Псалтирь. кафизма 15
Содержание:
История написания
Что касается времени написания 15 псалма, указания на него можно найти в самом содержании. Во втором стихе Бог не требует «благих» от Давида. Под этим выражением следует понимать жертвы, которые являют собой обязательную и главнейшую составляющую ветхозаветного культа. Когда Господь не требовал жертв от Давида, видим указание в третьем стихе псалма. Под «святыми» здесь подразумеваются евреи, как народ избранный самим Богом, призванный к великому служению и получивший от него великие обетования.
В псалме 15 Давид отделяет себя от евреев, живших на «Его» земле, то есть назначенной ему Господом, Палестине. Это означает, что в описанное время Давид вне евреев и находится за пределами Палестины. В четвертом стихе изображается нечестивость окружающих его людей, в которой он сам не принимает никакого участия. Таким образом, Давид находится вдали от своего народа, не имеет возможности приносить жертвы Богу, и окружен язычниками. Такое положение дел соответствует периоду жизни Давида при Сауле, когда он вынужден был бежать от его преследований в Секелаг, к царю филистимскому Ахнусу. Свидетельства тому описаны в первой книге Царств (27:1-7).
Кафизма 15
Поклонение Пресвятей Богородице
Придите, поклонимся Царице нашей Богородице.
Приидите, поклонимся Деве Марии, Царице нашей Богородице.
Приидите, поклонимся и припадем к самой Госпоже Деве Марии, Царице нашей
Богородице.
Кафизма 14ОглавлениеКафизма 16
Псалом 105
Исповедайтеся Владычице Богородице, яко блага есть в щедротах Своих; кто
возглаголет силы Ея, слышаны сотворит вся хвалы Ея? Благопоспеши, о,
премилосердная Мати, обуреваемым нам в океане суетнаго мира сего спасением
Твоим: всем сердцем молим Тя и всею душею величаем Тя, услыши гласы воздыхающих
к Тебе, помози безпомощным, утеши плачущих, возвесели скорбящих, Ты бо еси
живоносный милостей источник для всех, с верою и молитвами к Тебе прибегающих;
слава Тебе, непостыдная надеждо наша.
Песнь вместо славы
Пресвятая Владычице моя, Богородице, милосердия сущи источник, покрове,
упование и прибежище христиан, Тебе, всесильней предстательнице и споручнице
покаяния и спасения моего, аз, грешный раб Твой, вручаю душу и тело мое, вход и
исход мой, веру и жительство мое, кончину и число дней моих, глаголы и
помышления моя, дела и начинания моя. Ты же, милостивая Мати Божия, мною
руководствуй, покрывай, соблюдай и спасай мя от всех бесовских козней невредима,
да немолчно, до последняго издыхания моего взываю Ти: Радуйся, Невесто
Неневестная.
Псалом 106
Исповедайтеся Господеви, яко благ; исповедайтеся и возлюбленней Его Матери,
яко велия милость Ея на нас; наставляет бо нас на путь истинныя мудрости,
показует мирныя стези небесной истины, научает страху Господню и из любящаго Ю
сердца изгоняет любовь к миру, яже есть вражда на Бога; блажени мы, аще молитвы
наши к Ней благоугодны Ей; кости наши утучнятся от тука благодати Ея, насытятся
алчущия души и жаждущия напоятся, из чрева бо Ея проистече живый и вечный
источник спасения нашего.
Песнь вместо славы
Радуйся, едемский цвете, испущающий неизреченное благоухание; радуйся,
пренепорочная чистою, юже возлюби Дух Святый; радуйся, слава всех девствующих о
Господе; помози, Владычице, молимся Ти, и нам сохранити душевную и телесную
чистоту: блажени бо чистии сердцем, яко тии Бога узрят.
Псалом 107
Готово сердце мое, Госпоже, готово сердце мое хвалы Тебе пети; искати
благодать Твою лучши есть паче злата и камене многоценна, милости Господни на
тех, иже Тя во истине почитают; прославляющии Тя прославятся и далече будут от
вечной погибели, призывающии Тя в напастех и искушениях охранятся простертием
крил скорыя помощи Твоея.
Псалом 108
Госпоже, хвалы к Тебе моея да не премолчиши и сие изреченное Тебе псалмопение
прияти да изволиши: призри на труд мой сей и сотвори его Тебе благоугодным,
соблюди мя невредима под защищением десницы Твоея и утеши сокрушенную душу
благостию и милостию возлюбленнаго Сына Твоего, истиннаго моего Спасителя,
Господа и Бога.
Песнь вместо славы
О, преблагословенная Приснодево Марие, возлюбленная Дщерь Отца небеснаго,
молюся Ти: буди мне, грешному, кормчая, дондеже в бурном море века сего плаваю,
а паче при кончине жизни моея, благополучно да достигну пристанища небеснаго
Иерусалима, идеже Тя буду хвалити и блажити во вся веки веков, аминь.
По 15‑й кафисме тропари, гл. 7
Всещедраго Бога о нас, Дево, умоли, избавитися душам нашым от всякаго вреда
змиина.
Слава: Воздыхающа мя, Господи, приими яко милостив, и помилуй мя яко мытаря, Матере
Твоея ходатайством.
И ныне: Ко множеству милости Твоея ныне прибегаю, разреши вериги, Богородице,
согрешений моих.
Молитва
О, Пресвятая Владычице Богородице, Небеснаго Царя Мати, наша же преблагая
надеждо, предызбранная Богоотроковице, ненадеющимся надеяние, грешным спасение,
сирым приятельнице, нагим одеяние, скорбящим утешение и радость, обидимым
покровительнице и всем сущим в бедах и напастех вспоможение и заступление. О,
всемилостивая Госпоже Дево Богородице, зриши мою беду, и скорбь, и напасть;
помози ми, бедному и немощному, скверному и унылому, печальному, скорбному и
ненадежному, и отими от меня печаль сию, яко странну; обиду мою Ты веси, разреши
ту, Всенепорочная, яко волиши и можеши; не даждь во отчаяние впасти, яко не
имамы иныя помощи, разве Сына Твоего, Превечнаго Младенца, и Тебе, Божия Мати.
О, Владычице мира, о, Царице всея твари, о, Голубице Пресвятая, на Твой
пречудный образ с Превечным Младенцем взираю, со воздыханием и сокрушением
сердца преклоняю колена и главу до земли, призри благосердым оком, Всепетая
Богородице и услыши, Преблагая, и не отрини, но благоволи помиловати и не
отвержи моего воздыхания, никтоже бо, притекаяй к Тебе, посрамлен от Тебе
исходит, но просит благодати и приемлет дар на пользу прошения. Аминь.
Как молиться по Псалтири
Принесет великие горя и беды семье. Вместо нее читается 20 кафизма… В их руках находится вся власть, суды и СМИ. И все это было пущено в ход в тщательно спланированное время… А батюшкам — более смиренно оценивать свое место в Церкви и учиться жить в дружеском согласии с выросшими детьми. А если не только придерживаться прейскуранта, но и перевыполнить план, то появляются сверхдолжные заслуги…
То в монастыре (где почти все сами новоначальные) сделать это очень трудно. Или петровские и послепетровские времена, когда старообрядческие посланцы призывали всех бежать в скиты “от антихриста”. Книга царя и пророка Давида занимает особое место в Священном Предании Православной Церкви.
Толкование псалма 15
По полноте в развитии мыслей, по краткости их выражения, а также из-за недостаточной ясности текст псалма 15 является одним из самых сложных для толкования.
- Стих 1: Мысль этих слов повторяется в большинстве псалмов Давида и свидетельствует о необыкновенной глубине и силе его преданности и веры. Всю свою надежду, «все упование» жизни Давид видел только в Господе, и только от него мог ждать помощи в тот момент, когда он оказался вне своего народа, среди язычников, чуждых ему по вере и крови.
- Стих 2: Как упоминалось выше, под «благами» можно понимать жертвы. Предназначение этих жертв заключается в том, чтобы пробудить в человеке осознание своей греховности перед Господом и желание примирения с ним. Бог же не требует от Давида жертв, потому что он потребовал от него служения делами и мыслями, то есть всем существом своим.
- Стих 3: Здесь «святые» — это еврейский народ, как избранник Бога, находящийся под его исключительным руководством и покровительством и призванный быть святым народом. «Земля» — это Палестина, а «дивные» — священники, пользующиеся уважением и почетом в народе. Давида влечет к истинным пастырям, к родному народу, к родной земле.
- Стих 4-5: Так как есть только один истинный Бог – Иегова, то и милостей может ждать только тот, кто верует в него. А лишения, «скорби» достанутся тем, кто почитает чужих богов.
- Стих 6: «Межи мои» — это пределы моих владений (полей), границы. Такой участок владений мил Давиду.
- Стих 7: По всей видимости, во время пребывания среди филистимлян Давиду было откровение от Бога, которым он «был вразумлен».
- Стих 8: Давид постоянно видит помощь от Господа, которая оберегает его от всяческих падений и несчастий. И даже будучи среди язычников он уверен, что будет спасен.
- Стих 9-10: Осознание постоянного покровительства Господа являлось источником глубокой внутренней радости Давида, которая проявлялась и внешне («возвеселился язык мой»). Это же покровительство вселило в него глубокую уверенность в том, что он не погибнет и его тело даже не увидит тления. Но как свидетельствует книга Деяний (2:29, 13:36), эта уверенность не оправдалась. Давид умер, как и все люди, а его тело истлело. Поэтому означенные слова в большей степени относятся ко Христу, тело которого воскресло и не познало тления.
- Стих 11: Заключительный стих представляет собой вывод из всего содержания псалма 15. Воспевается радость от общения с Богом.
Псалтирь. Кафизма 15. Псалом 107
1 Песнь, псалом Давиду, 107 В псалме этом божественный Давид возвещает дарованное народам богопознание. Псалом составлен из двух псалмов: первые шесть стихов взяты из псалма 56, 812; остальные – из псалма 59, 714. Не удивляйтесь тому, что Давид пишет многократно одни и те же слова в различных псалмах: ибо это свойственно божественным пророчествам – повторять одно и то же для большего вразумления (Афанасий). 2 Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое: воспою и пою во славе моей. Как золото многократно очищается огнем, так Господь, по благости Своей, очищает человека многими искушениями и испытывает, и делает опытным в ведении браней сердечных, так что человек не возвращается мыслями к неправдам и унижениям, каким подвергали его люди; но смиряется перед Богом и на Него возлагает все упование свое, говоря: готово сердце мое, Боже. Испытывать брани необходимо для рабов Божиих, чтобы устоять в добре, получить от Бога честь и вкусить радости от трудов своих… Если кто из вас потерпит клевету, то пусть примет это с радостью, и все свое предаст Господу, Который есть праведный Судия и Мздовоздаятель (Антоний В., Симеон Новый Богослов). 3 Востани слава моя, востани псалтирю и гусли: востану рано. Утренние часы, время рассвета – как наиболее пригодные из всего дня, Пророк посвящает Богу. Под псалтирью и гуслями разумеет силы душевные и чувства телесные, а славою называет свою совесть (Златоуст, Афанасий, Евсевий). 4 Исповемся Тебе в людех, Господи, пою Тебе во языцех. Пророчествует об иудеях и язычниках, уверующих во Христа Господа (Феодорит). 5 Яко велия верху небес милость Твоя, и до облак истина Твоя. Величие милости Божией превышает высоту небесную. Облаками называет пророков, апостолов и святых учителей; потому что ими, как некиими облаками, приносится людям духовное орошение; от них научились мы истинной вере (Афанасий, Феодорит). 6 Вознесися на Небеса, Боже, и по всей земли слава Твоя. Вознесися значит: яви Себя превознесенным выше всех и вся земля да познает славу Твою. Это сказал и блаженный Аввакум: покры небеса добродетель Его, и хваления Его исполнь земля (Авв. 3, 3) (Феодорит). 7 Яко да избавятся возлюбленнии Твои: спаси десницею Твоею и услыши мя. Возлюбленнии – люди, спасенные божественным человеколюбием. Десница – Сын Божий, тако бо возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единородного дал есть (Ин. 3, 16) (Златоуст). 8 Бог возглагола во святем Своем: вознесуся и разделю Сикиму, и удоль селений размерю. 9 Мой есть Галаад, и Мой есть Манассий, и Ефрем заступление главы Моея, Иуда царь Мой. 10 Моав коноб упования Моего, на Идумею наложу сапог Мой: Мне иноплеменницы покоришася. Бог возглагола благодатию Всесвятаго Духа. В историческом смысле Пророк предсказывает о возвращении из плена и разделении колен иудейских (см. Пс. 59); но в подлинном смысле – здесь пророчество о царствовании от Иуды происшедшего по плоти Владыки Христа над всею тварью (Феодорит). 11 Кто введет мя во град ограждения; или кто наставит мя до Идумеи; 12 Не Ты ли, Боже, отринувый нас; и не изыдеши, Боже, в силах наших; Град ограждения есть Церковь, огражденная Божиею силою; ее же называет и Идумеею. Пророк эти слова говорит как бы от лица кающегося и желающего получить веру во Христа народа иудейского, отринутого за грехи от благодати Божией. Приличны эти слова и всякому кающемуся (Афанасий). 13 Даждь нам помощь от скорби: и суетно спасение человеческо. За чрезмерную скорбь дарует Господь помощь ищущим Его. Таков был и Павел, хвалившийся скорбями, и за это мог говорить: когда я немощен, тогда силен (2 Кор. 12, 10). Скорбь – есть труд для приобретения добродетели, а помощь – последующая за нею благодать Божия. А всякая надежда на людей без Божьего содействия – напрасна и суетна (Златоуст, Василий В., Максим). 14 О Бозе сотворим силу, и Той уничижит враги наша. Возымеем упование на Божию силу, и в едином Боге будем искать надежду спасения; ибо естество человеческое безсильно в отношении к видимым врагам и удобоуловляемо грехом. Но Богом мы можем сотворить силу, Который стал для нас оружием благоволения (Пс. 5, 13) (Афанасий, Кирилл).
Кафизма 15
Боже! К хвале моей не будь безмолвен. Ибо уста грешника и уста льстивого открылись против меня, наговорили на меня языком льстивым, И словами ненависти окружили меня и вооружились на меня без вины (моей): Вместо того, чтобы любить меня, они лгали на меня, а я молился, И воздали мне злом за добро и ненавистью за любовь мою. Поставь над ним грешника, и диавол да станет одесную его. Когда будет судиться он, да выйдет осужденным, и молитва его да будет в грех. Да будут дни его кратки, и достоинство его да приимет другой. Да будут сыновья его сиротами и жена его вдовою. Скитаясь, да переселяются сыновья его и просят, да будут изгнаны из домов своих. Да взыщет заимодавец все, что есть у него, и чужие да расхитят нажитое трудами его. Да не будет у него заступника и да не будет щедрого для сирот его. Да будут дети его истреблены, с одним родом да изгладится имя его. Да будет вспомянуто беззаконие отцов его пред Господом, и грех матери его да не очистится. Да будут они всегда пред Господом, и да будет истреблена с земли память их, За то, что он не думал оказывать милость и преследовал человека бедного, и нищего, и сокрушенного сердцем, чтобы умертвить (его). И возлюбил он проклятие – и оно постигнет его, и не восхотел благословения – и оно удалится от него. И облекся он проклятием, как одеждою, и оно вошло, как вода, в утробу его и, как елей, в кости его. Да будет оно ему, как одежда, в которую он одевается, и как пояс, которым он всегда опоясывается. Такова участь клевещущих на меня пред Господом и говорящих злое о душе моей. Но Ты, Господи, Господи, сотвори со мною по имени Твоему, ибо блага милость Твоя: Избавь меня, ибо я нищ и убог и сердце мое смущено во мне. Как тень, когда уклоняется она, я исчез, был изгоняем, как саранча. Колена мои изнемогли от поста, и тело мое изменилось от (лишения) елея. И я стал посмешищем для них: они, видя меня, кивали головами своими. Помоги мне, Господи, Боже мой, и спаси меня по милости Твоей. И да уразумеют, что такова рука Твоя и Ты, Господи, соделал это. Они проклянут, а Ты благословишь, восстающие на меня да постыдятся, а раб Твой возвеселится. Да облекутся клевещущие на меня срамом, и покроются, как одеждою, стыдом своим. А я буду громко исповедовать Господа устами своими и среди множества (людей) восхвалять Его, Ибо Он стал одесную убогого, чтобы спасти от гонителей душу мою.
Слава:
По 15-й кафизме, Трисвятое. Таже тропари, глас 1:
Яко пучина многа прегрешений моих, Спасе, и люте погрузихся согрешеньми моими: даждь ми руку, яко Петрови, и спаси мя, Боже, и помилуй мя.
Слава: Яко помышлении лукавыми и делы осудихся, Спасе, мысль ми даруй обращения, Боже, да зову: спаси мя, Благодетелю Благий, и помилуй мя.
И ныне: Богоблаженная Отроковице и Пренепорочная, скверна мя суща и окалянна от деяний безместных, и скверных помышлений, очисти мя, окаяннаго, Нескверная и Чистая, Всесвятая Мати Дево.
Господи, помилуй (40) и молитва:
Владыко Господи Иисусе Христе, Ты еси Помощник мой, в руках Твоих есмь аз, помози ми, не остави мене согрешити к Тебе, яко заблужден есмь, не остави мя последовати воли плоти моея, не презри мя, Господи, яко немощен есмь. Ты веси полезное мне, не остави мя погибнути грехи моими, не остави мя, Господи, не отступи от мене, яко к Тебе прибегох, научи мя творити волю Твою, яко Ты еси Бог мой. Исцели душу мою, яко согреших Ти, спаси мя ради милости Твоея, яко пред Тобою суть вси стужающии ми, и несть мне иное прибежище, токмо Ты, Господи. Да постыдятся убо вси востающии на мя и ишущии душу мою, еже потребити ю, яко Ты еси Един Сильный, Господи, во всех, и Твоя есть слава во веки веков, аминь.
Главное: Псалтирь это книга, по которой хорошо молиться
Вместо неё читается 20-я кафизма– сл. дев. Пелагии. Его нельзя читать ни за ближних, ни за врагов. Дальше : Многомилостиве и премилостиве Господи.. Слава» читается как в Церкви на утрене, когда алтарь представляет гроб и над Спасителем читается Псалтырь.7. Кто подает в Церкви обедни по усопшим в субботу, те усопшие освобождаются от мучений в аду на всю следующую неделю.8. Такие же достоинства должен иметь и читающий Псалтырь.9. Особенно прискорбное действие оказывает чтение 108 псалма.
Критикуя Священноначалие, они, в отличие от духоносных Отцов прошлого и настоящего, критикой пытаются привлечь к себе внимание и таким образом создать себе авторитет. В это время другие наши спутники тоже высказали свои предположения
Выслушав их, я спросила отца Николая: —Отче, так кем может быть этот человек, проживший жизнь без единого греха? —Это мне не открыто.
Не открытое свыше отцу Николаю, тем не менее было «открыто» другим почитателям «старца». Вот, например, что об этом рассказывает «инокиня Василиса»: «Однажды к батюшке с Украины приехала Елена. Мы с ней выполняли какое-то послушание и одновременно разговаривали о духовном. Как же можно сопоставить изложенное с утверждением святого Иоанна Богослова: «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды.
При этом каждый читает одну определенную ему кафизму дома, келейно и поминает имена тех, кто молится вместе с ним по соглашению. На следующий день Псалтирь снова прочитывается целиком, при этом каждый читает уже следующую кафизму. Евгения, не нужно смущаться, как читали Псалтирь, так и читайте.
Рекомендации по келейному (домашнему) чтению Псалтири
Чтение Псалтири тоже похвальное желание. Здравствуйте, прошу разъяснить, можно ли читать Псалтырь в помощь близкому человеку? Можно читать Псалтирь, молясь о близком человеке, на это хорошо попросить благословения духовника.
Когда же мы молимся о ком-то, хорошо просто читать Псалмы подряд, как они расположены в книге, так, как Вы и делаете. Здравствуйте. У меня 15 ноября cкоропостижно умерла мама. После похорон стала читать Псалтирь, чтобы помочь её душе. Теперь мне говорят, что без благословения читать Псалтирь нельзя.
Брать благословение на чтение псалтири по умершим не нужно . Берут благословение на другие случаи. Читать на русском языке можно. Не забывайте в церковь ходить и там тоже молиться, сами исповедуйтесь и причащайтесь. Подскажите, пожалуйста, можно ли ее заказывать до 40 дней и можно ли в женском монастыре заказывать, чтобы молились о мужчине? На 9 и 40 дней нужно прежде всего в церкви самой помолиться и панихиду отслужить.
Псалом 108
В еврейский, греческой и латинской Библиях псалом приписывается Давиду и нет ни в содержании псалма, ни построении его и языке оснований, по которым бы могло оспариваться происхождение от указанного в надписании лица.
Давид в псалме указывает на несправедливость преследования со стороны врагов и на их жестокость ( Пс.108:3–4 ); особенно же выделяет из среды их одного, который занимает видное положение надзирателя ( “епископ а» – Пс.108:8 в греческой Библии и Вульгате) и на которого он молит от Бога суда. Под указанным лицом можно разуметь Доика, идумеянина, надзирателя над стадами Саула, лицо, к нему близкое, прославившееся доносами на Давида и убившего священников в Номве, где скрывался Давид ( 1Цар. 22:6–19 ), т. е. псалом написан во время гонения от Саула. Весь псалом представляет изображение Давидом тяжести своего положения, как несправедливо и жестоко преследуемого праведника, и молитву к Богу как о возмездии Доику, за его предательство и предумышленную жестокость отношений к невинным страдальцам, так и о своем спасении.
Боже! Услышь мою молитву о помощи, так как отовсюду меня окружают враги коварные, неблагодарные и беспричинно восставшие (1–5). Накажи и суди моего врага по его делам: пусть жизнь его сократится, дети останутся сиротами и нищенствуют (6–10). Пусть не будет сострадающего ему и потомство его погибнет, да взыщутся с него грехи его родителей, пусть он будет лишен милости, так как сам не оказывал ее, пусть проклятие, которое он посылал другим, придет на него. Таково воздаяние от Господа всем врагам моим (11–20). Меня же, Господи, бедного, оставленного, изнемогшего от преследований, спаси, чтобы враги знали, что это Ты сделал. Пусть они будут постыжены, а праведник возрадуется и восхвалит Господа за оказанное ему спасение (21–31).
«Боже, хвалы моея не премолчи» (слав.) – Господи, предмет моего воспевания! Не откажи мне сейчас в помощи ввиду незаслуженных, многочисленных и злостных преследований.
Наказание Доика пусть отразится на членах его семьи и их внешнем благосостоянии: пусть его дети и жена, потерявши весь свой достаток, который перейдет в руки заимодавцев, будут переходить из дома в дом и жить или подаянием, или той случайной платой за работу, которую они будут выполнять для других в качестве слуг их. Пусть никто не окажет защиты не только Доику, но и его детям, которые да не оставят после себя потомства, чтобы память ( “имя” ) о нем исчезла в одном поколении. Пусть Господь с него взыщет не только за его грехи, но и за грехи его родителей. Такая ответственность за грехи предков понятна: воспитание у древних отличалось родовым характером, т. е., отцы воспитывали своих детей не только в роде жизни и занятиях своих предков, но и передавали и прививали им свои, чисто личные воззрения, так что сын являлся копией своего отца ( «умре отец его, и аки не умре» ( Сир. 30:4–6 )), а потому пороки отца переходили и к сыну, и были в нем не внешними и мимолетными порывами, а выражением его личности, почему они и отвечали за грехи предков, точнее – за свои, усвоенные от предков.
Такова судьба всех клевещущих и злоумышляющих на меня, говорит Давид, пред Господом!
«Сердце мое уязвлено во мне» – я потерял мужество и болею сердцем от незаслуженности преследований и злодейских поступков нечестивых.
Давид заканчивает псалом молитвой о помощи с обетом воспеть Бога среди народа в своих песнях за оказанное ему спасение.