Канон пасхи (полный текст 9 песен, видео)
Содержание:
- Песнь 9
- Песнь 5
- Как подготовиться к причастию в Светлую Седмицу
- Подготовка к Таинству Причащения
- Песнь 9
- Пасхальные традиции
- Песнь 7
- Песнь 1
- Воскресная песнь
- Песнь 4
- Песнь 1, глас 1‑й
- Песнь 8
- Песнь 6
- Какие молитвы должны прочитать дети
- Памятка готовящемуся ко Святому Причащению
- Молитвы на Пасху 2021 что нужно читать
- Правила чтения
Песнь 9
Первый ирмос: Сотвори державу мышцею Своею, низложи бо сильныя со престол и вознесе смиренныя Бог Израилев, в
нихже посети нас Восток с высоты, и направил ны есть на
путь мирен.
Припев: Вознес Себе пригвоздил еси на Древе
крестнем: вознесл еси род человеческий. Принзел же еси
на Кресте рукописание наше, имже написал еси, Спасе,
нашу свободу, и оставил еси нам осуждения написание.
Погреблся еси, Безсмертне, и воскресл
еси, в мертвых погребый наше прегрешение, и воздвигий
Адамов падший образ. Темже поклонимся Погребению Твоему
и Воскресению, Иисусе всех Царю: Тя прославляем.
Воскрес явился еси святым учеником: дана
Ми есть всяка власть, – глаголя к ним, – на земли и на
небеси. Темже и послал еси их в языки вся крестити,
Иисусе, приходящия к ним.
Пасха велика и честна Христова светлый
приготови день божественныя тайны Воскресения Его,
воньже, празднолюбцы людие, светло торжествуйте
восклицанием, и радостию, и добродетелию.
Богородичен: Пресвятая Богородице, спаси
нас.
Обновила еси естества в рождестве Твоем,
Чистая: Зиждителя бо миру воплощенна породила еси,
земным – Бога Израилева, и пребыла еси без тли, якоже
древле рай прадеда Адама, воздвигши его.
Второй ирмос: Живонбсный Источник прис-нотекущий,
светоносный Светильник Благодати, Церкве Ббжия Покров
славный, небесе и земли Пространнейшую, Богородицу
Чистую величаем.
Припев: Приидите, празднолюбцы, приидите и
видите величия Христа Бога нашего: распятием бо Своим
воздвиже Адама падшаго, и в мертвецех вменися мертвецы
Воставляяй, и воскресе из мертвых вся Спасаяй.
Вси язьщы, восплещите руками днесь,
якоже Давид воспет, и верно воскликнем, и согласно
воспоим: яко воскресе Христос, якоже прежде рече, и
сущия во гробех мертвыя вся воскреси.
Весна Господня светла и Воскресение,
составльшия Пасхи торжество: сие празднуем таинство,
празднолюбцы, яко Пасха наша Сам пожреся Христос,
великий Пастырь, яко и Овча.
Христос воскресе, и жив есть Бог наш.
Свет бо есть, и Жизнь, и Воскресение. Мироносицы
радуются, ученицы веселятся, людие, колена земная
радуются: яко воскресе Жизнь наша.
Благообразуйте вси просвещающеся,
торжествуйте и верою ликуйте; священницы, возноситеся,
царие, веселитеся, людие вси земнии, радуйтеся: яко
воскресе Жизнь наша.
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.
Троичен: Преначальный Свете, Животе наш: Отче и
Сыне и Душе Святый; в триех Ипостасех и во Едином
Божестве Пресущнаго присно богословлю: Троицу
приснородную и вкупечтомую.
И ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Богородичен: Радуйся Мати Божия, Граде Одушевленный,
в немже вместитися изволи: не оставив бо Вышних, в Тебе
вселитися изволи, яко да на земли, Богородице, обновит
мя утробою Твоею.
Андрей Критский, святитель
Цитировано по:
«Богослужения Страстной седмицы и
Пасхи».
М.: ПСТГУ, 2005. – С 550
Песнь 5
Ирмос: Твой мир даждь нам, Сыне Божий, иного бо
разве Тебе бога не знаем, Имя Твое именуем, яко Бог
живых и мертвых еси.
Припев: Во тьму преложися, страсть Твою, Христе,
чудо страшно показуя, солнце. Како бо бяше не Светящему
на земли светити? Тебе бо последоваше.
На Древе крестнем пригвоздился еси,
Иисусе, и адовы вереи, и смертная шатания диаволя
разрушил еси. Темже покланяемся Ти, на нем
пригвождшемуся.
Пожерся, Безгрешне, волею за ны,
непорочен сый, дал еси Ся всесожжение, яко овча
совершено, яко Агнец сый, вземляй мира грехи.
Обвит Тело Твое плащаницею чистою,
покадив е честными вонями, и со славою положи в нбвем
гробе Иосиф Благообразный.
Затвориша гроб Твой затвором, Иисусе,
внутрьуду утверждше, и внеуду стрегуще, и всюду печати
утверждения. И како востал еси чудно, всяческая
Обдержай?
Светло спразднуим: воскресе бо Христос,
и Пасху тайную нам дарова святыя Страсти. Мы же, Спасе,
человеческий род, от умерщвления избавлени быхом.
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.
Троичен: Троице Святая, слава Тебе, неразделимая,
единая: Отче и Сыне и Душе Святый, во триех Ипостасех и
во едином Естестве, спаси вся хвалящия Тя.
И ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Богородичен: Образа зачатия Твоего никтоже разуме
когда и страшныя рождества Твоего тайны: обое бо паче
ума в Тебе совершися, Марие Богородице.
Как подготовиться к причастию в Светлую Седмицу
Канон, который регулирует правила причастия во время Антипасхи был создан более 13 веков назад. Это произошло во время Трулльского собора в 691 году. Именно там было создано правило 66, согласно которому:
«От святаго дня Воскресения Христа Бога нашего до Недели Новыя, во всю седмицу верные должны во святых церквах непрестанно упражняться во псалмех и пениях и песнех духовных, радуяся и торжествуя во Христе, и чтению Божественных Писаний внимая, и Святыми Таинами наслаждаяся. Ибо таким образом со Христом купно воскреснем, и вознесемся ».
При этом подготовка к причастию после пасхальных праздников в период Светлой Седмицы требуется минимальная.
- Пост соблюдать не нужно. Еще Иисус Христос после преумножения хлебов сказал: «Отпустить же их не евшими не хочу, чтобы не ослабели в дороге» (Мф.15:32). Христиане после завершения Великого поста уже не нуждаются в дополнительных ограничениях. Они и так уже проявили свою стойкость на пути к Богу. Поэтому не нужно себя излишне истязать и соблюдать пост накануне.
- Мясо разрешено. Более того, согласно все тому же 66 правилу, отказ от скоромной пищи в Светлую Седмицу – это настоящая ересь. Согласно церковным канонам, священнику и мирянам, отказывающимся от мяса из-за предрассудков, положена анафема. Но это правило не касается тех, кто просто следует вегетарианству или не может употреблять мясо по состоянию здоровья.
- Надо прийти в церковь натощак. Это единственное существенное ограничение. Как указывает протоиерей Валентин Уляхин, в раннем христианстве люди причащались ежедневно. В современном мире для большинства мирян это невозможно. Но именно в Светлую Седмицу желательно найти время на каждодневное причастие с понедельника по воскресенье.
Причастие разрешено для всех. Существует два в равной степени ошибочных мнения. Одни считают, что перед Пасхой и после праздника причащаются только миряне, находящиеся под епитимьей, а также греховные люди, которые пытаются замолить свои прегрешения.
С одной стороны, это верно, ведь именно в пасхальную неделю и Антипасху они могут читать молитвы, пройти причастие и очиститься в церкви перед лицом Бога, хоть в другое время путь в храм для них закрыт. Но это не значит, что остальным мирянам стоит отказываться от приобщения к таинству.
Также читайте: Можно ли пить на Пасху алкоголь
Есть и другое мнение, что в Светлую седмицу требуется какая-то особая подготовка к причастию. Что человек должен быть по-особенному чист прежде тем, как читать молитвы.
Однако протоиерей Димитрий Смирнов на подобные заявления указывает, что миряне должны ориентироваться на священнослужителей. Ведь им положено показывать путь остальным христианам и соблюдать церковные правила намного строже, чем людям, которые живут обычной жизнь и не могут посвятить всего себя Богу.
В то же время он сам после Великого поста не отказывается от мяса и не проходит специальной подготовки перед причастием. И к этому же призывает людей из своего прихода.
Что касается исповеди, то в Светлую Седмицу она считается необязательной, если человек исповедовался не ранее Лазаревой Субботы. В таком случае по благословению священника мирянин сразу допускается к причастию. Это правило, как и отказ от предварительного поста, связано с только что закончившейся Четыредесятницей.
Считается, что человек, соблюдавший Великий пост, и так шел по пути покаяния. Поэтому в светлый и радостный период Антипасхи праздник не стоит омрачать воспоминаниями о своих прегрешениях. Но только в том случае, если на душе нет более тяжелого греха.
Подготовка к Таинству Причащения
Практика подготовки к Евхаристии в истории Церкви с течением времени менялась. В разных Поместных Церквях она также имела свои особенности. Каноны ко Святому Причащению не всегда были распространены.
Так, в первохристианские времена существовала практика причащения всех присутствующих на богослужении («Учение 12 апостолов»). В Византийской Церкви 11-12 веков среди монашествующих зародилась традиция подготовки перед Причастием. Для это нужно было поститься, исповедоваться, прочитать особое молитвенное правило. Постепенно, эту традицию стали перенимать миряне. Так, например, в русском Типиконе (глава 32) говорится об обязательном 7-дневном посте перед Причастием. В греческом Типиконе такого указания нет.
Утвердившийся строгий подход в подготовке к Причастию способствовала формированию христианской духовности. Однако из-за этих правил многие верующие стали редко приступать к Таинству Причащения.
Общего и обязательного правила поста перед Причастием, предписанного церковными канонами, не существует. Верующие этот вопрос решают в индивидуальном порядке со своим духовником. По мнению митрополита Волоколамского Илариона, главы синодального Отдела внешних церковных связей
Однако в дни подготовки к Таинству Причащения (это время еще называется говением) по совету Святых Отцов следует увеличить ежедневное молитвенное правило.
Песнь 9
Припев: Величит душа моя воскресшаго тридневно от гроба Христа Жизнодавца. Ирмо́с: Светися, светися, новый Иерусалиме: слава бо Господня на тебе возсия, ликуй ныне, и веселися, Сионе! Ты же, Чистая, красуйся, Богородице, о востании Рождества Твоего. Припев: Христос новая Пасха, жертва живая, Агнец Божий, вземляй грехи мира. О, божественнаго! О, любезнаго! О, сладчайшаго Твоего гласа! С нами бо неложно обещался еси быти, до скончания века, Христе, Егоже вернии, утверждение надежды имуще, радуемся. Припев: Ангел вопияше Благодатней: чистая Дево, радуйся, и паки реку, радуйся! Твой Сын воскресе тридневен от гроба, и мертвыя воздвигнувый, людие, веселитеся. О, Пасха велия и священнейшая, Христе! О мудросте, и Слове Божий, и Cило! Подавай нам истее Тебе причащатися, в невечернем дни Царствия Твоего. Богородичны: Пресвятая Богородице, спаси нас. Согласно, Дево, Тебе блажим вернии: радуйся, двере Господня, радуйся граде одушевленный; радуйся, Еяже ради нам ныне возсия свет из Тебе Рожденнаго из мертвых воскресения. Пресвятая Богородице, спаси нас. Веселися и радуйся, божественная двере Света: зашедый бо Иисус во гроб, возсия, просияв солнца светлее, и верныя вся озарив, богорадованная Владычице. Ексапостиларий самогласен: Плотию уснув, яко мертв, Царю и Господи, тридневен воскресл еси, Адама воздвиг от тли, и упразднив смерть: Пасха нетления, мира спасение. (Трижды) Версия для печати
Тэги:
Богослужение Пасха
Пасхальные традиции
У русского народа пасхальные традиции складывались веками. В Светлое Воскресение верующие приветствуют своих родных и знакомых, говоря им: «Христос воскресе!», в ответ они обязательно услышат: «Воистину воскресе!» Раньше такое приветствие было принято произносить в течение 40 дней от дня Пасхи вплоть до Вознесения Господня.
В этот день после службы принято разговляться – есть скоромную пищу. Начинать трапезу следует с писанок, куличей, творожной пасхи. Верующие накрывают богатый стол с множеством блюд, приглашают в гости родственников и хороших знакомых. Помимо съедобных крашеных яиц на Пасху было принято изготавливать декоративные яйца из дерева, украшенные бисером. Примером тому служат знаменитые яйца Фаберже.
Народ устраивал веселые гулянья, которые продолжались вплоть до Красной горки (праздник, проходящий в следующее воскресенье после Пасхи). Молодежь водила хороводы и плясала. Повсеместно устраивали катание яиц, так называемые «каталочки». Писанки катили по наклонной доске, нужно было постараться сбить как можно больше яиц. Победитель забирал сбитое яйцо себе и оставался в игре, проигравший заменялся новым участником.
В какой день пекут куличи на Пасху
По канонам церкви выпечка куличей разрешается в среду и четверг последней недели Великого поста. Большинство верующих предпочитают готовить выпечку в Чистый четверг, который в 2021 году приходится на 29 апреля. Если по каким-то причинам хозяйка не успела приготовить кулич вовремя, можно перенести это мероприятие на субботу – 1 мая. Великая суббота – крайний срок для приготовления куличей. Выпечкой лучше заняться с самого утра, ведь процесс этот не такой быстрый.
Когда красить яйца на Пасху
Согласно сложившейся традиции яйца на Пасху разрешено красить во время всей последней седмицы, так называемой Страстной недели. Уже в понедельник 26 апреля верующие могут заранее покрасить или разрисовать яички, оформить их тематическими пасхальными наклейками. Однако всем нам хочется получить к столу максимально свежий продукт, поэтому чаще всего к окрашиванию яиц приступают в Чистый четверг. В 2021 году он выпадает на 29 апреля. Если этот день занят более важными делами, значит, приготовить писанки можно будет в субботу – 1 мая.
Песнь 7
Ирмос: Отроки от пещи избавивый, быв Человек,
страждет яко смертен, и страстию смертное в нетления
облачи благолепие, един Благословен отцев Бог и
Препрославлен.
Припев: Аще на Кресте пригвоздился еси, Христе,
но пребыл еси по существу Отчу безстрастен: плотию бо
страждаше и терпяше, Долготерпеливе, о всех, да мне яко
Бог безстрастие подаси.
Ты мене ради возшел еси на Крест,
Долготерпеливе, да мя избавиши клятвы, юже Моисей
написав в Законе, властию повеле: проклят всяк, иже на
древе пригвожден.
Желчи вкусил еси, Владыко Христе,
обратив ми всякую горесть тленную на сладость, из ребр
источив воду. Сего ради вопию Ти: благословен еси,
Спасе, Очистителю душ наших.
Христос воскресе днесь, людие, радуйтеся
и торжествуйте светло: прииде Свет, прииде Христос,
прииде Благодать, прииде Истина, прииде всем Жизнь и
Воскресение.
Где Мертвец, да рекут нам стражие: кто
есть украдый Мертвеца? Где Украденный? Како распадеся
ныне печать? Что ризы? Что же камень вам мнится,
беззакбнницы?
Что не веруете, беззаконнии, Христу
воставшу ? Приидите и прочтите ваша вся книги: аще
Христос не сице востал есть, якоже ту? – вопияху
живоноснии Гроб со Воскресением Его.
Невежествия покровение на вас належит:
темже не видите Света. Отымите убо сущий в вас
неверствия пбмысл, да просветит вас истинный Свет.
Да просветится земля днесь, и да
взыграются Ангели и вси земнии: яко Христос воста от
гроба, и Адама воздвйже, и оковы земныя разруши.
Светоносный сей праздник торжество явися
торжества нам: Пасха честная, Пасха новая, Пасха
Господня, от земли возводящая на Небеса верных, прежде
преднаписанная нам.
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.
Троичен: Тройческую воспоим песнь, славяще
Безначальнаго Отца и Сына и Духа, правую во Единстве,
Едину Сию, Юже Троицу поем: Свят, Свят, Свят еси,
зовуще.
И ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Богородичен: Паче ума Твоего рождества тайну кто
исповесть, Чистая? Всестрашно, всекрасно и странно,
всевыше ума: Бог бе и есть Твой, Дево, Сын.
Песнь 1
Ирмос: Песнь победную поим вси Богу, сотворшему
дивная чудеса мышцею высокою и спасшему Израиля, яко
прославися.
Припев: Христос воскресе из мертвых.
Зиждитель и Избавитель мой на древе
висит, и на судищи стоит, и Бог страждет, безстрастен
сый, и терпит вся досаждения нас ради, да мы спасемся.
Егоже трепещут Ангели, волею распинается
и погребается, и связует смерть, и терпит вся нас ради,
и Страстию страсти убивает, Безстрастный стражда.
На Кресте распинался, солнце омрачил еси
в полудни, Господи, и месяц яко в сени постави, и солнце
потаи лучи, и потом свет возсия.
Велия дела Твоя, и дивны муки, Христе
Боже наш. Страшна же чудеса Твоего Воскресения: Крестом
бо ад разруши и гробы истощи.
Свыше сошед Ангел, камень от Гроба
отвали, и на нем седя, мироносицам вопияше: не требует
мира, ни плача Воскресый из мертвых.
Что плачетеся со Пречистою, что
ужасаетеся? Воскресе Господь: шедше рцыте апостолом
скоро, – Ангел женам плачущимся глаголаше.
Со Петром тецем и Иоанном ко гробу и
видим ризу, идеже лежит, и убрус иже бе на главе Иисуса
Воскресшаго.
Омертвеша стражие сущии пред Гробом:
Христос востал есть, и иудее мятутся, земля же веселится
и небо играется светло и вси роди земнии.
Светло празднующе веселимся: Пастырь
пожреся, Агнец предлагается, Христос востал есть, всем
просветившимся воскресением Его.
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.
Поем и славим Тя, Безначальне Отче, Сыне
и Душе Божественный, Свет Животворящий воистинну,
Безначальную, Сродную, Троицу Нераздельную.
И ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Богородичен: Во утробе вместила еси, Егоже земля во
чреве прияла есть, и преисподняя ужасошася: Того родила
еси без истления, Богородице Чистая.
Воскресная песнь
Воскресе́ние Христо́во ви́девше, поклони́мся Свято́му Го́споду Иису́су, Еди́ному Безгре́шному, Кресту́ Твоему́ покланя́емся, Христе́, и свято́е Воскресе́ние Твое́ пое́м и сла́вим: Ты бо еси́ Бог наш, ра́зве Тебе́ ино́го не зна́ем, Имя Твое́ имену́ем. Прииди́те вси ве́рнии, поклони́мся свято́му Христо́ву Воскресе́нию: се бо прии́де Кресто́м ра́дость всему́ ми́ру. Всегда́ благословя́ще Го́спода, пое́м Воскресе́ние Его́: распя́тие бо претерпе́в, сме́ртию смерть разруши́. (Трижды).
Воскре́с Иису́с от гро́ба, я́коже прорече́, даде́ нам живо́т ве́чный и ве́лию ми́лость. (Трижды).
Песнь 4
Ирмос: Духом провидя пророк Аввакум Словесе
воплощение, проповедаше глаголя: егда приближатся лета
познаешися, егда приидет время, явишися: слава силе
Твоей, Господи.
Припев: Камения печати видяще распадение, что
льститеся, беззаконнии, отметающеся Света? Се камень, се
и кустодия, с теми же и гроби вопиют, яко воскресе и жив
есть Христос.
О лесть, о неистовство, о беззаконное
нечестие! Жизни отвергошася, солгавше Христу: воскресе
бо, и свидетельствуют печати, и не украден бысть. Ризы
вопиют, яко воскресе и жив есть Христос.
Жены, что ужасаетеся и плачете зело? Что
миро носите Живому, яко мертвому? Яко воскресе, – Ангел
вопияше мироносицам: приидите и видите место, идеже, яко
мертв, положен бяше Живый.
Возсиял еси из Гроба, Свет от Света, и
землю озарил еси Божественным Твоим Светом, и во аде
держимыя мраком Своим Воскресением просветил еси,
вопиющия: слава страшному Твоему Воскресению.
Начните Гбсподеви, веселитеся людие и
торжествуйте и хвалите Его: се бо прииде Спасый образ,
погребенный Адамовым преступлением. Слава страшному
Твоему Воскресению, Христе.
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.
Троичен: Троицу во Единице славим, людие, во
Едином Божестве: Отца и Сына и Божественнаго Духа, и Сию
Едину, естеством неразделиму, и неразлучиму, и
нераздельну: Един бо в Троице Лиц Бог.
И ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Богородичен: Во Пречистую Твою утробу вселися,
Чистая, Бог и Творец мой, без семене воплощься, и
Богородицу яви Тя, Дево. К Немуже непрестанно молящи не
престай, да избавимся напасти лютыя.
Сошествие
Христа во ад. Икона, XIII век. Монастырь святой Екатерины на Синае
Песнь 1, глас 1‑й
Ирмос (первая строка – прим.): Воскресе́ния день, просвети́мся, лю́дие. Па́сха, Госпо́дня Па́сха: от сме́рти бо к жи́зни и от земли́ к небеси́ Христо́с Бог нас преведе́, побе́дную пою́щия.
Припев: Христо́с Воскре́се из ме́ртвых, сме́ртию смерть попра́в и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в.
Очи́стим чу́вствия, и у́зрим непристу́пным све́том Воскресе́ния, Христа́́ блиста́ющася, и ра́дуйтеся, реку́ща, я́сно да услы́шим, побе́дную пою́ще.
Припев: Христо́с Воскре́се из ме́ртвых, сме́ртию смерть попра́в и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в.
Небеса́ у́бо досто́йно да веселя́тся, земля́ же да ра́дуется, да пра́зднует же мир, ви́димый же весь и неви́димый, Христо́с бо воста́, весе́лие ве́чное.
Богородичны: (Поемыя со второго дня Пасхи и до отдания)
Слава: Умерщвле́ния преде́л сломи́ла еси́́, ве́чную жизнь ро́ждшая Христа́́, из гро́ба возсия́вшаго днесь, Де́во Всенепоро́чная, и мир просвети́вшаго.
И ныне: Воскре́сшаго ви́девши Сы́на Твоего́́ и Бо́га, ра́дуйся со Апо́столы, Богоблагода́тная Чи́стая: и е́же ра́дуйся пе́рвее, я́ко всех ра́дости вина́, восприя́ла еси́́, Богома́ти Всенепоро́чная.
Песнь 8
Первый ирмос: Егоже трепещут Ангельстии вои яко Творца
и Избавителя всех, пойте, священницы, и превозносите во
вся веки.
Припев: На древе повесиша, яко овча, Христа,
прободбша же тогда беззаконныя с Ним, и потрясеся со
страхом вся земля, и раздрася завеса в распятие, яже
прежде бяше красна.
На Кресте Тя пригвожденна зрящи
Пречистая, Сына Своего, вопияше Матерски: не безчадну
яви Мя, рбждшую Тя, но да вижду славу Твоих велений и
деяний.
Ликуйте, Ангели, и веселитеся, земнии:
Христос бо воскресе, совокупляя яко Бог вышняя с
нижними, и страстию Своею убив, разори вражия мучения.
Мертвии, сретайте гробнаго в мертвых
Христа, воздвигшаго из гроба Адама. Воста бо сице, и
явися жив Христос, и прииде спасти нас во веки.
Богородичен: Пресвятая Богородице, спаси нас.
Радостию вопием Ти мы, земнии, Дево
Богоневестная: без семене бо нам родила еси Сына Божия,
Егоже молящи не престай за всех нас.
Второй ирмос: Премудростию небеса Утвердившаго, и на
водах землю Основавшаго, и тварь всю Создавшего,
благословите, пойте, священницы, Господа; людие,
превозносите Его во вся веки.
Припев: Миро носяще жены и ароматы, иже паче над
всею землею суть, благоухания воня носяще, приидоша рано
заутра к страшному Гробу, идеже Христос востал есть.
На камени юноша седяй, священныя жены
пригласи: не плачитеся, приидите, место видите, идеже
лежа Тело Хотящаго обновити вас.
Светоносныя страсти Твоя светлоносно
проповедает Воскресение, и мы о Бозе торжествуем великия
Пасхи день, светло празднующе Христа во веки.
Прекрасное торжество праздников праздник
является, в онь бо воскресл есть Владыка, и воскресил
перваго Адама, и просветил всю вселенную.
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.
Троичен: Благословим Отца и Сына и
Святаго Духа, Господа.
Отец и Сын и Святый Дух, преначальный
Свет, Живот наш, Троице сродная, вкупе чтомая, иже верою
хвалят Тя, Своею Нераздельностию избави всех от тли.
И ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Богородичен: Отеческаго благоволения сокровище,
Сыновняго пришествия водворение, Святаго Духа одеяние
явилася еси, Марие: Троица неизреченная о Тебе
образовася.
Песнь 6
Ирмос: Снизше́л еси́ в преиспо́дняя земли́ и сокруши́л еси́ вереи́ ве́чныя, содержа́щыя свя́занныя, Христе́, и тридне́вен я́ко от ки́та Ио́на, воскре́сл еси́ от гро́ба.
Припев: Христо́с Воскре́се из ме́ртвых, сме́ртию смерть попра́в и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в.
Сохрани́в це́ла зна́мения, Христе́, воскре́сл еси́ от гро́ба, ключи́ Де́вы невреди́вый в рождестве́ Твое́м, и отве́рзл еси́ нам ра́йския две́ри.
Припев: Христо́с Воскре́се из ме́ртвых, сме́ртию смерть попра́в и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в.
Спа́се мой, живо́е же и неже́ртвенное заколе́ние, я́ко Бог Сам Себе́ во́лею приве́д Отцу́, совоскре́си́л еси́ всеро́днаго Ада́ма, воскре́с от гро́ба.
Слава: Возведе́ся дре́вле держи́мое сме́ртию и тле́нием, воплоти́вшимся от Твоего́ пречи́стаго чре́ва, к нетле́нней и присносу́щней жи́зни, Богоро́дице Де́во.
И ныне: Сни́де в преиспо́дняя земли́, в ложесна́ Твоя́, Чи́стая, сше́дый и всели́выйся, и воплоти́выйся па́че ума́, и воздви́же с Собо́ю Ада́ма, воскре́с от гро́ба.
Какие молитвы должны прочитать дети
Многие родители, которые хотят подготовить своего ребенка к первому посещению храма, приурочивают его к Светлой Седмице. В это время правила того, как готовиться к причастию, и что читать перед таинством, более простые. Детям не надо поститься и легче запомнить текст. Так, священнослужители рекомендуют читать 3 молитвы:
Отче наш — 3 раза
Отче наш, Иже еси на небесех!Да святится имя Твое,да приидет Царствие Твое,да будет воля Твоя,яко на небеси и на земли.Хлеб наш насущный даждь нам днесь;и остави нам долги наша,якоже и мы оставляем должником нашим;и не введи нас во искушение,но избави нас от лукаваго.Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки.Аминь.
Богородица Дево радуйся — 3 раза
Богородице Дево, радуйся, благодатная Марие, Господь с Тобою, Благословенна Ты в женах и благословен Плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.
Символ Веры — 1 раз
Верую в единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.
И в единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рожденного от Отца прежде всех веков: Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, одного существа с Отцом, Им же все сотворено.
Ради нас людей и ради нашего спасения сшедшего с небес, и принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы, и ставшего человеком.
Распятого же за нас при Понтийском Пилате, и страдавшего, и погребенного.
И воскресшего в третий день согласно Писаниям.
И восшедшего на небеса, и сидящего по правую сторону Отца.
И снова грядущего со славою, чтобы судить живых и мертвых, Его же Царству не будет конца.
И в Духа Святого, Господа, дающего жизнь, от Отца исходящего, с Отцом и Сыном сопокланяемого и прославляемого, говорившего через пророков.
В единую святую, соборную и апостольскую Церковь.
Признаю одно крещение для прощения грехов.
Ожидаю воскресения мертвых,
и жизни будущего века. Аминь.
Не надо переживать, если ребенок или вы сами совершите ошибки, еще не привыкнув к соблюдению всех обрядов перед причастием. Богу важны не поклоны и пустые слова. Гораздо важнее истинное желание избавиться от греха и следовать к свету.
Памятка готовящемуся ко Святому Причащению
Таинство Причащения не может совершаться без соответствующего приготовления. Моление и раскаяние – основные этапы подготовки, но этого недостаточно. Если вы исполняете установленные предписания, это приветствуется, но весь образ жизни должен проходить согласно евангельским принципам. Церковь и религия полны прощения, но лицемерие и так называемая «однодневная святость», когда следование устоям христианства проявляется спонтанно, в одну секунду, не приветствуются слишком горячо. Особенно, если прошлая жизнь была полна греховности. Нужно желать перемен и единения с Творцом всей душой, чтобы посыл шел из ее глубин, а не из корыстных мотивов или слепого страха.
Молиться перед причащением можно в доме либо в храме. Тот, кто хочет разделить Святую Христову Тайну, обязан готовить к этому свой дух, проводя долгие часы в молении и участвуя в богослужении в церкви. Непосредственно перед процедурой посещается вечерняя служба.
Молитвенное приготовление включает прочтение нескольких особых текстов:
- Последование ко Святому Причащению;
- Канон покаянный к Христу;
- Канон молебный к Богородице;
- Канон Ангелу-Хранителю;
- Акафист ко Святому Причащению.
Если все происходит в Светлую седмицу, можно заменить прочтение вышеупомянутых молитвословий Пасхальным каноном. Однако если вы располагаете свободным временем, не упускайте возможность вычитать все акафисты и каноны.
Очищение духовное обязательно подкрепляется литургическим постом. Если вы отпали из веры, никогда не постились прежде и являетесь новеньким в вере, священник может назначить дополнительное ограничение в виде трехдневного или семидневного поста. Воздержание от скоромной пищи – не единственная часть поста. Следует питаться как можно скромнее и умереннее, прекратить на время просмотр развлекательных шоу, не посещать игровые представления, оставить прослушивание светской музыки. Если вы живете в браке, за день и до после Причащения не вступайте в телесный акт общения со второй половиной.
За полдня до причастия прекращается полностью прием питья и пищи, это же касается табачных изделий. Церковь делает исключение для тех, кто обязан принимать лекарства по расписанию. Физическая чистота сопровождается соответствующим душевным настроем. Злость, обиды, раздражительность, завистливые и прочие дурные мысли полностью оставляются – они недопустимы. Проводите время наедине с собой и в молитвах, читайте Евангелие и другие духовные литературные источники.
Таинство Причащения начинается только после того, как вы очистите духовную составляющую при Таинстве Покаяния. Если говорить проще, следует покаяться в грехах Всевышнему, а епископ или священник освидетельствуют акт. До исповеди помиритесь со своими обидчиками, попросите прощения у тех, кого обидели вы. Сама цель исповеди заключается в том, чтобы обнаружить скрытое в своем характере, выявить черты и эмоции, которые мешают праведной жизни согласно религиозным уставам. Излейте все, что лежит камнем на душе, но при этом не ищите оправдания и не обвиняя других в личных бедах и несчастьях.
Идеально, если исповедь состоялась накануне причастия. Так у вас останется время для участия в утренней литургии. Не опаздывайте, появитесь в храме заранее: опоздание расценивается как неуважение к Богу, служителям церкви и прихожанам. Детей в возрасте до семи лет причащают без проведения исповеди.
Подписывайтесь
на наш канал или в
Следи за нами в соц. сетях!
Молитвы на Пасху 2021 что нужно читать
Если вы совершаете молитвенное правило по молитвослову, стоит учесть, что после Пасхи порядок молитв меняется. Молитвы на Пасху читаются в особом порядке. На Светлой седмице не читают утренние и вечерние молитвы, а после некоторые молитвы, привычные до Пасхи, заменяются на другие.
Молитва Ефрема Сирина
Молитва Ефрема Сирина читается перед Пасхой и в Великий пост.
Господи и Владыко живота моего,
Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.
Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему.
Ей, Господи, Царю!
Даруй ми зрети моя прегрешения,
И не осуждати брата моего
Яко благословен еси во веки веков.
Аминь.
Молитва Ефрема Сирина читается дважды в конце каждой великопостной службы от понедельника до пятницы (по субботам и воскресениям она не читается, т. к. богослужения этих двух дней отличаются от общего великопостного строя). При первом чтении этой молитвы после каждого прошения кладется земной поклон. Потом 12 раз про себя читается молитва: «Боже, очисти мя, грешнаго», — с поясными поклонами. Затем вновь читается вся молитва Ефрема Сирина, после которой кладется один земной поклон.
Христос Воскресе из мертвых
Молитва Христос Воскресе из мертвых читается на Пасху. Праздник Вознесения наступает через 40 дней после Пасхи. В этот период все молитвословия принято начинать с Тропаря Пасхи:
«Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав». (Трижды)
«Воскресение Христово видевше, поклонимся святому Господу Иисусу, Единому безгрешному.
Кресту Твоему покланяемся, Христе, и святое воскресение Твое поем и славим: Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем».
«Приидите вси вернии, поклонимся святому Христову воскресению: се бо прииде Крестом радость всему миру. Всегда благословяще Господа, поем воскресение Его: распятие бо претерпев, смертию смерть разруши». (Читается трижды)
До Вознесения не читаются молитва «Царю Небесный», так как она обращена к Святому Духу.
На первой неделе после Пасхи вместо утренних и вечерних молитв читаются часы Пасхи.
Вместо молитвы «Достойно есть» читается задостойник Пасхи.
Задостойник Пасхи
«Ангел вопияше Благодатней: Чистая Дево, радуйся! И паки реку: радуйся! Твой Сын воскресе тридневен от гроба и мертвыя воздвигнувый; людие, веселитеся! Светися, светися, новый Иерусалиме, слава бо Господня на тебе возсия. Ликуй ныне и веселися, Сионе. Ты же, Чистая, красуйся, Богородице, о восстании Рождества Твоего».
Также до праздника Вознесения Господня вместо молитвы «Отче наш» перед едой читается тропарь Пасхи «Христос Воскресе из мертвых». После еды вместо «Благодарим Тя» — задостойник «Ангел вопияше».
Часы Пасхи
Тропарь:
Христос воскре́се из ме́ртвых, сме́ртию смерть попра́в, и су́щим во гробе́х живот дарова́в. (Трижды)
Воскресение Христово видевше, поклони́мся святому Господу Иисусу, Единому Безгрешному. Кресту Твоему поклоняемся, Христе, и святое Воскресение Твое пое́м и сла́вим. Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем. Прииди́те вси ве́рнии, поклони́мся святому Христову Воскресению: се бо прии́де Крестом радость всему миру. Всегда благословяще Господа, пое́м Воскресение Его: распятие бо претерпе́в, смертию смерть разруши. (трижды)
Ипакои:
Предвари́вшия утро я́же о Марии, и обре́тшия камень отвале́н от гроба, слы́шаху от Ангела: во свете присносу́щнем Су́щаго, с ме́ртвыми что ищете яко человека? Видите гро́бныя пелены́, тецы́те и миру пропове́дите, яко воста́ Господь, умертви́вый смерть, яко есть Сын Бога, спасающаго род человеческий.
Кондак:
Аще и во гроб снизше́л еси, Безсме́ртне, но адову разруши́л еси силу, и воскре́сл еси яко Победитель, Христе Боже, жена́м мироносицам веща́вый: Радуйтеся!, и Твоим апостолом мир да́руяй, падшим подая́й воскресение.
Во гробе пло́тски, во аде же с душе́ю яко Бог, в раи́ же с разбойником, и на Престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполня́яй, неопи́санный.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу:
Яко Живоносец, яко рая́ красне́йший, воистинну и черто́га всякаго ца́рскаго показа́ся светлейший, Христе, гроб Твой, источник нашего Воскресения.
И ныне и присно и во веки веков. Аминь:
Вы́шняго освяще́нное Божественное селение, радуйся: Тобою бо даде́ся радость, Богородице, зовущим: благословенна Ты в жена́х еси, Всенепоро́чная Владычице.
Господи помилуй. (40 раз)
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь:
Честнейшую Херувим и сла́внейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова ро́ждшую, су́щую Богородицу, Тя величаем.
Христос воскре́се из мертвых, смертию смерть поправ и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в. (трижды)
Молитвами святых отцев наших, Господи Иисусе Христе, помилуй нас. Аминь.
Правила чтения
Пасхальный канон читается обычно только в православном храме, однако, если человек по каким-либо уважительным причинам не смог посетить церковь, он может произнести слова песнопения и в домашних условиях, священнослужители этого не запрещают.
В храмах канон начинают читать после великой ектении, при этом тропари не произносят, а напевают. В это время священник, который проводит богослужение, держит в руках крест и кадило и после каждой песни кадит на иконы и собравшихся в церкви прихожан, при этом приветствуя их словами — Христос Воскрес!
Такой многократный выход священнослужителя и приветствия являются символом многократных явлений Господа Иисуса Христа своим ученикам после воскресения. По окончании пасхального канона поется утренний светилен. После этого во время чтения тропаря все собравшиеся в храме «христосуются», и священник произносит слова Иоанна Златоуста.