Знаменитые старцы оптинские: кто они и где жили
Содержание:
- История Оптиной пустыни
- Святые храмы – составные части и достопримечательности Оптиной пустыни
- Биография схимника
- Расположение и внешний вид
- В воскресные и праздничные дни:
- XIX век
- Оптина Пустынь — чем известна?
- Географическое положение
- «Молитва была главной движущей силой возрождаемого монастыря»
- «Ничего так не ищет русский человек, как святыни»
- Опта
- Доклады:
- История возникновения Оптиной Пустыни
- Восстановление монастыря
История Оптиной пустыни
Монастырь Оптина пустынь – обитель с многовековой историей.
Он основан в начале XV века раскаявшимся разбойником Оптой, в монашестве — Макарием. О нем известно очень немногое: был предводителем разбойничьей шайки, затем раскаялся и был пострижен в монахи. Пустынью же монастырь назвали из-за уединенного монашеского образа жизни.
Монастырь располагается в нескольких километрах от города Козельска, на берегу реки Жиздра. Испокон веков является одним из почитаемых и намоленных мест на Руси. “В Оптину за опытом” – так говорили и говорят паломники и трудники, приезжающие в Оптину пустынь.
Самым сложным для жизни обители стал XVIII век, так как государство ввело для монастырей огромные налоги, таких денег у братии не было. В 1724 году обитель была закрыта, постройки находились в плачевном состоянии. И только в 1741 году началось восстановление монастыря. Согласно историческим данным, в семидесятые годы на территории монастыря постоянно проживало 2 монаха. Постепенно монастырь Оптина Пустынь начал возрождаться и в XIX веке стала главным духовным центром страны.
Монастырь Оптина пустынь (Калужская область)
Святые храмы – составные части и достопримечательности Оптиной пустыни
В архитектурном плане подворье монастыря выглядит как квадратное пространство, защищенное каменной стеной. Ограждение возводилось с 1832 по 1839 гг.
Церковь Спаса Преображения
Сегодня на территории обители и за её приделами находятся следующие храмы и часовни:
- Главный храм, чествующий Введение в Храм Пресвятой Богородицы и хранящий мощи всех Оптинских старцев и преподобных Нектария и Амвросия.
-
Храм в честь Казанской иконы Богоматери – наибольший из всех Оптинских святынь. Здесь лежат мощи Антония, Моисея и Исаакия I.
Помещение используется для проведения воскресных и праздничных богослужений.
Церковь Владимирской иконы Божией Матери
- Храм Владимирской иконы Божией Матери – новая постройка, появившаяся на месте разрушенной святыни. Храм-усыпальница стала хранилищем мощей семи старцев. Церемониал ее освящения состоялся в 1998 г.
- С севера от Введенского собора можно увидеть церковь преподобной Марии Египетской. Одноглавый храм в лучших традициях классицизма был восстановлен в 2000-е годы.
- Храм в Иоанно-Предтеченском ските появился в 1825 г. Его возведением мастера чествовали святого Иоанна Предтечу и Крестителя Господня.
Слева направо: Церковь Марии Египетской и Анны Праведной, собор Введения во храм Пресвятой Богородицы
- Неподалеку от святых ворот возвышается маленькая церковь Спаса Преображения, которую считают символом возрождающейся обители.
- Храм, отстроенный в 1874 г. в память о преподобном Илларионе Великом, стоит за стенами монастыря.
- Храм под названием «Спорительница хлебов» строился уже в 2000 г. Найти его можно на участке подсобного хозяйства.
- В 1993 году на монастырском некрополе была построена небольшая деревянная звонница.
Церковь преподобной Марии Египетской
- В 2008 году в память о трех погибших монахах на месте их погребения насельники поставили крохотную часовню Воскресения Христова.
- Еще одна часовня-сень с мозаичной иконой Божией Матери встречает туристов и паломников неподалеку от южных ворот.
Вполне естественно, что монастырь имеет и собственную колокольню. Изначально она строилась в 1802 – 1809 гг., но из-за закрытия пустыни в свое время ее здание было разрушено. Работы по восстановлению колокольни проводились в 1999 г.
Соборы Оптиной пустыни сверху. На переднем плане колокольня, за ней Введенский собор и церковь Владимирской иконы Божией Матери, слева от Введенского собора церковь преподобной Марии Египетской, справа церковь Казанской иконы Божией Матери
Сейчас пустынь работает по своему прямому назначению. Праздники и богослужения проводятся во всех храмах. Как в далеком прошлом, так и поныне главными ценностями обители считаются мощи преподобных старцев, обретшие покой в Казанской, Введенской и Владимирской святынях.
Колокольня монастыря
Оптина пустынь является любимейшим местом Патриарха Московского и всея Руси Алексия II – священнослужитель приезжает сюда довольно часто.
Рейтинг достопримечательности:
← РОССИЯ | КАЛУЖСКАЯ ОБЛАСТЬ | ЕВРОПА → |
Биография схимника
Ознакомившись с биографией старца, можно сделать вывод, что не случайно Господь избрал его на монашеское служение, с раннего детства Виктор Александрович Богомолов воспитывался в духе христианских ценностей.
Происхождение
Родился будущий схимник в 1935 году в многодетной семье Богомоловых. Мать и отец Виктора воспитывали восьмерых детей, проживала семья в деревне Андреевка, расположенной в Пермской области. Мать Вити работала скотницей на колхозной ферме, а с детьми помогала управляться бабушка. Она, как истинная христианка, начинала каждый новый день с горячей молитвы, причем читала они их по памяти до глубокой старости, а уже после обряда приступала к приготовлению еды для большой семьи.
Именно бабушка и приучила будущего насельника Оптиной пустыни к молитве, как вспоминал сам схимник Евфимий, он с раннего детства не представлял, как можно приступать к завтраку без совершения молитвы.
Детские годы
Каждый вечер дети с мамой и бабушкой молились при зажженной лампадке перед иконами и просили, чтобы Господь сохранил отца и других русских воинов. И Всевышний ответил на молитву детей, отец Виктора вернулся домой после окончания войны.
Образование
С учебой у мальчика не все шло гладко из-за того, что нужно было помогать семье по хозяйству, пасти коров. Также на протяжении лета в обязанности Виктора входил выпас колхозных овец, поэтому придя в октябре в школу после 4 класса, он понял, что сильно отстал от своих сверстников. Обеспокоенная плохой успеваемостью учительница посетила семью Богомоловых и рассказала родителям о проблеме. Тогда отец семейства напрямую спросил Витю, хочет ли он учиться, а если нет, то пусть отправляется на работу в колхоз. Мальчик ответил, что пойдет трудиться, так с 12 лет будущий схимник начал работать.
В этой сфере схимник Евфимий добился блестящих результатов, защитив кандидатскую и став заместителем директора по научной работе. Им написано около 250 научных статей, также в копилке достижений Виктора Александровича две серебряные медали ВДНХ за проведенные исследования.
Послушание на Оптинских полях
В 2003 году Виктор Богомолов пришел в Оптину пустынь, чтобы принять монашеский постриг под именем Елисей и остаться там до конца своей земной жизни. Узнав о его профессии, старцы дали ему послушание на Оптинских полях, которые впоследствии в шутку стали называть Елисеевскими.
Рукоположение отца Елисея в схимонахи произошло незадолго до его смерти, после этого он получил имя Евфимий.
Кончина
Отошел к Господу старец Евфимий в 2020 году 29 ноября. Однако и после смерти схимонаха не прекратился поток паломников, которые хотели помолиться на могиле святого отца и получить от него духовную поддержку.
Расположение и внешний вид
Обитель находится в 2-х километрах на северо-восток от г. Козельска. Дорога к монастырю пересекает реку Жиздру и продолжается вдоль монастырской рощи. В 1832—1839 годах вокруг монастыря была выстроена небольшая ограда и четыре наугольные башни. В 2-х км. от монастыря расположена станция Тупик.
В соответствии с планом монастырь почти квадратный. По центру расположен главный храм монастыря — Введенский собор. Вокруг собора крестообразно располагаются церкви. На севере — церковь Марии Египетской, переделанная в 1858 года из старой трапезной, на юге — Казанская церковь, построена в 1811 году, на востоке — Владимирская.
За рощей расположен скит, в котором совершаются круглосуточные богослужения. По информации на 2009 год в нём 10 монахов. Когда он устраивался, вокруг него запрещалось рубить лес, чтобы он навсегда был закрытым. Ещё сохранились домики, в которых останавливались Гоголь и Достоевский. Также сохранилась деревянная церковь Иоанна Предтечи (1822), построенная из того самого леса, который рос на месте нынешнего скита. Нахождение мирян в скиту не благословляется.
В воскресные и праздничные дни:
5:30 | Ранняя Божественная Литургия (начало часов) | Казанский храм |
7:00 | 1-ая Средняя Божественная Литургия (начало часов) | Владимирский храм |
8:00 | Молебен с акафистом у мощей преп. Амвросия | Введенский храм |
8:00 | 2-ая Средняя Божественная Литургия (начало часов) | Преображенский храм |
9:00 | Поздняя Божественная Литургия (начало часов) | Введенский храм |
10.00 | Молебен с акафистом Калужской иконе Божией Матери | Казанский храм |
11:00 | Заказные молебны святым | Преображенский храм |
12:00 | Панихида | Казанский храм |
13:00 | Молебен с акафистом у мощей преп. Амвросия | Введенский храм |
14:30 | Молебен с акафистом Собору Преподобных Старцев Оптинских | Владимирский храм |
17:00 | Вечернее богослужение (9-й час в 16:45) | Казанский храм |
Исповедь в воскресные и праздничные дни: 5:30 — 11:30 в Казанском Храме,а также накануне (в субботу), во время вечернего богослужения после Полиелея (в 16:30 в Казанском храме читаются молитвы перед исповедью).
В летний период, при большом стечении народа воскресные и праздничные бдения могут совершаться одновременно в двух храмах — Казанском и Введенском.
Св. таинство Елеосвящения (соборование) совершается в посты: Великий, Петров, Успенский, Рождественский (начиная со второй седмицы) по пятницам в 14:00 во Владимирском храме.
Св. таинство Крещения совершается в храме прп. Иллариона Великого: для взрослых в воскресные дни в 13:30, для младенцев в субботу в 13:30. Готовящиеся ко святому Крещению, а также восприемники, должны пройти огласительную беседу, которая проводится по пятницам в 18:00 в том же храме.
Ежедневно, после вечерней трапезы, совершается крестный ход вокруг монастыря. Начало крестного хода от храма Марии Египетской.
По субботам в 13:00 совершается лития в часовне убиенных иером. Василия, ин. Трофима, ин. Ферапонта на братском некрополе монастыря.
По субботам в 14:30 во Владимирском храме совершается соборный акафист Пресвятой Богородице.
Пресс-служба монастыря Оптина пустынь
XIX век
В отечественной истории Оптина пустынь имеет немалое значение. Эта обитель – яркий пример процесса духовного возрождения, произошедшего в конце XVIII столетия. Она расположена у опушки соснового бора, отрезана от мира Жиздрой. Это превосходное место для созерцательной отшельнической жизни, духовных оазис. Говорят, старцы Оптины пустыни обладают даром исцеления.
В начале столетия началось строительство трехъярусной колокольни. С обеих сторон к ней пристроили флигели для келий. В 1804-м строительство закончилось. Спустя три года началось возведение Казанского храма, чуть позже – больничной церкви с шестью кельями. На материал для строительства выделил средства советник Камынин.
Храмы были освящены в 1811 году. Спустя десять лет здесь устроили скит. В нем проживали пустынники, то есть люди, проведшие много лет в абсолютном уединении. Духовной жизнью обители ведал старец. Со всех уголков России в Оптину пустынь потянулись люди, которые стремились к жизни в согласии с Богом. Монастырь стал духовным центром страны. После того как начали поступать пожертвования, здесь появились угодья, мельница, каменные здания.
Оптина Пустынь — чем известна?
До революции, — в XIX и начале XX веков, — Оптинский монастырь был оазисом старчества. Преподобный Амвросий Оптинский — самый известный святой из этой обители: к нему стекались со всей страны — от млада до велика, от бедна до богата. Но не только к нему. На сегодняшний день кроме него канонизированы еще тринадцать Оптинских святых — к ним тоже собирались паломники, да и не к ним одним, а и ко многим другим иеромонахам на исповедь — чтобы получить хотя бы каплю иноческой радости и мудрости.
Потом был СССР, монастырь закрыли. Вернули его Церкви в конце 80-х годов прошлого века. В обители возобновилась монашеская жизнь, которая ведется здесь по самым строгим правилам.
Поэтому, в сущности, с XIX века ничего не изменилось. Люди также приезжают в Оптину к великому старцу Амвросию (его мощам), мощам других старцев и с целью поближе соприкоснуться с монашеской жизнью — хотя бы просто немного побыв на долгих монастырских службах.
Географическое положение
В какой области находится Оптина пустынь, в которой уже более 500 лет расположен один из самых известных монастырей нашей страны?
Этот центр монашеской жизни стоит на берегу реки Жиздра, в окружении плотного кольца хвойных лесов. От обители до ближайшего небольшого городка Козельска всего около двух километров. Данный населенный пункт входит в состав Калужской области.
До главного города этой губернии менее 100 км. Столицу России с Калугой разделяет расстояние в 200 км. Природа этих мест довольно живописна. В некоторых местах по пути в Оптину пустынь можно в полной мере насладиться красотой и величием русской природы, нетронутой цивилизацией. Из-за обилия лесных массивов воздух в здешних краях чистый и свежий. Поэтому паломничество в святое место будет полезным, как для духовного развития человека, так и для его физического здоровья.
«Молитва была главной движущей силой возрождаемого монастыря»
Архидиакон Рафаил (Романов), насельник Оптиной пустыни с 1990 года, ныне келейник схиархимандрита Илия (Ноздрина):
Отец Венедикт, подражая Господу, много подвизался и многое сделал, и так же, как Сам наш Подвигоначальник, принял крестную муку, увенчавшую его служение Богу и людям.
Мы с батюшкой Илием застали то, как в 1991 году, 20 января, на Собор святого Крестителя Господня, отец Венедикт приехал в Оптину Пустынь: братия встретила его тогда во святых вратах обители, а потом мы все вместе пошли в скит святого Иоанна Предтечи.
Многое тогда еще в обители и в скиту предстояло восстанавливать, – и отец наместник принял врученную ему священноначалием святую обитель с большой любовью. Он всей своей душою был посвящен служению Церкви.
Сам он был совершенно нестяжателен. Долгое время ездил на простой «Ниве», в келлии у него была чрезвычайно простая обстановка. Производя ремонт келейных корпусов, он отремонтировал свой в последнюю очередь.
Больше всего он радел о том, чтобы храмы Божии во святой Оптине обрели прежнее, как было до осквернения и разрухи, благолепие.
С братией отец наместник был строг. Но точно так же, как мы бываем признательны родителям, когда вырастем, – мы, монахи, глубоко благодарны отцу Венедикту, сподвигавшему нас на молитвенное бодрствование, на изучение Священного Писания. Он не спускал никаких нарушений Устава, взыскивал, но тем самым и закалял нас внутренне. Так и надо: монах пред Богом должен стоять в благопристойном образе, не расхлябанный, не ленивый.
Внутреннее трезвение дополнялось напряженным физическим трудом. Отец Венедикт дал нам четкую установку: монастырь должен кормить себя сам. Как рачительный хозяин наместник мог задействовать брата на послушании, связанном с его специальностью в миру. Например, мне в свое время было поручено заниматься пчелами. Также, зная этот труд, я поначалу возился с овечками, с козочками. Потом коров в обители завели. Сажали сначала монастырские огороды, а потом стали засеивать злаками, бобами, картошкой и поля далеко окрест – за 20–30 километров от Оптиной. Так что в результате обитель кормила уже не только себя и паломников, но и благотворительно – многих в тех краях неимущих, нуждающихся.
В управлении отца Венедикта обителью духовное преуспеяние двигало и внешние попечения. Так, знаю, что если отец наместник видел, что брат усердно подвизается в молитве, он такого рукополагал, а также мог назначить на какое-то ответственное служение, благословлял возглавить какую-либо монастырскую службу. Молитва была главной движущей силой возрождаемого монастыря.
Как же радовался отец наместник, когда по молитве все устраивалось и получалось! Приезжая на стройку, где из руин восставали некогда бывшие здесь стены святой обители, – он просто ликовал!
С батюшкой Илием мы были у отца Венедикта в больнице незадолго до кончины. Он уже ничего не говорил. Видно было, как он мужественно и кротко претерпевает телесные страдания.
