Гефсиманское моление
Содержание:
Знаменитые христианские святыни: Гефсиманский сад
Среди последователей христианского вероисповедания и вообще культурных, образованных людей всего мира места, связанные с жизнью и духовно-просветительской деятельностью Иисуса, считаются особо почитаемыми и обладающими несомненной исторической и культурной ценностью.
Сад в Гефсимании
Гефсиманский сад – одна из таких святынь. Само название «Гефсимания» значит «пресс для масличных культур», «масличный пресс». Это местность в Израиле близ Восточного Иерусалима, расположенная у горы Елеон. Долина Кедрон, раскинувшаяся у её подножья, включает в себя ту самую землю, где некогда рос легендарный Гефсиманский сад. В настоящее время от него остался небольшой фрагмент общей площадью 47х50 м.
Связь с библейскими событиями
В те времена, о которых повествует Новый Завет, так называли всю долину. Гефсиманский сад сейчас примыкает к гробнице Божьей Матери. Согласно Евангелию, именно тут провёл свои последние часы перед арестом Христос. Здесь он молился Отцу Небесному, прося отвести от него тяжкую чашу страданий и в то же время смиренно соглашаясь с Его волей и теми испытаниями, которые ему уготовлены. Апостолы-ученики знали, что Иисус любит Гефсиманский сад и часто уединяется в нём, чтобы поразмышлять о своём, отдохнуть от городской суеты, погрузиться в высокое общение с Богом. Потому Иуда указал стражникам именно это место, где можно найти Христа и без проблем, лишнего шума арестовать. Современные исследования смогли даже достаточно верно указать тот уголок сада, где происходили легендарные события. Он расположен среди самых древних оливковых деревьев, возраст которых насчитывает не одну сотню лет.
Гефсиманский сад и христианские традиции
В Библии много страниц отведено повествованию о том, что делал Христос в Гефсиманском саду. Для верующих всех стран христианских конфессий это место ассоциируется со Страстями Господними. Ежегодно сюда устремляются паломники со всех концов земли. Традиция эта повелась с тех пор, как был распят Иисус. А в 14 веке на месте постоянных молений Христа был построен первый небольшой храм – от Византийской Православной Церкви. Новый Дом Божий возвели там же через столетие, когда предыдущий был разрушен. В 17 веке представители католического ордена Святого Франциска (францисканцы) установили над местностью свой надзор. А тот уголок, где молился Иисус в Гефсиманском саду, с середины 19 века огородили высокой стеной, закрыв вход в него всем желающим.
Гефсиманские храмы
На Святой гефсиманской земле в настоящее время открыты и действуют три крупных церкви, имеющие огромное общехристианское значение.
- В первую очередь это так называемая Церковь Всех Наций. Она принадлежит францисканцам и была возведена в первой четверти 20 века. Главной реликвией храма считается камень, на котором, как гласят предания, слёзно молился Христос перед арестом. Название же церкви связано с тем, что для её постройки были собраны пожертвования от верующих многих европейских государств и граждан Канады. Перед церковью есть алтарь. Достопримечательности храма – мозаичные картины на темы послдних дней Иисуса.
- Возле гробницы, где похоронена Богородица, построена церковь Успения. Там же расположены места последнего успокоения родителей Девы Марии и св. Иосифа. Воздвигла её ещё в 12 веке св. Елена. Принадлежит храм православной церкви Иерусалима и Армянской православной конфессии.
- И ещё одна православная святыня, на сей раз русская – это церковь св. Марии Магдалины, построенная императором Александром III во второй половине 19 в. Украшена она иконами знаменитого художника Верещагина. Венчают храм традиционные для русской архитектуры купола с крестами. При храме действует женский монастырь.
Как видим, святыни во все времена остаются для людей святынями.
В доме Каиафы
После этого усталого Иисуса повели к Каиафе, нынешнему первосвященнику, у которого, по крайней мере, был собран синедрион. И вот, перед ними стоял узник, не совершивший ни одного преступления. «Перед ними стояла очень сложная задача, ибо они сами не могли между собой согласиться по всем обвинениям, кроме одного – что человек по имени Иисус должен быть предан смерти» (Брюс Р. Макконки, Mormon Doctrine). Однако, так как они должны были предъявить Ему какое-то обвинение, они пытались найти ложных свидетелей.
Нашлось много людей, которые жаждали дать ложное свидетельство, но «их свидетельства были настолько ложными, настолько смутными и противоречивыми, что дело никуда не продвигалось». Следя за всеми этими спорами, Иисус молчал, что только еще больше смущало Каиафу пока, наконец, он не спросил: «Ничего не отвечаешь? … заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий?» Тогда Иисус (ибо это уже ни для кого не было секретом) ответил: «Ты сказал» (От Матфея 26:62-64).
«Моление о чаше» и библейский сюжет
Когда закончилась последняя в жизни Тайная Вечеря, Спаситель с последователями пошел на прогулку в Гефсиманский сад. Из этого сада открывались чудные виды на весь Иерусалим.
Иуда, решившийся на предательство, указал стражникам на местонахождение Иисуса Христа. И Спаситель попал под арест.
Иисус догадывался, что участь его будет страшной. И решил усердно молиться. Он молился о своей душе, а также о прощении для предателя и обидчиков. Когда Спаситель шептал слова молитвы, с его лица капали капли кровавого пота. А слова молитвы его звучали так: «Да минует меня сия чаша».
Во время молитвы в Иисусе Христе как бы боролись две стороны: человеческая и божественная. Та часть Иисуса, которая была простым человеком, хотела избежать трагической развязки. Но его Божественная сущность смирилась с положением и приняла волю Бога.
Христос в ту ночь под арестом молился трижды:
- чтобы уберечься от страданий;
- чтобы показать готовность перед Богом принять людские грехи на себя;
- чтобы выразить покорность и смирение.
Этот алгоритм молитвы применяют и христиане, молящиеся перед иконой «Моление о чаше». Считается, что так можно получить помощь в самой трудной ситуации.
Ведь главной отличительной чертой христианской веры является именно смирение перед Господом. Безропотное упование на его волю, а также кротость и уважительное отношение к той судьбе, что уготована Богом человеку.
Значимая икона «Моление о чаше» помогает там, где сложно выбрать правильный путь. И там, где человек не может принять решение. После усердного моления решение приходит само собой, а на сердце становится легко и радостно.
Еще икону молят о помощи, чтобы справиться с сильным отчаяньем. Просят прояснить неясные ситуации, дать защиту и совет, сорвать покровы тайны.
Стоит помнить, что помогает верующим не сама икона, а Господь, проводящий свою силу в мир через священный образ. И обращаться необходимо к нему, а не к картине в окладе с вензелями.
Эту икону принято держать в домашнем иконостасе. Но и во многих церквях она тоже имеется. В минуту потребности и нужды необходимо возжигать перед иконой свечи и просить о помощи со смирением и пониманием воли Господа.
Смирение и готовность покориться Божьей воле – вот ключ к тому, что верующий будет услышан, а его просьба рассмотрена свыше. Способность принять то, что понять невозможно, является одной из благодетелей истинного христианина.
У каждого в жизни бывали такие ситуации, которые понять человеческим разумом просто невозможно. Но цель здесь не в понимании, а в вере. Если человек не понимает, но верит, то он проходит свое испытание с достоинством.
Одному Богу ведомо, зачем те или иные события происходят в нашей жизни. Нет смысла при невозможности понимания спрашивать: «Почему?». Лучше верить, что это уготовано Богом не просто так. И каждому воздастся по его вере.
Популярная икона «Моление о чаше» передает важный библейский урок. На ней изображен сам Господь, молящийся Богу и окутанный небесным светом. Иногда на иконе изображают и ангелов рядом с Иисусом. Но чаще Христос на ней один. Данная икона имеет множество версий изображения. Но верующие всегда узнают ее по характерной изобразительной композиции. «Моление о чаше» дает людям надежду на скорую помощь в самых трудных и неразрешимых случаях. Но в первую очередь перед этим святым образом убирают из души христианина отчаяние и безысходность. Они успокаивают и помогают найти духовные силы для выхода из кризиса.
Распространённый сюжет иконографии Иисуса Христа, основанный на известном библейском сказании, отражает один из важных моментов в его земной жизни и христианской вере. Образ «Моление о чаше» можно встретить во многих христианских храмах.
История иконы Моление о Чаше
Христос пришел, чтобы отдать свое тело на растерзание, пролил безгрешную кровь. Все ради того, чтобы люди могли попасть обратно в потерянный ими рай. Моление Христа сначала было о том, чтобы избежать уготованной участи. Уже затем Его молитва выражает полное смирение с Божьей волей. Христианам здесь подается урок — каждый должен испить свою чашу страданий, уготованную Господом, подчинить свой рассудок, волю и все существо воле Бога.
Нам не всегда понятны и приятны замыслы Создателя. Но чтобы в итоге состоялась победа, необходимо принимать их — по вере, ведь рассудком это сделать невозможно. Все человеческое начало до конца противится смерти, даже часто отрицает ее, хотя она неизбежна.
Значение иконы
Главный смысл иконы Моление о чаше – это обращение Иисуса к своему Отцу. Он просит о даровании прощения и отпущения грехов не за себя, а за все человечество. Через весь сюжет наблюдается замысел спасения. Страдания преданного Иудой Иисуса, никого не оставляют равнодушным. Образ вызывает у христиан сострадание, скорбь, сомнения и даже страх.
Руки коленопреклоненного Господа воздеты в молитве, он обращается к небу, где ангел подает ему золотую чашу, как олицетворение страданий и смерти, ради спасения человечества. Значение изображения – дать понять людям, что молитва укрепляет дух, возвращает потерянные силы, вселяет в сердце любовь, пусть даже и через муки и страдания.
Рис 2 Икона Моление о чаше символизирует стойкость веры и убеждений, что человеческое всегда неразрывно связано с божественным. Любые мучения и смерть нужно принимать со смирением, принять все тяготы и покорившись воли Божией.
Икона помогает тем, кто находится в затруднительном положении, теряет последнюю надежду. Господь благословляет на поиски правильных путей, ограждает от глупостей и плохих деяний. С молитвой, как с последней надеждой на Господа, нужно верить и надеяться на спасение. Вседержитель помогает каждому, не давая согрешить или пойти на крайние меры.
Сюжет иконы
В основе иконографии иконы Иисуса Христа «Моление о чаше» лежит событие, предшествующее аресту Спасителя и Его мученической смерти на кресте. Зная о скорых тяжёлых испытаниях и предательстве своего ученика Иуды, он отправился в Гефсиманский сад, чтобы духовно подготовиться к предстоящим страшным событиям. Сопровождавших его апостолов Иисус попросил поддержать его и бодрствовать рядом во время его молитвы.
Икона Спасителя «Моление о чаше»
Но Иоанн, Пётр и Иаков уснули глубоким сном, оставив учителя наедине с душевными терзаниями, чем очень расстроили его. Иисус Христос возносил Господу столь усердную молитву, что со лба его струился кровавый пот.
Он обратился к Всевышнему с тремя молитвами следующего содержания:
- В первом обращении он просил предотвратить грядущие страдания.
- Во второй молитве говорилось о готовности выполнить замысел Божий.
- Третья молитва Иисуса отражала покорность и смирение, с которыми он исполнит своё предназначение.
Важно! Обретя покой и внутреннее согласие, Спаситель вернулся к своим ученикам, предупредил их о приближающихся стражниках. А также указал им, что в трудных ситуациях нельзя отчаиваться, потому что только бодрый дух и искренняя усердная молитва помогут избежать искушений
Богословское понимание события
Богословы формулировали ответы на эти вопросы веками, в страшных столкновениях и взаимных анафемах. Сегодня нам известна эта выстраданная истина, показанная Христом на Самом Себе. Дело в том, что Иисус Христос — не только истинный Бог, Творец и Промыслитель о всем творении, но и истинный Человек.
Вся его жизнь: нравственные мучения о сотворенных людях, забывших своего Творца, боль от предательства учениками и страшные физические страдания на кресте, не были кажущимся, или переносимыми личиной, оболочкой Бога, всегда пребывающего в постоянстве.
Моление о чаше, роспись
Вся его жизнь была жизнью Человека, имевшего свою волю, по всему подобного нам, кроме греха. Но его воля осталось послушной Богу до самого конца — и этим она покончила с преслушанием Адама, вернув всем нам блаженство Рая Сладости.
Но Он же знал, что в третий день воскреснет
Конечно, знал, и открывал это апостолам. Но разве мы не знаем, что воскреснем Но не ужасается ли человек, умирая? Что же говорить о добровольном предании себя на зверские мучения и смерть? Итак, Иисус Христос есть Бог и Человек, имеющий две воли — божественную и послушную ей человеческую.
Он был истинным, а не призрачно воплотившимся Богом, и он воскрес с телом, навсегда вернув ему страшное божественное достоинство. Для того, чтобы мы воскресли в новых телах, чтобы мы царствовали с Ним.
Иконография
Иконография этого сюжета имеет глубочайший богословский смысл. Самые древние иконы, дошедшие до нашего времени, датированы XI веком и являются произведениями византийских православных иконописцев.
Иконы изображают не только упомянутых апостолов и Христа, но и ангела. Об этом эпизоде повествует в своем рассказе о Гефсиманском молении евангелист Лука (22:40-46): «Придя же на место, сказал им: молитесь, чтобы не впасть в искушение.
Моление о чаше в Гефсиманском саду
И Сам отошёл от них на вержение камня, и, преклонив колени, молился, говоря: Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет. Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его.
И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю. Встав от молитвы, Он пришёл к ученикам, и нашёл их спящими от печали и сказал им: что вы спите? встаньте и молитесь, чтобы не впасть в искушение».
Богословие иконы
Икона Христа Спасителя. 3 типа иконографии Иисуса Христа
Этот эпизод обсуждался не одним поколением святых отцов. На V Вселенском соборе они закрепили православное понимание этого события.
Явившийся Архангел Гавриил воздавал Богу подобающее Ему славословие, славя не только Его Божественную крепость, но и запредельную человеческую стойкость, которую Он явил, став Человеком. Архангел подал пример последующим поколениям христиан в прославлении своего Творца, принесшего Себя за людей.
Впоследствии отпавший от православия католицизм начал уклоняться от богословия иконы в сторону картинной живописи. Так на западе стали появляться изображения с пухлыми ангелами, которые как бы увещают Христа исполнить волю Божию о Нем. Разумеется, Христос, будучи Сам Богом и Человеком, в этом не нуждался.
«Гефсиманское моление» итальянца Людовика Караччи, XVI в. — пример изображения евангельского события на западе. Икона «Моление о чаше» принимает совсем иной богословский смысл: ангел не славит Бога, а будто указывает Христу на волю Бога о Нем. Фото: cdn.gallerix.asia
Исследователи богословия иконы отмечают даже появление ноток языческих мифов в изображениях западных художников. Возросшая популярность этой тематики затронула и христианские сюжеты.
Так, явившийся ангел стал напоминать Гермеса с яблоком раздора, открывающего волю богов Парису, и чаша на этих изображениях изображается уже в руках ангела. Он уже не славословит, но снисходительно-укоряюще указывает герою на высшую волю, которую тот должен исполнить.
Не будем горделиво клеймить в язычестве и неканоничности западных художников. Хотя бы потому, что традиция переходит и в Россию, прорубившую, как известно, окно в Европу при Петре I.
Икона «Тайная вечеря»
Молитва перед иконой «Моление о Чаше»
В чем помогает молитва перед этой иконой? Традиционный ответ на этот вопрос неофитов прост. Любые молитвы перед любыми православными иконами Богу известны прежде нашего моления.
Молиться можно и нужно перед любыми иконами, важно расположение сердца человека. Икона помогает возвысить ум к Богу
Воспоминая события, изображенные на иконе, мы молимся Богу, ставшему человеку и страдающему куда более нас.
Роспись современного российского храма. Видно влияние западной школы, искажающее богословский смысл события: ангел здесь не славит Творца, а будто открывает волю Божию Христу, в этом не нуждавшемуся. Фото: voznes.ru
Точило
Итак, Гефсимания – это место сокрушения. Это место, где находилось точило. В прошлое воскресение мы с вами посетили горницу, в которой был Иисус. Библия говорит, что Иисус воспел со Своими после установления Вечери Господней. Возможно, это был отрывок книги псалтирь главы с 116 по 119. Или же, по мнению Д-ра Эдерсхайма, они воспели Псалом 137. Этот псалом поется в домах иудеев при окончании праздника Пасхи и до настоящего времени.
Мы читаем, что в ту ночь Иуда совершил свое гнусное дело – предал своего Господа первосвященникам. Иисус предупреждает Своих учеников, что исполняется пророчество Захарии 13:7 о том, что будет поражен пастырь и рассеются овцы. Петр говорит: «Господи, мы не оставим Тебя. Даже если все отрекутся от Тебя, я останусь верен». Здесь наперебой вступают другие ученики со словами: «Пусть Петр не говорит так о нас. Мы тоже не оставим Тебя. Иисус отвечал: «Петр, Петр, прежде чем пропоет петух, ты трижды отречешься от Меня».
Как непредсказуема человеческая натура.
Затем Иисус ведет Своих учеников в Гефсиманский сад. Гефсиманский сад был обычным местом. Написано «по обыкновению», это значит, что Он часто бывал там. Если человек скрывается от своих врагов, то вряд ли он пойдет туда, где бывает постоянно. Он бы, наверное, отправился туда, где враги не смогли бы его найти. Но Иисус не скрывается от Своих врагов. Он знает, что Иуде хорошо известно, где можно Его найти. Итак, Иисус, прекрасно зная о предстоящем предательстве Иуды, о непостоянстве Своих учеников и установив в горнице порядок Вечери Господней, которую должно совершать в воспоминание Его жертвы, во исполнение пророчества Захарии 13 главы, 21 Псалма и 53 главы книги пророка Исайи, приходит на место предательства. По словам Д-ра Круммахера, «Пастырь начал полагать Свою жизнь за овец». Иисус сказал: «Никто не забирает ее у Меня. Я имею власть отдать ее и имею власть принять ее вновь». Войдя в Гефсиманский сад, Иисус начал сокрушаться и тосковать. В Библии написано, что Он говорит: «Душа Моя скорбит смертельно». Он говорит Своим ученикам: «Побудьте здесь, пока Я пойду и помолюсь». Затем Он берет с Собой Петра, Иакова и Иоанна, бывших с Ним на горе преображения, которые были ближе всего к Нему, которым Он доверял больше всего, чьим общением дорожил. И с ними Иисус отправляется в сад. Затем они остановились, и он отошел от них на вержение камня и пал на лицо Свое, чтобы молиться. Вот как Он молится: «Отче, да минует чаша сия Меня. Но не как Я хочу, а как Ты да будет». После молитвы Он возвращается и находит учеников спящими, упрекает их и возвращается опять, чтобы молиться.
В 22-й главе Евангелия Луки, в 44 стихе, говорится: «И находясь в борении, прилежнее молился. И был пот Его, как капли крови, падал на землю». Это удивительно. У врачей есть для этого специальный термин – гематидроз. Эмоциональное напряжение так велико, что это приводит к тому, что у поверхности кожи капилляры напрягаются до такой степени, что это приводит к их разрывам. Тогда кровь смешивается с потом и выходит через потовые железы». Кровавый пот капает на землю. И мы спрашиваем почему? Как всемогущий Сын Божий может быть в таком сокрушении здесь, на земле? Почему Его дух так омрачен?
Сюжет иконы
В основе иконографии иконы Иисуса Христа «Моление о чаше» лежит событие, предшествующее аресту Спасителя и его мученической смерти на кресте. Зная о скорых тяжёлых испытаниях и предательстве своего ученика Иуды, он отправился в Гефсиманский сад, чтобы духовно подготовиться к предстоящим страшным событиям. Сопровождавших его апостолов Иисус попросил поддержать его и бодрствовать рядом во время его молитвы.
Икона Спасителя «Моление о чаше»
Но Иоанн, Пётр и Иаков уснули глубоким сном, оставив учителя наедине с душевными терзаниями, чем очень расстроили его. Иисус Христос возносил Господу столь усердную молитву, что со лба его струился кровавый пот.
Он обратился к Всевышнему с тремя молитвами следующего содержания:
- В первом обращении он просил предотвратить грядущие страдания.
- Во второй молитве говорилось о готовности выполнить замысел Божий.
- Третья молитва Иисуса отражала покорность и смирение, с которыми он исполнит своё предназначение.
Важно! Обретя покой и внутреннее согласие, Спаситель вернулся к своим ученикам, предупредил их о приближающихся стражниках. А также указал им, что в трудных ситуациях нельзя отчаиваться, потому что только бодрый дух и искренняя усердная молитва помогут избежать искушений
Молитва перед иконой
Особого молитвенного последования перед образом не установлено. Удовлетворяя нужде в богообщении, в тяжелые минуты глубокой сердечной скорби, возможно молиться любыми словами от всего сердца, памятую слова молитвы, которую произносил Господь:
(Мф. 26, 39)
Так, один, казалось бы, совсем небольшой фрагмент каждой иконы, небольшое по содержание упоминание в Евангелии открывает нам великую глубину откровения Бога о Самом Себе.
Помня самую первую заповедь, предписывающую нам в том числе познавать Откровение Божие, будем с благоговением постигать величие и глубину вечных книг Евангелия, написанных некогда рыбаками, ставшими на все века ловцами душ человеческих.
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение
Двусторонняя икона-таблетка
Школа или худ. центр: Новгород
Конец XV — начало XVI вв.
- Иконы Великого Новгорода 2008: Конец XV в. (1484–1504 годы)
- Трифонова 2013: Конец XV в.
24 × 19.5 см
Новгородский гос. историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Новгород, РоссияИнв. 3093
Входит в серию таблеток из собора Св. Софии в Новгороде.
Оборот — Бичевание Христа, Надругание над Христом, Шествие на Голгофу, Восхождение на крест.
См. в «Галерее»:
- Взятие Иисуса Христа под стражу. Предательство Иуды
- Моление о чаше
- Тайная вечеря
Смирнова, Лаурина, Гордиенко 1982 |
14а. Четыре сцены, разделенные графьей.
Тайная вечеря.
За овальным столом слева на высоком престоле с подножием — Христос, вокруг стола двенадцать апостолов. Юный апостол Иоанн склонился к Христу, Иуда протянул руку к чаше. В глубине по сторонам две палаты, соединенные стеной.
Надпись:
Омовение ног.
Слева Христос в коричневом хитоне, опоясанный полотенцем — лентием, у чаши с водой. Перед ним двенадцать апостолов, восседающих по кругу. Христос концами полотенца утирает ногу апостолу Петру. Архитектурный фон из двух зданий, соединенных стеной. Надпись:
Моление о чаше в Гефсиманском саду.
Христос представлен дважды. Слева вверху он в позе моления, из сегмента «неба» нисходит ангел. В основной, нижней зоне клейма — Христос и одиннадцать спящих апостолов.
Надписи:
Предание Иуды.
Христос стоит с апостолами слева. К нему приближается толпа вместе с воинами, их ведет Иуда, который указывает на Христа.
Надпись:
Подробное изображение страстного цикла (таблетки 14а, б, 15а, б) соответствует тенденциям русской иконописи XV в. Именно в конце этого столетия, а также в начале XVI в. изображения страстей, до того помещавшиеся лишь в настенных росписях, включаются в состав праздничного ряда иконостаса. Ср.
- иконы 1497 г. из Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря (МиАР),
- иконы 1508–1509 гг. из Софийского собора в Новгороде66 (илл. стр. 338).
66 В. В. Филатов. Иконостас новгородского Софийского собора. (Предварительная публикация.) — «Древнерусское искусство. Художественная культура Новгорода». М., 1968, с. 78–81.
Литература:
Смирнова, Лаурина, Гордиенко 1982.
Смирнова Э. С., Лаурина В. К., Гордиенко Э. А. Живопись Великого Новгорода. XV век. — М.: Наука, 1982. — Кат. № 63 (14а), стр. 301-320, илл. с. 515.
Лазарев 1983/1.
Лазарев В. Н. Страницы истории новгородской живописи. Двусторонние таблетки из собора Св. Софии в Новгороде = Pages from the History of Novgorodian painting. The double-faced tablets from the St. Sophia Cathedral in Novgorod. — М.: Искусство, 1983. — Табл. XIV.
Новгородская икона 1983.
Новгородская икона XII–XVII веков. — Л.: Аврора, 1983. — № 155, стр. 313-314.
Русская икона 1992.
Русская икона из собрания Новгородского музея = The russian icon of the Novgorod Museum collection. — СПб.: Мэдок, 1992. — Илл. 101.
Вздорнов 2007/1.
Вздорнов Г. И. Иконы-таблетки Великого Новгорода. Софийские святцы. — М.: Гранд-Холдинг, 2007.
Иконы Великого Новгорода 2008.
Иконы Великого Новгорода XI — начала XVI веков. — М.: Северный паломник, 2008. — Кат. № 56, стр. 354-356, 359-360, 363, илл. с. 378, 380.
Трифонова 2013.
Трифонова А. Н. Икона в собрании Новгородского музея. — Новгород, 2013. — Илл. 99.
Молитва перед иконой
Особого молитвенного последования перед образом не установлено. Удовлетворяя нужде в богообщении, в тяжелые минуты глубокой сердечной скорби, возможно молиться любыми словами от всего сердца, памятую слова молитвы, которую произносил Господь:
(Мф. 26, 39)
Так, один, казалось бы, совсем небольшой фрагмент каждой иконы, небольшое по содержание упоминание в Евангелии открывает нам великую глубину откровения Бога о Самом Себе.
Помня самую первую заповедь, предписывающую нам в том числе познавать Откровение Божие, будем с благоговением постигать величие и глубину вечных книг Евангелия, написанных некогда рыбаками, ставшими на все века ловцами душ человеческих.
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение
Время работы
Иерусалимскийий Гефсиманский сад располагает на своей территории достопримечательности, которые можно осматривать бесплатно. Приветствуются пожертвования. Женщинам необходим головной платок для посещения церквей. Фотосъемка разрешена на всех объектах.
№ | Достопримечательность | Режим работы |
1 | Гефсиманский сад | 8.00 — 18.00 (октябрь — март до 17:00), перерыв 12.00 — 14.00, ежедневно |
2 | Церковь Всех Наций | 08:30 — 16:00, перерыв 11:30 — 14:30, ежедневно |
3 | Гробница Богородицы | 6:00 – 17:00, перерыв 12:00 — 14:30, ежедневно |
4 | Церковь Марии Магдалины | вт., чт. 10.00 — 12.00 |
5 | Гефсиманский грот | 8:30 — 17:00, перерыв 12:30 — 14:30, вс. и чт. до 15:40, ежедневно |