Классификация вещей
Содержание:
- Внешняя политика императора Юстиниана Великого
- Работы по кодификации: хронология развития событий
- Кодификация Юстиниана
- Повторное открытие
- Английские переводы
- Византийская империя при Юстиниане
- Творчество
- Кодификации Юстиниана как источник римского права: значение, дата
- Социально-экономические реформы
- Первые попытки кодификации римского права
- Значение кодификации Юстиниана
- Внешняя политика при Юстиниане
- Значение законодательства Юстиниана
- Составление Кодекса Юстиниана
- Итоги деятельности юристов
Внешняя политика императора Юстиниана Великого
На тот момент, когда Юстиниан пришёл к власти, империя включала в себя следующие территории:
-
Фракия;
-
полуостров Малая Азия;
-
северный Египет;
-
финикийское побережье.
На исходе правления к территории добавились: государство Вандалов, юг Испании, Апеннинский полуостров и некоторые другие территории.
Итоги военной экспансии Византии были впечатляющими. В 833 году Юстиниан отправил своего полководца Велизария на завоевание государства Вандалов. Эта война для Византии была успешной. Спустя год эта территория стала частью империи.
В императорской армии активно использовались дикие варвары. Кавалерия, состоявшая из гуннов, была основной ударной силой в боях по завоеванию государства Вандалов. Когда происходило генеральное сражение этой войны, противник устрашился вида этих свирепых воинов и сбежал в пустыню. После этого Велизарий захватил Карфаген.
Следующей целью Юстиниана Великого стало завоевание Апеннинского полуострова. В это время на территории Италии обосновалось королевство остготов. Германские королевства в этот период постоянно вели войны между собой, что их существенно ослабляло.
Юстиниан объявил им войну. Боевые действия шли успешно для византийской армии. Остготы вынуждены были искать помощь и обратились за ней к Персии. Император смог провести переговоры с этой страной и подписал с ней мирный договор, обезопасив восточные границы империи.
Одним из первых успехов в войне за завоевание Апеннинского полуострова был захват Сицилии. Во время этой операции сопротивление врага было относительно слабым. Велизарий завоёвывал итальянские города один за другим. Большая их часть сдавалась победителю. Затем он осадил и взял Неаполь.
После этого Папа Римский предложил ему войти в Рим. Велизарий предполагал, что это является уловкой, а на самом деле противник собирает силы для ответного удара. Он вошёл в город и стал готовиться к обороне, возводя дополнительные укрепления. После осады, длившейся один год и два месяца (537 — 538 гг.), Велизарий продолжил наступление и покорил северо-восточную часть страны.
После смерти Юстиниана был учреждён экзархат (от греч. «внешняя власть»), столица которого располагалась в Равенне. Рим не попал под власть Византии в связи с тем, что его полностью контролировал Папа Римский.
Апеннинский полуостров оставался под властью Византийской империи до середины восьмого века.
Основной принцип, на котором Юстиниан строил отношения с другими государствами, можно сформулировать кратко: «Разделяй и властвуй». Он постоянно создавал союзы с одними странами для того, чтобы уничтожить другие, при этом меняя союзников там, где это было выгодно. Если возникали такие возможности, император старался ссорить врагов между собой при каждой возможности.
В 540 году Персия разорвала мирный договор с Юстинианом и начала открыто готовиться к военным действиям. Византии грозила война на два фронта.
Последняя военная кампания под руководством Велизария происходила на территории Фракии. Византия в 559 году давала отпор нападению племени котригуров. Полководец был близок к тому, чтобы одержать победу над ними, однако император принял решение откупиться от агрессора. После этого полководец до конца своей жизни пребывал в немилости у императора.
Работы по кодификации: хронология развития событий
События по кодификации Юстиниана развивались следующим образом.
- Февраль 528 года – создание комиссии, состоящей из 10 представителей юридического цеха, в числе которых находился квестор священного дворца Трибониан.
- Апрель 529 года – опубликование Кодекса Юстиниана, вобравшего в себя конституции императоров с I по VI века включительно.
- Декабрь 530 года – создание комиссии из 15 членов под председательством того же Трибониана, с участием таких видных юридических авторитетов как профессора академии Константинополя и Беритской – Теофил, Кратин, Дорофей, Анатолий и 11 адвокатов.
- Декабрь 533 года — создание «Дигестов» (от латинского «систематизированное», «собранное») – объемного систематизированного сборника, представляющего собой выдержки из трудов юристов. Он вошел в Свод гражданского права как важнейшая его часть. У него имеется и второе название – «Пандекты», что значит «всеобъемлющий», «всеохватывающий».
- Декабрь 533 – подготовка Трибонианом, Дорофеем и Теофилом по указанию Юстиниана Институций – учебника, в который вошли основные положения римского права, ему была придана сила закона.
- Ноябрь 534 года – переработка и обновление Кодекса институций императоров. Его первоначальная редакция до наших дней не дошла, вторая пережила века под названием Codex Repetitae Praelactionis и также, как два предыдущих документа, явилась частью кодификации Юстиниана.
Кодификация Юстиниана
Кодификация – от латинского «codex»,т. е. «книга, листы которой скреплены и разрезаны у корешка». Кодификация Юстиниана была проведена виднейшими юристами (под руководством Трибониана) в 528–534 гг. по указанию этого знаменитого византийского императора. В 529 г. была составлена первая редакция Кодекса Юстиниана, представлявшая собой систематизированное собрание императорских указов от II в. до самого Юстиниана.
В 534 г. была выпущена вторая редакция Кодекса Юстиниана, дополненная новыми указами (конституциями) Юстиниана. Составители этого Кодекса не только систематизировали акты римских императоров (конституции), но и значительно корректировали их.
Кроме законов при Юстиниане систематизации подверглась также римская юридическая доктрина (т. е. суждения виднейших римских юристов). В 553 г. были выпущены Дигесты (по-гречески Пандекты т. е. «всеобъемлющие»), самая значительная часть кодификации Юстиниана. В Дигесты вошло более 9000 фрагментов из трудов знаменитых римских юристов. Юстиниан запретил толкование Дигестов.
Также в 533 г. были опубликованы Институции («элементы») Юстиниана – популярный учебник по римскому праву, состоящий из четырех частей, посвященных соответственно лицам, вещам, обязательствам, искам. Институции Юстиниана во многом опирались на Институции, составленные во II в. римским юристом Гаем. Юстиниан говорил, что Институции созданы для «образования юношества».
Кодекс, Дигесты и Институции Юстиниана обобщили знания, накопленные к VI в. по римскому праву. Помимо этого были также составлены Новеллы – сборник конституций Юстиниана, изданных после кодификации. Однако Новеллы Юстиниана отобразили преимущественно византийское (а не римское) право. Все вышеуказанные акты были в XII в. объединены в Corpus juris civilis.
Повторное открытие
Выдержка из рукописи «Кодекс Юстиниана I-IX». Средневековая копия знаменитого Кодекса Юстиниана. Копирование Франциском Аккурсием в 13 веке. Хранится в библиотеке Гентского университета .
На Западе Кодекс Юстиниана был в значительной степени утерян или во многих местах никогда не существовал из-за ограниченной западной протяженности византийских территорий. Известная сегодня латинская версия была тщательно восстановлена на протяжении многих веков. Единственная известная рукопись, которая когда-то содержала весь Латинский кодекс, — это веронский палимпсест VI или VII века; это теперь только фрагменты. В своем доме в Византийской империи кодекс был переведен на греческий, который стал основным языком, и адаптирован в IX веке как Basilika . Похоже, что латинский кодекс был сокращен в средние века до «Кодекса-воплощения» с удаленными надписями и множеством других изменений. Когда-то в 8 или 9 веке последние три книги Кодекса были отделены от других, и многие другие законы из первых девяти книг, в том числе все написанные на греческом языке, были исключены. Практически полные версии Кодекса Юстиниана были восстановлены примерно в конце XII века, а гуманисты XVI века добавили законы, первоначально изданные на греческом языке. Пол Крюгер создал современную стандартную версию Кодекса в 1877 году.
Английские переводы
До 20 века Кодекс не переводился на английский язык . В 1932 году английский перевод всего Corpus Juris Civilis (CJC) Сэмюэля Парсонса Скотта был опубликован посмертно. К сожалению, Скотт использовал издание CJC братьев Кригель, а не издание Теодора Моммзена , Пауля Крюгера , Рудольфа Шёлля и Вильгельма Кролла , которое считается наиболее надежным, и его перевод подвергся резкой критике. Рассматривая работу Скотта, ученый-римский юрист Бакленд писал, что Скотт «… имел в своем распоряжении достаточную широту и создал версию, написанную на английском языке, которую можно было бы читать с удовольствием. Но требовалось гораздо больше, чем это было необходимо, и нельзя сказать, что работа удовлетворяет этим дополнительным требованиям «. Примерно в то же время, когда Скотт был активен, судья Верховного суда штата Вайоминг Фред Х. Блюм переводил Кодекс и романы, используя стандартную версию Моммзена, Крюгера, Шёлля и Кролла. Хотя это не было напечатано при его жизни, в 2005 году его перевод Кодекса и Романов был опубликован на сайте Аннотированного Кодекса Юстиниана. Новый английский перевод Кодекса, основанный на переводе Блюма, был опубликован в октябре 2016 года.
Византийская империя при Юстиниане
Для начала вспомним некоторые факты из биографии императора. Юстиниан происходил из небольшой деревушки в горной части Македонии. Родился в 483 году и был сыном обычного крестьянина.
Когда он стал подростком, уехал в столицу к своему дяде Юстину, который был придворным. Этот родственник позаботился о юноше, ввёл его в придворную жизнь, а также обеспечил ему возможность получить хорошее образование.
Его дядя получил императорский трон, будучи в преклонном возрасте. Он не забыл о своём племяннике и сделал его своим помощником.
В молодости Юстиниан отличался неиссякаемой энергией и ясным умом. Современники отзывались о нём как о любезном и доброжелательном человеке. Однако это была только внешняя сторона его характера.
Юстиниан был способен проявлять жестокость и не испытывать при этом угрызений совести. Другим его недостатком был слабый характер. Иногда в ситуациях, требующих решительности, он проявлял слабоволие и трусость.
Он женился вопреки общественному мнению. Феодора была очень красива и умна, однако не имела знатного происхождения — она была дочерью циркового сторожа.
Юстиниан стал императором в 45-летнем возрасте в 527 году. Он поставил для себя главной целью воссоздание Римской империи в тех границах, в которых она была в период максимального расцвета. За время правления император смог вернуть большую часть территории, которая была утрачена ранее.
Многие историки царствование Юстиниана считают эпохой расцвета для Византии. Такого величия страна не достигала ни в предыдущие, ни в последующие века.
Творчество
Юстиниан I изображен на мозаике в церкви Сан-Витале, Равенна, Италия.
Вскоре после того, как Юстиниан стал императором в 527 году, он решил, что правовая система империи нуждается в ремонте. Существовали три кодекса имперских законов и других индивидуальных законов, многие из которых противоречили друг другу или были устаревшими. Кодекс Грегориана и Кодекс Гермогениана были неофициальные сборники. (Термин «Кодекс» относится к физическому аспекту произведений, находящихся в книжной форме, а не на свитках папируса. Переход к Кодексу произошел около 300 г. н.э.) Кодекс Феодосия был официальной компиляцией, заказанной Феодосием II . В феврале 528 года Юстиниан обнародовал Constitutio Hac quae needario , в соответствии с которым была создана комиссия из десяти человек для обзора этих более ранних компиляций, а также отдельных законов, устранения всего ненужного или устаревшего, внесения изменений по своему усмотрению и создания единой компиляции. действующих имперских законов. Комиссия во главе с префекта претория , Джон Каппадокии , а также включены Трибониан , который был позже возглавить другие проекты Corpus Juris Цивилис.
Комиссия завершила свою работу за 14 месяцев, и в апреле 529 г. сборник был обнародован Конституцией Summa . Однако этот сборник не устранил все конфликты, которые возникли на протяжении многих лет в римской юриспруденции, и конституции в Кодексе должны были использоваться наряду с противоречивыми мнениями древних юристов. «Цитирования указанных конституций Нашего Кодекса с учетом мнений древних толкователей закона будет достаточно для рассмотрения всех случаев». Юстиниан попытался согласовать эти противоречивые мнения, издав свои «Пятьдесят решений» и приняв дополнительные новые законы. Это означало, что его Кодекс больше не отражал последний имперский закон. Таким образом, Юстиниан приказал создать новый сборник вместо первого, и этот Кодекс был опубликован в 534 году. Никаких экземпляров первого издания Кодекса не сохранилось; остался только фрагмент указателя содержания египетского папируса. Это второе издание Кодекса, известное как Codex Repetitae Praelectionis , было опубликовано 16 ноября 534 г. и вступило в силу 30 декабря. Кодекс состоит из двенадцати книг: книга 1 касается церковного права, источников права и обязанностей высших должностных лиц. офисы; книги 2–8 охватывают частное право; книга 9 посвящена преступлениям; а книги 10–12 содержат административное право. Структура Кодекса основана на древних классификациях, изложенных в edictum perpetuum (вечный указ), как и в Дайджесте.
Кодификации Юстиниана как источник римского права: значение, дата
Восточная Римская империя долгое время была последним оплотом римского классического законодательства, сохраняла его традиции и основные положения. Правление Юстиниана показало слабость и некоторую моральную устарелость канонических правовых норм, используемых в те времена. Поэтому были разработаны кодификации (поправки), которые возвращали основным постулатам римского права юридическое и фактическое положение. При этом Юстиниан разработал свод законов, убирающих разногласия между классическим правом (jus vetus) времен Великой Римской империи и правом нового времени (jus novus) разработанным на конституциях и указах императоров. Итогом этой работа стала кодификация императора Юстиниана.
Основной целью создания была выработка единого сборника права, свода норм и правовых понятий, в котором было бы объединено и старинное право, jus vetus, и современное императорское законодательство. Такой свод законов и должен был стать весомым аргументом в вынесении юридических решений и в отправлении правосудия. Причем если дело касалось недавних законов и распоряжений императора, работать было значительно легче – все недавние конституции регулярно издавались. Но различные правовые нормы, указанные в них, часто были или отменены, или указаны как устаревшие. Поэтому предпосылки кодификации Юстиниана были налицо, и ревизия имеющихся правовых сборников стала крайне необходима. Причем сделать это нужно было таким образом, чтобы все последующие изменения были приняты во всех уголках империи, а значит, законотолкованием должны были заниматься лишь лучшие юридические умы того времени.
Гораздо сложнее было пользоваться первоисточниками классического римского права, многие из которых уже в то время оказались безнадежно утерянными, поэтому обращаться к ним было безнадежным занятием. С другой стороны, даже те сочинения, на которых строилось отправление правосудия, изобиловали противоречиями и логическими ошибками. Поэтому мнения различных юристов в каждом спорном случае разительно отличались друг от друга. Общее решение определялось всего лишь общим количеством голосов, придерживающихся того или иного вердикта. Кратко говоря, империя Юстиниана была не полностью снабжена ясными и четкими юридическими правилами, и чувствовалась настоятельная потребность разобраться с этим кладбищем устаревших и современных указов, юридических норм и законов, привести правовую систему в строгое соответствие с духом римского права.
Февраль 528 года застал Юстиниана за разработкой новых положений, включающих в себя основы древнего римского правоведения. Кодификация Юстиниана была составлена комиссией из десяти человек, в которой принимал участие сам Трибониан. В апреле того же года вышел кодекс Юстиниана, который включал в себя все изданные на тот момент указы и конституции предыдущих императоров. Полное собрание указов и конституций предыдущих правителей Восточной Римской империи числом более трех тысяч было полностью переработано и стандартизировано. В конце 530 года работала еще одна комиссия ведущих юристов во главе с Трибонианом. На этот раз в нее входили профессора академии Кронстантинополя Теофил Кратин, Дорофей и Агатолий Беритские и еще несколько ведущих адвокатов. Задачей комиссии было разработать комплекс правовых норм, ставший основной современной юридической науки.
Кодификации разделяются на несколько основных частей, каждая из которых освещает отдельных вектор правовых предложений и вопросов. В конце 530 года вышли так называемые дигесты – сборники кратких извлечений из трудов классических римских правоведов. Одновременно с дигестами были разработаны учебники по изучению юриспруденции для молодых юристов – институции. После этого был создан и отредактирован кодекс императорских Конституций. Император непосредственно принимал участие в составлении данных документов и вносил свои предложения и поправки, позднее объединенные под названием «Кодификация Юстиниана».
Таблица частей кодификации представлена ниже:
Социально-экономические реформы
Юстиниан отменил римскую систему управления страной и учредил византийскую. При этом империю поделили на области (префектуры), а те — на округа (фемы).
Управление осуществляли наместники, выполняющие императорскую волю.
Для более эффективной работы были организованы различные ведомства: налоговое, почтовое и другие. Чиновники назначались императором и получали соответствующее должности жалование.
Власть императора имела важную особенность — она в Византии не передавалась по наследству. Для того, чтобы удержаться на троне, базилевс (скипетродержатель) должен был уметь бороться не только против внешних, но и против внутренних врагов.
Император стремился утвердить на всей территории империи единую религию — христианство.
Первые попытки кодификации римского права
Изобилие и разнохарактерность нормативного материала объективно требовали его систематизации и объединения. Первые кодификационные попытки были предприняты частными лицами, составляющими сборники императорских конституций.
В конце III в. н. э. (295 г.) был создан Кодекс Грегориана (Codex Gregorianus), объединивший все императорские конституции начиная от Адриана и до конца III в. н. э. Кодекс состоял из 19 книг, книги делились на титулы с предметными рубриками. Оригинальной системы составители Кодекса не выработали, и в 13 книгах Кодекс следовал системе преторского эдикта последней редакции. В 14-й и последующих книгах трактовались уголовное право и процесс. Принятое к практическому применению собрание Грегориана пользовалось официальным признанием и авторитетом в последующие два века, пока его не отменил Кодекс Юстиниана.
Дополнением к первому собранию после 295 г. стал Кодекс
Гермогениана (Codex Hermogenianus), названный так по имени составителя. Он трижды пересматривался составителем, большинство конституций были подвергнуты редакции. Всего было собрано 120 конституций, разделенных по содержанию на 69 титулов, без объединения в книги. Он дополнял предыдущий кодекс конституциями до Императора Константина (IV в.)
Первым официальным собранием конституций был Кодекс Феодосия (Codex Theodоsianus). Восточно-римский Император Феодосий II (402–450 гг.) имел большие планы — опубликовать сборник императорских конституций с включением произведений юристов-классиков (jus). Но обширность программы замедлила работу, и в результате были собраны только императорские конституции. Кодекс был переслан в Рим и принят Валентинианом III, соправителем Феодосия II. Несмотря на то, что Кодекс был составлен на востоке, в западной части он имел большее влияние и продолжал применяться там, даже когда был отменен на востоке Кодексом Юстиниана. Кодекс Феодосия состоял из 16 книг, разделенных по предметным титулам.
После разделения в конце IV в. н. э. Римской Империи на восточную и западную западная часть оказалась завоеванной германскими племенами. Там образовались королевства: Вестготское, Остготское, Бургундское, на территории которых продолжало действовать римское право; причем короли издавали в помощь судам сборники, содержащие извлечения из кодексов (leges), из сочинений наиболее известных юристов (jus) — Гая, Павла, Папиниана. Таковыми являются сборники для Вестготского королевства — Lex Romana Wisigothorum, для Остготского королевства — Edictum Theodorici, для Бургундского — Lex Romana Burgundionum.
В этот же период появляются и частные сборники. Среди тех, что дошли до нас, можно выделить сборник Fragmenta Vaticana, названный так, поскольку был обнаружен в библиотеке Ватикана. Этот сборник относится к концу IV или началу V в. н. э. и содержит отрывки из сочинений Папиниана, Павла, Ульпиана в соответствии с императорскими конституциями.
Сборник Collatio legum Romanarum et Mosaicarum относится к началу V в. н. э. и включает сопоставление текстов сочинений Гая, Папиниана, Павла, Ульпиана, Модестина и императорских конституций с законодательством еврейского пророка Моисея.
Значение кодификации Юстиниана
Значение деятельности Юстиниана относительно систематизации римских законов трудно переоценить. Это было историческое событие, имеющее огромное значение для всего цивилизованного мира, которое оставило имя этого императора в веках. Современные ученые-цивилисты считают этот труд самым крупным кодификационным трудом времен Античности, если не сказать больше.
Возможно, это основной труд подобного рода во всей истории человечества, если брать во внимание материал, который он содержит, а также то влияние, которое было оказано им на развитие права в дальнейшем. Некоторые ученые, предметом интересов которых является римское право, рассматривают «Свод» как Библию юриста
Сам император Юстиниан относился к своей кодификации как к «храму римской юстиции». По сути, «Свод» явился тем фундаментальным образованием, на котором было построено здание современной юриспруденции как науки
Некоторые ученые, предметом интересов которых является римское право, рассматривают «Свод» как Библию юриста. Сам император Юстиниан относился к своей кодификации как к «храму римской юстиции». По сути, «Свод» явился тем фундаментальным образованием, на котором было построено здание современной юриспруденции как науки.
Внешняя политика при Юстиниане
В истории молодой империи не было другого периода, когда бы она переживала подобный расцвет. Рассматривая правление Юстиниана в Византийской империи, нельзя не сказать о бесконечных войнах и завоеваниях, которые он вел. Юстиниан был единственным византийским императором, который мечтал возродить Римскую империю в прежних границах.
Любимым военачальником Юстиниана был Велизарий. Он принимал участие во многих войнах как на востоке с персами, так и на западе – с вандалами в Северной Африке, в Испании с вестготами и в Италии с остготами. Даже меньшими силами ему удавалось добиваться побед, а наивысшим успехом считается взятие Рима
Рассматривая этот вопрос кратко, следует отметить следующие достижения ромейской армии:
- бесконечные войны на востоке с персами не позволили последним занять ближний восток;
- покорено королевство Вандалов в Северной Африке;
- южная Испания на 20 лет освобождена от вестготов;
- Италия вместе с Римом и Неаполем была возвращена под власть ромеев.
Рис. 3. Границы Византии в конце правления Юстиниана.
Из статьи по истории для 6 класса, мы узнали, что эпоха Юстиниана являлась наивысшим политическим расцветом Византии. При нем она достигла своих максимальных границ и задавала тон мировой политики. Юстиниан был великим правителем и реформатором своего времени, оставивший о себе память в культуре и искусстве.
obrazovaka.ru
Содержание :
Значение законодательства Юстиниана
Институции, Дигесты и Кодекс представляли всю полноту римского права во всей его глубине и силе. То был, по словам виновника, «храм римской юстиции», создателем которого по праву считал себя Юстиниан. В столь быстром сооружении этого «храма» Юстиниан видел проявление благоволения Божия. Свое законодательство он признавал завершенным и совершенным, единым источником правовой жизни государства на будущее время, с устранением всех прежних юридических сочинений и сборников, не подлежащим никакому толкованию и распространению, а лишь применению. Считая ненужными какие-либо толкования изданного им права, Юстиниан допускал только дословный (???? ????) перевод на греческий язык.
Но в ту пору, когда Юстиниан в таких выражениях славил свое творение, выяснились для него и для его сотрудников многие недочеты в тексте его Кодекса. Составлена была новая комиссия под председательством Трибониана. Текст Кодекса был тщательно пересмотрен и исправлен, в него было внесено много указов самого Юстиниана за годы, последовавшие за первым изданием. Этот текст repetitae praelectionis, т. е. второе исправленное издание, был объявлен окончательным и совершенным, и с 18 ноября 534 года вступил в силу. В первый его титул вошло, под параграфом 8-м, изложение веры, составленное самим Юстинианом и удостоившееся одобрения папы Иоанна.
Закончив кодификацию, Юстиниан занялся регламентацией изучения права в школах. Из пяти существовавших тогда школ, он сохранил три: в Риме, Константинополе и Берите (Бейруте). Учение было рассчитано на 5 лет. Первый год полагался на изучение Институций и первых четырех книг Дигест, во второй третий и четвертый годы шло изучение Дигест, кроме последних 14 книг (от 37 до 50), предоставленных любознательности учащихся, в последний, пятый, год изучался Кодекс. Юстиниан всячески поощрял молодых людей к изучению права, и оканчивающим курс в обновленных школах присвоил право на титул Justinianus.
Великое дело Юстиниана имело значение, далеко выходящее за кругозор античного человечества, и новая христианская Европа начала свое историческое бытие с идеалом правового государства, который воздействовал на европейские народы. Прошли века, и право Юстиниана стало живым и действующим во всех западноевропейских государствах.
Гордые слова Юстиниана ? завершении храма римской юстиции были им же самим опровергнуты, так как он продолжал сам законодательствовать по разным общим и частным вопросам. Как дополнительные к существовавшему уже цельному и систематизированному Кодексу, эти новые законодательные акты получили имя leges novellae, новые законы, и назывались в сокращении новеллами. Большая часть их не заключает в себе новых принципов и норм права. Еще при Юстиниане делались попытки свести его новые законы в один сборник. Дошедший до нас наиболее полный сборник составлен не раньше времени императора Тиберия II, так как в него введены указы двух преемников Юстиниана I: Юстина II и Тиберия.
rushist.com
Составление Кодекса Юстиниана
С самого начала своего правления (527-565) император Юстиниан I вознамерился осуществить великую задачу кодификации действующего права. Подыскав соответственных сотрудников, он начал дело с новой редакции того материала, который уже раньше подвергался общим обработкам, т. е. императорских указов. Эдиктом от 7 февраля 528 года Юстиниан объявил о составе комиссии, назначенной им для редакции нового сборника, который должен был обнять материал, сведенный в Феодосиевом Кодексе, устранить из него то, что не имело более практического значения и включить в новый сборник узаконения, вышедшие после издания Феодосиева Кодекса. В комиссию вошло десять человек. Пять из них были уже заслуженные сановники, удостаивавшиеся консулата и имевшие сан патрициев. То были: бывший квестор двора Иоанн, бывший магистр армии и префект претория Леонтий, бывший магистр армии Фока, бывший префект Востока Базилид и квестор двора Фома. Не столь высокий ранг имели другие пять членов: магистр ведомства имперских агентов Трибониан, магистр канцелярии прошений и судебных дел Константин, комит консистория и профессор права в Константинопольской высшей школе Феофил и два константинопольских адвоката, Диоскор и Презентин.
Работа в комиссии шла весьма напряженно и быстро. Из членов комиссии выдался Трибониан, который и был удостоен вскоре назначения на пост квестора. Указом от 7 апреля 529 года Юстиниан возвестил сенату ο выходе в свет нового Кодекса права, которому он дал свое имя, назвав его Codex Justinianus
Материал Феодосиева Кодекса был переработан самым основательным образом, приняты были во внимание все последующие указы и очень большое число новых, принадлежавших уже Юстиниану. Кодекс был разделен на 12 книг в воспоминание ο 12 таблицах, древнейшем и единственном цельном кодексе римского права, finis aequi iuris, как называл его некогда Тацит
При новой редакции указов первой задачей являлось установление строгого единства и последовательного проведения принципов. Юстиниан специально подчёркивал мысль, что ни одна из статей нового кодекса не должна противоречить другой. С этой целью, ссылаясь на верховенство императорской власти, Юстиниан заявлял свое право устранять и отменять действовавшие прежде законы и установления. Когда дело было приведено к концу, Юстиниан объявил о вступлении в действие нового кодекса указом от 7 апреля 529 г. на имя префекта претория Мины, на обязанность которого он возлагал разослать текст кодекса по всем провинциям и объявить всем подданным императора о вступления его в действие с 16 апреля.
Общая схема расположения материала резко отличает этот новый кодекс от кодекса Феодосия. Для духа времени знаменательно, что тогда как в кодексе Феодосия указы, касающиеся религии, составляли последнюю, 16-ую, книгу, в кодексе Юстиниана им отведено первое место, и они заполняют 13 глав первой книги, и первая носит заглавие: «О верховной Троице и вере кафолической и чтобы никто не дерзал публично состязаться о ней». Христианство легло в основу правового строя государственной жизни.
Итоги деятельности юристов
После выхода вышеназванного кодекса в период с 535 по 556 год включительно Юстинианом был издан ряд законов, объединенных в неофициальное собрание. Уже после его смерти оно было опубликовано под названием «Новеллы».
Таким образом, собственно, сама кодификация Юстиниана была осуществлена с апреля 529 по ноябрь 534 года и вмещала в себя:
- «Кодекс» – сборник конституций, принятых императорами.
- «Дигесты» («Пандекты») – обширную консолидацию извлечений из трудов авторитетных классических юристов.
- «Институции» – учебник права, имеющий силу закона.
В период Средневековья все указанные документы кодификации Юстиниана были объединены с новеллами в один сборник, который именовался Corpus Yuris Civilis, что означает «Свод цивильного (гражданского) права». Его впервые издал и дал ему именно это название в XVI веке юрист из Франции Дени Готофред. За образцы им были взяты не подлинные тексты, которые к тому времени не сохранились, а копии, сделанные на латыни и греческом с VI по XI век.