Республика ингушетия

Развлечения и достопримечательности Ингушетии

Ингушетия — регион отчаянно небогатый: работа есть лишь у каждого второго её жителя, и огромное количество ингушей живут в непостижимых для обитателя среднестатистического мегаполиса условиях. Основное население Ингушетии сосредоточено преимущественно в северной части республики, где находятся города покрупнее. Тем не менее древние аулы на юге — это истинное наследие ингушей, и они до сих пор населены горцами. Комитет по туризму республики активно повышает привлекательность этих областей для путешественников, проводя здесь зрелищные мероприятия, открывая гостиницы и строя горнолыжные центры.

В 2013 г. в Ингушетии открылся первый горнолыжный курорт «Армхи». На высоте более 1500 м оборудованы две лыжных трассы, зона для фрирайда и трасса для маунтин-байкинга.

Наиболее известные из культурных достопримечательностей Ингушетии — самобытные каменные постройки, за которые республику называют иногда «землёй башен». Самые древние из них — так называемые циклопические строения, которые возводили из гигантских камней без использования раствора чуть ли не в эпоху неолита. Но и более поздние строения весьма любопытны: в частности, это многочисленные укреплённые родовые башни. Более широкие жилые и вытянутые в высоту боевые башни выполняли ту же роль, что и средневековые феодальные замки, и строились на территории нынешней республики вплоть до 18 в. До сих пор множество башен сохранилось в горных аулах: в знаменитом Джейрахском ущелье, в селении Вовнушки (одно из семи чудес России), в Мецхале и особенно многочисленные и живописные — в Эрзи.

Вполне удобный и недорогой способ перемещения по Ингушетии — такси. Нужно только учитывать, что обязательность и пунктуальность в число добродетелей здешних таксистов входят отнюдь не всегда.

Есть в Ингушетии и несколько уникальных святилищ, которые заслуживают обязательного посещения. В первую очередь самый старый на территории России христианский храм Тхаба-Ерды, выстроенный приблизительно в 8—9 веке. Правда, постройка множество раз переделывалась, и нынешний вид церкви относится, предположительно, к 14—16 вв. Храм был по мере возможности отреставрирован, и сегодня здесь можно увидеть не только оригинальную кладку, но даже древние орнаменты карнизов и арок. Другое уникальное святилище в Ингушетии — мусульманский мавзолей Борга-Каш на так называемой горе Шейха.

На территории республики есть несколько природоохранных зон, где можно увидеть не только удивительной красоты пейзажи и разнообразных диких животных и птиц, но и уникальные культурные памятники. К примеру, это Ингушский заказник, где живут редкие представители копытных, в том числе зубры. А особенно замечателен молодой заповедник Эрзи, в котором находится один из самых крупных башенных комплексов республики.

Гимн Ингушетии

Ингушский гимн был утверждён в 1993 году. Автором музыки является Зангиев, автор слов — Рамзан Цуров. Однако, в 2005 году был принят новый гимн, но в 2010 году вернули начальный вариант.

/wp-content/uploads/2017/02/gimn_Ingushetii.mp3

Текст гимна:

Лоамий мехка хозагIа дола дакъа
ДIа а лаьца улл хьо, ГIалгIайче,
Курра йолаш никъ хьо хьай дIахо
Дуне мел латт яха хьо, ГIалгIайче.
Аллах — Даьла, низ ба ГIалгIайченна,
Везан — Даьла, йоахае ГIалгIайче.
Лаьтта даттIал йоккха я човнаш,
МоастагIаша хьа дегIа яьраш.
Эздий хилба хьа керахьа къонгаш,
ЧIир леха, бохабе гIаьраш.
Аллах — Даьла, низ ба ГIалгIайченна,
ЧIир леха из ба ГIалгIайченна.
Дунен чухьа лехаргьяц оатто,
Деза вайна хьагI йоаца вахар.
Лаьтта оахаш дахаргда лаьтта,
Низ кхоаче из лаьтта аха.
Аллах — Даьла, низ ба ГIалгIайченна,
Лаьтта аха низ ба ГIалгIайченна.
Бокъонга сатувс хьа уйлаша,
Дог, тов мо, леталу хьа чIоагIа
Тха Даьхе, хьо массаза хийла
Кортамукъа, дех Даьлага оаха.
Аллах — Даьла, низ ба ГIалгIайченна,
Кортамукъа халлийта ГIалгIайче!

Ингушские города и их особенности

Те, кто задается вопросом, сколько городов в Ингушетии, будет удивлен – ведь их в республике всего пять, из которых один стал городом республиканского значения лишь в 2016 году. Однако этот факт не означает, что до того, как всем пяти населенным пунктам были даны городские статусы, они ничего собой не представляли. У каждого своя история, тесно связанная как с самой республикой, так и с влиянием большой России.

Вот список городов Ингушетии на сегодняшний день:

  1. Магас
  2. Назрань
  3. Карабулак
  4. Сунжа
  5. Малгобек

Что представляют собой ингушские города и в чем особенности каждого из них? Стоит изучить историю каждого из них более подробно.

Магас.

Это столица республики, при этом один из самых молодых ее городов. Название его в переводе с ингушского звучит поэтично – «город солнца». Некогда на этой территории находился другой Магас – столица Алании. До сих пор археологи периодически проводят здесь раскопки, в границах города находится свыше двух десятков городищ времен первого тысячелетия.

Современный город возник совсем недавно – первый камень в его основание был заложен всего в 1994 году. А 15 апреля того же года Борис Ельцин подписал указ, запускающий в действие процесс строительства Республики Ингушетия. Сегодня именно 15 апреля считается Днем города и широко отмечается населением. Поскольку этот город изначально задумывался как административный центр, в нем не найдется каких-либо крупных предприятий. Зато он очень уютен и всегда рад гостям. В нем проживают около 7 000 человек, большинство из которых – ингуши.

Назрань.

Самый старый и один из крупных городов региона по численности населения. Здесь насчитывается более 113 тысяч человек, что является рекордом для республики. Основана Назрань в 1781 году в качестве русского крепостного укрепления. Позже рядом с ней раскинулось поселение, появилась школа для детей, а в конце 19 века был построен железнодорожный вокзал. До того как было принято решение о придании Магасу столичного статуса, столица региона располагалась именно в Назрани. В настоящее время здесь действует несколько промышленных предприятий, имеется развитая инфраструктура.

 Карабулак.

Он расположен по левому берегу реки Сунжи. Само название переводится с тюркского как «черный источник», город является вторым по численности населения в республике – проживает здесь примерно 40 тысяч жителей. Карабулак нельзя назвать молодым городом, основан он был в 1859 году как казачья станица.

Этот факт еще раз доказывает, как прихотливо переплетались связи России и  Северного Кавказа. Кстати городом республиканского значения Карабулак стал в 1995 году, до этого считался поселком. До перестройки здесь проживали как ингуши, так и русские примерно в одинаковых пропорциях. Однако после того, как в 1991 году начались столкновения на этнической почве, русское коренное население начало покидать город. Сегодня почти 98% Карабулака – это ингуши.

Сунжа.

Это поселение было основано в 1845 году казаками во время Кавказской войны. Первоначально он был станицей Сунженской, в ходе войны в 1852 году ее назвали именем генерал-майора Н. П. Слепцова, позже в 1939 году была переименована в Орджоникидзевская. В 2015 году переименован в Сунжа с присвоением статуса «поселок городского типа», а в 2016 году он стал городом. 

Таким образом, это самый новый город Ингушетии. Население – около 65 тысяч человек, которые работают на нескольких предприятиях города. Кстати, именно в Сунже был открыт Ингушский государственный университет, сейчас там остались только несколько небольших корпусов, остальные перенесены в Магас. Из промышленных предприятия здесь расположен маслосырзавод.

Малгобек.

До 30-х годов ХХ века это было небольшое село Вознесенское (название также свидетельствует о его русском происхождении). Однако после того как в окрестностях были открыты залежи нефти, местность начала активно заселяться и благоустраиваться. Сначала Вознесенское было переименовано в посёлок Малгобек, а с 1939 года он получил статус города.

Малгобек довольно молод, в нем до сих пор еще живы люди, которые начинали его строить. Поскольку возник город благодаря нефтеразработкам, градообразующим предприятием является нефтяной концерн. Сегодня Малгобек продолжает расширяться, у него великолепное будущее. В 2007 году получил почетное звание «Город воинской Славы».

Жилище

Этноним «галгаи» возник от традиционного типа жилищ и оборонительных сооружений ингушей — каменных башен. Они составляли горные поселения, располагавшиеся в глубине ущелий, на склонах. Боевые башни достигали высоты 16 м, жилые возводились на высоту в 2-3 этажа. Существовали полубоевые сооружения высотой до 10 м: первые этажи занимали жилые помещения, вверху располагались бойницы, площадки для обороны в случае нападения врагов.
Башни строили из камней — природного материала, в изобилии имевшегося в горной местности. Стены украшали петроглифами, солярными, спиральными, антропоморфными, животными изображениями. Знаки несли сакральный смысл, обращались к языческим ингушским божествам, обладали защитными функциями.
На передней стене главный строитель боевой башни или старейшина рода оставлял отпечаток ладони. Считалось, он дарит защиту от врагов, злых духов. На территории Ингушетии сохранилось более 100 башенных селений, общее число построек XIII–XIX столетий составляет порядка полутора тысяч. Конструкции сооружений, долговечность построек говорят о высоком мастерстве строителей, архитекторов.
Существовала традиция: завершить возведение новой башни требовалось за год, иначе считалось, что род ослабевает, угасает. Высотой конструкции, общим состоянием, числом комнат, оценивались благосостояние, надежность семьи. Существовала пословица: «Поведай мне, что за башня у твоей семьи, я отвечу, достоин ли ты моей дочери!».

Одежда

 

Традиционна одежда ингушей общекавказского типа: шаровары, нательная рубаха с высоким воротом на пуговицах, бешмет. На праздники и торжественные мероприятия надевали черкеску, украшенную газырями. Долгое время традиционная для кавказских народов папаха у ингушей имела коническую форму, после распространился вариант с расширенным верхом.
Дополняли наряд поясом, где крепилось холодное оружие, чаще кинжал. С кинжалом связан целый ряд адатов — норм поведения. Кинжал запрещалось без надобности доставать, а достав, не вкладывать в ножны не использовав. Нельзя было в шутку замахиваться оружием. В случае борьбы полагалось наносить удар сверху: этому посвящали длительные тренировки вплоть до глубокой старости.
Женский костюм состоял из белой холщовой рубахи до пола, под которую надевали шаровары. Сверху наряд дополняло распашное платье, праздничный вариант которого шился из дорогих тканей. Подпоясывали костюм поясом из кожи или серебра. Голову покрывали платком или традиционной красного цвета шапкой курхарс, в форме конька с раздвоенным верхом.

Религия

 

Традиционными религиями ингушей были анимизм, тотемизм, магические верования. Тотемными животными считались волк, медведь, олень. Существовал сложный пантеон божеств, который населяли существа мужского и женского пола. Верховным был бог Дяла, не меньше почитались:

  • бог грома и молнии — Села;
  • мать воды — Хи-нана;
  • богиня плодородия — Тушоли;
  • мать ветров — Миханана
  • покровитель скотоводства — Галь-Ерда;
  • богиня горной местности — Мехканана;
  • покровитель охотников, властитель диких животных — Елта;
  • мать вьюги — Дарза-нана;
  • бог войны — Молдз-Ерда;
  • владыка загробного мира — Эштр.

В Средние века в регионе значительно распространилось христианство, о чем свидетельствуют сохранившиеся каменные церкви, кресты. Ислам начинает проникать в регион в XIII-XV вв., однако на равнинах укореняется лишь в XVII-XVIII столетиях, в горах еще позже — в конце XIX в.

Башенный комплекс Таргим


Башенный комплекс Таргим.
3

Комплекс назван в соответствии с аулом Джейрахского района. Когда-то он был родовым поселением для нескольких значимых ингушских фамилий, они-то и соорудили могучие замки, сохранившиеся до наших времен. Комплексы включали и оборонительные постройки (воувы), и жилые (галы), а также могильники. Построены они были примерно в XV-XVII вв.

В соответствии с традициями ингушской архитектуры, башни строились пирамидальной формы, сужаясь кверху: так их было сложнее атаковать. Обычно они насчитывали пять этажей. Вход располагался на втором этаже, к нему вела приставная лестница, которую в случае угрозы поднимали наверх, подобно подъемному мосту в европейских замках.

Башни впечатляют и исследователей, и туристов великолепными пропорциями и изяществом. В высоту в среднем они составляют около 30 м. Неподалеку от Таргима находятся руины христианского храма, основанного в XII столетии. Так что обитаемыми эти территории были задолго до появления замков и башен. На территории аула найдены артефакты и мегалитические строения, датированные II-I тыс. до н. э.

Адрес: Башенный комплекс «Таргим», Таргим, Республика Ингушетия, Россия.

Традиции

С каменными постройками связывали не только жизнь, но и смерть человека. Другая пословица гласит: «Живому человеку требуется башня, а мертвому склеп». Каждый род имел фамильный склеп, располагавшийся недалеко от жилища. Ингуши видели в этом философию созерцательности, размышлений о нормах морали живых. Глядя на постройки, где родные находили вечный покой, предполагалось думать о вечном, совершенствовать душу при жизни.

 

Склепы строили в виде просторных помещений, напоминавших жилые башни с покатыми крышами. Сюда после смерти помещали останки погибших. Второй вариант — небольшие сооружения, напоминающие дольмены, снабженные щелями для проникновения света и воздуха. Подобная конструкция неслучайна: со времен аланской культуры существовал обычай, по которому умирающий человек сам или с помощью близких еще до смерти перемещался в склеп.
До прихода ислама в XIX столетии в горных регионах старики почитали за честь успеть самим дойти до места своего вечного приюта. Выйти из склепа считалось величайшим позором, запрещалось заносить внутрь пищу. Случалось, что родственники навещали умирающего в течение нескольких дней после перехода в склеп.
С повсеместным распространением ислама подобный способ погребения ушел в прошлое: умерших начали хоронить по мусульманским обрядам. Тело обмывали, одевали в светлые одежды, заворачивали в ковер и выносили на двор, где желающие устраивали прощание. Процессия выдвигалась на фамильное кладбище, где после молитв тело предавали земле. Женщины на кладбище не допускались: в их задачи входило приготовить обильный поминальный обед. Как и на свадьбы, на проводы в последний путь, занимавшие до трех дней, собирались все члены огромных ингушских фамилий, друзья, соседи.

Свадебные традиции

Брачный возраст мужчин наступал в 17-20 лет, девушек — в 15-17 лет

Невесту тщательно выбирали родители жениха, оценивая род в целом, особое внимание уделяя женской половине. Свадебная обрядность начиналась со сватовства, в котором участвовали родители и родственники мужа

Для получения согласия требовалось прийти в дом выбранной девушки не менее трех раз. Положительного ответа это не гарантировало: насильно замуж не выдавали.
В день свадьбы за невестой приезжал свадебный поезд без жениха. После шуточного выкупа и обряда прощания с родителями девушку доставляли в дом свекрови. Старшая женщина встречала ее медом и маслом, что символизировало пожелание сладкой, сытой жизни. Свадьбы проводили шумные, многолюдные: не менее 200-500 человек, иногда число гостей доходило до тысячи. Не позвать кого-то из родных или знакомых считалось оскорблением, равно как и проигнорировать приглашение. Длились торжества до десяти дней.
На время пира девушку проводили в отдельную комнату, где она находилась всю свадьбу. По другой традиции невестка стояла на протяжении свадебного застолья в углу зала, принимая подарки. Жених находился в доме друга, к невесте приходил на третьи сутки, затем избегание продолжалось до месяца. Заканчивались свадебные обряды выводом девушки к роднику за водой, во время которого она знакомилась с жителями селения.

Город Магас — новая столица Ингушетии

Город Магас был построен практически с нуля. На текущий момент население Магаса приближается к 9 тысяч человек, это один из 100 самых маленьких городов России.

На подъезде к Магасу нас встречают 2 дома в чистом поле, в российских реалиях картинка из области сюрреализма. Рассказывали, что эти дома местные называют «сиротскими» так как в них выдавали квартиры детям сиротам. Впрочем сами дома на отшибе выглядят как «дома сироты».

Магас — это новая столица Республики Ингушетия.

Магас один из немногих в последние десятилетия городов мира, специально основанных как столица. Первый камень был заложен в 1994 года, а с конца декабря 2000 года Магас официально является столицей Республики.

Из дали видна его главная достопримечательность — Башня согласия.

Название «Магас» новой столице Ингушетии дано исходя из того, что во-первых, именно так называлась столица древней Алании, а во-вторых, наименование «Магас» имеет ингушское происхождение и переводится как «Город солнца».

Въезд в город ограждает шлагбаум.

Мы проехали по улицам, на каждом шагу административные здания.

Отель Magas в Магасе.

Научная библиотека.

Аллея спортивной славы. На аллее установлены таблички только с именами призёров Олимпийских игр и чемпионов мира выходцев из Ингушетии.

Счётная палата.

МЧС.

Судебные приставы.

Судебный департамент.

Госкадастр.

Верховный суд Республики Ингушетия.

Министерство экономического развития республики.

Правительство республики Ингушетия.

Администрация главы республики Ингушетия — как показалось самое красивое здание.

Аллея имени Ахмата Кадырова.

Мэрия Магаса.

В центре Магаса стоит башня Согласия (Магас тауэр). Башня построена в 2013 году в стиле увеличенной в четыре раза средневековой ингушской башни.

Высота Башни Согласия составляет 100 метров, это самое высокое здание в Ингушетии. Магас Тауэр так же является самой высокой смотровой башней на Северном Кавказе.

Рынок Магас.

Кто такие ингуши?

Ингуши (название на родном языке: ГIалгIа́й) — коренное население Ингушетии и Северного Кавказа. Общая численность населения около 1 000 000 человек, половина из которых проживает за пределами республики (в других городах России и мира). Подробнее про родной регион: Республика Ингушетия, Горы Ингушетии.

Название «ингуши» произошло от ингушского селения Ангушт. В средневековье предки ингушей, наряду с предками чеченцев, карачаевцев, балкарцев и осетин, входили в племенной союз алан.  Столица Алании — город Магас, город солнца: является столицей Ингушетии. Вождями Алан являлись ингуши: Респендиал и Гоар, которые участвовали в великом переселении народов.

Аланы — предки Ингушей?!

Знаменитый немецкий и русский учёный-энциклопедист, естествоиспытатель, географ и путешественник XVIII—XIX веков П. С. Паллас, побывавший в конце XVIII века на Кавказе писал, что ингуши являются остатками собственно алан. Другой исследователь XIX века Эдмунд Спенсер в своем научном труде «Описание поездок по Западному Кавказу в 1836 году» отмечает, что по мнению многих ученых, ингуши являются самым настоящим, ныне существующим племенем алан.

За границей при слове «ингуши» у людей на ум приходит Кавказ, аланы и чеченцы. Обычно еще про чеченцев спрашивают: «Вы же братский народ, да? А язык один и тот же, да?». Большинство мало знакомо с историей и народом Ингушетии. Это очень печально, ведь у них очень богатая культура! Надо просветить народ решил я и написал этот оооочень краткий, назовем это обзор, наших культурных памятников.

Рельеф и климат Республика Ингушетия

Регион, протянувшийся в северном направлении от Кавказских гор, пересекает альпийские пастбища, покрытые лесом предгорья и просторные степи. Лесами из бука, дубов, кленов, ясеня, чинар и других широколиственных деревьев занято около 140 тысяч гектаров.

Кроме Большого Кавказского южная территория охватывает еще Терский, Сунженский, Скалистый хребты, которые образуют многочисленные ущелья. На севере республика частично занимает Алханчуртскую и Сунженскую долины, в центре – долины Сунжи и Ассы.

Самой высокой вершиной Ингушетии является гора Шан, устремленная ввысь на 4451 метр. Еще две вершины Хахалги и Столовая возвышаются немногим более чем на три тысячи метров.

Рельеф и климат Ингушетии располагают к активному отдыху и благоприятствуют рекреационной деятельности. Регион пересекает множество оросительных каналов и рек, берущих начало из горных родников и таящих ледников. Самыми крупными считают Терек, Сунжу, Архми и Ассу. За ними следуют водотоки Фортанги, Гулойхи, Чемульги и Футана. На Ассе построена Нестеровская ГЭС.

Фотогалерея

19.09.2021

В Ингуш­етии прохо­дит основ­ной день выбор­ов в Госду­му и Народ­ное Собра­ние

18.09.2021

Махму­д-Али Калим­атов во второ­й день выбор­ов посет­ил избир­атель­ные участ­ки

18.09.2021

Махму­д-Али Калим­атов прого­лосов­ал в первы­й день выбор­ов на избир­атель­ном участ­ке в Сунже

16.09.2021

В Ингуш­етии откры­ли новый детск­ий сад-долго­строй­ на 220 мест, ставш­ий 14-м с начал­а года

16.09.2021

Глава респу­блики­ встре­тился­ со студе­нтами­ и препо­дават­ельск­им соста­вом униве­рсите­та

15.09.2021

Махму­д-Али Калим­атов вручи­л денеж­ные серти­фикат­ы побед­ителя­м конку­рса на лучше­е ЛПХ

Районы Ингушетии и их особенности:

Сунженский район Ингушетии

Он включает в себя более десяти муниципальных частей, большинство из которых относится к мелким образованиями на подобии ПГТ и сел. Образован он был в 1992 году, до этого был включен в состав Чечено-Ингушской Республики.

Сунженский район имеет общие границы с Чечней и Северной Осетией. Местность здесь горная, на территории располагаются множество гор и хребтов. Через его территорию проходят множество примечательных для республики рек.

Сунженский район республики Ингушетия представляет собой небольшой регион, включающий в себя множество сел и станиц.

Станица Троицкая Сунженского района – примечательная часть Ингушетии. Эту местность никто бы не запомнил, кроме жителей самой республики, если бы в 1917 году не произошло столкновение чеченцев и ингушей. Это событие стало проломным в Гражданской войне на Кавказе.

Центр района – город Сунжа.

Назрановский район Ингушетии

Район включает в себя девять муниципальных образований и является достаточно крупным среди всех регионов Ингушетии. В 1991-1992 годах был сформирован и вошел в состав республики Ингушетия. Позже приобрел статус муниципального.

Назрановский район имеет пересечение с Северной Осетией на юге, а также захватывает некоторые участки Сунженского хребта, Черных гор и реки Сунжа.

Села Назрановского района Ингушетии отличаются своей густой населенностью. Многие из них по одному этому признаку можно было переименовать в ПГТ и даже сформировать настоящие города.

Столица – город Назрань, который не входит в состав района и является обособленной административной единицей.

Малгобекский район Ингушетии

Регион включает в себя более двенадцати муниципальных объединений, которые представляют собой села, разделяющие почти всю территорию.
Он имеет совместные границы в северной и западной части с Северной Осетией, с Чечней на востоке. Также тут присутствуют нефтедобывающие участки.

Малгобекский район только в конце прошлого века смог войти в состав республики Ингушетия.

Столица – город Малгобек.

Джейрахский район Ингушетии

Самый маленький во всей республике. Разделен между пятью муниципальными единицами, состоящими исключительно из маленьких поселковых заселений.

Джейрахский район пересекается с Северной Осетией на северо-западе, с Грузией на юге и с Чечней на востоке. Также на территории много горных вершин, в том числе высшая точка Ингушетии – гора Шан.

Центр района – село Джейрах, единственное место, которое не является городом среди всех центров республики.

Пригородный район Ингушетии

Находится на востоке республики, в его состав входит девятнадцать территориальных образований. Центром района является село Октябрьское.

Район отличает одна особенность – на его территории находится самая высокая гора республики Казбег.

Республика Ингушетия отличается от своих соседей: Чечней и Северной Осетией, которые обладают своим шармом и очарованием. Но в свою очередь в ее истории было немало красок, а давний конфликт между ингушами и чеченцами во многом сильно повлиял на историю становления этих земель.

Районы республики Ингушетия отличаются своей горной местностью и нетронутыми красотами местных рек и горных вершин. Многие территории занимают села и ПГТ, которые чаще всего населяют ингуши – коренной народ этих земель, которые трепетно относятся к своим землям, сохраняя их для будущих поколений.

Административное деление

Административное деление Чечено-Ингушской АССР в 1958 годуРайоны с их административными центрами: 1.-Ачхой-Мартановский — с. Ачхой-Мартан, 2.-Веденский — с. Ведено, 3.-Грозненский — г. Грозный, 4.-Гудермесский — с. Гудермес, 5.-Каргалинский — ст-ца Каргалинская 6.-Курчалоевский — с. Курчалой 7.-Надтеречный — ст-ца Надтеречная, 8.-Назрановский — с. Назрань, 9.-Наурский — ст-ца Наурская, 10.-Ножай-Юртовский — с. Ножай-Юрт, 11.-Первомайский — с. Первомайское, 12.-Саясановский — с. Саясан, 13.-Советский — с. Советское, 14.Сунженский — ст-ца Орджоникидзевская, 15.-Урус-Мартановский — c. Урус-Мартан, 16.-Шалинский — c. Шали, 17.-Шелковский — ст-ца Шелковская. Города республиканского подчинения: 18.-Грозный, 19.-Малгобек.

После преобразования Чечено-Ингушской АО в Чечено-Ингушскую АССР в состав республики входил 1 город областного подчинения Грозный и 24 района.

После упразднения АССР в 1944 году, в рамках Грозненской области, путём разукрупнения Надтеречного и Гудермесского районов были созданы Горагорский и Новогрозненский районы, ликвидированные в 1951 году.

После восстановления Чечено-Ингушской АССР 11 февраля 1957 года в её состав вошли 2 города республиканского подчинения (Грозный и Малгобек) и 16 районов.

По состоянию на 30 января 1958 года Чечено-Ингушская АССР делилась на 2 города республиканского подчинения (Грозный и Малгобек) и 17 районов:

  1. Ачхой-Мартановский — с. Ачхой-Мартан,
  2. Веденский — с. Ведено,
  3. Грозненский — г. Грозный,
  4. Гудермесский — с. Гудермес,
  5. Каргалинский — ст-ца Каргалинская
  6. Курчалоевский — с. Курчалой
  7. Надтеречный — ст-ца Надтеречная,
  8. Назрановский — с. Назрань,
  9. Наурский — ст-ца Наурская,
  10. Ножай-Юртовский — с. Ножай-Юрт,
  11. Первомайский — с. Первомайское,
  12. Саясановский — с. Саясан,
  13. Советский — с. Советское,
  14. Сунженский — ст-ца Орджоникидзевская,
  15. Урус-Мартановский — c. Урус-Мартан,
  16. Шалинский — c. Шали,
  17. Шелковский — ст-ца Шелковская.

По состоянию на 1990 год в состав республики входили 5 городов республиканского подчинения:

  • Грозный
  • Гудермес
  • Назрань
  • Малгобек
  • Аргун

и 15 районов:

  1. Ачхой-Мартановский — с. Ачхой-Мартан
  2. Веденский — с. Ведено
  3. Грозненский — г. Грозный
  4. Гудермесский — с. Гудермес
  5. Итум-Калинский — с. Итум-Кали
  6. Малгобекский — г. Малгобек
  7. Надтеречный — с. Знаменское
  8. Назрановский — г. Назрань
  9. Наурский — ст-ца Наурская
  10. Ножай-Юртовский — с. Ножай-Юрт
  11. Сунженский — ст-ца Орджоникидзевская
  12. Урус-Мартановский — г. Урус-Мартан
  13. Шалинский — г. Шали
  14. Шатоевский — с. Шатой
  15. Шелковский — ст-ца Шелковская

Немного истории

Первые люди на территории нынешней республики появились, согласно данным археологов, в эпоху палеолита. В конце 18 в. к России присоединилась Грузия, а следом за ней, в начале 19 в., и ингушские земли вошли в состав империи. В советские времена, вплоть до окончания Второй мировой войны, территория нынешней Ингушетии входила в состав Чечено-Ингушской Республики, которая в 1992 г. была разделена на два отдельных субъекта Федерации. В этом же году разгорелся печально известный осетино-ингушский конфликт — причиной стал территориальный спор, который до сих пор не нашёл удовлетворительного для обеих сторон разрешения. Схожая ситуация и с современной границей между Ингушетией и Чечнёй.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector