Иконы божией матери: значение и описание с фото

Содержание:

Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Целительница»

О, Пресвята́я Госпоже́ Цари́це Богоро́дице, вы́сшая все́х небе́сных си́л и святе́йшая все́х святы́х! Припа́даем и поклоня́емся Тебе́ пред всечестны́м и цельбоно́сным о́бразом Твои́м, воспомина́юще ди́вное явле́ние Твое́ боля́щему кли́рику Вике́нтию, и усе́рдно мо́лим Тя́, всеси́льную ро́да на́шего засту́пницу и помо́щницу: я́коже дре́вле подала́ исцеле́ние тому́ кли́рику, та́ко и ны́не исцели́ на́ша ду́ши и телеса́, боле́знующия ра́нами грехо́в и страсте́й многоразли́чных, изба́ви на́с от вся́ких напа́стей, бе́д, скорбе́й и ве́чнаго осужде́ния, сохрани́ от душепа́губных уче́ний и безве́рия, от льсти́вых и на́глых нападе́ний неви́димых враго́в, пода́ждь на́м христиа́нскую кончи́ну, безболе́зненну, ми́рну, непосты́дну, Святы́х Та́ин прича́стну и сподо́би на́с на нелицеприя́тнем суди́щи Христо́ве ста́ти одесну́ю Всепра́веднаго Судии́ и блаже́нный гла́с Его́ услы́шати: «Прииди́те, благослове́ннии Отца́ Моего́, насле́дуйте угото́ванное ва́м Ца́рствие от сложе́ния ми́ра». Ами́нь.

Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Целительница», глас 4

Я́ко Пресве́тлая Звездо́, просия́ Боже́ственными чудесы́ святы́й Твой о́браз, Цели́тельнице. Пода́ждь у́бо и нам, Богоро́дице Мари́е, исцеле́ние неду́гов душе́вных и теле́сных, спасе́ние и ве́лию ми́лость.

Перевод: Как преяркая Звезда, просиял Божественными чудесами святой Твой образ, Целительница. Подай и нам, Богородица Мария, исцеление болезней душевных и телесных, спасение и великую милость.

Иной тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Целительница», глас 1

Любо́вию, Чи́стая Де́во, Твою́ святу́ю ико́ну почита́ющим, и Бо́жию Тя и́стинную Ма́теpь пpославля́ющим, и ве́pно поклоня́ющимтися Цели́тельница яви́ся, вся́кое зло и боле́зни от сих удаля́ющая, я́ко Всемогу́щая.

Перевод: С любовью, Чистая Дева, Твою святую икону почитающим, и как истинную Матерь Божию Тебя прославляющим, и с верой поклоняющимся Тебе, стань Целительницей, всякое зло и болезни от них удаляющей, как Всемогущая.

Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Целительница», глас 6

Предста́тельство христиа́н непосты́дное, хода́тайство ко Творцу́ непрело́жное, не пре́зри гре́шных моле́ний гла́сы, но предвари́, я́ко Блага́я, на по́мощь нас, ве́рно зову́щих Ти; ускори́ на моли́тву и потщи́ся на умоле́ние, предста́тельствующи при́сно, Богоро́дице, чту́щих Тя.

Перевод: Защита христиан надежная, Ходатайство ко Творцу неизменное! Молитвенных голосов грешников не презри, но скоро приди, как Благая, на помощь нам, с верою взывающим Тебе: «Поспеши с заступлением и ускорь моление, Богородица, всегда защищая чтущих Тебя!»

Величание

Велича́ем Тя, Пресвята́я Де́во, Богоизбра́нная Отрокови́це, и чтим о́браз Твой святы́й, и́мже то́чиши исцеле́ния всем с ве́рою притека́ющим.

“Остробрамская”

Образ Пресвятой Богородицы “Остробрамская

Своё название эта икона получила от расположения над Острой Брамой – одними из ворот в столицу Литвы Вильнюс. Образ почитается не только православными, но и католиками, и отметился многими чудотворениями.

Иконография необычна тем, что является частью сюжета Благовещения. Здесь Пресвятая Дева только-только получила от архангела Гавриила весть о будущем чудесном зачатии Спасителя.

Мы не видим на иконе архангела, но Богородица, со смирением принимая волю Бога, крестообразно складывает руки на груди и поклоном благодарит небесного вестника за удивительное и доброе сообщение.

Иверская

В основном она помогает в избавлении от болезней, защите дома от нежеланных гостей. Монахи рассказали, что она предупреждает о негативных событиях, которые произойдут в мире в скором времени.

Икона Иверская

Где хранится

Впервые упоминается в 9 веке. В тот период над изображениями святых издевались, и они подлежали уничтожению. По легенде образ был спасен вдовой, но об этом узнали. Воины ворвались в дом женщины и проткнули образ, он закровоточил. Женщина помолилась Богородице и пошла к воде. Когда икона коснулась воды, то поплыла вертикально. Слух об этом дошел до горы Афон. Сын вдовы стал монахом на горе.

Недалеко от нее сотни лет назад причалил корабль с Марией. В 5 веке была создана обитель. Однажды монахи увидели столб огня из воды. Они пытались приблизиться к образу, но он отплывал по мере их приближения. Монахи молились Богу, чтобы он подарил икону им. Спустя некоторое время старцу привиделась Матерь Божья и сообщила, что отдаст им икону. Но для этого он должен явиться к ней по морю.

Братья разместились на берегу и начали молиться, пока старец шел по воде. После получения три дня ее держали в часовне и молились. После этого ее переместили в храм, а на месте, где она была, появился источник. Потом она появилась над воротами, ее снимали и возвращали на место, но образ опять появлялся над воротами.

Богородица снова явилась старцу и сообщила, что охранять ее не нужно, она сама будет хранительницей обители. Монахи построили церковь над вратами и образ до сих пор там находится. Чтят ее во вторник Светлой седмицы. Тогда совершается крестный ход к месту, где старец получил святыню.

Значение

В монастыре считают, что она творит чудеса:

  • Избавляет от недугов;
  • Пополняет запасы;
  • Охраняет от недругов.

По легенде во время нападения персов монахи молились и внезапно проснулась стихия и корабли врагов были потоплены. Выжил только военачальник. Он был поражен божественной силой и просил прощения. За отпущения грехов отдал все, что у него было на устройство обители.

Икона часто приводила в чувство братию. Однажды к ним обратился бедняк с просьбой о приюте, но ему было нечем платить и ему отказали. По пути в столицу он встретил женщину, которая дала золотую монету. Бедняк вернулся в обитель и дал ее привратнику. Братья были удивлены ее возрасту. Они вспомнили, что такие были на окладе иконы. Они спросили у нищего, где он взял монету. Из его рассказа они поняли, что это была сама Богородица. В качестве наказания у монахов испортился весь провиант, что оставался. С тех пор они никогда не брали платы у нищих и угощают паломников кофе, восточными сладостями и ракией (алкогольный напиток).

В обитель пригласили певца псалмов, он пел так замечательно, что другие певцы ему завидовали и отравили его. Он начал молиться Богородице и выпил масло из лампады. После этого исцелился и стал петь еще лучше, чем прежде.

Перед Первой Мировой Войной лицо ребенка на иконе стало сердитым. Служители обители предупреждают, что если лампада перед иконой начала раскачиваться, значит последуют бедствия

О чем просить

К этому образу обращаются:

  • За утешениями в трудные моменты жизни;
  • При возгораниях и пожарах;
  • Для увеличения количества урожая;
  • Для защиты от бед.

Эта икона помогает людям очистить душу. Если молиться ей, то негативные желания будут преодолены, а душа станет спокойнее. У нее просят защиты для себя, близких людей и врагов.

Где вешать

Это образ заступницы женщин и домашнего очага. Традиция предполагает размещения иконы над входом. В целом расположение икон не имеет значения, так же, как и их количество

Важно соблюдать стандартные правила: убирать место рядом с ней, не ставить светские предметы и т.д. Главное, что простые просьбы не могут быть услышаны, будут услышаны только просьбы с вложенной в них верой

Помните, что ничего не дается просто так.

Описание и значение иконы Божией Матери «Леушинская»

На Леушинской иконе, относящейся к иконографическому типу Одигитрия (Путеводительница), Богородица традиционно представлена вместе с Иисусом Христом. Но отличить Леушинскую святыню от других Богородичных икон не составит труда.

В отличие от большинства образов, где Спаситель изображается с поднятой правой рукой, благословляющей верующих, на Леушинской иконе у Иисуса руки широки расставлены. Спаситель как бы призывает верующих в свои объятия, обещая защиту всем страждущим. Недаром второе название этого образа – «Аз есмь с вами и никтоже на вы» («Я рядом с вами, и никто вам не повредит»).

Характерные особенности Леушинской святыни:

  • Богоматерь изображена стоя, на голубоватом фоне;
  • на правой руке Пречистой Девы сидит Богомладенец спиной к Матери и лицом к смотрящим на образ;
  • левой рукой Божья Матерь придерживает Сына.

Отличается икона и цветом одежды Богородицы. Обычно Богоматерь изображалась в синей тунике и красном мафории. Но на Леушинском образе на Божией Матери синий мафорий накинут на красную тунику.

Голову Пречистой Девы покрывает белый плат, являющийся еще одной редкой особенностью данного образа. На большинстве икон платок скрыт под мафорием, накинутым на голову Богородицы. На Божественном Младенце надеты белые либо золотистые одежды. Все цвета выполнены в ярких, сочных тонах. Поэтому изображение на иконе очень красочное.

Как и любой другой образ, Леушинская икона содержит особый, богословский смысл. Композиция, изображенная на иконе, говорит о духовном единении Господа и человека. Всевышний представлен в образе Младенца Иисуса Христа. Пресвятая Богородица является символом всех верующих, так как была обычным человеком, хоть и превосходящим других по чистоте и святости.

На царственную славу Пречистой Девы Марии указывает ее торжественная поза. На прекрасном лике Богоматери начертано смирение и одновременно твердость. Она обещает верующим свою любовь и милосердие, давая тем самым надежду молящимся.

Известные списки иконы

Самый почитаемый на сегодняшний день образ Млекопитательницы хранится в церкви Карельской Келии. Она расположена на горе Афон, в северной части Восточной Греции.

Кроме Крестогорского образа, на территории России известны другие чудотворные копии святыни. Такие реликвии находятся в различных уголках страны:

  1. Поклониться священному лику Богоматери можно в Богоявленском соборе в Москве. Святыня располагается в храме Святителя Николая.
  2. Известный многими чудесами образ Млекопитательницы пребывает в Туле. Местом нахождения иконы является собор Богородичного Щегловского монастыря.

Списки иконы «Млекопитательница» также имеются в Украине. Один из них хранится в стенах Свято-Успенского мужского монастыря города Одессы. Еще одна знаменитая религиозная картина, изображающая кормящую Деву Марию, расположена в Европе. Эта реликвия находится в Италии, в базилике Сан-Джованни-Эванджелиста Равенне.

Значение реликвии в православии

Сюжет иконы «Млекопитательница» близок и понятен всем верующим людям, поскольку передает нежную заботу Матери о Младенце, их взаимную любовь. Картина дает понять, что между человечеством и Господом, сотворившим всю Вселенную, присутствует неразрывная тесная связь.

Образ несет в себе глубокую символику и обладает неоценимым значением для всех христиан. Он говорит о полном взаимном доверии между людьми и Богом. Глядя на картину, каждый христианин понимает: Пречистая Богородица заботится о Спасителе, обеспечивает его питанием и возможностью нахождения в физическом теле. Таким же образом Всевышний помогает каждому человеку появиться в этом мире и дает ему все необходимое для дальнейшего существования.

Спустя несколько веков после прихода Мессии на землю в христианстве возникло монофизитство – течение, опровергавшее присутствие у Спасителя физической сущности и рассматриваемое как еретическое. В борьбе с этим утверждением икона Божией Матери «Млекопитательница» сыграла важнейшую роль. Религиозная картина подчеркивала, что Иисус Христос был рожден и вскормлен земной женщиной и пребывал до своего вознесения в обычном теле.

Литература

  • Снессорева. Земная жизнь Пресвятой Богородицы;
  • Бухарев И. Иконы;
  • Лихачев Н. П. Материалы для истории рус. иконописания. СПб., 1906;
  • он же. Историческое значение итало-греческой живописи: Изображение Богоматери в произведениях итало-греческой иконописцев и их влияние на композиции некоторых прославленных русских икон. СПб., 1911;
  • Поселянин Е. Богоматерь;
  • Кондаков. Иконография Богоматери;
  • Maria. Etudes sur la Saint Vierge. P., 1949–1961. 1–5;
  • Lexikon der Marienkunde. Regensburg, 1957;
  • Lafontaine-Dosogne J. Iconographie de l’enfance de la Vierge dans l’Empire byzantin et en Occident. Brux., 1964–1965. Vol. 1–2;
  • Grabar A. Christian Iconography: A Study of Its Origins. Princeton, 1968;
  • idem. Les images de la Vierge de Tendresse: type iconographique et theme (a propos de deux icones de Decani) // Зограф. Београд, 1975. P. 25–30;
  • idem. Remarques sur 1’iconographie byzantine de la Vierge // Cah. Arch. P., 1977. Vol. 26. P. 169–178;
  • Лазарев В. Н. Этюды по иконографии Богоматери // он же. Византийская живопись. М., 1971. С. 275–329;
  • он же. Этюды по иконографии Богоматери // Византийское и древнерус. искусство: Статьи и мат-лы. М., 1978. С. 00;
  • Грабар A. L’Hodigitria et l’Еleousа // ЗЛУ. 1974. Т. 10. С. 3–4;
  • Sevcenko N. P. Types of the Virgin Mary // The Oxford Dictionary of Byzantium. N. Y.;
  • Oxf., 1991. Vol. 3. P. 2175–2176;
  • Mouriki D. Variants of the Hodegetria on two thirteenth-century Sinai icons // Can. Arhc. 1991. Vol. 39. P. 153–182;
  • Смирнова Э. С. Икона Богоматери Максимовской: Возрождение рус. художественной традиции в конце XIII в. // ДРИ. М., 1993. Проблемы и атрибуции. С. 72–93;
  • она же. Новгородская икона «Богоматерь Знамение»: некоторые вопросы богородичной иконографии XII в. // ДРИ. СПб., 1995. Балканы, Русь. С. 288–309;
  • Чудотворная икона в Византии и Др. Руси / Ред.-сост. А. М. Лидов. М., 1996;
  • LCI. Bde. 3. S. 154–233 (Библиогр.);
  • Этингоф О. Е. Образ Богоматери: Оч. визант. иконографии XI–XIII вв. М., 2000.

Богородичная иконография на основе литургических текстов

Богатейшим источником богородичной иконографии являются литургические тексты, прежде всего гимнографические. Расцвет этого вида иконографии приходится на кон. XIII–XVI в. Иллюстрируются пространные поэтические циклы, посвященные Богородице, как Акафист Богородицы, так и отдельные песнопения, центральным образом которых является Божия Матерь, например стихира «Что Ти принесем, Христе» («Собор Богоматери» — фреска церкви Спасителя монастыря Жича (Сербия), XIII в.; фреска церкви Богородицы Перивлепты в Охриде, ; икона конца XIV — начала XV в., ГТГ); задостойник литургии свт. Василия Великого «О Тебе радуется» (икона кон. XV в., ГТГ); фреска Рождественского собора Ферапонтова мон-ря, ); стих «Достойно есть» (икона сер. XVI в., Успенский собор Московского Кремля), богородичен 1-го часа «Что Тя наречем» (икона XVII в., ЦМиАР). К числу литургических образов относится также «Похвала Богородицы», основанная на песнопении «Свыше пророцы Тя предвозвестиша» (икона XIV в. и фреска XV в. из Успенского собора Московского Кремля; икона XVI в., ГРМ). Темой икон становятся события, празднуемые Церковью, связанные с почитанием Богородицы и святынь,— «Покров Пресв. Богородицы» (клеймо зап. врат собора Рождества Богородицы в Суздале, XII в.; икона XIV в., НГОМЗ; икона XIV в., ГТГ), «Положение ризы Пресв. Богородицы» (XV в., ЦМиАР).

Помимо богослужебных текстов в основе богородичных икон могут лежать исторические повествования. Напр., на чудотворной Псково-Покровской иконе Божией Матери запечатлены события осады Пскова войсками Стефана Батория в г. (происходит из ц. Покрова от Пролома, похищена во время Великой Отечественной войны, с 7.09.2001 в Троицком соборе г. Пскова).

История появления

Появление чудотворной святыни на Руси связано с именем Арсения Коневского. Преподобный подвижник долгое время провел на святой горе Афон. Оттуда он вернулся на Родину с благословением от почитаемого игумена Иоанна Зидона, для того, чтобы построить новый монастырь. Икону наставник подарил Арсению для защиты и служения Богу.

В 1393 году преподобный прибыл на Русь. Здесь, в Карельских лесах, несмотря на повсеместную победу христианского вероучения, по-прежнему жили язычники. Поэтому вернувшийся из Греции Арсений, взяв благословение новгородского архиепископа, направился в эти дикие земли. Житие подробно рассказывает о том, как инок попал на Коневской остров.

Местные жители поклонялись огромному «конь-камню», считая его воплощением высших божественных сил. Согласно преданию, местный рыбак поведал Арсению о том, что крестьяне оставляли у идола тушу коня в жертву духам, и якобы за ночь подношение бесследно исчезало, что суеверные обитатели окрестностей считали свидетельством существования духов.

Так изображение Богоматери получило свое именование. Преподобный Арсений основал на острове монастырь Рождества Пресвятой Богородицы. И после смерти основателя обители образ продолжал оберегать монахов. Поскольку здешние земли регулярно подвергались нашествиям шведов, воевавших с Русью, обитателям монастыря неоднократно грозила опасность разорения и гибели. Но каждый раз, когда неприятель пытался напасть на служителей Христа, чудесным образом приходило спасение.

Несколько сотен лет реликвию бережно хранили монахи. Однако в 1581 году братии пришлось покинуть стены обители и перебраться в Деревяницкий монастырь в Новгороде. Вернуться обратно получилось только в 1766 году. Иноки и послушники восстановили старинную обитель, однако вернуть Коневскую икону Богородицы на прежнее место удалось только спустя 30 лет. Образ поместили в храме святителя Никона.

С тех пор обитель процветала. Был построен храм в честь Рождества Божией Матери, где поместили список Коневской иконы. Паломники становились свидетелями чудес, дарованных Господом через эту реликвию. Однако в XX веке, в пылу разрушительных войн и страданий монахам чудом удалось сохранить древнюю святыню. В это время монастырь расформирован, монахи вынуждены уйти в Финляндию, чтобы жить на ферме. Немногие выжили в тот период. В конце концов, остатки братии поселились в монастыре Новый Валаам. С собой они принесли и почитаемую икону, где она находится и поныне.

“Прибавление ума”

Образ Божией Матери “Прибавление ума

“Прибавление ума” – это довольно известный образ. Этой иконе Божией Матери часто молятся школьники, студенты, а также их преподаватели.

Вместе с тем, образ имеет сложную иконографию и заслуживает пристального рассмотрения. На иконе изображены серафимы и херувимы, парящие над образом Небесного Иерусалима, а также ангелы, подлетающие со свечами к Богородице и Богомладенцу, помещённым в центр композиции.

Богородица и Младенец Иисус на иконе изображены с Царскими венцами, в левой руке Младенца – Держава. Власть Небесная направлена на помощь людям. Богоматерь и Иисус облачены в далматик – церковное облачение.

По преданию, во времена патриарха Никона одного иконописца настолько беспокоил вопрос, кто прав – реформаторы или старообрядцы, и где спасение, что у него помутился рассудок.

В ужасе, он стал молиться Пречистой Деве о помощи и она в видении повелела написать ему эту икону. Исполнив послушание в точности, изограф исцелился.

В чём помогает молитва перед святым ликом Богородицы

Икона «Взыграние Младенца» считается в первую очередь «женской», потому что поддерживает в беременности, родах и материнстве.

  • Семейным парам помогает зачать ребенка, исцелиться от бесплодия;
  • Поддерживает в решении семейных конфликтов;
  • Беременным женщинам помогает спокойно выносить и родить здорового и счастливого ребенка;
  • Родителей вдохновляет на мудрое воспитание детей в любви к Богу;
  • Защищает детей от болезней и дурного влияния;
  • Одиноким девушкам помогает заключить счастливый брак.

Кроме угрешской известны и другие чудотворные списки иконы «Взыграние». Они находятся:

  • в Государственной Третьяковской галерее (Москва);
  • в Московском Новодевичьем монастыре;
  • в Ватопедском монастыре на Афоне (Греция). Здесь хранится древнейший образ Богородицы.

Помимо «Взыграния» известны и другие иконы Богоматери, исцеляющие от бесплодия:

  • «Умиление»;
  • «Скоропослушница»;
  • «Феодоровская»;
  • «Блаженное чрево»;
  • «Толгская».

Также бездетным парам могут помочь святая Матрона Московская и родители Девы Марии святые Иоаким и Анна. Они сами были бесплодны и на протяжении многих лет молились Богу о ребенке.

Рукописная икона Взыграние младенца

Женщинам, которые хотят зачать и родить здорового ребенка советуют посещать храм и молиться во время богослужений. А также Креститься, венчаться с мужем, познать Таинства Исповеди и Причастия. С давних времен считалось, что мысли и настроение будущей мамы влияют на ребенка, поэтому нужно во время беременности молиться и вести праведный образ жизни.

Как правильно помолиться перед иконой

Большинство людей придерживаются мнения о том, что не важно какому святому молиться, главное, что вера идет от чистого сердца. Ведь молитвенные слова, человек возносит не иконе, а тому, кто на ней изображен

Существуют определенные правила, связанные с молебным процессом:

Ведь молитвенные слова, человек возносит не иконе, а тому, кто на ней изображен. Существуют определенные правила, связанные с молебным процессом:

  1. Для привлечения Божьего благословения необходимо встать перед святыней. Нужно стоять максимально ровно.
  2. После молитвы нужно поцеловать образ. Таким образом человек выражает почтение Богу.
  3. Затем необходимо обязательно три раза перекреститься. Ну и возможно поставить свечи – по желанию.

Во время того, как будете просить у Господа помощи, ваши мысли должны быть светлыми. Простите всех людей, которые вас обидели.

О чем просят и в чем помогает образ

Так как «Одигитрия» считается заступницей, верующие молятся этому образу для получения защиты. Будь это защита государства от вторжений и военных действий либо защита близких от болезней и защита семейного счастья.

Защита от военных действий

Считается, что именно благодаря чудодейственной помощи Богоматери Смоленской русская земля была спасена от захватчиков во времена крупнейших воин в ее истории.

Защита армейцев и военных моряков

Служащие в армейских войсках и на флоте, а также их близкие, молятся «Одигитрии» для защиты и покровительства в случае военных действий.

Хранит семейное счастье

Люди, находящиеся в брачных отношениях, просят у «Одигитрии» покровительства и защиты семейного союза и счастья внутри семьи, а также защиты от любых воздействий извне, способных разрушить священный союз.

Чудеса, совершенные Богоматерью через святой образ

Иконография:Боголюбская икона Божией МатериДатировки: XVII в.Иконописная школа или художественный центр:Ярославская школаПроисхождение: Из церкви Владимирской Богоматери (?) в Ярославле.Материал: Дерево, левкас, темпераРазмеры иконы: высота 36 см, ширина 23,6 смИкона из деисусного чина. В центре композиции ростовое изображение Богоматери со свитком в руке. Икона из деисусного чина. В центре композиции ростовое изображение Богоматери со свитком в руке. Ее нимб окружен ангелами. По сторонам от фигуры Богоматери сюжеты: ‘Встреча Иоакима и Анны у Золотых ворот’, ‘Рождество Богородицы’, ‘Моление о благополучном чадородии’, ‘Неблагополучные роды’.И-575. &copy Ярославский художественный музей.

Образ считается чудотворным, по двум причинам: он написан во исполнение воли Пресвятой Богородицы и славен многими чудесами, происходившими от него.

Особую славу Боголюбская икона Божьей Матери сникала многочисленными чудесами исцелений при моровых поветриях. В 1771 году г. Владимир постигло непреодолимое тогда бедствие, – эпидемия чумы. Остановить ее не могли. У людей была лишь одна надежда – на помощь Божию. Тогда, по просьбе народа и духовенства в город внесли древнюю чудотворную святыню. Городское начальство некоторое время колебалось, потому что местный лекарь, по вероисповеданию протестант, г-н Флейшер уверял, что большие скопления людей сейчас опасны, но вскоре, от отчаяния, сдалось.

22

Октябрь
1771 года

Боголюбская икона была торжественно внесена в городские пределы, совершены молебны и крестный ход. Из 200 заболевших почти все выздоровели (умерло трое), а в ноябре чума прекратилась. Лекарь был так впечатлен, что вместе со всей семьей перешел в православие.

Во Владимире же, в честь чудесного избавления, установилась благочестивая традиция крестных ходов с Боголюбской иконой.

По вере в Господа, от иконы чудеса совершались постоянно, многие из них записывались в специально заведенную для этого книгу, которая хранилась при монастыре. Владимирские епархиальные ведомости так описывают одно из исцелений:

Где находятся сама икона и особо почитаемые списки с нее

Икона хранится во Владимиро-Суздальском музее города Владимира (ул. Мира, 19). До этого она находилась в Успенском Княгинином монастыре, но была перемещена в музей ради лучшей сохранности святыни.

Пресвятая Богородица БоголюбскаяИконография:Боголюбская-Московская икона Божией МатериДатировки: XIX в.Материал: Дерево, маслоРазмеры иконы: высота 35,7 см, ширина 31 смИзображение Богородицы в рост. Самарский областной художественный музей

Она имеет множество списков, все они хорошо изучены, многие почитаются и сейчас. Чтимый   образ Божьей Матери Боголюбская-Московская (домонгольского периода) находилась в Москве, в Китай-городе, считается надвартницей, возможно из города Пронска. Она известна защитой от чумных поветрий 1771 года, за что снискала себе всенародное почитание. Кроме Спасителя и Богородицы, на иконе изображались и предстоящие святые угодники: святители Петр, Алексей, Иона и Филипп, – митрополиты Московские, блаженные Василий и Максим, святитель Василий Великий, св. апостол Петр, св. Алексий, человек Божий, апостол Симеон, сродник Господень, мученица Параскева и преподобномученица Евдокия. Эту икону любил и чтил царь Пётр Первый.

Зимаровская икона — название происходит от имени села Зимарово в Рязанской области. Это список владимирской Боголюбской иконы. В тринадцатом веке была сломана (пострадала после нашествия татар) некий крестьянин нашел два обломка иконы в кустах, и, когда он поднес их друг-к другу, половинки срослись, немного неровно, одна чуть выше другой. Сейчас копия её находится в Борисоглебском соборе города Рязани. В селе Городище Рязанской области, в храме св. Георгия хранится ещё один список Зимаровской Боголюбской иконы, знаменитый исцелениями уже в наше время.

Икона Боголюбская-Угличская так же, как и оригинал, получила известность благодаря чудесному избавлению от эпидемий, случившихся в 1654 году.

Юрьевская икона Богородицы была подарена Петром Первым своему стольнику Борису Мироновичу Батурину. В 1771 году по молитвам к ней была отвращена моровая язва. По наследству, икона в 1838 году поступила в приходский храм села Юрьевского, Боровского уезда, Калужской области. Широко известны и другие списки с чудотворной иконы Божией Матери Боголюбская, прославившиеся в разное время по милосердию Царицы Небесной.

Казанская икона Божией Матери

Эта икона находится на одном уровне с «Семистрельной» Божией Матерью и также очень почитается среди православных людей.

История возникновения у нее очень удивительная. Она начинается в далеком 1579 году, когда Казань была сожжена захватчиками, и простой люд остался без крыши над головой. Сгорело все, в том числе и православный храм, что вызвало сильный упадок веры в Бога среди людей. Они думали, что если сгорела церковь – значит сам Бог не желает, чтобы люди общались с ним. Но среди всех была маленькая девочка, которую звали Матрона. Она не понимала всей скорби по утраченным городу и храму, ведь была ребенком.

Но однажды во сне к девочке пришла сама Матерь Божья и попросила откопать её икону. На утро девочка обратилась с такой просьбой к родителям, но они ей не поверили, сославшись на то, что это всего лишь сон. Но сны продолжались. На третий раз, взрослые поверили Матроне и пошли откапывать святыню, и каково было их удивление, когда они действительно её обнаружили. Тогда молва о чудесном спасении иконы Богородицы от пожара обошла всю округу, и люди снова поверили, что Господь с ними.

Если посмотреть на все иконы Божией Матери (фото с названиями), а также почитать о них истории, то можно обнаружить, что все они переплетены в одну большую нить легенд. Они рассказывают о тяжелых муках народа того времени. Но несмотря на все перенесенные беды, вера в Бога не была утрачена, а только, наоборот, укрепилась.

Молитвы

Молитв к Пресвятой Божьей Матери так же много, как и разновидностей ее изображений

Принято считать, что неважно, какой именно иконе вы молитесь, так как молитва обращена не к конкретному образу, а к святому, на нем изображенному

Самое главное – молитва должна быть искренней, идти от сердца и нести в себе исключительно благородные намерения. Вот некоторые из основных, часто используемых молитв.

Первая

«Царица моя Преблагая, Надежда моя, Богородица, Приют сирот и странников Защитница, скорбящих Радость, обиженных Покровительница! Видишь мою беду, видишь мою скорбь; помоги мне, как немощному, направь меня, как странника. Обиду мою знаешь: разреши ее по Своей воле. Ибо не имею я иной помощи, кроме Тебя, ни иной Защитницы, ни благой Утешительницы – только Тебя, о Богоматерь: да сохранишь меня и защитишь во веки веков. Аминь».

Вторая

«Богородица Дева, радуйся, Благодатная Мария, Господь с Тобой! Среди женщин Ты самая благословенная. Благословен Плод Твоего чрева, потому что Ты родила Спасителя душ наших».

Третья

«Царица моя преблагая, Надежда моя, Богородица, приют сирот и странников защитница, скорбящих радость, обиженных покровительница! Видишь мою беду, видишь мою скорбь; помоги мне, как немощному, направь меня, как странника. Обиду мою знаешь: разреши ее по Своей воле. Ибо не имею я иной помощи, кроме Тебя, ни иной Защитницы, ни благой Утешительницы – только Тебя, о Богоматерь: да сохранишь меня и защитишь во веки веков. Аминь».

Икона Божией Матери «Семистрельная»

Первой иконой, о которой будет рассказано в данной статье, станет икона Божией Матери «Семистрельная». У нее очень интересная история написания и появления. Множество легенд гласит о причинах, которые способствовали написанию именно семи стрел в руках у Богородицы.

Первая из них повествует, что семь стрел являются частью какого-то завершенного действия. В древних преданиях говорилось, что оружие способно пронзить тело и дух. Это означает, что человек прожил и перенес много мучений во имя своей веры. Дева Мария пережила и вынесла многое, о чем и говорят семь стрел, которые пронзают её. За перенесенные мучения она приобрела бессмертный дух.

Данная икона имеет и второй смысл. Он заключается в людских грехах. По приданию их 7, столько же, сколько и стрел на иконе. Каждая из них пронзает грешного человека за совершенные им проступки. Богородица способна видеть грехи человека, помогая грешнику искупить их – она принимает страдания вместе с ним. Церковнослужители говорят, что икона Божьей Матери была написана примерно 500 лет назад.

История гласит о человеке, который был слеп по своей природе и всю жизнь сильно страдал от этого. Он просил Бога об избавлении от недуга. И однажды ночью к нему во сне пришел образ Богородицы, который сказал, что ему нужно пойти на колокольню храма и помолиться за свое здравие. Так он и сделал, но это получилось у него не с первого раза, потому что церковнослужители не сразу поверили его рассказам о чудесном сне. Но повод доверять мужчине появился, когда он назвал место, где находилась забытая икона с Божьей Матерью. Икона и вправду была там, где он сказал. Она служила опорой для лестницы. Найдя настолько важную икону, её тут же почистили и отслужили перед ней службу. Вскоре мужчина полностью исцелился. Однако после революции икона была потеряна и до сих пор не найдена.

Если продолжать рассматривать иконы Божией Матери – фото с названиями, то можно найти еще одну весьма интересную икону.

Иконография

Несмотря на разнообразие изображений, посвященных появлению на свет Девы Марии, наиболее популярными и важными в православных странах являются следующие иконы Рождения Пресвятой Богородицы, явившиеся первыми на территории православной Руси. Образы похожи друг на друга не полностью, но Иоаким изображен на каждой из них. Картины появлялись с XVII века, когда мужчина и женщина уже могли делить вместе одну комнату, и это не считалось зазорным.

Самые почитаемые иконы Рождения Пресвятой Богородицы:

  1. Глинская (Пустынно-Глинская) икона. Считается, что она чудесным образом предстала перед пчеловодами в первой половине XVI века. В 1648 году на месте ее обнаружения основали Глинскую пустынь (территория современной Украины). Этой иконе поклонялись, она исцелила огромное количество людей. В настоящее время ее оригинал утрачен. Изображение на иконе: фигура Анны, стоящей напротив арки в три пролета. В этом проеме изображены женщина с дарами и Иоаким. В правом нижнем углу находится служанка с Девой Марией на руках, а рядом купель, являющаяся символом обновления и очищения человечества.
  2. Исааковская икона, явление которой произошло в 1659 году вблизи села Исаакиевского Ярославской области. Ее заметили крестьяне в лесу в ветвях дерева. Они захотели перенести икону в село, но не сумели. Им помог священнослужитель местной церкви, который отслужил перед ней молебен. Только после этого удалось забрать чудесную икону, от которой исходило сияние, похожее на свет солнечных лучей. Ее отправили в местную церковь, но на следующий день икона оказалась на своем изначальном месте. Тогда там построили деревянную часовню, а позже – каменный храм. На иконе изображена Анна и Иоаким, стоящий у изголовья жены. Рядом находится служанка, держащая на руках Деву Марию.
  3. Лукиановская икона обнаружена в 1549 году. Три раза она оказывалась неподалеку от села Игнатьевское (Владимирская область). Храм, находившийся в селе, перенесли на место, в котором являлась икона. Особенно известной она стала в 1771 году, когда над Россией нависла эпидемия чумы. Народ обратился к Господу. Вокруг города совершили крестный ход с Лукиановской иконой, после чего напасть отступила. Ныне оригинал иконы утерян, однако остался список XIX века. На этом изображении представлено большое количество людей, помимо основных героев. Это люди, принесшие дары и подношения новорожденной Деве Марии.

Эти изображения Рождения Пресвятой Богородицы являются самыми высокопочитаемыми в православии, люди и по сей день молятся им. Несмотря на утрату оригиналов, существуют современные списки, находящиеся в православных храмах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector