Калмыкия

Народ калмыки

Калмыки — немногочисленный народ, представители монголоидной расы проживающие в России.

народ Калмыки

В России проживает около 184 тыс. представителей народа калмыки. Среди них в Калмыкии проживает 163 тыс. человек. По России калмыков можно встретить по областям:

  • Астрахань — 6,5 тыс;
  • г.Москва и область — 5 тыс;
  • Волгоград — 1,5 тыс;
  • г.Санкт-Петербург — 1,2 тыс;
  • Ростов и Тюмень — по 1 тыс;
  • Ставрополь — 800 чел;
  • Ханты-Мансийск и Ямало-Ненецк — по 400 чел;
  • Чукотский край — 150 чел.

Среди других стран диаспора встречается в Киргизии — 4 тыс. человек, а также в Казахстане — 400 чел. и в Украине около 300 чел.

Появление калмыков

Формирование калмыков приходится на конец XVI столетия. В те времена часть ойратских племён, прежде населявших Джунгарию, отделяется от основной массы. Перемещение общин происходит в сибирские пределы — вдоль рек Иртыш, Омь, Ишим. Со временем кочевники перемещаются к юго-западным землям, занимая территории у Волги и Прикаспия. Именно там, как считает большинство историков, и происходит зарождение калмыков.

Но что заставило часть племён отправиться к новым неизвестным землям? На этот счёт есть разные мнения. Ойраты занимали немалые территории, а потому со временем стали нуждаться в новых пастбищах и местах проживания. Вероятно, это и стало основной причиной отделения группы, что в дальнейшем дало начало калмыцкому народу.

Междоусобные войны также сыграли немалую роль в вытеснении значительной части общин. Однако воевать предкам калмыков пришлось и по пути к своей новой родине. В процессе переселения происходили столкновения с ногаями, казахами, башкирами.

Г.Лучинский «Калмыки на Иртыше в XVI веке» (светло-зеленый цвет)

Свадебное таинство

В более далёкое время сватовство в Калмыкии проходило в три этапа:

  • знакомились семьями в доме невесты;
  • сватались с обсуждением за столом меню будущей свадьбы, подарков и состава свадебного поезда;
  • договаривались о дне церемонии.

В наше время всё происходит быстрее. Гелюнг (буддийский монах) определяет один благоприятный день для сватовства и второй — для самой церемонии.

Подготовка к свадьбе включает интересные обряды. Невесте обрезают прядку волос, ногти, чтобы она не унесла из дома счастье своей семьи. Жених готовит свадебный поезд, который должен был состоять из нечётного количества, 9 или 11, женатых мужчин.

Перед празднованием полагается совершить омовение рук и ополаскивание рта и помолиться перед бурханом. Само оно длится недолго, так как к обеду невесту нужно доставить в дом жениха.

После застолья невеста надевает платок, молится бурханам, пьёт молоко и уходит из отчего дома. Её приданое грузят в свадебный поезд, и молодые уезжают.

Власть советов

Изначально сама Элиста относилась к Астраханской губернии. Ситуация изменилась только после прихода в эти места советской власти. Это произошло в 1918 году. Через два года было издано постановление, которое оформило создание автономной области калмыцкого народа. Но первое время органы власти по старинке базировались в Астрахани.

В 1925 году было принято решение о переносе центра области в г. Элисту, население которой на тот момент насчитывало около двух тысяч человек. С 1927 года начали активно выделяться средства на строительство культурных, административных, бытовых зданий, а также жилых домов для растущего с каждым годом населенного пункта. В 1930 году вышло постановление о том, чтобы преобразовать село Элисту в город.

Достопримечательности Элисты

Как и сказано было выше, памятников, имеющих подлинное историческое значение в Элисте нет. Помимо самого процесса становления города, свою лепту в отсутствие таковых внесли предки наших сегодняшних немецких партнеров – фашистские захватчики. При своем отступлении они в буквальном смысле стерли с лица земли все строения, жилые, промышленные и иные. Практическое масштабное восстановление города началось только после 1957 года. В тот период ставились определенные задачи, поэтому вряд ли можно отнести к историческим ценностям «хрущевки» и фабричные корпуса.

Расцвет строительства всевозможных достопримечательностей  — это начало 90-х. Памятники и мемориалы, декоративные панно и скульптурные композиции. Такие объекты здесь имеются, но вряд ли они заслуживают серьезного внимания. Реальный интерес могут вызвать буддийские сооружения и символы, которыми сегодня пропитан весь город. Подобные сооружения можно встретить в Элисте на каждом шагу. Даже на центральной площади, которая до сих пор носит имя вождя мировой революции тов. Ленина, можно найти беседку с фонтаном и установленным поблизости барабаном. Выполнена эта композиция в соответствующем стиле и называется достаточно звучно, «Пагода семи дней».

Но это, разумеется, вовсе не главная достопримечательность города. К числу таковых относят Центральный Хурул, или «Золотую обитель будды Шакьямуни». Этот религиозный комплекс был возведен в 2005 году. Внутри основного здания размещена самая большая в Европе статуя будды. Еще один подобный этому комплекс, «ГеденШеддупЧойКорлинг» построен в нескольких километрах от города, в южном направлении. Он расположен на том месте, где некогда был старый буддийский храм. Несмотря на то, что данный комплекс достаточно молод (1996 г.), сегодня он находится в некотором запустении. О нем забыли после возведения Центрального Хурула, сюда не приезжают туристические группы и среди паломников и верующих он также не слишком популярен.

Центральный хурул

Невозможно не рассказать об Элисте без упоминания достопримечательности, известной не только в России, но и за рубежом Сити-Чесс. Об этом комплексе можно писать отдельно и подробностей можно привести очень много. Дворец шахмат и жилые дома,  идеальные дороги и великолепное ландшафтное проектирование. Место проведения международных спортивных соревнований и деловых форумов. Десятки скульптурных композиций и отель «Город шахмат», завоевавший в 2001 году звание «Лучшего отеля Восточной Европы». Этот комплекс обязательно надо посетить самому, если планируется поездка в Элисту.

В качестве дополнения, просто без комментариев, отметим два объекта, которые размещены в Сити-Чесс – статуя Остапа Бендера и коттедж, подаренный Стивену Сигалу.

Вероисповедание

Калмыки не имеют одного преобладающего направления в вероисповедании, так как их история полна кардинальных изменений. Существует три ветви, к которой принадлежат в какой-то мере все представители народа, однако есть и ярые почитатели одной их этих религий:

  • шаманизм;
  • буддизм;
  • православное христианство.

Изначально в поселениях преобладало почитание сил природы, из чего выходила вера в существование посвященных людей, говорящих с духами и повелевающих им. Шаманы есть здесь и до сих пор, однако в подлинности большинства стоит задуматься — для некоторых это лишь повод заработать на легковерных туристах.

В XVII веке на территорию, где живут калмыки, пришли просветители из Тибета, чтобы принести поселенцам буддизм и ламаизм. На сегодняшний день действительно весомый процент населения продолжает быть верным этой религии, что удивительно для части европейской страны.

Со временем Российская империя стала проявлять больше интереса к этой местности, а следовательно и ее жителям. Монорегилия на большей части территории уже проявила себя, как целительный пластырь на разобщенной земле, поэтому и здесь начали прививать православие.

Уже советская власть окончательно отвергла буддийское духовенство, построила на территории Астраханской губернии возле калмыков христианскую семинарию, и ввела поощрительные санкции для тех из них, кто примет новую веру. К примеру, таким людям было разрешено переехать жить и работать в другие края родины.

Ключевую роль в принятии православия сыграло то, что в духовных училищах преподавали грамоту, готовили к церковной службе и работе просветителем. Личностный рост калмыка стал зависим от вероисповедания, поэтому его стали принимать массово. Однако на деле, как и по всей России, традиции и религия предков не исчезли, а лишь смешались с «новыми правилами».

Внешность

Антропологи относят калмыков к монголоидам. Это обладатели типичной азиатской внешности. У них высокий лоб, широкое сплюснутое лицо, разрез глаз узкий. Для калмыков характерен эпикантус — так называемая монгольская складка, прикрывающая внутренний угол глаза. Нос небольшой, сплющенный, небольшие пухлые губы. Волосы прямые, черные, цвет радужки — карий. Встречается небольшой процент людей с относительно светлыми волосами, а также рыжими. Цвет кожи смуглый, темно-коричневый с желтоватым оттенком. Калмыки невысокого роста, коренастые, девушки худощавые. Современная молодежь европеизирована, она предпочитает модную европейскую одежду: джинсы, туфли на каблуках, толстовки. Девушки активно пользуются косметикой, наращивают ресницы. В ходу бижутерия, стилизованная под национальные украшения.

Маленькая загадка

Республика Калмыкия, находящаяся в Южном федеральном округе России, насчитывает чуть меньше 300 тысяч населения. Несмотря на такую небольшую численность населения, её территория превышает площадь Нидерландов, Швейцарии, Бельгии или Дании. Обо всех этих странах есть много информации, туда не иссякают потоки туристов. В то же время о Калмыкии не говорят в новостях, не пишут в известных Интернет-изданиях и даже при всём желании узнать о ней что-то новое довольно тяжело. Но это совсем не означает, что здесь мало удивительных мест. Просто калмыки – народ, который ведёт достаточно закрытый образ жизни, не стремясь хвалить себя или выставлять напоказ свои заслуги.

Новогодние традиции калмыков

Наиболее ярко традиции калмыков проявляются в обычаях различных праздников. Одним из самых главных ежегодных торжеств считается Зул. Этот праздник можно назвать калмыцким Новым годом, ведь с него начинается отсчёт нового временного цикла.

Зул часто называют “днём лампад”, ведь речь идёт о неугасимой лампаде жизни. Согласно поверьям калмыков, ежегодно в Зул Вселенная перерождается, набираясь сил для нового витка жизни.

Зул в Калмыкии отмечают 22 декабря, в день зимнего солнцестояния. Эту вариацию Нового года можно назвать настоящей феерией огней. Свечи и лампады можно увидеть всюду.

Калмыки верят, что чем больше в Зул люди отдадут света и энергии солнцу – тем больше тепла оно пошлёт народу в дальнейшем. Огни во время праздника действительно можно увидеть повсюду – в городах и степи, на крышах домов и в окнах офисов.

Зул позволяет нам перенестись во времена предков калмыков. Издавна этот народ по-особому относился к огню. Он считался священной стихией.

Хочу отметить, что и сегодня у калмыков не принято бросать в костёр мусор, плевать в него или переступать. Для калмыка огонь – словно живое существо, что требует уважения к себе.

Кстати, даже тушить костёр водой калмыки стараются лишь в крайнем случае. При необходимости быстро погасить огонь они часто используют землю, которой гасят угли.

Зул – Новый год в Калмыкии

История

Формирование этноса начинается с конца 16 века, когда часть ойратских племен, населявших Джунгарию, отделилась от основной массы и перекочевала на территорию Руси (низовья Волги и Урал). Среди причин переселения называются дефицит пастбищ и междоусобная вражда. По пути ойратские племена воевали с казахами, ногаями, башкирами. Затем они начали контактировать с русскими. Периодически возникали конфликты, однако калмыкам было разрешено торговать на территории Русского царства, их брали на военную службу. Русские нуждались в дополнительных силах, которые помогли бы им противостоять туркам и татарам. Калмыки обладали мощным войском с 70 000 лошадей для конниц. В составе русской армии они участвовали во многих военных операциях.

18 век стал началом насаждения христианства у калмыцких племен. Многие приняли его, но тайно продолжали исповедовать буддизм. Со второй половины 17 века на территории Российской империи образовалось Калмыцкое ханство. Его жители были российскими подданными. Между представителями русской и калмыцкой аристократии образовывались браки, от которых пошли дворянские роды. Калмыцкое ханство закончило существование столетие спустя, когда население массово ушло обратно на земли Джунгарии.

Исход населения связывают с начавшимся голодом из-за холодной зимы и притеснений русских помещиков. Вторая причина — влияние китайских правящих династий. Большая часть калмыков совершила поход, который длился 7 месяцев. Они подвергались нападениям казахских племен, погибали от голода, болезней. Добрались до Маньчжурской территории только 20 000 из 180 000. Оставшиеся на месте калмыки были включены в состав Астраханской губернии. Калмыцкие войска участвовали в войне 1812 года, Бородинской битве, других сражениях.

20 век стал периодом перехода большинства калмыков к оседлому образу жизни. Попытки привести население к грамотности сопровождались переходом к латинскому алфавиту и кириллице. Это затрудняло обучение населения. Впоследствии народу пришлось повсеместно перейти на русский язык. В середине 20 века восстановили Калмыцкий автономный округ, с 1992 года субъект получил статус республики.

Национальный музей Республики Калмыкия им. Н. Н. Пальмова


Национальный музей Республики Калмыкия им. Н. Н. Пальмова.
2

Экспозиции краеведческого музея посвящены истории, религии и этнографии республики, ее природным богатствам и известным личностям. Название присвоено в честь здешнего краеведа Николая Пальмова. Основан музей столетие назад, в 1921-м, а посетителей стали пускать спустя десять лет. В годы ВОВ коллекция была уничтожена во время немецкой оккупации. Заново открыт музей был в 1960-м.

Сейчас площадь выставочных залов составляет 15 тыс. м2, а их общее число – шесть. Количество экспонатов и единиц хранения – 70 тыс. В национальном музее проходят также временные выставки и мероприятия.

Первый зал музея посвящен этнографии Калмыкии, истории ее присоединения к России. Во втором экспозиция сосредоточена на природе края, растительном и животном мире

Особое внимание уделяется степным королям сайгакам. В третьем представлены экспонаты, знакомящие с буддийским искусством

Четвертый зал поведает о роли калмыков в Великой Отечественной войне. Оставшиеся залы отведены под временные экспозиции.

Адрес: Национальный музей Республики Калмыкия им. Н. Н. Пальмова, улица Джангара, Элиста, Россия.

Поклонение огню

Калмыки твердо верят в то, что огонь обладает божественной силой. Именно поэтому ни один очистительный обряд не обходится без участия огня. Такие обряды описаны даже в классических произведениях. Например, в произведении А. Амур–Санана описывается огненный обряд, защищающий путников в дороге. В разгоревшиеся костры насыпают по горсти соли. Затем между двумя кострами пропускают скот, а за ним уже едет повозка. Сегодня калмыки огнем также очищают свои жилища, обнося его вокруг дома с востока на запад. После похорон следует также совершить очистительный ритуал огнем, подержав над ним руки.

Язычество и буддизм в культуре калмыков прочно переплетаются. Язычество говорит об огне, как о представителе Бога Солнца, точнее, в язычестве это и есть сам Бог Солнца. Поэтому ему следует приносить в жертву все продукты, имеющие теплую природу. Это может быть масло, жир, горячительные жидкости. Буддийская традиция представляет огонь как символ мудрости. Считается, что с его помощью можно сжечь всякое невежество.

Авторы Гайдпарка

  • Петр Новыш

    И все-таки какими разными были мы — студенты ЛИАПа. Мой друг Анатолий

    Читать полностью

  • Александр Ларин

    Сногшибательный лозунг

    Читать полностью

  • bambambigelow

    Критика «Северного потока-2» грозит Латвии газовым кризисом

    Читать полностью

  • bambambigelow

    В РФ отреагировали на желание Киева вытеснить Москву с газового рынка

    Читать полностью

  • Анатолий Ключников

    Преемственность поколений

    Читать полностью

  • Настя Иванова

    Для чего Вашингтону нужна Япония?

    Читать полностью

  • наталья гончарова

    Вы заметили, что эстрада наша как-то изменилась?

    Читать полностью

  • Екатерина Иванова

    Самозванцы

    Читать полностью

  • Nikol

    Верите ли вы в то, что канал RT способен распространять фейки

    Читать полностью

  • Вячеслав Михалыч Михалыч

    Осень

    Читать полностью

  • БонапартВиссарионович Македонский Вольфович

    На выборах в ГД РФ на территории Дании с огромным отрывом победила КПРФ?

    Читать полностью

  • Василий Иванов

    Признаёте ли Вы осуществление экстремисткой деятельности А. Навальным и созданным им сообществом?

    Читать полностью

Жизнь

Главной отраслью у калмыков было кочевое, полукочевое скотоводство. Издавна племена разводили верблюдов, лошадей, которые были средством передвижения. Ради мяса, молока держали коз, овец, коров. Овцы, козы давали сырье для получения войлока. Кочевой образ жизни объясняется отсутствием постоянных пастбищ, нехваткой воды для питья, низкой плодородностью почвы, непригодной для земледелия. Людям приходилось кочевать с места на место, чтобы обеспечить приемлемые условия жизни.

Передвижение происходило по определенным маршрутам, которые для каждого рода были свои. Длительность стоянки зависела от времени года (например, летняя начиналась в мае и заканчивалась в августе и так далее). Размер кочевки определялся величиной стада. Все члены рода передвигались вместе с ним, отдаляться было строго запрещено. Заготовкой корма на зиму стали заниматься только к 19 веку. До этого времени животные круглый год паслись самостоятельно. Также охотились на степных зверей: лис, волков, диких птиц. Перешедшие на оседлый образ жизни калмыки начали разводить свиней. Выросло значение земледелия. Начали сажать пшеницу, рожь, лен, табак. Люди стали заниматься огородничеством, разведением бахчевых культур. У племен, которые жили возле рек, было развито рыболовство. Торговля ограничивалась продажей скота приезжим купцам. Позднее начали продавать дыни, арбузы. Развивались такие ремесла, как:

Изготовление кожаных изделий.
Изготовление войлока.
Чеканка.
Гравировка металлических изделий.
Резьба по дереву.

Семейный уклад жизни калмыков можно считать близким к славянскому. Ранее существовала неразделенная семья, которая состояла из родителей, женатых детей и их потомства. Главными вопросами занимался мужчина. Он руководил работой, распределял обязанности между сыновьями. Хозяйством занималась его жена, которая имела там полную власть. Снохи и дочери делали всю домашнюю работу, занимались изготовлением одежды, собирательством. Несмотря на то, что многоженство разрешалось, семьи были моногамными. Вторую жену брали крайне редко, только тогда, когда первая была бездетна. Позднее произошло разделение на малые семьи, когда сыновья с женами стали жить отдельно. Каждый сын брал часть общего имущества, у отдельной семейной пары была своя кибитка.
Несмотря на патриархальный уклад семьи, женщина не находилась в приниженном положении. По сравнению с другими народами, калмычки имели достаточную свободу и право выражать свое мнение. Мужья не были агрессивны по отношению к женам, уважали их, не заводили с ними ссор. Неравноправие заключалось в том, что жене было запрещено называть мужа по имени. Ей нельзя было касаться оружия, переходить дорогу мужчине. Молодым девушкам выделялось место в жилище возле домашней утвари. Также они делали самую тяжелую работу по дому.

Дети беспрекословно подчинялись родителям. Их учили уважению, почитанию родственников. Разговаривать или сидеть в присутствии старших членов семьи можно было только после их разрешения. Сквернословие строго осуждалось, как и развязное поведение. Тем не менее, молодежь пользовалась известной свободой, им не было запрещено высказывать свое мнение. Важные вопросы в семье решались сообща.

Название народа

Сами калмыки называют себя “хальмгуд”. Как считают языковеды, слово это принадлежит к тюркским языкам, а его основа “хал-” (“гал-”) означает “отделение”. Относительно такой интерпретации самоназвания и привычного нам слова “калмык” высказывался русский учёный В.М.Бакунин, что много лет жил в Калмыки. Он писал:

Это определение очень ярко отражает историю калмыцкого народа. В трудах немецкого исследователя Петра Палласа отмечается, что калмыков действительно можно назвать отделившимся племенем от основной группы своих предков — ойрат-монголов.

Его коллега Б.Бергман не согласен с этой теорией. По его мнению, “отступниками” калмыков называли из-за отказа от шаманизма, который являлся господствующей религией их предков. На мой взгляд, первая гипотеза вернее, поскольку сами исторические факты говорят в её пользу.

Калмыки в 1917 году

Зарождение учения в Калмыкии

Особенности буддизма в Калмыкии можно понять, если обратить свой взор вглубь веков. Религиозно-философское учение в этой республике стало достаточно активно развиваться в течение ХVII-ХIХ веков. В этом случае речь идет о вторичном возвращении к нему, почитании традиций и памяти о былом могуществе.

Учение утверждалось в регионе с помощью легенд и пророчеств. По словам известного русского востоковеда Юрия Рериха, его распространение было предсказано в трактате «Маньчжушри-мула-тантре».

В начале двадцатого столетия калмыцкое направление стало приобретать консервативный характер. В то время оно полностью контролировалось представителями царской администрации. Именно чиновники определяли, сколько должно существовать культовых объектов (хурулов). Кроме того, они разделяли их на большие и малые.

Питомник Яшкульский


Питомник «Яшкульский».
4

Питомник находится в одноименном районе, в 80 км от Элисты. Здесь разводят и охраняют степных сайгаков. Это древнее животное считается «живым ископаемым», оно обитало на планете еще во времена мамонтов и саблезубых тигров. В природе этих исконных жителей Калмыкии осталось очень мало: сейчас животные находятся на грани истребления. Их разведение в неволе – единственный способ увеличить популяцию и уберечь вид от вымирания.

В Яшкульском питомнике сайгаки занимают обширную территорию в 62 гектара. Туристы могут понаблюдать за их жизнью из биноклей или вблизи – в вольерах. Территория обнесена изгородью под напряжением, чтобы ни дикие животные, ни браконьеры к сайгакам не приблизились.

Адрес: Улан Эрге, Респ. Калмыкия, Россия, 359154.

Главные торжества

Среди главных праздников в калмыцкой культуре необходимо отметить Зул, что значит «лампада». Первоначально его посвящали рождению Вселенной, а затем это стал общенациональный день рождения, в который каждый калмык становится старше на год. Этот же день символизирует наступление начала следующего года.

В местном календаре существует месяц Коровы, вот в его 25-й день и отмечают этот праздник. Так как Вселенная возникла из-за взрыва, во время празднования должно быть много огня. Связывают этот знаменательный день также и с паринирваной Цонкапы, который основал буддийскую школу Гелуг.

Другой известный праздник – это Цаган Сар. Во время него празднуют приход весны. Длится он целый месяц, в течение которого ходят друг к другу в гости, одаривают подарками, вкусно угощают.

И в Зул, и в Цаган Сар положено поставить подношение бурханам (скульптурным фигуркам будд) – дееж, и зажечь перед ними лампаду.

Календарь русских народных примет на каждый день

Слово “примета” происходит от слова “примечать”, т.е. наблюдать. В результате наблюдений за тем, что происходит каждый день вокруг человека, у него накапливается жизненный опыт. Эти знания перевались из поколения в поколение, бережно хранились и им народ доверял, как священной книге. Множество примет дошло до нас из глубины веков, не утратив своего знания. Каждый из нас волен выбирать: отмахнуться от всего этого, как от нелепого суеверия или повнимательнее присматриваться к приметам и серьезнее отнестись ко многовековому опыту поколений. Большинство из нас, сдавая экзамены, просят их поругать, похвалившись какой-то удачей или везеньем, сплевывали чтобы не сглазить или стучали по дереву, идти в обход если черная кошка перешла дорогу, боимся числа 13 и многое другое. А кто из нас не имеет счастливых вещей, чисел? Кто хоть раз в жизни ни прибегал к помощи судьбы, кто не верил в тайны? Как будто бы все, что связано с приметами, заложено где-то глубоко в нашем подсознании. Часто мы их вспоминаем машинально, бессознательно или просто в шутку. Но, бесспорно, в приметах таится множество точных знаний и практическая мудрость наших предков. Они охватывают все характерные, часто трудно уловимые явления природы. В приметах сохранилось очень много, того что было в старых народных праздниках и обычаях, они помогают предвидеть погоду, вырастить урожай… Далее: Народные приметы…

Одежда

Национальный мужской костюм калмыков состоит из рубахи, штанов, заправляемых в сапоги. Поверх надевали бешмет — приталенный кафтан длиной до колен. На груди его расшивали позументом. На кожаном ремне размещались ножны с оружием. В зимнее время носили овчинные шубы, пошитые в талию. Головным убором была меховая шапка типа папахи. Парадный вариант отличался добавлением красной кисточки, которая свисала с шапки. Старики носили длинные простеганные халаты.

Женщины в быту одевались довольно просто. Их повседневной одеждой была широкая рубаха и шаровары. Также были распространены длинные платья в пол. Они застегивались на металлические пуговицы или подпоясывались ремнем. Нагрудник украшали золотистой или серебристой тесьмой. Поверх платья могли носить халат без рукавов из цветного материала. Подол, низ рукавов расшивали растительными узорами. Расцветки праздничных нарядов были яркими: зелеными, красными, синими с золотистой каймой по краям. Летом головными уборами были суконные или войлочные шапочки. Женщины всегда носили шапки, выходить из дома с непокрытой головой им не разрешалось. Праздничные шапки шили из парчи, бархата, богато отделывали узорами из тесьмы, вышивкой. На ногах носили сафьяновые сапоги. Богатые калмычки дополняли костюм серьгами, браслетами, ожерельями. Украшения делали из драгоценных металлов, хрусталя, яшмы, кораллов.

Календарь праздников, даты и события года

Все государственные и профессиональные праздники России, включая значимые Всемирные и Международные праздники, и иные не менее интересные праздники и события про каждый день.

Праздник всегда шагал в ногу с историей человечества. Социальное время можно разбить на три вида: повседневность (будни), выходные и праздники. Повседневность — это череда практик, повторяющихся изо дня в день и каждый день (работа). Выходные — это регулярные перерывы в беге повседневности. Считается, что в выходные человек должен восстанавливать свои силы после рабочих будней. Выходной, нерабочий день. Праздник — день торжества, установленный в честь или в память кого-нибудь, чего-нибудь. День или ряд дней, отмечаемых церковью в память религиозного события или святого… Далее: Календарь…

Современные традиции

Сегодняшняя молодежь с гордостью называет себя ойратами, изучает калмыцкий язык и культуру. Яркий тому пример – народный ансамбль песни и танца «Тюльпан» в Элисте.

Современная республика держится на двух столпах – буддизме и шахматах. На территории всей Калмыкии находятся хурулы, святыни, развиваются центры восточной и тибетской медицины. Главное светское занятие — шахматная игра. Ей учатся в школах, а играют на улицах и в скверах. Бывший глава республики К. Илюмжинов основал в Элисте Сити-Чесс – шахматный городок со своим музеем и зданием для проведения игр и соревнований.

Сегодня в Элисте ведутся работы по созданию организационных, правовых и экономических условий для функционирования культурных учреждений, развития традиционного творчества, сохранения самобытной культуры народностей, проживающих в пределах республики.

Достопримечательности, развлечения и экскурсии Калмыкии

Нужно признать, что большим разнообразием природа Калмыкии не отличается — в основном это знаменитые «калмыцкие степи», но это не значит, что тут нет достопримечательностей. Тем не менее начинать знакомство с этой степной страной лучше с ее столицы — небольшого, но красивого города с поэтичным названием Элиста. Город был основан в конце 19 века, и сегодня в нем проживает всего около 100 тысяч человек. Сам город — уникальное явление, возвышающееся в степи.

Элиста — город с буддистским колоритом, чистыми и уютными улицами и невероятными зданиями. Так, например, здесь находится крупнейший в Европе буддистский семиуровневый храм Золотая обитель Будды Шакьямуни с самой крупной на континенте статуей Будды высотой в 12 метров!

В Золотой обители хранится множество реликвий, например, одежда Далай-ламы XIV и волосы Ламы Цонкапы. На первом уровне находятся музей, конференц-зал и библиотека, на втором — статуя Будды, покрытая сусальным золотом и инкрустированная бриллиантами, выше — комнаты индивидуального приема, резиденция главы буддистов, резиденция Далай-ламы XI и хозяйственные помещения, а на самом последнем этаже находится комната для медитации, куда есть доступ только монахам.

Элиста — Калмыцкий хурул

Большое Яшалтинское озеро

Среди природных достопримечательностей Калмыкии нельзя не сказать об уникальном Большом Яшалтинском озере. По лечебным свойствам его способно превзойти только, наверное, Мертвое море. И несмотря на то, что вокруг озера не курортные города, а степь да ковыль, большое количество россиян приезжает к нему, чтобы поправить свое здоровье — от лечения респираторных заболеваний до болезней репродуктивной функции и с целью омоложения. Тем более что недавно здесь был построен современный лечебный центр, на сегодняшний день — один из лучших в списке российских здравниц.

По лечебным свойствам Яшалтинское озеро способно превзойти только, наверное, Мертвое море.

Заповедник «Черные земли»

Между Волгой и Кумой расположен калмыцкий природный заповедник «Черные земли» площадью в 121 тысячу гектаров.

С 1990 года эти земли считаются государственным биосферным заповедником с целью сохранения уникальной природы этих земель от экологической катастрофы, например, ради спасения популяции сайгаков.

Здесь же, на территории заповедника, находится озеро Маныч-Гудило, где охраняются зимовки и гнездовья лебедей, пеликанов, дроф и других редких птиц. На территории озера расположено 12 островов, путешествуя по которым вы сможете полюбоваться птицами заповедника и красивыми ландшафтами дикой природы.

Сити-Чесс

Если вы являетесь поклонником современных достопримечательностей, то обязательно посетите район Сити-Чесс. Прообраз этого уникального района — проект Нью-Васюки Остапа Бендера, героя романа «Двенадцать стульев». Он был возведен в 1998 году в качестве комплекса для проведения XXXIII Всемирной шахматной олимпиады. Олимпиада прошла, а «Город Шахмат» и по сей день радует жителей и гостей города. В центре комплекса находится огромный Дворец шахмат, где, собственно, и проводилась олимпиада. Сегодня в нем расположены спортзалы, офисы и кафетерии. Площадь комплекса застроена небольшими коттеджами, что создает впечатление, словно вы находитесь не в столице Калмыкии, а в европейском городке с милыми домиками и ухоженными газонами. Территория района украшена интересными скульптурами, а еще здесь имеется даже небольшой православный храм Георгия Победоносца, идеально вписывающийся в архитектурное настроение комплекса.

Цаган Аман

Почти в 300 км от Элисты находится удивительно место под названием Цаган Аман. В древности оно служило традиционным форпостом для переправы через Волгу для скифов, печенегов, половцев и других народов, населявших эти земли, и получило название «Белые ворота». Здесь же находится прекрасный храм — Цаган-Аманский хурул, установленный в начале 90-х годов рядом с домом, в котором когда-то проживал и служил лама Тугмюд-гавджи. Этот храм — прекрасный экземпляр буддийского зодчества с изящной пагодой с золотистой крышей, украшенной деревянной резьбой. На стенах храма висят иконы с изображением богини-защитницы Зеленой Тары, дарующего здоровье Будды Манлы и других буддистских божеств, привезенные из Монголии и Тибета, а также бронзовые скульптуры, выполненные мастерами из Непала.

Республика Калмыкия — красивый и интересный край, непохожий на большую часть российских городов и областей, что делает его еще более интересным для путешествия.

Поля тюльпанов и цветочный фестиваль


Поля тюльпанов и цветочный фестиваль.
3

Жители богатой на природные чудеса республики Калмыкии умеют тонко чувствовать красоту. Из обыденного, казалось бы, природного явления – цветения тюльпанов – они сделали настоящее событие, ежегодный фестиваль цветов. Проходит он всегда в апреле, когда поля буквально усеяны тюльпанами разных расцветок – красными, белыми, желтыми. Вблизи полей разбивают экологические стоянки, обустраивают этнические кафе.

В программу развлечений входят:

  • Музыкальные концерты;
  • Конные прогулки;
  • Полеты на дельтапланах;
  • Лекции и беседы.

Считается, что только на территории Калмыкии тюльпаны произрастают в естественных условиях, без вмешательства человека. Несмотря на охранный статус, некоторые виды тюльпанов стремительно исчезают. Рвать цветы, разумеется, запрещено, вредить им как-то иначе (например, ездить через поля на автомобиле) тоже.

Местные рассказывают, что в степи можно встретить также уникальный черный тюльпан. Если такое случится, касаться его нельзя, нужно просто загадать рядом с ним желание, и оно сбудется.

Адрес: Уралан, Республика Калмыкия, Россия.

Квартиры посуточно Недорогое и уютное жилье с гарантией заселения

Самобытная кухня

Все гости Калмыкии отмечают, сколько в этой республике существует удивительных традиций, связанных с кухней и гастрономией. Главной характерной чертой является сытность всех блюд, поскольку при кочевом образе жизни, который веками вёл этот народ, питаться часто не удавалось. Часто единственным приёмом пищи становился обед. Плюс к этому большие физические нагрузки вынуждали людей делать все блюда максимально калорийными. Туристу, который в Калмыкии заказывает блюда в ресторане, нужно быть готовым к тому, что даже за обычным названием может таиться что-то совершенно неожиданное.

Например, мало кто, заказывая чай, будет готов, что ему принесут крепкую заварку с добавлением не только молока, как принято во многих странах, но и с добавлением сливочного масла, солёный и перчёный молотым перцем, приправленный корицей или мускатным орехом.

В составе многих калмыцких блюд можно найти потроха и кишки, которые на первый взгляд отталкивают людей, в чьей культуре не приняты такие «экзотичные» ингредиенты блюд. Но после того, как эти блюда решаются продегустировать, все отмечают их приятный вкус.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector