Что такое лень и как с ней бороться. как бороться с ленью православному

Как бороться с этими грехами:

  1. Преподобный Марк Подвижник говорит, что лень и нерадение очень хорошо побеждает милостыня, делание добрых дел, милосердие. Милостыня прощает очень много грехов и милосердие – одно из таких вещей, которое оживляет омертвелое от злобы человеческое сердце.

  2. Внимательная молитва, по возможности – продолжительная по силам

  3. Постоянство в трудах и преодоление себя. Т.е. когда не хочется, надо преодолевать это и быть постоянным, постоянно бороться, не расслабляться, не потакать своей лености и нерадению, постоянно противиться.

  4. Ревность и любовь к Богу. Когда человек пытается возревновать о Боге. В чем заключается ревность и любовь к Богу? В том, чтобы поступать так, как Он нам заповедал, делать так, чтобы Господь порадовался о нас.

  5. Помышления о духовном, о смертном часе, о Суде тоже человеку помогают выйти из ленивого состояния.

  6. Постараться всегда быть чем-то занятым, не допускать праздности и безделья. Одно дело, когда человек устал и отдыхает, а другое дело, когда человеку нечего делать и он начинает просто лежать.

  7. Также хотел бы привести замечательную заповедь, которую ещё древние философы давали: «Не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня», или – не откладывай на час то, что можешь сделать сию минуту. Очень часто мы как-то всё откладываем, откладываем, а надо попытаться преодолевать эту злую привычку откладывания на потом.

  8. И ещё очень хорошее средство, испытанное средство – это чтение Святых отцов об этих страстях – о лени и нерадении. О любом грехе, который мучает нас, обязательно нужно читать Святых отцов.

Также это, конечно, и чтение Священного Писания, особенно Евангелие нужно читать, углубляться, вчитываться, вживаться в него. И то же самое – творениями Святых отцов, потому что они воплотили Евангельский разум в своей жизни.

Лень и нерадение являются по своей сути грехами, грехами тяжкими, расслабляющими и парализующими человека, лишающими его образа Божьего; к этим грехам нужно относиться с опаской, ни в коем случае не смиряться с ними, не терпеть их, но всегда бороться, всегда преодолевать себя, для того чтобы хоть как-то держаться на плаву и не впасть в полное порабощение этим грехам. И если человек стремится к духовной жизни, т.е. к молитве, к исполнению святых Христовых заповедей, то он все-таки преодолеет лень, преодолеет нерадение; если же человек не стремится к духовной жизни, он никогда не победит и не избавится от этих грехов.

О последствиях страсти

Последствия страсти разрушительны как для материальной жизни человека, так и для его души. Ленивый человек трудно находит и быстро теряет работу, часто не уживается с родителями, разрушает свою личную жизнь.

Духовные потери – не так очевидны, но зачастую намного страшнее финансовых или профессиональных. Лень приводит к застою духовной жизни, отсутствию роста, наконец – к тяжелому голоду души. Он часто выражается у склонных к праздности людей в формах различных зависимостей – алкогольной, наркотической, игровой.

Все это – проявления голода души, зажатой тисками страсти, не могущей раскрыть присущие ей Божии дары. В конце концов это ведет к заболеваниям, а то и полному разрушению жизни.

Страшна по последствиям также духовная леность, все более удаляющая человека от Бога, погружающая его в пучину собственной гордости. Такая леность едва ли излечима человеческими силами. Поэтому, по словам К.С.Люьиса:

Православные подвижники о борьбе с леностью

Опасность страсти столь велика, что множество отцов-аскетов не раз высказывались как о самой лени, так и о возможностях борьбы с ней.

Свт. Феофан Затворник именует лень «запевальщицей» хора множества страстей, которые она несет с собой.

Св. Иоанн Лествичник предостерегал, что страсть проявляется различным, даже прикровенным  образом. Например, многие христиане предпочитают сходить на богослужение, либо побольше помолиться дома, но не помогать семье в хозяйственных делах, не заботиться о ее пропитании.

Лицемерие таких христиан резко обличал еще апостол Павел: «Если же кто о своих и особенно о домашних непечется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1 Тим. 5:8).

Старец Никодим Святогорец обращает внимание на еще одну опасность лени – она съедает и так малое время человеческой жизни. Оно уходит на праздность, в пустоту, а в час смерти человек является перед Богом без добрых дел, подобно человеку из притчи о талантах, зарывшему серебро в землю

Как бороться?

Прежде всего – не считать леность малым или простительным согрешением. Прп. Ефрем Сирин пишет: «кто малое ставит в ничто, тот постепенно будет падать». А потому не стоит заблуждаться – лень ведет душу и тело к гибели, и бороться с ней надо серьезно.

Свт. Иоанн Златоуст предлагал при нападении страсти подумать о последствиях, материальных и духовных.

Авва Исайя Скитский советовал приводить при нападении помыслов лености тут же вспоминать о смерти, о том, что каждый день жизни может оказаться последним.

Интересный фактФизический труд советовал прп. Серафим Саровский. Его часто видели с тяжелой котомкой. Когда же старца спрашивали, что он делает, он кратко отвечал: «Томлю томящего мя!» 

Особенно много говорят о лености старцы Оптинские, ведь жили и подвизались они в век растущего безбожия, маловерия, а значит – распространения также порока лени. Их советы конкретны, просты, понятны малоцерковным мирянам:

  • Старец Макарий Оптинский советовал, учитывая опасность греха, совсем не надеяться на свою силу при его преодолении, но постоянно просить Бога о помощи. Самому же человеку стоит сохранять страх Божий и бодрость.
  • Прп. Амвросий предлагал часто вспоминать слова Христа о том, что «царство Небесное силою берется» (Мф. 11:12).
  • Старец Антоний (Путилов) считал лучшим средством от лени молитву Иисусову.
  • А вот прп. Иосиф Оптинский, говоря о том, что постоянно следует понуждать себя на труд, душевный и телесный, дает совет тем, кто, несмотря на все усилия, с ленью бороться не может: постоянно укорять себя за нерадивость и обязательно – каяться перед духовником на исповеди. Так постепенно будет умирать этот грех.
  • При этом, по слову того же старца, следует избегать чрезмерной требовательности к себе. Нужно различать лень и усталость. Если человек от физического изнеможения не может выполнить молитвенного правила, Господь не требует от него дел сверх сил. Если же, предупреждает св. Иосиф, просто не хочется молиться, то это уже – проявление греха лени.

Лень – коварный грех. Проникая в тело и душу, она расслабляет человека и делает его неспособным бороться. Поэтому страдающему страстью стоит двигаться малыми шагами, но упорно. Лишь тогда Господь, видя благое намерение, пошлет действенную помощь в борьбе с грехом.

Наталья Сазонова.

Краткое описание каждого и духовная суть

Гордость

Она бывает и положительной. В этом случае мы просто радуемся своим успехам. Но греховная гордыня заставляет человека превозноситься над окружающими и ощущать себя маленьким богом. Члены семьи для него — слуги, друзья — свита.

При этом для того, кто страдает высокомерием, не столь важно, что о нём думают другие. Даже мнение единственного истинного Бога для него не имеет значения

«Знай ясно, что человек, с гордостью живущий добродетельно — если только вообще это значит жить добродетельно,- неожиданно может впасть в окончательную гибель. Тот, кто допустил себя до падения, научившись из этого падения смирению, может восстать и скорее восстановить свое прежнее положение, если только захочет. Тот же, кто по видимости поступает хорошо с гордостью, но не терпит никакого зла, никогда даже не заметит своего беззакония, а, напротив, лишь умножит зло и внезапно отойдет отсюда, лишенный всего.

Гордость — начало греха. С нее начинается всякий грех и в ней находит свою опору».

Иоанн Златоуст

 Зависть

Зависть — недовольство, испытываемое из-за сравнения своих достижений с достижениями других. Завистливый человек постоянно сожалеет о своём месте в мире, считая, что он обретёт радость лишь тогда, когда превзойдёт или унизит других.

