Николаизм — nicolaism

Кто же такие Николаиты и чем они так прогневили Господа?

Елена

Благословите, о.Олег ! У меня к Вам такой вопрос: в Откровении Иоанна Богослова в Послании к 7-ми Церквям упоминаются какие-то Николаиты и их дела, которые ненавидит Господь. Кто же такие Николаиты и чем так прогневили Господа?

Ответ отца Олега Моленко:

Бог благословит!

Вот что пишет об Николаитах архиепископ Аверкий Таушев:

«Упоминаемые здесь Николаиты были еретики, представлявшие собою отрасль гностиков и отличавшиеся развратом. Их обличают в своих соборных посланиях также св. Апостолы Петр и Иуда (2Петр.2,1; Иуд.4). Начало этой ереси положил антиохийский прозелит Николай, бывший в числе семи первых диаконов Иерусалимских (Деян.6,5), который отпал от истинной веры.»

«…сделался основателем секты антиномистов. В Ефесе их ненавидели, и они отсюда были изгнаны (Деян.2,6), но их терпели в Пергаме, за что тайнозритель и обличает церковь Пергамскую. С ними были сродны, хотя и не во всем, еретики, державшиеся учения Валаамова в Пергаме, и приверженцы Иезавели, лже-пророчицы Фиатирской. Они изображаются как самые безстыдные сектанты, которые увлекали христиан к участию в языческих жертвоприношениях идолам (ядение идоложертвенного и позднее составляло признак гностиков антиномистов) и к разврату. Первые, слабые семена такого заблуждения видны еще в церкви Коринфской. Они указаны под именами главных представителей мерзости языческого нечестия и идолослужения в народе Божием в Ветхом завете. Ваалам пророк, явившийся из язычества, по низким, корыстным побуждениям своим, через дочерей моавитских и малианитских увлек израильтян к идолопоклонству и разврату (Числ. 25, ср, 31,16), а язычница Иезавель, жена Ахава, избила пророков Иеговы и ввела идолопоклонство во Израиле. Безнравственность еретиков была соединена с каким-то высшим искусственно-возбужденным вдохновением, на что указывает имя «пророчица» и с мнимым ведением глубин Божиих, которые тайнозритель называет глубинами сатаниными. Они, без сомнения, учили тому, что следует отвергнуть нравственность во всем ее объеме, чтобы быть истинным господином над нею и что можно предаваться всяким порокам: так как они касаются одного тела, а не свободного духа, который они унижают так же мало, как грязь — чистое золото. Такие ужасные нравственные начала, бросавшие стыд и поношение на христианское имя, во втором веке, действительно были проповедуемы большей частью гностиков, особенно Николаитов. По свидетельству Иринея, Епифания и Иеронима, сам Николай, изверженный диакон, был чистейший антиномист; по свидетельству же Климента Александрийского, он был строгим аскетом, воздерживался от супружеских отношений с своей женою и требовал умерщвление плоти, что было понято его учениками в смысле антиномистического разврата. В этом (последнем) случае мы можем видеть подтверждение того, как легко противоестественный аскетизм переходит в совершенную безнравственность. Отношение николаитов к Николаю могло быть совершенно похоже на отношение симонян к Симону волхву и керинфян к Керинфу (Начало Ересей Митропольского. Прав. Общ. 1861. VI. 483).»

(Из Сборника статей по истолковательному и назидательному чтению Апокалипсиса, Москва, издание книгопродавца А.Д.Ступина, 1902г.)

Интерпретации

Распространено мнение, что николаиты владели антиномист ересь 1 Коринфянам 6, хотя это не было доказано. Один ученый, который поддерживает эту интерпретацию, Джон Генри Блант, утверждает, что сравнение николаитов и Валаам «доказывает, что блуд, о котором идет речь, не является преступлением при обычных обстоятельствах, а блудом, связанным с религиозными обрядами». Блант указывает на то, что евреи долгое время проповедовали против или, наоборот, использовали культовых проституток (Бытие 38: 21-22; Второзаконие 23: 17-8; 3 Царств 14:24, 15:12, 22:46; 4 Царств 23). : 7; Иезекииль 16:16; Осия 4:14). Он также указывает, что первые христиане жили в языческой культуре, где поклонение включены Иеродуль кто занимался ритуальная проституция в ее святынях и храмах, и что Дионисийские мистерии использовали интоксиканты и другие техники, вызывающие транс, чтобы устранить запреты и социальные ограничения верующих (независимо от класса или пола), чтобы войти в животное состояние ума.

Блант считает, что николаиты либо считали, что заповедь против ритуального секса была частью закона Моисея (от которого они были освобождены Иисусом Христом) и что это было законно для них, либо они зашли слишком далеко во времена христианства ».пиршества любвиБлант видит отголоски этого поведения в наставлениях, которые Павел дает коринфянам, хотя он не называет их таковыми. Блант также считает, что подобные отголоски можно найти в увещеваниях Иуды 4–16 (в которых упоминаются оба «заблуждения Валаама»). «и» пиршества любви «) и 2 Петра 2: 2-21 (в котором повторяется большая часть утверждений Иуды, включая обращение к Валааму).

В раннем христианстве началась тенденция к применению термина «николаиты» для описания других антиномистских групп, не связанных с историческими николаитами. Тертуллиан в его Рецепт против еретиков33, является таким примером: «Иоанн, однако, в Апокалипсисе обвиняется в наказании тех,« кто ест идолам жертвоприношение »и« тех, кто совершает безнравственные половые связи ». Есть даже сейчас еще один сорт николаитов. Их называют Ересь Гайи.»

Ириней в Adversus Haereses III. xi. 1; I. xxvi. 3 утверждает, что Евангелие от Иоанна был написан, чтобы противостоять учениям Cerinthus, который, как он считает, был распространен николаитами.[] Но когда Ириней позже сосредотачивается на них, он представляет их только так, как это сделала Книга Откровения, без объяснения, как они могут считаться имеющими доктрины Керинфа. Позже, Августин Гиппопотам приписал им керинфские доктрины о сотворении мира (в его De haeresibus ad Quodvultdeum, v).

Викторин из Петтау считал, что ошибка николаитов заключалась в том, что они ели подношения идолам.Беда заявляет, что Николас разрешил другим мужчинам жениться на своей жене.Фома Аквинский считал, что Николай поддерживает либо полигамию, либо совместное владение женами.Евсевий утверждал, что секта просуществовала недолго.

Ряд авторов придерживаются другого мнения: упоминание николаитов является лишь символическим способом ссылки из-за аллегорического характера Апокалипсис. В качестве символической ссылки (согласно этой точке зрения) «учение николаитов» относится к господству над людьми по сравнению с «учением Валаам»что относится к соблазнению людей. Иоанн обсуждает господство в церкви в 3 Иоанна 9-11. Такое учение противоречило бы «кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугой» (Мэтью 20:26).

Этимология

Те, кто считает повествование в Откровении 2 не буквальным, трактуют слово «николаит» не как основанное на имени человека, а как сложное описательное слово. Нико- означает «победа» по-гречески, и Лаос означает «люди» или, более конкретно, «миряне». Поэтому они считают, что это слово означает «мирские завоеватели» или «завоеватели мирян».

Название Валаам возможно, можно интерпретировать как еврейский эквивалент греческого Николаса. Некоторые комментаторы думаю, что Иоанн ссылается на это в Откровении 2:14; и К. Витринга убедительно аргументирует это мнение. Однако Альберт Барнс отмечает:

Сайрус Скофилд предлагает в своем Заметки о Библии что Семь букв в Откровении предсказывают различные эпохи христианской истории, и что «николаиты» «относятся к самой ранней форме представления о священническом ордене или« духовенстве », которое позже разделило равное братство на« священников »и« мирян »».

Происхождение термина

В библии

Термин «николаиты» дважды упоминается в Откровении . Первое упоминание появляется в стихах 2: 6 в словах, адресованных Ефесской церкви  : «Но это у вас есть то, что вы ненавидите дела николаитов, дела, которые я ненавижу. Второй появляется в письме к Пергамской церкви (2,14–15):

Очевидно, что николаитский образ жизни прямо противоречит Апостольскому указу , который предписывает «воздерживаться от мяса, приносимого идолам, от крови, от удушающих животных и от сексуальной безнравственности». Николаитство также упоминается, хотя его название не упоминается, в письме к церкви Фиатиры , в котором указывается, что это «доктрина», которая учит «глубинам сатаны»: «Следовательно, это, вероятно, форма радикального дуализм или даже секта, почитающая сатану , что объяснило бы резкость автора Апокалипсиса.

Среди отцов церкви

В Отцы Церкви предлагает более точные интерпретации, полученных от традиции. Согласно Иринею ( II — го  века), это ссылка на Николас , цитируемая в Деяниях Апостолов  : обращенное из Антиохии , это одна из первых семи диаконов Церкви Иерусалима. Для Иринея николаиты — гностики, которых он считает предшественниками Керинфа и которые, по-видимому, все еще существуют в его время.

Примерно в то же время Тертуллиан обвиняет николаитов в проповедовании похоти, но, похоже, не имеет никакого прямого знания об их доктрине: он доволен, сравнивая их с каинитами , которые проповедуют искупительного Бога, противостоящего Богу-творцу, и реабилитируют характер. от Каина , преследуемых последним.

« Утерянная синтагма» Ипполита Римского описывает николаитство как дуализм персидского происхождения , основанный на противопоставлении света и тьмы, напоминающий более поздний манихейство .

Климент Александрийский описывает николаитов как «похотливых козлов», адептов объединения женщин, которых в его время больше не существовало. Он говорит, что Николас был женат на очень красивой женщине, которой очень ревновал. Поскольку апостолы упрекали его в этом, Николай привел свою жену в общину и предложил ее всем, кто хотел ее. Клеман уточняет, что впоследствии Николай ведет аскетический образ жизни, как и его дети. Следовательно, николаиты ошибаются, интерпретируя его максиму «необходимо злоупотреблять плотью» как подстрекательство к разврату, а не к аскетизму.

Это различие между самим Николаем и николаитами не будет рассматриваться позже. В IV — м  веке, Епифаний Кипрский продолжается на самом деле история жены Николая, но интерпретатор совершенно иначе: не удалось сохранить девственность вместе со своей женой, Николас построил доктрину , что сексуальные отношения становятся ключом к Царствию Небеса. Наконец, Викторен де Петтау приписывает николаитам доктрину, согласно которой мясо, приносимое идолам (идолотитам), можно было изгнать, а затем съесть, и согласно которому блудники могли получить прощение на восьмой день. Это, очевидно , является анахронизмом , проблемы , упомянутые не возникают до III — го  века.

Впоследствии отцы церкви довольствуются повторением прежних осуждений николаитов, акцентируя внимание на непристойности их образа жизни. Таким образом, Жером де Стридон делает Николаса «изобретателем всех непристойностей», утверждая, что он «возглавлял отряд женщин

»Ирене де Лион резюмирует в своей книге« Против ересей » (гл. V) все обвинения, выдвинутые против них.

Примечания и ссылки

  1. Отрывок из перевода Луи Сегона (1910) , как и другие отрывки из Библии.
  2. Деяния 15:29. Цитируется фон Харнаком, стр.  414 .
  3. ↑ и Фон Харнак, стр.  414 .
  4. «  Nicolaitæ autem quidem magistrum habent Nicolaum unum ex VII primi ad diaconium ab apostolis ordinati sunt: ​​эта нескромная жизнь.  » Против еретиков , I , 23.
  5. Деяния 6: 5: «Они избрали Стефана, человека, полного веры и Святого Духа, Филиппа, Прохора, Никанора, Тимона, Пармена и Николая, прозелита Антиохийского. »
  6. Против еретиков , I , 26, 3.
  7. Против Маркиона , I , 29.
  8. Трактат о рецепте против еретиков , XXXIII , 10 .
  9. Содержание произведения известно более поздним авторам, переписавшим его, в частности Филастре Брешии и Епифану Саламинскому .
  10. Перепечатано в псевдо-Тертуллиане, Против всех еретиков , я .
  11. Стромата , II , 20.
  12. Δεῖ παραχρῆσται τῇ σαρκί . Цитируется Prigent, p.  14 .
  13. Строматы , III , 25. Цитируется у Евсевия Кесарийского , Церковная история , III , 3, 29.
  14. Панарион , гл. 25.
  15. Фон Харнак, стр.  416 .
  16. Послания , 14, 9; 133, 44; 147, 4.
  17. Gilbert Dagron, «Экономика и христианское общество ( VIII е  -  Х — й  век)» в JM Mayeur, С. и Л. Пьетри, А. и М. Vauchz Vénard ,. История христианства , Vol.  IV Епископы, монахи и императоры (610-1054) , с.  246 .
  18. Одетт Понтал, История соборов Меровингов , Париж, Серф, 1989, стр.  265 .
  19. П. Фурнье »  Указ Бурхарда де Вормса. Его характеры, его влияние»  «, Revue d’histoire ecclésiastique , t. 12, 1911, с.  678 ( ISSN   )
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector