Полуношница вседневная

Содержание:

Какая разница между богослужением и Таинством?

Это не такой простой вопрос. Ведь чисто внешне и таинство, и богослужение — это просто некая последовательность слов и символических действий, с помощью которых люди делают шаг навстречу Богу. Или не делают — это зависит от веры, настроя, желания каждого конкретного человека.

Но по сути это вещи абсолютно разного порядка.

Богослужение суточного круга — это прежде всего средство освящения времени, оно связано с определенным временем суток и рождается из стремления верующего каждый отрезок дня и ночи посвятить Богу, отметить молитвой. Вектор здесь направлен от нас к Господу. Мы приносим Ему наши молитвы, каемся, просим Его помощи и милости.

На первом плане в богослужении — наши субъективные религиозные переживания, наше искание встречи с Богом, желание измениться, расстаться с греховным прошлым, очистить свое сердце, чтобы Бог смог войти в него и жить в нем.

А в таинстве главное — реальное действие самого Бога. Внешне таинство может выглядеть как богослужение, но суть его в том, что участники таинства вступают действием Духа Святого в прямое и непосредственное общение с Самим Богом, и Господь существенным образом меняет, обновляет их души, а иногда и тела (например, исцеляет болезнь). В таинстве Господь Сам нисходит к нам, действуя в нас и приобщая нас Своей благодатью к Царствию Небесному. Недаром перед самым началом Божественной литургии, которая вся есть восхождение к таинству Евхаристии, диакон произносит: «Время сотворити Господеви», то есть: «Время действовать самому Господу».

Это действие Божие ничем не связано, поэтому по церковному уставу литургия может совершаться и вечером (на службе, которая называется вечерней), и после утрени, и вообще в любое время дня и ночи.

Правила проведения изобразительных

  1. Если служение проводится в храме, оно проходит вне алтаря.
  2. Возгласы священника замещают прошением: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь».
  3. Взамен ектении говорят: «Господи, помилуй».
  4. Прошение повторяют двенадцатикратно вместо великой и просительной ектении, взамен сугубой — сорок раз.

Важно знать! Ектения — прилежное моление. Во время службы священник произносит короткие молитвы, на них хор и прихожане отвечают словами: «Господи, помилуй» или «Подай, Господи»

  1. Прокимны и аллилуарии миряне провозглашают по обычаю на служении.
  2. Главы и стихи Апостола и Евангелия можно читать по обычному синодальному тексту Нового Завета.
  3. Запрещено копирование дьяконских голосовых интонаций. Чтец должен произносить текст просто, осмысленно, соблюдая необходимые паузы.
  4. Каждение можно осуществлять домашним кадилом, осенив его крестным знамением.
  5. Происходящее следует сопровождать словами: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь».
  6. Взамен традиционного завершения богослужения нужно проговаривать малое благословение: «Господи Иисусе Христе, сыне Божий, молитв ради Пречистой Твоей Матери, преподобных и богоносных отец наших и всех святых, помилуй нас. Аминь».
  7. В конце службы прихожане прикладываются к кресту.

Важно знать! Прокимен — неоднократное повторение стиха одного из псалмов, который считается предисловием Апостолов или Евангелия. Аллилуарий — стих из Псалтири, который читается перед Евангелием, вслед за чтением Апостола

Правила проведения изобразительных

  1. Если служение проводится в храме, оно проходит вне алтаря.
  2. Возгласы священника замещают прошением: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь».
  3. Взамен ектении говорят: «Господи, помилуй».
  4. Прошение повторяют двенадцатикратно вместо великой и просительной ектении, взамен сугубой — сорок раз.

Важно знать! Ектения — прилежное моление. Во время службы священник произносит короткие молитвы, на них хор и прихожане отвечают словами: «Господи, помилуй» или «Подай, Господи»

  1. Прокимны и аллилуарии миряне провозглашают по обычаю на служении.
  2. Главы и стихи Апостола и Евангелия можно читать по обычному синодальному тексту Нового Завета.
  3. Запрещено копирование дьяконских голосовых интонаций. Чтец должен произносить текст просто, осмысленно, соблюдая необходимые паузы.
  4. Каждение можно осуществлять домашним кадилом, осенив его крестным знамением.
  5. Происходящее следует сопровождать словами: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь».
  6. Взамен традиционного завершения богослужения нужно проговаривать малое благословение: «Господи Иисусе Христе, сыне Божий, молитв ради Пречистой Твоей Матери, преподобных и богоносных отец наших и всех святых, помилуй нас. Аминь».
  7. В конце службы прихожане прикладываются к кресту.

Важно знать! Прокимен — неоднократное повторение стиха одного из псалмов, который считается предисловием Апостолов или Евангелия. Аллилуарий — стих из Псалтири, который читается перед Евангелием, вслед за чтением Апостола

Что запрещено делать мирянам

  • Проводить Литургию и Таинство Евхаристии;
  • Надевать облачения священников;
  • Совершать любые священнодействия;
  • Обращаться к Служебнику и Требнику;
  • Произносить хвалебные возгласы и ектении.

Внимание! В случае нарушения этих правил прихожанин рискует совершить грех святотатства. Слова, произносимые во время богослужений, меняют душу человека

Сердце предоставляют этим словам, дабы они попали в него и проросли, словно семена

Слова, произносимые во время богослужений, меняют душу человека. Сердце предоставляют этим словам, дабы они попали в него и проросли, словно семена.

Согласно предсказаниям, последним приверженцам веры Христовой придется скрываться от гонений. Так же, как первые верующие молились тайно, последние будут вынуждены спасаться без церкви и помощи священника. Обедница учит мирян самостоятельно и правильно обращаться к Богу, вводит их в мир истинной веры, в духовный мир Православия.

Православная азбука. Обедница

Распространение мирянского чина

В новейшее время на высшем уровне в Русской Православной Церкви необходимость более широкого распространения мирянского чина осознаётся, однако какое-либо окончательное решение до сих пор не выработано, хотя вопрос спорадически поднимается. Так, в итоговом документе IV съезда епархиальных православных миссионеров (2010 г.) было упомянуто о возможности совершения мирянами богослужений суточного круга:

На Архиерейском Соборе 2011 г. Святейший Патриарх Кирилл отметил:

Комментируя предложение Патриарха, настоятель Никольского храма на Берсеневке игумен Кирилл (Сахаров) сказал:

С этого момента прошло ещё несколько лет, и каких-либо подвижек в данном вопросе не наблюдалось, при этом энтузиасты мирянского чина продолжали являть собой как бы движение «снизу». Значительный сдвиг произошёл в апреле 2020 года в связи с пандемией COVID-19, когда на официальном сайте РПЦ стали выкладываться последования богослужений Страстной седмицы и пасхального времени мирянским чином (причём в разделе «Документы», указывающем на официальный статус) в качестве благословения и рекомендации совершать его тем, кто из-за карантинных мер лишён возможности участвовать в храмовой молитве.

В силу понятных причин мирской чин в ходу у неканонических юрисдикций, сект и маргинальных группировок, которые весьма продвинулись в его популяризации.

Рубрика «вопрос-ответ»

Можно ли провести панихиду дома самостоятельно по самоубийце или некрещеному ребенку?

Мнение эксперта
Отец Павел
Священнослужитель

Совершение панихиды вне зависимости от ее продолжительности, содержания не может проводиться по самоубиенным, некрещеным, атеистам. Традиционные молитвы не читают над такими людьми, т. к. они отказались от Бога по разным причинам. При погребении не используют ритуальную атрибутику, не совершают богослужения в храме и дома. Существует специальный чин, облегчающий страдания близких, которые не могут молиться за покойных – «чин молитвеннаго утешения сродников живот свой самовольне скончавшагшо».

Что будет, если ошибиться в порядке чтения мирского чина панихиды?

Мнение эксперта
Отец Павел
Священнослужитель

Мирянин, произносящий молитвы, которые составляют мирской чин панихиды, не является священнослужителем (не принимал сан). Это значит, что неточности и некоторые несоответствия при произношении слов на церковнославянском языке, ошибки при постановке ударений не являются критичными. Но все же следует проявлять внимательность, стараться не менять местами части панихиды, максимально точно проговаривать священные тексты.

Крест и свечи в церкви

Нужно ли родственникам присутствовать на панихиде по усопшему в храме?

Мнение эксперта
Отец Павел
Священнослужитель

Присутствие на богослужении, которое проводится с целью поминовения усопших, не является обязательным для родственников. Однако это предпочтительное действие, позволяющее оказать более существенную помощь покойным. Можно слушать молитвы, читаемые священником, или тихо проговаривать слова священных текстов, если они уже знакомы

При этом важно участие близких.

Что поется на панихиде?

Мнение эксперта
Отец Павел
Священнослужитель

Обычно верующие в храме подпевают хору на этапе, когда произносят «Вечная память». Также нараспев читается «Непорочны», тропарь, кондак. При совершении домашней панихиды не всегда можно в точности сохранить порядок песнопений, но следует стараться.

Как читать панихиду по усопшему дома?

Мнение эксперта
Отец Павел
Священнослужитель

Существуют общепринятые правила совершения чинопоследования поминовения. Во храме, как и дома, читают священный текст перед пламенем свечи. Можно зажечь лампадку, если она есть под рукой. Это являет собой символ вечности, упокоения. Но отсутствие свечи не означает, что нельзя произносить молитвы об умершем. Нужно помнить, что это лишь одно из условий совершения обряда. Свеча не заменяет собой помощь душе покойного. Без молитвы она не имеет силы.

Важно произносить текст панихиды перед иконами. Дома должен быть образ Иисуса Христа, Богородицы

Но сегодня не у всех обустроен красный уголок, как раньше, поэтому при возникновении такой необходимости можно читать молитвы наедине с собой. Тишина и покой позволят достичь нужного состояния души. Это позволит приблизиться к Богу, чтобы донести свою молитву.

Ограничения для совершения панихиды в храме

Для некоторых категорий людей создан ряд запретов, не позволяющих проводить полноценные церковные обряды. Это обусловлено тем, что при жизни они так и не пришли к Богу, пренебрегали им, проявляя неверие, неуважение, отказываясь от служения ему. Церковные обряды, включая чин последования панихиды на церковно-славянском языке, не совершаются в ряде случаев:

  • иноверцы: люди другой веры посещают свои храмы, где молятся, совершают пожертвования, соответственно, основные обряды проводятся над ними там же;
  • некрещеные: дети и взрослые не всегда отказываются от Бога, если по разным причинам не приобщаются к таинству крещения, но даже верующие люди, которые не прошли этот обряд, не могут считаться полноценными членами церкви, а значит, отношение к ним будет таким же, как и к неверующим (отпевание не проводят, церковные обряды не совершают);
  • крещеные атеисты: случается и обратная ситуация, когда человек, который в свое время приобщился к церкви через таинство крещения, позднее отказался от Бога (по разным причинам стал атеистом, в лучшем случае не верует, а в худшем – стал богоборцем), таких людей запрещено отпевать, как и проводить чин панихиды для мирян;
  • некрещеный самоубийца: наиболее тяжким грехом по праву признается самоубийство, люди, которые сами решают убить себя, более не могут приблизиться к Богу, они лишаются права на отпевание, как и другие, перечисленные выше, нельзя читать традиционные молитвы о них, поэтому под запретом и домашняя панихида по усопшим.

Панихида в храме

Записка на обедню — когда и как поминается

В разных храмах можно встретить различные названия церковной требы, связанное с Обедней: «заказная обедня», «обедня о здравии», «полное поминовение». Все это подразумевает поминовение имен несколько раз в течение Литургии. 

Первый раз во время Проскомидии — подготовительной части Обедни. В этот момент священник прочитывает каждое имя церковной записки, вынимая из специальных просфор частицы. 

Затем записки о здравии прочитываются во время молитвы, называемой «сугубая ектения». Слово «ектения» — греческого происхождения и означает буквально «протяжное моление». Во время такой молитвы на каждое прошение священника хор отвечает «Господи, помилуй» или «Подай, Господи». 

“Сугубая” же означает усиленная, поскольку возглас «Господи, помилуй» каждый раз повторяется трижды. В момент сугубой ектении священник возносит прошение:

В этот момент он гласно или тайно про себя (в зависимости от традиций прихода) перечисляет христиан, чьи имена указаны в записке о здравии. 

Если заказана обедня об упокоении, то имена из церковной записки поминаются во время заупокойной ектении. Одно из ее прошений гласит:

Здесь и перечисляются имена наших усопших близких и родных.

По окончании Литургии церковные записки, поданные на Обедню, прочитываются во время молебна о здравии или заупокойной панихиды.

Выбирая между Проскомидией и Обедней, не нужно думать, что какая-то из молитв сильнее и действеннее. Не нужно церковной записке приписывать магические свойства. Главное это наша добродетельная жизнь в лоне Церкви по заповедям Христа и искренняя молитва за родных. 

Какова роль мирян в обычном богослужении?

Ясно, что миряне многое могут делать для богослужения. Помогать священнику в алтаре. Петь в хоре. Звонить в колокол. Нарезать просфоры и раздавать их причастникам в конце литургии. В конце концов, просто следить за порядком и чистотой в храме. Многое можно сделать для того, чтобы службы в храме совершались, как говорит апостол Павел, благопристойно и чинно (1 Кор 14:40), а священник мог целиком сосредоточиться на молитве, ни на что не отвлекаясь.

Но важнее другое. Миряне — основа того самого церковного народа, от лица которого предстоятель (епископ или священник) и возносит все молитвы. С точки зрения богословия таинств, если нет иного выхода, то литургию можно служить, даже когда в храме нет ни одного человека, кроме священника: ведь сердце литургии — таинство Евхаристии, которое всякий раз возвращает нас на Тайную Вечерю, совершенную Христом однажды и с тех пор совершающуюся в вечности.

А с другой стороны… Слово «литургия» переводится с греческого как «общее дело». В древней Церкви христиане сами приносили в храм хлеб и вино для Евхаристии, каждый делал свой вклад в богослужение. И сейчас, жертвуя небольшие суммы на записки для поминовения наших близких и на свечи, мы делаем по сути то же самое. В норме литургия — это богослужение, в котором участвуют все: и те, кто молится вместе со священником, хотя бы самыми простыми словами; и те, кто жертвует свою лепту на совершение служб; и те, кто трудится в храме. Так что роль мирян в богослужении — огромная.

В каких ситуациях уместны мирянские богослужения?

Если совсем коротко — во всех, когда нет объективной возможности прийти в храм, но есть желание помолиться Богу теми словами, которыми уже много столетий молится Ему вся Церковь, т. е. вместе со всей Церковью.

В истории Церкви таких примеров было немало.

В IV веке расцвело монашество, а вместе с ним стали возникать и последования служб по монашескому (по сути — мирянскому) чину. Поначалу монахи жили уединенно в пустынных местах, зачастую — в нескольких днях пути до ближайшего храма. Священниками они чаще всего не становились (принятие священства было по тогдашним понятиям своеобразным отказом от монашества, замечает протоиерей Георгий Крылов), а вот Богу молились непрестанно — ведь именно ради этого они и уходили из шумных городов! Иногда монахи приглашали священника к себе совершить литургию, а в остальное время служили по мирянскому чину. Это происходит и сегодня в некоторых монастырях России, Греции, Румынии.

Именно из таких монашеских богослужебных правил сложился уже упомянутый нами Часослов.

Службы по мирянскому чину стали нередкой практикой в 1920-е — 30-е годы, когда большевики обрушили гонения на Русскую Православную Церковь. Архиереев и священников арестовывали, храмы закрывали, и некоторые епископы, — например, митрополит Казанский Кирилл (Смирнов), епископ Ковровский Афанасий (Сахаров) — благословляли наиболее надежных и благочестивых мирян совершать службы по домам. Для литургии, как во времена древнего монашества, приглашали епископов и священников, а утреню и вечерню читали сами. Владыка Афанасий (Сахаров) видел в этом «заботу русских людей … об оцерковлении всех сторон мирской жизни, домашней обстановки, семейного быта».

Востребованным «мирянский чин» богослужения оказался и в русском зарубежье. Многие эмигранты, бежавшие из советской России в Чехословакию, Францию, США и другие страны, не имели возможности регулярно бывать в православном храме — тот мог находиться вообще в другом городе. И некоторые брались совершать службы суточного круга по книгам. Такие попытки охотно благословлял, например, архиепископ Русской Православной Церкви Заграницей Аверкий (Таушев), настоятель Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле. «Сами тексты наших богослужений предусматривают такую ​​возможность, — писал он. — Общественная молитва, как ничто другое, объединяет верующих». Владыка считал абсолютно необходимым «во всех тех приходах, где нет постоянного священника… не просто разрешить, но и рекомендовать верующим, чтобы они собирались вместе по воскресеньям и праздничным дням в церкви, а если нет храма, то по домам, чтобы вместе помолиться в соответствии с установленным порядком богослужения».

Приметы во время панихиды

Верования в приметы, прочие суеверия – грех, т. к. это не имеет отношения к православной вере. За века совершения богослужения чина поминовения сформировались различные народные традиции. Многие из них не имеют под собой оснований, возникли на почве страхов, отсутствия знаний о процессах, которые происходят с человеком после смерти. Сегодня эта завеса несколько приоткрылась, люди получили больше информации, поэтому праведный страх перед необъяснимым уже исчез. Но все же некоторые традиции и ошибочные суждения сохранились:

  • закрытые зеркала: принято считать, что отражающие поверхности могут стать причиной многих неприятностей, прежде всего, в них непременно отразится душа умершего, кроме того, она может затеряться в лабиринтах загробного мира, не найти покоя, а напоследок высказывают опасения, будто из зеркал являются злые сущности, будут докучать живым (отсюда появление стуков, скрипов, стонов дома);
  • погасшие церковные свечи: должен гореть огонь во время совершения чина последования панихиды, принято считать, что если пламя погасло, это дурной знак, на самом деле так происходит из-за сквозняков и по причине низкого качества свечи.

Свеча за упокой души усопшего

Когда можно читать мирскую панихиду

Панихида представляет собой службу по умершему. Соответственно, произносят молитвенные слова по определенным дням. Если планируется читать панихиду по усопшим, текст для мирян можно найти в Требнике, молитвослове.

Молитвы до 40 дней после смерти

Душа покойного особенно нуждается в помощи после смерти тела. Можно обращаться к Господу разными способами: посещать храм, самостоятельно читать молитвы или совершить краткий мирской чин панихиды. В период до 40 дня душа проходит мытарства, а потому любая помощь будет важна.

СКАЧАТЬ НА ТЕЛЕФОН МОЛИТВУ ЧИТАЕМУЮ ДО 40 ДНЕЙ ПОСЛЕ СМЕРТИ

Традиционные дни поминовения усопших

Кроме частных дней поминовения (3, 9, 40 после смерти), можно рассматривать панихиду для чтения мирянами дома и на кладбище по определенным дням – общим поминальным. Они установлены Православной Церковью с учетом значения даты:

  • Родительские субботы: Мясопустная Вселенская, суббота 2, 3, 4 седмицы Великого поста, Троицкая, Димитриевская;
  • Радоница – наступает в первый вторник после Пасхи, считается всеобщим днем поминовения, поэтому, как и остальные установленные Церковью даты, подходит для проведения мирской панихиды.

Комментарий священника

Отец Владимир Священнослужитель При произнесении молитвенных текстов не нужно включать музыку. Достаточно создать красный уголок дома: поставить иконы, зажечь свечу. В разных традициях практикуется сочетание панихиды, волынки, текста – читают молитвы под мелодию, которая создает необходимое настроение. У православных русских верующих другие обряды. Например, способствует появлению определенного настроения хор на клиросе, а не музыкальное сопровождение. Но сегодня музыка, так или иначе, постепенно входит в православные традиции

Можно обратить внимание на обряд погребения – с недавних пор процессию сопровождает оркестр, что воспринимается многими, как само собой разумеющееся, естественное условие проведения похорон по христианским обычаям. Но это не так, традиция появилась в прошлом веке

В каких случаях проводятся Изобразительные

  1. Великий пост. Высшей радостью для каждого православного христианина является Божественная литургия и Причастие, а пост подразумевает ограничение в радостных и приятных вещах. В дни Великого поста Литургия и Евхаристия не проводятся, чтобы человек смог заново оценить этот дар Всевышнего.
  2. Отсутствие священника. Христианский мир часто сталкивается с нехваткой духовенства. Иногда священник служит сразу в нескольких храмах и не может проводить богослужения одновременно в разных местах. Когда нет возможности провести Литургию, проводятся изобразительные. Согласно Типикону, богослужение в храме могут проводить и миряне.

    Христиане должны сами усердно беспокоиться о том, чтобы в храмах или домах ежедневно совершались хотя бы краткие богослужения. В противном случае, люди будут страдать от нехватки духовной пищи.

  3. Отсутствие возможности посетить храм. Не всегда миряне могут лично присутствовать в церкви на службе. Если возникает необходимость, обедницу можно служить мирским чином, то есть дома, без священнослужителя и без Евхаристии.

Как отличить Проскомидию от Сорокоуста? Что скрывается за названиями Церковных записок

Каждый человек, заходящий в православный храм, стремится поставить свечи и подать записки, даже если эти визиты бывают всего несколько раз в жизни.

Сегодня мы расскажем вам, как не запутаться в сложных названиях и заказать молитвенное поминовение своих живых и умерших родственников в Православной Церкви.

1. Виды записок.

Подаваемые в церкви записки можно разделить на две большие группы: 1) за здравие (живых людей, крещеных в Православии), 2) за упокой (умерших людей, крещеных в Православии).

2. Когда можно подать записку?

Записку можно подать в любое время. Однако, если вы хотите, чтобы за ваших родственников помолились в определенный день, лучше побеспокоиться об этом заранее.

3. Записка «на проскомидию».

Проскомидия совершается перед Божественной литургией. В это время заготавливаются вино и хлеб для совершения таинства Евхаристии (Причащения). Во время проскомидии священник вынимает из просфор (богослужебного литургического хлеба) маленькие частички, называя имена живых и умерших людей, написанные в записке. Вынутые из просфор частицы во время Литургии погружаются в Святую Чашу. Во время этого священник говорит: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих».

4. Записка «на Литургию/Обедню».

Если вы подали записку с таким названием, имена людей, за которых вы хотели бы помолиться, будут помянуты на проскомидии и во время Божественной литургии на сугубой ектенье (так называется особое моление).

5. «Сорокоуст».

Такой вид записок предусматривает поминовение в течение 40 Литургий. Записки «на сорокоуст» подаются, как правило, об умерших сразу после их смерти, а также о живых, нуждающихся в особенной молитвенной поддержке, ввиду болезни или тяжелых жизненных обстоятельств.

6. Молебен Если вы хотите, помолиться Иисусу Христу, Богородице или кому-то из святых в храмах города Витебска, подавайте записку «о здравии» на молебен. В таком случае поминовение будет совершаться и на проскомидии, и на Литургии, и во время самого молебна. В других епархиях Русской Православной Церкви порядок поминовения записок «на молебен» может отличаться.

7. Панихида

Панихида совершается, как правило, после Божественной литургии и молебна. Подавая записку «на панихиду», вы перечисляете имена людей, которые уже умерли. Такой вид записок подразумевает, что поминовение будет совершаться на проскомидии, во время Божественной литургии и в ходе самой панихиды.

8. Как правильно написать записку?

В православных храмах есть специальные бланки, на которых написано, за живых или умерших вы будете молиться.

Имена в вашем списке должны стоять в родительном падеже и отвечать на вопрос «кого?». Например, имя Катя в записке будет выглядеть так: «Екатерины».

9. Сокращения перед именами.

Иногда перед именем можно встретить сокращение. Мы перечислим самые распространенные из них.

О здравии: прот. – протоиерей, иер. – иерей (о священниках), мон. – монах/монахиня, ин. – инок/инокиня, млад. – младенец (ребенок до 7 лет), отр. – отрок/отроковица (ребенок от 7 до 14 лет), бол. – болящий (болеющий человек), непраздн. – беременная женщина.

Об упокоении: новопр. – новопреставленный (умерший от 1-го до 40-го дня), приснопом. – приснопоминаемый (человек у которого на этот день выпадает дата смерти или рождения).

Очень часто мы приходим в храм, когда в жизни что-то случается, и человек понимает, что своими силами справиться он не сможет

Очень важно помнить, что оставленная в храме записка не решит автоматически всех проблем. Самому человеку, подающему список имен своих близких людей, нуждающихся в церковной молитве, очень желательно лично присутствовать на богослужении и молиться вместе со священнослужителями

О том, как правильно обращаться к православным священникам, вы узнаете из нашей следующей статьи.

Кристина ДогодькаФото автора

Витебская епархия >>> Церкви, соборы, храмы, синагоги в Витебске >>>

Вам будет интересно:

У дороги храм – что там? >>>Кого покрывает Покров? >>>

Что происходит с душой после смерти

После смерти жизнь человека не заканчивается, по крайней мере – для души. Пока тело остывает, в нем развиваются естественные процессы распада тканей, нетленная оболочка начинает путь в новой форме. Ей необходимо вскоре покинуть землю, предстать перед престолом Господним. Это происходит на 3-й день после смерти.

Через 6 дней она отправится в ад с той же целью, но смысл иной: увидеть страдания грешников, а также начать свой путь преодоления испытаний – мытарств. Через 30 дней Господь ожидает душу умершего перед своим престолом. Тогда же начинается Частный суд – малая версия Страшного Суда, который однажды наступит для всех. В период прохождения испытаний перечисляются грехи покойного человека, совершенные при жизни, что определяет, куда попадет его душа: в ад, рай.

Значение молитвы для упокоения души умершего

Душа продолжает существование, а потому родственники могут найти способ взаимодействия с ней. Наиболее простой и доступный, а также действенный метод – прочтение молитв, а еще лучше – совершение чинопоследования во храме или дома. При этом душа чувствует, что о ней проявляют заботу: просят облегчения пути у Господа, прощения грехов, защиты и милости.

Отец Всевышний исполняет мольбы тех, кто обращается к нему искренне через молитву. Это приводит к улучшению положения нетленной оболочки в ином мире. В некоторых случаях она даже попадает в рай, несмотря на грехи, совершенные при жизни – их прощают благодаря молитвам близких. Если за душу покойного не молиться, ей придется тяжело – будет крайне сложно преодолеть мытарства без поддержки, т. к. самостоятельно в ином мире уже нет возможности покаяться, отмаливать грехи.

Чтение молитв

Молитва как принятие смерти для родственников

Не только нетленной оболочке покойного сложно при переходе к вечности от мирской жизни. Его родные также страдают, испытывают мучения от потери близкого. Почти всегда они не могут принять смерть, как способ ухода любимого человека из своей жизни навсегда. В этом также помогает молитва, совершение богослужений. Приближение к Господу позволяет смягчить удар, заполнить пустоту в душе. Так происходит постепенное принятие факта утраты близкого. Этому способствует молитва, последование панихиды.

Разница между Литургией и изобразительными

Следует не путать понятия «обедня» и «обедница». Обедней называют Литургию, она входит в суточный ежедневный круг богослужений наряду с утренней и вечерней и считается венцом церковной службы.

Сходства:

  • И Литургия, и обедница считаются средством выражения любви друг к другу и способом проявить Благодарность Богу.
  • Во время Литургии и обедницы прихожане вспоминают земной путь Христа, слушают главы из Священного Писания, молятся, поют псалмы.

Различия:

  • Божественная Литургия (обедня) совершается только священником. Самая важная часть обедни — Евхаристия. Правила ее проведения были установлены самим Христом и завещаны его последователям. Во время Таинства хлеб и вино вкушают в знак единства с Творцом и приобщения к высшей природе и вечной жизни.
  • Обедницу, как служение по сокращенному или мирскому типу, христианин способен совершать дома. Причастие после изобразительных не совершается.

Важно! Богослужение, совершаемое мирянами, нельзя назвать полноценным. Оно не может в полной мере заменить Божественную литургию, которую имеет право совершать только священнослужитель

Тем не менее это полезный и необходимый навык. Обедница прививает интерес к богослужебным книгам, учит мирян грамотно обращаться с ними. Тексты для богослужения становятся источником познания и внутреннего воодушевления. В итоге меняется понимание службы и сама сущность христианина, ведь приобщение к Священному Писанию и книгам великих подвижников приносит огромную духовную пользу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector