Альбер камю
Содержание:
- Содержание романа
- Биография
- [править] Мировоззрение
- “Калигула”
- Жизнь в Алжире
- Смерть и похороны
- Сюжет «Падения»
- Камю в послевоенные годы
- «Записные книжки»
- Почему Альбер Камю поссорился с Сартром, называл «донжуанство» трудом Сизифа и в чем секрет счастья — разбирались писатель Алексей Курилко и журналист Анастасия Белоусова.
- Главная мысль
- Философские взгляды
- “Чума”
- Детство и юность
- Книги
- О чем роман «Чума»?
Содержание романа
Чума начинается внезапно. Жители города покидают свои дома. Но не все. Находятся горожане, которые полагают, что эпидемия — это не что иное, как кара свыше. И не стоит бежать. Следует проникнуться смирением. Один из героев – пастор – является ярым сторонником такой позиции. Но смерть невинного мальчика заставляет его пересмотреть свою точку зрения.
Люди пытаются спастись. И чума вдруг отступает. Но даже после того, как самые страшные дни позади, героя не покидает мысль, что чума может снова вернуться. Эпидемия в романе символизирует фашизм, который унес в годы войны миллионы жителей Западной и Восточной Европы.
Для того чтобы понять, в чем заключается основная философская идея этого писателя, следует прочитать один из его романов. Дабы ощутить настроения, которые царили в первые годы войны среди людей мыслящих, стоит познакомиться с романом «Чума», который в 1941 году написал Альбер Камю. Цитаты из этого произведения – изречения выдающегося философа XX века. Одна из них – «В разгар бедствий привыкаешь к правде, а именно – к молчанию».
Биография
Французский писатель и мыслитель, лауреат Нобелевской премии (1957), один из ярчайших представителей литературы экзистенциализма. В своем художественно-философском творчестве разрабатывал экзистенциальные категории «существования», «абсурда», «бунта», «свободы», «морального выбора», «предельной ситуации», а так же развивал традиции модернистской литературы. Изображая человека в «мире без Бога», Камю последовательно рассматривал позиции «трагичного гуманизма». Кроме художественной прозы, творческое наследие автора включает в себя драматургию, философские эссе, литературно-критические статьи, публицистические выступления.
Он родился 7 ноября 1913 в Алжире, в семье сельского рабочего, который погиб от тяжелого ранения, полученного на фронте в Первой мировой войне. Камю учился сначала в коммунальной школе, затем в Алжирском лицее, а после в Алжирском университете. Интересовался литературой и философией, философии посвятил дипломную работу.
В 1935 году создал самодеятельный «Театр труда», где был актером, режиссером и драматургом.
В 1936 г. вступил в коммунистическую партию, из которой был исключен уже в 1937-м. В том же 37-м издал первый сборник эссе «Изнанка и лицо».
В 1938 г. был написан первый роман «Счастливая смерть».
В 1940 году переехал в Париж, но из-за наступления немцев некоторое время жил и преподавал в Оране, здесь завершил повесть «Посторонний», которая привлекла внимание литераторов. В 1941 году написал эссе «Миф о Сизифе», который считался программным экзистенциалистским произведением, а так же драму «Калигула»
В 1941 году написал эссе «Миф о Сизифе», который считался программным экзистенциалистским произведением, а так же драму «Калигула».
В 1943 году поселился в Париже, где присоединился к движению сопротивления, сотрудничал с нелегальной газетой «Комба», которую возглавил после сопротивления, выкинувшего оккупантов за черту города.
Вторая половина 40-х – первая половина 50-х – период творческого развития: появляются роман «Чума» (1947), который принес автору мировую известность, пьесы «Осадное положение» (1948), «Праведные» (1950), эссе «Бунтующий человек» (1951), повесть «Падение» (1956), этапный сборник «Изгнание и царство» (1957), эссе «Своевременные размышления» (1950-1958) и пр. Последние годы жизни были обозначены творческим спадом.
4 января 1960 года – погиб в автокатастрофе.
Творчество Альберта Камю является примером плодотворного объединения талантов писателя и философа. Для становления художественного сознания этого творца весомое значение имело знакомство с трудами Ф. Ницше, А. Шопенгауэра, Л. Шестова, С. Кьеркегора, а также с античной культурой и французской литературой. Одним из важнейших факторов формирования его экзистенциалистского мировоззрения был ранний опыт открытия близости смерти (еще в студенческие годы Камю заболел туберкулезом легких). Как мыслителя его относят к атеистической ветви экзистенциализма.
Пафос, отрицание ценностей буржуазной цивилизации, концентрация на идеях абсурдности бытия и бунта, свойственны творчеству А. Камю, были причиной для его сближения с прокоммунистически настроенным кругом французской интеллигенции, а в частности — с идеологом «левого» экзистенциализма Ж. П. Сартром. Впрочем, уже в послевоенные годы писатель пошел на разрыв с бывшими соратниками и товарищами, потому что не питал иллюзий относительно «коммунистического рая» в бывшем СССР и желал пересмотреть свои отношения с «левым» экзистенциализмом.
[править] Мировоззрение
Исходный пункт философских размышлений Альбера Камю — трагическое переживание смерти Бога, объявленное в свое время Достоевским и Ницше. Для Камю она означала потерю метафизического смысла жизни человека. По его мнению, опыт человеческого существования, которое неизбежно заканчивается смертью, приводит мыслящую личность к осознанию абсурдности земного бытия; однако это не должно обезоруживать человека, и он выбирает бунт против всех богов, который придает ценность индивидуальной жизни. Человек должен жить и действовать так, чтобы почувствовать себя счастливым в этом абсурдном мире. Трагический опыт войны и Сопротивления привел Камю к эстетике бунта, которая вела прежнее, античное значение литературы и искусства, всей духовной культуры, значение единства красоты, добра и справедливости в жизни как отдельного человека, так и всего общества. Именно они придают смысл и величие человеческой жизни, творчеству и самой смерти; осознание абсурда приводит к бунту, а бунт — к свободе, в которой человек находит смысл жизни. Альбер Камю считал, что жизнь человека — это постоянное и непрерывное творчество, возможное только в условиях свободы; без свободы нет творчества и всего того, что составляет основные измерения человеческих ценностей.
Лауреаты Нобелевской премии по литературе |
|
---|---|
1901—1925 |
Сюлли-Прюдом (1901) • Моммзен (1902) • Бьёрнсон (1903) • Ф. Мистраль / Эчегарай-и-Эйсагирре (1904) • Сенкевич (1905) • Кардуччи (1906) • Киплинг (1907) • Эйкен (1908) • Лагерлёф (1909) • Хейзе (1910) • Метерлинк (1911) • Гауптман (1912) • Тагор (1913) • Роллан (1915) • Хейденстам (1916) • Гьеллеруп / Понтоппидан (1917) • Шпиттелер (1919) • Гамсун (1920) • Франс (1921) • Бенавенте-и-Мартинес (1922) • Йейтс (1923) • Реймонт (1924) • Шоу (1925)
|
1926—1950 |
Деледда (1926) • Бергсон (1927) • Унсет (1928) • Манн (1929) • Льюис (1930) • Карлфельдт (1931) • Голсуорси (1932) • Бунин (1933) • Пиранделло (1934) • О’Нил (1936) • Мартен дю Гар (1937) • Бак (1938) • Силланпяя (1939) • Йенсен (1944) • Г. Мистраль (1945) • Гессе (1946) • Жид (1947) • Элиот (1948) • Фолкнер (1949) • Рассел (1950)
|
1951—1975 |
Лагерквист (1951) • Мориак (1952) • Черчилль (1953) • Хемингуэй (1954) • Лакснесс (1955) • Хименес (1956) • Камю (1957) • Пастернак (1958) • Квазимодо (1959) • Перс (1960) • Андрич (1961) • Стейнбек (1962) • Сеферис (1963) • Сартр (1964) • Шолохов (1965) • Агнон / Закс (1966) • Астуриас (1967) • Кавабата (1968) • Беккет (1969) • Солженицын (1970) • Неруда (1971) • Бёлль (1972) • Уайт (1973) • Юнсон / Мартинсон (1974) • Монтале (1975)
|
1976—2000 |
Беллоу (1976) • Алейсандре (1977) • Башевис-Зингер (1978) • Элитис (1979) • Милош (1980) • Канетти (1981) • Гарсиа Маркес (1982) • Голдинг (1983) • Сейферт (1984) • Симон (1985) • Шойинка (1986) • Бродский (1987) • Махфуз (1988) • Села (1989) • Пас (1990) • Гордимер (1991) • Уолкотт (1992) • Тони Моррисон (1993) • Оэ (1994) • Хини (1995) • Шимборская (1996) • Фо (1997) • Сарамаго (1998) • Грасс (1999) • Гао Синцзянь (2000)
|
с 2001 |
Найпол (2001) • Кертес (2002) • Кутзее (2003) • Елинек (2004) • Пинтер (2005) • Памук (2006) • Лессинг (2007) • Леклезио (2008) • Мюллер (2009) • Варгас Льоса (2010) • Транстрёмер (2011) • Мо Янь (2012) • Манро (2013) • Модиано (2014) • Алексиевич (2015) • Дилан (2016) • Исигуро (2017) • Токарчук (2018) • Хандке (2019) • Глюк (2020) |
“Калигула”
Пьеса Альбера Камю “Калигула” написана в 1939 году. Впервые ее показал Ташкентский театр драмы в годы перестройки, и с тех пор она не сходит с российских сцен. Автор пьесы не задавался целью показать характер Калигулы как исторического персонажа. Это пьеса об исканиях человека, который в конце концов осознал, что пошел не той дорогой.
Он искал счастье, свободу, хотел изменить мир. Он показывает свою безграничную власть над всеми, но сам зависит от окружающих его людей. Стремится к одиночеству, но так и не достигает его. В итоге осознает простую истину, что “Луну не получит”, и слишком поздно понимает неизбежность того, что произошло. Абсурдный человек избирает бунт против богов.
Жизнь в Алжире
Альбер Камю родился 7 ноября 1913 года во франкоалжирской семье в Алжире, на ферме «Сан-Поль» у местечка Мондови. Его отец, Люсьен Камю, эльзасец по происхождению, был смотрителем винного подвала в винодельческой фирме, во время Первой мировой войны служил в лёгкой пехоте, в 1914 году получил смертельное ранение в битве на Марне и умер в лазарете. Мать Кутрин Сантэ, испанка по национальности, полуглухая и неграмотная, переехала с Альбером и его старшим братом Люсьеном в район Белькур (фр.)русск. города Алжир, жили в бедности под началом своевольной бабушки. Кутрин, чтобы содержать семью, работала сперва рабочей на фабрике, затем уборщицей.
В 1918 году Альбер стал посещать начальную школу, которую закончил с отличием в 1923 году. Обычно сверстники его круга на этом бросали учёбу и шли работать, чтобы помогать семьям, но учитель начальной школы Луи Жермен смог убедить родственников в необходимости для Альбера продолжить образование, подготовил одарённого мальчика к поступлению в лицей и добился назначения стипендии. Впоследствии Камю с благодарностью посвятил учителю Нобелевскую речь. В лицее Альбер глубоко познакомился с французской культурой, много читал. Начал серьёзно заниматься футболом, играл за юношескую команду клуба «Racing Universitaire d’Alger (англ.)русск.», в дальнейшем утверждал, что спорт и игра в команде повлияли на формирование его отношения к морали и долгу. В 1930 году у Камю был обнаружен туберкулёз, он был вынужден прервать образование и навсегда прекратить занятия спортом (хотя любовь к футболу сохранил на всю жизнь), несколько месяцев провёл в санатории. Несмотря на выздоровление, долгие годы страдал от последствий перенесённой болезни. Позже по состоянию здоровья ему было отказано в последипломном обучении, по той же причине он не был призван в армию.
В 1932—1937 годы Альбер Камю учился в Алжирском университете (англ.)русск., где изучал философию. Во время учёбы в университете также много читал, начал вести дневники, писал эссе. В это время испытал влияние А. Жида, Ф. М. Достоевского, Ф. Ницше. Его другом стал преподаватель Жан Гренье — писатель и философ, имевший значительное влияние на молодого Альбера Камю. Попутно Камю был вынужден работать и сменил несколько профессий: частный учитель, продавец запчастей, ассистент в метеорологическом институте. В 1934 году женился на Симоне Ийе (развод в 1939 году), экстравагантной девятнадцатилетней девушке, оказавшейся морфинисткой. В 1935 году получил степень бакалавра и в мае 1936 года степень магистра философии c работой «Неоплатонизм и христианская мысль» о влиянии идей Плотина на теологию Аврелия Августина. Начал работу над повестью «Счастливая смерть». В это же время Камю входил в проблематику экзистенциализма: в 1935 году изучал произведения С. Кьеркегора, Л. Шестова, М. Хайдеггера, К. Ясперса; в 1936—1937 годы познакомился с идеями абсурдности человеческого существования А. Мальро.
На старших курсах университета увлёкся социалистическими идеями. Весной 1935 года вступил во Французскую коммунистическую партию, солидаризируясь с восстанием 1934 года в Астурии. В местной ячейке Французской компартии состоял более года, пока его не исключили за связи с Алжирской народной партией, обвинив в «троцкизме».
В 1936 году создал самодеятельный «Театр труда» (фр. Théâtre du Travail), переименованный в 1937 году в «Театр команды» (фр. Théâtre de l’Equipe). Организовал, в частности, постановку «Братьев Карамазовых» по Достоевскому, играл Ивана Карамазова. В 1936—1937 годы путешествовал по Франции, Италии и странам Центральной Европы. В 1937 году вышел в свет первый сборник эссеистики «Изнанка и лицо».
После окончания университета Камю некоторое время возглавлял Алжирский дом культуры, в 1938 году был редактором журнала «Побережье», затем леворадикальных оппозиционных газет «Альже репюбликен» и «Суар репюбликен». На страницах этих изданий Камю в то время выступал за проведение социально-ориентированной политики и улучшение положения арабского населения Алжира. Обе газеты были закрыты военной цензурой после начала Второй мировой войны. В эти годы Камю пишет в основном эссе и публицистические материалы. В 1938 году издана книга «Бракосочетание». В январе 1939 года написан первый вариант пьесы «Калигула».
После запрета «Суар репюбликен» в январе 1940 года, Камю с будущей женой Франсин Фор, математиком по образованию, переехали в Оран, где давали частные уроки. Через два месяца переехали из Алжира в Париж.
Смерть и похороны
Днём 4 января 1960 года автомобиль, в котором Альбер Камю вместе с семьёй своего друга Мишеля Галлимара, племянника издателя Гастона Галлимара, возвращался из Прованса в Париж, вылетел с дороги и врезался в платан неподалёку от городка Вильблёвен в ста километрах от Парижа. Камю погиб мгновенно. Галлимар, который был за рулём, умер в больнице через два дня, его жена и дочь выжили. Среди личных вещей писателя были найдены рукопись неоконченной повести «Первый человек» и неиспользованный железнодорожный билет. Альбер Камю был похоронен на кладбище в Лурмарене в районе Люберон на юге Франции.
В 2011 году итальянская газета «Corriere della Sera» предала огласке версию, согласно которой автокатастрофа была подстроена советскими спецслужбами в качестве мести писателю за осуждение советского вторжения в Венгрию и поддержку Бориса Пастернака. В числе лиц, осведомлённых о планировавшемся убийстве, газета называла министра иностранных дел СССР Шепилова. Мишель Онфре, готовивший публикацию биографии Камю, отверг в газете «Известия» эту версию как инсинуацию.
В ноябре 2009 года президент Франции Николя Саркози предложил перевести прах писателя в Пантеон, но не получил согласия родственников Альбера Камю.
Сюжет «Падения»
Рассказчик, бывший адвокат, хочет отрешиться от тяжелых воспоминаний и использует для этого бар, где заводит новые знакомства с понравившимися людьми, которым рассказывает о себе и слушает их восхищенные отзывы. Альбер Камю подчеркивает, что адвокат специализировался в Париже на “благородных” делах, защите сирот и вдов, презирал судей и брался за любое “правое” дело. Не брал с бедняков платы, называя это “вершиной благородства”. И в житейских делах ему хотелось быть выше других.
Как-то он остановился на мосту и услышал смех, который шел из ниоткуда. Придя домой, посмотрел в зеркало и увидел, что улыбается. С тех пор ему стало чудиться, что этот смех звучит в нем. Стало казаться, что разучился жить. Он явственно ощущал, что люди пытались ухватиться за него, а он руководствовался лишь чувственностью и заставлял многих служить ему. Прошлые воспоминания жгли душу.
Однажды он прошел мимо женщины, которая прыгала с моста. Он не помог ей и никому ничего не рассказал. Отношения с друзьями постепенно разладились, люди уже не были почтительной аудиторией, а судьями. Ему мерещилось, что весь мир смеется над ним. Как-то увидев картину “Неподкупные судьи”, он обменял ее у хозяина на бутылку джина.
Картину разыскивала полиция нескольких стран. Клеманс рассказывал о ней всем своим собеседникам, хотя знал, что каждый из них может донести на него. Но он к этому стремился, чувствуя за собой вину перед девушкой, которую не спас. Такая возможность уже не представится ему никогда, а тяжесть на сердце останется навсегда.
Камю в послевоенные годы
По окончании войны с фашизмом Камю работает независимым журналистом. Однако писатель не стремится к участию в политических организациях. В послевоенные годы Камю создал ряд драматических произведений. Одно из них, ставшее очень популярным, – «Праведники». Автора занимает проблема, волновавшая и многих из его современников: он рассматривает несогласие человека жить по установлениям общества. В центре некоторых его произведений стоит «бунтующий человек».
Альбер Камю трагически погиб 4 января 1960 года в Провансе. Его жизнь оборвалась в результате автомобильной катастрофы. Позже исследователи творчества Камю выдвинули версию, согласно которой писатель пал жертвой деятельности советских спецслужб. Однако знатоки его биографии считают эту версию абсурдной.
«Записные книжки»
Помимо художественных произведений и публицистических эссе, Камю оставил большое количество записных книжек, которые после его смерти стали издавать отдельно. Там можно найти немало мудрых и свежих мыслей.
Чтобы понять цитаты и высказывания Альбера Камю, необходимо вчитываться в их самую суть, только так удастся понять, что в действительности имел в виду автор. По ним можно понять, как воспринимал писатель окружающую действительность. Например, в 1935 году он крайне резко высказывался о публичной политике.
В цитатах из «Записных книжек» Альбера Камю можно нередко обнаружить горечь, с которой он рассуждает о недолгой и короткой памяти народа, о том, как быстро забывают героев и то, что они совершили.
В значении цитат и афоризмов Камю часто помогает разобраться знание, в какое время и в каких обстоятельствах они были произнесены. Так, в статье о футболе, которую он писал для вестника Алжирского университета, он заключает:
По этим цитатам и афоризмам Камю можно сделать вывод о его личности. Например, последнее высказывание часто трактуют, как отсылку к классическим моральным ценностям — отваге, верности своему коллективу, честной игре. Таким образом, писатель противопоставляет ясные и понятные принципы тем представлениям, которые предлагают религия и общество. Это наглядный пример ясного и морального ориентира, которым Камю руководствовался в своей жизни.
Почему Альбер Камю поссорился с Сартром, называл «донжуанство» трудом Сизифа и в чем секрет счастья — разбирались писатель Алексей Курилко и журналист Анастасия Белоусова.
Человек как вселенная
Еще вопрос, кто был под чьим влиянием больше! Вообще-то, буду честен: работы Сартра мне малоизвестны, я читал только «Стену» и был, мягко выражаясь, разочарован. Всему виной его стиль письма. Сквозь каждую страницу приходилось продираться с огромным трудом, одерживая многочисленные потери в полках здравого смысла и нервных клеток. Не уверен даже, что я дочитал ее до конца. Совсем другое дело — Камю! Все его книги я прочел с огромным удовольствием.
Конечно, многие считают, будто Альбер Камю больше философ, чем писатель. Обычно так утверждают писатели, тогда как философы чаще всего в большинстве своем считают его скорее писателем, литератором и драматургом, чем серьезным философом. А он был и тем, и другим. И третьим! И сам он неоднократно утверждал: «Мыслить можно только образами. Если хочешь быть философом — пиши романы». И это совершенно правильно.
«Дорогой Камю! — писал Сартр. — Наша дружба не была легкой, но я буду о ней сожалеть»
Альбер Камю — патриот планеты Земля
Альбер Камю: «Чтобы преодолеть безразличие, я расположился посередине между нищетой и солнцем»
Себя он называл гражданином мира. Я тоже считаю, что гений национальности не имеет и служит не какому-то одному народу, а всему человечеству. Он патриот планеты Земля. Было время, когда Альбер Камю, как тот же Сартр и Сент-Экзюпери, были не только во Франции, но и во всей Европе, а то и во всем мире фигурами культовыми. Но если о Сартре почти не помнят, о Сент-Экзюпери помнят лишь как об авторе «Маленького принца», то о Камю помнят до сих пор. И книги его не менее популярны, чем раньше.
Зато после получения диплома магистра философии Камю становится путешественником. В поисках подходящего климата он посещает множество городов Италии, Испании, Чехословакии. Результатом путешествий стала первая книга — сборник эссе «Изнанка и лицо».
А после выхода повести «Посторонний» он становится одним из основателей атеистического экзистенциализма! В этой повести он первые проводит анализ отчужденности и говорит о бессмысленности человеческого существования. Герой повести, некий Мерсо — вовсе не герой, он скорее антигерой. Но именно ему суждено стать символом экзистенциальной морали, которая способна объяснить его странное поведение. Абсурдное поведение. За то, что он совершил убийство, лишенное каких-либо мотивов, он вполне заслуженно приговаривается к смерти, но не жалеет об этом, поскольку не видит в жизни смысла и готов умереть. Да, даже умереть, поскольку не разделяет и не желает разделять общепринятых норм поведения.
Притяжение абсурда
А на самом деле он страдал серьезными приступами депрессий, не раз уходил из дому, а затем не мог вспомнить, где был и что делал, периодически возвращался к идее-фикс и помышлял о суициде! Его резкие смены настроения — это следствия его не совсем здоровой психики. Когда его спрашивали, почему он хочет убить себя, он отвечал, что жизнь этим все равно окончится, так какой смысл тянуть? Эта абсурдная мысль родила лучшую его книгу. Боясь умереть, он хотел умереть побыстрее. Нонсенс! Но Камю подумал, что в этом скрывается тайна, которую следует разгадать…
Тут тебе и бабка-тиран, и нищета, и вечная борьба за выживание, место под солнцем в школе, потом в колледже, которые он окончил с отличием. Позже — туберкулез, постоянная политическая возня, ссоры с Сартром, мама, оставшаяся до конца своих дней в Алжире, охваченном войной… А сколько его упрекали за слова одному из алжирских экстремистов в Стокгольме: «Если терроризм — ваша справедливость, то между матерью и справедливостью я выберу мать».
Альбер Камю на вручении Нобелевской премии по литературе в 1957 году
Найти счастье в бессмысленном
Идеал человека абсурда — упоение сиюминутностью. Сизиф сознает свой тягостный удел, и в этой ясности сознания — залог его победы. Здесь Камю сходится с Паскалем. Величие человека в знании, что он — смертен. Величие Сизифа в знании, что камень неизбежно скатится вниз. И это знание превращает судьбу в дело рук человеческих, которое и должно быть улажено между людьми». Другими словами: «Истинная щедрость по отношению к будущему состоит в том, чтобы отдать все настоящему».
Также не пропустите Ричард Бах: Иллюзии одной чайки
Post Views: 1 425
Главная мысль
В финале книги Альбера Камю чума внезапно прекращается, народ ликует, и последние строки звучат как предупреждение: любая радость всегда находится под угрозой. Микроб болезни не умирает, а лишь спит десятилетиями в какой-нибудь завитушке мебели и ждет своего часа. И, возможно, в поучение людям придет день, когда чума пробудит крыс и пошлет их на улицы счастливого города.
Эпидемия ставит человека перед выбором, заставляет пересмотреть взгляды на жизнь. В романе Камю чума становится орудием испытания, выявляет подлинную сущность человека и очищает от всего наносного. В борьбе со злом человек преображается к лучшему, страдание меняет людей. Но безнравственно желать кому-либо таких перемен: “Возможно, кто-то и станет лучше. Но надо быть сумасшедшим, чтобы примириться с чумой”.
Философские взгляды
Сам Камю не считал себя ни философом, ни тем более экзистенциалистом. Тем не менее работы представителей этого философского направления оказали на творчество Камю большое влияние. Вместе с этим, его приверженность экзистенциалистской проблематике обусловлена и тяжёлым заболеванием (а значит, и постоянным ощущением близости смерти), с которым он жил с детства.
Тициан. Сизиф (1548).
В отличие от «бунтаря» Сартра и религиозных экзистенциалистов (Ясперса) Камю полагал единственным средством борьбы с абсурдом признание его данности. В «Мифе о Сизифе» Камю пишет, что для понимания причин, заставляющих человека совершать бессмысленную работу, нужно представить спускающегося с горы Сизифа, находящего удовлетворение в отчётливом осознании тщетности и безрезультатности собственных усилий; по мнению Камю, практически такое отношение к жизни реализуется в перманентном бунте. Многие герои Камю приходят к похожему состоянию души под влиянием обстоятельств (угроза жизни, смерть близких, конфликт с собственной совестью и т. д.), их дальнейшие судьбы различны.
Высшим воплощением абсурда, по Камю, являются разнообразные попытки насильственного улучшения общества — фашизм, сталинизм и т. п. Будучи гуманистом и антиавторитарным социалистом, он полагал, что борьба с насилием и несправедливостью «их же методами» могут породить только ещё большие насилие и несправедливость, но, отвергая понимание бунта, не признающего за ним положительных аспектов, в эссе «Бунтующий человек» рассматривает бунт как способ солидарности с другими людьми и философию меры, определяющую и согласие, и несогласие с существующими реалиями; перефразируя картезианскую максиму в «я бунтую, следовательно мы существуем». Камю выделяет две формы проявления бунтарства: первая выражена в революционной деятельности, вторая, которой он отдаёт предпочтение, в творчестве. Вместе с тем, он оставался в пессимистической уверенности, что несмотря на положительную роль бунта в истории, окончательно победить зло невозможно.
“Чума”
В 1947 году был опубликован роман Альбера Камю “Чума”, он по сей день входит в списки лучших книг столетия. Работу над этим произведением писатель начал в 1938 году. Он остро переживал сложность создания романа и поначалу не хотел, чтобы он был опубликован. Запись, отражавшую его глубокие сомнения и предчувствие творческой удачи, он оставил на страницах “Записных книжек” осенью 1946 года.
Здесь также есть набросок о любви двух молодых людей, в мире нищеты, лишений и страданий вопреки всему нашлось место любви. Эта запись почти без изменений войдет в трогательную исповедь скромного чиновника, борющегося с губительной эпидемией. Любовь, таким образом, стала прямым антиподом чумы.
Работа над романом продвигалась медленно и отражала серьезные изменения, произошедшие в мировоззрении писателя в связи с трагическими событиями, произошедшими в Европе в 1939-1945 годах. Труд Альбера Камю “Чума” воспринимался как хроника сопротивления нацизму.
Детство и юность
Альбер Камю появился на свет 7 ноября 1913 года в Мондови, Алжир, тогда являвшегося частью Франции. Его отец-француз был убит во время Первой мировой войны, когда Альберу исполнился один год. Мать мальчика, испанка по происхождению, смогла обеспечить небольшой доход и жилье в бедном районе Алжира благодаря неквалифицированному труду.
Альбер Камю в детстве
Детство Альбера было бедным и солнечным. Жизнь в Алжире заставила Камю чувствовать себя богатым из-за умеренного климата. Судя по высказыванию Камю, он «жил в нищете, но также и в чувственном восторге». Его испанское наследие дало ему чувство собственного достоинства в бедности и страсть к чести. Камю начал писать в раннем возрасте.
В алжирском университете он блестяще изучал философию — ценность и смысл жизни, делая акценты на сравнении эллинизма и христианства. Еще будучи студентом, парень основал театр, одновременно руководил и играл в спектаклях. В 17 лет Альбер заболел туберкулезом, что не позволяло ему заниматься спортивной, военной и преподавательской деятельностью. Камю работал на различных должностях, прежде чем стать журналистом в 1938 году.
Альбер Камю в молодости
Его первыми опубликованными работами были «Изнанка и лицо» в 1937 году и «Брачный пир» в 1939-м — собрание эссе, посвященных значению жизни и ее радостям, а также бессмысленности. Стиль письма Альбера Камю знаменовал собой разрыв с традиционным буржуазным романом. Его меньше интересовал психологический анализ, нежели философские проблемы.
Камю развил идею абсурдизма, которая обеспечила тему для большей части его ранних работ. Абсурд — это пропасть между стремлением человека к счастью и миру, который он может понять рационально, и реальным миром, который запутан и иррационален. Вторая стадия мысли Камю возникла из первой: человек должен не просто принять абсурдную вселенную, но и «восстать» против нее. Это восстание не политическое, а во имя традиционных ценностей.
Книги
Первый роман Камю «Посторонний», опубликованный в 1942 году, был посвящен негативному аспекту человека. Книга повествует о молодом клерке по имени Мерсо, являющемся рассказчиком и главным героем. Мерсо чужды всеми ожидаемые человеческие эмоции, он «лунатик» по жизни. Кризис романа разворачивается на пляже, когда герой, вовлеченный в ссору не по своей вине, стреляет в араба.
Писатель Альбер Камю
Вторая часть романа посвящена его суду за убийство и приговору к смертной казни, которую он понимает примерно так же, как и то, почему убил араба. Мерсо абсолютно честен в описании своих чувств, и именно эта честность делает его «чужим» в мире и обеспечивает обвинительный приговор. Общая ситуация символизирует абсурдный характер жизни, и этот эффект усиливается намеренно плоским и бесцветным стилем книги.
Камю вернулся в Алжир в 1941 году и закончил свою следующую книгу «Миф о Сизифе», также опубликованную в 1942 году. Это философское эссе о природе бессмысленности жизни. Мифический персонаж Сизиф, приговоренный к вечности, поднимает тяжелый камень в гору только для того, чтобы он снова скатился вниз. Сизиф становится символом человечества и в своих постоянных усилиях добивается определенной печальной победы.
В 1942 году, вернувшись во Францию, Камю присоединился к группе «Сопротивления» и занимался подпольной журналистикой до «Освобождения» в 1944-го, когда стал редактором газеты «Бой» на 3 года. Также в этот период были поставлены его первые две пьесы: «Недоразумение» в 1944-м и «Калигула» в 1945-м.
Главную роль в первой пьесе сыграла актриса Мария Казарес. Работа с Камю перешла в более глубокие отношения длиною в 3 года. Мария оставалась в дружеских отношениях с Альбером до самой его гибели. Главной темой пьес стала бессмысленность жизни и окончательность смерти. Именно в драматургии Камю чувствовал себя наиболее успешным.
Альбер Камю и Мария Казарес
В 1947 году Альбер опубликовал свой второй роман «Чума». В этот раз Камю сфокусировался на положительной стороне человека. Описывая вымышленную атаку бубонной чумы в алжирском городе Оран, он вновь рассмотрел тему абсурдизма, выраженную бессмысленными и полностью незаслуженными страданиями и смертью, вызванными чумой.
Рассказчик, доктор Риэ, объяснил свой идеал «честности» — это человек, сохранивший силу характера и изо всех сил старающийся, даже если и безуспешно, бороться против вспышки болезни.
Альбер Камю
На одном уровне роман может быть рассмотрен как вымышленное представление о немецкой оккупации во Франции. «Чума» получил наиболее широкую известность у читателей как символ борьбы со злом и страданиями — главными моральными проблемами человечества.
Следующей важной книгой Камю стал «Бунтующий человек». В сборник вошли 3 важные философские работы писателя, без которых сложно понять до конца его концепцию экзистенциализма
В работе он задается вопросами: что такое свобода и истина, из чего состоит бытие действительно свободного человека. Жизнь по Камю — это бунт. И стоит устроить восстание ради того, чтобы жить по-настоящему.
О чем роман «Чума»?
Как признавался сам автор, «Чума» рассказывает в аллегорической форме историю европейского сопротивления против «коричневой чумы» — фашизма. Естественно, этим пластом содержание произведения не исчерпывается.
Камю стремился распространить образ чумы в целом на бытие. Утверждая, что чума в его романе — это не только фашизм, а вообще зло, которое свойственно бытию и никогда от него неотделимо. Чума должна осмысливаться читателем, как форму существования зла в этом мире, в тоже время становиться трагической судьбой, которая способна сократить переход самого автора от одинокого бунта к сообществу, чью борьбу необходимо разделять и поддерживать, должна происходить эволюция в направлении к солидарности и сочувствию.
Роман написан в жанре хроники, что позволяет подчеркнуто объективно подбирать лексику, ограничиваться яркими и эмоциональными высказываниями, изложение событий представлено максимально сдержанно, к ним практически нет авторских комментариев. Перед читателем преимущественно сухие факты.
Безусловно, это и роман-притча, смысл которого намного глубже, чем может показаться на первый взгляд. В нем угадывается вневременной и общечеловеческий подтекст. В философском смысле его можно даже позволить себе рассматривать как некий авторский монолог, во время которого отдельные персонажи воспроизводят всевозможные версии мировоззрения писателя. Если подходить к произведению в таком смысле, то это одновременно разговор с самим собой, что при этом не лишает ключевых персонажей ярких индивидуальных черт, а также можно проследить за мотивацией, совершаемых ими поступков.
Стиль романа подчеркивает развитие творческой манеры самого Камю. Он стремится соблюдать традиции жанра, распространенного в современной интеллектуальной прозе, стараясь сохранить универсальность содержания. Роман «Чума» — аллегория, который многие сравнивают с «Библией» или древними мифами, но в отличие от притч прошлых веков, которые преимущественно тяготели к прямолинейным и весьма однозначным аллегориям, в произведении Камю можно отыскать смысловую многозначность. В этом случае роман становится уже надкультурным явлением, которое можно поставить в один ряд с «Котлованом» Андрея Платонова, «Процессом» Франца Кафки, «Моби Диком» Германа Мелвилла.
В то же время «Чума» — это роман-предостережение и роман-предупреждение, который пытается обезопасить человечество от неизбежного зла.
Цитаты из «Чумы» Камю являются наглядными иллюстрациями этих идей.