Свято-никольский храм в воронеже

Спасение храма

И городским властям, и коммерческим структурам было понятно, что здание с многовековой историей, старейшее из сохранившихся в левобережной части Воронежа — это значимая историческая достопримечательность. Но при этом оно так и не появилось в перечне культурного городского наследия. Это значит, что его могли снести, как любое другое обветшалое строение. Так и случилось в 2015 году, когда появился новый собственник участка. Демонтажные мероприятия привели к тому, что был осуществлен снос сохранившейся алтарной части. Предание этого факта огласке вызвало возмущение общественности и населения города, поэтому на некоторое время демонтажные мероприятия прекратились.

Старому зданию на Левом берегу был уготован снос

Следует отметить, что представители строительной компании, которые проводили снос обветшавшего здания, всерьез полагали, что оно не представляет никакой исторической ценности. Их целью было построить на этом месте новый многоэтажный дом. И это вполне объяснимо, ведь в документах не было обозначено, что строение из обычного красного кирпича является исторической храмовой постройкой. Кроме того, какой-либо негативной реакции на проводимые демонтажные мероприятия со стороны властей не было.

Апсидную часть Рождественского храма все же успели снести

Мнение владельцев земельного участка было изменено после того, как на стене внутреннего помещения была найдена старинная фреска. После такой находки был организован народный сход рядом с древнейшим культовым строением. Кроме этого:

  • На специализированном интернет-ресурсе change.org появилось обращение к президенту и руководителю области, с просьбой предотвратить разрушение достопримечательности, и сохранить уникальный Рождественский храм в Воронеже для будущих поколений.
  • В областное Управление по охране культурного наследия было направлено заявление о проведении историко-культурной экспертизы с целью признания объекта памятником истории.

Активные действия общественности привели к тому, что владельцы участка остановили снос. Состоялась безвозмездная передача храма и земельного участка вокруг него в собственность Русской Православной Церкви.

Полуразрушенное, но уже принадлежащее церкви, здание

Во вновь обретенном храме через несколько месяцев начался ремонт. Прежде всего, установили дверь и заложили кирпичом большую дыру в стене. Старинная фреска, обнаруженная на стене, была обследована известным воронежским реставратором. Специалист подтвердила, что стилистика изображения и применяемые краски, свидетельствуют о том, что изображение было нанесено на стену в средине XIX столетия. Вполне возможно, что оно появилось во время последнего обновления храма. Кроме того было подтверждено нормальное состояние изображения, что гарантирует успешность проведения реставрационных работ в будущем.

Фрагмент обнаруженной под штукатуркой старинной фрески

Предположительно изображение занимает всю стеновую поверхность, но пока для взора открыты только две человеческие фигуры. К сожалению, пока средств на глобальную реконструкцию старинного храма найти не удалось. Поэтому старинная фреска была закрыта для посетителей, чтобы исключить риски случайного повреждения.

В помещении на первом этаже регулярно проводятся службы. Информация о времени их проведения вывешивается на листике перед входом в обветшалое, полуразрушенное здание. Но прихожане верят, что пройдет немного времени и храму Рождества Христова будет возвращена былая красота и величие.

Баннер у входа на храмовую территорию

Настоятелем храма назначен иерей Виталий Котаев. Ему приходится одновременно заниматься организацией строительных работ. В помещении, где проводятся службы, закончен временный ремонт: стены обшиты гипсокартоном и подведено отопление. Иконы были распечатаны на принтере, что допустимо, и вставлены в рамы. Ими украшены стены. На подоконниках стоят цветы в горшках и иконы, которые принесены людьми, посещающими службы. Это создает уютную атмосферу.

Планируется полностью воссоздать архитектурную достопримечательность, для этого уже разработаны эскизы. Но работы будут очень трудоемкими, ведь понадобится заново построить колокольню, возвести купол и восстановить алтарную часть. Настоятель мечтает о том, что будет получено разрешение и на строительство воскресной школы рядом с храмом.

История Храма

Храм святителя Николая (Никольская церковь) в селе Никольском (Колчево, Голохвастово ).

Самое раннее упоминание о церкви святителя Николая, что в селе Никольском церковные летописи относят к 1627-1628 годам, где упоминается деревянная церквушка Николы чудотворца. Описание каменного храма появляется в 1682 году в вотчине стольника Федора Ивановича сына Потемкина, который был похоронен у окна трапезной части храма, где позже устроили придел.Особенностью архитектуры храма является совершенство его пропорций, сочетающиеся с весьма скромным убранством. С момента своего основания храм практически не перестраивался и сохранил свои первоначальные формы. Внутри сохранились голосники – горшки, специально вмурованные в своды, служащие для улучшения акустики, — и древний вариант оконных рам, имеющих особый способ крепления. Так же в храме сохранился и тябловый иконостас XVII века.Кроме М.С.Потемкина в храме погребены и другие представители этого именитого рода, таким образом Никольская церковь является родовой усыпальницей Потемкиных. Захоронения произведены в пределе по его стенам, в алтаре и на клиросе. До нашего временисохранилось только три надгробных плиты, из них две вмурованы в стену, но с небольшим сдвигом, не точно определяя место захоронения.1 июня 1909 года причт обратился в Московскую духовную консисторию за разрешением расписать священными изображениями стены придела святых Косьмы и Дамиана. 20 сентября по поручению императорского московского археологического общества храм был осмотрен И.В. Рыльским, который в своем докладе сообщил следующее: “Предполагаемую работу я нашел исполненной. Живопись масляными красками, спокойная и не портящая впечатление от всего храма. Главный храм, расписанный таже масляными красками, вероятно в начале XIX столетия, очень талантливой работы, особенно красива живопись на сомкнутом своде итальянского характера с желтым фоном неба и красиво расположенными и контрастными по тонам фигурами к пятам свода, так что весь центр остается свободным от фигур”. Следует отметить, что ранее стены были просто выкрашены клеевой краской в один тон.По сведениям И.В.Рыльского, в церкви имелся некий храмозданный крест имевший надпись: “Освятится жертвенник Господа Бога Спаса Нашего Иисуса Христа в храме иже благословлению Великаго Господина Святейшаго Адриана Архиепископа Московскаго…России …лето Индикта второго месяца Януария в память иже во святых отца нашего Иоанна Златоуста”

Село Никольское-Колчево расположено в районе 52-го км Калужского шоссе. Известно, что храм во имя святителя Николая построил в 1692 г. владелец села стольник Феодор Иванович Потемкин.Бесстолпный, перекрытый сводом одноглавый храм с трапезной выполнен в традиционных формах небольших приходских церквей XVII в. и является малоизвестным и недооцененным памятником зодчества. Архитектуру храма отличает совершенство пропорций, изысканная простота и скромность украшений. Трехъярусная колокольня была пристроена к храму в середине XVIII в. Сам же храм со времени своего построения не перестраивался, что делает его уникальным памятником истории и архитектуры. Сохранились даже голосники — вмурованные в своде горшки для улучшения акустики, а также древний тип оконных рам. Дошел до нашего времени тябловый иконостас XVII в. Одной из наиболее чтимых святынь храма являлась ростовая икона мучеников Космы и Дамиана, во имя которых в трапезной устроили теплый, зимний придел.В 1937 г. был арестован и сослан в лагерь священник Димитрий Малин. Он вернулся из ссылки и умер в 1938 г. Большой колокол на колокольне разбили. Однако полному разорению в 1930-е гг. храм не подвергся, и какое-то время усилиями местных жителей в нем сохранялись внутреннее убранство, иконы и церковная утварь. Позднее часть икон и церковной утвари была передана в музей древнерусского искусства имени преподобного Андрея Рублева и в церкви Подмосковья. Храм позже использовался как зернохранилище. Наибольшему же разорению он подвергся в 1970-е гг.Восстановление приходской жизни началось в декабре 1995 г. Летом 1996 г. был назначен настоятель храма. Первая служба состоялась в июне 1998 г.

Храм в советские времена

Как и все другие церкви Воронежа, несколько лет после революции Рождественский храм оставался действующим. Трудные времена наступили в 1922 году, когда местными властями было принято решение изъять в церкви все ценности. В 1930 году церковь Рождества Христова в Воронеже была закрыта. Но официально богослужения были прекращены согласно решению облисполкома в 1932 году. Формулировка документа содержала ссылку на многочисленные ходатайства граждан слободы, и даже указывалось их количество — 2215 человек.

Вначале планировалось переоборудовать Рождественскую церковь в городской клуб-театр, так как район Придача в это время вошел в состав города. В таких культурно-просветительских учреждениях организовывались мероприятия, которые способствовали коммунистическому воспитанию населения. Но о работе клуба-театра на Придаче не встречается никаких упоминаний в прессе тех лет. То ли культурно-просветительское учреждение не пользовалось спросом, то ли оно вообще не было открыто, а решение властей только стало поводом для закрытия культового учреждения. В скором времени внутренние помещения древнего уникального строения стали использоваться в промышленных целях.

В предвоенное время в старинном здании был проведен капитальный ремонт с целью переоборудования храма под прядильную фабрику. Мероприятия изменили старинную достопримечательность до неузнаваемости:

  • Исчезли полностью колокольня и купол с поддерживающими столпами.
  • Были разрушены верхние ярусы церковного здания и снесены своды трапезной.

В результате, внутреннее помещение превратилось в обычный рабочий цех. О том, что ранее здание имело другое назначение, напоминали только красивые своды окон и некоторые другие декоративные элементы.

Здание церкви было переделано под производственные нужды

Как известно, фашисты во время Великой Отечественной войны смогли оккупировать только правобережную часть Воронежа. Линия фронта разделяла город на две части. В те суровые времена в старинном здании на левом берегу размещалась ремонтная база. Некоторое время в нем находился наблюдательный пункт. На работающем кладбище хоронили бойцов, погибших во время военных действий. В 1943 году, после освобождения Воронежа от фашистов, в бывшем храме было организовано общежитие, где размещались военнопленные немцы, которые привлекались для восстановления авиазавода.

Официально здание было передано горпромкомбинату в 1944 году, а в 1952 состоялась безвозмездная передача строения в собственность . В советские времена над основанием здания был достроен абсолютно безвкусный второй этаж с множеством маленьких комнат и треугольный фронтон. Такая перестройка полностью стерла черты старинной архитектуры. Узнаваемыми остались только прямоугольные очертания храмовой части. Вокруг исторического здания был построен высокий забор и возведено значительное количество хозяйственных построек. Поэтому только осведомленные люди понимали значимость этого места в истории города. Через некоторое время полуразрушенное, непривлекательное строение, которое почти ничем не напоминало культовое сооружение с давней историей, было продано в частную собственность.

Вид на бывший храм с улицы Димитрова

На протяжении многих лет руководство города не принимало никаких решений по поводу сохранения старинного здания, как ценной исторической достопримечательности. В нем в течение длительного времени не проводилось никаких ремонтных работ. Но Воронежская епархия не оставляла надежд на торжество разума и постоянно вела переговоры о возвращении старинного здания церкви. К сожалению, они всегда заканчивались безрезультатно, руководство города не имело законных оснований для того, чтобы принудить частного владельца к отчуждению имущества.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector