Муми-тролли
Содержание:
Предыстория[]
Подпись Туве Янссон
Фигура Муми-тролля впервые появилась в политических карикатурах Янссон, где она использовалась в качестве подписи рядом с именем художницы. Этот «прото-муми», которого тогда звали «Снорк» или Niisku, был худым и уродливым, с длинным узким носом и дьявольским хвостом.
Янссон сказала, что она придумала муми-троллей в молодости: однажды Туве обсуждала литературную философию со своим братом Пер-Улофом у флигеля рядом с их летним коттеджем на архипелаге. Туве процитировала Иммануила Канта, которого Пер-Улоф сразу же принизил. Чтобы отомстить брату, Туве нарисовала на стене «самое уродливое существо, какое только могла вообразить». Этот рисунок — первый проблеск муми-троллей. Этот муми-тролль позже набрал вес и принял более приятный внешний вид, но в первой книге «Маленькие тролли и большое наводнение» Иммануил-Кант-Муми всё ещё заметен.
Муми-тролль на стене флигеля
Именно дядя Туве, у которого она училась в Стокгольме в 1930-х годах, придумал название «Муми-тролль». Дядя Эйнар Хаммарштен был врачом и предостерегал Туве от ночных приёмов пищи. Он пытался держать её подальше от хищений пищи, пугая её «Муми-троллем», живущем в шкафу. Он сказал, что они прижимают свои холодные носы к ноге и выдувают холодный воздух в шею. Дядя также сказал ей, что эти существа живут за изразцовой печью. Муми-тролль был общей шуткой дяди Эйнара и Туве, страшными фольклорными существами, которые дают о себе знать через неприятные вздохи. В своих дневниках Туве использовала имя Муми-тролль, чтобы описать то, что казалось ей ужасным или похожим на привидение.
МУМИ-ДОМ: ГЛАВНЫЕ ГЕРОИ
Центральные герои большинства книг Туве Янссон —
семейство муми-троллей, состоящее из Муми-мамы,
Муми-папы, их сына Муми-тролля и ещё десятка
гостей, приятелей и дальних родственников.
Сами по себе муми-тролли — далёкие потомки
обычных троллей и родственники троллей морских.
Раньше они жили вместе с домашними троллями
у людей, большей частью за печками (кстати, было это
совсем недавно — Муми-мама с Муми-папой начинали совместную жизнь именно за печкой), но с распространением парового отопления им пришлось искать
себе другое прибежище. Как муми-тролли выглядят,
известно, наверное, всем, даже тем, кто умудрился
не прочитать о них ни одной книги, — это маленькие
округлые белые существа с длинными мордочками.
Семейство муми-троллей весьма приличное,
но несколько богемное и безалаберное. Например,
они с большим удовольствием жили в театре и на маяке. Глава семьи, Муми-папа, родился при уникальном положении звёзд и вырос в приюте, много путешествовал, в том числе и после женитьбы. «Он всегда
хотел куда-то бежать и переселяться от одной печки
к другой. Он никогда нигде не уживался. А потом
исчез — отправился в путешествие». Он выстроил
своими руками муми-дом, впоследствии написал
мемуары, а ещё позже его охватил жестокий кризис
среднего возраста, и в результате вся семья переехала на необитаемый остров.
Самая большая |
Муми-мама отлично дополняет своего супруга
и гасит его вспышки раздражения. О такой маме мечтает любой здравомыслящий человек и не человек: она идеально ведёт дом, всегда рада любому количеству гостей, печёт торты к возвращению детей
из походов и опасных путешествий и умеет делать
челюсти из апельсиновых корок. Хотя Муми-мама
не так проста — например, с Муми-папой она познакомилась, когда шторм принёс её прямо к нему
в объятия. Тихую домашнюю девочку в такой ситуации представить сложно.
Главный герой книг — Муми-тролль, сын Муми-мамы и Муми-папы; по возрасту, наверное, подросток. Он всё время ищет приключений и новых
знакомств, но всегда после этого возвращается
домой. Иногда ему кажется, что время замедляется,
а мысли растут, — но это растёт он сам. В последних
книгах Муми-тролль становится ощутимо взрослее.
Живут муми-тролли в муми-доме — он очень
красив, сильно напоминает печь и выкрашен голубой
краской. Вначале говорится, что в нём три комнаты —
небесно-голубая, солнечно-золотистая и в крапинку, а также гостевая мансарда наверху, — но, судя
по тому, сколько народу там живёт, со временем
дом стал намного больше. Если кто-нибудь приходит в муми-дом погостить или пожить, Муми-папа
и Муми-мама лишь ставят новые кровати да расширяют обеденный стол, ну или выгоняют всю толпу
гостей вместе с собственным сыном на рыбалку
или в какой-нибудь поход. Впрочем, иногда старшее
поколение с удовольствием отправляется вместе
с остальными. Более-менее постоянные обитатели
муми-дома — Снифф, семейство Снорков, малышка
Мю и Хемуль, а также дальний предок муми-троллей,
затаившийся за печкой. Летом обычно появляется
Снусмумрик, а зимой муми-дом превращается — без
ведома хозяев — в настоящую гостиницу. Разумеется,
скучать здесь никогда не приходится.
Но главное не в этом. Муми-дом — место, куда хочется возвращаться. Потому что «безопасность может
заключаться в знакомых и повторяющихся вещах. Вечерний чай на веранде, отец, который заводит часы, —
это то, что неизменно. Отец всегда будет заводить
часы, и поэтому мир не может быть разрушен».
ЛЕТОПИСИ | ||
Многие из книг имеют несколько изданий, отличающихся |
Имена
Получение имени совсем не простая вещь в мире муми-троллей. Большинство героев называются по какому-то родовому признаку: имя либо сливается с ним, как, например, у Муми-тролля или Филифьонки, либо к нему добавляются уточнения, как у Фрекен Снорк или Снусмумрика. У множества героев имен нет, как нет их у Муми-мамы и Муми-папы. Снифф был безымянным зверьком всю первую книгу, а получает имя только во втором томе «Комета прилетает», но как он его получил, мы не знаем (зато знаем, что у него есть именины!). Рассказ о том, как назвать лодку, возможно, намекает на то, насколько сложные отношения с именами были у автора книги — ведь каждый видит в предмете что-то свое! Особенно таинственным кажется тот факт, что в 1930-е годы, когда Янссон пририсовывала страшненького муми-тролля (см. ниже) к своей подписи, она подписывала рисунок и «Снорк», и другими словами. В итоге между муми-троллями и снорками практически нет видовой разницы.
КОРОЛЕВСКИЙ РУБИН: МАГИЯ В МИРЕ МУМИ-ТРОЛЛЕЙ
В мире муми-троллей есть не только волшебство
и чудеса — и того, и другого там очень много, просто
это чудеса в обыденном смысле, какие случаются
в каждой жизни и особенно в каждом детстве; так
вот, в мире муми-троллей есть не только они, но и самая настоящая магия.
«Ну, значит, так. На краю света стоит высокая-превысокая гора, поглядишь, так дух захватывает.
Чёрная, как сажа, и гладкая, как шёлк. Её склоны отвесно падают в бездну, а вокруг вершины парят облака. А на самом верху стоит дом Волшебника». В этом
доме нет ни окон, ни дверей, потому что Волшебник
передвигается исключительно по воздуху. Верхом
на чёрной пантере. Выходит из дома он только по ночам, чтобы поискать рубины. Он их коллекционирует.
Идеальная |
Волшебник |
Волшебник этот практически всемогущ,
как положено волшебнику из детской сказки,
а не из взрослой книжки (читатели которой задаются глупыми вопросами о законе сохранения энергии
и так далее). Этот волшебник может обернуться кем
угодно, забраться под землю и спуститься на морское дно. Да что там земля! Он без проблем путешествует между звёзд — планеты Солнечной системы,
включая Нептун, он изучил. Правда, до Солнца
пока не добрался — там слишком горячо. Вызывает
некоторые подозрения только один момент: глаза
у волшебника красные и светятся в темноте. Кроме
того, точно известно, что ему как минимум несколько сотен лет. Наверное, он всё-таки не человек.
Но, хотя природа его силы и неизвестна, эта сила
явно не злая. Обитатели Муми-дола это сразу поняли. «Кто ест оладьи с вареньем, тот не может быть
таким уж страшно опасным».
Кстати, волшебник выполнил все желания муми-семьи и друзей, включая почти неосуществимые вроде
избавления от тоски, — а магия такого рода считается
невозможной в большинстве магических систем.
Есть в этом мире и другая магия — природная,
стихийная. Например, таинственная Туу-тикки,
живущая в купальне Муми-папы, явно связана
с природой и в какой-то степени отвечает за зиму
и весну. Чего стоит только её песня:
А самый загадочный из известных артефактов —
шляпа всё того же волшебника, чёрный цилиндр, который непредсказуемым образом преображает всё, что
в него попадает. По одной из версий, она превращает
любой предмет в полную его противоположность —
например, рыбы, заплывшие в шляпу, стали птицами.
Существует в муми-мире и бытовая магия. Когда в Муми-дол попадает невидимая девочка (кстати,
кто и зачем сделал её невидимкой, неизвестно),
Муми-мама достаёт из тайника «старые бабушкины
записи», где находится рецепт и от такой напасти.
ЭКРАНИЗАЦИИ | ||
Кукольные мультфильмы студии «Экран»:
Мультфильмы студии «Свердловсктелефильм» (единственная экранизация,
Японские мультфильмы:
Другие:
|
Истории о народе с большой душой
Конец 30-х-начало 40-х годов прошлого века было непростым и тревожным временем для всего мира. Финское руководство никак не могло решить, что лучше и выгодней: отстаивать национальную идентичность и интересы, или же «дружить» с европейскими фашистскими режимами. Потом, одна за другой, были войны с СССР, Вторая Мировая. Волна финского патриотизма родила понятие сису, ставшее основой финского национального характера.
Шведский язык в Финляндии — второй государственный и говорят на нем не все, при этом он всегда считался языком финской элиты. Сама Янссон не считала себя финкой, и сегодня в биографиях писательницы можно найти довольно много информации про ее шведских родственников, в то время как про финна-отца нам известно буквально несколько фактов.
Туве Янссон в такое непростое время дала не только Финляндии, но и миру то, в чем так остро нуждались — веселые поучительные истории о маленьком народце с большой душой.
Муми-тролли (в прошлом снорки) частично взяты из шведского фольклора, это один из видов домовых, однако их характер стал полностью финским. Они добры, рассудительны, но иногда взбалмошны (как юный Муми-тролль) и легки на подъем. Однако в любом своем приключении и Муми-тролль, и его друзья не забывают о своем уютном доме в Муми-долине, и туда ведут все их дороги.
Янссон наделила своих персонажей чертами характера своих близких. Муми-мама, которая успевает делать все сразу, веселая, общительная и гостеприимная — это ее мать, Сигне. У Муми-мамы, как и у матери писательницы, всегда наготове кофейник и свежие булочки для нежданных гостей, главное для неё — чтобы все возвращались домой и чувствовали себя комфортно и уютно.
Вечно задумчивый и страдающий творческими кризисами и ощущением «лишнего человека», Муми-папа — её отец Виктор. Талантливый скульптор, автор множества городских композиций, он всегда был в тени своих более удачливых коллег. Однако Муми-папа склонен и к авантюризму — бросив всё, он отправляется в путешествие к морю, где и обретает себя.
«Тяга к морю, по всей видимости, составляет важнейшую черту характера муми-троллей», — задумчиво решает он. Зануду Снусмумрика, предпочитающего всему одиночество и зеленую шляпу, автор списала со своего близкого друга Атоса Виртанена, а вечно сомневающийся Сниф — это её брат Ларс. Сама писательница — это, конечно, Муми-тролль с его оптимизмом, любовью к приключениям и, конечно, к морю.
Писательское ремесло
Помимо песенок, которые придумывает Снусмумрик, в тексте есть цитаты, воспроизводятся письма героев, и сама вещность этих писем важна — подчеркиваются особенности стиля (в угрожающем письме Привидения папа Снусмумрика видит, что автору нравится слово «судьба», а в поздравительном письме тетки Хемулихи важно отсутствие букв). Муми-папа объясняет, что такое клиффхэнгер: «Видишь ли, когда пишешь книгу, самое интересное в том, чтобы закончить главу именно тогда, когда всего страшнее»
Отдельного упоминания стоит глава «О том, как пишут пьесу» из «Опасного лета». Мемуары Муми-папы делают его писателем (впервые он как будто невзначай так охарактеризован в конце последней главы), и семья уверена, что теперь он станет знаменитым. При этом в середину «Мемуаров» вложены слова, очевидно принадлежащие самой Туве Янссон, которая уже начинала уставать от сделавших ей имя персонажей: «Не думаю, что быть знаменитым приятно Может, только в самом начале, а потом это кажется совершенно обычным; под конец же от этого становится просто худо: точь-в-точь как бывает, когда долго катаешься на карусели». Вскоре папу Сниффа как раз стошнит от катания на карусели, с которой он не может сойти, потому что боится, что больше не представится случай покататься.
Производство
Муми-тролль — третья аниме-адаптация по романам и комиксам. До постановки автор Туве Янссон уже была недовольна предыдущей адаптацией аниме- муми-троллей 1969 года из-за того, насколько неверны персонажи и истории сериала ее первоначальному исходному материалу. Из-за этого и первый Муми-тролль, и Новый Муми-тролль 1972 года никогда не распространялись и не транслировались за пределами Японии. С 1981 года финский анимационный и коммерческий продюсер Деннис Ливсон начал выпрашивать у Туве и Ларса Янссон права на создание еще одной анимационной адаптации. В конце концов, Ливсону удалось победить их обоих после того, как они увидели его предыдущий продюсерский мультсериал « Альфред Дж. Квак» , и были получены права на другой сериал. Год спустя в Токио Ливсон показал небольшой анонс аниме-сериала для Туве и Ларса Янссон. По словам Ливсона, Туве прокомментировала это, сказав «Dom Leer ju» («Они действительно живы!»).
В отличие от двух предыдущих аниме-адаптаций, Муми-тролль был совместным производством голландской компании Telecable Benelux BV (позже переименованной в Telescreen с 1998 года до приобретения компании по управлению брендом и медиа m4e в 2008 году) и японских анимационных студий Telescreen Japan Inc. и Visual 80 . Хироши Сайто и Масаюки Kojima были главными директорами серии в то время как Akira Миядзаки сделал сценарий для первого 12 и многих последующих эпизодов. Туве и Ларс Янссон также участвовали в написании сценария, внося определенные изменения в сценарии.
В Японии это произведение «Муми-тролль» известно как « регулярное вещание даже во время войны в Персидском заливе ». Когда 17 января 1991 года разразилась война в Персидском заливе (операция «Буря в пустыне»), в то время как другие телеканалы Токио переключились на экстренное вещание, только телевидение Токио транслировало «Муми-тролль», как обычно, и привлекло много внимания. Рейтинг аудитории на этот раз поднялся до одной пятой. На телевидении Токио, даже если происходит война или землетрясение, принято продолжать регулярное вещание без трансляции экстренной передачи, но даже сейчас «Муми-тролль» в подавляющем большинстве упоминается как показательный пример. Точно так же программы, затронутые войной в Персидском заливе, включают « Трехглазый » (октябрь 1990 г. — сентябрь 1991 г.) и « Моэро! Главный нападающий » (октябрь 1991 г. — сентябрь 1992 г.), это были следующие программы «Муми-тролль». Однако, точно так же и здесь, есть много случаев, когда «Муми-тролль» упоминается в программах, затронутых войной в Персидском заливе.
Больше, чем просто книги о приключениях
Но эти сказочные повести не только про приключения забавных существ
Они о чувстве патриотизма, о важности семейного очага
В них четко прослеживаются темы буддизма (которым была увлечена богема того времени, окружение Янссон), философии Канта (которого так любил брат Ларс и которого не очень жаловала Туве). Это медитативные путешествия к глубинам человеческой души, ведь в любом человеке, даже в таком ледяном существе, как Морра, можно найти что-то светлое и хорошее. Можно сказать, что Муми-тролли — идеальные жители Скандинавии, тот идеал к которому, скорее всего, неосознанно стремится современное скандинавское и финское общество.
Книги о муми-троллях стали хитами не только в родной Финляндии: так, например, книга «Шляпа волшебника» была переведена даже на фарси и тайский языки. Однако, кроме повестей о Муми-троллях (а всего их восемь), Янссон писала и книги для взрослых: это сборники рассказов «Путешествие налегке» и «Игрушечный дом».
Туве считала писательство развлечением, и ее несколько тяготил тот факт, что ее знают и любят как писателя, а не как художника. А между тем, до сих пор в Хельсинки и Южной Финляндии есть ряд ее работ, самая масштабная из которых — роспись стен и потолка в здании мэрии финской столицы.
cablook.com
Все иллюстрации к историям про муми-троллей Туве делала сама, и они стали настолько популярны, что привлекли внимание американских продюсеров — те предложили публиковать в США комиксы про забавных северных существ. Янссон согласилась на выгодное коммерческое предложение, чем вызвала волну негодования в финской культурной среде — считали, что она слишком просто «продалась» американцам
Однако Янссон это мало волновало — все авторские гонорары она вложила в покупку острова Кловахарун, где проводила большую часть своего времени с 1960-х годов вплоть до 1998 года. Комиксы же она вскоре доверила брату Ларсу, который быстро создал успешную бизнес-индустрию: сейчас Финляндия — это настоящий Муми-дол, можно найти все, что угодно с символикой муми-троллей, и это поистине самый узнаваемый национальный символ. Удивительно, что Муми-тролль до сих пор не красуется на флаге, или хотя бы гербе страны.
artchive.ru
Невзирая на то, что Туве Янссон была одной из самых богатых женщин Финляндии, жила она скромно, по-скандинавски, предпочитая популярности и шумихе вокруг своих персонажей уединение на своем острове в Финском заливе. После ее смерти в 2001 году остров стал необитаем, периодически на Кловахарун приезжают экскурсии поклонников, но не художницы, а замечательной писательницы и философа Туве Янссон.
Эпизоды
Первый аниме-сериал состоит из 78 серий, хотя в некоторых странах в эфир вышло только 76 серий. Сериал впервые был показан в Японии по телевидению в Токио 12 апреля 1990 года. Последний эпизод вышел в эфир в Японии 3 октября 1991 года.
После первого показа в Японии многие другие телеканалы повторно показали первый сериал. Сериал был распространен во многих странах мира. В Туве Янссон «s родная страна Финляндии , серия первого эфира на финской телерадиокомпания » s YLE TV1 1 августа 1991 года, и шведские дублируют первый эфир через три дня. После первого запуска сериал был перемещен на YLE TV2 и ретранслировался вместе с сериалом сиквелов почти каждый год, либо с финским, либо с шведским дубляжом. В 2017 году права на показ сериала в Финляндии были переданы от Yle коммерческому каналу MTV Oy . Сериал получил новый HD-ремастер, а также был записан новый финский перевод и дубляж по причинам авторского права. Новый финский перевод во многом основан на английской версии CBBC.
В начале 1990-х первый аниме-сериал был также дублирован на британский английский для детской BBC (позже переименован в CBBC ) в Соединенном Королевстве под названием Moomin . Распространением сериала занималась Maverick Entertainment, а дубляж был записан в Cardiff ‘s Eco Studios. Полный голосовой состав включает Сьюзан Шеридан , Тони Барри , Пэт Старр, Питер Уитмен, Джон Ченсер, Дэвид Грэм , Гаррик Хэгон , Джефф Хардинг и Стейси Джефферсон . Дочь Шеридана Эмили Страйд также озвучивала Too Ticky на английском языке в некоторых эпизодах. Сериал никогда не транслировался в Соединенных Штатах, за исключением Гавайев, где сериал назывался «Сказки о долине Муми-троллей» и транслировался по телеканалу К-5 . Несмотря на разные темы открытия и окончания, в эфире Гавайев был британский дубляж от Children’s BBC.
В период с 2019 по 2020 год все 78 серий первого сериала были загружены на YouTube официальным каналом Муми-троллей под новым названием Adventures from Moominvalley . Британский дубляж снова использовался с новыми ремастированными отпечатками высокого разрешения.
Восхитительная семья Муми-троллей: дневник приключений
После большого успеха первого аниме-сериала в Японии был выпущен второй аниме-сериал под названием Delightful Moomin Family: Adventure Diary (楽 し い ム ー一 家冒 険 日記, Tanoshii Mūmin Ikka: Bōken Nikki ) . Телеканал «Токио» транслировал его в Японии с 10 октября 1991 года по 26 марта 1992 года. Состоящий из 26 серий, продолженных с первого периода, он будет состоять из эпизодов с 79 по 104. В продолжении нет никаких адаптаций книг Янссон, но некоторые из его эпизодов были основаны на комиксах о Муми-троллях.
За пределами Японии только несколько стран транслировали Tanoshii Mūmin Ikka: Bken Nikki, и это обычно показывалось как новый сезон Муми-троллей . Сиквел транслировался, например, в Финляндии, на родине Туве Янссон (но только в финском дубляже), Израиле, Норвегии и Польше . Сиквел никогда не дублировался на английский язык и не транслировался на CBBC. Продюсер Деннис Ливсон позже был очень критически настроен по отношению к продолжению и заявил, что «у нас не осталось ничего, что можно было бы добыть благодаря собственным историям Туве».
Мумрики
Загадочные и мудрые кочевые существа, которые как никто умеют наслаждаться каждой минутой жизни, не преследуя какой-то конкретной цели. Всю жизнь Туве Янссон сохраняла дружеские отношения с несостоявшимся мужем Атосом Виртайненом, который стал прототипом Снусмумрика; во многом именно благодаря его поддержке «Муми-тролли» увидели свет как книга, а не остались своеобразным хобби художницы Янссон. Папа Снусмумрика Юксаре появляется в «Мемуарах папы Муми-тролля» вместе с папой Сниффа, Шныриком. Мумрики не понимают материальных ценностей, любят старые шляпы и нуждаются в постоянной смене обстановки и личном пространстве, поэтому они не могут долго оставаться на одном месте, что печалит их друзей.
Культурное наследие
В 1966 году Туве Янссон получила премию имени Х. К. Андерсена за вклад в развитие детской литературы.
Книги Янссон о муми-троллях, первоначально написанные на шведском языке, были переведены на 33 языка. После Kalevala и книг Мики Валтари они являются наиболее широко переведёнными произведениями финской литературы.
Музей муми-троллей в Тампере показывает большую часть работы Янссон о муми-троллях. Существует также тематический парк муми-троллей под названием «Страна муми-троллей» в Наантали.
Туве Янссон была выбрана в качестве основного мотива на финских памятной монете «€10 Туве Янссон» и монете «Финская детская культура», отчеканенной в 2004 году. На аверсе изображено сочетание портрета Туве Янссон с несколькими объектами: горизонтом, палитрой художника, полумесяцем и парусной лодкой. Обратная конструкция имеет трёх муми-троллей.
Снорки
Снорки очень похожи на муми-троллей, разве что они меняют цвет в зависимости от настроения и шерстка у них пушистее. Друг Муми-тролля Снорк — самый ответственный из «молодого поколения» мира Муми-дален, он обожает строить планы, решать проблемы и созывать собрания. «Снорк» по-шведски — нахал, но снорки не часто проявляют себя таким образом, эта характеристика лишь иногда шуточно обыгрывается в книгах. Фрекен Снорк — сестра Снорка и любовь Муми-тролля — деконструированная сказочная принцесса: Фрекен Снорк прекрасна, у нее самая красивая в мире челка, но она все время хочет стать больше похожей на даму: то она просит у волшебника сделать ей глаза, как у царственной красавицы с мачты корабля, то начинает стесняться, что ходит без платья. В какой-то момент героиня надолго пропадает из основного повествования.
Генезис
Происхождение каждого героя «Муми-троллей» невероятно важно для них самих и значимо в контексте мифа о муми-троллях. Все хотят знать хоть что-то о своих родственниках, а Муми-тролль в «Волшебной зиме» обнаруживает своего предка, просто тролля, и ему хватает мудрости понять, что они действительно похожи
Крыса Эмма, тетя Филифьонки, уверена, что племянница не испытывает к ней родственных чувств, а каждый год зовет ее праздновать день летнего солнцестояния лишь потому, что хочет пробиться в театр. Неумение ценить семейные узы, как и заведомая уверенность в дурных наклонностях другого, — редкая отрицательная характеристика в мире муми-троллей. Но важны не только родственники: героям «Муми-троллей» важно понимать, откуда что взялось, как началась их жизнь в долине Муми-троллей, как папы встретили мам, как был построен дом. Для обитателей Муми-дален, равно как и для автора, огромную ценность имеет целостность повествования, ведь «Муми-тролли» — это настоящая семейная сага.
Муми-тролли
Мягкие, похожие на бегемотиков обитатели Муми-дален — муми-тролли — самые добродушные существа в мире Туве Янссон. Их образы появились в рисунках Янссон еще во время работы в журнале Garm в качестве виньеток рядом с ее подписью и на политических карикатурах. В тот момент они фигурировали поодиночке и были не милыми зверьками, а худыми троллями с красными глазами, рогами и длинными носами. В первой книге о муми-троллях герои уже не так похожи на своих страшноватых предшественников, однако полноту и очарование они приобретают позднее — во второй и третьей книгах. Фантазия о муми-троллях — одна из самых ранних в жизни Янссон: ее дядя пугал троллями, которые дуют детям в затылки, а в своих дневниках она описывала их как пугающих и похожих на призраков сил из мира бессознательного. Таким образом, посреди ужасов войны Янссон обратилась к собственным детским страхам и постепенно приручила их, а затем по-настоящему полюбила.
Хемули.
«Хемули достигают
почти двойной высоты обычного папоротника. У них вытянутые и немного
угнетенные лица. Розовые глаза. Нет ушей, но вместо них несколько
пучков синих или цвета имбири волос. Хемули — вовсе не выдающиеся
интеллектуалы и легко становятся фанатиками. Их ноги ужасно большие
и плоские. Они не могут научиться свистеть, и поэтому не любят любой
свист.» — Муми-папа, «Мемуары папы Муми-тролля«.
Все Хемули довольно
занудны. Любят командовать и никогда не признают своей неправоты.
Как правило, что-нибудь
коллекционируют. Этот Хемуль
присутствует в книге «Муми-тролль и комета» и впервые появляется в
пятой главе.
Этот Хемуль впервые
появляется в десятой главе книги «Муми-тролль и комета». Он
присутствует в книгах «Муми-тролль и комета», «Шляпа волшебника» и в
рассказе «Секрет хатифнаттов».
Хемулиха — директриса дома для подкидышей
муми-троллей.
У этой Хемулихи есть
тётя. Она присутствует в книге «Мемуары папы Муми-тролля» и впервые
появляется в первой главе Барышня с
ужасным характером, а ещё педагог… Эх, вот такие и «съели»
Макаренко.
Тётя
Хемулихи-директрисы. Она присутствует в книге «Мемуары папы
Муми-тролля» и впервые появляется в третьей
главе Её чуть не съела ,
а потом она нашла своё призвание в воспитании клипдассов.
Этот Хемуль
появляется в пятой главе книги «Мемуары папы Муми-тролля».
Эти Хемули появляются
в шестой главе книги «Мемуары папы Муми-тролля».
Оркестр появляется в
седьмой главе книги «Мемуары папы Муми-тролля».
Этот Хемуль
присутствует в книге «Опасное лето» и впервые появляется в седьмой
главе.
У этого Хемуля есть
кузина, которая, по всей видимости, не является Хемулихой. Хемуль
присутствует в книге «Опасное лето» и впервые появляется в
одиннадцатой главе.
Оркестр появляется в
двенадцатой главе книги «Опасное лето».
Хемули, сдающие напрокат лодки и проверяющие
билеты.
Эти Хемули появляются
в двенадцатой главе книги «Опасное лето».
Эти Хемули появляются
в двенадцатой главе книги «Опасное лето».
Этот Хемуль
присутствует в книге «Волшебная зима» и впервые появляется в пятой
главе.
Этот Хемуль
присутствует в книге «В конце ноября», где впервые упоминается в
первой главе, а появляется в пятой главе.
Этот Хемуль
упоминается в рассказе «Весенняя песня».
Хемуль, который продал Филифьонке её летний
дом.
Этот Хемуль
упоминается в рассказе «Филифьонка, которая верила в
катастрофы».
Этот Хемуль забрал
дракона у Снусмумрика в рассказе «Повесть о последнем в мире
драконе».
Этот Хемуль
появляется в рассказе «Хемуль, который любил тишину».
Доброжелательные
родственники Хемуля, который любил тишину из рассказа «Хемуль,
который любил тишину».
Малыши Хемули, о
которых заботился Хемуль, который любил тишину из рассказа «Хемуль,
который любил тишину».
Появляется в рассказе
«Ёлка», так же, как и его тётя.
Появляется в рассказе
«Ёлка» со своим племянником.
Появляется в книге
«Маленькие тролли и большое наводнение». Именно он отобрал у
и
кресло, на котором они плавали.
Ý Ý
Другие муми-тролли[]
В то время как муми-семейство — единственные известные муми-тролли во франшизе, были краткие появления и упоминания других муми-троллей в других различных работах:
- В «Маленьких троллях и большом наводнении» можно увидеть нескольких муми-троллей в рассказе Муми-мамы об их происхождении.
- В «Мемуарах Муми-папы» Муми-папа растёт в приюте для муми-троллей, хотя ни один из других детей не был показан в иллюстрациях книги. В аниме-сериале «Приключения муми-троллей» приют сменился на обычный детский дом, где Муми-папа был единственным муми-троллем, живущим там.
- В комиксах о муми-троллях есть более прямые появления других муми-троллей, наиболее известным из которых является Уимзи. Есть также несколько упоминаний о муми-родственниках, таких как рецепт зелья бабушки Муми-мамы, кузен Муми-папы Альфред или их богатая, но строгая тетя Джейн.
- В «Зиме Муми-тролля» показана старая семейная фотография муми-троллей, датированная подписанная как «Хельсинки 1878 3.10.». Это, вероятно, старые родственники Муми-мамы, поскольку происхождение Муми-папы неизвестно, а Муми-мама — та, кто показал близость к семейным альбомам до этого.
- В книжке-картинке «Кто утешит малютку Кнютта?» на заднем плане сцены вечеринки видны силуэты, напоминающие муми-троллей.
- В «Опасном путешествии» ненадолго появляется Уимзи.
Хомса и Миса
Несчастные двойники Тофслы и Вифслы, которые любят друг друга, но не умеют утешить. Миса постоянно плачет и чувствует себя обиженной либо виноватой, она очень мнительна, и ей трудно жить — настолько же, насколько легко малышке Мю. Именно у Мю и у дочери Мюмлы Миса и научается просить о том, чего хочется. Для самой Янссон Миса — очень важная героиня: «Если мои истории и адресованы какому-то конкретному типу читателей, то это, наверное, Мисе. Я имею в виду тех, кому тяжело быть как все, тем, кто всегда остается поодаль, с краю, не в своей тарелке…». Хомсы — еще один род существ, к которым относится, например, Тофт из «В конце ноября».