Полезный материал для практикующего христианина:

Гнев

Гнев не всегда осуждается в Писании. Именно праведный гнев побудил Христа выгнать бесчестных торговцев из храма. Христиане, следуя за своим Учителем, ненавидят грех, но продолжают любить людей, попавших под его влияние.

Но греховный гнев заставляет человека брать суд в свои руки и мстить обидчику любыми средствами. При этом человек предаётся злобе из-за любой мелочи и со временем теряет способность контролировать себя. Он похож на спящий вулкан, который может взорваться в любой момент, уничтожая всё живое вокруг себя.

Практические советы:

 Уныние

Уныние может быть у каждого. Невозможно представить живого и чувствующего человека, который бы постоянно радовался жизни в мире, полном боли и разочарования. Как можно испытывать счастье, сталкиваясь с преступностью, неизлечимой болезнью или смертью близких? Но греховное уныние побуждает человека отказаться от Бога как источника надежды.

 Блуд

Это общее название для всех грехов, связанных с половыми отношениями вне брака. Сюда включаются:

  • супружеская измена;
  • интимные отношения до брака;
  • гомосексуализм;
  • скотоложство и так далее.

Многие имеют совершенно неверное представление о блуде. Считается, что если мужчина и женщина живут вместе в так называемом гражданском браке, сохраняя верность друг другу, то это грехом не является. Однако Библия утверждает, что браком являются лишь те отношения, что оформлены по закону.

«Семь смертных грехов и четыре последние вещи» Похоть. Фрагмент картины нидерландского художника Иеронима Босха, 1475—1480 Доска, масло. 120 × 150 см

Алчность (сребролюбие)

Сребролюбием называют грех, делающий человека рабом денег и богатства. Но даже в том случае, когда заветная мечта осуществляется и вожделенное богатство становится реальностью, жертва алчности не благодарит Бога за свой успех и не занимается благотворительностью. Как раз наоборот, сребролюбец становится скупым и жадным. Алчному всегда мало, даже если он станет самым богатым человеком на земле.

Чревоугодие

Пища — это дар любящего Бога. Грехом является её неумеренное употребление или обжорство. Апостол Павел считал это проявлением идолопоклонства:

Чревоугодие включает в себя несколько грехов:

  • злоупотребление вином и другими спиртными напитками;
  • невоздержание от тяжёлой пищи в период поста;
  • постоянная трата непомерных сумм на деликатесы;
  • чрезмерное употребление сладкого.

Как и почему появляется грех лени?

В нашей культуре принято при жизненных неурядицах испытывать негативные чувства. И правда, чему можно радоваться, когда возникают проблемы в семье или на работе? А когда в дом приходит беда, это совсем неуместно.

Если похоть, гнев, обжорство обществом осуждается, то депрессивный человек ещё и бонусы получает в виде жалости от окружающих. Если рассмотреть причины появления апатии, можно увидеть взаимосвязь уныния и лени.

В состоянии подавленности у человека пропадает уверенность в своих силах и возникает неверие в Божественный промысел из-за лени. Пропадает мотивация что то менять, тоже из-за лени, наступает ощущение бессмысленности жизни.

Говорят, что трудолюбию учатся три года, а ленивым становятся за три дня. Если долго проводить время в праздности, подтворствовать этой вредной привычке, очень сложно взять себя в руки снова и перестать лениться.

Определение

Слово «ленивец» является переводом латинского термина acedia (среднеанглийский, acciditties ) и означает « беззаботный ». В духовном плане acedia сначала относилась к недугам женщин, религиозных людей, особенно монахов, когда они становились безразличными к своим обязанностям и обязательствам перед Богом . В ментальном плане acedia имеет ряд отличительных компонентов, наиболее важными из которых являются отсутствие эмоций, отсутствие каких-либо чувств по отношению к себе или другим, состояние ума, вызывающее скуку, злобу, апатию и пассивное, инертное или вялое мышление. . Физически acedia заключается в прекращении движения и безразличии к работе; это находит выражение в лени , праздности и праздности. Два комментатора считают, что наиболее точным переводом слова acedia является «жалость к себе», поскольку оно «передает как меланхолию состояния, так и эгоцентризм, на котором оно основано».

католицизм

В своей Summa Theologica , Святой Фома Аквинский определяется лени , как «печаль о духовном благе» , и как «шутливости ума , который пренебрегает , чтобы начать хорошо … зло в силу, если это так угнетает мужчин, чтобы привлечь его полностью подальше от добрых дел «. Согласно Катехизису католической церкви , «ацедия или лень заходит так далеко, чтобы отвергать радость от Бога и отталкивается добротой».

Лень игнорирует семь даров благодати, данных Святым Духом ( мудрость , понимание , совет , знание , благочестие , стойкость и страх Господень ); такое пренебрежение замедляет духовное продвижение к жизни — пренебрежение многочисленными обязанностями милосердия по отношению к ближнему и враждебность по отношению к Богу.

В отличие от других смертных грехов, в которых грешник совершает безнравственные поступки, леность — это грех упущения желания и / или действия. Он может возникнуть из-за любого из других пороков капитала ; например, сын может пренебречь своим долгом перед отцом из-за гнева. Хотя состояние и привычка к праздности является смертным грехом , привычка души стремиться к последнему смертному состоянию праздности не является смертной сама по себе, за исключением определенных обстоятельств.

Другие

Лень также определяли как неспособность делать то, что нужно делать, хотя понимание греха в древности заключалось в том, что эта лень или недостаток работы были просто симптомом порока апатии или безразличия, особенно апатии или скуки с Бог.

Эмоционально и когнитивно зло acedia выражается в отсутствии какого-либо чувства к миру, к людям в нем или к себе. Acedia принимает форму отчуждения чувствующего «я» сначала от мира, а затем от самого себя. Хотя наиболее глубокие версии этого состояния находятся в отказе от всех форм участия или заботы о других или себе, теологи также отметили менее значительный, но более неприятный элемент. Из тристиции , как утверждал Григорий Великий, «возникают злоба, злоба, трусость, отчаяние …» Джеффри Чосер тоже имел дело с этим атрибутом acedia , подсчитывая характеристики греха, включая отчаяние, сонливость, праздность. , опоздание, небрежность, праздность и распутство , последнее по-разному переводится как «гнев» или, лучше, как «сварливость». Для Чосера человеческий грех состоит в томлении и сдерживании, отказе предпринимать добрые дела, потому что, как он сам себе говорит, обстоятельства, окружающие установление добра, слишком печальны и слишком трудны, чтобы их можно было страдать. Таким образом, с точки зрения Чосера, Acedia — враг любого источника и мотива работы.

Ленивость не только подрывает жизнедеятельность тела, не заботясь о его повседневных заботах, но также замедляет ум, отвлекая его внимание от вопросов большой важности. Лень мешает человеку в его праведных делах и становится путем к гибели.

Согласно «Классификации демонов Бинсфельда » Питера Бинсфельда , Бельфегор — главный демон греховного Ленивца

Согласно «Классификации демонов Бинсфельда » Питера Бинсфельда , Бельфегор — главный демон греховного Ленивца.

Христианский писатель и клинический психолог доктор Уильям Бэкус указал на сходство между ленью и депрессией. «Депрессия подразумевает отвращение к усилиям, и моральная опасность праздности заключается в этой характеристике. Работа, связанная с проявлением воли к принятию моральных и духовных решений, кажется особенно нежелательной и сложной. Таким образом, ленивый человек придерживается греховных привычек, убежденный в том, что у него нет силы воли, и пользуется в этом утверждении теми, кто упорно ищет только биологические и экологические причины и медицинские средства от лени ».

Два вида печали и плача

   Уже сие одно свидетельствует, что уныние, переходящее в отчаяние, — это,в буквальном смысле, смертный грех! Это же подтверждается и Св.Писанием. Как говорит св.ап.Павел

«Печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть» (2 Кор.7: 10). 

   Это значит, что, когда мы печалимся и плачем, из-за своих грехов потеряв благодать Божию, это вызывает в нас покаяние и способствует нашему спасению. Когда же мы печалимся, впадаем в уныние, потеряв некие мирские, земные и скоропреходящие блага, то такие печаль и уныние, если мы непомерно предаемся им, сначала содевают в нас смерть духовную, а затем, согласно вышесказанному, могут привести нас и к смерти телесной!

   С другой стороны, отступление от Бога нашего народа вызвало и наказание Божие, продолжающееся уже более 100 лет. Не случайно Анна Ахматова назвала XX столетие – «век волкодав».  Многочисленные беды общественные, беды личные естественно вызывают у многих уныние и отчаяние. И то, что наш народ все-таки выжил в «век волкодава», свидетельствует, что он не до конца утратил православную веру!

Как бороться, когда ничего не хочется делать

   Интересная деталь: добродетель противоположная страсти уныния – это мужество. Поскольку же оно скорее приличествует мужчинам, чем женщинам, можно понять, что последние более подвержены этой страсти. Правда, русская женщина по своей природе более мужественна, чем другие представительницы сего пола. Как совершенно правильно сказал поэт: «Она коня на скаку остановит, в горящую избу войдет». 

   Однако другой поэт сказал о той же русской женщине иное

Так что, заканчивая эту мысль, такое бесконечное, условно говоря, «конескакание и избогорение» может кого угодно ввести в уныние, не только женщин, но и мужчин! Но тем не менее православный христианин не должен поддаваться сему, не должен расслабляться, помня, что с ним Бог! 

   Итак, как же бороться с грехом (страстью) уныния? Обычно у православных оно, так сказать,   естественным образом начинается после более или менее длительного пребывания без Таинств Покаяния и Евхаристии. Дело в том, что после исповеди в Церкви и причащения православный получает благодать, которая может преобразовываться в духовную и даже физическую энергию, дающими христианину силы для совершения им своих подвигов молитвы, поста, бдения и прохождения других добродетелей; да и просто для исполнения им своих житейских обязанностей.

   Когда же оный длительное время пренебрегает этими Таинствами, то под действием бесовских прилогов его душа и тело теряют эти энергии, теряют силу, они слабеет, как бы ветшает. Как говорит о сем пророк и псалмопевец Давид: «Обетшах во всех вразех моих» (Пс.6: 8). Тогда-то и приходит к человеку уныние, которое, согласно только что сказанному, многие святые отцы еще называют ленью.

Это интересно: Как победить коварный грех лени

   Отсюда становится ясным, что первое средство или главное оружие православного христианина в борьбе с унынием – это регулярные исповедь и причащение. Если оный правильно или хотя бы достаточно долго совершает сие, то он сам почувствует, как упомянутые Таинства изгоняют из его души и тела уныние да лень, подавая ему духовно-телесную энергию и силы. 

Интересный фактЕсли  человек пребывает в глубокой, длительной депрессии необходимо, наряду с духовными средствами лечения этого недуга, прибегать и к помощи медицины. 

   Частным средством в борьбе с этим грехом святые отцы еще считали псалмопение и рукоделие. И действительно, систематическое чтение Псалтири возгревает в нас веру в Бога, в то, что Он – Всемогущ, что всегда рядом с нами и всегда готов нам помочь. Чем естественно изгоняется уныние. 

   Что же касается рукоделия, то это, в общем-то, для монахов. Для подавляющего большинства наших семейных православных христиан надо заменить слово «рукоделие» на слово «семья». А как это получается, объясняет святитель Иоанн Златоуст. Процитирую сие по памяти.

   Конечно, для нашего поганого времени картина несколько идиллическая, но согласитесь, что-то в ней есть и сейчас! Как говорил некий известный юморист: «Огонь уже угас, но дым еще идет»!

В заключении всем, кто намерен бороться с унынием, можно предложить совет преподобного Амвросия, старца Оптинского:

Прот. Георгий Городенцев

К чему может привести физическая и духовная лень

Грехи названы смертными по причине уничтожения духовной жизни. В послании Коринфянам апостол Павел говорит о том, что человеческая печаль рождает смерть. (Кор.7:10) Лень противна любви к Богу, она убивает радость пребывания в Творце.

Ленивый христианин придумывает море оправданий, чтобы не жить православной жизнью. Часто от таких духовных лентяев можно слышать о том, что они верят в душе. Легкая фраза «Бог в душе» говорит о том, что человек не понимает сущности души и величества Творца. Святой Дух никогда не поселится в нечистой душе, покрытом смертными грехами, Господь не дарует Своей благодати грешникам.

Согласно Библии, лень считается проявлением скудоумия

Всевышний Бог создал не ленивца, а разумного человека, а леность губит разумность, при ней отсутствует желание что-то познавать и творить. Часто леность становится путами в профессиональном росте. Господь одаривает человека множеством талантов, но тому лень прилагать усилия, учиться. И берется такой ленивец за первую попавшуюся работу, тихонько прозябает, не имея настоящего удовольствия в жизни.

Предавая свои мечты и идеалы, у ленивого неудачника возникает чувство отверженности, одинокости, обиженность, лень перерастает в уныние.

Признаки этих грехов:

  1. В Притчах премудрый Соломон говорит: «Леность погружает в сонливость» (Пр. 19: 15), поэтому признаки – сонливость, многоспание, просыпание, долгое лежание в постели, откладывание будильника на пять минут. Это конкретные признаки того, что мы с вами находимся не в бодром состоянии, а находимся в состоянии лени.
  2. Бесцельное хождение по дому, по улице, из угла в угол, человек просто пытается куда-то сходить, а сам не знает ничего, я сказал бы даже: хождение вокруг дела и нежелание никак прикоснуться к нему. Надо помыть полы, – ан нет, пошел это поделал, пошел то поделал, и уже потом вечер, надо спать, быстренько раз-раз пылесосом всё убрали в сторону – завтра, всё завтра.
  3. Усердие к второстепенным делам, пренебрежение к главному. Когда у человека есть конкретное дело – ему надо сегодня на работе сделать то-то, ему начальник ставит план, и он должен его сделать, потому что это его главная задача на сегодняшний день. А ему ещё, помимо калымов, хочется сделать того, сего, знаете, такое настроение хорошее бывает на душе, и человек, получается, в этих второстепенных делах многое делает, а главное так и не происходит. Очень часто в таком плане женская черта характера угадывается. Не в том, что лень, а именно черта женского характера. Женщина многое делает, но иногда – целый день просто отдыхала. Сделала всё что угодно, кроме того, что нужно.
  4. Стремление к упрощению. Есть, конечно, простота – признак таланта, человек делает что-то простое. А бывает простота, когда человеку говорят: «Сделай то-то», а ему неохота, и он начинает: «А давайте сделаем ленивые голубцы…» или ленивые вареники. Т.е. стремление к упрощению не для того, чтобы изобрести какой-то простой, долговечно работающий механизм, а для того, чтобы поменьше затратить усилий. И так в разных вещах.
  5. Отсутствие подвига, постоянства в делании, терпения. Ленивые люди и те, кто склонен к лености, то есть, в принципе, все мы – нам очень тяжело быть в постоянстве, постоянство нас удушает, оно не дает нам жизни, оно сковывает нашу жизнь, оно парализует нас, оно такое ненавистное, это постоянство, и вообще: «Кто его придумал?!» – восклицает лень. А придумал его Господь для того чтобы смирить всех нас, для того чтобы показать, что постоянство дает человеку именно истребление страстей. Страсти всё время пытаются человека ввергнуть в многопопечение, в многоглаголание, в попечение о многих делах для того чтоб человек осуетился. А постоянство дает человеку статичное состояние, которое очищает его от страстей и подготавливает его к получению духовных плодов. И терпение – это, конечно же, нерв постоянства и нерв духовной жизни.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector