Выставки в новой третьяковке сегодня
Содержание:
- Наталия Турнова. «Безмолвствующие»
- Экскурсии
- Экспозиции музея
- Концерты и спектакли
- История музея
- «Илья и Эмилия Кабаковы. В будущее возьмут не всех»
- Выставка Архипа Куинджи: до 17 февраля
- История создания ЦДХ
- Картины
- Немецкий романтизм
- Выставка Михаила Ларионова
- Программа выставки
- Музеи Третьяковской галереи
- Третьяковка на Крымском валу распахнула двери постоянной экспозиции после ремонта
- История
- Рем Колхас представил проект реконструкции Новой Третьяковки
Наталия Турнова. «Безмолвствующие»
Новая Третьяковка дает возможность познакомиться с ранее не выставлявшимися работами современного живописца и скульптура Наталии Турновой – это 7 скульптурных металлических объектов и 14 картин. Экспозиция непросто так носит название «Безмолвствующие»: ее лейтмотивом стала идея добровольного затворничества художника, которому необходимо молчание и внутренняя сосредоточенность на творчестве. Тем не менее умиротворенность в работах Турновой практически отсутствует. Ее живописная серия представляет собой буйство цвета и человеческих эмоций.
Выставка открыта до 25 ноября
Экскурсии
Музей в лице сотрудников предлагает общеобразовательные лекции об отдельных периодах и направлениях, а также увлекательные обзорные экскурсии.
Экскурсионная программа «Искусство XX века» (с 7 лет) – дает возможность ознакомиться с классикой российского авангарда и творениями таких мастеров:
- Ларионова.
- Гончаровой.
- Малевича.
- Татлина.
Помогает узнать, как формировалась живопись после Октябрьской революции, посмотреть на такие знаменитые холсты, как «Купание красного коня» и «Новая Москва».
Экскурсионная программа «Искусство XX века. В мастерской живописца» — дает возможность школьникам 1‒8 классов ознакомятся с произведениями прошлого столетия и новыми художественными стилями. По окончанию экскурсии детям разрешается поупражняться в рисовании, перемешивая краски, как профессиональные мастера.
Экскурсионная программа «Сочинение по картине» — для детей 5–7 классов. Дает возможность проанализировать с экскурсоводом несколько творений по заблаговременно избранной теме, а далее написать сочинение по любому холсту.
Данное мероприятие, отводит важную роль самостоятельным рассуждениям ребят, направляемым опытным музейным педагогом. Оно проводится с использованием интерактивных листов с заданиями, стимулирующих развитие речи и навык описания.
Экскурсионная программа «Русский авангард» с 14 лет. Дает возможность ознакомиться с собранием российского художества 1910 г и узнать, как создавалось новое экспериментальное изобразительное искусство:
- Примитивизм.
- Кубофутуризм.
- Супрематизм.
- Экспрессивная абстракция.
Экскурсионная программа «Советское искусство». С 14 лет. Дает возможность ознакомиться с русским творчеством после Октябрьской революции 1917 г, и творениями известных художников 1930 – 50 г. Проводить экскурсии могут только местные экскурсоводы и аккредитованные гиды-переводчики.
Экспозиции музея
На данный момент музеум имеет более 5000 предметов искусства XX – XXI ст.
Самое большое собрание — картины российского авангарда 1900 – 20 г, таких мастеров:
- К. Малевич.
- В. Кандинский.
- М. Шагал.
- П. Филонов.
- Л. Попов.
Коллекции новых работ начали собираться в 1990 г благодаря Минкульту и подарков от мастеров и их приемников.
- В 2000 г в музее появилась собрание А. Ерофеева из музеума-заповедника «Царицыно».
- В 2014 г в музее появилось большое собрание современнейшего творчества Л. Талочкина, полученное в подарок от вдовы коллекционера при содействии Министерства культуры.
- В 2021 г была открыта новейшая постоянная выставка «Современное искусство: 1960—2000. Перезагрузка».
- В 2021 г Центр современного искусства «Винзавод» подарил Новой Третьяковке 10 творений начинающих мастеров 1990 – 2000 г.
В галерее представлены приобретенные В. Мухиной объекты декоративно-прикладного творчества и фотоснимки.
Постоянные экспозиции галереи:
- К. Малевич. Чёрный квадрат.
- В. Кандинский. Композиция 7.
- Н. Пиросмани. Рыбак среди скал.
- Ю. Анненков. Адам и Ева.
- Т. Яблонская. Утро.
Не пропустите самую популярную статью рубрики: Белгородская крепость в Белгороде — чем уникальна, исторические факты и экскурсии.
Концерты и спектакли
Ежегодно в начале осени Третьяковка проводит «Т Фестиваль», который связывает классическую музыку и словесное художественное творчество. Все концерты проходят в ночных музейных залах — это располагает к непринужденному общению и неспешному восприятию музыки.
На фестивальном марафоне принимают участие много известных людей и ансамблей, таких как:
- Актер А. Филиппенко.
- Пианист Б. Березовский.
- Виолончелист А.Князев.
- Альтист Ю. Башмет.
- Камерный ансамбль «Солисты Москвы».
- Пианист А. Володин.
- Государственный квартет им. И. Бородина.
Онлайн-проект Arzamas вместе с фондом Владимира Потанина и галереей открыл новое пространство в здании Новой Третьяковки под названием «Гостиная». Оно расположено на 4 этаже в зале №18.
В этой большой комнате с библиотекой и экранами теперь можно не только почитать книги, но и посмотреть информационное видео. Каждый месяц здесь проводят образовательные приключения: концерты и спектакли.
История музея
В декабре 1956 г в праздновании 100-го юбилея Третьяковки было принято решение о возведении нового отделения музеума, куда планировалось переместить все коллекции.
Сначала строение хотели расположить в 1-ом Голутвинском переулке возле жилья, где в 1832 г появился на свет основоположник галереи П.М.Третьяков, но в 1959 г правительство решило выстроить здание именно на побережье р. Москва у Крымского моста.
Возведение стартовало в 1965 г, но завершилось только в 1985. Сооружение было сконструировано в стиле советский архитектурный модернизм и имело конфигурацию садовой беседки направленную на прибережье р. Москвы.
В 1986 г в Новой Третьяковке стартовали первые экскурсии на такие временные выставки:
- «40 лет победы над фашизмом».
- «Молодость страны».
- «Этапы большого пути».
В это же время (1986 г) центральный корпус музея прикрыли на реконструкцию, и часть экспозиции « Искусство XX столетия» была транспортирована в Новую Третьяковку.
После завершения реставрационных работ (в 1996 г) шедевры перенесли в залы, где были показаны 1-ые постоянные выставки:
- Известные во всем мире произведения мастеров русского авангарда 1900-1920 г.
- Творения соцреализма 1930 – 1950 г.
- Живопись художников «сурового стиля» 1960 г.
- Творчество представителей «андеграунда».
- Работы 1980 – 1990 г.
«Илья и Эмилия Кабаковы. В будущее возьмут не всех»
Огромная ретроспектива классиков современного искусства уже успела стать одним из самых ярких культурных событий этой осени. Организованная совместно с Эрмитажем и лондонской Тейт-Модерн, выставка представляет около 500 экспонатов, позволяющих досконально изучить творчество художников-концептуалистов Ильи и Эмилии Кабаковых.
Среди экспонатов есть и живописные работы, и графика, и макеты, и тотальная инсталляция, для которой важно и само выставочное пространство. Посетителям гарантировано увлекательное путешествие по лабиринтам сознания Кабаковых, которым свойственно играть с каноном, рушить ожидания и иронично относиться к искусству в целом
Выставка открыта до 13 января 2019
Выставка Архипа Куинджи: до 17 февраля
-
Где:
Инженерный корпус Третьяковской галереи -
Когда:
До 17 февраля -
Цена:
500 руб.
До окончания выставки произведений одного из самых ярких русских художников и создателя «романтического пейзажа» остается меньше недели. В связи с новым всплеском популярности, который случился после инцидента с картиной «Ай-Петри. Крым», электронные билеты были раскуплены. Сейчас пройти на выставку можно только после покупки в кассе в живой очереди: среднее ожидание достигает максимальных 5 часов по выходным.
Из-за большого количества посетителей руководство музея сделало движение по выставке односторонним, что ограничивает время просмотра экспозиции. Посетителей с детьми до 3-х лет пропускают без очереди, желающие увидеть Куинджи до 18 лет проходят бесплатно. Выставка продлеваться не будет.
История создания ЦДХ
Здание ЦДХ открыло свои двери для посетителей в 1979 году. Но планы открытия Большой картинной галереи появились в 1956 году, когда Совет министров СССР принял решение построить большой экспозиционный комплекс.
Место на берегу Москвы – реки выбрано не случайно. В этом месте в 1923 году находились площади Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно – промышленной выставки, на которых были представлены достижения различных промыслов и производств молодой Советской Республики. В 1930 – 1940 годах неподалеку от Крымского Вала действовал стадион с большим футбольным полем и беговыми дорожками.
Проекты Большой картинной галереи утверждались в 1964 – 1965 годах, строительство началось в 1965 году. Проекты многократно публиковались и обсуждались в печати. Авторами основной идеи проекта названы архитекторы Ю. Шевердяев, Н. Сукоян, но кроме них в проектировании принимали участие и многие другие архитекторы. Модели и эскизы выставлялись на выставках ВДНХ и в Манеже, архитекторы встречались с творческой общественностью
Строительство ЦДХ
Результатом проектирования и строительства стало двухъярусное здание с классическими пропорциями колоннад. Широкая панель фасада не создает впечатления тяжести, наоборот, кажется, что она парит над землей, отделенная от земли прозрачными окнами – витринами и колоннами. Белое здание отлично вписалось в общую планировку Парка искусств и московской набережной.
Здание ЦДХ (1979 год)
Проект был реализован на средства Союза художников СССР и передан под его управление в ноябре 1979 года. Официально с этого момента ЦДХ стал местом, где художники, музыканты и писатели смогли представить широкой публике свои творения. Общая площадь 27 выставочных залов превышает 9000 кв. метров, из которых одни – около 50 кв. метров, а другие – больше 2000 кв. метров.
В 80–х годах в Центральном Доме художника было проведено большое количество выставок художников с мировыми именами, полотна которых были предоставлены национальными музеями и галереями многих стран. Проводились выставки художников и скульпторов – членов Союза художников.
В 90-х годах ЦДХ расширил выставочную деятельность, предоставив свои площади разнообразным ярмаркам и фестивалям. В комплексе есть концертный зал на 600 мест, ставший площадкой для выступлений многих известных музыкальных коллективов, групп и артистов всех жанров, будь то рок или классика, этно или джаз.
Картины
В фондах музейного комплекса насчитывается более 180000 произведений искусства разных эпох и направлений.
Иконы и древнерусская живопись
Богатейшее собрание русской иконописи XI–XVII веков, которым сейчас располагает галерея, в основном сформировалось в советские годы.
Постоянная экспозиция искусства Древней Руси и иконописи размещается в залах № 56 — 62. Здесь удастся увидеть произведения величайших иконописцев, в первую очередь Феофана Грека, Дионисия, Симона Ушакова и Андрея Рублева.
Наталья Шельпова
Вторая половина XIX века
Лучшее собрание работ передвижников: картины И. Н. Крамского, В. М. Васнецова, И. И. Шишкина, В. Д. Поленова, В. Г. Перова, А. К. Саврасова, Г. Г. Мясоедова, К. А. Савицкого, В. Е. Маковского и других.
Многогранно представлено творчество И. Е. Репина (включая картины «Иван Грозный и его сын Иван», «Не ждали»), В. И. Сурикова («Боярыня Морозова», «Утро стрелецкой казни»), В. В. Верещагина («Богатый киргизский охотник с соколом»).
«Грачи прилетели», А. К. Саврасов, Елена Яхонтова
Конец XIX — начало XX веков
Выдающиеся художники этого периода:
- М. А. Врубель («Демон сидящий»);
- И. И. Левитан («Над вечным покоем», «Вечерний звон»);
- В. А. Серов («Девочка с персиками»);
- К. А. Коровин («В лодке», «Парижское кафе, вторая половина 1890-х»);
- М. В. Нестеров («Видение отроку Варфоломею», «Молчание»);
- Б. М. Кустодиев («Большевик», «Красавица», «Масленица»);
- Н. К. Рерих («Ашрам», «Гонец»);
- А. Н. Бенуа, К. А. Сомов и другие мастера «Мира искусства»;
- Союз русских художников;
- Объединение «Голубая роза»;
- Общество художников «Бубновый валет».
Современное искусство, XX век (Новая Третьяковка)
Собрание современного искусства — свыше 5000 произведений: от абстрактной живописи послевоенных лет до самых значимых художественных работ 2000-х годов.
Основные направления и разделы:
- Абстракция,
- Кинетизм и оптическое искусство,
- Мистики и сюрреалисты,
- Новый реализм,
- Поп-арт,
- Минимализм и постживописная абстракция,
- Соц-арт,
- Концептуализм — образ в голове,
- Поэзия и письмо,
- Перформанс,
- Машины понимания,
- Неоэкспрессионизм,
- Концептуализм — новое поколение,
- Археология постмодерна,
- Акционизм 1990-х,
- Проект: искусство 2000-х.
Известные художники: Кукрыниксы (М. В. Куприянов, П. Н. Крылов, Н. А. Соколов), И. Э. Грабарь, П. П. Кончаловский, Вл. А. Серов, Н. В. Томский, С. Д. Меркуров и другие.
Главный шедевр и центр притяжения в Третьяковке на Крымском Валу — это картина Казимира Малевича «Черный супрематический квадрат».
Познакомиться с коллекцией Третьяковской галереи можно онлайн — на официальном сайте удобная сортировка по периодам и авторам.
Зал 26 имени мецената В. И. Некрасова. Фото: Евгений Алексеев, Государственная Третьяковская галерея
Немецкий романтизм
Романтизм в культуре пришёл на смену строгому классицизму. На передний план выступили переживания героев, их внутренний мир. Пейзажная живопись изображала природные стихии, игру лучей солнца и луны.
Одним из направлений романтизма в живописи было изображение детей. Ведь детство – самая беззаботная пора, когда в своих мечтах маленький человек может стать кем угодно, улететь куда угодно. Строгое классическое выставочное изображение детей, как маленьких взрослых, сменилось в живописи на живой, сиюминутный портрет-настроение.
Страной, где зародилось романтическое направление в живописи, считается Германия. Для романтизма этой страны характерны:
- идеализация эпохи средневековья;
- присутствие в сюжетах мифологических существ;
- лирические сюжеты, в которых передано настроение;
- отказ от строгости и рациональности классицизма.
Особенное влияние новое направление в живописи оказало на портрет и пейзаж. Яркими представителями романтического направления в немецкой живописи были: Ф. Рунге (пейзаж, портрет), К. Д. Фридрих (пейзаж), К. Г. Карус (пейзаж). Посетители выставки смогут ознакомиться с работами этих мастеров, а также других менее именитых художников: Т. Ребеница, Л. Рихтера, К. Фогельштайна, И. Овербека.
Выставка Михаила Ларионова
Ретроспектива прослеживает весь творческий путь художника-экспериментатора Михаила Ларионова от его первых серьезных работ начала века до самых поздних картин и эскизов для балета «Шут», в создании которого также участвовали организатор парижских «Русских сезонов» Сергей Дягилев и композитор Сергей Прокофьев.
Широкой публике Ларионов известен прежде всего как основоположник абстрактного искусства в России, и одним из его изводов стал лучизм: этому движение посвящен отдельный зал экспозиции. Однако выставку художника, стоящего у истоков русского авангарда, можно неофициально назвать «Неизвестный Ларионов». Импрессионистский период, вдохновленный Клодом Моне и Винсентом Ван Гогом, полотна в жанре примитивизма и натюрморты – работы разных стилей по-новому откроют Ларионова даже для тех, кто был ранее знаком с творчеством художника.
Выставка открыта до 20 января 2019
Программа выставки
Российско-германская выставка продлится до 8 августа 2021 года. Ежедневно Новая Третьяковка планирует принимать около тысячи посетителей. Билеты на «Мечты о свободе» продаются только онлайн. Созданы все условия для безопасности гостей музея.
Для того чтобы зрителям было удобнее ориентироваться в лабиринте выставки, экспонаты разделили по разделам: природа, религия, свобода, детство, интерьер и другие.
Представленные на выставке произведения современных мастеров помогут зрителям сравнить романтизм прошлого и настоящего, проследить эволюцию.
Кроме экспозиции, организаторы выставки наметили ряд образовательных мероприятий, концертов, лекций, кинопоказов, а также проведение международной научной конференции.
Подготовительные работы к этой грандиозной выставке длились три года. После Москвы, в октябре 2021 года, выставку ожидают в Дрездене в залах Альбертинума.
Музеи Третьяковской галереи
Основная экспозиция музея располагается в двух зданиях — историческом в Лаврушинском переулке и новом на Крымском Валу.
Главное здание
Адрес: Лаврушинский переулок, 10.
В историческом здании галереи постоянно представлено более 1300 произведений искусства: это работы русских живописцев XI — начала ХХ века. В здании постоянно проводятся и сменяющие друг друга выставки узкой тематики: экспонируются рисунки, графика, живопись из фонда Третьяковки и других крупных музеев.
Новая Третьяковка
Адрес: Крымский Вал, 10.
В настоящее время в здании этой картинной галереи размещается коллекция «Искусство XX века». Наряду с постоянной экспозицией проходят временные выставки, посвященные отдельным художникам и направлениям, выставляются юбилейные коллекции, материалы о революционных годах.
Инженерный корпус
Адрес: Лаврушинский переулок, 12.
Здание, расположенное рядом с исторической галереей, используется как площадка для временных выставок, лекций и кинопоказов.
Культурный центр в Толмачах
Адрес: Малый Толмачевский переулок, дом 6, стр. 1.
Располагается рядом с действующим храмом Святителя Николая в Толмачах, который тоже входит в комплекс Третьяковской галереи. Помимо выставочного пространства в культурном центре размещаются лекционный зал и творческая студия. Для посетителей эта площадка галереи открыта на время мероприятий.
Дом-музей В. М. Васнецова
Адрес: переулок Васнецова, 13.
Дом-«теремок» построен по авторским эскизам, экспозиция — оригинальный интерьер и произведения на сказочную тематику.
Музей-квартира А. М. Васнецова
Адрес: Фурманный переулок, 6, 3 этаж, кв. 21–22.
В этой квартире пейзажист проживал с 1903 по 1933 год. В мемориальном музее проходят лекции, литературно-музыкальные вечера.
Музей-мастерская А. С. Голубкиной
Адрес: Большой Левшинский переулок, 12.
Скульптор Анна Семеновна Голубкина проживала в одноэтажном особняке с 1910 по 1927 год. В созданном в 1934 году музее-мастерской удалось сохранить атмосферу артистического ателье начала XX века. Экспозиция — рабочее место, инструменты скульптора и ее произведения, переданные семьей Голубкиных в дар государству.
Музей А. С. Голубкиной с сентября 2021 года находится на реконструкции
Музей П. Д. Корина
Адрес: Малая Пироговская улица, 16, стр. 5.
Мемориальный музей размещается в доме-мастерской, где с 1934 по 1967 год жил и работал художник, реставратор Павел Дмитриевич Корин, автор цикла «Русь уходящая», портретист и создатель мозаичных панно для Московского метрополитена.
Музей П. Д. Корина закрыт на реконструкцию до 2022 года
На официальном сайте доступна подробная карта музейного комплекса Третьяковки:
Расположение галерей и филиалов
Третьяковка на Крымском валу распахнула двери постоянной экспозиции после ремонта
В обновленной Третьяковской галерее на Крымском валу есть, чем удивить даже самых искушенных и требовательных знатоков искусства.
Вот так, с «Купания красного коня», безо всякой подготовки, теперь начинается постоянная экспозиция Третьяковской галереи. Во-первых, так уже было. Это дань традиции — в 80-90-е именно с этой картины начиналась выставка. Во-вторых, с такой работы начинать экспозицию крайне символично. Юноша — образ обновленного человека, конь — течение времени: революционный вираж в истории искусства. И это в самом начале.
Залы были закрыты всего два месяца. Протекающая крыша и вынужденный ремонт — повод по-новому взглянуть на хиты авангарда. Меняется зритель, меняются взгляды, и даже классика читается по-иному.
«Когда ты анализируешь то, что ты делал, например, два или три года назад, ты понимаешь, что очень многое из этого уже вряд ли будет актуальным сегодня. Очень важным моментом является еще и следующее: Третьяковская галерея, как и огромное количество других музеев, хранит гораздо больше, чем может показать. И вот такая ротация в постоянной экспозиции позволяет показывает гораздо большее количество произведений», — говорит генеральный директор ГТГ Зельфира Трегулова.
Как начался русский авангард и как он изменил историю мирового искусства. Не в хронологическом порядке. Вся Гончарова, вернувшаяся в пандемию из мирового турне. Вместе с Ларионовым. В Третьяковке — самая большая в мире коллекция их работ. Рядом весь Пиросмани и Бурлюк. Их всего по три работы, но каждая — сокровище. Некоторые художники впервые вместе, другие залы — монографии. Кандинский в ярком соло.
«Фиолетового никогда не бывает в музеях. А оказалось, что для Кандинского это самое лучшее. И те вещи, которые раньше мы не видели и не замечали в Кандинском, они на фиолетовом фоне заиграли по-другому. И есть какие-то сцепки, смычки между залами. Следующий зал — про неоклассику. Фиолетовый кушак девушки перекликается с фиолетовым цветом зала. А дальше, на перспективу, мы уже знаем, куда мы идем — в зал беспредметного искусства», — поясняет научный сотрудник отдела новейших течений ГТГ Сергей Фофанов.
Беспредметное искусство. Так абстракционизм называли его создатели. Кандинский, Родченко, Малевич. Хиты за каждым поворотом. И даже «Черных квадратов» — два.
«Вся поверхность потрескавшаяся. Проступают какие-то цветные линии фона. В качестве холста он использует свою более раннюю работу, в которой еще нет беспредметности. Именно радикализм первого «Квадрата» заключается в том, что он его закрашивает. И вот авторское повторение 1929 года. Человек, который будет это смотреть в компьютере или в фильме, он никогда, может быть, не увидит разницы. Но человек, который придет в музей, он увидит, что даже настроение, камертон совершенно разный. Это две разные картины, и это тоже про живопись», — говорит Сергей Фофанов.
Это еще не вся история искусства ХХ века. Следующий этап открытия обновленных залов и свежего взгляда на классику представят зрителю через несколько недель. В Галерее пообещали: с экспериментами не остановятся.
История
Дата основания галереи — 1856 год. Именно тогда коллекционер и меценат Павел Михайлович Третьяков впервые приобрел работы русских живописцев — картины В. Г. Худякова и Н. Г. Шильдера.
Горожане впервые смогли увидеть значительно разросшуюся коллекцию Третьякова в 1867 году: в Замоскворечье открылась галерея братьев Третьяковых, в которой насчитывалось более 1800 экспонатов, из них — 1276 картин.
В дар городу Москве Павел Михайлович передал свою художественную галерею в 1892 году. К тому времени коллекция расширилась до более чем 1900 предметов искусства.
Галерея и сейчас располагается в доме, приобретенном семьей Третьяковых в 1851 году. Со временем для постоянно пополняющейся коллекции к особняку достраивались новые помещения. Красивый фасад галереи создавался архитектором В. Н. Башкировым по рисункам художника В. М. Васнецова, а его возведением с 1902 по 1904 год руководил А. М. Калмыков.
Название «Государственная Третьяковская галерея» комплекс получил в 1918 году. Важнейшим источником пополнения собрания в первые советские годы стал созданный тогда же Государственный музейный фонд. В последующие годы галерея достраивалась и получала новые площадки — дом купца Соколикова, церковь Николая Святителя в Толмачах. В годы ВОВ экспозицию эвакуировали в Новосибирск и Пермь (в то время — Молотов). 17 мая 1945 года Третьяковская галерея вновь открылась в Москве. В 1980–1992 годы продолжилось расширение площади экспозиции, южнее главного здания построен Инженерный корпус. Картинная галерея на Крымском Валу вошла в состав Третьяковки в 1985 году.
Скульптурный портрет П. М. Третьякова, выполненный С. М. Волнухиным, Елена Яхонтова
Рем Колхас представил проект реконструкции Новой Третьяковки
Проект реконструкции Новой Третьяковки на Крымском Валу, представленный бюро OMA. Фото: Государственная Третьяковская галерея / OMA
Глава бюро OMA/AMO, лауреат Прицкеровской премии Рем Колхас совместно с главным архитектором ТПО «Резерв» Владимиром Плоткиным представил концепцию реконструкции здания Новой Третьяковки на Крымском Валу, которая накануне была одобрена попечительским советом музея. Судя по всему, если не проект в целом, то сроки его реализации точно зависят от своевременности поступления денежных средств, чему могут содействовать покровители музея.
Как сообщил Колхас, основная идея концепции — решить проблемы модернистского здания, которое было построено в 1960-х годах по проекту Николая Сукояна и Юрия Шевердяева, и организовать новую инфраструктуру, соответствующую потребностям современных людей и музея XXI века.
Проект реконструкции Новой Третьяковки на Крымском Валу, представленный бюро OMA. Фото: Государственная Третьяковская галерея / OMA
«Наша миссия — не сохранять советский модернизм, а раскрыть потенциал здания. Мы возвращаем ему масштабность и подчеркиваем самые лучшие оригинальные части, например потолок, каменные перила, — рассказал автор концепции. –— Половина из того, что есть в интерьере сейчас, не планировалась первоначально. Поэтому мы убираем перегородки и создаем другой эффект. Мы ничего не добавляем, просто возвращаемся к тому, что было потеряно».
Одна из основных идей — наполнение пространства воздухом. Для этого исчезнут некоторые «слепые» стены, вид из окон станет более панорамным, а лестницы в музейной части развернут под углом в 90 градусов — и это, по словам Колхаса, будет одним из главных шагов в преобразовании Новой Третьяковки.
Проект реконструкции Новой Третьяковки на Крымском Валу, представленный бюро OMA. Фото: Государственная Третьяковская галерея / OMA
Среди выявленных архитекторами основных неудобств — долгий подъем по лестницам в залы с временными выставками и постоянной экспозицией. «Современные люди чуть более ленивы и не в такой физической форме, как советские граждане в прежние времена, поэтому мы предлагаем эскалаторы», — объяснил Колхас. Да и в целом восхождение наверх из-за переустройства лестниц будет более плавным.
Предполагается, что часть здания, которую сейчас занимает Центральный дом художника, станет так называемой фестивальной зоной с самым большим выставочным залом и новым рестораном на четвертом этаже с видом на Парк Горького, а в нынешней музейной части сконцентрируется выставочно-образовательная зона. Там же под лестницей появятся зона отдыха, библиотека и две аудитории, которые будут окружены выставочными залами. При этом подлестничное пространство должно стать уютной «гостиной» с окнами на две стороны, из которой не обязательно выбираться в сам музей.
Проект реконструкции Новой Третьяковки на Крымском Валу, представленный бюро OMA. Фото: Государственная Третьяковская галерея / OMA
Как ранее рассказывала TANR директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова, постоянная экспозиция искусства ХХ–XXI веков будет переформатирована, ее дополнит открытое хранение. Возможно появление новых построек в закрытом сейчас втором внутреннем дворе, где располагаются климатические системы всего здания. Предполагается, что современную, более компактную технику можно будет скрыть на уровне первого этажа, а на освободившемся месте организовать висячие сады и место для отдыха музейных сотрудников. Другой двор сохранится как общественное пространство, через него можно будет быстро попасть в образовательную зону.
Сроки начала работ и возможность реализации изложенных в концепции предложений, подчеркнула Трегулова, зависят от результатов полного обследования здания и финансирования. При должном поступлении денежных средств оно может занять полгода. Параллельно с этим решаются имущественные вопросы, связанные с ликвидацией Международной конфедерации союзов художников, которая занимала половину здания.
Проект реконструкции Новой Третьяковки на Крымском Валу, представленный бюро OMA. Фото: Государственная Третьяковская галерея / OMA
Архитекторы рассчитывают провести реконструкцию на Крымском Валу поэтапно, хотя часть постоянной экспозиции все же придется разместить в новом здании в Лаврушинском переулке, открытие которого намечено на 2020 год.
«Мы можем включить воображение и использовать период реконструкции для увлекательных экспериментов и должны работать так, чтобы здание не впало в кому», — резюмировал Колхас.