Монастырь сызрань в контакте

История

Монастырь был основан в 1695 году в самом центре города. Располагался при церкви во имя Казанской иконы Божией Матери, построенной в 1689 году

В 1710 году вместо обветшавшей Казанской церкви была выстроена и освящена новая. Спонсором строительства выступил посадский человек, впоследствии купец Семён Ларионович Шлыгин. В том же году монастырь был обнесён деревянной оградой.

В 1715 году в монастыре на средства Шлыгина была построена тёплая деревянная церковь, освящённая во имя Сергия Радонежского, придел был освящён в честь Георгия Победоносца.

Казанский собор, расположенный на месте монастыря

В 1728 году в Сызрани произошёл крупный пожар, в котором сгорели и оба храма Богородицкого монастыря, а также кельи и ограда. Восстановление обители началось только в 1733 году. Большей частью финансировал и руководил строительством ставший бургомистром Сызранского магистрата Семён Шлыгин. Спустя год, в 1734 году был освящён новый тёплый деревянный храм, престол которого освятили, как и ранее, во имя Казанской иконы Божией Матери. Однако после пожара 1728 года пожертвования сызранских жителей в пользу церкви сократились, и из-за недостатка средств церковь долгое время не имела достаточного количества утвари, икон, соответствующего убранства.

В 1737 году на средства посадского человека Дмитрия Исаева в монастыре были заново отстроены кельи и деревянная ограда. В 1733 году началось строительство холодного каменного храма.

В описи 1739 года монастырь описан так: «Одна каменная и одна деревянная церкви, 16 настоятельских и монастырских деревянных келий, школ и госпиталей не имеется. В монастыре — игуменья, 17 монахинь, 20 учениц, 2 попа, 1 дьякон. Вотчин, земель и сенных покосов не было…».

В 1742 годах очередной пожар уничтожил деревянный храм, 19 келий и часть ограды. Достроенный в этом же году каменный храм был вновь освящён во имя Казанской иконы Божией Матери. Из-за недостатка средств несколько лет восстановление сгоревшего не велось, монахини питались подаянием, некоторые оставили обитель.

В 1759 году на средства нескольких прихожан Богородицкого монастыря началось строительство второго каменного храма монастыря. Предполагалось освятить его во имя Сергия Радонежского, однако несмотря на то, что первые три года стройка велась довольно быстро, после она была остановлена по причине кончины финансировавших строительство горожан.

26 февраля 1764 года вышел указ Екатерины II «О разделении церковных имений…», и в том же году монастырь был упразднён. Оставшиеся монахини были переведены в Симбирский Спасский монастырь.

Монастырские храмы использовались в дальнейшем в качестве приходских. Позднее церковь Сергия Радонежского сгорела в очередном пожаре, а Казанский храм обветшал, его вместимость не удовлетворяла городским потребностям, и в середине XIX века он был разобран. На месте монастыря в 1866 году был заложен и к 1872 году построен новый кафедральный собор Сызрани — Казанский собор.

Структура

Как и любая административная единица Сызранская епархия имеет чёткую структуру. Её главой с сентября 2019 г. является епископ Леонтий Козлов.


Епископ Сызранский и Шигонский Леонтий

Отделы

Для проведения разносторонней духовной, миссионерской, социальной и образовательной деятельности при епархиальном управлении организованы следующие отделы:

  • миссионерский;
  • церковного образования и катехизации;
  • по сотрудничеству с силовыми государственными структурами, исправительными учреждениями и казачеством;
  • по работе с молодёжью;
  • по организации социального служения;
  • по работе в области культуры;
  • информационный;
  • по строительству и архитектуре.

При тесном сотрудничестве с властями региона, образовательными заведениями и общественными организациями члены епархиальных отделов решают вопросы в области культурного и религиозного развития прихожан всех возрастов, участвуют в общественной жизни региона, осуществляют мероприятия, направленные на поддержку социально незащищенных слоёв населения.

Интересно! Благодаря активной работе архитектурно-строительного отдела проводится восстановление старых культовых построек, а также строительство новых храмов.

Средства массовой информации

В современных условиях большая в проведении епархиальной миссионерской, социальной и образовательной деятельности отводится средствам массовой информации. Информационный отдел Сызранской епархии осуществляет подготовку и печать ежемесячного издания «Православная Сызрань».


Сызранский храм Георгия Победоносца

История

Формирование самостоятельной сызранской кафедры началось в тяжелое для Церкви время. В начале 20-х гг. православные христиане сызранских приходов обратились к патриарху Тихону с просьбой учредить в их городе самостоятельную епископскую кафедру.


Казанский кафедральный собор в Сызрани

9 сентября 1923 г. архиерей принял решение учредить в Сызрани викариатство, подчиняющееся главе Самарской епархии. Но епископа Самарского Анатолия через несколько дней арестовали. Советские власти посчитали это поводом к запрету организации в Сызрани церковного управления.

Обеспокоенные активным распространением обновленческих идей сторонники ортодоксальной Церкви в декабре повторно просили патриарха назначить в город епископа. Преосвященный Тихон назначил на эту должность епископа Шадринского Иерофея, который был арестован по пути к месту нового служения. Через несколько дней его отпустили из-под стражи, запретив въезд на территорию Екатеринбургской губернии.

27 декабря 1923 г. на должность сызранского викария был назначен преосвященный Трофим. В мае следующего года совет приходских общин в обращении к патриарху отмечалось, что организация викариатства не решает острых проблем, возникших в церковной жизни Сызрани. В результате церковных гонений большая часть архивов была утрачена, но исследование уцелевших документов позволяет предположить, что с 1928 г.

Сызранское викариатство преобразовалось в самостоятельную епархию. С конца 60-х гг. территория современной епархии находилась в подчинение Куйбышевской кафедры. До 1991 г. её глава носил титул Куйбышевского и Сызранского епископа.

Самостоятельная административная церковная единица в Сызрани возобновила своё существование в мае 2017 г. Одновременно с этим она вошла в состав вновь образованной Самарской митрополии. После очередного территориального преобразования её глава получил титул епископа Сызранского и Шигонского.

История

Спустя недолговременное время после основания Сызранской крепости старец Кирилл и бойцы подали прошение об открытии в городке монастыря. Дозволительная грамота царей Иоанна и Петра Алексеевичей на основание Вознесенского монастыря была дана 2 мая 1685 года симбирскому стольнику и воеводе Матвею Головину и дьяку А. Яцкому.

Для строительство отвели площадь «200 сажен в длину и поперек тож» на стрелке рек Сызран и Крымза. В 1686 году закончилось строительство первых зданий. Но уже в 1687 году в восьми милях ниже по течению Волги был построен городок Кашпир. Туда и перевели Вознесенский монастырь под новым именованием Кашпирский Благовещенский (существовал до 1764 года).

Но не вся монастырская братия перебралась на новое место. На древнем месте осталось жить несколько человек во главе со старцем Филаретом. Через некое время они вновь обратились с челобитной об открытии монастыря в Сызрани, в этой просьбе их поддержали горожане. И в 1691 году патриарх Адриан удовлетворил прошение, обитель вновь была открыта. В том же году 1691 году стали строить древесную Вознесенскую церковь. Совсем строительство было завершено в 1694 году. Существовал монастырь на особенное жалованье от казны в размере 300 рублей в год.

В 1695 году Сызранский Вознесенский монастырь был приписан в Казанскому архиерейскому дому, а в 1832 году после образования Симбирской епархии монастырь перешёл в ведение Симбирского архиерейского дома, к тому же в него был переведён штат упразднённого Симбирского Покровского мужского монастыря в количестве 19 человек. В целом штат монастыря был очень невелик, в 1739 году в нём было 14 человек, а в 1839 году — 21 человек.

Монастырь обладал более чем 807 десятинами земли, лесом, частью реки Сызран и торговыми лавками в городке. В нём было выстроено 5 храмов. Каменный храм Вознесения Господня был построен в 1738 году. В 1855 году был освящен новый каменный храм во имя Вознесения Господня, а старенькый был переименован в честь особо почитаемой в монастыре Феодоровской иконы Божий Мамы. Эта икона явилась верующим на источнике около села Кашпир, находилась там в течение 17 лет, после этого была перенесена в обитель. На месте её обретения поставили памятный символ, и раз в год совершался крёстный ход с этому источнику. Икона сохранилась по сей день, на данный момент она находится в Казанском соборе Сызрани.

В 1928 году Вознесенский монастырь был закрыт. Монашеская жизнь возродилась с июня 1996 года, ведётся реставрация храмов.

Святыни

На территории городов Сызрань, Октябрьск, а также Шигонского и Сызранского района располагается множество культовых построек, в которых хранятся реликвии, пользующиеся почтением как на местном, так и на общецерковном уровне.

Монастыри

Единственная действующая монашеская община, названная в честь праздника Вознесения Господня,располагается на территории епархии располагается в Сызрани. Её история началась в конце XVII в. с возведения первых монастырских построек старцем Кириллом.

Через некоторое время основатель обители с большей частью братии перебрался в город Кашпир. На берегу реки Крымза остались жить несколько иноков, возглавляемых старцем Филаретом. На протяжении XVIII столетия на монастырской территории велось активное церковное и хозяйственное строительство.


Свято-Вознесенский мужской монастырь в Сызране

К началу XIX в. монастырь располагал обширным хозяйственным двором, на территории которого располагались хлебный амбар, мельница, пекарня, скотный двор и множество других построек.

На средства обители содержалось мужское духовное училище, расположенное в городе. Его слушатели могли пользоваться обширной библиотекой, состоящих из 500 единиц печатных изданий, в которые входили книги и периодические публикации.

В годы советского режима монашеская жизнь в обители полностью прекратилась. Монастырские постройки светские власти использовали в хозяйственных целях. Кладбище, располагающееся у Феодоровского храма, было разорено, а в 60-е гг. его закатали асфальтом и проложили на его месте автомобильную дорогу.

Возрождение обители началось в 1993 г. В 1996 г. в Феодоровской церкви состоялось первое богослужение. В настоящее время силами монастырской братии обитель восстанавливается. На территории монастыря хранится одна из самых почитаемых реликвий епархии — Феодоровская икона божией матери.

Храмы

За 70 лет советского режима многие старинные храмы были значительно повреждены или безвозвратно утеряны. В настоящее время на епархиальной территории действуют следующие старинные культовые постройки:

  • Казанский кафедральный собор в Сызрани;
  • храм Успения Божией Матери;
  • Христорождественский собор в Сызрани;
  • церковь Илии Пророка.


Собор Рождества Христова

Под руководством специалистов епархиального отдела по строительству и архитектуре возводятся новые храмы. В начале текущего столетия были возведены следующие постройки:

  • церковь во имя Георгия Победоносца;
  • церковь Целителя Пантелеимона;
  • Троицкая церковь.

Руководство епархии и рядовые священнослужители проводят активную работу, направленную на развитие духовной жизни среди жителей региона. Они организуют социальные и благотворительные акции, помогают одиноким и нуждающимся в помощи людям. Основной упор в епархиальной работе делается на привлечение в Церковь представителей молодого поколения.

История женских монастырей в Сызрани

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector