Что символизирует православный семисвечник?
Содержание:
- Менора – значение символа
- Подготовка к ритуалу
- Символическое значение Меноры
- Тональность и гамма
- Параллельные тональности
- Общие понятия, основные формулы
- Параллельные тональности
- Как играть гамму в разных тональностях
- Как выглядела Менора и как она была изготовлена?
- Светильник в христианстве
- Основы лада и тональности в музыке
- Разновидности подсвечников и их применение
- Минор k-го порядка матрицы $A_{n\times n}$. Дополнительный минор. Алгебраическое дополнение к минору квадратной матрицы.
- Разведение миноров
- Значение Хануки
Менора – значение символа
В качестве религиозного символа семисвечник не имеет однозначной трактовки. Античные авторы приписывали ему космический смысл, тогда как их последователи проводили параллель с мировым древом.
Фреска с изображением меноры
Менора – это обозначение Бога, опирающегося на Древо жизни в Эдемском саду. В этом сходятся раввинская, христианская и гностическая трактовки.
Если рассматривать предмет с эзотерической точки зрения, то следует обратить внимание на три компонента: огонь, число «7» и золото, из которого полагалось делать менору. Огонь всегда без исключения обозначает божественное начало, именно поэтому практически во всех храмах мира встречаются свечи, лампады (не говоря уже о ритуальных жертвенных кострах древних времён). Это ещё один из самых известных символов иудаизма
По преданию, печать легендарного царя Соломона украшала его кольцо, с помощью которого можно было повелевать стихиями
Это ещё один из самых известных символов иудаизма. По преданию, печать легендарного царя Соломона украшала его кольцо, с помощью которого можно было повелевать стихиями.
Число «7» нередко встречается в каббале: 7 небес, 7 планетарных архангелов, 7 церквей, каждая из которых соответствует одной из семи эпох. Не говоря уже про семь дней недели, 7 музыкальных нот, семь цветов радуги и 7 основных чакр человека. Во многих культурах «семёрка» считается счастливым числом, приносящим удачу.
Золото – это металл, который обожествлялся многими народностями (достаточно хотя бы вспомнить легендарные сокровища ацтеков). Также существовало изречение о том, что «всякая человеческая душа сделана из золота, с большей или меньшей примесью лигатуры».
Подготовка к ритуалу
Один из эффективных и вневременных ритуалов на привлечение денег – ритуал на свечах.Ритуал со свечами проводится в период полнолуния, что символизирует рост, увеличение. Понадобятся семь свечей, одна из которых – красного цвета. Так же нужны семь полученных в качестве оплаты купюр, либо возврата долга или подарок. Так же подойдут купюры, которые сняли с зарплатной карты в банкомате. Понадобится кошелек, в котором человек обычно носит деньги. Нельзя проводить этот ритуал, если человек хотел бы потратить деньги на черное дело – убийство, обман, подкуп. Перед проведением обряда нужно четко представлять – зачем нужен увеличенный денежный поток.
Символическое значение Меноры
Символический смысл Меноры чрезвычайно глубок. Приведем лишь некоторые из объяснений.
Менора в Храме напоминала о духовном свете, который исходил из Храма и освещал весь мир. Поэтому шесть боковых ветвей Меноры соответствовали шести «сторонам» мира: верху и низу, северу, югу, востоку и западу, а посередине — Земля Израиля — Эрец Исраэль.
Семь ветвей Меноры символизируют семь дней творения, а также соответствуют семи дням недели. Из описания Торы ясно, что основной ветвью является именно центральная — ствол, от которого отходят три пары ветвей. Так же и суббота — стоит как бы отдельно, обособленно, она — цель всего мироздания, а шесть предшествующих дней — будничный мир, не что иное, как средство достичь этой цели. Суббота олицетворяет будущий мир , мир вознаграждения и блаженства, которое достигается, когда душа приобщается к своему Б-жественному Источнику. А мир нынешний, предшествующий миру грядущему, — испытательный полигон и место человеческого труда, где «зарабатывается» уготованное человеку благо.
Знакомая ситуация: деньги, как вода — вроде вот были, и у же пуст кошелек… Попытаться достигнуть денежного благополучия можно разными способами – больше работать и меньше тратить, найти незаконные
пути обогащения и потерять все, а можно – привлечь деньги. И помогает в этом белая магия. Ритуал на привлечение денег помогут провести магические услуги, а можно попробовать это сделать самостоятельно.
Тональность и гамма
Тональность — это определение лада, у которого есть тоника.
У всех них есть название. Оно состоит из двух частей – тоники и лада. Например, До мажор это название тональности, которая строится на тонике До.
Гамма – звуки, расположенные по порядку. Она всегда начинается с тоники и заканчивается ею. Гамма C-dur известна всем, её дают в школьной программе. Если вы вспомните её, то согласитесь, что тоникой всё начинается и заканчивается.
Но если посмотреть на другие гаммы, то можно увидеть, что появляются бемоли и диезы. Что это такое и зачем нужны?
Бемоль понижает звук на полутон.
Диез повышает.
Представьте раскладку клавиш на фортепиано, если вы пройдетесь по ним, ни одну не пропуская, то от одной клавиши до другой, вы будете проходить расстояние в один полутон.
Как используются знаки рассмотрим на примерах.
Параллельные тональности
И здесь всплывает понятие параллельных тональностей.
Они всегда отстоят друг от друга на малую терцию — минорная всегда будет строиться на шестой ступени мажорной гаммы.
Тоники у параллельных тональностей разные, разным является и состав интервалов, но соотношение белых и черных клавиш всегда одинаково. Это еще раз доказывает, что музыка — это царство строгих математических закономерностей, и, поняв их, можно двигаться в нем легко и свободно.
Понять взаимосвязь параллельных тональностей не так уж сложно: сыграйте гамму до мажор, а затем ее же, но не с первой ступени, а с шестой, и на шестой вверху остановитесь — вы сыграли не что иное, как гамму «натуральный минор» в тональности ля минор.
Перед вами список параллельных тональностей с их латинскими обозначениями и числом ключевых знаков.
- До мажор/ля минор — C-dur/a-moll
- Соль мажор/ми минор — G-dur/e-moll (1 диез)
- Ре мажор/си минор — D-dur/h-moll (2 диеза)
- Ля мажор/фа-диеэ минор — A-dur/f:-moll (3 диеза)
- Ми мажор/до-диез минор — E-dur/cis-moll (4 диеза)
- Си мажор/соль-диез минор — H-dur/gis-moll (5 диезов)
- Фа-диез мажор/ре-диез минор — Fis-dur/dis-moll (6 диезов)
- Фа мажор ре минор — F-dur/d-moIl (1 бемоль)
- Си-бемоль мажор/соль минор — B-dur/g-moll (2 бемоля)
- Ми-бемоль мажор/до минор — Е -dur/c-moll (3 бемоля)
- Ля-бемоль мажор/фа минор — As-dur/f-moll (4 бемоля)
- Ре-бемоль мажор/си-бемоль минор — Des-dur/b-moll (5 бемолей)
- Соль-бемоль мажор/ми-бемоль минор — Ges-dur/es-moll (6 бемолей)
Ну вот, теперь вы имеете представление о миноре, и теперь все эти знания можно применить на практике. И начать надо, конечно же, с гамм. Ниже приведена таблица всех существующих мажорных и параллельных им минорных гамм со всей аппликатурой (номерами пальцев). Занимайтесь, не спешите.
Напомню технику игры гамм:
Играть медленно каждой рукой гамму в 4 октавы вверх и вниз
Обратите внимание, что в нотном приложении номера пальцев даны сверху и снизу нот. Те номера, которые находятся над нотами, относятся к правой руке, ниже – к левой.
Заметьте, что Мелодический минор, в отличие от двух других видов минорного лада, при движении вверх и вниз будет строиться неодинаково
Это связано с тем, что в нисходящем движении внезапный переход из мажора (с которым интервалы мелодического минора совпадают от первой ступени до четвертой) в минор будет звучать не стишком приятно. И чтобы разрешить эту проблему, в нисходящем движении используется натуральный минор – седьмая и шестая ступени возвращаются в исходное положение минорного лада.
Соединить двумя руками.
Постепенно наращивать темп воспроизведения гамм, но при этом следить, чтобы игра была ровной и ритмичной.
На самом деле, композитор не обязан использовать в своей мелодии все ноты из какой-либо гаммы. Гамма для композитора — меню, из которого можно выбирать ноты.
Мажорные и минорные гаммы, без всякого сомнения, являются самыми популярными, но это не единственные гаммы, которые существуют в музыке. Не бойтесь, поэкспериментируйте немного с порядком чередования интервалов в мажорной и минорной гамме. Замените где-нибудь тон полутоном (и наоборот) и послушайте, что получится.
А получится, что вы создадите новую гамму: ни мажорную, ни минорную. Некоторые из этих гамм будут звучать прекрасно, другие — просто отвратительно, а третьи — очень экзотично. Создавать новые гаммы не только разрешается, а даже рекомендуется. Свежие новые гаммы дают жизнь свежим новым мелодиям и созвучиям.
Люди экспериментируют с соотношением интервалов со времен появления музыки. И хотя большинство экспериментальных гамм не завоевало такой популярности, как мажорная и минорная, в некоторых музыкальных стилях эти изобретения используются в качестве основы мелодий.
И напоследок подкину вам немного интересной музыки в минорных тональностях
Общие понятия, основные формулы
Предположим, что существует какая-то квадратная матрица или квадратная матрица n-го порядка:
\(A_{n\times n}\)
\(Минор \ M_{ij} \ элемента \ a_{ij} \ матрицы \ A_{n\times n}\) будет являться определитель матрицы, которая получается из матрицы A в результате устранения i-й строки и j-го столбца, которые расположены таким образом, что их пересечение совпадает с элементом \(a_{ij}.\)
В качестве доказательства можно рассмотреть такую квадратную матрицу четвертого порядка:
\(A=\left( \begin{array} {cccc} 1 & 0 & -3 & 9\\ 2 & -7 & 11 & 5 \\ -9 & 4 & 25 & 84\\ 3 & 12 & -5 & 58 \end{array} \right)\)
Необходимо определить минор для элемента \(a_{32}\), то есть \(M_{32}\). В первую очередь следует записать минор \(M_{32}\), а затем рассчитать его. Порядок действий для составления \(M_{32}\) включает вычерк из матрицы A третьей строки и второго столбца. Данное действие обусловлено тем, что элемент \(a_{32}\) расположен там, где третья строка и второй столбец пересекаются. Таким образом, была получена новая матрица с определителем в виде искомого минора \(M_{32}\).
Данный минор достаточно просто рассчитать с помощью теоремы для вычисления определителей второго и третьего порядков. Расчет будет следующий:
\(M_{32}=\left| \begin{array} {ccc} 1 & -3 & 9\\ 2 & 11 & 5 \\ 3 & -5 & 58 \end{array} \right|= 1\cdot 11\cdot 58+(-3)\cdot 5\cdot 3+2\cdot (-5)\cdot 9-9\cdot 11\cdot 3-(-3)\cdot 2\cdot 58-5\cdot (-5)\cdot 1=579\)
Таким образом, минор элемента \(a_{32}\) равен 579, то есть \(M_{32}=579\)
Примечание
Нередко в тематической литературе вместо «минор элемента матрицы» употребляют понятие «минор элемента определителя». Смысл выражения сохраняется. Таким образом, для вычисления минора элемента \(a_{ij}\) требуется исключить из начального определителя i-ю строку и j-й столбец. Элементы, которые остались, следует записать в новый определитель, который представляет собой минор элемента \(a_{ij}.\)
В качестве примера можно рассчитать минор элемента \(a_{12}\) определителя:
\(\left| \begin{array} {ccc} -1 & 3 & 2\\ 9 & 0 & -5 \\ 4 & -3 & 7 \end{array} \right|\)
В первую очередь нужно записать искомый минор \(M_{12}\). Для этого можно исключить из заданного определителя первую строку и второй столбец:
Вычислить минор целесообразно с помощью формулы для расчета определителей второго и третьего порядков:
\(M_{12}=\left| \begin{array} {cc} 9 & -5\\ 4 & 7 \end{array} \right|=9\cdot 7-(-5)\cdot 4=83\)
В результате минор элемента \(a_{12}\) составит 83, то есть \(M_{12}=83\)
Предположим, что существует какая-то квадратная матрица \(A_{n\times n}\), то есть квадратная матрица n-го порядка. Алгебраическое дополнение \(A_{ij}\) элемента \(a_{ij}\) матрицы \(A_{n\times n}\) можно определить, используя формулу:
\(A_{ij}=(-1)^{i+j}\cdot M_{ij},\)
где \(M_{ij}\) является минором элемента \(a_{ij}.\)
В качестве примера можно рассчитать алгебраическое дополнение элемента \(a_{32}\) матрицы:
\(A=\left( \begin{array} {cccc} 1 & 0 & -3 & 9\\ 2 & -7 & 11 & 5 \\ -9 & 4 & 25 & 84\\ 3 & 12 & -5 & 58 \end{array} \right)\)
В результате необходимо получить значение для \(A_{32}\). В предыдущем примере уже был расчет для минора \(M_{32}=579\), поэтому целесообразно в данной задаче использовать имеющиеся данные:
Как правило, при определении алгебраических дополнений не требуется выполнять отдельный расчет минора перед вычислением непосредственно дополнения. К примеру, если требуется определить \(A_{12}\) при условии, что:
\(A=\left( \begin{array} {ccc} -5 & 10 & 2\\ 6 & 9 & -4 \\ 4 & -3 & 1 \end{array} \right)\)
Необходимо записать справедливое равенство:
\(A_{12}=(-1)^{1+2}\cdot M_{12}=-M_{12}\)
Рассчитать \(M_{12}\) легко с помощью вычерка первой строки и второго столбца матрицы А. Поэтому нет необходимости вводить лишнее обозначение для минора. Достаточно сразу записать уравнение для алгебраического дополнения \(A_{12}\):
Параллельные тональности
Как мы выяснили, тональности с одинаковым количеством знаков альтерации, называются параллельными. Оказывается, у этих тональностей одинаковые звуки — все до единого.
Но есть у параллельных тональностей и отличия. Как вы помните, название тональности определяет тоника и лад. Этими двумя составляющими и отличаются параллельные тональности. До мажор отличается от Ля минора тоникой (звуком До) и ладом (мажорным окрасом). Тем же и остальные параллельные тональности отличаются друг от друга.
Подытожим: параллельные тональности имеют одинаковые звуки, одинаковые знаки альтерации (диезы или бемоли), но у них разные тоники и разный лад.
Как найти параллельную тональность
Найти параллельную тональность можно двумя способами. Рассмотрим оба.
Мы уже знаем, что До мажор и Ля минор параллельны. На них мы и будем опираться для дальнейших рассуждений.
Чтобы найти параллельный минор, нам нужно выяснить, на какой ступени находится нота Ля в До мажоре. Давайте считать:
Нота Ля является VI ступенью в тональности До мажор. Отсюда можно сделать вывод: чтобы найти параллельный минор, нужно найти VI ступень в той тональности, для которой ищем параллель. Нота на VI ступени и будет тоникой параллельного минора.
Чтобы найти параллельный мажор, проделаем ту же процедуру – посчитаем ступени в Ля миноре:
В тональности Ля минор, нота До расположилась на III ступени. Вывод напрашивается такой: чтобы найти параллельный мажор, нужно найти III ступень в той тональности, для которой ищем параллель. Нота на III ступени и будет тоникой параллельного мажора.
Чтобы быстрее найти VI ступень, пользуйтесь небольшой хитростью – считайте ступени не вверх, а вниз:
Очень важно учитывать знаки альтерации, когда вы считаете ступени. Например, нам необходимо определить параллельную мажорную тональность для Ре минора
В тональности Ре минор есть один знак альтерации – Си бемоль. Мы ищем VI ступень – это нота Си, но мы не забываем учесть бемоль, и вот наша нота Си превращается в Си бемоль. Наша параллельная тональность – Си бемоль мажор.
Второй способ определения параллельной тональности также прост, и он подойдет тем, кто хорошо знаком с интервалами.
Чтобы начать пользоваться этим способом, нам нужно выяснить, какой интервал возникает между тониками параллельных тональностей. Считаем, как обычно, на примере тональностей Ля и До. Между этими тониками образуется интервал, который составляет 1,5 тона и называется он Малой терцией.
Чтобы найти параллельный мажор, нужно отмерить малую терцию вверх от тоники минорной тональности, в которой мы находимся. Так находясь в Ля миноре, от ноты Ля мы отмеряем малую терцию вверх и получаем ноту До, которая и станет тоникой параллельного мажора:
Тоже самое проделываем в поисках параллельного минора – отмеряем малую терцию вниз и получаем искомое:
Как играть гамму в разных тональностях
Сыграв ля-минорную гамму во всех позициях, рассмотренных выше, можно использовать боксы и для других тональностей. То есть строить и играть гамму от других звуков.
В таблице все тональности натурального минора. Первая колонка название гаммы. Далее её звуки по ступеням. И последняя колонка – ключевые знаки альтерации для каждой минорной тональности (указываются в нотной записи после ключа). Например, ми минор: 1 диез – F# (фа-диез); до минор: три бемоля – Bb (си-бемоль), Eb (ми-бемоль), Ab (ля-бемоль) и т.д.
Гамма | 1 | 2 | b3 | 4 | 5 | b6 | b7 | 8 | Знаки в тональностях |
Ля минор | A | B | C | D | E | F | G | A | – |
Ми минор | E | F# | G | A | B | C | D | E | 1 диез |
Си минор | B | C# | D | E | F# | G | A | B | 2 диеза |
Фа-диез минор | F# | G# | A | B | C# | D | E | F# | 3 диеза |
До-диез минор | C# | D# | E | F# | G# | A | B | C# | 4 диеза |
Соль-диез минор | G# | A# | B | C# | D# | E | F# | G# | 5 диезов |
Ре-диез минор
(энгармонически равная ми-бемоль минор) |
D# | E# | F# | G# | A# | B | C# | D# | 6 диезов |
Ми-бемоль минор
(энгармонически равная ре-диез минор) |
Eb | F | Gb | Ab | Bb | Cb | Db | Eb | 6 бемолей |
Си-бемоль минор | Bb | C | Db | Eb | F | Gb | Ab | Bb | 5 бемолей |
Фа минор | F | G | Ab | Bb | C | Db | Eb | F | 4 бемоля |
До минор | C | D | Eb | F | G | Ab | Bb | C | 3 бемоля |
Соль минор | G | A | Bb | C | D | Eb | F | G | 2 бемоля |
Ре минор | D | E | F | G | A | Bb | C | D | 1 бемоль |
Допустим, нам нужна До-минорная гамма на гитаре. Чтобы её сыграть: 1. Находим в таблице эту тональность. Запоминаем или выписываем отдельно её звуки по ступеням
Также принимаем во внимание знаки альтерации: для До минора – ноты си, ми и ля понижаются на полтона. 2
Определяемся, в какой позиции хотим сыграть. Для начала возьмём 1-ую позицию – от тоники. В гитарной сетке первая ступень на 6 струне. В гамме – это нота До: на 8 ладу шестой струны. Далее смотрим по гитарной сетке следующую ноту (ступень) на шестой струне. Вторая ступень – по гамме Ре: на 10 ладу шестой струны. Затем b3 (третья пониженная) – это ми-бемоль: 11 лад на 6-ой струне.
4. Находим звуки гаммы на следующей струне, согласно расположению, указанному в гитарной сетке. И таким образом разбираем полностью бокс (от 6-ой до 1-ой струны).
5. Играем гамму в позиции под метроном в медленном темпе. Можно использовать и гитарную минусовку с аккомпанементом на одном тоническом аккорде (для до минора, соответственно, это аккорд Cm, или Cm7).
Как выглядела Менора и как она была изготовлена?
Приведем описание Меноры из книги Шмот (Шмот, 25:31-40
).
Там указано, что Б-г велит пророку Моше (Моисею) сделать семисвечник: «И сделай светильник из чистого золота; чеканной работы будет сделан светильник, его (опорная) нога и его ствол; его венчики, его завязи и его цветы из него будут. И шесть ветвей выходят из его боков: три ветви светильника с одной стороны и три ветви светильника с другой стороны».
Далее описываются уникальные элементы, которыми была украшена Менора: «…Три миндальных венчика на одной ветви, завязь и цветок; и три миндальных венчика на одной ветви, завязь и цветок: так на шести ветвях, выходящих из светильника. А на (самом) светильнике четыре венчика миндальных, его завязи и его цветы. И завязь под двумя ветвями из него, и завязь под двумя ветвями из него, и завязь под двумя ветвями из него; у шести ветвей, выходящих из светильника. Их завязи и их черенки из него будут; весь чеканной работы, цельный, чистого золота».
В следующих предложениях — указание о лампадах Меноры и вспомогательных инструментах для зажигания: «И сделай его лампад семь; и зажжет его лампады, и свет направит к его лицевой стороне. И его щипцы, и его лотки из чистого золота. Из таланта чистого золота должно сделать его со всеми этими принадлежностями. Смотри и сделай по их образцу, какой тебе показан на горе».
Таким образом, свет шести боковых лампад был направлен в сторону центра.
Раши объясняет, что указанная в Торе «чеканная работа»
— это не изготовление отдельных частей, которые потом соединяют вместе. Светильник должен был быть изготовлен из одного слитка золота, который мастер чеканит молотком и режет специальным инструментом, отделяя ветви в одну и в другую сторону. Поскольку Моше видел в этом трудность, Вс-вышний приказал ему бросить в огонь талант (определенную меру) золота, и Менора возникла сама по себе.
Центральная лампада Меноры (согласно другим мнениям — крайняя лампада с южной стороны) чудесным образом горела постоянно. Поэтому она называлась «нер тамид»
— «постоянный светильник» или «постоянная свеча». Пламя других лампад зажигали каждый вечер.
Светильник в христианстве
В давние времена на алтаре размещали подсвечник для двух свечей. Он символизировал естество Спасителя. Со временем на престол начали ставить светильник, подобный меноре. Семисвечник в православии имеет такое значение:
- символ меноры Скинии и Храма;
- Дух Святой.
Эти толкования объединяются, указывая на тот факт, что церковь является новым, усовершенствованным храмом. Семисвечник символизирует 7 церковных таинств. Ветви светильника означают богатство Божьей благодати.
Сложно понять, когда в христианстве начали применять символику иудаизма. Согласно результатам археологических раскопок в Палестине, еще в VI веке менору использовали наравне Ее изображение находили вместе с символом христианства. Их сочетание встречалось на стенах домов, на руинах церквей, на алтарях, на лампах и т. д.
Большая менора в храме
Соединение знаков имеет два объяснения:
- предметы принадлежали обращенным евреям;
- христиане перенесли символику на новую веру.
Ранние церковные отцы говорили о меноре, как о символе Христа. Но стоит понимать, что христианские семисвечники отличаются от еврейских формой.
Что такое менора, что она означает и чем отличается от девятисвечника Ханукии?
Иудаизм, как одна из первых религий на земле, способна похвастаться не только богатой историей и традициями, но и, пожалуй, самым обширным набором религиозной атрибутики. Одним из самых узнаваемых иудейских аксессуаров является менора или как его еще называют – семисвечник еврейский. С иврита слово «менора» означает не что иное, как канделябр (светильник).
Распространенное же название семисвечник еврейский появилось благодаря внешнему виду данного светильника: он состоит из семи подсвечников, расположенных в один ряд.
Если вы ищете место, где можно купить семисвечник еврейский, произведенный непосредственно израильскими мастерами, тогда интернет магазин «Красная нить» к вашим услугам! У нас вы можете приобрести любые товары иудаики и еврейской атрибутики, произведенные на Святой земле, и поставляемые покупателям прямой посылкой из Израиля.
Подсвечник еврейский (семисвечник минора) служит главным атрибутом иудаизма, и свои корни берет еще от момента мироздания. Как гласит предание, пояснения по обустройству меноры и ее использованию были переданы Моисею на Синайской горе самим Богом. По значимости древних реликвий менора уступает лишь Ковчегу и Скрижалям Завета. Однако эти важнейшие реликвии всегда были скрыты от посторонних глаз, а любоваться менорой может каждый желающий. С этих пор, семисвечник принято считать не только основным символом иудейского народа, но и эмблемой государства Израиль.
Изначально менору изготавливали исключительно из золота. Но с момента разрушения Храма место расположения главной меноры определить не удалось, и подсвечник стали отливать из меди или серебра. Сегодня, подсвечник еврейский (семисвечник минора), изготовленный из серебра, способен поразить любого своим богатством, великолепием и духовной чистотой. К слову сказать, за многие века устройство меноры и ее внешний вид не поменялись ни на йоту. Современные семисвечники ничем не отличаются от древних экземпляров и могут разниться, разве что, размером и материалом изготовления. Сейчас принято использовать серебро.
Сила меноры и ее значение для еврейского народа определяется, во многом, цифрой семь, которая лежит в ее основе. Еврейская философия утверждает, что именно семерка несет гармонию, ведь как раз из семи дней состоял цикл мироздания, последним из которых была священная Суббота. Кроме того, менора напоминает своим внешним видом Древо Жизни, которое возрастало в Раю. В каббалистическом учении менора является символом продления жизни и сильным оберегом.
Наряду с храмовой менорой широкое распространение получила ханукальная менора или ханукия. Ханукия состоит не из семи, а из девяти подсвечников, один из которых необходим для зажигания восьми оставшихся, которые олицетворяют восьмидневное чудо, которое произошло при строении второго Иерусалимского Храма.
Устройство ханукии не имеет строгой регламентации, однако необходимо следить чтобы восемь светильников располагались на одном уровне деаятисвечника а девятая свеча слуга «Шамаш» была чуть выше ряда.Материалы для ханукии могут быть самыми разными например дерево, медь или серебро. Очень часто ханукии украшаются драгоценными камнями и минералами, что повышает их эстетическую привлекательность.
Основы лада и тональности в музыке
Лад – это особо отобранная группа (гамма) звуков, в которой есть основные – устойчивые ступени и есть неустойчивые, которые подчиняются устойчивым. Ещё лад обладает характером, поэтому есть разновидности ладов – например, мажор и минор.
Тональность – это высотное положение лада, ведь мажорную или минорную гамму можно построить, спеть или сыграть абсолютно от любого звука. Этот звук будет называться тоникой, и он является самым главным звуком тональности, самой устойчивой и, соответственно, первой ступенью лада.
Тональности имеют названия, по которым мы понимаем, какой лад и на какой высоте расположен. Примеры названий тональностей: ДО-МАЖОР, РЕ-МАЖОР, МИ-МАЖОР или ДО-МИНОР, РЕ-МИНОР, МИ-МИНОР. То есть название тональности несёт информацию о двух важных вещах – во-первых, о том, какая у тональности тоника (или главный звук), и, во-вторых, какое у тональности ладовое наклонение (какой характер – мажорная она или минорная).
Наконец, тональности различаются между собой ещё и знаками альтерации, то есть наличием всяких диезов или бемолей. Эти различия есть из-за того, что мажорные и минорные гаммы имеют особенное строение по тонам и полутонам (подробнее читайте в предыдущей статье, то есть ЗДЕСЬ). Итак, чтобы мажор был мажором, а минор был действительно минором, иногда в гамму приходится добавлять определённое количество изменённых ступеней (с диезами или с бемолями).
Например, в тональности РЕ МАЖОР всего два знака – два диеза (фа-диез и до-диез), а в тональности ЛЯ МАЖОР уже три диеза (фа, до и соль). Или в тональности РЕ МИНОР – один бемоль (си-бемоль), а в ФА МИНОРЕ – целых четыре бемоля (си, ми, ля и ре).
А теперь зададимся вопросом? Неужели все тональности совсем-совсем разные и нет никаких гамм, похожих друг на друга? И неужели между мажором и минором огромная непреодолимая пропасть? Оказывается, нет, есть у них связи и похожести, об этом дальше.
Разновидности подсвечников и их применение
За всю историю человечество изобрело множество разновидностей подсвечников, а также придумало целый перечень способов их применения. Поговорим об этом подробней.
Собственно подсвечник. Это — подставка для одной свечи.
Канделябр. Это — подсвечник для нескольких свечей. Чем больше в канделябре было свечей, тем, соответственно, светлее было в помещении.
Люстры. По сути, это тот же канделябр, но подвешенный к потолку. Но — гораздо пышнее больше объемом. Из классической литературы известно, что бывали люстры и на 10, и на 50 и даже на 100 и более свечей. Такими люстрами в основном оборудовались большие помещения: бальные залы, галереи, театры. Украшались такие люстры серебром, позолотой, хрусталем и даже драгоценными камнями.
Кандил и паникадило. Это — разновидности подсвечников для церковной службы. Кандил — это подсвечник (или канделябр, стоящий по полу или возвышенности). Паникадило — это большая люстра под потолком, предназначенная для освещения всего помещения. Чем больше помещение храма, тем, соответственно, больше было и паникадило. Паникадило — это, по сути, та же люстра.
Брана. Это подсвечник, рассчитанный на одну или несколько свечей, прикрепленный к стене (от этого слова произошло современное «бра»).
Тапперт — небольшой, для одной свечи, подсвечник на тонкой короткой ножке. Тапперт предназначался для освещения небольшого пространства. В частности, барышни минувших веков пользовались таким подсвечником, когда вечером играли на рояле, чтобы лучше видеть ноты.
Шампань. Такой подсвечник во многом похож на тапперт. Но — у него было несколько иное назначение. При нем барышни не играли на роялях, а использовали его в своих спальнях, когда отходили ко сну. Соответственно его ножка была длиннее.
Менора. По сути, это прообраз более позднего канделябра. Первые упоминания о меноре встречаются еще в Ветхом Завете. Меноры использовались в церковных ритуалах, но и для освещения обыкновенных жилищ также.
Нельзя не упомянуть и о других, гораздо более нетрадиционных применениях подсвечников — в основном, канделябров. Но поскольку это — часть нашей истории и культуры, то придется вкратце сказать. В 17-19 веках канделябры в России (и в некоторых европейских державах) применялись в качестве ритуального наказания. Вид наказания, в общем, был однообразным: бронзовым или медным канделябром провинившегося били по физиономии.
Такие наказания практиковались в основном в светских салонах. Наказывали всяческих хулиганов, либо лиц, непочтительно относящихся к дамам, а также изобличенных карточных шулеров. Наказанный таким образом господин терял все светские права: он больше не мог посещать балы и театры, с ним никто не садился за стол и не здоровался за руку… На дуэль побитый канделябром господин также не имел права никого вызывать. Канделябром по физиономии — это было наказание окончательное и пересмотру не подлежащее. Говорят, что такой обычай переняли во Франции бравые русские гусары — и распространили его в русских светских салонах. Может, и так…
В настоящее время (о чем уже отчасти упоминалось) подсвечники во всех своих разновидностях не забыты. Канделябрами по физиономиям нахалов сейчас, к сожалению, не бьют, а вот в качестве интерьерного украшения подсвечники применяются широко и повсеместно. Впрочем, это тема для отдельного разговора.
Минор k-го порядка матрицы $A_{n\times n}$. Дополнительный минор. Алгебраическое дополнение к минору квадратной матрицы.
Вновь вернёмся к квадратным матрицам. Введём понятие дополнительного минора.
Пусть задан некий минор $M$ k-го порядка матрицы $A_{n\times n}$. Определитель (n-k)-го порядка, элементы которого получены из матрицы $A$ после вычеркивания строк и столбцов, содержащих минор $M$, называется минором, дополнительным к минору $M$.
Для примера рассмотрим квадратную матрицу пятого порядка:
Выберем в ней строки №1 и №3, а также столбцы №2 и №5. На пересечении оных строк и столбцов будут элементы минора $M$ второго порядка. Эти элементы выделены в матрице $A$ зелёным цветом:
Теперь уберём из матрицы $A$ строки №1 и №3 и столбцы №2 и №5, на пересечении которых находятся элементы минора $M$ (элементы убираемых строк и столбцов показаны красным цветом на рисунке ниже). Оставшиеся элементы образуют минор $M’$:
Минор $M’$, порядок которого равен $5-2=3$, является минором, дополнительным к минору $M$.
Алгебраическим дополнением к минору $M$ квадратной матрицы $A_{n\times n}$ называется выражение $(-1)^{\alpha}\cdot M’$, где $\alpha$ – сумма номеров строк и столбцов матрицы $A$, на которых расположены элементы минора $M$, а $M’$ – минор, дополнительный к минору $M$.
Словосочетание «алгебраическое дополнение к минору $M$» часто заменяют словосочетанием «алгебраическое дополнение минора $M$».
Для примера рассмотрим матрицу $A$, для которой мы находили минор второго порядка
$
M=\left| \begin{array} {ccc}
2 & -14 \\
-6 & 41 \end{array} \right|
$ и дополнительный к нему минор третьего порядка:
$M’=\left| \begin{array} {ccc}
3 & -3 & 19\\
-5 & 16 & -20 \\
-7 & 14 & -36 \end{array} \right|$. Обозначим алгебраическое дополнение минора $M$ как $M^*$. Тогда согласно определению:
Параметр $\alpha$ равен сумме номеров строк и столбцов, на которых находится минор $M$. Этот минор расположен на пересечении строк №1, №3 и столбцов №2, №5. Следовательно, $\alpha=1+3+2+5=11$. Итак:
В принципе, используя формулу №2 из темы вычисления определителей второго и третьего порядков, можно довести вычисления до конца, получив значение $M^*$:
Разведение миноров
Процесс увеличения числа особей в стае не сильно сложен. Размножение может производиться как парами, так и группами, в которых примерно одинаковое число самцов и самочек
Самое важное для успешного разведения – создание правильных нерестовых условий и подбор крепких особей-производителей. Миноры готовы к произведению на свет икры на 7-8 месяц своей жизни
Подготовка нерестовика. Аквариум для нереста может быть маленьким (достаточно 6-7 л). Освещение создается слабое. Обязательным является наличие в емкости мелколистных водных растений. Идеальным вариантом будет яванский мох. На дно стоит уложить сепараторную сетку, а вот грунт в нерестовике не нужен.
Воду необходимо наливать слоем около 10-15 см и выдерживать такие показатели:
- жесткость – 8 dGH;
- кислотность – не менее 6 pH;
- температура – +27°C.
Подготовка родителей и нерест. Прошедшие селекцию для нереста особи обильно кормятся. В приоритете должны быть живые корма, и чем больше их, тем лучше. Делается это для того, чтобы самцы стали более активными, а самки заметно набрали вес. Перед этим этапом приглянувшиеся для предполагаемого нереста экземпляры стоит подержать отдельно друг от друга.
Нерест, как правило, начинается на рассвете. Пара рыб миноров делает кладку на листья растений (это порядка 300 икринок за один раз). Сразу же после этого процесса рыбок необходимо отсадить в привычный аквариум для обитания. Нерестовик убирается в темное место, чтобы сберечь икру, которая очень светочувствительна. Здоровая икра миноров должна иметь розоватый цвет с желтым оттенком. Спрятав аквариум для размножения, в воду не будет лишним добавить несколько капель метиленовой сини.
Уход за мальками. Мальки проклевываются из икры через два дня. Они питаются за счет желточного мешка до тех пор, пока самостоятельно не поплывут через 3-5 суток. Как только мальки начали плавать, нужно начинать уход за ними. На первоначальном этапе малышей кормят желтком от яйца и инфузориями. По мере роста бывшим малькам можно начинать вводить в рацион науплии артемии и более крупные виды кормов, например, коловраток.
Отсутствие фильтрации в нерестовике быстро приведет к загрязнению воды. Раз в несколько дней ее обязательно нужно подменивать свежей, не прибегая к помощи аэратора и фильтра. Нельзя отсаживать полученное потомство в общий аквариум до тех пор, пока рыбки окончательно не окрепнут и не подрастут.
- лимонная тетра;
- медная тетра;
- стеклянная тетра.
Значение Хануки
Ханука – один из древнейших праздников, что сохранились и дошли до наших дней, не претерпев особых изменений. Хочу заметить, что еврейский календарь значительно отличается от привычного нам, поэтому 9-12 декабря – лишь условная дата начала Хануки. Однако именно конец года является ключевым для праздника. В это время дни становятся короче, а ночи – темнее и длиннее.
Название праздника таит в себе немало загадок. Если мы попробуем перевести его дословно, то получим следующее: “хану” – “достижение покоя” и “ку” – “двадцать пять”. На первый взгляд, кажется не совсем понятным, но я постараюсь объяснить истинный смысл этих слов.
Зажжение свечей – важный ритуал праздникаФлёрова Елена Николаевна «Ханука»
Как уже было отмечено, начинается празднование 25-го числа Кислева. Это не просто выбранная дата – именно в этот день евреи одержали победу над греками в 164 году до нашей эры.
Ещё одна версия происхождения названия Хануки – от слова “лахант, что означать “очищение”. Как раз в этот день было повторно совершено освящение Иерусалимского храма, алтарь которого был осквернён. В наше время Хануку можно по праву назвать торжеством света.
Ханука – праздник света у еврейского народаПразднование Хануки, 1949 год