Что такое муниципальное имущество? особенности, управление

Понятие, содержание и виды права собственности

Понятие права собственности

Право собственности может быть рассмотрено в объективном и субъективном смысле.

Право собственности (в объективном смысле): совокупность правовых норм, регулирующих отношения по поводу присвоения и принадлежности материальных благ определенному лицу или лицам, осуществления собственником правомочий владения, пользования и распоряжения вещью своей волей и в своем интересе, независимо от других лиц.

Право собственности (в субъективном смысле) — возможность определенного поведения, дозволен­ного законом управомоченному лицу. С этой точки зрения оно пред­ставляет собой наиболее широкое по содержанию вещное право, ко­торое дает возможность своему обладателю — собственнику и только ему определять характер и направления использования принадлежа­щих ему вещей, осуществляя над ними полное хозяйственное господ­ство и устраняя или допуская других лиц к их использованию.

Таким образом, можно сказать, что право собственности как субъ­ективное гражданское право есть закрепленная законом возможность лица по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом, одновременно принимая на себя бре­мя и риск его содержания.

Содержание права собственности

  1. владения;
  2. пользования;
  3. распоряжения.

Правомочие владения — основанная на законе (т.е. юридически обеспеченная) возможность фактически иметь у себя данное иму­щество, содержать его в своем хозяйстве (фактически обладать им, числить на своем балансе и т.п.).

Правомочие пользования представ­ляет собой основанную на законе возможность эксплуатации, хозяй­ственного или иного использования имущества путем извлечения из него полезных свойств, его потребления. Оно тесно связано с правомо­чием владения, ибо в большинстве случаев можно пользоваться иму­ществом, только фактически владея им.

Правомочие распоряжения означает аналогичную возможность определения юридической судь­бы имущества путем изменения его принадлежности, состояния или назначения (отчуждение по договору, передача по наследству, унич­тожение и т.д.).

Главное, что характеризует правомочия собст­венника в российском гражданском праве, — это возможность осуще­ствлять их по своему усмотрению (п. 2 ст. 209 ГК), т.е. самому решать, что делать с принадлежащим имуществом, руководствуясь исключи­тельно собственными интересами, совершая в отношении этого иму­щества любые действия, не противоречащие, однако, закону и иным правовым актам и не нарушающие прав и законных интересов других лиц. В этом-то и состоит существо юридической власти собственника над своей вещью.

Тем не менее, дйствующее законодательство, предоставив собственнику указанные выше правомочия, устанавливает и пределы их осуществления (например, собственник жилого помещения может использовать его только по назначени, и т.д.).

Пределы права собственности представляют собой установленные законом границы осуществления права собственности.

Виды права собственности

  1. В зависимости от формы собственности:

    • право государственной собственности, которое состоит из права федеральной собственности; право собственности субъектов Федерации; собственность республики; собственность автономного округа;
    • право муниципальной собственности, которое включает право собственности города и право собственности прочих муниципальных образований.
  2. В зависимости от числа правообладателей:

    • право собственности, принадлежащее одному лицу;
    • право собственности, принадлежащее двум или более лицам (включая право долевой и совместной собственности).
  3. В зависимости от вида имущества:

    • право собственности на движимое имущество;
    • право собственности на недвижимое имущество.

Процедура образования земельного участка из муниципальных земель

Земельный участок может быть образован из земель, находящихся в муниципальной собственности, в следующих случаях:

  • При предоставлении участка садоводческому иди дачному товариществу;
  • Для предоставления частному физическому или юридическому лицу в пользование;
  • При выделении участка организации, с которой заключен договор комплексного развития территории;
  • При выделении участка строительной организации для возведения жилых домов;
  • Для строительства линейных объектов;
  • Для строительства объектов муниципальных предприятий.

Образование земельного надела из муниципальных земель возможно только посредством принятия соответствующего постановления субъекта муниципальной собственности.

Таким субъектом в большинстве случаев выступает земельный или архитектурно-градостроительный комитет местной администрации.

Процедура выделения земельного участка из муниципальных земель в отдельный надел для предоставления в аренду или собственность состоит из следующих шагов:

  • Подача заявления в земельный комитет о предоставлении участка в пользовании;
  • Получение положительного решения комитета;
  • Заказ и проведение межевых работ по выделу земельного участка;
  • Предоставление в кадастровую палату межевого плана;
  • Выдача кадастрового паспорта на образуемый участок;
  • Утверждение участка в определённых границах земельным комитетом.

Образование земельного участка подразумевает выделение его отдельных границ таким образом, чтобы площадь нового участка соответствовала указанной в разрешении земельного комитета.

Межевые работы осуществляются частными геодезическими компаниями или кадастровыми инженерами, с которыми заключен договор подряда.

Важно учесть, что геодезические работы по определению границ участка, образуемого из муниципальных земель, осуществляются за счёт организации или физического лица, подавшего заявление на получение участка в пользование. Как получить земельный участок от государства за третьего ребенка? Читайте в нашей статье! Вся нужная вам информация про коллективно-долевую собственность находится в нашем материале

Как получить земельный участок от государства за третьего ребенка? Читайте в нашей статье! Вся нужная вам информация про коллективно-долевую собственность находится в нашем материале.

Все вопросы связанные с разрешением на строительство вы можете найти тут.

Как купить землю у государства

Желающим получить земельный участок под ИЖС нелишне будет знать, что можно как купить землю у государства, так и получить ее бесплатно. Таким правом могут воспользоваться семьи, имеющие 3 и более детей, признанные нуждающимися в улучшении условий для проживания и стоящие в очереди на выделение жилья. Порядок предоставления земельных участков таким семьям устанавливается законодательными актами органов власти субъектов РФ. Такие акты определяют регламент постановки на учет и снятия с учета, порядок предоставления земельных участков, размеры участков, основания для отказа в предоставлении и пр.

В извещении о покупке земли под ИЖС дается описание земельного участка, указывается его адрес, площадь, кадастровый номер (если известен), приводится информация о возможности участия в торгах других заинтересованных лиц. Если в течение 30 дней со дня опубликования извещения заявлений об участии в аукционе от других граждан не поступило, администрация оформляет договор купли-продажи.

Рекомендуем прочесть: Норма предоставления жилой площади в общежитии

Комментарий к статье 215 ГК РФ

1. Муниципальная собственность не входит в состав государственной собственности (см. коммент. к ст. 214 ГК), а является самостоятельной формой собственности, что гарантируется ст. ст. 8, 132, 133 Конституции. Из ч. 1 ст. 130 Конституции следует, что владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом как правомочия собственника осуществляются от имени и в интересах населения муниципального образования.

Пункт 1 комментируемой статьи определяет понятие муниципальной собственности. Субъектами права собственности могут выступать муниципальные образования: городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения (п. 1 ст. 2 Закона об организации местного самоуправления). В состав муниципальной собственности входят средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, другое имущество (ст. ст. 50, 52 указанного Закона).

По сравнению с государственным муниципальное имущество более сужено по составу, так как с его помощью решаются иные по сравнению с государственными вопросы местного уровня. Однако и государственной, и муниципальной собственности присуща такая общая черта, как направленность на решение общественных, а не частных интересов.

2. В п. 2 комментируемой статьи указано, кто может осуществлять от имени муниципального образования права собственника. Данная норма, как и п. 3 ст. 214 ГК, отсылает к ст. 125 ГК (см. коммент. к ней). Кроме того, она уточняется в ст. 51 Закона об организации местного самоуправления, в соответствии с которой органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

3. Пункт 3 комментируемой статьи посвящен муниципальному имуществу, закрепленному за муниципальными предприятиями и учреждениями, и муниципальному имуществу, образующему муниципальную казну. Муниципальное имущество, как и государственное, закрепляется за унитарными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения и оперативного управления (см. коммент. к ст. ст. 294 — 298 ГК, Закон об унитарных предприятиях, Закон об автономных учреждениях, Закон об образовании). Участие органов местного самоуправления в ходе использования муниципального имущества состоит в том, что они определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждают их уставы, назначают на должность и освобождают от должности руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивают отчеты об их деятельности в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования (ст. 51 Закона об организации местного самоуправления).

Продажа земли, находящейся в муниципальной собственности

Разберемся в вопросах терминологии. С позиции гражданского законодательства земельный участок – это вещь, а муниципалитет – собственник, который вправе осуществлять все обычные правомочности, в том числе – распоряжение. В публично-правовых отношениях орган местного самоуправления действует как субъект властных полномочий. Среди прочего, он уполномочен передавать земли в собственность или пользование частным лицам. Причем, речь зачастую идет о целинных землях, муниципальная и госсобственность на которые не разграничена, а участки не образованы.

Гражданский кодекс России не предусматривает возможности совершения сделок с такими объектами.

Термин «продажа» к рассматриваемым правоотношениям неприменим еще и потому, что публичные земли зачастую предоставляются частным лицам безвозмездно.

Итак, гл. V.1 ЗК РФ «Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности» регламентирует не только продажу, но и другие случаи перехода земель из муниципальной собственности в частную. По общему правилу (ст. 39.3 ЗК РФ) продажа муниципальной земельной собственности осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов.

Случаи возможной продажи участков вне торгов жестко ограничены. Это выкуп земель:

  • предоставленных в аренду для комплексного освоения;
  • переданных некоммерческой организации для индивидуального жилищной застройки, ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства;
  • образованных в результате раздела участка, предоставленного для комплексного освоения территории в целях индивидуальной жилищной застройки и относящейся к имуществу общего пользования;
  • на которых размещены сооружения, принадлежащие покупателю участка;
  • сельскохозяйственного назначения фермерским хозяйствам.

Выкупная цена, а также начальная оценка участка, выставленного на торги, определяется согласно правилам, утвержденным муниципалитетом (ст. 39.4 ЗК РФ).

Оформление муниципальной земли в собственность

Вопросы регистрации права собственности на участки регламентированы Федеральным законом № 122 «О госрегистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Учитывая, что недвижимостью в России признаются только земельные участки (ст. 130 ГК РФ), регистрация прав собственности на целинные земли невозможна.

До момента, пока территориальная община не определилась со способом будущего использования земель, это даже нецелесообразно. Нет смысла устанавливать целевое назначение участка, чтобы впоследствии его менять или формировать границы абстрактного объекта, чтобы потом заново регистрировать объединение, выдел или перераспределение.

Таким образом, сведения о муниципальных землях, которые ранее не были в собственности и не передавались в пользовании частных лиц, в ЕГРП обычно не значатся. И наоборот: чтобы получить такие земли в собственность или пользование, необходимо инициировать образование участков. Это, в свою очередь, требует разработки землеустроительной документации в порядке Федерального закона РФ № 221 «О госкадастре недвижимости».

Для примера, рассмотрим порядок оформления прав на участок собственником недвижимости, расположенной на таком участке:

  • Регистрация права собственности на строение в ЕГРП, если это не было сделано ранее.
  • Оформление документов на участок: межевание, постановка на кадастровый учет.
  • Получение кадастрового плана в департаменте земельных ресурсов или органе с другим названием.
  • Обращение с заявлением о предоставлении участка в управление муниципальным имуществом. Этот орган впоследствии готовит распоряжение об образовании участкам и предоставлении его в собственность, а также проект соглашения.
  • Подписание договора купли-продажи. Оплата лицом, заинтересованным в покупке, стоимости участка. Подписание передаточного акта.
  • Обращение за регистрацией образования нового объекта в МФЦ или территориальный орган Росреестра.

Формы общественной собственности

Общественная собственность имеет три основные формы:

  • коллективная;
  • государственная;
  • общенародная.

Под коллективной формой подразумевается распределение имущества между членами организации. Примером таких отношений выступает закрытое акционерное общество (ЗАО).

Право владения государственным имуществом принадлежит соответствующим предприятиям и организациям. Ключевая особенность данной формы — объект продолжает числиться за государством, однако на определенных условиях им могут владеть уполномоченные лица.

Общенародная форма собственности подразумевает принадлежность выделенного объекта одновременно всем и отдельно каждому гражданину. Юридическая трактовка данного вида однако не имеет практического применения из-за экономических отношений. То есть общенародная форма присутствует в законодательстве, но не имеет содержания.

Что такое частная собственность, форма собственности – частная, что это значит

Частная собственность — это в экономике разновидность формы владения, предусматривающая права юридических и физических лиц, групп этих лиц, на объект принадлежности. Все права регулируются на законодательном уровне. Частная форма собственности – это база рыночных отношений. Она закрепляет контрольное право конкретных людей на экономические выгоды, жизненные блага. Объектами частного пользования может быть:

  • конечная продукция;
  • капитал;
  • недвижимость;
  • земельные ресурсы;
  • богатства природы.

Частная форма собственности подразделяется на два вида:

  1. Группа производственных средств, используемых людьми, задействованными в процессе работы.
  2. Группы объектов, облагаемых вещественными производственными условиями работников. Они основаны на применении чужого труда.

Частной собственностью может являться магазин, парикмахерская, дачный участок, квартира и многое другое. Собственник может поступать с объектами по своему усмотрению, несмотря на то, что эти объекты входят в рыночную экономику. На законодательном уровне допускается процесс перехода владений государства к частным лицам. Это приватизация. Если же частное имущество переходит к государству, то такой процесс называют национализацией. 

Общее понятие частной собственности – это взаимоотношения между гражданами, основанные на материальных принципах, касающиеся любых сфер занятости, и производственных средств. Право на распоряжение объектом имеет исключительно собственник.

Сравнительная характеристика

Законодательство формулирует четкие признаки, по которым отличается частная, государственная и муниципальная собственность. В качестве основных критериев разделения выступают: субъектный круг, составы и сами понятия указанных категорий. Так, в пределах конкретной административно-территориальной единицы владение, пользование или распоряжение имуществом осуществляется населением и соответствующими органами власти. В круг субъектов государственной собственности входит непосредственно федеральная и региональная власть и их структуры. Частное владение и распоряжение осуществляется конкретными гражданами.

Методы реализации полномочий

Государственная и муниципальная собственность — достаточно близкие по своей сути категории. Схожесть, кроме субъектного состава, проявляется и в функциях, которые исполняет такое имущество. Основными выступают: стабилизация и обеспечение социально-экономического благополучия граждан. Неотъемлемой чертой является общественный характер собственности. Ею владеют, пользуются, распоряжаются сообща, а не каждый человек или орган власти отдельно. Сегодня местные структуры могут использовать как экономические, так и организационно-распорядительные методы управления. Из последних следует отметить:

  • Формирование предприятий.
  • Заключение контрактов с руководителями компаний.
  • Подписание договоров на передачу имущественных прав.
  • Внесение части в уставной капитал АО.
  • Списание и передачу на баланс имущества.
  • Лизинг, аренду.
  • Отчуждение.
  • Доверительное управление и прочие.

К экономическим методам относят:

  • Муниципальные заказы.
  • Дотации.
  • Нормативы по отчислениям с прибыли предприятий в местный бюджет.
  • Налогообложение.
  • Нормативы выплат за использование собственности МО.
  • Штрафы и другие экономические санкции.

Что касается контролирующей деятельности государства, то наиболее распространенным во всех развитых странах считается мнение о том, что концентрировать в руках власти целесообразно только такие активы, которые смогут обеспечить определенную степень влияния на администрирование предприятием. Как правило, они составляют не меньше 25-30% от капитала компании. Таким образом, обеспечивается государственное регулирование собственности, не нарушаются интересы частных владельцев. В ряде случаев, однако, целесообразнее сохранять в руках власти контрольные пакеты. В стране действуют АО, в которых 100% акций принадлежит государству. Такая ситуация характерна для сектора, в котором задействованы стратегически важные предприятия. В этих случаях полный госконтроль выступает в качестве решающего фактора экономической безопасности страны.

Муниципальная собственность на землю и ее особенности

Ключевые особенности института муниципальной собственности на землю:

  • сложность, межотраслевой характер;
  • публичная природа;
  • очевидное сходство режима с режимом государственной собственности.

Правоотношения в сфере муниципальной собственности на земельные ресурсы имеют сложную систему. Они одновременно регламентированы предписаниями разных отраслей законодательства. В структуре института муниципальной собственности на землю присутствуют нормы конституционного, земельного, гражданского и муниципального права. И это далеко не полный перечень.

При реализации правомочностей в отношении земель муниципалитеты учитывают интересы населения.

Нельзя утверждать, что этот принцип реализуется повсеместно. Однако это проблема выходит за рамки земельного права. Рычагов влияния на местные власти (выборы, местные инициативы, референдум, отзыв депутатов) вполне достаточно. Чтобы ими воспользоваться, община должна быть достаточно зрелой и организованной.

В российской правовой доктрине рассматривают понятие «публичная собственность», противопоставляемое частной собственности. Публичная собственность на землю органично включает государственную и муниципальную. Обе названные формы весьма схожи, имеют много схожих черт. Их связующий элемент – публичный интерес.

Муниципальная земельная собственность принципиально не отличается от государственной по:

  • источникам ее образования;
  • экономическому содержанию;
  • методам управления;
  • правилам оценки;
  • формам и целям использования.

Единство характеристик муниципальной и госсобственности обусловлено современным состоянием развития местного самоуправления в целом. Эта модель относительно нова для российской правовой доктрины и менталитета.

Превалирование государственных начал и несамостоятельность местного самоуправления привели к отсутствию дополнительных отличительных признаков муниципальной земельной собственности. Обыватель зачастую не разделяет органы госвласти и местного самоуправления, не видит возможности своего участия в управлении делами общины и решении земельных вопросов от ее имени.

Сравнительная характеристика

Законодательство формулирует четкие признаки, по которым отличается частная, государственная и муниципальная собственность. В качестве основных критериев разделения выступают: субъектный круг, составы и сами понятия указанных категорий. Так, в пределах конкретной административно-территориальной единицы владение, пользование или распоряжение имуществом осуществляется населением и соответствующими органами власти. В круг субъектов государственной собственности входит непосредственно федеральная и региональная власть и их структуры. Частное владение и распоряжение осуществляется конкретными гражданами.

Признание судом права муниципальной собственности

Способы защиты гражданских прав оговорены ст. 12 ГК РФ. В их числе – признание права через суд. Спор о праве на землю у муниципального образования может возникнуть с любым субъектом:

  • другим муниципалитетом;
  • гражданином, иностранцем;
  • организацией;
  • государством.

В зависимости от субъектного состава, спор может оказаться подсуден общему или арбитражному суду. Муниципалитет в таком деле может выступать истцом, ответчиком, третьей стороной с самостоятельными требованиями на предмет спора или без таковых.

В отношении судебных споров о земле следует учесть следующее. Право собственности в России гарантируется. А ст. 35 Конституции РФ специально устанавливает, что частный собственник может быть лишен имущества исключительно по вердикту суда.

Чтобы изъять из ЕГРП данные о регистрации прав на земельный участок за гражданином или организацией, муниципалитет должен предъявить вступившее в силу решение суда. Вердикт суда – самостоятельный и самодостаточный правоустанавливающий документ.

Право муниципальной собственности на землю на основании судебного вердикта устанавливается, например, в случаях:

  • платного изъятия земель частной собственности для публичных нужд;
  • принудительного отчуждения земель, не могущих находится в собственности частного владельца (например, иностранец унаследовал земли сельскохозяйственного назначения и не продал их гражданину РФ на протяжении года);
  • лишение права собственности владельца, который использовал их не по целевому назначению, своими бесхозяйственными действиями привел к истощению и ухудшению качества земель сельскохозяйственного назначения.

Имущество, принадлежащее государству

В РФ признаются и защищаются законом различные формы собственности, в том числе государственная, муниципальная, частная. В ст. 212 ГК РФ дается их классификация. Государственная собственность (то есть государственное имущество движимое и недвижимое) представлена двумя видами: федеральной и собственностью субъектов – республик, областей, городов, краев и пр. Государство выступает в качестве субъекта правоотношений, как и любой другой собственник, а значит, имеет право распоряжаться материальными и нематериальными благами по своему усмотрению – дарить, сдавать в аренду, продавать и т. д. Примером подобной собственности могут выступать заводы, рудники, военная добыча и пр. Свои права собственности РФ и ее субъекты осуществляют через государственные органы власти или по специальным поручениям Президента, Правительства и представительных органов.

Как узнать муниципальная земля или частная

  • сведения об участниках договора;
  • права и обязанности сторон;
  • полномочия участников относительно земель, подтвержденные соответствующими документами;
  • технические данные участков – кадастровые номера, межевая схема;
  • порядок распределения прав собственности на новообразованные территории;
  • способы и условия проведения оплаты расходов, возникших в связи с проведением кадастровых работ.
  • если участки принадлежат единственному лицу на одном виде права и отсутствует его письменное согласие;
  • если земельные участки являются предметом аукциона или в отношении них имеется заявление о предоставлении, решение по которому еще не принято;
  • если срок действия предварительного согласования еще не истек;
  • границы земель нуждаются в дополнительном уточнении.

Рекомендуем прочесть: Отзывы какие документы можно оформить в мфц на новорожденного

Заключение

Законодательство предусматривает несколько видов собственности, среди которых наибольшее общественное и социальное значение имеет муниципальная и государственная собственность. Контроль над владением, распоряжением и пользованием имуществом находится в руках населения, местных, региональных и федеральных органов власти. При определении того или иного типа собственности прежде всего рассматривается характер отношений, которые возникают между субъектами относительно определенных материальных ценностей. Именно по этим позициям формулируются основные отличия между видами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector