Митрополит филипп 2 и иван грозный
Содержание:
Холодная зима 1568 года
По свидетельству современников зима 1568 года выдалась лютой. Москва была окутана морозной дымкой, в которой как в вате гас знаменитый звон ее колоколов. На лету замерзали птицы, и горожане предпочитали сидеть по домам. Государь Иван Васильевич, недавно вернувшийся из Первого ливонского похода, поначалу был благодушен.
Но вскоре шепот ужаса пронесся среди горожан. То там, то здесь толпы опричников врывались в дома известных служивых людей, грабили и насильничали. Бояр и их слуг голышом выволакивали из домов. А затем с гиканьем и свистом тащили на арканах по обледенелым улицам, чтобы кинуть в пыточные подвалы.
И вскоре главные площади столицы украсили сосновые перекладины виселиц, дубовые плахи и огромные дымящиеся котлы со смолой. Возле деревянных настилов с топорами в руках прохаживались мускулистые каты – палачи Древней Руси.
Причиной новой волны террора послужили якобы найденные письма польского короля Сигизмунда. Единственным, кто не поддавался всеобщему настроению страха, был московский митрополит Филипп.
Строитель
Монастырские строения сильно пострадали от пожара, случившегося на Соловках в год вступления Федора в монастырь.
Приступая к восстановлению монастыря, Филипп задумал заменить деревянные строения каменными.
Начал он с собора Успения Божией Матери.
В 1552 году новгородские мастера приступили к кладке – и через пять лет собор был уже освящен. Под церковью разместили хлебопекарню, а сбоку пристроили трапезную. Над трапезной поднялась колокольня, на которой, отмеряя время, били часы.
Одновременно заложили и Преображенский собор…
Шло строительство больницы для монахов и богомольцев, келий, скита на Заяцком острове. Там же строились «палаты», поварня и каменная пристань для судов.
В самой Соловецкой гавани Филипп насыпал холмы и воздвиг на них кресты, служившие для кораблей маяками.
На Муксальмском острове устроили большой скотный двор, а в соловецкие леса запустили стада оленей.
Через весь остров проложили дороги, построили каналы и плотины…
Гидротехнические системы острова, созданные во времена игуменства Филиппа, и сейчас изумляют паломников. На острове около ста озер, их вода по каналам собирается в искусственном водохранилище – Святом озере – и из него стекает в море.
Удивительно обширна деятельность игумена Филиппа!
Вчерашний пустынножитель, он сделался теперь расчетливым хозяйственником, мудрым строителем, знатоком сельского хозяйства, гидротехником, ученым…
При игумене Филиппе была составлена первая карта Соловецких островов.
«И от мореходцев неутомленно истязаше о ходех корабельных, и о брезах, и об островах. И те мореходцы ему свои походы сметывают. И он, Филипп, ту смету счисливал в чертеж. И, по тих речам, не обленися исправлять и перебеливать».
Ничего лишнего не было в келье у Филиппа – только иконы, книги и бумаги, стол да постель оленья.
И кто заходил к нему, никогда его праздным не видел.
Устраивая острова обители, Филипп немало думал и об обороне их – острова становились форпостом России в Белом море.
«Смотряще яко стратиг и воевода. То и на листах смышляше кий волок развалити или реку на ину постель управити»…
Соловецкий монастырь был тогда крупнейшим землевладельцем в Поморье. Управление сотнями деревень и сел тоже лежало на плечах игумена.
Ему удалось пресечь поборы администрации с крестьян. Для этого управленческий аппарат края он сократил до трех человек.
Была налажена и централизованная торговля Поморья с центральными областями страны. Теперь продуктами был обеспечен не только сам монастырь, но и беломорские села.
Именно Филипп заложил основы процветания Поморского края.
Нельзя не дивиться результатам его работы.
И снова задумываешься, откуда черпал силы для бесконечно трудной и хлопотливой деятельности этот молитвенник- отшельник, пустынножитель, беглец от мира…
Да именно там, в молитвах, в удалении от мира и черпал их.
И будучи игуменом, часто удалялся в пустынь и там предавался молитвам, спасался от власти суеты…
И помощь святых основателей монастыря преподобных Германа, Зосимы и Савватия тоже поддерживала его в трудах.
Собственноручно отремонтировал Фи- липп пришедшую в ветхость Псалтирь, принадлежавшую преподобному Зосиме, любил совершать богослужения в его убогих ризах…
Соловецкий игумен, ставший митрополитом Московским
К 1568 году ему исполнился 61 год. Родившийся в знаменитой боярской фамилии, детство он провел в Москве и семейном имении Колычево, вблизи нынешнего городского округа Домодедово. На берегу неторопливой Пахры он впитал любовь к родной земле и получил разностороннее образование. Иначе просто быть не могло, ведь его отец был воспитателем Юрия Васильевича – брата Ивана IV .
Юность пролетела при дворе Великого князя. Казалось, его ждала блестящая придворная карьера. Но блеск придворной жизни и звон боевых мечей не радовали молодого человека. Всем своим сердцем он жаждал посвятить жизнь Богу.
Тридцати лет от роду Федор – так звали в миру молодого человека – в одежде простолюдина уходит вместе с обозом на далекий Север. Полгода он пасет овец, а еще через год его постригают в монахи под именем Филипп. Восемь лет трудов, молитвы, постов и подвигов поднимают Филиппа до звания игумена знаменитой Соловецкой обители.
Угловая башня Соловецкого монастыря, цветная фотография 1913 года
Именно при игумене Филиппе вокруг монастыря поднимаются те циклопические стены, которые мы видим сейчас, строятся храмы и в разы расширяется хозяйственная деятельности
Среди лучшего русского духовенства Филипп участвует в Стоглавом соборе, на котором Иоанн Васильевич обращает пристальное внимание на усердного игумена. Не связанный ни с какой боярской партией, Филипп Колычев представляется царю идеальной фигурой на место московского митрополита
Царь Иоанн IV был сложным человеком, в душе которого склонность к неудержимому насилию парадоксальным образом уживалась с православной религиозностью.
Слово царя много значило в то время. И поэтому на соборе духовенства 1566 года именно Филиппа единодушно избирают кандидатом на первосвятительскую кафедру.
Но тут возникает неожиданная проблема. Приехавшего издалека соловецкого игумена ужасают московские казни. Неожиданно для всех он выступает с резким осуждением разделения государства на Земщину и Опричнину, а также политики террора, которую проводит царь. Не ограничиваясь разговорами наедине, Филипп поднимает вопрос ребром прямо на заседании собора.
– Умири совесть мою, – обращается к царю будущий митрополит, – упраздни опричнину! Ибо всякое разделенное Царство, по глаголу Всевышнего, падет. Пусть будет только единая Россия!
Царь пугается. Собор епископов – это сила. Вдруг духовенство единым фронтом выступит против его нововведений? В некотором замешательстве он обещает подумать. А пока он думает, 25 июля 1566 года собором всех русских епископов Филиппа Колычева поставляют на престол митрополита Московского и всея Руси.
Совесть царя
В течение полутора лет кажется, что в жизни Русского государства началась новая пора. Царь приближает святителя Филиппа к себе, советуется с ним по всем вопросам церковной и государственной жизни. Он занят войной с Ливонией настолько, что даже оставил свое любимое развлечение – казнить изменников. Нет, опричнину Иван IV так и не распустил. Но ходят слухи, что это может случиться в любой момент. Слухи настораживают высокопоставленных опричников, которые привыкли наживаться за счет ограбления Земщины. Известна фраза Малюты Скуратова, которую он кинул на счет митрополита Филиппа:
– Везде этот поп! Продыху от него нет!
Царедворцы уже догадываются, что слухи распускаются с ведома самого царя. Ему сложно сдерживать себя, ему сложно разговаривать с митрополитом. Он самодержавный властелин, он сам – властелин своей совести. Эти странные евангельские слова – «не убий»… Они же не относятся к царю, который должен убивать врагов Отечества?
Васнецов, «Царь Иоанн Васильевич Грозный»
Холопов своих он волен миловать и казнить! Зачем ему укоры от какого-то священника? Зачем выстраивать внутреннюю политику на системе «сдержек и противовесов»
Куда проще – страхом! Царь осторожно прощупывает общественное мнение. И все вокруг – царедворцы, бояре, опричники и духовенство льстиво поддакивают:
«Да, ты – прав! Ты самодержец! Ты волен над нашей жизнью! Твоя воля – воля Божья».
И лишь один человек продолжает твердить о необходимости христианского милосердия. Лишь один голос напоминает Иоанну о том, что тот, прежде всего – человек. Один – вопреки всем!
Поняв все это, царь резко прекращает общение с митрополитом Филиппом. Один в поле не воин!
Царь и христианин
Отстранив от себя митрополита Филиппа, государь Иоанн Васильевич начинает закручивать новую спираль террора.
Аресты и казни следуют одна за другой. Первым казнят боярина Иван Челяднина с семьей. Затем следует очередь князей Куракиных, Булгаковых, Ряполовских, и Ростовских. Царь не щадит даже принявших иноческий чин князей Щенятевых и Турунтай-Пронских. Под пытками несчастные оговаривают еще кучу друзей и родственников. Следуют новые аресты. Вслед за господами волокут в пыточные подвалы слуг. Царь пытает сам. Он словно находит в этом какое-то извращенное удовольствие.
А затем вся честная компания бражничает. Наступает весна. Приближается конец Великого поста.
Митрополит Филипп, современная картина.
Родственники репрессированных, обиженные и обездоленные – все они стекаются к митрополиту. «Заступись, Владыка, – со слезами молят они, – помоги!».
Литература
- ПСРЛ, СПб., 1889, т. 16, стб. 215—224.
- Голубинский Е., История церкви, 1900, т. 2, ч. 1, Первая паг., 532—548.
- Боголюбский М., прот. Московская иерархия («Чтен. в общ. люб. дух. просвещ., 1894, сентябрь, с. 461-463).
- Иванов. Описание Московского архива министерства юстиции. М., 1848, с. 210.
- М. Макарий И. Р. Ц., т. VI, с. 55 и след.
- Толстой М.В. Рассказы из Ист. Р. Ц.», с. 274, пр. 8.
- Шемякин В.И. Москва, ее святыни и памятники. М., 1896, с. 78.
- Самбикин Д. Месяцеслов, 1898, вып. VIII, апрель, с. 21-23.
- Сергия Месяцеслов, т. II, с. 574.
- Гатцук Календарь на 1883 г., с. 135.
- Булгаков, с. 1396, 1405.
- Барсуков Н., с. 563.
- Ратшин, с. 96.
- Голубинский Е., с. 369.
- Обзор рус. дух. лит., с. 113-114.
- Никон. летопись, VI, с. 2-3, 24, 37, 52.
- П. С. Р. Л., т. IV, с. 232-233; т. V, с. 35; т. VI, с. 45, т. VIII, с. 151, 163, 169-170, 177.
- Собрание госуд. грамот и договоров, I, № 85, 92-95, 97-98.
- Церковные вопросы в России и русское дух. вед. Браила, 1896, с. 46.
- Святая Русь, № 520.
- М. Нкр., т. III, с. 259.
- БЭС, т. II, с. 223.
- ЭС, т. 35-а (кн. 70), с. 764-765.
- РБС, т. XXI, с. 122-124.
- Вальденберг В., Древнерусские учения о пределах царской власти, Пг., 1916, 186—189: ПСРЛ. Л., 1925, т. 4, ч. 1, 445-449.
- Щапов Я. Н., Восточнославянские и южнославянские рукописные книги в собраниях Псковской народной республики, М., 1976, т. 2, прил., № 52 (к № 88), 145-147.
- Хорошкевич А. Л., Русское государство в системе международных отношений конца XV — начала XVI в., М., 1980, 181-184.
- Каган М. Д., Понырко Н. В., Рождественская М. В., «Описание сборников XV в. книгописца Ефросина,» ТОДРЛ, Л., 1980, т. 35, 143-144, 165.
История создания
О намерении снять фильм об Иване Грозном с Петром Мамоновым в главной роли Павел Лунгин заявил ещё в январе 2007 года, указав, что в Мамонове он увидел «зерно, которое может стать ключом к этому образу»:
Актёр на роль митрополита был утверждён не сразу. По свидетельству Ивана Охлобыстина, именно он порекомендовал Лунгину Олега Янковского как кандидата на эту роль. Готовясь к роли, Янковский встречался с патриархом Алексием II и получил от него благословение на съёмки. Сам Охлобыстин, будучи священником, сыграл в фильме роль шута Вассиана.
Съёмки фильма (рабочее название «Иван Грозный и митрополит Филипп») начались 23 февраля 2008 года. Они проходили в Суздале, где перед этим на территории Спасо-Евфимиева монастыря были построены декорации старой Москвы XVI века, Опричный дворец, «Пыточный городок». Съёмочные дни начинались молебнами святителю Филиппу. В роли консультанта режиссёра выступал писатель и богослов Александр Дворкин, защитивший в своё время диссертацию «Иван Грозный как религиозный тип»; он же сыграл эпизодическую роль архиепископа Пимена. Одним из консультантов был также иеромонах Косьма, насельник Донского монастыря (он же работал с Лунгиным и на фильме «Остров»), который привлёк к съёмкам своих друзей-музыкантов — лидера рок-группы «Ривущие струны» Владимира Терещенко, продюсера Олега Ковригу и автора-исполнителя Псоя Короленко. Все они снялись в эпизодических ролях священников в массовой сцене интронизации митрополита Филиппа.
В начале июля 2008 года исполнитель одной из главных ролей Олег Янковский был госпитализирован.
17 мая 2009 года фильм был показан на Каннском фестивале в рамках программы «Особый взгляд». Он не был отмечен призами на фестивале, хотя заслужил воодушевляющие критические отзывы (в частности, влиятельный журнал «Hollywood Reporter» указал, что «Царь» является «замечательным» фильмом).
19 июня 2009 года фильм открыл 31-й Московский международный кинофестиваль, жюри которого возглавлял Павел Лунгин.
10 октября 2009 года фильм был показан на кинофестивале в Варшаве.
В конце октября вышел в свет роман сценариста фильма Алексея Иванова «Летоисчисление от Иоанна», написанный по первоначальному варианту сценария и имеющий некоторые отличия от фильма.
Часть 3. Митрополит Филипп (Колычев)
Спасо-Преображенский собор, построенный при игумене Филиппе |
До середины 16 века Соловецкий монастырь был довольно скромной обителью с деревянными церковными, жилыми и хозяйственными постройками. В 1548 г. игуменом стал незаурядный и деятельный Филипп (в миру — боярин Федор Колычев), происходивший из знатного рода. |
Святитель Филипп обличает царя Ивана Грозного |
Убийство святителя Филиппа |
Молитвы
Тропарь святителям Московским: Петру, Алексию, Ионе, Филиппу и Ермогену
Первопристольницы Российстии, / истинии хранителие апостольских преданий, / столпи непоколебимии, Православия наставницы, / Петре, Алексие, Ионо, Филиппе и Ермогене, / Владыку всех молите / мир вселенней даровати, / и душам нашим велию милость.
Тропарь Филиппу II, митр. Московскому и всея России чудотворцу
Первопрестольников преемниче, столпе Православия, / истины поборниче, новый исповедниче, святителю Филиппе, / положивый душу за паству твою. / Темже яко имея дерзновение ко Христу, / моли за град же и люди, чтущия достойно светлую память твою.
Тропарь на перенесение мощей
Радостный возсия день светлаго торжества: / днесь церковная расширяются недра, / приемлюще духовных даров неоскудеемо боготворное сокровище, / струю благодатей неисчерпаемую, / источника чудесем обильна, / чудотворивыя и священныя мощи твоя, / святителю Филиппе. / Темже моли прославившаго тя Дародателя Христа Бога / о воспевающих тя / и кланяющихся священным мощем твоим.
В ролях
Актёр | Роль |
---|---|
Пётр Мамонов | Иван Грозный |
Олег Янковский | митрополит Филипп (Колычёв) |
Рамиля Искандер | царица Мария Темрюковна |
Александр Домогаров | Алексей Басманов, опричник |
Настя Донцова | Маша |
Александр Ильин | Фёдор Басманов, опричник |
Вилле Хаапасало | Генрих Штаден |
Алексей Франдетти | Кай-Булат |
Иван Охлобыстин | царский шут Вассиан |
Юрий Кузнецов | Малюта Скуратов, опричник |
Алексей Макаров | воевода Иван Колычёв |
Александр Негодайлов | Иван Грозный в детстве |
Анвар Халилулаев | митрополит Филипп в детстве |
Андрей Невраев | игумен |
Андрей Бронников | монах Илидор |
Максим Денеш | Овчина |
Алексей Ильин | воевода Салтыков |
Александр Лобанов | Митька Плещеев |
Александр Макаров | воевода Бутурлин |
Игорь Марычев | князь Курбатов |
Тимофей Савин | Василий Грязной |
Олег Соколов | Серафим (одноглазый) |
Юрий Соколов | воевода Шуйский |
Виктор Стрельченко | Овчина |
Эдуард Федашко | воевода Головин |
Анна Кашникова | боярская дочь |
Олег Сурнов | нищий |
Смерть
Позднее Филиппа сослали в тверской Отроч Успенский монастырь. В 1569 году Иван IV начал готовиться к новгородскому походу. Для благословения войск царь направил к заключенному Малюту Скуратова. По некоторым источникам, священнослужитель отказался исполнять желание правителя, и опричник задушил его.
Настоятелю монастыря убийца сообщил, что старик умер, так как в келье было слишком жарко. Историки сходятся во мнении, что убийство бывшего митрополита было тайным указанием Грозного. Скуратов не смог бы совершить такое злодеяние по собственному умыслу, а после остаться безнаказанным.
В заточении
Сразу же после заточения тюремщики, как бы по ошибке, запустили в темницу, где томился святой Филипп, голодного медведя…
Каково же было удивление их, когда наутро они увидели святого живым и невредимым! Медведь мирно лежал в углу и смотрел на молящегося человека.
Каким-то чудесным образом слухи о необыкновенном избавлении Филиппа от смерти тотчас распространились по Москве, и у ворот монастыря, где был заточен святой, все время стояли толпы горожан.
Из уст в уста передавались его последние слова.
Иоанн Грозный приказал увезти Филиппа из Москвы. Святого заточили в Тверской Отрочь монастырь.
Здесь в заточении и провел он последние дни. Неустанная молитва согревала и укрепляла его… Все земное и страстное сгорало в этой молитве, и очищалась душа, готовясь к вечной жизни.
Житие Филиппа так повествует о тайне молитвенного предстояния Богу в его последний год: «Кто ны разлучит от любве Божия, скорбь ли, или теснота, или гонение, или глад, или нагота, или беда, или меч? Яко тебе ради умерщвляемы есмы весь день, вменихомся яко же овцы заколения. Буди имя Господне благословенно от ныне и до века».
Основные направления деятельности митрополита Филиппа и их результаты
Одним из направлений его деятельности было служение Богу (на каком бы посту Филипп ни находился: сначала инок Соловецкого монастыря, замет игумен, а позже- митрополит всея Руси), единение церкви и объединение народа вокруг неё .
Став игуменом Соловецкого монастыря, Филипп проявил незаурядные административные способности: расширилась территория монастыря, были построены прекрасные Успенский и Спасо- Преображенский сборы. Многое он сделал для создания условий для просвещения монахов — при нём была создана огромная библиотека при монастыре
Но особое внимание Филипп уделял нравственности монахов, резко выступал против стяжательства, введя в монастыре строгий устав и требуя его исполнения
Соловецкий монастырь стал не только духовным, но и промышленным центром Поморья: увеличилось число соляных варниц, начали добывать железную руду. Филиппу принадлежат даже несколько технических изобретений, облегчавших труд монахов. Монастырь вёл торговлю солью.
С 1566 года Филипп занимается духовными делами всей Русской православной церкви на посту митрополита всея Руси. Он, обладая способностями организатора, сумел соединить нестяжателей и иосифлян, конфликтовавших до этого.
Результатом данной деятельности стало повышение нравственности служителей церкви, усиление роли церкви в объединении страны на религиозных началах, пропаганда жизни по божеским законам; значительное церковное строительство ,создание библиотек при монастырях. Его игуменство в Соловецком монастыре стало примером для многих настоятелей монастырей того времени.
Другим направлением деятельности митрополита Филиппа было обличение несправедливости Ивана Грозного, его жестокости, выступление против попирания основ Церкви.
Деятельность Филиппа пришлась на трудные годы опричнины с её казнями, преследованиями, жестокостью. Митрополит Филипп всегда открыто выступал против такой несправедливости.
Так, летом 1566 года митрополит Филипп спас от расправы группу челобитчиков жаловавшихся царю на опричников. Частые прошения за осуждённых раздражали Ивана Грозного, и он запретил митрополиту простить за них.
Однако массовые казни в 1567 году по делу конюшего И.П.Фёдорова, который был одним из первых лиц в государстве и убит за попытку переворота, несогласие с опричной политикой царя,вызвали резкое негодование митрополита, он осудил Ивана Грозного за это. Отношения между царём и Филиппом резко накалились. Митрополит просил царя отказаться от опричнины и прилюдно осуждал его, отказывался благословить царя. Иван Грозный в гневе велел судить митрополита, отправил в тверской монастырь. 23 декабря1569 года митрополита лично умертвил Малюта Скуратов, не понеся за это никакого наказания ( проезжая мимо Твери, царь попросил Скуратова в очередной раз попросить благословения у Филиппа на поход против непокорных новгородцев, тот снова отказался, и Малюта в порыве гнева задушил бывшего митрополита).
Сегодня мощи митрополита Филиппа покоятся в Успенском соборе Московского кремля, куда они были перенесены из Соловецкого монастыря( здесь они находились с 1591 года) патриархом Никоном в 1652 году.
Результат данной деятельности – борьба против опричнины Ивана Грозного, жестокости, несправедливости, защита осуждённых на казнь и страшная смерть патриарха от рук палача, приспешника Ивана Грозного- Малюты Скуратова.
Таким образом, митрополит Филипп — один из ярких религиозных деятелей России. Он снискал любовь и уважение народа нравственной стойкостью, верностью церковным заветам. Память о митрополите Филиппе свято хранят в России, о нём пишут книги, снимают фильмы, один из кораблей носит имя — » Святитель Филипп».
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
Митрополит Филипп обличает Ивана Грозного. Я.П.Турлыгин (1857-1909)
«Митрополит Филипп и Малюта Скуратов» (Николай Неврев, 1898 год)
Соловецкий монастырь
Успенский собор в Отрочь монастыре в Твери
Памятник митрополиту Филиппу в Отроч — монастыре в Твери
Святитель Филипп(житийная икона конца XVII века)
Казнь
Страшное наступило на Руси время. Моровая язва бушевала в ее пределах. Тянулась и все не кончалась неудачная и изнурительная для страны Ливонская война. Но страшнее войны и эпидемии был кровавый разгул опричнины. Казнили уже не людей, не семейства, а целые города и области. В декабре 1569 года Иоанн Грозный выступил в карательный поход на Новгород, громя по дороге все города. Опричники сжигали то, что не могли взять с собой. Мучили и убивали людей. Тысячи жителей Твери были зарезаны по приказу Грозного и утоплены в прорубях. Не забыл Иоанн Грозный и узника из Отрочь монастыря. 23 декабря он отправил к святителю Малюту Скуратова… Филипп ждал его. Еще три дня назад он сказал, что приблизилось время подвига, и в день смерти причастился Святых Христовых Тайн. И вот Малюта вошел в келью. Печать жестокости и глумливости лежала на его лице.
– Владыка святой! – кривляясь, сказал он. – Подай благословение царю идти в Великий Новгород…
Святой Филипп не испугался, не отступился, не смалодушничал.
– Пусть будет так, как ты хочешь… – сказал он. – Напрасно меня искушаешь, не похитить тебе лестию дар Божий…
Взбешенный, Малюта набросился на него и задушил подушкой…
Когда Скуратов вышел из кельи, как свидетельствуют очевидцы, он не смог скрыть растерянности и волнения. Малюта обругал настоятеля, обвиняя, что это небрежением монахов – от угара в келье умер митрополит. Тут же приказал вырыть могилу за алтарем церкви, в которую и зарыли мученика…
С этого дня Малюте Скуратову и самому оставалось жить всего три года.
Несчастливой оказалась судьба и у других гонителей святого.
Не сбылись надежды архиепископа Пимена занять митрополичий престол. Расправляясь с Новгородом, Иоанн Грозный надругался над Пименом, сослав его в Веневский монастырь.
Оклеветавший Филиппа соловецкий игумен Паисий тоже закончил свою жизнь в заточении на Валааме.
А Басманов, срывавший в Успенском соборе ризы со святителя Филиппа, был убит по приказу царя собственным сыном…
Оглядывая земную жизнь святого митрополита Филиппа, мы видим, что он не совершил в ней ничего такого, чего не мог бы совершить любой человек.
В тридцать лет отказался от богатств и почестей и подобно сирому страннику отправился в Соловецкий монастырь. Безусловно, шаг этот требовал решительности и истинной веры в Бога, но что мешает и нам уверовать и вооружиться подобной решительностью, чтобы вырваться из пустой и ничтожной суеты?
Поднявшись к вершинам власти, митрополит Филипп мужественно и бесстрашно обличал опричнину, без страха говорил Иоанну Грозному правду, но ведь и любому из нас не заказано мужество и бесстрашие.
Нужно только больше заботиться о собственной душе и не отрекаться ради сиюминутной выгоды от образа Творца, заложенного в нас…
Труды
Митрополит Филипп был автором ряда посланий: послания новгородцам о неотъемлемости церковных имуществ, сходного с посланием митрополита Феодосия на ту же тему, послания в Вятку с призывом помочь Москве в казанских походах — годов, двух посланий в Новгород года против признания западнорусского митрополита и послания о помиловании новгородцев, подчинявшихся великому князю после поражения на Шелони. В послании во Псков митрополит давал согласие на построение в городе шестого собора, в послании Троицкому игумену просил о прощении некоего старца Памвы.
- Грамота к новгородцам с увещанием не отдаваться под власть польского короля (Акты истор., I, № 280).
- Грамота к новгородцам с увещанием не признавать литовского митрополита (Акты историч., I, № 181 и Павлов, Памятники древнерусского канонич. права, № 102).
- Грамота к Иоанну III о помиловании новгородцев (Акты историч., I, № 282).
- Грамота к слуге (Акты историч., I, № 79).
- Грамота в Новгород (1467 г.) с поучением о неприкосновенности церковных земель (Акты историч., I, № 82 и Павлов, № 101).
- Грамота в Псков (1471 г.) с разрешением построить шестой собор (Акты историч., № 283 и Павлов, № 103).
- Послание к игумену Троице-Сергиевой Лавры Спиридону о прощении одного монастырского старца (Акты историч., I, № 278 и Павлов, № 104).
- РИБ, СПб., 1880, т. 6, № 101—104.
- АИ, т. 1, № 278, 280—283.
- Дружинин В. Г., Несколько неизвестных памятников из сборника XVI века, СПб., 1909, 114—117 (отд. отт.: ЛЗАК. Вып. 21).
Послушание
Федор Колычев был взрослым человеком.
Он многое знал и умел.
Но еще никогда не приходилось ему нуждаться, самому заботиться о своем пропитании. Теперь предстояло постигнуть и эту суровую науку.
Федор шел на Соловки не прямой дорогой через Вологду, а через земли Новгородские. Где – пешком, где – на лодке.
На полпути к Соловкам, то ли на Свири, то ли Онежском озере, была сделана остановка.
Здесь Федор нанялся в пастухи к крестьянину Субботе.
Как замечает автор Жития, будущему пастырю «словесных овец» надо было прежде попасти овец бессловесных…
Где точно находилась эта деревня Киже (некоторые называют ее Хиже), выяснить невозможно, но где-то невдалеке от Яблонского острова, на котором, как мы уже говорили, оборвался путь возвращающегося на Соловки первого их инока преподобного Германа.
И опять-таки это, может быть, всего лишь совпадение, но совпадение – знаменательное.
В деревне Киже Федор провел несколько месяцев.
Крестьянский труд всегда был нелегок, но вдвойне тяжел он для выросшего в богатстве и роскоши человека…
Федор не отступился.
Избранный им путь требовал бесстрашия и смирения, и Федор прошел его до конца, испив всю чашу нужды и лишений.
Если бы, вступая в монастырь, Федор назвал свое звание, монастырское послушание оказалось бы для него короче и легче. Но ведь не в поиске легкой жизни пришел Федор Колычев на Соловки.
Поэтому и избрал он обычный суровый путь монастырского трудничества.
Полтора года перед постригом тяжко трудился он – валил лес, таскал камни, работал на огороде.
XVI век — век суровых и грубых нравов.
Не раз и не два бывал Федор «уничижаем и бием от неразумных». Но и эти обиды переносил он с завидной кротостью.
В ангельский образ постригли Федора только в 1540 году.
Нарекли Филиппом.
Под этим именем и суждено было войти ему в русскую историю и в сонм православных святых…