Как готовиться к причастию и исповеди
Содержание:
- Последние материалы
- Как подходить к батюшке для исповеди
- Зачем нужно исповедоваться?
- Особенности причащения
- С каких слов нужно начинать Исповедь?
- Неочевидные для современного человека грехи
- Практика причащения в православной церкви
- Пример, сокрушения о грехах
- Ответы на популярные вопросы
- Как проходит причащение
- Правила поведения в православном храме
- Почему Причастие без Исповеди грех
- Как исповедоваться детям
Последние материалы
-
Протоиерей Павел Островский «Таинство Покаяния. Все об исповеди»
15.07.2021 -
Архимандрит Василий (Бакояннис) «Что такое исповедь и как к ней приготовиться?»
22.06.2021 -
Святитель Феофан Затворник «Кающемуся изрекается всепрощение в Таинстве покаяния»
01.04.2021 -
Святитель Феофан Затворник «Кающийся приступает к Таинству святого причащения»
01.04.2021 -
О связи войны со страстями с таинством исповеди
08.12.2020 -
Митрополит Иларион (Алфеев). «Что каждый православный должен знать о причастии. 10 правил» (ВИДЕО)
25.11.2020 -
Иеромонах Агапий (Голуб). «Об исповеди и причащении детей».
18.08.2020 -
Преп. Никодим Святогорец, Свт. Макарий Коринфский. О том, что если кто медлит причащаться, то доставляет себе этим большой вред.
18.07.2020 -
Протоиерей Алексей Уминский. От грехов освобождаемся через покаяние.
06.05.2020 -
Священномученик Сергий Мечёв. О Причастии.
09.11.2019
Как подходить к батюшке для исповеди
Приняв решение исповедаться, отнеситесь к нему со всей ответственностью:
- Подумайте о прегрешениях.
- Примиритесь с близкими.
- Простите обиды.
- Попросите прощения.
Люди, впервые пришедшие на исповедь, затрудняются обратиться к священнику, не зная:
- С какими словами правильно подойти к архиерею.
- Что говорить на исповеди.
- Какие вопросы задает священник и др.
Многие теряются и боятся выглядеть нелепо.
На сайте «Азбука веры» подробно объясняется данный вопрос, где онлайн любой желающий узнает основные правила:
- Готовясь дома к исповеди, обратитесь с молитвой к Богу с просьбой открыть содеянные грехи.
- Идя в церковь, не надейтесь на память, а запишите свои грехи на бумажке. Многие, подходя к аналою, где происходит исповедь, от переживания забывают о чем сказать.
- Подойдя к батюшке, выполняется поклон головой и, сложив руки крестообразно перед собой, просится о благословении.
- Затем положить два пальца правой руки на Святое Распятие, голову – на Библию.
- Священник покрывает кающегося частью одеяния (епитрахилью), спрашивает имя и просит назвать грехи, совершенные человеком.
- Если обратившийся затрудняется сказать необходимые слова, духовник задает некоторые наводящие вопросы.
- После окончания таинства, над кающимся произносится разрешительная молитва и снимается с головы покрывало.
- Кающийся крестится, целует Распятие и Библию.
- Священник дает поцеловать руку и благословляет совершившего покаяние.
Обратите внимание! В таинстве исповеди человек остается один на один с Богом, а священник – лишь свидетель примирения
Зачем нужно исповедоваться?
Многие не хотят ходить на Таинство Исповеди в церкви, аргументируя это тем, что исповедуются напрямую Богу. Что же, можно только порадоваться тому, что они настолько достигли святости, имеют такой уровень богообщения, а также настолько осознают всю глубину своей греховности, что могут каяться перед Богом без помощи Церкви.
Ведь речь не идет о просто зове совести, когда стыдно и ты просишь у Господа прощения. Имеются в виду действительно покаянные молитвы о прощении всех согрешений. При этом просто вычитка длинных церковнославянских молитв с не всегда понятными словами вряд ли имеет отношение к подлинно искреннему раскаянию. Такая «Исповедь непосредственно Богу» ограничивается угрызением совести и нерадивым признанием в том, что «кажется, я был не совсем прав». При этом о стремлении к Богу, естественно, речи не идет.
И в личной покаянной молитве ничего плохого нет, но молиться «в пустоту» бывает очень сложно. Нужно всегда памятовать о том, кому и зачем мы воздаем моления. Мы ограничиваемся только собственными представлениями. Но картинка внутри нас часто может завести нашу душу совсем не туда, куда следует. Находясь рядом со священником, мы не только видим, что Исповедь услышана, но и можем получить от него наставления и помощь в решении какой-то проблемы.
Цель Таинства Покаяния не просто в перечислении своих плохих поступков, а в том, чтобы получить прощение и возможность победить страсти и пороки, восстановить падшую природу и стать ближе к Творцу.
Особенности причащения
Проведение таинства может быть осложнено состоянием здоровья или возрастом верующего. Существуют отдельные правила, которые касаются проведения обрядов для детей и людей, у которых диагностированы серьезные заболевания.
Детей
Младенцев причащают одновременно с крещением. Детям до 7 лет разрешают не исповедоваться, не соблюдать пост и не читать молитв до причащения.
Больных
Для тяжелобольных людей установлены определенные правила:
- Те, кто не в состоянии подготовиться к причастию и исповедаться, причащаются без проведения подготовки. При этом священник обращается к Господу, просит о вере и одновременно отпускает грехи больному.
- Те, кто отлучены от богослужений, но находятся на грани смерти, или их жизнь подвержена серьезной опасности, причащаются в специально обговоренное со священником время.
С каких слов нужно начинать Исповедь?
Придя к Таинству Исповеди, нужно, выслушав специальные молитвы, которые читает батюшка, подойти к аналою, поцеловать Крест и Евангелие и, склонив голову под епитрахилью (часть облачения священника, которое он возлагает на исповедника), начинать исповедовать свои согрешения.
Определенной формы, как правильно приносить раскаяние, нет. Ведь это очень личное и сокровенное, которое идет от сердца. Но есть примерные слова, из которых легче построить свое Покаяние.
К примеру, начинать можно со слов:
- «я, раб/раба Божья (имярек), грешна в…»
- «каюсь в …»
- «Господи прости, согрешил/согрешила в …»
- «прошу прощения у Бога и людей за свои грехи: …»
Неочевидные для современного человека грехи
Верующий, редко посещающий церковь, может не знать, что к числу греховных дел относится не только воровство и убийство, но и, например, следование суевериям, секс до брака и т. д.
Подобные поступки на исповеди можно изложить примерно так: «Батюшка, в юности я вела половую жизнь до брака. Забеременев от малознакомого мужчины, я была вынуждена сделать аборт. Боялась, что обреку своего ребенка на жизнь в нищете и безотцовщину. Спустя годы я осознала эти грехи и теперь часто жалею, что пошла на убийство народившегося дитя и вела блудную жизнь».
Не обязательно тщательно готовиться к исповеди и составлять подробную речь. Это не доклад перед начальством, а очищение души и возможность разрешить сомнения относительно поступков, которые тревожат человека долгие годы.
После получения прощения от батюшки, многим становится намного легче, и они стараются избегать прежних ошибок.
Видео: что нужно говорить батюшке на исповеди?
В этом ролике иегумен Алексий расскажет, нужно ли рассказывать о грехах на исповеди подробно:
Практика причащения в православной церкви
К причащению нужно подходить с высокой долей ответственности, ведь это главное церковное Таинство.
Подготовка
Вкушая плоть и кровь Христа, верующий мирянин впускает в свою душу Спасителя, который очищает ее от грехов. Чтобы не выказать неуважение к Мессии, перед Евхаристией нужно обязательно исповедаться. При этом правильно будет не просто бездумно выполнить все требования, а осознать свои прегрешения, признать их, раскаяться. Прежде чем приступить к обряду, нужно уладить все конфликты, простить обидчиков или врагов, обрести душевное спокойствие. Усмирить страсти хорошо помогает усиленная молитва и строгий пост.
Молитвенное правило
Смысл молитвенных текстов – ведение диалога со Всевышним. Правило, которое необходимо прочесть перед причащением, можно найти в молитвослове. Состоит оно из:
- Последования ко Святой Евхаристии;
- канонов;
- акафистов.
Молитва перед святым Причастием Читая Правило, не стоит забывать об основных утренних и вечерних молитвословиях.
Совет автора
Если у человека это первое причастие, лучше заранее прочитать все молитвы, подробно изучив их суть. Читать их нужно вдумчиво, проникаясь каждой фразой, пропуская ее через свое сердце.
Соблюдение поста
Воздержание помогает верующему мирянину подготовить душу для воссоединения с Господом. Постясь, человек усмиряет свой нрав, тренирует силу воли, отказываясь от мирских соблазнов. Во время говенья нельзя есть пищу животного происхождения, пить алкоголь, сквернословить, ругаться, вступать в интимную близость. А с вечера перед Евхаристией вообще запрещено есть и пить воду.
Обычно подготовительный пост длится от 3 дней до недели. Если человек регулярно проходит Таинство и соблюдает Законы Божьи, говеть можно всего пару дней, а вот новичкам лучше посоветоваться со священником.
Проскомидия
Во время проскомидии на специальный стол возле алтаря выставляется пять просфор. Попросив у Бога благословения, духовное лицо трижды осеняет крестным знамением первую просвиру, а затем вырезает середину (Агнец). Снизу на ней батюшка делает крестовидный надрез, после чего прокалывает кусок с правого бока. Далее он наполняет потир красным вином, разбавленным водой.
Из второй просфоры также достают серединку, посвящая ее Божьей Матери. Третья делиться на 9 частей, во имя библейских святых. Четвертая символизирует живых, пятая – усопших. Из них тоже вырезают сердцевину, расположив в самом низу от Агнца. Затем церковник проделывает аналогичные действия с просвирами, принесенными прихожанами, зачитывая имена для поминания.
Во время проскомидии на стол возле алтаря выставляется пять просфор
Литургия оглашенных
Церковное богослужение начинается с мирной ектении. Когда песнопение завершается, вступает хор, поющий антифоны. На последних строках батюшка с поднятым к небу Святым Писанием выходит из алтаря, после чего читаются:
- тропари;
- кондаки;
- трисвятая песнь;
- Апостол;
- Евангелие;
- усиленная ектения о живых и усопших;
- ектения об оглашенных.
Оканчивается священнослужение просьбой выйти из храма: «Елицы оглашенные изыдите».
Литургия верных
Служба крещеных делиться на шесть частей:
- Возложение Святых Даров. Сначала произносятся две небольшие ектении, после чего открываются Царские Врата. Церковник возносит молитву, сжигает ладан, а хор поет песнь Херувимов. Во время пения батюшка переносит Дары на престол, а затем накрывает их «воздухом».
- Подготовка мирян к освящению Даров. Первой читается молитва и просительная ектения, которая призывает верующих закрыть душу от ненужных раздумий. Царские Врата открываются, со Святой Жертвы снимается «воздух», а прихожане поют Символ веры.
- Преложение Даров. Во время освящения духовное лицо произносит благодарственные молитвы, после чего просит снизойти Святой Дух. Благословив Жертву, батюшка преклоняется перед Чашей. Он поминает всех святых, а хор воспевает славу Пресвятой Царице Небесной.
- Подготовка к причащению. Священнослужитель читает просительную ектению, а затем вместе с прихожанами поет «Отче Наш». После слов «Святая святым!» уже можно причаститься Святыми Дарами.
- Причащение. Преломив хлеб, первыми его вкушают духовные лица, запивая вином. Далее батюшка выносит Чашу мирянам и под пение хора произносит разрешительную фразу. Прихожане подходят к Жертве, называются, а затем прикладываются к Дарам. По окончании священнослужитель окунает в вино кусочки просфор, символизирующие усопших и живых, а после читает молитву за всех членов Церкви.
- Благодарение и отпуст. Духовник благословляет верующих, пришедших на Евхаристию. Миряне прикладываются к Кресту и выходят из храма.
Преложение Даров
Причащение
Благодарение
Пример, сокрушения о грехах
Господи! Иногда хожу в Дом Твой, желая очистить душу от тяжести греховной. Пытаюсь размотать змеиный клубок, который лежит на сердце, но страшно открыть перед священником нечистоты свои. Пытаюсь замаскировать общими словами сущность грехов, облекаю их в безобидные одежды: как все грешат, так и я, ничем не хуже. Желаю прощения и отпущения, а ложью усугубляю свое падшее положение пытаясь Тебя обмануть.
Лень и безразличие связали душу: не молюсь Тебе ни утром, ни вечером. В храме стою, как бездушный манекен: покаяния нет во мне, жду только, чтобы служба закончилась быстрее. Молитв, произносимых в Храме не понимаю. Не стремлюсь узнать значение дней, которым посвящается служение. Редко хожу в церковь, а если постоял там, рассеянно крестясь, повторяя движения за истинными христианами, считаю, что совершил подвиг, сделал одолжение Тебе, Господи. Прости это каменное нечувствие к своему спасению. Нет у меня любви ни к живым, ни к умершим. Поминая их, не пророню ни слезинки, молитва за них холодная, словно райская участь их мне известна. Считаю, что молитвы батюшки достаточно. Нет во мне ни сочувствия к близким (в том числе и родителям), ни желания ради них взять на себя хотя бы малюсенький обет. Считаю, что Господь добрый, спасет всех и так, без усилий и жертвы с моей стороны. Господи, прости. Отвратительный грех Прелюбодеяние. Я уже стар и болен, поэтому развратное прошлое удалилось от меня, но это мытарство мне не пройти. Вся грязь этого греха прилипла ко мне, но сил признаться во всем нет. Думаю, Мария Египетская до ухода в пустыню, была чище, чем я. Каюсь и ненавижу себя за эти гнусные дела. Господи, прости, не погуби меня мерзкого. Гордость и тщеславие мои постоянные спутники. Господь наставлял меня постоянно. Вразумлял, дал возможность познать унижения и оскорбления, чтобы уменьшить спесь моей натуры. Но я так медлителен на исправление, что не могу смириться даже под рукой Господа. Вижу свое падение, но гордость не покидает меня. Господи, помилуй и дай сил стать смиренным христианином, прости за упрямство ослиное. Ложь. Она сопровождает меня повсюду. Ранее даже не замечал, что вру по-поводу и без повода. Я врал из-за страха открытия правды; для получения какой-либо выгоды; просто-так по-привычке; ради тщеславия, чтобы приукрасить личину, которая является моей настоящей сущностью. Ложь – семя дьявольское, разрослось во мне, как огромное дерево, пустило корни. Пагубные слова слетают с языка раньше, чем успеваю их осмыслить. Господи, прости, вразуми, избавь от этой привычки. Научи говорить правду всегда и везде. Осуждение. Господи, с детства помню фразу: Не судите, да не судимы будете. Но никогда не придерживался этого наставления. Осуждаю всех: знакомых, родных, соседей, коллег, власти. С высоты своей гордыни всегда найду изъян в других, но не в себе. Прости, Господи. Помоги избавиться от этого, чтобы видеть только свои грехи, а не судить других. Научи смиренному покаянию и молитве и т. д, и т. п.
Чтобы не трудиться попусту, примерно так размышляйте о своих грехах. Это покаяние, приносимое Господу, настраивает душу, ведет к очищению, чтобы возненавидеть дела свои, не повторять их то и дело. Имея сокрушение, заметите, как после исповеди не только стало легче, но от многих «забав» плоти сердце начинает отвращаться, дела и отношения налаживаются, болезни уходят.
- https://ikona-i-molitva.info/kak-pravilno-nazyvat-grexi-na-ispovedi/
- https://dailyhoro.ru/article/kak-ispovedovatsya-v-tserkvi-chto-govorit/
- https://molitva.guru/tserkovnye-tainstva-i-obryady/kak-podgotovitsya-k-ispovedi-chto-govorit-batyushke.html
- https://pravoslavie.guru/nuzhno-znat/kak-pravilno-ispovedovatsya-i-chto-govorit-batyushke-primery.html
- http://fb.ru/article/269598/ispoved-kak-prohodit-kak-podgotovitsya-chto-govorit-batyushke
- https://1001molitva.ru/tainstva/kak-pravilno-ispovedovatsya-i-podgotovitsya-k-ispovedi.html
- https://pravgolos.ru/ispoved-kak-pravilno-nazyivat-svoi-grehi-na-ispovedi-sovetyi-batyushki/
Ответы на популярные вопросы
Таинство покаяния сопряжено с многими вопросами и недоумениями. Они касаются роли священника, подготовки к таинству, его действенности.
Можно ли исповедоваться без священника, «в душе»?
Безусловно, можно. Современные священники говорят, что Господь приемлет покаяние в любое время и в любых обстоятельствах. Но раскаяться мало: нужно преодолеть грех, а это чаще всего невозможно своими силами. Господь уважает свободу человека и не посылает помощь тому, кто не просит о ней и, стало быть, не нуждается.
По церковному учению и практическому опыту многих людей, благодать для преодоления греха посылается только через таинство покаяния.
А если священник осудит кающегося?
Так не произойдет. Священник всегда радуется глубине покаяния человека и часто восхищается его решительностью. Иерей – носитель благодати, но одновременно – такой же человек, как и остальные.
Обязательно ли писать грехи на бумаге?
Нет, не обязательно. Но иногда это полезно, чтобы составить картину своей духовной жизни и не забыть важные моменты покаяния. Иногда человеку крайне стыдно произнести свой грех перед иереем, и тогда ему помогает «шпаргалка», которую священник может прочитать сам.
Насколько подробно нужно рассказывать о грехах?
Рассказывать о грехах нужно конкретно, но без лишних подробностей, не описывая обстоятельства их совершения.
Что делать, если забыл назвать грех?
Забытые грехи, в которых человек раскаивается, прощаются Богом, как и исповеданные. Если грех тяготит совесть, его можно назвать на следующей исповеди.
Как проходит причащение
Оно включает в себя несколько этапов:
- Вынесение Святых Даров из алтаря. Вперёд пропускаются пожилые люди, дети, немощные и беременные женщины, все они по очереди подходят к Чаше. Перед Святой Чашей не совершают крёстного знамения, чтобы нечаянно не задеть её.
- Когда настанет ваша очередь, сложите руки в форме креста на груди таким образом, чтобы правая закрывала левую.
- Вы подходите к Чаше, громко и понятно произносите своё имя в полной форме, открываете рот и выпиваете ложку церковного вина (кагора), заедая её кусочком хлеба, которые вам даст священник. Символично они значат Кровь и Тело Христа.
- Затем нужно прикоснуться губами к краю Чаши, отойти к столику, где употребить просфору, запив её.
После получения Святых Даров верующие не расходятся по домам, пока не поцелуют напрестольный крест, находящийся у священнослужителя. После чего следует чтение благодарственных молитв (правда, их разрешается читать и самостоятельно у себя дома).
Правила поведения в православном храме
Обычно исповедь происходит в течение вечернего (реже – утреннего) богослужения. Лучше прийти за 15-20 минут до его начала, так как в это время совершаются общие молитвы, предваряющие таинство. Чтобы не смущать окружающих, следует соблюдать правила, касающиеся общих требований к внешнему виду входящего в храм:
- женщина в церкви находится с покрытой головой, мужчина – без головного убора;
- одежда должна быть подобающей: недопустимы шорты, майки, радикальные мини-юбки, открытый живот у женщин, оголенный торс у мужчин;
- женщинам нежелательно быть в брюках: хотя на эту одежду нет канонического запрета, она может смутить некоторых прихожан и привести к разного рода замечаниям и ропоту.
При входе в храм нужно выключить мобильный телефон, или перевести его на беззвучный режим: звонящий телефон – проявление неуважения к святому месту и собравшимся людям. Во время богослужения недопустимы посторонние разговоры. Если срочно нужно побеседовать с кем-либо, лучше всего выйти на церковный двор или хотя бы в притвор.
Почему Причастие без Исповеди грех
Причастие и исповедь являются двумя самостоятельными Таинствами, не связанными друг с другом. Первые христиане ежедневно проводили Евхаристию, пребывая в молитвах. Ими двигала любовь к Учителю, великая нравственность, чистота была нормой того времени.
Проходит довольно короткое время, и Павел в Первом послании Коринфянам сообщает, что Господь открыл апостолу тайну приобщения к Его телу и крови при выполнении определенных условий. Благоговение и страх должны сопровождать христиан, решивших причастится великого Дара, дарующего жизнь или смерть.
Причастие — это Таинство, установленное Спасителем во время Тайной вечери
Да, именно болезни или даже смерть пожинают люди, недостойно принимающие Жертву Христа. Апостол Павел передает предостережения Иисуса, (Кор. 11:23-25) о том, что недостойный подход к Евхаристии может стать причиной болезней и смерти.
Апостол говорит о страхе и благоговении, то есть о рассуждении по поводу своей греховности, нечистоте. Казалось бы, сделал человек богоугодное дело, пошел в церковь, причастился, а болезни не отпускают, порой усугубляются, и больной даже не догадывается, что причина кроется в недостойном принятии Иисусовой плоти и крови.
По словам апостола Павла, недостойное принятие Святых даров является осуждением самого себя. Ниже мы читаем, как апостол сравнивает Церковь с телом Христа, и все христиане — ее тело. Христиане, принимающие участие в Христовой трапезе, должны оставить мирские забавы и греховные пиршества, чтобы случайно не прикоснуться к чаше бесовской.
Интересно! Только Дух Святой движет Церковью, вселяя в сердца христиан любовь и веру, чистоту и свободу, которую мы приобретаем во время Исповеди.
Каждый верующий сам несет ответственность за недостойное принятие Причастия, без раскаяния и Исповеди. Западные церкви давно отменили правило обязательной исповеди перед Евхаристией, исходя из того, что это два отдельных таинства.
Сопричаститься с Телом, в котором нет и никогда не было греха, невозможно для земного, обремененного грехами, тела. Нечистые руки, протянутые к Жертвенным Дарам, не имеют права Их касаться без раскаяния, это большой грех непочтения Христа.
Важно! Исповедь перед Причастием важна в первую очередь для самого грешника, чтобы в духовной чистоте приступить к Жертвенным Дарам Христа. Исповедоваться перед Причастием было заведено на Руси много веков тому назад, этот закон действует как в обычные дни, так и во время больших христианских праздников, включая Пасху
По словам святых Отцов, исповедь можно отнести ко второму Крещению, после которого душе находит исцеление и очищение, и способна к принятию Благодатных церковных даров
Исповедоваться перед Причастием было заведено на Руси много веков тому назад, этот закон действует как в обычные дни, так и во время больших христианских праздников, включая Пасху. По словам святых Отцов, исповедь можно отнести ко второму Крещению, после которого душе находит исцеление и очищение, и способна к принятию Благодатных церковных даров.
Причащение святых Христовых Тайн необходимо, чтобы войти в жизнь вечную
Совершив прегрешение, мучимый совестью человек может пойти на исповедь без причастия, чтобы не нести грех в следующий день, который может и не наступить. Допустимо исповедоваться, даже если после этого не планируется причастие.
Как исповедоваться детям
Дети возрастом до семи лет считаются младенцами, они могут причаститься без предварительной исповеди
Но важно приучить их с детства к чувству благовения. Без нужной подготовки учащенное причастие вызывает нежелание заниматься этим делом
Желательно за несколько дней настроить детей на таинство, пример — чтение Священного Писания и детской православной литературы. Уменьшить время просмотра телепередач. Наблюдать за выполнением утренних и вечерних молитв. Если ребенок за прошедшие дни совершил плохие поступки, то с ним следует поговорить и навеять на него чувство стыда за проделанное. Но всегда нужно знать: ребенок берет пример с родителей.
После семилетнего возраста можно приступать к исповеди наравне со взрослыми, но без предварительного таинства. Перечисленные выше грехи исполняются в большом количестве и детьми, поэтому детское причастие имеет свои нюансы.
Чтобы помочь детям искренне исповедаться, необходимо дать перечень грехов:
Не занимаешься ли ворожением и гаданием?Не пропускал ли утренние молитвы, залеживаясь в постели?Не воруешь ли ты?Не читал ли молитву перед сном и не принимал ли трапезу без молитвы?Можешь ли назвать самые важные молитвы в православии: «Иисусова молитва», «Отче наш», Богородице Дево, радуйся»?Не хвалишься ли ты своими навыками и успехами перед близкими?Не носишь ли различные символы и амулеты?Из-за чувства стыда перед батюшкой не утаивал ли свои грехи на исповеди?Посещаешь ли церковь каждый воскресный день?Не увлекаешься ли ты вредными привычками?Не называл ли имя Господне без надобности?Не искажаешь, не торопишься ли ты в крестном знамении?Не баловался ли ты на службе в церкви?Не посещали тебя ли внезапные мысли?Занимаешься ли ты чтением духовных полезных книг, в том числе и Евангелия?Не стесняешься ли ты своего нательного крестика?Не применяешь ли крестик для украшения?Не происходили ли споры с кем-либо только для самоутверждения?Не утаивал ли правду от родителей только ради того, чтобы не стать наказанным?Не ябедничал, не сплетничал ли?Не употреблял ли в пищу запрещенных продуктов во время поста?Не берешь ли ты без проса чужих вещей?Не был ли требователен в покупках, которые совершали родители?Не притворялся ли ты для того, чтобы уклониться от обязанностей?Не говорил ли ты сквернословия?Не смеялся ли ты с людей с физическими дефектами?Не подстрекал ли ты кого-то на драки и не дрался ли ты?Не издевался ли ты над младшими и слабыми?Не занимаешься ли ты онанизмом?Не ленишься ли ты в помощи родителям?Не издевался ли ты над зверями земными?Не имеешь ли ты зависти к другим людям?Не занимался ли ты картежными играми?
Это поверхностный перечень возможных грехов. Существует множество личных грехов для каждого ребенка, основываясь на его мыслях и действиях
Важной целью родителей считается подготовка ребенка к покаянию. Нужно, чтобы ребенок сам записал все свои прегрешения без участи родителей — за него не стоит записывать
Он должен понять, что необходимо чистосердечно признаться и раскаяться в плохих поступках.