильма-бестселлера «Дозор» Тимуром Бекмамбетовым, история умалчивает. Но знаменитый режиссер пригласил рослого петербуржского красавца в новый проект «Гладиатрикс». Осипов сразу окунулся в творческую атмосферу создания блокбастера мирового уровня, ведь на главные роли были приглашены иностранные исполнительницы – Карен Макдугал и Лайза Дерган, и российские звезды – Юлия Чичерина, Ольга Сутулова, Виктор Вержбицкий. Алексей убедительно дебютировал в роли непобедимого варвара Флавия. На съемках Алексей понял, что это то занятие, которым бы ему хотелось заниматься всю жизнь.
Алексей Осипов в сериале «Янтарный барон»
В 2002 году Алексей Осипов поступил в театральный вуз. Молодой человек выбрал ГАТИ, где на протяжении нескольких лет познавал секреты актерского мастерства на курсе Льва Додина. Учебу молодой совмещал со съемками в новых телепроектах. Алексей спешил, словно боялся не успеть. За студенческие годы начинающий артист снялся в сериалах «Русский спецназ» и «Бандитский Петербург».
В 2003 году вышли еще 3 рейтинговых сериала с участием Осипова. В криминальном фильме «Тайны следствия» с Анной Ковальчук в главной роли артист исполнил роль охранника из фирмы «Нокс». В мелодраме «Не ссорьтесь, девочки!» актер перевоплотился в персонажа по имени Рома. Но настоящим прорывом для голубоглазого блондина стал рейтинговый сериал «Бедная Настя», в котором Осипову удалось правдиво воплотить на экране образ конюха Никиты Хворостова.
Алексей Осипов в фильме «Все могут короли»
Актер виртуозно создал образ простого грубоватого сельского жителя, безнадежно влюбленного в главную героиню, которую играла Елена Корикова. Зрителям Хворостов понравился и запомнился. Роль принесла Алексею широкую известность и популярность. Артисту вновь посчастливилось поработать в окружении звезд российского кино, среди которых были Даниил Страхов, Дмитрий Исаев, Екатерина Климова, Антон Макарский, Марина Александрова.
Запомнили эту работу Осипова и режиссеры. После «Бедной Насти» роли посыпались на артиста словно из рога изобилия. Чаще всего Алексею предлагали образы криминальных героев или отчаянных парней. Таким артиста увидели в лентах «Морские дьяволы-3», «Дубля не будет», «Очкарик» и «Товарищи полицейские». Бывшим боксером Алексей предстал в криминальном фильме «Ментовские войны-1», автогонщиком во «Всегда говори «всегда«-4», английским подданным в военном сериале «Ленинград».
Алексей Осипов в сериале «Товарищи полицейские»
Вскоре последовала еще одна заглавная роль – в приключенческом боевике «Янтарный барон» Алексей перевоплотился в Андрея Бушмина, бывшего охранника губернатора, который вместе со спутницей Леной (Юлия Рудина) находит карту спрятанной фашистами янтарной комнаты. В лирической комедии «Все могут короли», где главные роли достались Гоше Куценко и Елене Поляковой, Алексей Осипов предстал в образе грозного начальника охраны.
Но нельзя сказать, что актер играл роли одного амплуа. Совсем другим зрители увидели Осипова в картине «Двое из ларца», где Алексей сыграл сотрудника частного детективного агентства Ивана Волкова, который работает в паре с журналистом Александром (Андрей Зибров). Молодым людям приходится мыслить нестандартно и распутывать криминальные головоломки. В следующем проекте «Никогда не говори «никогда» актер снялся в роли Олега, мужа Надежды Грозовской (Татьяна Абрамова). Семейное счастье супругов оказывается под угрозой, когда в жизни Олега появляется возлюбленная Алина (Мария Семкина).
Алексей Осипов в сериале «Примета на счастье»
Еще одной работой, в которой появился Алексей во второстепенной роли, стала мелодрама «Дыши со мной». В криминальном фильме «Коммуналка» Осипов примерил на себя образ бывшего зэка Виктора, который помогает Ирине (Дарья Чернявская), подруге соседки, избавиться от преследования бандитов. Но теперь от банды приходится уходить обоим.
Далее фильмография актера продолжила пополняться главными ролями в сериалах «Пряники из картошки», «Товарищи полицейские», «Примета на счастье».
Алексей Осипов в сериале «Мое любимое чудовище»
Последним проектом, в котором снялся Алексей Осипов, стал сериал «Мое любимое чудовище». В фильме актер сыграл Сергея Волкова, человека, живущего уединенной жизнью в лесу на хуторе. Однажды в жизни отшельника возникает карьеристка, благополучная и эффектная женщина – Марина Громова (Анна Миклош). Мелодрама вышла на экраны 9 февраля 2013 года.
Религиозные взгляды
Алексей Ильич разумно полагает, что у каждого верования имеется сугубо личное представление о Боге, который таковым и является в рамках той или иной общины. Ведь и Христос — образ незримого Господа, а для православных это непоколебимая истина. Понимание Бога исходит от его учения и представления о нем. Христианский Всевышний разительно отличается от Кали (богини разрушения), образ которой украшен людскими черепами.
Мнение Алексея Ильича Осипова относительно пророчеств полностью совпадает с мыслью преподобного Иоанна Лествичника и заключается оно в следующем: «Когда мы доверяем собственное спасение кому бы то ни было, то до начала опасного пути примерно представляем те невзгоды, с которыми можем столкнуться. Мы должны, прежде всего, искусить того, кто должен прийти нам на помощь, чтобы обрести уверенность в его силах»
Вот поэтому ко всем предсказаниям следует относиться с осторожностью. Нужно все как следует разузнать, разглядеть, испробовать и даже искусить, но ничего не принимать на веру, не подумав
В печатном издании «Литература России» Алексей Ильич высказался о том, что в числе людей, именующих себя православными, есть множество таких, которые равнодушны к религиозным и нравственным догмам этой религии. По его мнению, Церковь (в последнее время) стала союзом верующих людей, которые безразличны к истине Иисуса Христа. Очевидно, так происходит потому, что русские православные христиане недостаточно много знают о собственной религии, поэтому с легкостью верят в различные приметы и обереги, словно язычники.
Карьера актера
В биографии Алексея Осипова настало время перемен, когда судьба связала его с режиссером Тимуром Бекмамбетовым. Леша сам давно оставил мысль стать актером, специально не посещал кастинги и пробы. Тимур увидел Алексея, когда работал над фильмом «Гладиатрикс». Режиссер сразу понял, что Осипов – тот, кто ему нужен.
Карьера актера шла в гору
Алексей, не раздумывая, согласился на предложение Бекмамбетова, ведь он так давно мечтал попробовать себя в кино! Съемочный процесс понравился Осипову сразу, и он решил продолжать карьеру актера, но понимал, что без образования – никуда. В 2002 году Леша поступил в Санкт-Петербургский ГАТИ. Везения было на стороне будущего актера – его приняли на курс Льва Додина.
Учебу получалось совмещать со съемками и жизнь закипела! В год поступления Осипову предложили роль капитана Дроздова в «Русском спецназе». Это предложение стало решающим для начинающего актера – его заметили многие известные режиссеры и продюсеры отечественного кинематографа. Следом за спецназом был легендарный «Бандитский Петербург». После выхода сериала на экраны телевизоров, популярность уже не покидала Лешу до конца его дней.
Наставник Алексея – игумен Никон
Игумен Никон (Николай Воробьев) – священник и духовный писатель. Известный в православных кругах подвижник, ведущий исключительно чистую, аскетическую жизнь, исполненную молитвой и любовью к окружающим людям. Будущий старец Никон прошел через горнило революции, гражданской междоусобицы и войны. Не миновал его и опыт потери веры, увлечение науками и философией.
Потратив годы, он разобрался, что науки не изучают душу человека, не занимаются вопросами смерти и греха, а напротив, имеют лишь поверхностное знание о главнейших, с его точки зрения, вопросах
Тогда он углубился в изучение православия и дошел до глубин понимания очевидности Богоявления и важности духовного пути. Этим путем веры он и следовал всю свою жизнь
В возрасте 36 лет Николай принял монашество. В те годы монастыри были закрыты, и поэтому ему пришлось вести трудную жизнь монаха в миру. Так он подвизался до самой своей смерти в 1963 году. В его жизни были и лагеря, и изгнания, и много других горестей и напастей, но он не озлобился, а остался светлым человеком, преданным Богу и Вере Христовой.
После себя игумен Никон оставил много статей религиозной и апологетической направленности, а также большое количество писем, в которых его оппонентами были обычные люди, искавшие у старца совета и молитв.
Лекции и проповеди Алексея Осипова
Богослов Осипов Алексей Ильич активно выступает с докладами и лекциями на радио и телевидении, пишет и издает книги, аудио и видео диски с записями своих лекций. Его активно приглашают на встречи в различные аудитории.
Выступления А.И. Осипова отличаются великолепным языком, понятным всем присутствующим, без всякой елейности. Каждый раз после встречи с ним зрители и слушатели задают профессору вопросы и получают на них исчерпывающие ответы, поэтому каждая лекция Осипова — это интереснейшая дискуссия о различных аспектах православия, а также о разных сторонах духовной жизни человека и общества.
Послушать А.И. Осипова можно на его личном сайте в интернете, где собраны все записи выступлений и интервью последних лет, а также новые лекции профессора Осипова.
Темы, которые затрагиваются в беседах, очень обширны: от вопросов о христианстве, что такое христианство, что дает человеку, до ответов на житейские вопросы, волнующие каждого человека: как избавиться от скорби, депрессии, уныния, о принципах православного воспитания детей, об основах нравственности, о браке, любви.
Изданы книги А.И. Осипова, содержащие основные его мысли и тезисы:
- «Бог»;
- «Из времени в вечность: посмертная жизнь души»;
- «Путь разума в поисках истины»;
- «Любовь, брак и семья»;
- «Стать святым»;
- «Игумен Никон (Воробьев). Письма о духовной жизни»;
- «Носители духа».
У профессора Осипова очень много друзей и сторонников, но также есть критики и недоброжелатели. Алексей Ильич не раз говорил в интервью, что готов на конструктивный диалог с любыми оппонентами, если только обвинения подкреплены какими-либо доказательствами. Осипов советует каждому иметь свое мнение по вопросам веры, для этого он рекомендует изучать жития и откровения святых отцов, изучению трудов которых посвятил всю свою жизнь.
Эпизоды жизни
Незадолго до смерти Осипов отправил несколько смс своим знакомым девушкам. Ольге, с которой актер сожительствовал, он написал: «Не жди меня. Если хочешь, уезжай в Финляндию». Другой девушке прислал сообщение со словами: «Не бросай занятия волейболом, у тебя это очень хорошо получается». Приятельница Ольга получила от Алексея сообщение: «Не жди, забирай сына и вперед к бережным финнам». Что это было, прощальное напутствие от решившего уйти из жизни актера или просто трагическое совпадение, предчувствие скорой гибели Осипова, теперь уже никто не узнает.
Родные считали Алексея жизнелюбивым человеком и не верят в версию его самоубийства
Смерть
Кто бы мог подумать, что жизнь голубоглазого артиста оборвется так рано. И действительно, ничего не предвещало беды. Так в чем же причины смерти актера Алексея Осипова? Давайте попробуем в этом разобраться.
Причина смерти российского актера до сих пор остается невыясненной. Версия, что Алексей Осипов добровольно ушел из жизни, категорически отвергается его родными и близкими, однако существуют факты, которые говорят об обратном.
В день, когда случилась трагедия, Осипов отправился со своей приятельницей прогуляться на Финский залив. Было слишком холодно, и девушка пошла погреться в машину, на которой молодые люди приехали на Кронштадтскую дамбу. Актер остался в одиночестве на льду. Спустя некоторое время девушке пришло СМС от Алексея, чтобы та не ждала его и отправлялась домой. Артист не объявился ни на первый, ни на второй день. Начались поиски. Однако они ни к чему не привели. Спустя десять дней после пропажи Алексея Осипова поиски были прекращены.
Тело актера было найдено в июле 2013 года, у дамбы возле города Ломоносов (Ленинградская область) – спустя почти полгода, после таинственного исчезновения.
Днем смерти российского артиста принято считать 13 февраля 2013-го.
Существует множество версий по поводу гибели Алексея. Кто-то утверждает, что актер просто провалился под лед и ему не удалось оттуда выбраться. Другие же говорят, что Осипов в последнее время был в очень депрессивном состоянии и вполне мог покончить жизнь самоубийством. Однако, как все было на самом деле, об этом остается только догадываться.
Прощание с актером прошло 31 июля 2013-го. Родственники Алексея Осипова запретили журналистам снимать церемонию прощания. После отпевания тело актера увезли на кремацию.
https://www.youtube.com/watch?v=https ://www.youtube.com/watch?v=GTEJ1TSe9hw
На сайте профессора Алексей Ильича Осипова нет сведений о его семье
Многие почитатели профессора Алексея Ильича Осипова задают вопрос: есть ли семья у выдающегося русского богослова?
Священнослужители и другие представители Русской Православной Церкви обычно на вопрос: есть ли у Алексея Осипова жена, отвечают, что православие требует безбрачия только от монахов.
Сведения о постриге Алексея Ильича отсутствуют, при этом личная жизнь любого человека неприкосновенна
Таким образом, не стоит обращать излишнее внимание на этот вопрос, а лучше сосредоточиться на той деятельности, которые профессор ведёт как богослов и проповедник
Видеоролик: лекция профессора А.И. Осипова «Малая церковь». Город Лобня. На 14 минуте автор говорит о том, что источником брака и его разрушения признаны человеческие страсти.
Подобная деятельность хорошо освещена на личном сайте Алексея Ильича. Так, например, здесь размещена его биография, иметься раздел с видео. Книги профессора, а именно их краткое описание, также расположены здесь. Так на сайте можно прочитать следующие труды автора:
- «Бог»;
- «Из времени в вечность: посмертная жизнь души»;
- «Путь разума в поисках истины»;
- «Любовь, брак и семья»;
- «Неизданные письма игумена Воробьёва»;
- «Носители духа».
Биография[править | править код]
Родился 31 марта 1938 года в г. Белеве Тульской области в русской семье служащих.
До 1952 года проживал сначала в г. Козельске Калужской области, затем в поселке Оптино Козельского района. С 1952 года жил в г. Гжатске (теперь Гагарин) Смоленской области.
По окончании в 1955 году средней школы, отказавшись от поступления в какой-либо институт, в течение трех лет в домашних условиях занимался изучением начал богословия под руководством игумена Никона (Воробьева) (+1963). В 1958 году по письменной рекомендации от него, по благословению архиепископа Смоленского и Дорогобужского Михаила (Чуба) был принят в четвертый (выпускной) класс Московской духовной семинарии, сдав экзамены за три предыдущих класса.
В следующем году поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 1963 году со степенью кандидата богословия, защитив диссертацию по кафедре древнегреческого языка на тему: «Перевод чинопоследований Утрени и Вечерни по служебнику Греческой Церкви 1951 года издания в сравнении с русским служебником Синодального издания».
По окончании академии получил справку о направлении в Смоленскую епархию. Но осенью в том же году получил приглашение в открывшуюся аспирантуру при Московской духовной академии. По ее окончании был оставлен в ней преподавателем, которым работает до сих пор. В 1969 г. получил звание доцента, в 1975 стал профессором МДА. Читал лекции по разнообразным дисциплинам — основному богословию, истории русской религиозно-философской мысли, протестантизму и др.
С 1967—1987 гг. и с сентября 1995 по 2005 гг. — член редакционной коллегии сборника «Богословские труды». С 1973 по 1986 гг. — член Учебного Комитета при Священном Синоде от Московской духовной академии.
С 1976 по 2004 гг. — член комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства, преобразованную в 1994 г. в Синодальную богословскую комиссию.
С 1979 г. состоял членом Межправославной подготовительной богословской комиссии по подготовке православно-лютеранского диалога, а с 1982 г. по 2007 г. — Смешанной Православно-лютеранской богословской комиссии по диалогу; с 1991 г. по 1998 членом комиссии «Вера и Церковное устройство» Всемирного Совета Церквей.
В 1991—1999 годы — Осипов был сопредседателем ежегодной Международной Конференции «Наука. Философия. Религия» в г. Дубне (Московская обл.).
В 1994—1995 года — состоял членом Совместного координационного комитета по взаимодействию между Вооруженными силами Российской Федерации и Русской Православной Церкви.
В 1994 г. назначен в состав Издательского совета Московской Патриархии.
В 1995—1997 годах на II — IV-м Всемирных Русских Соборах был членом его Постоянного Президиума.
В 1995 г. определением Священного Синода был включен:
В 2004 году удостоен почетного звания заслуженного профессора МДА.
В 2005 г. определением Священного Синода включен в состав рабочей группы «для составления концептуального документа, излагающего позицию Русской Православной Церкви в сфере межрелигиозных отношений».
Принимал активное участие в диалогах РПЦ с религиозными организациями многих стран.
Выступает с докладами и лекциями в России и за рубежом перед различными аудиториями, как церковными, так и светскими: в академиях, университетах, институтах, школах, в общественных, военных и деловых организациях, по радио и телевидению.
С 27 июля 2009 года член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви.
«Тарзан» на Страстной
— Вам не трудно было с ним?
— Нет, не трудно мне было, хорошо.
— Он не ругал вас — молитвы не читаешь? Или вы всегда читали? Или за какие-то проступки…
— Это уже такие детали. Это был человек, я бы сказал, великой души и любви. Но любви не такой, потакательской, нет-нет. А такой, которая именно смотрела о пользе человека, но именно любви. Подчас мы требуем пользы и готовы человека загубить своими требованиями, силой загнать в Царство Небесное… Например, Страстная неделя, а в кино идет «Тарзан». «Тарзан» — это же невозможно. Я его спросил, мол, можно? Нет, так и не разрешил мне пойти. На Страстной неделе не разрешил мне «Тарзана» посмотреть.
— Как вы воспринимали? Не разрешил, и всё. Расстраивались?
— Расстраивался, конечно. «Тарзана» не разрешить! Как же это? Неужели не понимаете? Беда случилась. Как кошка перестала котят кормить, так и мне «Тарзана» не посмотреть.
— Вы с ним до его смерти общались?
— Он болел. Последние 2–3 месяца он вообще ничего не ел, только пил. Весь высох, стал как младенец. Был в полном и ясном сознании, не ложился до тех пор, пока его силы совсем не оставили. Говорил, последние слова говорил. Я помню, кое-что успевал записывать на магнитофон. К сожалению, однажды на Пасху к нам забрались в дом и украли все эти бобины с записями. Но кое-что осталось. После его смерти я бросился по адресам, которые были известны, собирать его письма, и вот, удалось сборничек составить.
В день похорон была радость, но не скорбь. Я уже потом только прочитал у Игнатия (Брянчанинова): «Смерть праведника всегда сопряжена с духом мира и радости, который невольно растворяет скорбь его утраты». Действительно, это до того точно, что просто удивительно. Причем это не я один ощущал, а и его братья, его племянники.
— Вы сказали, что вы думали, что все священники такие. Когда вы поняли, что не все?
— Когда стал соприкасаться с ними.
— Грустно было, обидно было? Какие были переживания?
— Не обидно, но немножко я стал понимать, что он говорил. Он говорил, что, к сожалению, почти никто о духовной жизни не имеет даже представления. Само большее, это если нравственный человек, уже и хорошо. А духовная жизнь — это даже не ищите, едва ли найдете. Не найдете.
Зрелый возраст
В возрасте 26 лет, в 1964 году, Алексей Осипов заканчивает аспирантуру, прослушав курс при духовной академии.
Преподавание в академии
Сразу же по окончании аспирантуры Осипов назначается в ней преподавателем основного богословия и новой для того времени дисциплины Экуменизм (всехристианская сплоченность, стремление к единству всех религиозных общин во Вселенной). Работая в новой должности, Алексей Ильич параллельно читает лекции в духовной академии на первом курсе и в семинарии на пятом курсе по основам христианской веры, богословия и западным вероисповеданиям.
С 1969 года Осипов — доцент, а с 1975 — профессор духовной академии. С 1990 года, в течение трех лет, был главным редактором издания духовной академии «Богословский вестник».
Работа в РПЦ
В 1964 году Осипов назначается секретарем комиссии Русской Православной Церкви (РПЦ) по подготовке материалов в религиозно-этическую энциклопедию, издание которой планировалось осуществить в Афинах.
С 1973 и по настоящее время профессор Осипов принимает активное участие в деятельности РПЦ:
- состоял в членах учебного комитета от духовной Академии при Священном Синоде (орган управления РПЦ) до 1986 года;
- был членом комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства до 2004 года;
- в 1988 году был членом Юбилейного Поместного Собора РПЦ
- с 1994—1995 г.г. состоял в членах координационного комитета по взаимодействию между Вооруженными Силами РФ и РПЦ
- с 1995—1997 г.г. — член постоянного Президиума Всемирных русских соборов II-IV созывов;
- состоял членом Церковно-общественной группы по подготовке празднования 2000-летия Рождества Христова;
- состоял в Синодальной рабочей группе по разработке основ концепции РПЦ;
- с 2009 года — член президиума Межсоборного присутствия и его комиссии по церковному просвещению.
- принимал участие в двусторонних диалогах РПЦ с другими религиозными конфессиями.
Следует отметить, что на сегодняшний день отношение Русской Православно Церкви к лекциям и мировоззрению профессора А.И. Осипова неоднозначное. С одной стороны, в области Основного богословия (апологетики), он является, бесспорно, крупнейшим специалистом, что же касается Догматического богословия (разделы учения о спасении, конечных судьбах мира и человека), то здесь, по заключению Синодальной библейско-богословской комиссии (2016 г.), лекции профессора не соответствуют православному вероучению, основанному на Божественном откровении.
В этом видео представлен отрывок из лекции профессора А.И. Осипова «О десяти праведниках».
Общественно-политическая деятельность
Профессор А.И. Осипов активно участвует в общественной и политической жизни:
- с 1996 по 1987 гг. и с 1995 по 2005 гг. являлся членом редакционной коллегии сборника «Богословские труды»;
- с 1991 по 2021 гг. — состоял сопредседателем (от религии) ежегодной международной конференции «Наука. Философия. Религия»;
- был участником ассамблей Всемирного совета церквей;
- участвовал в конференции европейских церквей;
- принимал участие в Христианской мирной конференции;
- был приглашен на многие всемирные международные и иные церковные и общественные конференции и ассамблеи в России и за рубежом.
Участие в телепрограммах
Алексей Ильич Осипов много выступает:
- на встречах с учениками духовных академий;
- с верующими;
- на телевидении.
Профессора часто приглашают для чтения лекций, и всегда задают очень много вопросов. Часто его выступления можно увидеть на православном канале «Союз».
Зрителей необычайно волнуют не только вопросы веры, но и личная жизнь и семейное положение профессора, есть ли у него дети, женат он или нет. Однако Осипов никогда не рассказывает лично о себе. Он считает, что его биография и личная жизнь — не есть повод для обсуждений.
Гораздо важнее поговорить о том, в чем он видит свое предназначение:
- Донести до присутствующих послания святых отцов.
- Обсудить вопросы православия и христианства.