Кратко «капитанская дочка» а. с. пушкин

Глава 14. Суд

Гринева отправляют в Казань, на допрос. Город сгорел после бунта, уцелела одна лишь крепость. Генерал и его помощник строго допрашивают Гринева о его отношениях с бунтовщиком: они очень хорошо осведомлены и призывают его, сына достойного родителя, ответить за свой грех. Там оказывается и Швабрин (поседевший и похудевший), который оклеветал Петра, назвав его шпионом Пугачева. Но ни он, ни Петр не упомянули имя Марьи, чтобы уберечь ее честное имя от пересудов и злой молвы. Из-за этого Гринев не может доказать свою невиновность. Суд выносит Петруше приговор — ссылка в Сибирь. Казни он миновал только из-за заслуг отца, которого пожалели.

Получив такое известие, Гринев-старший потерял бодрость духа и едва не умер от стыда. Теперь он считал свой род проклятым из-за позора Петра. Он тоже не верил в его невиновность. Теперь он считал, что его наследник не достоин брака с Марьей, дочерью капитана, пострадавшего за отечество.

Тем временем Марья догадалась, что Петр не может оправдаться из-за нее. Она тайком рассказала матери Петра свои догадки и попросила, чтобы ей дали возможность отправиться в Петербург. Ей дали в путь Палашку и Савельича.

В попытке спасти любимого героиня едет в Петербург, к императрице. Ожидая своей очереди, девушка гуляет по саду и встречает миловидную даму, с которой делится своей историей. Дама читает ее письмо к государыне и сердится: Гринева нельзя простить, ведь он не по глупости пристал к Пугачеву, а по подлости. Но Марья уверила ее, что в ней одной скрыта причина его отлучки из Оренбурга. Дама обещает помочь Мироновой уговорить императрицу.

Позже выясняется, что это была сама Екатерина Вторая. Она вызывает Марью к себе и объявляет девушке, что Гринев помилован.

Гринев присутствует при казни Пугачева, тот будто разглядел его в толпе и кивнул. Молодые люди женятся, ведь царица обеспечила капитанскую дочку приданым, да и родители Петра согласны были принять Марью без всякого приданого.

С этой книгой читают

Папина дочкаМэри Хиггинс Кларк

…Первый удар домкрата просвистел мимо и пришелся на подголовник. Вцепившись в крепление ремня безопасности, я с трудом расстегнула защелку и поползла на пассажирское…

4.3
 (1)

Сова была раньше дочкой пекаряМарион Вудман

Беспокойство женщин по поводу своего лишнего веса все еще остается одной из наиболее актуальных и болезненных проблем в современном мире. Сегодня каноны…

4
 (2)

Дочка для ведьмы с ребенком Кручко Алёна

Ведьмовской дар бездельниц не любит, а увлеченных награждает. Попав в другой мир и оказавшись там ведьмой, Марина твердо намерена развивать свой дар, она настроена на…

4
 (4)

Старик и мореЭрнест Миллер Хемингуэй

Эрнест Хемингуэй написал «Старика и море» в 1951 году на Кубе. В 1952 году книга была опубликована под английским названием «The old Man and the Sea». Эта новелла стала…

4.06
 (58)

Повесть о настоящем человекеПолевой Борис Николаевич

Перед вами книга из серии «Классика в школе», в которой собраны все произведения, изучаемые в начальной, средней школе и старших классах. Не тратьте время на поиски…

4.6
 (26)

Угрюм-рекаШишков Вячеслав Яковлевич

«Угрюм-река» – та вещь, ради которой я родился», – говорил В.Я.Шишков. Это первое историческое полотно жизни дореволюционной Сибири, роман о трех поколениях русских…

4.4
 (4)

Сага о ФорсайтахДжон Голсуорси

В ноябре 1932 года Джон Голсуори стал лауреатом Нобелевской премии по литературе «за высокое искусство повествования», вершиной которого является «Сага о…

4.5
 (1)

Фотография, на которой меня нетАстафьев Виктор Петрович

Рассказ опубликован в сборнике «Далекая и близкая сказка».Книга классика отечественной литературы адресована подрастающему поколению. В сборник вошли рассказы для детей

3.73
 (3)

Глава 1. Сержант гвардии

Петр Гринев вспоминает детство и юность. Он родился в семье отставного офицера, служившего на графа Миниха. Мать происходила из бедного дворянского рода. Все девять детей супружеской пары умерли во младенчестве. А когда женщина еще ожидала Петю, отец уже записал ребенка на службу в Семеновский полк. Петр выдвинул предположение, что если бы родилась девочка, то родитель мог и отказаться от нее.

Сначала паренька учил старый слуга Савельич, а потом нанятый француз Бопре. Вскоре, отец выгнал его со двора, так как тот вместо обучения сына наукам, только пил да развлекался с барышнями.

Когда Пете исполнилось 16, отец отправляет его на службу в Оренбург. Сын мечтал о Петербурге, надеясь, что там его ждет свободная жизнь. Вместе с ним едет и старый слуга. В Симбирске мужчины делают остановку. Старик уходит за покупками, а парень попадает в трактир, где знакомится с ротмистром Зуриным. Тот учит его игре в бильярд. Петруша проигрывает новому знакомому сто рублей. Савельич возмущен поступком хозяина, но деньги отдает.

Глава 3. Крепость

Белогорская крепость напоминала деревню, обнесенную простым бревенчатым забором. Петр весьма удивился, что эти накрытые сеном домишки и кривые улочки являются крепостью.

Там Гринев познакомился с Василисой Егоровной, женой коменданта. Женщина приняла его по-родственному, представилась хозяйкой крепости, нисколько не смущаясь и не прерывая своего занятия — распутывания ниток. В нем ей помогал какой-то военный. Она призвала гостя не расстраиваться за перевод в эдакое захолустье. Здесь же коротал пятилетний срок еще один молодой дворянин — Алексей Швабрин (его перевели за то, что он убил человека на дуэли). Вдвоем им будет не скучно, думала сердобольная хозяйка. Она позвала урядника и велела определить Петру жилье. Ему досталось половина горницы в избе на отшибе. Расстроившись от вида необъятной и пустой степи, Петр лег, не ужиная.

На другой день к нему без церемоний зашел Швабрин — познакомиться. Это был человек с некрасивым, но живым лицом, небольшого роста. Он был неглуп и язвителен, чрезвычайно смешно описал семью и окружение коменданта. Они вместе отправились отобедать у него.

Комендант, «старик бодрый и высокого росту, в колпаке и в китайчатом халате» встретил их и проводил к жене. Она позвала дочь Марью. Автор описал ее так:

Сели обедать. Жена коменданта фамильярно заметила ему, что он зря учит солдат, ибо сам ничего не понимает в службе. Услышав о состоянии Гринева (300 душ), она сказала, что ее дочь — бесприданница, и вряд ли выйдет замуж. Марья заплакала, и Петру стало ее жаль. Гринев решил переменить тему и спросил, не боятся ли они нападения на крепость, на что Василиса Егоровна ответила, что и с места не сдвинется, если увидит злодеев. Однако Марья, в отличие от нее, «трусиха», и выстрелов боится как огня.

Петр и Алексей вскоре ушли и провели весь вечер вместе.

Анализ произведения и характеристика героев

Первая глава повести рассказывает о жизни дворян конца 18 века. Описывается их среда, культура, быт. Главный герой вспоминает свое детство, воспитание. Чувствуется любовь Гринева к своему укладу жизни, но это не мешает ему немного смеяться над ним.

Во втором эпизоде описывается Оренбургский край, впечатления Гринева от него. Значимым является то, что в этой главе впервые появляется Пугачев, хоть и мельком

Но образ его довольно яркий, а потому читатель сразу заостряет на нем внимание

Третья глава знакомит с Белогорской крепостью, ее комендантом Иваном Кузьмичом и его семьей. Уклад жизни классический для того времени. Жена коменданта, Василиса Егоровна, занимается административными делами и хозяйством, а сам комендант обучает строю старых инвалидов, которые являются гарнизоном «фортеции».

В следующих трех главах взгляд читателя фокусируется на отношениях Пети Гринева и Маши Мироновой. Между молодыми людьми возникает взаимная любовь, из-за чего Швабрин начинает ревновать и злиться. Все эти сложности в отношениях становятся причиной ссоры и приводят к дуэли Гринева и Швабрина. Гринев сватается к Маше, получает согласие, однако его отец не дает согласия на брак. 

В этих главах раскрываются главные действующие лица, их характеры и мотивы.

В главах с шестой по тринадцатую речь идет о «пугачевщине». В них Емельян Пугачев описывается с разных сторон, при различных обстоятельствах, что в полной мере показывает отношение писателя к данной фигуре. 

Именно в этих главах случаются все роковые для героев события.

Четырнадцатая глава является развязкой произведения. В ней описываются суд над Гриневым, жизнь Маши в его имении и ее поездка в Петербург. Действие переносится из деревни в город, дворец императрицы Екатерины.

Герои произведения получают от судьбы то, что они заслужили: некоторые счастье, некоторые наказание. 

Главным героем произведения является молодой Петр Гринев. В начале повести он предстает малообразованным, но добрым человеком. Его становление как личности проходит через весь роман, а основной причиной этого является его любовь к Маше Мироновой. Благодаря этому чувству он открывает в себе силу, мужество, честь и отвагу.

Маша Миронова — воплощение идеала о честном, гордом человеке, который стойко выносит все удары судьбы, несмотря на свою юность. Пугачев захватил крепость и казнил ее родителей, но Мария нашла в себе смелость просить о помощи саму императрицу и молить ее пощадить «предателя» Гринева.   

Савельич — еще один герой произведения, который покоряет читателя своей человечностью. Это добрый и отзывчивый человек, который готов рискнуть своей жизнью, чтобы спасти другого. Именно в этой доброте и заключается вся сила Савельича.

Алексей Швабрин — в начале произведения Алексей и Петр кажутся схожими персонажами. Однако по ходу развития действий различия проявляются все сильнее и сильнее. Швабрин, в отличие от Гринева, привык добиваться всего хитростью, подлостью, ложью. Это персонаж, который полон злобы и обид, без чести. Для него ничего не стоило нарушить присягу и перейти на сторону бунтовщиков.

Емельян Пугачев — хотя для власти он чистой воды преступник, Пушкин не делает его образ на сто процентов отрицательным. Автор подчеркивает силу духа героя, его отвагу и честность. Остается вопросом лишь то, насколько образ, созданный писателем, сопоставим с реальной исторической личностью.   

Глава 12. Сирота

Пугачев едет с Гриневым в Белогорскую крепость, там они встречают Алексея, ставшего вылитым казаком. Швабрин, притворно приняв Петра, унижается, юлит и хитрит, даже называет девушку своей женой и объясняет ее отговорки болезнью, но атаман открывает дверь сильным ударом и находит узницу, которую Алексей держал на хлебе и воде. Швабрин бросается на колени и просит милости. Пугачев дает ему прощение, но Марью отпускает вместе с Петром. Однако Алексей, обезумев от злобы, выдает секрет капитанской дочки. Тогда Гринев говорит, что не мог выдать тайны при свидетелях, боясь, что на Марье отыграются его слуги еще до их приезда.

Атаман освобождает девушку, Гринев и Миронова уезжают из крепости, а вслед за ними и Пугачев. Петр решает отправить невесту к родителям, говоря, что никакая сила их больше не разлучит. Марья говорит, что выйдет за него только после благословения. Согласие скрепили долгим поцелуем.

Главные герои и их характеристика

Вот здесь перечислены главные образы в романе «Капитанская дочка».

  1. Пётр Гринёв — молодой дворянин и офицер. Превыше всего ценит свою честь. Лично знал Пугачёва, и проникся к нему уважением, оставшись при этом убеждённым противником вооружённого мятежа. Позиционируется Пушкиным как образец для подражания. Этот образ раскрывается в возрастных метаморфозах: сначала Петр был безответственным и весьма ограниченным недорослем, даже по пути на фронт он совершает детские ошибки и попадает в курьезные ситуации; потом любовь преображает героя, он становится сильным и гордым; затем штурм крепости и смертельная опасность показывают истинного Петра — мужественного, храброго и честного; в финале перед нами не недоросль, а ответственный и готовый ко всему солдат, знающий не понаслышке, что такое честь.
  2. Марья Миронова — дочь коменданта Белогорской крепости. Отказалась выйти за Швабрина, готова была умереть голодной смертью, оставшись верной Петру. Приложила все усилия для спасения любимого даже после того, как на него махнул рукой собственный отец. Идеал женщины (для Пушкина). Ее характер украшают бескорыстие, смелость, преданность и сила духа. Даже несмотря на то, что шанс выйти замуж без приданного был минимален, она не согласилась стать супругой нелюбимого человека.
  3. Иван Миронов — бедный офицер, отдавший армии 40 лет жизни. Честный, добрый, исполнительный человек, но мягкосердечный и уступчивый в быту (поэтому многие из его людей не были готовы к осаде, а кое-кто и вовсе перешел на сторону мятежников). Самоотверженно оборонял крепость и принял смерть от рук мятежников, отказавшись изменить присяге. Вот эссе, которое поможет Вам узнать капитана получше.
  4. Василиса Миронова — властная и хозяйственная жена коменданта. Почтенная старушка. Заботливая мать и добросовестная супруга, которая отказалась покинуть крепость, ведь не хотела бросать мужа. Была безжалостно убита восставшими. Подробнее о ее характере расскажет эссе.
  5. Емельян Пугачёв — мятежный казак, лидер восстания, самозванный император Пётр III. Безжалостный убийца и бескомпромиссный бунтарь. Не лишён благородства, способен помнить добро. Уважает Петра Гринёва за его честность и простоту. Изначально понимая печальные перспективы своей авантюры, идёт до самого конца, смиряясь со своей судьбой. Вот его описание, таблица с характеристикой и образ.
  6. Алексей Швабрин — молодой и талантливый офицер. Вопреки внешнему сходству с Гринёвым, оказывается его полной противоположностью. Подлый и низкий человек, который стремиться лишь к собственному благополучию и выживанию. Изменяет присяге, подвергает мучениям Марию Миронову, после ареста клевещет на Петра в мелочном желании навредить тому, кто лучше, чем он.
  7. Екатерина II — императрица России. Приятная и сострадательная женщина. Милосердно снимает с Гринёва все обвинения и обеспечивает счастье его и Маши.
  8. Савельич — старый слуга Петра Гринева, ставший его верным спутником и другом. Это хозяйственный и ворчливый старик, привыкший экономить и во всем блюсти барские интересы. В то же время этот человек искренне предан Гриневу и любит его как сына. Вот его сочинение-рассуждение, посвященное раскрытию его образа.

Темы

Тематика романа «Капитанская дочка» богата актуальными и неординарными темами и мотивами.

  • Честь. В любой ситуации человек должен помнить своём достоинстве, держать клятвы, не лукавить и не пресмыкаться. Именно стремление сохранить свою честь помогает Гриневу делать правильный выбор раз за разом. Так, его отказ поцеловать руку «царя Петра Третьего» и нежелание признать казака императором очень понравились Пугачеву. Он стал уважать того, кто был с ним честен.
  • Нравственный долг. Соблюдение своего долга перед страной, семьёй и любимыми — то, что отличает благородного человека от подлеца и мерзавца. Так, Пушкин на контрасте показывает предателя и достойного бойца (Алексея и Петра), отслеживая их судьбы до финальной развязки.
  • Любовь. Самоотверженная любовь рано или поздно будет вознаграждена. Тот, кто искренне любит, пойдёт на любые страдания и лишения, ради своей второй половинки. Так, Петр спас Марью, рискуя головой, а Марья выручила его, когда все вокруг разуверились и отвернулись.
  • Народ. Пушкин показывает всю жестокость чёрного, народного бунта. Не отрицая объективных причин восстания, писатель осуждает этот кровавый путь. Так, он подробно описывает дотла выжженную Казань, которая до мятежа была прекрасным процветающим городом.
  • Доброта. Именно человечное отношение Гринёва к Пугачёву спасло ему жизнь и положило начало их странной дружбе. Возможно, если бы все дворяне были такими же, ка Гринёв, восстания удалось бы избежать.
  • Смелость. Никогда нельзя терять присутствия духа, нужно смело смотреть встречать жизненные невзгоды, даже если расплата за это — смерть. Например, Василиса Егоровна не покинула мужа в трудный час и погибла рядом с его трупом, когда обвиняла мятежников в смерти супруга и получила за это смертельный удар.
  • Тема бунта. Пушкин полностью отрицает вооружённую борьбу народа с самим собой. Показывая озлобление обеих сторон конфликта, он призывает людей к благоразумию и миролюбию. Мятеж не помог им восстановить утраченные права, он лишь пролил кровь.
  • Нравственность. Писатель демонстрирует, как любовь, чувство долга и отвага побеждают пошлость, приспособленчество и трусость.
  • Ценности. В романе Пушкин провозглашает гуманистические ценности, призывая читателя к пониманию, миролюбию и милосердию.

Глава 5. Любовь

За больным Петром ухаживало все семейство капитана и Савельич. Пять суток он лежал без памяти, но, услышав голос Маши, проснулся. Потом он попробовал признаться ей в любви и почувствовал, что она взаимна. Почти поправившись, он вновь признался девушке в чувствах и получил согласие на брак. Но она отметила, что родные Петра вряд ли согласятся, ведь она — бесприданница. Петр убедил ее в успехе письма и решил послать отцу весточку, чтобы испросить благословения.

Швабрина Петр великодушно простил, потому что думал, что Алексею было больно лишиться того счастья, которое обрел сам Петр. Швабрина освободили от наказания по просьбе раненого, и приятели помирились.

В ответ на просьбу Петр получил отказ, ведь Маша — бесприданница. Отец пригрозил перевести сына подальше от этих мест, чтобы «дурь из головы вышла». Он винит сына в том, что он недостоин носить офицерскую шпагу. Мать Петра слегла от горя и тревоги за сына. Петр расстроился и стал винить Савельича в доносе, но тот показал ему письмо Гринева-старшего, где тот укоряет слугу за отсутствие сведений и потворство грехам молодого барина. Донос написал Швабрин, но Гринев не мог это доказать.

Прочитав письмо, Мария сильно огорчилась, и, несмотря на уговоры возлюбленного, она отказалась от брака без благословления. Девушка с того момента стала сторониться его, избегать, а он сам замкнулся в себе и боялся, как бы не сойти с ума от одиночества и разочарования.

О книге

Бывает так, что, сосредоточиваясь на собственной жизни, забываешь, как много интересного может происходить в мире, насколько увлекательны истории других людей. Чтение книг становится спасительным и позволяет человеку приятно и с пользой провести время. Можно забыть о настоящем и погрузиться в то, что происходит на страницах книги.

Книга Пушкина Александра Сергеевича «Капитанская дочка» – прекрасный образец подлинного искусства в жанре классическая проза. Писатель постарался сделать произведение интересным и хорошо раскрыл основные идеи. Каждый персонаж тщательно проработан, чтобы читатель мог понять особенности его личности и поступки.

Проблемы

Проблематика произведения «Капитанская дочка» многогранна и интересна даже современному читателю: в ней раскрываются вечные нравственные проблемы человечества.

  • Бесчестье. Человек, предавший честь, превращается в безнравственное животное, стремящееся лишь к выживанию. Так, автор описал деградацию Швабрина. Из гордого и достойного офицера Алексей превратился в холопа, который валялся в ногах у беглого казака, вымаливая прощение. В финале главный герой видит поседевшего и осунувшегося Швабрина (а ведь ему не было и 30 лет!), который уже ни ни что не годен.
  • Совесть. Тот, кто действует в согласии со своей совестью, всегда поступает правильно. Но голос совести не всегда легко разобрать. Так, Гринев оскорбляет верного слугу, чтобы выплатить «долг чести», но позже осознает, что поступил не по совести и мучается угрызениями.
  • Милосердие. Несмотря на жестокость нашего мира, по-настоящему благородный человек всегда готов проявить милосердие, какое Пугачёв проявил у Гринёву и его невесте. Кем бы мы ни были, кем бы нас не считали, никогда не поздно научиться сочувствию и гуманности.
  • Воспитание и становление личности. Именно благодаря воспитанию своего консервативного отца Гринёв стал образцом офицера. Местами читателю могло показаться, что старик Гринев перегибает палку и зря гробит будущее сына, отказываясь от места в Семеновском полку. Однако его решение обеспечило то, чего не может дать столичная военная выправка, — нравственное созревание личности.
  • Нравственный выбор. Перед лицом смерти каждый человек обнажает своё истинное нутро и поступает сообразно своей нравственности. Так, комендант Миронов между бесчестьем и смертью выбрал смерть, а Швабрин — бесчестье.
  • Война. Пушкин демонстрирует всю бессмысленную жестокость, на которую способны люди во время войны, причем, с обеих сторон. Так, перед бунтом Миронов пробует допросить пленного башкирца, но обнаруживает следы от тяжких увечий, которые он получил от властей в наказание за прошлый бунт: у него не было ушей, носа и языка.
  • Власть. Обладая огромной властью, прежде всего, необходимо сохранить в себе человечность, что и показывает Пушкин на примере Пугачёва и Екатерины II.Однако в то же время писатель не оправдывает этих исторических фигур, подробно описывая их жестокость и равнодушие к судьбе людей. Так, Пугачев хладнокровно приказывает убить Василису Егоровну за ее крики, хотя и так сделал ее вдовой. Екатерина Вторая не отдает таких приказов в тексте книги, но зверская казнь Пугачева, ее нежелание вникать в дело Петра, пытки и жестокое подавление восстания — все это никак нельзя объяснить ее неведением.
  • Дворянство. Писатель показывает дворянство неоднородным, наряду с отважным и честным Гринёвым оно породило предателя Швабрина. Пушкин считает, что дворянство Российской империи должно непрерывно самосовершенствоваться, чтобы в будущем не познать ужасов Пугачёвщины.
  • Справедливость. Народ, уставший от бедности и притеснений, видит свою правду в бунте, и его сложно за это винить. В то же время справедливы и действия правительства, ведь они направлены на защиту других людей от гибели и грабежа мятежников. В данном случае виноватых нет, как и невиновных.

Персонажи[править]

  • Петруша (Пётр Андреевич) Гринёв, главный герой, от лица которого и ведётся повествование, молодой офицер, наследник отцовского поместья.
  • Андрей Петрович, его отец, премьер-майор в отставке, симбирский помещик средней руки (300 душ). В дополнительной главе показано что он еще весьма боевой.
  • Авдотья Васильевна, его мать.
  • Стремянной Савельич (Архип Савельев), его дядька, верный слуга.
  • Мосье Бопре, его гувернёр-outchitel, смешной иностранец.
  • Иван Иванович Зурин, гусарский ротмистр, которого Петруша встретил в Симбирске (при второй встрече повышен до майора).
  • Емельян Пугачёв, донскойказак, лидер мятежников. При второй встрече «лицо его показалось мне знакомо».
  • Андрей Карлович Р., старый друг Гринёва-отца, живущий в Оренбурге генерал, начальник Петруши. Прототип — губернатор Оренбурга И. А. Рейнсдорп.
  • Иван Кузмич Миронов, армейский капитан, комендант Белогорской крепости, гарнизон которой составлял «130 солдат, не считая казаков, на которых плоха надежда». Проводил учения «в колпаке и в китайчатом халате».
  • Василиса Егоровна, капитанша. При первой встрече с Петрушей «разматывала нитки».
  • Маша (Марья Ивановна) Миронова, их дочь, заглавная героиня — «девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачёсанными за уши, которые у неё так и горели».
  • Палашка, их крепостная девка. «Петр Андреич! Алексей Иваныч! подавайте сюда ваши шпаги. Палашка, отнеси эти шпаги в чулан».
  • Иван Игнатьич, кривой старичок-поручик. Помогал капитанше мотать нитки, нанизывал грибы для сушения на зиму.
  • Алексей Иванович Швабрин, переведённый в крепость и выписанный из гвардии за убийство на дуэли. При знакомстве с Петрушей «описал Машу совершенною дурочкою», позже Ивану Игнатьичу приписал непозволительную связь с капитаншей. Вообще бяка и антагонист. Перешёл на сторону Пугачёва.
  • Максимыч, урядник, молодой и статный казак.
  • Отец Герасим, священник в Белогорской крепости.
  • Акулина Памфиловна, попадья.
  • Семён Кузов, мужик, в избе которой разместили на постой Петрушу с Савельичем.
  • Старый инвалид, слуга Мироновых.
  • Степан Парамонов, полковой цирюльник, исполнявший в крепости обязанности лекаря.
  • Юлай, крещёный калмык, сказавший Миронову, что отправленный на разведку Максимыч ему наврал.
  • Башкирец с возмутительными листами, задержанный солдатами. У него были отрезаны уши, нос и язык.
  • Соратник Пугачёва, человек лет пятидесяти, которого он называл «то графом, то Тимофеичем, а иногда его дядюшкою», товарищ по взятию Белогорской крепости.
  • Ещё два соратника, встреченных в Бердской слободе («господа енаралы»):
    • Беглый капрал Белобородов (Наумыч), которого Пугачёв величал фельдмаршалом, старичок. Носил голубую ленту через плечо, как будто он был награждён высшим орденом — Андрея Первозванного.
    • Афанасий Соколов (Хлопуша), ссыльный преступник, три раза бежавший из сибирских рудников.
    • И он не единственный беглец.
  • Члены следственной комиссии — молодой офицер, старый генерал и секретарь.
  • Анна Власьевна, жена смотрителя почтового двора в Софии, она же племянница придворного истопника.
  • Дама лет сорока, которую Маша встретила на прогулке в царскосельском парке, имевшая, по её словам, влияние при дворе.
  • Камер-лакей, приехавший из дворца за почтовую станцию за Машей.
  • Массовка из правительственных солдат и восставших.

Адаптации[править]

  • Чёрно-белый фильм 1958 г. (реж. В. Каплуновский, Петруша — великолепный секс-символ и герой-любовник Олег Стриженов, Маша — Ия Арепина, Швабрин — Вячеслав Шалевич).
  • Телеспектакль 1976 г. (реж. П.Резников, Петруша — Александр Абдулов, Маша — Елена Проклова, Швабрин — Леонид Филатов, Пугачев — Владимир Самойлов, Савельич — Лев Дуров, Екатерина II — Наталья Гундарева)
  • «Русский бунт», (2000 г., реж. А. Прошкин, по мотивам собственно повести и «Истории…»). Среди сценаристов — С. Говорухин и В. Железников, а главные роли почему-то отдали полякам (Матеуш Даменцкий и Каролина Грушка); Пугачёв — Владимир Машков. Фильм был номинирован на Берлинском кинофестивале, получил несколько премий «Ника» и призов на «Кинотавре».
  • Отсылка в песне «Тулупчик заячий»:

По заснеженной белой обители
Вдаль кибитка по полю мчит.
Вас за то, что меня вы обидели,
Емельян Пугачев не простит.

— «Любэ»
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector