Голованов, николай семенович
Содержание:
Первый том книги «Николай Голованов и его время» увидел свет
19-05-2017
18 мая в Музее-квартире Н.С. Голованова состоялась презентация первого тома книги «Николай Голованов и его время». Это совместный издательский проект Всероссийского музейного объединения музыкальной культуры и Фонда поддержки национальной культуры Михаила Плетнева.
В двухтомном научно-биографическом издании собраны многочисленные материалы, связанные с деятельностью Николая Семёновича Голованова, человека удивительной судьбы и яркого творческого дарования. Он был не только «Главным дирижером Советского Союза», как его называли современники, но и автором замечательных музыкальных произведений, блестящим пианистом-аккомпаниатором, талантливым педагогом.
В первом томе книги собраны тексты самого Н.С. Голованова и обширное справочное приложение, во второй том войдут переписка музыканта и воспоминания о нем известных российских и советских деятелей культуры первой половины ХХ века. В основе издания лежат материалы из коллекции ВМОМК имени М.И. Глинки. Многие тексты публикуются впервые. Книга рассчитана на самый широкий круг читателей, от исследователей истории российской музыкальной культуры до поклонников классической музыки.
В презентации издания «Николай Голованов и его время» приняли участие генеральный директор ВМОМК имени М.И. Глинки, заслуженный деятель искусств РФ Михаил Брызгалов, редакторы-составители книги, авторы комментариев и приложений кандидат искусствоведения Ольга Захарова и Алексей Наумов, а также научный редактор, доктор искусствоведения Марина Рахманова.
На фото: Марина Рахманова
Выход в свет первого тома книги «Николай Голованов и его время» — событие исключительной важности не только для музыкальной жизни России, но и российской культуры в целом. Николай Семенович Голованов стоит в ряду наиболее выдающихся музыкантов первой половины ХХ века: художественный руководитель Большого театра, главный дирижер Большого симфонического оркестра Всесоюзного радио, музыкальный руководитель Оперно-драматической студии К.С
Станиславского, композитор исключительного дарования. В разные периоды жизни он общался с великой княгиней Елизаветой Федоровной и военачальником К.Е. Ворошиловым, режиссером Вс. Э. Мейерхольдом и ученым П. Л. Капицей, художником К. А. Коровиным и скульптором С.Т. Коненковым
Николай Семенович Голованов стоит в ряду наиболее выдающихся музыкантов первой половины ХХ века: художественный руководитель Большого театра, главный дирижер Большого симфонического оркестра Всесоюзного радио, музыкальный руководитель Оперно-драматической студии К.С. Станиславского, композитор исключительного дарования. В разные периоды жизни он общался с великой княгиней Елизаветой Федоровной и военачальником К.Е. Ворошиловым, режиссером Вс. Э. Мейерхольдом и ученым П. Л. Капицей, художником К. А. Коровиным и скульптором С.Т. Коненковым.
Удивительная судьба этого мощного таланта вобрала в себя все мыслимые перипетии творчества и карьеры: Голованов был первым регентом Марфо-Мариинской обители и четырежды лауреатом Сталинской премии, сыном крайне небогатых родителей и виднейшим собирателем произведений искусства, чья коллекция насчитывает порядка тысячи полотен, жестким профессионалом в работе и нежнейшим сыном, братом и мужем.
Н.С. Голованов, прочно обосновавшийся на вершине культурного Олимпа страны, вел обширнейшую переписку и оставил воспоминания и дневниковые записи о выдающихся деятелях культуры своей эпохи. Умное, тонкое перо автора делает эти свидетельства времени бесценными, живо воскрешая перед читателем пространство русской и советской культуры первой половины ХХ века.
Композитор
О своем композиторском творчестве Николай Голованов писал: «Сочиняя урывками, в какие-то просветы, от случая к случаю, мне все же кое-что удалось сделать». В его наследие входит опера «Принцесса Юрата» (дипломная работа в Московской консерватории), Увертюра на русские темы, более 140 романсов, около 30 хоровых сочинений, свыше 50 обработок песен разных народов (русских, украинских, белорусских, сербских, турецких, исландских, чешских).
Голованов оказался едва ли не единственным из работавших в СССР крупных музыкантов, кто и в советское время сочинил немало духовной музыки, не имея никакой возможности ее публично исполнять. Всего им создано около 70 духовных произведений, многие из которых были написаны в годы Великой Отечественной войны.
- play
- pause
- previous
- next
-
Богородице Дево радуйся, соч. 9, № 1
Хор «Аксиос», регент Сергей Кривобоков
Запись 1993 годаБогородице Дево радуйся, соч. 9, № 1http://ngolovanov.ru/wp-content/uploads/2017/05/03-Stepenna-in-Tone-5.mp3
-
Елицы во Христа креститеся, соч. 5, № 4
Хор «Аксиос», регент Сергей Кривобоков
Запись 1993 годаЕлицы во Христа креститеся, соч. 5, № 4http://ngolovanov.ru/wp-content/uploads/2017/05/05-Our-Holy-Father-Cyril.mp3
-
Ныне отпущаюши, соч. 3, № 1
Хор «Аксиос», регент Сергей Кривобоков
Запись 1993 годаНыне отпущаюши, соч. 3, № 1http://ngolovanov.ru/wp-content/uploads/2017/05/02-Stepenna-in-Tone-4.mp3
-
Псалом 1. Блажен муж, соч. 9, № 6
Хор «Аксиос», регент Сергей Кривобоков
Запись 1993 годаПсалом 1. Блажен муж, соч. 9, № 6http://ngolovanov.ru/wp-content/uploads/2017/05/01-Stepenna-in-Tone-6.mp3
-
Таинство странное, соч. 36, № 6
Хор Московской консерватории. Художественный руководитель и дирижер Станислав Калинин. Запись с концерта в Большом зале Московской консерватории 15 октября 2008 года
Таинство странное, соч. 36, № 6http://ngolovanov.ru/wp-content/uploads/2017/05/02-Дорожка-2-19.mp3
-
Хвалите Имя Господне, соч. 3, № 2
Хор «Аксиос», регент Сергей Кривобоков
Запись 1993 годаХвалите Имя Господне, соч. 3, № 2http://ngolovanov.ru/wp-content/uploads/2017/05/04-Praise-the-Name-of-the-Lord-Psalm-135.mp3
-
Херувимская песнь (для мужского хора, соч.1 №1 — монастырская)
Хор Издательского Отдела Московской Патриархии п/у Иеромонаха Амвросия (Носова). 1990е годы.
Н. Голованов (хор издательского отдела Московской Патриархии п/у иером. Амвросия)http://ngolovanov.ru/wp-content/uploads/2018/03/Heruvimskaya_pesn_N_Golovanov_khor_izdatelskogo_otdela_Moskovskoj_Patriarkhii_pu_ierom_Amvrosiya_mp3co.co_.mp3
-
Христос рождается, соч. 36, № 5
Хор Московской консерватории. Художественный руководитель и дирижер Станислав Калинин. Запись с концерта в Большом зале Московской консерватории 15 октября 2008 года
Христос рождается, соч. 36, № 5http://ngolovanov.ru/wp-content/uploads/2017/05/01-Дорожка-1-20.mp3
Update Required
To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your
Flash plugin
.
Примечания[править | править код]
- Театральная энциклопедия. Гл. ред. П. А. Марков. Т. 2 — М.: Советская энциклопедия, 1963
- Большая советская энциклопедия. Гл. ред. А. М. Прохоров, 3-е изд. Т. 7. Гоголь — Дебит. 1972. 608 стр., илл.: 44 л. илл. и карт. 1 карта-вкл.
- (недоступная ссылка). Дата обращения: 21 декабря 2013.
- В 1944 году взял отпуск за свой счёт, из которого к работе не вернулся (приказа об отчислении Голованова нет).
- Комсомольская правда № 81 (866), 5 апреля 1928 г., с. 4.
- Лебедева О. С. Голованов Николай Семёнович // Большая российская энциклопедия. Т. 7. М., 2007, с. 332.
- Луначарский После Октябрьской социалистической революции. Письмо Сталина Луначарскому.
Творчество[править | править код]
Звучание оркестра Н. Голованова отличали идеальная фразировка, динамизм интерпретации, гармоничное сочетание симфонических и драматических элементов театрального действия. Под его управлением состоялись первые исполнения Всенощного бдения А. Т. Гречанинова, Пятой, Шестой (1924), Двадцатой (1940), Двадцать второй (премьера в Москве, 1942) и Двадцать третьей симфоний Н. Я. Мясковского, Второй симфонии Т. Н. Хренникова, «Симфонических танцев» (1943), Третьей симфонии (1943) С. В. Рахманинова, Пятого концерта для фортепиано с оркестром (1932), Четвертой симфонии (1933) С. С. Прокофьева[источник не указан 1901 день].
Н. Голованов допускал активное вмешательство в авторский текст. К. Зандерлинг, признавая, что в 1940-е годы Голованов как дирижёр был для него наиболее интересен, при этом отмечал:
В 1923 году вместе с режиссёром В. А. Лосским поставил знаменитый спектакль-капустник «Севильский цирюльник дыбом», пародировавший авангардную режиссуру, в частности, Вс. Мейерхольда. Все женские роли исполняли мужчины, мужские — женщины.
Некоторые сочиненияправить | править код
- Опера «Богатырский курган» (по Г. Ибсену)
- Симфония
- Романсы (более 200)
- Две симфонических поэмы (в том числе «Саломея» к постановке одноимённой пьесы О. Уайльда, Малый театр)
- Оркестровые сюиты
- Обработки народных песен разных стран.
Дирижёрские постановкиправить | править код
- Оперы
- — «Князь Игорь» А. П. Бородина
- — «Евгений Онегин» П. И. Чайковского
- — «Ночь перед Рождеством» Н. Римского-Корсакова
- — «Прекрасная Елена» (оперетта) Ж. Оффенбаха
- — «Сорочинская ярмарка» М. П. Мусоргского в редакции Ю. С. Сахновского
- — «Майская ночь» Н. А. Римского-Корсакова
- — «Любовь к трём апельсинам» С. С. Прокофьева
- — «Руслан и Людмила» М. И. Глинки
- — «Псковитянка» Н. Римского-Корсакова
- — «Золотой петушок» Н. А. Римского-Корсакова
- — «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. А. Римского-Корсакова
- — «Тихий Дон» И. И. Дзержинского
- — «Борис Годунов» М. П. Мусоргского
- — «Садко» Н. А. Римского-Корсакова
- — «Хованщина» М. П. Мусоргского
- «Пиковая дама» П. И. Чайковского
- «Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова
- «Иван Сусанин» М. И. Глинки.
- Балеты
- — «Петрушка» И. Ф. Стравинского
- — «Грот Венеры» (балетная сцена из оперы «Тангейзер») Р. Вагнера
- — «Испанское каприччио» на музыку Н. А. Римского-Корсакова
- — «Шехеразада» на музыку Н. А. Римского-Корсакова
Литературные сочиненияправить | править код
- Записная книжка ученика IV класса Московского Синодального училища церковного пения Н. Голованова 1903/04 уч. г. // Русская духовная музыка в документах и материалах. Т. 1: Синодальный хор и училище церковного пения. Воспоминания. Дневники. Письма. М., 1998;
- Этюд о Прокофьеве / Публ. О. Захаровой // Сергей Прокофьев. Воспоминания. Письма. Статьи. М., 2004.