Отец Венедикт очень любил отца Кирилла (Павлова). Когда мы с батюшкой Илием ехали к старцу, всегда передавал ему поклон. Слушая потом рассказ о том, как мы его навестили, не мог скрыть своего благоговейного трепета.
Духовная связь с отцом Кириллом многих укрепила в преддверии их собственной голгофы.
Покой, Господи, нашего дорогого наместника отца Венедикта, так много потрудившегося в созидании вверенных ему святой обители и ее братства!
Вечная память.
Записала Ольга Орлова
«Ничего так не ищет русский человек, как святыни»
Почему же с такой злобой ополчились на святых подвижников в XX веке? Да уже и в XIX-м Церковь и ее святые у многих образованных людей были, мягко говоря, не в чести… Выискивали недостатки, подкарауливали ошибки и падения…
Всю суть негативного отношения к Церкви объясняет Достоевский. Он сказал однажды: «Русский человек ничему так не радуется, как падению праведника, и говорит: “А-а-а! Если такие столпы, если такие светильники пали, то что же спрашивать с нас, простых людишек? Если такие не смогли удержаться, то что мы, простые люди?” И грехопадением праведника оправдывают свой грех и свою нечестивую жизнь».
Но тот же Достоевский пишет: ничего так не ищет русский человек, как святыни и святого, чтобы найти ее и его и поклониться; и говорит: «У меня неправда, у меня грех, у меня беззаконие, но должна же быть где-то эта правда, эта святыня, эта чистота, эта святость?» – взыщет ее и поклонится ей.
И, кстати, Петр I однажды сказал: «Оправдывать свои грехи, ссылаясь на чужие, – это все равно что умываться грязью».
Поэтому тянулись люди в Оптину: потому что тут действительно были подвижники, и не один-два, а целое братство.
Про старца Амвросия Лев Толстой сказал потрясающую вещь: «Этот почти парализованный человек, вечно болящий и на одре лежащий, который еле мог перекреститься, принимал в день десятки и сотни посетителей, еле говоря им что-то на пользу души, и к нему тянулись люди со всех концов России, и мне кажется, что этот человек сделал для духовной жизни России больше, чем все ее бытоулучшители». Лев Толстой несколько раз был в Оптиной. Под конец жизни он был у своей родной сестры – насельницы Шамординского монастыря монахини Марии, и сказал ей: «Знаешь, Машка, я бы согласился пойти в Оптину пустынь и стать там простым послушником – (граф, всемирно известный писатель!) – и выполнять там любую черную работу, но только при одном условии: чтобы эти монахи не заставляли меня молиться!»
То есть самый тяжелый труд – духовный труд. Все что угодно легче: вагоны разгружать… – только не молиться.
Сюда ведь приезжали почти все столпы нашей словесности…
Даже если мы просто перечислим тех, кто вращался вокруг Оптиной, мы поймем ее значение. Одних только писателей сколько сюда приезжало! Гоголь дважды был в Оптиной – в 1850 и в 1851 году; Достоевский в 1876 году – самый продаваемый писатель, самый читаемый писатель, переведенный на многие языки мира. А какое у него потрясающее внутреннее видение человека! В его книге «Братья Карамазовы» узнается Оптина пустынь: то, что он увидел тут, он изобразил в этом романе. Но, конечно, старец Зосима – это не старец Амвросий, но впервые мир позитивно познакомился с монастырской жизнью и старчеством изнутри благодаря Достоевскому. Посещение им Оптиной пустыни сыграло значимую роль в его жизни, в его отношении к вере, Православию и монашеству в целом.
Петр и Иван Киреевские, Аксаковы, Тургенев, философ Соловьев, писатель Поселянин, Сергей Нилус, Алексей Толстой, Царская семья, Елисавета Феодоровна, Константин Романов – все они были в Оптиной пустыни. Из наших современников – Распутин, Солоухин, Белов, Солженицын…
Приезжал, будучи Президентом Российской Федерации, Дмитрий Анатольевич Медведев…
Это было в 2010 году?
Да. В 2010 году Дмитрий Анатольевич Медведев в его бытность Президентом был в Козельске и присвоил Козельску звание Города воинской славы, тогда он посетил и Оптину пустынь, и Предтеченский скит.
Когда в скиту не знали, что ему подарить, привели Дмитрия Анатольевича Медведева в келью старца Амвросия и сказали: «Вот в этой келье, в этом месте жил этот великий человек». И скитоначальник, отец Тихон, подарил ему молитву Оптинских старцев, красиво оформленную, и говорит: «А хотите, я Вам ее прочитаю?» И он прочитал молитву, на что Дмитрий Анатольевич Медведев заметил: «Какая всеобъемлющая молитва!»
В этой молитве есть какая-то простота, мудрость, которая понятна всем, а где просто, там ангелов со сто. Сколько раз мы ее дарили разным директорам кирпичных заводов, руководителям типографий, медикам, военным, и все были очень благодарны! И у многих руководителей, у которых я бывал, видел ее на стене или на столе под стеклом. Она написана в Духе и Духом.
Почему эта удивительная молитва родилась именно в Оптиной?
Потому что Оптина пустынь – это золотая чаша, в которую сливалось все лучшее, духовное вино России. Святые бывали во многих монастырях, а святое братство – только здесь. Старцы жили Богом, дышали Богом, и у старцев Бог был на первом месте, а когда Бог на первом месте, тогда все остальное на своем. Тогда просвещаются ум и сердце, и от избытка сердца уста глаголют такие богодухновенные молитвы.
Опта
Оптина пустынь – мужской монастырь, расположенный в Калужской области. Пустынью в старину называли места уединенных монашеских поселений. Оптина – слово, которое происходит от имени раскаявшегося разбойника. Об этом человеке известно немного.
Разбойник Опта был грозным предводителем большой шайки. Он промышленной в дремучем лесу, где теперь расположен город Козельск. Однажды по неизвестным причинам отпетый разбойник оставил свою шайку и принял монашеский постриг. В иночестве он получил имя Макарий. Именно поэтому пустынь в 14-15 столетиях называлась Макарьевской. Где похоронен основатель монастыря, неизвестно. К тому же эта история всего лишь одно из преданий. В истории Оптины пустыни много белых пятен.
Доклады:
Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Духовно-нравственный облик и служение старцев в России в XX веке
/Международная конференция «Монашество России и Кипра: духовно-культурные связи»
Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Я желаю всем, чтобы тропа в монастыри никогда не зарастала
/ XXVI Международные Рождественские образовательные чтения. Региональный этап
Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Преемство святогорских традиций в развитии монастырей и монашества на Руси
/Русь – Святая Гора Афон: тысяча лет духовного и культурного единства
Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Общее монастырское богослужение – залог духовного преуспеяния братии
/Собрание игуменов и игумений монастырей Русской Православной Церкви
История возникновения Оптиной Пустыни
От древнейших времен местность, где расположены город Козельск и Оптина Пустынь, была уже обитаема. В исторические времена ее населяли племена вятичей, просвещенные св. Кукшей (пострадавшим в Мценске в 1213 году). Город Козельск впервые упоминается в летописи под 1146 годом. В 1238 году он был взят татарами. Город мужественно сопротивлялся в течение 7-ми недель. Все жители были перебиты. По преданию, 2-летний князь Василий утонул в крови. Татары прозвали Козельск «злым городом». В начале 15-го века Козельск перешел в руки Литвы, и в течение полувека переходил из рук в руки, пока окончательно не утвердился за Москвой.
Время основания Оптиной Пустыни неизвестно. По преданию, ее основал в древние времена покаявшийся разбойник Опта. Есть предположение, что она была основана монахолюбивым князем Владимиром Храбрым, или ближайшими его наследниками. Но вероятнее всего, что основателями ее стали неизвестные отшельники, избравшие для своих подвигов глухое место в лесу, вдали от всякого жилья у пограничной засеки с Польшей, место неудобное для хлебопашества, никому не нужное и никому не принадлежащее. Таким образом, Оптина принадлежит к числу древнейших монастырей. Известно, что в 1625 году ее игуменом был Сергий. В 1630 году там была деревянная церковь, шесть келлий и 12 человек братий, и управлял ею иеромонах Феодор. Царь Михаил Феодорович пожаловал Оптиной мельницу и землю в Козельске под огороды. В 1689 году братья Шепелевы (местные бояре) построили Введенский собор. Вскоре наступило время реяорм Петра 1-го. В 1704 году отобрали в казну мельницу, перевоз через Жиздру и рыбные ловли, а в 1724 году обедневшая обитель указом Синода и совсем была упразднена, как «малобратный монастырь». Но уже в 1726 году по ходатайству стольника Андрея Шепелева она была восстановлена. При закрытии совершенно разоренная, она теперь медленно восстанавливалась.
Но ее полное восстановление началось лишь с 1795 года, когда на нее обратил внимание московский митрополит Платон и назначил туда строителем иеромонаха Иосифа, а через год был назначен вместо него о. Авраамий
Произошло это так: митрополит Платон решил устроить в Оптиной общежительный монастырь наподобие Песношского монастыря и просил его настоятеля о. Макария выбрать из своей братии для этой цели способного человека. О. Макарий ответил: «Да у меня нет таких, владыко, — а вот разве дать тебе огородника Авраамия?» Авраамий был представлен митрополиту. Болезненный и смиренный, он пробовал отказаться, но старцы Самуил Голутвенский и Иоанн Песношский сказали, что это зов Божий, и о. Авраамий отправился в Оптину.
Обитель он нашел в крайнем запустении: «Не было полотенца руки обтереть служащему». Братий было 3 престарелых монаха. В скорби своей о. строитель отправился к своему старцу в Песношь. О. Макарий повез его с собой по окрестным помещикам — благотворителям, и о. Авраамий привез в Оптину 2 воза различных вещей. Кроме того, с благословения о. Макария, из его монастыря в Оптину перешло 12 братий. Число монашествующих стало быстро возрастать. Отец Макарий все время одобрял и руководил о. Авраамием. Вскоре о. Авраамий привел в порядок хозяйство, огородил обитель, закончил судебные дела в пользу обители, построил колокольню, Казанскую больничную церковь, братские кельи, развел сад. В 1812 году он в ожидании неприятеля скрыл церковное имущество в земле под церковью и приискал для братии в дремучем лесу недоступный овраг с пещерой. Но враг не дошел до Оптиной. Скончался о. Авраамий в 1817 году. После него настоятелем был Маркелл, а затем Даниил.
Но расцветом своим и славой Оптина Пустынь обязана следующему своему настоятелю архимандриту Моисею. При нем были перестроены и увеличены храмы, построены и новые. Старые братские корпуса надстроены, прибавлено семь новых корпусов, каменная ограда с семью башнями, новый большой корпус для братской трапезы, библиотека, гостиницы (8 корпусов с тремя флигелями), два конных двора, скотный двор, заводы черепичный и кирпичный; мельница близ монастыря выстроена вновь. Братское кладбище, весь скит с его церковью, келлиями и службами — все это возникло при о. Моисее. Кроме того, разведены огромные огороды; фруктовые сады и земельные владения Оптиной увеличены вдвое, причем лес занимал 188 десятин. Приток средств шел со стороны богомольцев, которых привлекала Оптина Пустынь с ее особым духом, напоминающим времена древнего подвижничества.
Восстановление монастыря
В 1987 году разрушенный монастырь Оптина пустынь был передан РПЦ. Разруха была столь удручающая, что местные жители не верили в возрождение монастыря. Архимандрит Евлогий (сейчас епископ Владимирский и Суздальский) был назначен настоятелем. Он и начал возрождать обитель, в первую очередь ее духовную жизнь. Сложностей было очень много, начиная от расчистки территории, заканчивая переселением мирян, которые неохотно соглашались переселяться за периметр монастыря. С Божьей помощью находились мастера, строители и благотворители, готовые материально содействовать восстановлению Пустыни.
Сейчас сам монастырь и скит практически восстановлены, создано большое монастырское хозяйство, многие люди приезжают пожить и потрудиться в святом месте. Действуют ремесленные мастерские, гостевые домики, трапезная. В монастыре живет около 200 монахов, это один из самых больших монастырей в России.
Сейчас в обителе находятся мощи преподобных Нектария и Амвросия (Введенский собор), мощи преподобных Исаакия, Антония, Моисея (Казанский храм), мощи преподобных Льва, Илариона, Макария, Анатолия (Зерцалова), Анатолия (Потапова), Варсонофия, Иосифа (Владимирский храм), мощи преподобного Рафаила (Преображенский храм).