Художественные рассказы

Жанры рассказа

Жанровое разнообразие рассказа в настоящее время огромно. Исходя из тематики, рассказы можно условно распределить на следующие основные категории:

Любовные рассказы

Любовь – неотъемлемая часть жизни. Истории о любви обычно нравятся читателям, потому что взывают к эмоциям и страстям. Сюжеты любовных рассказов, как правило, похожи. Мужчина встречает женщину. Он находит ее восхитительной и очаровательной,  но, несмотря на влечение, путь истинной любви не всегда бывает гладким. Влюбленным противостоят родители или общество. Возникает конфликт. В конце концов, преграды оказываются преодолены, и возлюбленные обретают счастье.

Иногда на горизонте появляется соперник возлюбленного. Если в итоге злодей или соперник наказан, а герой женится на любимой женщине, то по существу это комедия. Если в жестоком столкновении побежден герой, мы читаем трагедию. С небольшими изменениями в деталях, именах и обстановке почти все любовные истории следуют этой схеме.

Приключенческие рассказы

В рассказах этого типа сюжет строится вокруг героических подвигов и рискованных приключений. Писатели переносят читателей в неприступные джунгли, на необитаемые острова, населенные диковинными птицами и животными, в непроходимые горы, на дно океана, на поиски сокровищ и захватывающих открытий.

Например, рассказы Киплинга, в том числе составляющие известную «Книгу джунглей», – это настоящие приключенческие истории. Действие в них происходит в индийских джунглях, а главный герой – мальчик Маугли, воспитанный волками.

Детективные рассказы

В этих рассказах речь идет о преступлении и его расследовании. Преступники убегают от полиции, но правосудие в итоге торжествует. Интерес для читателя заключается в том, чтобы разгадать тайну. Действие постоянно подогревается ожиданием развязки. Известные авторы детективных рассказов – Конан Дойль, Жорж Сименон, Агата Кристи. Героям этих историй, как, например, Шерлоку Холмсу, удается выследить даже самых коварных преступников.

Психологические рассказы

Они показывают, как в определенных жизненных обстоятельствах и ситуациях действует обычный человек. В психологических рассказах интерес сосредоточен главным образом на мотивах героя и конфликте с самим собой, который ему приходится преодолевать. Психологический рассказ строится на внутренних переживаниях героя.

Научно-фантастические рассказы

В этих рассказах речь идет о научных фактах, но подаются они в художественной обработке. Предмет рассказа составляют различные научные явления, но трактуется скучный материал творчески. Рассказы Герберта Уэллса, Айзека Азимова, братьев Стругацких являются прекрасным образцом этого жанра. Под видом фантастических допущений авторы зачастую говорят о волнующих их проблемах реального мира.

Социальные рассказы

В этих историях затрагиваются социальные проблемы, свойственные любому обществу. Цель рассказа – показать сложные социальные проблемы. Эти рассказы могут послужить исправлению пороков общества. Например, в рассказах Джона Голсуорси мы зачастую видим конфликт между обществом и личностью. Господствующие в обществе обычаи и нравы ставятся автором под сомнение. Он размышляет на такие темы, как социальное неравенство, распределение богатств, несправедливость социальных законов и другие.

Более подробно узнать о разных литературных жанрах вы можете из наших статей.

Сделать закладку в соцсетях, отправить письмом или распечатать страницу:

Основной принцип построения рассказа

 
Вывод из размышлений о «единствах» сделать нетрудно. Сама собой напрашивается мысль о том, что главным принципом построения композиции рассказа является целесообразность и экономия мотивов. Томашевский называл мотивом самый мелкий элемент структуры текста. Это может быть действие, персонаж или событие. Эту структуру уже невозможно разложить на составляющие. Значит, самым большим грехом автора является излишняя детализация, перенасыщение текста, нагромождение подробностей, которые можно опустить, разрабатывая этот жанр произведения. Рассказ не должен останавливаться на подробностях.
 
Нужно описывать только самое значимое, чтобы избежать распространенной ошибки. Она очень характерна, как ни странно, для людей, которые очень добросовестно относятся к своим произведениям. У них появляется желание по максимуму высказаться в каждом тексте. Так же часто поступают молодые режиссеры, когда ставят дипломные фильмы и спектакли. В особенности это касается фильмов, поскольку фантазия автора в этом случае не ограничивается текстом пьесы.
 
Авторы, обладающие развитым воображениям, любят наполнять литературный жанр рассказ описательными мотивами. К примеру, они изображают, как за главным героем произведения гонится свора волков-людоедов. Однако если начинается рассвет, они обязательно останавливаются на описании длинных теней, помутневших звезд, покрасневших облаков. Автор как будто полюбовался природой и лишь затем решил продолжить погоню. Жанр фантастический рассказ дает максимальный простор воображению, поэтому избежать этой ошибки бывает совсем не просто.
 
Роль мотивов в рассказе
 
Необходимо подчеркнуть, что в интересующем нас жанре все мотивы должны раскрывать тему, работать на смысл. Например, описанное в начале произведения ружье непременно должно выстрелить в финале. Мотивы, которые уводят в сторону, не стоит включать в рассказ. Или же нужно поискать образы, очерчивающие ситуацию, но чрезмерно не детализирующие ее.
 
Особенности композиции
 
Следует учесть, что не обязательно придерживаться традиционных приемов построения художественного текста. Их нарушение может оказаться эффектным. Рассказ можно создавать почти на одних описаниях. Но обойтись без действия все-таки нельзя. Герой просто обязан хотя бы поднять руку, сделать шаг (другими словами, совершить значимый жест). Иначе получится не рассказ, а миниатюра, зарисовка, стихотворение в прозе

Еще одной важной особенностью интересующего нас жанра является значимая концовка. Например, роман может длиться вечно, а вот рассказ строится иначе.
 
Очень часто концовка его парадоксальна и неожиданна

Именно с этим Лев Выготский связывал появление катарсиса у читателя. Современные исследователи (в частности, Патрис Пави) рассматривают катарсис как эмоциональную пульсацию, которая появляется по мере чтения. Тем не менее значимость концовки неизменна. Концовка может кардинально изменить смысл рассказа, подтолкнуть к переосмыслению изложенного в нем. Об этом необходимо помнить.
 

«Между прошлым и будущим: портрет моего поколения»

Это самое непопулярное направление, на котором многие поставили крест из-за того, что для некоторых тем нужно привлекать прямо совсем-совсем новую литературу. А как быть, если даже современные авторы пишут о прошлом? Правильно, выбирать другое направление! Так что здесь ограничимся кратким списком рассказов, которые более или менее современны.

  1. «Конец блицкрига», С. Алексеев. Современный автор с гордостью пишет о том, как советская армия остановила нацистов. Это говорит о преемственности поколений.
  2. «Шесть спичек», А. и Б. Стругацкие. Ради прогресса ученый жертвует собой и получает серьезную травму. Авторы говорят о том, что самое ценное в мире — это человек, поэтому им жертвовать нельзя.
  3. «Спонтанный рефлекс», А. и Б. Стругацкие. Урм — универсальная рабочая машина. Он имеет исключительные интеллектуальные и физические возможности, это первый в мире искусственный интеллект. Но люди не могут предугадать то, что появилось в машине от людей — спонтанный рефлекс. Это говорит о неоднозначности научного прогресса.
  4. «Улыбка», Рэй Брэдбери. Люди будущего разрушают достижения прошлого, чтобы отомстить предкам за их недальновидность и свои несчастья. Вот так разрушение преемственности поколений ведет к деградации.
  5. «Замечательный костюм цвета сливочного мороженого», Рэй Брэдбери. Герои купили дорогой костюм и носили его по очереди, чтобы стать более успешными. Но оказалось, что новая одежда не способствует исполнению мечты. Важен не статус, а масштаб личности.

Чтобы привести пример, касающийся именно нашего поколения, используйте короткие статьи из СМИ:

Название Темы

Статья «Как изменить себя»

Как измениться к лучшему?

Саморазвитие

Как изменить людей?

Можно ли изменить мир?

Статья с опросами: Мы ждем перемен. Есть ли в России массовый спрос на изменения?

