Кадаши: и снова бой?

Закрытие храма, сложные времена, реставрация

Для прихожан храм был закрыт в 1934 году. В нем начали размещать разнообразные госучреждения. Так, в его помещениях до 1977 года функционировал физкультурный клуб колбасной фабрики. На территории церковного двора был построен плодоовощной консервный завод.

Однако храм в Кадашах не был забыт. В период с 1946 по 1966 год известным советским архитектором Галиной Алферовой проведены огромные работы по восстановлению храма. Ему был возвращен облик, существовавшей до революции.

После завершения этих работ, в 1964 году, храмовые здания с территорией переданы в аренду реставрационному художественному центру имени И. Грабаря.

Второе рождение, новые испытания

Каменное церковное здание первый раз было возведено в 1657 году. Срок его существование был недолог, порядка 30 лет. На его месте в 1687 году начали строить новый пятиглавый двухэтажный храм. Средства на строительство собрали жители Кадашевской слободы. Фрагменты старого каменного сооружения в новую постройку были частично включены.

Строительство храма шло восемь лет и закончилось в начале 1695 года. В январе этого же года патриарх Адриан храм Воскресения Христова в Кадашах освятил.

Исторические записи свидетельствуют о том, что это культовое сооружение русской православной церкви было примечательным. Его стены выкрашены суриком, купола позолоченные. Декор из белого камня окрашен в желтый цвет, что придавало храму золотистый оттенок. Каменные швы выкрашены были в голубой цвет, что создавало впечатление воздушности сооружения, окруженного голубоватой легкой дымкой.

В 1695 году рядом с церковью возвели шатровую шестиярусную колокольню. В высоту она достигала более 43 метров. Представляла из себя сужающиеся восьмигранники с пролетами. В XVIII веке такие формы были очень популярны в российской архитектуре, ассоциировались с шатрами. Колокольная у жителей Москвы получила прозвище «свеча». При этом все отмечали ее изящный стиль.

В результате всех этих перестроек храм Вознесения Христова в Кадашах стал поистине выдающимся архитектурным памятником так называемого «нарышкинского» или «московского» барокко. Этот стиль был очень востребован в конце XVIII века. Храм послужил образцом для подражания многим иным русским церквям.

В Кадашевском храме было четыре алтаря и величественный иконостас. Деревянными колоннами, которых было пятьдесят две штуки, иконы разделялись по вертикали. Сам иконостас красным золотом был вызолочен. Его не резные части покрашены в голубые оттенки. Иконостас до современных лет не дошел. Он был постепенно разграблен после революции 1917 года. Отдельные его иконы, разделенные, находятся в различных местах — в Историческом музее, Останкинском музее, в Третьяковской галерее.

Досталось храму в Кадашах и во время войны 1812 года. Он пережил пожар, в котором погибли старинные росписи, которые делали царские изографы. Новая роспись по стенам была проведена только в 1848 году, иконостас тогда вновь позолотили. Настенные изображения частично дожили до наших дней.

После работ по восстановлению внутреннего содержания храма Воскресения Христова в 1849 году он повторно освящен. Однако реставрационные и строительные работы в нем шли до 1862 года.

Архитектура и убранство сооружения

Кадашевский храм Воскресения Христова является одним из самых красивых сооружений Москвы. Его архитектурный облик и внутреннее оформление не оставят равнодушным даже самого невпечатлительного посетителя.

Внешний вид

Церковь в Кадашах в Москве имеет 2 этажа. На первом этаже расположена теплая часть храма. Она визуально выглядит шире, чем второй этаж. Это вызвано тем, что вокруг первого этажа расположены обходные галереи, над которыми, ко всему прочему, устроены открытые террасы (гульбища).

Храм имеет компактно собранное традиционное пятиглавие, которое лишь не намного ниже очень гармонично пристроенной к церкви колокольни. 43-метровая «Большая московская свеча» изумительно дополняет архитектурный ансамбль и делает внешний облик церкви одновременно строгим, торжественным и праздничным.

Внутреннее оформление

В настоящее время Воскресенский храм изнутри оформлен несколько иначе, чем это было в момент его постройки. Стилистика выдержана в духе XIX века, к этому же времени относится и частично восстановленная стенная и потолочная роспись в некоторых залах. Весь церковный интерьер соблюден в теплых успокаивающих пастельных тонах.

Церковь Вознесения в Кадашах славилась своим старинным иконостасом. Долгое время этот иконостас считался потерянным, пока не были обнаружены почти сотня его фрагментов, над которыми сейчас усиленно работают реставраторы. Возможно, что в скором времени посетители дома Божия смогут насладиться видом знаменитого иконостаса.

После 1812 года

Во время Отечественной войны 1812 года французы, хозяйничавшие в Москве, варварски разграбили Кадашевскую церковь, устроили в ней конюшню. Многие фрески оказались попорчены. Уходя, «просвещенные» европейцы подожгли храм — в результате сильно пострадала колокольня.

До реставрации руки дошли только через пятнадцать лет. Сами работы заняли еще три десятилетия. Стены заново росписали. Иконостас вновь покрыли позолотой. Известно, что входившие в Воскресенскую церковь поражались, в первую очередь, красотой ее иконостаса, он стал прообразом иконостаса, что был установлен в соборе Донского монастыря.

Возведение храма

История храма Воскресения началась в конце XV века: к этому времени (1493 г.) относится первое упоминание о церкви на этом месте. Тот первый храм был деревянным. Каменная церковь, которая встречает гостей в Кадашах сегодня, была построена в 1687 ‒ 1695 гг. Необычное название местности

Строительство храма спонсировали несколько обеспеченных предпринимателей слободы. В результате был построен большой двухэтажный храм. В верхнем этаже находился летний неотапливаемый храм, посвященный Воскресению Христову. В нижнем теплом храме на протяжении XVII ‒ XVIII вв. существовало целых три престола с различными посвящениями.

Церков

В 1695 году к храму была пристроена 43-метровая колокольня. За изящные вытянутые пропорции она даже получила в народе название «свеча». Будучи высотной доминантой Замоскворечья, колокольня встраивалась в ось знаменитых высотных башен средневековой Москвы между колокольней Ивана Великого в Кремле и церковью Вознесения в Коломенском. Главный колокол Кадашей был отлит в 1750 году и весил более 6 тонн. По некоторым данным, сейчас он находится в Большом театре и используется в постановках.

Перспективы Кадашевской слободы

В настоящее время, после большой работы, в процессе которой шли переговоры с инвесторами и руководством Москвы, было принято устраивающее всех решение. В результате площади, планируемые к застройке, сократились в три раза. Исключено строительство на территориях, прилегающих к объектам культурного наследия. Высота возводимых зданий в Кадашах обозначается как не превышающая три этажа, что в метрах составляет около 14,5. Разрешается только малоэтажная застройка.

Такие ограничения установили для того, чтобы обеспечить визуальное восприятие памятников архитектуры города Москвы.

Как проходят богослужения

В зимний период богослужения проводятся в теплой церковной части на первом этаже. Когда же приходят теплые дни, то службы переносятся в «летний» зал на второй этаж дома Божия.

По будням в 8.00 утра начинается Божественная Литургия. В воскресные дни и праздники эта служба совершается на час позже — в 9.00.

Важно помнить, что Божественная Литургия состоит из 3-х частей:

  • проскомидия;
  • литургия оглашенных;
  • литургия верных.

На проскомидии могут присутствовать все желающие, на литургии оглашенных — люди крещеные и готовящиеся принять крещение. На литургию верных допускаются только окрестившиеся.

Достопримечательности храма

Сейчас на территории храма имеется две часовни: первая — в честь царственных мучеников; вторая — во имя Почаевской Божьей Матери.

Гордится храм и своими святынями, среди которых:

  • икона Иова Почаевского XVII века и часть его мощей;
  • поручи (нарукавники) Амфилохия Почаевского, подвижника;
  • мощи святого Евтропия Римского;
  • частицы мощей мучеников периода смутного времени;
  • кирпич из Ипатьевского дома с образом Николая II.

На территории храма Воскресения в Кадашах Москвы с 2004 года работает небольшой краеведческий музей под названием «Кадашевская слобода». Его инициатором был настоятель храма – протоиерей Салтыков. Музейные экспозиции рассказывают об истории слободы, о людях, которые тут проживали и их быте.

Начало истории

Храм был построен в XVII веке. Своим названием он обязан большой и богатой слободе города Москвы. Находилась она в Замоскворечье, рядом с Кремлем. Своим названием слобода (Кадашевская) обязана древнему ремеслу московских жителей. Примерно в XV-XVI веках здесь местные умельцы изготавливали кадии (бочки).

В середине XVII века Кадашевская слобода стала центром ткацкой инфраструктуры Москвы. Ориентировочно в 1658-1661 годах здесь был возведен царский хамовный двор, который стал одной из первых российских мануфактур.

Специализировался он на изготовлении и поставке тканей в царский двор. Вследствие этого Кадашевская слобода оказалась заселенной хамовниками, государственными ткачами.

Церковь Воскресения Христова была православным замоскворецким центром еще до образования Кадашевской слободы. В те давние времена ее деревянное сооружение находилось на месте пересечения двух важнейших дорог Московского государства, идущих из Белокаменной на юг. Этот факт выделял церковь среди других православных сооружений в Замоскворечье.

Первое упоминание о церкви историки нашли в грамоте Патрикеева Ивана Юрьевича, московского воеводы, князя. В 1493 году он упомянул церковь «Воскресения, что на Грязях». Такое необычное сопоставление связано с тем, что в месте нахождения церкви река Москва в конце весны — начале лета сильно разливалась. Это делало набережную, подходящую непосредственно к храму, болотистой, вязкой, трудно проходимой.

С первой половины XVII века, ориентировочно с 1625 года, о храме в Кадашах имеются регулярные записи в Патриарших книгах.

Святые

  • Священномученик Илия Громогласов (1869 — 1937 гг.) Память — 3 декабря
  • Протоиерей Николай Смирнов (1868-1922 гг.)
  • Преподобноисповедник Гавриил, архимандрит Мелекесский (1888 — 1959 гг.). Память — 18 октября
  • Священномученик Александр Андреев (1901-1937 гг.). Память — 4 ноября
  • Преподобный Аристоклий, старец Афонский и Московский чудотворец (1838-1918 гг.) Память — 6 сентября
  • Протоиерей Димитрий Карнеев
  • Святейший Патриах Московский и всея Руси Тихон (1917-1925 гг.). Память 7 апреля
  • Святитель Филарет, митрополит Московский и Коломенский. Память 2 декабря
  • Священномученик Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский и Галицкий. Память 7 февраля
  • Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Память 29 мая
  • Святая преподобномученица Великая княгиня Елизавета Фёдоровна. Память 18 июля
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector