Материализм
Содержание:
Введение
Самое известное деление философов — это деление на материалистов и идеалистов. Оно же и самое древнее. Уже Платон делил философов подобным образом.
По мнению А.Н. Чанышева, “Платон был первым философом в истории философии, который понял, что история философии — история борьбы двух видов философов (которые позднее стали называться материалистами и идеалистами). Из философов “одни все совлекают с неба и из области невидимого на землю… утверждают, будто существует только то, что допускает прикосновение и осязание, и признают тела и Бытие за одно и то же”, другие же настаивают на том, что “истинное Бытие — это некие умопостигаемые и бестелесные идеи” (Софист, 246 АВ). При этом Платон говорит о борьбе между этими двумя видами философов: первые всех тех, кто говорит, что есть нечто бестелесное, “обливают презрением”, вторые же не признают тела за бытие. “Относительно этого (т.е. того, что принять за бытие: тела или идеи)между обеими сторонами, — заключает Платон свой рассказ о двух видах философов, — происходит сильнейшая борьба”
Введение
Философы хотят узнать смысл человеческой жизни. Но для этого
мы должны ответить на вопрос: Что такое человек? Какова его/ее сущность?
Определить сущность человека — значит указать на его принципиальные отличия от
всего остального. Главное отличие — это ум, сознание. Любая деятельность
человека напрямую связана с деятельностью его ума, его мышления.
История философии — это в некотором смысле история
противостояния материализма и идеализма, или, другими словами, того, как разные
философы понимают соотношение бытия и сознания.
Если философ утверждает, что сначала в мире возникла некая
идея, мировой разум, а из них возникло все многообразие реального мира, то это
означает, что мы имеем дело с идеалистической точкой зрения на фундаментальный
вопрос философии. Идеализм — это тип и метод философствования, который отводит
только духовному началу активную и творческую роль в мире и признает только его
способность к саморазвитию. Идеализм не отрицает материю, но рассматривает ее
как низший способ бытия — не творческое, а вторичное начало.
С точки зрения приверженцев материализма, материя, то есть
основа всего бесконечного многообразия существующих в мире объектов и систем,
первична, поэтому материалистический взгляд на мир истинен. Сознание, присущее
только человеку, отражает окружающую его реальность.
Цель данной работы — рассмотреть особенности материализма и
идеализма.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи: 1)
изучить теоретический материал по теме; 2) рассмотреть особенности философских
течений; 3) сравнить и выявить различия между указанными течениями.
Формы материализма и идеализма разнообразны. Различают
объективный и субъективный идеализм, метафизический, диалектический,
исторический и античный материализм.
Определение материи
Природа и определение материи — как и другие ключевые концепции науки и философии — вызвали много споров:
- Есть ли один вид материи ( хиле ), из которого все состоит, или несколько видов?
- Является ли материя непрерывной субстанцией, способной выражать множественные формы ( гиломорфизм ); или ряд дискретных, неизменных составляющих ( атомизм )?
- Есть ли у него внутренние свойства ( теория вещества ) или они отсутствуют ( prima materia )?
Один из вызовов общепринятому представлению о материи как о материальном «веществе» возник с появлением полевой физики в 19 веке. Теория относительности показывает, что материя и энергия (включая пространственно распределенную энергию полей) взаимозаменяемы. Это дает возможность онтологического взгляда на то, что энергия — это prima materia, а материя — одна из ее форм. Напротив, Стандартная модель физики элементарных частиц использует квантовую теорию поля для описания всех взаимодействий. С этой точки зрения можно сказать, что поля — это prima materia, а энергия — это свойство поля.
Согласно доминирующей космологической модели, модели Lambda-CDM , менее 5% плотности энергии Вселенной состоит из «материи», описываемой Стандартной моделью, а большая часть Вселенной состоит из темной материи и темной энергии. , с небольшим соглашением среди ученых о том, из чего они сделаны.
С появлением квантовой физики некоторые ученые полагали, что концепция материи просто изменилась, в то время как другие полагали, что традиционная позиция больше не может поддерживаться. Например, Вернер Гейзенберг сказал: «Онтология материализма основана на иллюзии, что вид существования, непосредственная« действительность »окружающего нас мира может быть экстраполирован на атомный диапазон. Однако эта экстраполяция невозможна … атомы являются не вещи «.
Представление о материи изменилось в ответ на новые научные открытия. Таким образом, материализм не имеет определенного содержания, независимого от конкретной теории материи, на которой он основан. Согласно Ноаму Хомски , любое свойство можно считать материальным, если определить материю так, чтобы она обладала этим свойством.
1.1 Материализм
Материализм (рис.1)
— философское направление, которое исходит из того, что:
мир материален, существует объективно, внесознания и
независимо от сознания;
материя первична — никем не сотворена — существует вечно;
сознание и мышление — это свойство материи;
мир, его закономерности познаваемы.
Рисунок 1 — Материализм
Философы и философские школы, которые отдавали преимущество
Материи, считали ее первичной, а Дух (Сознание) — производным и зависимым от
Материи, назывались философскими школами материализма, или просто — материализмом.
Материализм — философия марксизма, философия Людвига
Фейербаха, французских материалистов 18 столетия, Лукреция Кара, Эпикура,
Демокрита, китайского философа Ван Чуна, индийских философов школы чарваки. Считая
сознание продуктом материи, материализм рассматривает его как отражение
внешнего мира, утверждая этим познаваемость природы.
В обыденном же мировоззренческом видении материалистами
называют тех, кто при решении какой-либо жизненной проблемы на первое место
ставит материальные интересы, а духовными факторами пренебрегает.
В основе мира лежит материальное начало (причины) — материя,
атом, земля, воздух, и т.д. Оно являются решающими для возникновения и
существования идеального (духовного), так например, материалисты считают:
в природе материальной основой материю; в результате
последующего развития материи через много лет возникла духовная сущность (человеческое
сознание);
в обществе главными движущими силами развития соответственно
— материальную силу общества (экономику), которая и определяет все остальные идеальные
(духовные) сферы — культуру, образование, науку и т.д.
Материализм имеет продолжительную историю. Начала
материализма были в философии Древнего мира. Еще Ф. Милетский (античность) считал,
что все возникает из воды и в неё превращается.
В современном смысле материализм начинает зарождаться с
работ Томаса Гоббса. Бурного расцвета материализм достигает в эпоху
французского Просвещения, но он еще склонён отрицать специфику сложного, сводя
его к простому. Определяющее влияние на европейскую философию он приобретает в
XIX веке.
Основные линии развития материализма представлены наивным материализмом
древней Греции, метафизический материализм нового времени и диалектический
материализм К. Маркса и Ф. Энгельса.
Обзор
В 1748 году французский врач и философ Ла Меттри поддерживает материалистическое определение человеческой души в L’Homme Machine.
Материализм принадлежит к классу монистической онтологии и, таким образом, отличается от онтологических теорий, основанных на дуализме или плюрализме . Для единичных объяснений феноменальной реальности материализм был бы противоположен идеализму , нейтральному монизму и спиритизму . Он также может контрастировать с феноменализмом , витализмом и двухаспектным монизмом . Его материальность в некотором роде может быть связана с концепцией детерминизма , которую поддерживали мыслители эпохи Просвещения .
Несмотря на большое количество философских школ и тонкие нюансы между многими, считается, что все философии относятся к одной из двух основных категорий, определяемых в противоположность друг другу: идеализм и материализм . Основное положение этих двух категорий относится к природе реальности — основное различие между ними заключается в том, как они отвечают на два фундаментальных вопроса: «из чего состоит реальность?» и «как это происходит?» Для идеалистов дух или разум или объекты разума ( идеи ) первичны, а материя вторична. Для материалистов материя первична, а разум, дух или идеи вторичны — продукт воздействия материи на материю.
Материалистический взгляд, возможно, лучше всего понимается в его оппозиции доктринам нематериальной субстанции, исторически примененным к разуму Рене Декартом ; однако сам по себе материализм ничего не говорит о том, как следует характеризовать материальную субстанцию. На практике его часто приравнивают к той или иной разновидности физикализма .
Современные философские материалисты расширяют определение других наблюдаемых с научной точки зрения сущностей, таких как энергия , силы и кривизна пространства ; однако философы, такие как Мэри Мидгли, полагают, что понятие «материя» неуловимо и плохо определено.
В 19 веке Карл Маркс и Фридрих Энгельс расширили концепцию материализма, чтобы разработать материалистическую концепцию истории, сосредоточенную на примерно эмпирическом мире человеческой деятельности (практики, включая труд) и институтов, созданных, воспроизведенных или разрушенных этой деятельностью. Они также разработали диалектический материализм , взяв гегелевскую диалектику , лишив ее идеалистических аспектов и соединив их с материализмом (см. ).
Нередуктивный материализм
Материализм часто ассоциируется с редукционизмом , согласно которому объекты или явления, индивидуализированные на одном уровне описания, если они подлинные, должны быть объяснимы в терминах объектов или явлений на каком-то другом уровне описания — обычно на более ограниченном уровне. .
Однако нередуктивный материализм явно отвергает это понятие, считая, что материальное строение всех деталей согласуется с существованием реальных объектов, свойств или явлений, не поддающихся объяснению в терминах, канонически используемых для основных материальных составляющих. Джерри Фодор аргументирует эту точку зрения, согласно которой эмпирические законы и объяснения в «специальных науках», таких как психология или геология, невидимы с точки зрения фундаментальной физики.
Материализм
Как ясно из названия, материализм стоит на позиции, что материя являет собой единственное существующее, первичное начало. Мир материален, вещественен – все сущее существует объективно, вне зависимости от сознания. Идеальное, психическое – вторично, и определяется материальной природой мира. Само сознание возникло и развивалось в процессе осознания и восприятия объективно существующей действительности, и является не более чем ее отражением. Таким образом, бытие определяет сознание, и никак иначе.
Подобно идеализму, материализм имеет долгую историю и был присущ ряду античных философов. Демокрит Абдерский (V-IV вв. до н.э.), один из ученых и умнейших мужей Древней Греции, был основоположником атомического материализма. Согласно ему, все состоит из атомов – неделимых частиц вещества, обладающих бытием. Движение этих самых частиц в пустоте и определяет многообразие форм существующих предметов и явлений. Как мы видим, Демокрит во многом предвосхитил современное научное понимание о природе вещей.
Среди других античных материалистов стоит упомянуть грека Эпикура (IV-III вв. до н.э.) и римлянина Лукреция Кара (I в. до н.э.). Помимо теорий этих философов, материалистические представления обнаруживаются и в других учениях, трактующих природу психического. Примером может служить дошедшая до нас идея о том, что темперамент человека определяется характером и соотношением материальных компонентов, таких как стихии или гуморальные жидкости.
Этот подтип материализма получил название стихийного. На следующем витке развития уже философы Нового Времени разрабатывали учение о материалистической природе всего сущего с другой позиции – механистического материализма. Ему не свойственна диалектика, а, наоборот, на первый план выступают такие характеристики материи как устойчивость, постоянство, неизменчивость. Материя – это вещь в себе, спорили материалисты, а сознание – ее атрибут. Таким образом, мир непознаваем.
Представители механистического материализма, также называемого метафизическим, – это Фрэнсис Бэкон (1561–1626), Томас Гоббс (1588–1679), Джон Локк (1632–1704), Жюльен Ламетри (1709–1751), Клод Адриан Гельвеций (1715–1771), Поль Анри Гольбах (1723–1789). Они жили и творили в эпоху больших научных и индустриальных открытий и прогресса, и стремление познать мир с точки зрения точных наук и механики находит отражение в их философских концепциях.
Следующим важным этапом развития материализма явилось создание его диалектической разновидности. Это учение, созданное Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом и впоследствии развитое Владимиром Лениным, легло в основу советской научной методологии. Оно соединяет в себе диалектику – учение о развитии через внутренние противоречия, и материализм – признание объективно существующей реальности, независимой от сознания или мышления. Те, кто придерживается этого направления философской мысли, стоят на том, что реальное, бытие принципиально познаваемо.
Сильными сторонами диалектического материализма являются всестороннее рассмотрение предмета, объективность и многосторонность, гибкость и научность подхода, признание внутренних противоречий и конфликтующих начал, а через них и постоянное развитие существующих явлений и вещей и переход на новые витки эволюции.
Таковы три основных варианта материализма. С развитием материалистического подхода к жизни казалось, что он способен объяснить устройство мира, но даже самый объективный и всеобъемлющий материализм не может дать ответы на многие вопросы, затрагивающие идеальное и неосязаемое. То, как охватить оба конца спектра жизни, не давало покоя думающим, размышляющим людям всех веков, и создавались новые концепции, призванные снять противоречие между ними. О некоторых из подобных воззрений в философской теории стоит поговорить отдельно.
Главные направления
В дуализме выделяют три следующих направления:
- Гносеологическое, фундаментом которого считается разность понимания роли, играемой в процессе познания чувствами. Например, последователи эмпиризма превозносили опыт, полученный чувственным путем, в то время как рационалисты признавали основным инструментом познания не чувства, а разум;
- Антропологическое, выдвигаемое еще Сократом и объединяющее телесную и духовную формы человека;
- Онтологическое, разделявшее мир на идейный и телесный.
В этих, имеющих существенные различия направлениях есть и общее: все они полагают, что познание достижимо лишь посредством рационального понимания бытия.
История учения в Средние века и в эпоху Возрождения
Средневековый материализм – это номинализм, то есть учение о «конечной природе бога». К этим же идеям относятся и так называемые ранние пантеитстические ереси. В эпоху Ренессанса материалистическое учение было облечено в форму гилозоизма и пантеизма, что говорит о следовании античным взглядам. Свое развитие данный взгляд получил уже только ближе в концу XVII века благодаря Бэкону, Галилею, Гоббсу, Гассенди, Спинозе и Локку. Ренессансный материализм – это взгляды, основа которых базируется на зарождающемся капитализме, росте науки, техники и производства. Материалисты выступали как идеологии прогрессивной буржуазии, вели борьбу со схоластикой, авторитетом церкви, обращаясь к опыту как к учителю и природе как к философскому объекту.
[править] Источники
- Materialism (phylosophy) // Article from the Encyclopædia Britannica
- Herbermann, Charles, ed. (1913). «Matter». Catholic Encyclopedia. New York: Robert Appleton Company.
- Chomsky, Noam (2000) «New Horizons in the Study of Language and Mind». Cambridge University Press. ISBN 0521658225
Критика религии | Пастафарианство · Чайник Рассела · Невидимый розовый единорог · Копимизм · Разумное падение · Дискордианизм · Парадокс всемогущества · Научный атеизм · Новый атеизм |
---|---|
Сходные течения | Агностицизм · Агностический атеизм · Агностический теизм · Антиклерикализм · Антитеизм · Атомизм · Игностицизм · Лаицизм · Локаята · Материализм · Нетеизм · Позитивизм · Рационализм · Светский гуманизм · Сильный и слабый атеизм · Скептицизм · Теологический нонкогнитивизм · Ниришваравада · Объективный реализм · Пантеизм |
Критика | Критика эволюционизма · Научный креационизм · Критика атеизма |
Произведения | Апгрейд обезьяны · Атеистический словарь · Бог как иллюзия · Бог: неудачная гипотеза · Вирусы мозга · Забавная Библия · Мастера иллюзий. Как идеи превращают нас в рабов · Мы — это наш мозг. От матки до Альцгеймера · Настольная книга атеиста · Песнь Арфиста · Трактат атеологии |
Общество: конфликты | Дискриминация атеистов · Религиозная нетерпимость · Карикатурный скандал · Дело Шрайбер |
Общество: прогресс | Секуляризация · Научно-техническая революция · Свобода вероисповедания · Права человека |
Общество: движение | Популяризация науки · Рекламная кампания · Атеизм в России · Атеизм в Армении · Атеизм в Казахстане · Союз воинствующих безбожников · Институт научного атеизма · Письмо десяти академиков |
Истинное отношение
Первый вид отношения, возникающий в паре ничто и нечто — это истинное противоположное отношение. Само такое отношение существует, то есть имеет суть именно в том, что противопоставляет себя окружающему. Это отношение равнозначных противоположностей.
Говоря об истинном отношении — мы говорим о чистой фактологии, когда явление отделяет себя от всего остального, и граница такого отделения и является отношением. Такой вид отношения не имеет движущей силы, т.к. является просто констатацией факта, что явление отделяем себя от всего остального. Увеличение количества таких отношений говорит лишь об увеличении количественных характеристик, и не более. Истинное отношение соотносит форму нечто в ничто явления.
Субъективное отношение
Второй вид отношения — это субъективное однонаправленное отношение, в котором действительно важен лишь один субъект отношения, а второй выступает в качестве ссылки для сравнения. Это отношение частного к общему, когда часть приобретает то, чего нет у общего, а значит и приобретенное частью относится к общему не-наличию с определенным. Значит, что часть относится к общему своим отличием, но не наоборот.
Субъективное отношение — это вид отношения, когда не само явление относится к окружающему, а именно суть явления противопоставляется не-наличию такой сути извне. В субъективном отношении, в отличие от истинного — есть инициатор, который и является движущей силой отношений. Субъективное отношение отличает суть нечто в ничто явления.
Общие заблуждения
Неосознанный человек склонен верить в реальность собственных заблуждений – выдуманных событий. Так происходит, когда разуму не хватает энергии сознания и его функция различения страдает. Дело в том, что как «реальные» события, так и выдуманные – имеют лишь мысленный окрас. То есть реальность для нашего ума имеет ту же природу, что и фантазии. Различение мыслей соответствующих внешней реальности, и не связанных с ней, не всегда происходит с идеальной точностью. Поэтому большинство людей склонны смешивать объективные факты с собственными выдумками, толком не различая, где одно, а где другое.
Часто подобное происходит после каких-либо значимых событий, оставивших заметный след в памяти. К примеру, неприятности с уличными хулиганами, могут связать в сознании образ улицы и образ неприятностей, из-за чего каждая улица начинает восприниматься как потенциально опасная. Таким образом, реалистичные фантазии окрашивают реальность
Конечно, осторожность никому не повредит, но там, где фантазии выходят за определенные рамки, начинаются проблемы
Человек, переживший землетрясение, может рассматривать каждый дом, как потенциально опасное место, а улицу, напротив – дорогой к спасению. Конечно, встреча с хулиганами, и землетрясение – вполне вероятны, как и сотни других событий, каждое из которых по логике вещей заслуживает равного внимания.
Человек, которому какая-нибудь значимая для него личность делает замечание, например, о прическе, может обрести такое заблуждение, будто волосы на голове – это какая-то важная составляющая его жизненного успеха
Прическе придается огромное значение, вокруг нее вращаются мысли, ее концепция становится по-стоящему важной опорой личности. Подстричься для него будет сродни новому, большому шагу в жизни, серьезной перемене, которая заметно поменяет самоощущение
Такие заблуждения могут стать важной составляющей личной реальности – обособленного виртуального измерения.
В измерении других людей подобными аспектами могут быть: футбол, правительство, цены на сахар, ситуации на дорогах, игры, события в любимом сериале, новости моды, кино – каждый живет своей «реальностью». В данном контексте, как уже говорилось, любая мысль иллюзорна и является своеобразным экзистенциальным заблуждением. Утверждая что-либо, мы порождаем новую иллюзию – новый слой виртуальных объектов, существующих исключительно в нашем индивидуальном сознании.
Когда человек, взаимодействуя с миром, примешивает к объективной реальности свои заблуждения, он тратит огромное количество ментальной энергии впустую на факторы реально не существующие, что по итогу зачастую приводит к разочарованиям, потому что у всех – свой фокус важности, и реальность всегда отличается от наших даже самых реалистичных фантазий. Чтобы добиваться намеченных целей, важно смотреть на жизнь реалистично, важно помнить, что чем больше мы думаем о чем-либо, тем большее объекту нашего мышления придается значение – порой непомерно зашкаливающее
Отсутствие фантазий экономит энергию, которую можно воплощать в созидательных дейсвтиях. Любые механические фантазии – и приятные, и тем более негативные, приводят к заблуждениям, и погружают сознание в сон неведения
Чтобы добиваться намеченных целей, важно смотреть на жизнь реалистично, важно помнить, что чем больше мы думаем о чем-либо, тем большее объекту нашего мышления придается значение – порой непомерно зашкаливающее. Отсутствие фантазий экономит энергию, которую можно воплощать в созидательных дейсвтиях
Любые механические фантазии – и приятные, и тем более негативные, приводят к заблуждениям, и погружают сознание в сон неведения.
Карл Маркс – основные идеи кратко
Концепция философа основывается на выделении материального производства в качестве основного двигателя в историческом развитии мира. Общество формирует свое мировоззрение на базе бытовых условий, в которых оно проживает. Спиральное прогрессирование человечества должно привести его к азам. Должна исчезнуть частная собственность, товарные взаимоотношения, деньги, но это произойдет по новой, прогрессивной схеме. Как указывает Карл Маркс, основные идеи его философии следующие:
- Отказ от религии как от пережитка прошлых лет;
- Отсутствие общественных классов в обществе;
- Упразднение частной собственности;
- Пролетарская революция – единственный путь к коммунизму;
- Отказ от отношений, построенных на деньгах;
- Формирование пролетарской диктатуры;
- Защита рабочего класса политической властью.
Философия К. Маркса носит название «марксизм». Она отторгает понятие борьбы и конкуренции как примитивность, которая не может двигаться в ногу с развитием. Люди не должны трудиться по причине нужды, это добровольное решение каждого индивида.
Концепция Рене Декарта
В своем сравнении тесной и духовной составляющих, Декарт приходит к их взаимному противопоставлению. Его учение содержит два основополагающих тезиса:
- Дуализм духовного и телесного в человеке. И тело, и душу, Декарт относил к двум отдельным субстанциям, не единожды заявляя о пропасти, разделяющей их. Мышление, по его словам, не наделено пространственными параметрами, а тело является протяженной субстанцией, и такие параметры имеет. Согласно теории ученого, разум существует самостоятельно, в не тела, так же как и тело существует само по себе. Душа и тело признаются им противоположностями, наделенными различными качествами и свойствами. За мыслительную деятельность человека отвечает его душа, а тело человека относится к материальным предметам.
- Дуализм Бога и мира. По Декарту Бог является творцом всего сущего, именно он даровал миру природные и механические законы, но сам никогда не вмешивается в мирские дела, развивающиеся по законам механики. В этом выводе мыслителя не прослеживается жесткого дуализма, но он является одним из базовых в его концепции, заостряющей проблему соотношения между бытием и сознанием, являющейся основным философским вопросом.
История учения в эпоху Просвещения
Материализм – это учение, которое во многом связано с прогрессирующими тогда науками — механикой, математикой. В отличие от предшественников-натурфилософов, материалисты в восемнадцатом веке начали рассматривать элементы природы в виде бескачественных и неодушевленных. Особенность учения данной эпохи – стремление к разделению природных явлений на обособленные объекты и области, анализ их развития. Среди известных мыслителей материалистического направления видное место занимают французские философы восемнадцатого века – Дидро, Ламетри, Гольбах. Вершиной развития считается антропологический материализм Фейербаха, в котором виднелась домарксовская созерцательность. В странах Восточной Европы в девятнадцатом веке появилась революционно-демократическая философия (Герцен, Белинский, Вотев, Маркович, Добролюбов, Чернышевский и другие), которая опиралась на традиции Радищева и Ломоносова в ряде проблем метафизических и антропологических.
История ранних веков
До нашей эры
Материализм развивался, возможно, независимо, в нескольких географически разделенных регионах Евразии во время того, что Карл Ясперс назвал осевым веком ( ок. 800–200 до н. Э.).
В древнеиндийской философии материализм развился около 600 г. до н.э. благодаря работам Аджиты Кесакамбали , Паяси , Канады и сторонников философской школы Чарвака . Канада стал одним из первых сторонников атомизма . Ньяя — вайшешики школа (. С 600-100 до н.э.) разработала один из самых ранних форм атомизма (хотя их доказательства Бога и их полагание , что сознание не было материал исключает маркировочные их как материалисты). Буддийский атомизм и джайнская школа продолжили атомную традицию.
Древнегреческие атомисты, такие как Левкипп , Демокрит и Эпикур, являются прообразом более поздних материалистов. Латинская поэма Лукреция « De Rerum Natura » (99 — ок. 55 г. до н.э.) отражает механистическую философию Демокрита и Эпикура. Согласно этой точке зрения, все, что существует, — это материя и пустота, и все явления возникают в результате различных движений и скоплений частиц основного материала, называемых атомами (буквально «неделимые»). De Rerum Natura дает механистические объяснения таких явлений, как эрозия, испарение, ветер и звук. Такие известные принципы, как «ничто не может касаться тела, кроме тела», впервые появились в трудах Лукреция. Демокрит и Эпикур, однако, не придерживались монистической онтологии, поскольку они придерживались онтологического разделения материи и пространства (т. Е. Пространство как «другой вид» бытия), что указывает на то, что определение материализма шире, чем рамки данной статьи. .
Ранняя наша эра
Ван Чун (27 — ок. 100 г. н.э.) был китайским мыслителем начала нашей эры, которого считали материалистом. Позже индийский материалист Джаяраши Бхатта (6 век) в своей работе « Таттвопаплавасимха» (« Нарушение всех принципов») опроверг эпистемологию ньяя сутры . Материалистическая философия чарваки, кажется, умерла где-то после 1400 г .; когда Мадхавачарья составил « Сарва-даршана-самграха» («сборник всех философий») в 14 веке, у него не было текста чарваки (или локаяты), из которого можно было бы процитировать или сослаться.
В начале 12-го века Аль-Андалус , арабский философ Ибн Туфаил ( ака Abubacer) писал обсуждение материализма в его философском романе , Хай ибн Якзан ( Философа Autodidactus ), в то время как смутно предвещая идею исторического материализма .
Современная философия
Томас Гоббс (1588–1679) и Пьер Гассенди (1592–1665) представляли материалистическую традицию в противовес попыткам Рене Декарта (1596–1650) дать естественным наукам дуалистические основы. Затем последовали аббат- материалист и атеист Жан Мелье (1664–1729), а также работы французских материалистовЖюльена Оффре де Ла Меттри , немецко-французского барона д’Гольбаха (1723–1789), Дени Дидро (1713–1784). , и другие французские мыслители эпохи Просвещения . В Англии Джон «Гуляющий» Стюарт (1747–1822) настаивал на том, чтобы рассматривать материю как наделенную моральным измерением, что оказало большое влияние на философскую поэзию Уильяма Вордсворта (1770–1850).
В поздней современной философии немецкий атеист- антрополог Людвиг Фейербах ознаменовал новый поворот в материализме своей книгой «Сущность христианства» (1841 г.), которая представила гуманистический взгляд на религию как на внешнюю проекцию внутренней природы человека. Фейербах представил антропологический материализм , версию материализма, которая рассматривает материалистическую антропологию как универсальную науку .
Вариант материализма Фейербаха в дальнейшем будет оказывать сильное влияние на Карла Маркса , который в конце 19 века разработал концепцию исторического материализма — основы того, что Маркс и Фридрих Энгельс обозначили как научный социализм :
Позднее Энгельс в своей « Диалектике природы» (1883) развил «материалистическую диалектическую» философию природы ; мировоззрение , которое будет присвоено звание диалектического материализма по Плеханов , отец русского марксизма . В начале двадцатого века русской философии , В.И.Ленин дальнейшего развития диалектического материализма в своей книге Материализм и эмпириокритицизм (1909), которая соединила политические концепции , выдвинутую его противники их антиматериалистические философии.
Более натуралистически ориентированной материалистической школой, которая сложилась в середине XIX века, был немецкий материализм , в который входили Людвиг Бюхнер (1824–1899), уроженец Голландии Якоб Молешотт (1822–93) и Карл Фогт (1817–95). ), хотя у них были разные взгляды на основные вопросы, такие как эволюция и происхождение жизни в природе.