Что хочет изменить в мире мое поколение?

Нужны ли перемены в обществе?

Какие перемены нужны обществу?

Статья: Боязнь перемен

Почему человек боится перемен?

Как победить страх перемен?

Статья: Влияние технического прогресса на общество

Как технический прогресс меняет людей?

Что меняет общество?

Как изменился современный мир

Основные тенденции развития

А вот и блок статей про отношения нашего поколения с окружающим миром:

Название
Темы

Пять простых способов наладить отношения с людьми и жизнь в целом

Как понять других людей?
Как наладить отношения с людьми?
Как сохранить друзей и близких?
Почему важно понимать других людей?

Интервью психолога о том, как понять внутренний мир людей

Как научиться понимать людей?
Взаимоотношения с коллективом
Причины непонимания

Статья про толерантность

Что такое толерантность?
Как стать толерантным?
Зачем нужно быть толерантным?

Статья о конфликтах в обществе

Причины конфликтов
Как избежать конфликтов?
К чему может привести конфликт?

Многомудрый Литрекон желает Вам удачи на экзамене!

Представители малой формы художественного эпоса

Рассказ часто путают с очерком по тем же причинам – отсутствие четкой формулировки, предполагающей наличие правил написания. Тем более что возникли они почти одновременно. Очерк – короткое описание единичного явления. В наше время это скорее документальный рассказ о реальном событии. В самом названии присутствует указание на краткость – очертить. Чаще всего очерки публикуются в периодических изданиях – газетах и журналах.

Из-за массовости явления следует отметить такой жанр, как «фэнтези», набирающий популярность в последнее время. Появился он в 20-х годах прошлого века в Америке. Родоначальником его считается Лавкрафт. Фэнтези – это разновидность фантастического жанра, не имеющий под собой никакой научной привязки и полностью состоящий из вымысла.

Составляющие эпических жанров

Эпическая поэма представляет собой стихотворный (бывает и прозаический – «Мертвые души») жанр, сюжет которого, как правило, посвящен воспеванию национального духа и традиций народа. Сам термин «роман» произошел от названия языка, на котором выходили в свет первые печатные произведения – романский (Рим или Рома, где произведения издавались на латыни). Особенностей у романа может быть очень много – жанровые, композиционные, художественно-стилистические, языковые и сюжетные. И каждая из них дает право отнести произведение к какой-то конкретной группе. Есть социальный роман, нравоописательный, культурно-исторический, психологический, приключенческий, экспериментальный. Есть авантюрный роман, есть английский, французский, русский. В основном же роман – это крупное, художественное, чаще всего прозаическое произведение, написанное по определенным канонам и правилам.

Словарь родной природы

Паустовский Константин Георгиевич

Невозможно перечислить приметы всех времен года. Поэтому я пропускаю лето и перехожу к осени, к первым ее дням, когда уже начинает «сентябрить».

Увядает земля, но еще впереди «бабье лето» с его последним ярким, но уже холодным, как блеск слюды, сиянием солнца. С густой синевой небес, промытых прохладным воздухом. С летучей паутиной («пряжей богородицы», как кое-где называют ее до сих пор истовые старухи) и палым, повялым листом, засыпающим опустелые воды. Березовые рощи стоят, как толпы девушек-красавиц, в шитых золотым листом полушалках. «Унылая пора — очей очарованье».

Потом — ненастье, обложные дожди, ледяной северный ветер «сиверко», бороздящий свинцовые воды, стынь, стылость, кромешные ночи, ледяная роса, темные зори.

Так все и идет, пока первый мороз не схватит, не скует землю, не выпадет первая пороша и не установится первопуток. А там уже и зима с вьюгами, метелями, поземками, снегопадом, седыми морозами, вешками на полях, скрипом подрезов на розвальнях, серым, снеговым небом…

***

Часто осенью я пристально следил за опадающими листьями, чтобы поймать ту незаметную долю секунды, когда лист отделяется от ветки и начинает падать на землю, но это мне долго не удавалось. Я читал в старых книгах о том, как шуршат падающие листья, но я никогда не слышал этого звука. Если листья и шуршали, то только на земле, под ногами человека. Шорох листьев в воздухе казался мне таким же неправдоподобным, как рассказы о том, что весной слышно, как прорастает трава.

Я был, конечно, неправ. Нужно было время, чтобы слух, отупевший от скрежета городских улиц, мог отдохнуть и уловить очень чистые и точные звуки осенней земли.

Как-то поздним вечером я вышел в сад к колодцу. Я поставил на сруб тусклый керосиновый фонарь «летучую мышь» и достал воды. В ведре плавали листья. Они были всюду. От них нигде нельзя было избавиться. Черный хлеб из пекарни приносили с прилипшими к нему мокрыми листьями. Ветер бросал горсти листьев на стол, на койку, на пол. на книги, а по дорожкам сала было трудно холить: приходилось идти по листьям, как по глубокому снегу. Листья мы находили в карманах своих дождевых плащей, в кепках, в волосах — всюду. Мы спали на них и насквозь пропитались их запахом.

Бывают осенние ночи, оглохшие и немые, когда безветрие стоит над черным лесистым краем и только колотушка сторожа доносится с деревенской околицы.

Была такая ночь. Фонарь освещал колодец, старый клен под забором и растрепанный ветром куст настурции на пожелтевшей клумбе.

Я посмотрел на клен и увидел, как осторожно и медленно отделился от ветки красный лист, вздрогнул, на одно мгновение остановился в воздухе и косо начал падать к моим ногам, чуть шелестя и качаясь. Впервые услыхал шелест падающего листа — неясный звук, похожий на детский шепот

Сочинение на тему: Доброта.

Считается, что хороших людей больше, чем плохих. Я думаю, это правда. Ведь, если подумать, нас окружают по большей части очень хорошие, приветливые, приятные люди. Когда мы их видим, общаемся с ними, нам становится радостнее, светлее на душе, так хочется обнять такого доброго человека, улыбнуться ему, сказать, как приятно с ним находиться

Мне кажется, самое важное для человека — это его душевное состояние, его настроение, которое зависит от очень многого, от того, что происходит в его жизни, от людей, которые его окружают… Такое качество как доброта, играет важную роль в жизни каждого из нас

Она спасает нас, и мы с ее помощью спасаем других. Она меняет людей, их отношение к окружающему… Поощрение доброты в людях — бесценный элемент не просто жизни, но и деловой жизни. Многие деловые, знаменитые, уважаемые люди добились успеха не только благодаря своим талантам и везению.

Большинство из этих личностей имеют добрый, справедливый нрав. Есть и те, кто прославились своей добротой, хотя стремились и добились славы в чем-то другом. Если задуматься, к чему они шли, чего хотели, в итоге получим: делать добро. Не сразу можно понять это.

Например, каждый из нас выбирает какую-то профессию. Мы хотим работать с той сферой деятельности, в которой нам легко, где мы — как рыбы в воде. Мы не будем учиться тому, что нам в тягость, тогда мы чувствуем, что учимся напрасно, потому что работа без нашей любви не принесет никаких плодов… Из этого выходит, что мы работаем для себя, чтобы радоваться своими делами. Но ведь именно эти дела, вернее, их результат видят люди!

Они оценивают нашу работу, чувствуют ее результаты на себе, делают выводы. Они рассуждают следующим образом: насколько человек любит своё дело, настолько он любит и волнуется за людей, которые увидят совершённое им. Разве нельзя назвать выбор профессии, работу добром, если она приносит радость людям? Я считаю, доброту можно подразделить на большую и очень большую, потому что маленького добра не бывает. Маленькое добро знает, видит, чувствует, дарит, получает каждый из нас постоянно.

Проснувшись утром, мы видим, как в наши окна светит солнышко. Мы радуемся ему, оно дарит свет, несет в себе теплоту. Потому мы любим его! Мы говорим: «Доброе утро!

«Добрый день!», «Добрый вечер!». Каждый из нас ежедневно, постоянно делает добро.

Многое из доброго мы даже не замечаем, считаем привычным, но все же каждое приятное, сказанное от чистого сердца слово радует наши сердца, дарит хорошее настроение на весь день. Уступая место в общественном транспорте, помогая пожилым донести тяжелую сумку, перейти дорогу, убраться в доме, мы делаем добро, правда, это наши обязанности, но, к сожалению, многие из нас забывают об этом… Есть люди, которые прославились своей, мне кажется, очень большой добротой, которую даже можно назвать другими словами: мужеством, отвагой, самопожертвованием.

Чаще всего к таким людям относятся те, которые посвятили свою жизнь таким сложным, опасным профессиям, как пожарный, врач, полицейский. Существует множество случаев, когда служащие МЧС, спасая людям жизни при катастрофах, авариях, природных бедствиях, сами погибали от ран, ожогов и т. д. К таким людям, например, относится бывший начальник службы пожаротушения Главного управления МЧС России по Москве Евгениий Чернышев.

Он — настоящий герой. Многие врачи спасают жизни, взяв на себя такую ответственность, зная, что все эти жизни лежат на их плечах, что от НИХ зависит очень многое в жизни других людей. Полицейские, защищая от преступников мирных жителей, сами погибают от рук злодеев… Этих людей мы любим, уважаем, считаем героями.

Они достойны этого, мы поощряем их доброту своей искренней любовью

Мне кажется, это самое важное для каждого из нас — знать, что тебе хотят подарить добро и дарят его. Ну а что именно такое ДОБРО — каждый из нас знает сам

Вариант 1

(399 слов) Каждый человек планирует свой жизненный путь, но далеко не все планы реализуются в делах. Почему так? А потому что на его дороге встречаются препятствия, и от того, сможет ли он их преодолеть, зависит его дальнейшая судьба. И таких испытаний великое множество. Их подробное описание мы встречаем в классической литературе.

Вспомним рассказ А.П. Чехова «Ионыч». Главный герой в юности был амбициозным и талантливым человеком, но в зрелости обрюзг, деградировал и превратился в алчного Ионыча, которого никто не уважал и не любил. Почему так произошло? Очевидно, что жизненный путь Дмитрия был искажен, а чем? В его случае основополагающую роль сыграло влияние среды. Оно сбило с толку молодого врача, когда он приехал в захолустье и оказался в окружении обывателей. Сначала Дмитрий находил силы противиться их воздействию, избегал тех, чей образ жизни ему не нравился. Однако со временем одиночество, усталость от рутины и неуверенность в себе вынудили Дмитрия подражать всем остальным и искать покой в мещанском прозябании и охоте за материальными благами. Отказ Катерины, разочарование в Туркиных, неумение держаться своего курса — все это изменило направление Дмитрия. Герой, мечтающий помогать людям и делать мир лучше силой своего знания, стал тем, кого не смог бы уважать в юности. Его путь исказило испытание чужим влиянием, которое он провалил.

Но бывает и так, что препятствие на путь человека настолько трудное, что его едва ли можно достойно преодолеть. Такой пример описал И.А. Бунин в рассказе «Легкое дыхание». Оля была обычной гимназисткой из обеспеченной семьи, но в подростковом возрасте ее развитие слишком сильно ускорилось, и учительницы были удивлены расцветом женственности в этом ребенке. Впоследствии их потрясла трагедия: Олю застрелил на вокзале офицер, который утверждал, что девушка сама спровоцировала расправу, обманув его. Оказалось, что героиня вела двойную жизнь: соблазняла молодых людей, обещала им совместное будущее, а потом лишь смеялась над ними. Почему совсем еще девочка стала вести себя так аморально? Причина была ужасна: ее изнасиловал друг отца, который воспользовался отсутствием родителей Оли и склонил ее к половому акту. После этого психика героини была травмирована, она ненавидела своего соблазнителя, и свое чувство она направила на всех остальных мужчин. Ее жизненный путь исказило испытание, которое не по силам превозмочь ребенку.

Таким образом, жизненный путь человека норовят исказить разнообразные препятствия, которых на нашем веку встречается немало. Каждый из нас должен приложить все силы, чтобы решить проблемы и выйти из тупика с честью и достоинством

Для этого очень важно помнить, кто ты и куда ты идешь. Целеустремленность позволит обойти или преодолеть преграды

Смешная короткая сказка для девушки перед сном

Жила в одном царстве королева, которая все-все теряла. Она каждый день не могла найти ни нужную одежду, ни обувь, ни украшения, ни книги. Забывчивость королевы очень уж не нравилась королю, но сделать он ничего с этим не мог.

Однажды устраивали в соседнем королевстве пир, уже собрались король с королевой в путь обращаться, как поняла растеряша, что не может найти свою корону. Весь замок она осмотрела, все комнаты перерыла, но нужную вещь так и не нашла. Расплакалась тогда правительница, бросило в жар ее, и пошла она на кухню, чтобы воды выпить и успокоиться. И тут видит на столе, рядом с едой, свою пропажу. Рассмеялась тогда женина и вспомнила, что встала она ночью поесть и сняла тогда диадему, чтобы не мешала, так и забыла ее здесь.

С этого момента перестала правительница что-либо забывать.

Это сказка короткая и прикольная. Перед сном девушке ее можно рассказать, чтобы поднять настроение любимой.

Из чего сказка складывается

Как Вы думаете, почему детям трудно бывает определить, какие сказки авторские, а какие народные? В сознании ребёнка нет никакой разницы между «Сказкой о Царе Салтане» Пушкина и сказкой «Гуси-Лебеди». Не удивительно. Александр Сергеевич относился к русскому фольклору с трепетом и стилизовал свои сказки предельно точно. Рассмотрим и мы возможности стилизации сказок для развития навыка сочинительства.

Как и при создании сочинения в любом жанре, в сказке нужно продумать соответствующую структуру, на которую можно накрутить что угодно. Вот её элементы:

  • экспозиция (короткая история событий, предшествующих будущему конфликту, — частый, но не обязательный элемент сказки);
  • зачин (может начинать произведение или продолжать экспозицию, рассказывать о героях, месте действия и т.п.);
  • кульминация (наивысшая точка развития сюжета);
  • развязка (момент раскрытия интриги);
  • концовка (напоминание о сказочном характере произведения, финальный аккорд).

Придумайте какого-нибудь типичного героя «из народа». Пусть это будет школьник Ваня. Однажды он остаётся один, без взрослых, убегает погулять далеко от дома и таким образом оказывается предоставленным самому себе. Это нарушение запрета — обязательное условие волшебной сказки.

Экспозиция может быть, к примеру, такая: «Жил-был мальчик Ваня, озорник и весельчак. Родителей любил, но редко слушал». А потом можно добавить присказку («Это присказка, а сказка скоро будет, погоди») и от неё перейти к зачину («Вот однажды Ваня проспал первый урок и не пошёл в школу…»). А дальше уже включаем фантазию и придумываем приключения. Но они должны быть захватывающими и обязательно с волшебными помощниками

Герой может встретить по пути кота, который с ним заговорит и сообщит что-то очень важное и таинственное. Трижды он пытается выполнить какое-либо действие, прежде чем добывается результата

И в конце можно использовать какую-то типично сказочную, но перефразированную словесную формулу: «Я там был, всё видел, слышал, вот такой рассказ и вышел».

Ну что, вы уже готовы создать свою сказку для 5 класса по литературе?

Суть сказки про Золушку

В произведении рассказывается о жизни девушки по имени Золушка, мать которой умерла. Отец снова женился, «наградил» дочь злой мачехой и двумя несносными сестрами. Они всячески портили жизнь Золушке, нагружали ее тяжелой работой. Девушка, в свою очередь, покорно выполняла все задания, была настолько доброй и отзывчивой, что даже не таила зла на своих родственников.

Добро всегда побеждает зло во всех сказках. Эта тоже не является исключением. Труд, упорство и доброта Золушки с лихвой окупились. Золушка удивительным способом попала на королевский бал, где в нее влюбился принц. Несмотря на преграды и неприятности, они поженились и жили счастливо.

Объём (размер) рассказа

Объективных критериев ограничения объёма (размера) рассказа не существует, но есть субъективные и смежные, когда первые порождают систему оценок, по форме объективных, но по содержанию сохраняющих своё происхождение. Дело в том, что объём рассказа определяется не только пожеланиями автора, логикой повествования и требуемыми для изложения сюжета размерами, но и ограничениями в издании, например, журнала. А именно в журналах совсем недавно, да и в многом до сих пор, преимущественно публикуются рассказы. Поэтому пожелания к объёму, которые высказывают издатели, тоже важны и учитываются. В связи с вышесказанным не следует удивляться, когда предел размеров или объёма рассказа может определяться в один авторский лист или сорок тысяч знаков, включая пробелы, в том числе до окончания строки. Это, если говорить о максимальном размере или объёме рассказа, но есть и меньшие – короткие рассказы, о которых позже. Почему именно так? Следует полагать, что совсем нетрудно запомнить предел, равный одной единице, пусть и вычисляющейся в своём содержании сложно. Надеюсь, уже понятно, что основной критерий в определении объёма рассказа больше служебный, для удобства издания произведения, а не его написания; например, в своё время минимальный объём статьи был три тысячи знаков, так как с этого объёма поисковая система «Яндекс» воспринимала текст как полновесную статью. А так как литература — часть культуры и следует зачастую тем же требованиям для удобства себе и своим потребителям. Но необходимо понимать, что эти пределы объёма рассказа умозрительны, и рассказ может быть больше; но стоит помнить, что с размеров в три авторских листа начинается повесть, которая отличается не только размером. Поэтому объём рассказа – это компромисс между потребностями в изложении сюжета с сохранением жанровой причастности и требованиями при публикации. Ведь нередко, когда журналы ограничивают объём рассказов значениями куда меньшими, чем авторский лист, вдвое меньшими и более.

Но как сочинитель могу сказать, что редко когда требуется объём рассказа больший, чем авторский лист для изложения задуманного, а если такое происходит, то автор скорее задумается над планом повести, ибо это уже она и есть, и незачем раздумывать над рассказом, когда вышел за его пределы не только по объёму, но и по жанру – содержательно-формальной характеристике. Вспомнить хотя бы рассказы Антона Чехова, ему хватало куда меньших объёмов, чтобы изложить острый сюжет с акцентом на конкретной ситуации, конфликте, событии – то, в чём особенность рассказа. С упоминанием мастера могу перейти к короткому рассказу.

Осенний день в березовой роще

Я сидел в березовой роще осенью, около половины сентября. С самого утра перепадал мелкий дождик, сменяемый по временам теплым солнечным сиянием; была непостоянная погода. Небо то все заволакивалось рыхлыми белыми облаками, то вдруг местами расчищалось на мгновение, и тогда из-за раздвинутых туч показывалась лазурь, ясная и ласковая…

Я сидел и глядел кругом, и слушал. Листья чуть шумели над моей головой; по одному их шуму можно было узнать, какое тогда стояло время года. То был не веселый, смеющийся трепет весны, не мягкое шушуканье, не долгий говор лета, не робкое и холодное лепетанье поздней осени, а едва слышная, дремотная болтовня. Слабый ветер чуть-чуть тянул по верхушкам. Внутренность рощи, влажной от дождя, беспрестанно изменялась, смотря по тому, светило ли солнце или закрывалось облаками; она то озарялась вся, словно вдруг в ней все улыбалось… то вдруг опять все кругом слегка синело: яркие краски мгновенно гасли… и украдкой, лукаво, начинал сеяться и шептать по лесу мельчайший дождь.

Листва на березах была еще почти вся зелена, хотя заметно побледнела; лишь кое-где стояла одна молоденькая, вся красная или вся золотая…

Ни одной птицы не было слышно: все приютились и замолкли; лишь изредка звенел стальным колокольчиком насмешливый голосок синицы.

***

Осенний, ясный, немножко холодный, утром морозный день, когда береза, словно сказочное дерево, вся золотая, красиво рисуется на бледно-голубом небе, когда низкое солнце уже не греет, но блестит ярче летнего, небольшая осиновая роща насквозь вся сверкает, словно ей весело и легко стоять голой, изморозь еще белеет на дне долин, а свежий ветер тихонько шевелит и гонит упавшие покоробленные листья, — когда по реке радостно мчатся синие волны, тихо вздымая рассеянных гусей и уток; вдали мельница стучит, полузакрытая вербами, и, пестрея в светлом воздухе, голуби быстро кружатся над ней…

***

… К началу сентября погода вдруг резко и совсем неожиданно переменилась. Сразу наступили тихие и безоблачные дни, такие ясные, солнечные и теплые, каких не было даже в июле. На обсохших сжатых полях, на их колючей желтой щетине заблестела слюдяным блеском осенняя паутина. Успокоившиеся деревья бесшумно и покорно роняли желтые листья.

Единство времени

 
Для того чтобы более полно охарактеризовать жанр рассказ, необходимо выделить закономерности, присущие ему. Первая из них – единство времени. В рассказе время действия всегда ограничено. Однако не обязательно только одним днем, как в произведениях классицистов. Хотя это правило соблюдается не всегда, редко встречаются рассказы, в которых сюжет охватывает всю жизнь главного героя. Еще реже создаются произведения в этом жанре, действие которых длится веками. Обычно автор изображает какой-то эпизод из жизни своего героя. Среди рассказов, в которых раскрывается вся судьба персонажа, можно отметить «Смерть Ивана Ильича» (автор – Лев Толстой) и «Душечку» Чехова. Бывает и так, что представлена не вся жизнь, а длительный ее период. К примеру, в чеховской «Попрыгунье» изображен ряд значимых событий в судьбе героев, окружающая их среда, непростое развитие взаимоотношений между ними. Однако это дается предельно уплотненно, сжато. Именно сжатость содержания, большая, чем в повести, является общим признаком рассказа и, пожалуй, единственным.
 

Особенности сочинений на ОГЭ и ЕГЭ

Сочинение является обязательной частью государственных итоговых аттестаций — ОГЭ и ЕГЭ. На ОГЭ школьников ждут небольшие сочинения-рассуждения. Одиннадцатиклассникам же предстоит написать итоговое сочинение для допуска к единому государственному экзамену. Кроме того, сочинения включены в ЕГЭ по русскому языку, литературе, обществознанию и истории. 

<<Перелинковка>>

Отличия сочинения от эссе и изложения

Сочинения часто путают с эссе, однако эти виды работ различаются целью, структурой и стилистикой написания. 

Школьное сочинение предполагает довольно жёсткую структуру, обязательную аргументацию авторской позиции и сдержанный, повествовательный тон. Задача сочинения — научить школьника формулировать на письме свои впечатления, излагать мысли в логической последовательности, анализировать художественную литературу, делать выводы и обобщения.

Эссе — это художественное произведение, отражающее субъективную позицию автора по поводу некого события, проблемы или явления. Его структура может быть произвольной, мнение автора не обязательно подкреплено аргументами, а в тексте могут использоваться любые средства художественной выразительности, включая риторические вопросы и фразеологизмы. Кроме того, эссе не обязательно заканчивается выводом. 

С сочинением не стоит путать и изложение. Оно представляет собой письменный пересказ текста, сжатую и сокращённую интерпретацию услышанного или прочитанного и не предполагает рассуждений. Задача изложения — проверить, насколько хорошо ученик способен запоминать и воспроизводить полученную информацию. 

Лес осенью

И. Соколов-Микитов

Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. На золотом фоне пожелтевшей листвы выделяются яркие пятна красно-жёлтых клёнов и осин. Медленно кружась в воздухе, падают и падают с берёз лёгкие, невесомые жёлтые листья. От дерева к дереву протянулись тонкие серебристые нити лёгкой паутины. Ещё цветут поздние осенние цветы.

Прозрачен и чист воздух. Прозрачна вода в лесных канавах и ручьях. Каждый камешек на дне виден.

Тихо в осеннем лесу. Лишь шелестит под ногами опавшая листва. Иногда тонко просвистит рябчик. И от этого тишина ещё слышнее.

Легко дышится в осеннем лесу. И долго не хочется уходить из него. Хорошо в осеннем цветистом лесу… Но что-то грустное, прощальное слышится и видится в нём.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector