Патриарх тихон московский (беллавин): великий святой и первый в списке «врагов народа»

Высоко – Петровский монастырь

Современный архитектурный ансамбль в виде отреставрированных древних монастырских строений начал свою деятельность в 2009 году. Со дня основания монастыря прошло 700 лет (в 2015 году). Существует три варианта появления архитектурной достопримечательности Москвы.

По основному варианту монастырь задуман митрополитом Петром. Деревянный храм Петра, Павла был построен в1317 году. Второе предположение связывают с видением, возникшим у Ивана Калиты во время охоты в этих местах и построивший Петропавловский храм.

Вокруг него и сформировался будущий мужской монастырь Русской православной церкви. По третьей версии возникновение монастырского ансамбля связано с победой Дмитрия Донского в Куликовской битве. Сейчас на территории монастыря находятся несколько известных храмов, церквей.

Ансамбль монастыря выполняет функции Патриаршего подворья. В нём работает Православный институт России апостола Иоанна Богослова. Находится подворье с интересными соборами, церквями по адресу ул. Петровка, 28/2. Добраться к нему можно на метро, доехав до остановок Чеховская или Трубная.

На Октябрь 2021 год

1
Пятница
Часы. Литургия. 8.00
Вечерня. Утреня. 18.00
Прп. Евмения, еп. Гортинского.
2
Суббота
Часы. Литургия. 8.00
Всенощное бдение. 18.00
Суббота по Воздвижении. Мчч. Трофима, Савватия и Доримедонта. Блгвв. кнн. Феодора Смоленского и чад его Давида и Константина, Ярославских чудотворцев.
3
Воскресенье
Часы. Литургия. 6.30
Часы. Литургия. 9.00
Утреня. Акафист. 18.00
Неделя 15-я по Пятидесятнице, по Воздвижении. Вмч. Евстафия Плакиды, жены его Феопистии и чад их Агапия и Феописта. Мчч. и исп. Михаила, кн. Черниговского и болярина его Феодора, чудотворцев.
4
Понедельник
Часы. Литургия. 8.00
Вечерня. Утреня. 18.00
Отдание праздника Воздвижения Животворящего Креста Господня. Обретение мощей свт. Димитрия, митр. Ростовского.
5
Вторник
Часы. Литургия. 8.00
Вечерня. Утреня. 18.00
Ап. от 70-ти Кодрата. Сщмч Фоки, еп. Синопийского. Блж. Параскевы Дивеевской.
6
Среда
Часы. Литургия. 8.00
Вечерня. Утреня. 18.00
Зачатие честного, славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Прославление свт. Иннокентия, митр. Московского.
7
Четверг
Часы. Литургия. 8.00
Всенощное бдение. 18.00
Первомц. равноап. Феклы.
8
Пятница
Часы. Литургия. 8.00
Всенощное бдение. 18.00
Преставление прп. Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца.
9
Суббота
Часы. Литургия архиерейским чином. 9.00
Всенощное бдение. 18.00
Свт. Тихона, патриарха Московского и всея России. Храмовый праздник.
10
Воскресенье
Часы. Литургия. 6.30
Утреня с полиелеем. 9.00
18.00
Неделя 16-я по Пятидесятнице. Мч. Каллистрата и дружины его: Гимнасия и иных. Сщмч. Петра, митр. Крутицкого.
11
Понедельник
Часы. Литургия. 8.00
Вечерня. Утреня. 18.00
Прп.Харитона исповедника. Прпп. схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, родителей прп. Сергия Радонежского. Обретение мощей прмц.вел.кн. Елисаветы.
12
Вторник
Часы. Литургия. 8.00
Вечерня. Утреня с полиелеем. 18.00
Прп. Кириака отшельника.
13
Среда
Часы. Литургия. 8.00
Всенощное бдение. 18.00
Свт. Михаила, первого митр. Киевского. Сщмч. Григория еп., просветителя Великой Армении.
14
Четверг
Часы. Литургия. 6.30
Вечерня. Утреня. 9.00
18.00
Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.
15
Пятница
Часы. Литургия. 8.00
Вечерня. Утреня. 18.00
Сщмч. Киприана, мц. Иустины и мч. Феоктиста. Прав. воина Феодора Ушакова.
16
Суббота
Часы. Литургия. 8.00
Всенощное бдение. 18.00
Сщмч. Дионисия Ареопагита, еп. Афинского, Рустика пресвитера и Елевферия диакона.
17
Воскресенье
Часы. Литургия. 6.30
Часы. Литургия. 9.00
Утреня с полиелеем. 18.00
Неделя 17-я по Пятидесятнице. Сщмч. Иерофея, еп. Афинского. Обретение мощей свтт. Гурия, архиеп. Казанского и Варсонофия, еп. Тверского.
18
Понедельник
Часы. Литургия. 8.00
Утреня с полиелеем. 18.00
Свтт. Московских Петра, Феогноста, Алексия, Киприана, Фотия, Ионы, Геронтия, Иоасафа, Макария, Филиппа, Иова, Ермогена, Тихона, Петра, Филарета, Иннокентия и Макария.
19
Вторник
Часы. Литургия. 8.00
Вечерня. Утреня. 18.00
Апостола Фомы.
20
Среда
Часы. Литургия. 8.00
Вечерня. Утреня. 18.00
Мчч. Сергия и Вакха.
21
Четверг
Часы. Литургия. 8.00
Вечерня. Утреня с полиелеем. 18.00
Прп. Пелагии. Прп. Досифея Верхнеостровского, Псковского.
22
Пятница
Часы. Литургия. 8.00
Вечерня. Утреня с полиелеем. 18.00
Ап. Иакова Алфеева.
23
Суббота
Часы. Литургия. 8.00
Всенощное бдение. 18.00
Прп. Амвросия Оптинского.
24
Воскресенье
Часы. Литургия. 6.30
Часы. Литургия. 9.00
Утреня. Акафист. 18.00
Неделя 18-я по Пятидесятнице. Память святых отцов VII Вселенского Собора. Ап. Филиппа, единого от семи диаконов. Собор преподобных Оптинских старцев.
25
Понедельник
Часы. Литургия. 8.00
Вечерня. Утреня с полиелеем. 18.00
Мчч. Прова, Тараха и Андроника.
26
Вторник
Часы. Литургия. 8.00
Вечерня. Утреня. 18.00
Иверской иконы Божией Матери.
27
Среда
Часы. Литургия. 8.00
Вечерня. Утреня. 18.00
Мчч. Назария, Гервасия, Протасия, Келсия. Прп. Параскевы-Петки Сербской.
28
Четверг
Часы. Литургия. 8.00
Вечерня. Утреня. 18.00
Прп. Евфимия Нового, Солунского. Свт. Афанасия исп., еп. Ковровского.
29
Пятница
Часы. Литургия. 8.00
Вечерня. Утреня. 18.00
Мч. Лонгина сотника, иже при Кресте Господни.
30
Суббота
Часы. Литургия. 8.00
Всенощное бдение. 18.00
Прор. Осии. Прмч. Андрея Критского.
31
Воскресенье
Часы. Литургия. 6.30
Часы. Литургия. 9.00
Утреня. Акафист. 18.00
Неделя 19-я по Пятидесятнице. Апостола и евангелиста Луки.

Начало жизненного пути угодника Божьего

Васий Иванович Белавин (именно так звали в миру будущего патриарха) родился в потомственной священнической семье под Псковом в 1865 году. Практически весь род Белавиных состоял из священства, поэтому с самого рождения Василий рос в атмосфере православия и любви к Богу.

Семья, как водится в то время, была многодетной — кроме Василия родители воспитывали еще троих сыновей. Несмотря на явную религиозную ориентацию, Василий рос простым и общительным, по определению многих его современников даже «светским» юношей.


Тихон Московский

Поскольку положение духовенства в конце ХІХ века было довольно тяжелым, единственным путем улучшить жизнь семьи было получение образования. И Василий успешно заканчивает духовное училище и семинарию в Псковской губернии, после чего благополучно поступает в знаменитую на всю Россию Санкт-Петербуржскую духовную академию.

Годы учебы не знаменуются какими-либо особо выдающимися происшествиями в жизни будущего патриарха. Учеба давалась ему ровно, без резких подъемов и спадов. Миновали его и серьезные духовные кризисы и испытания веры в этот период.

Интересно. Еще задолго до определения своего пути, во время учебы в академии, Василий получает от однокурсников прозвище «Патриарх».

Учитывая тот факт, что в те годы института патриаршества в царской России не было, никто в академии не мог и подумать, насколько пророческим станет подобное прозвище. По мнению его друзей из академии, в поведении Василия вовсе не было ничего сверх набожного или нарочито духовного. Наоборот, он всегда был общительным, простым молодым человеком, который легко шел на контакт практически с каждым. Этими качествами он и снискал уважение и признание среди других учащихся. Однако никто не ожидал, что после окончания курса Василий выберет монашеский путь.

Не определился до конца и сам выпускник, о чем честно признался по окончании духовной академии. Ближайшие три года, в раздумьях о своем будущем пути, Василий преподает в семинарии Пскова. Наконец, сделав свой выбор, в декабре 1891 года он принимает постриг под именем Тихон.

Первые труды архипастыря

После рукоположения в сан, иеромонах Тихон начитает трудиться в Холмской Духовной семинарии, где вскоре становится ректором. Следом за тем он рукополагается в епископа Люблинского. Проработав всего лишь год в семинарии, будущий патриарх заслужил глубокое уважение и любовь среди всех, кто его окружал. Провожало его на новую должность епископа множество людей, из которых большинство плакали и не хотели отпускать полюбившегося монаха. Архипастыря пытались удержать, используя силу. Люди блокировали отправление поезда, в котором он должен быть ехать. И только лишь увещевание самого епископа смогло остановить расстроенную толпу.


Фото Патриарха Тихона Московского

Пришлось потрудиться в окормлении паствы будущему патриарху и за пределами Родины. В 1989 году он был назначен викарием в Северной Америке. Большое количество людей из местного населения были обращены им в православие. Везде, где приходилось трудиться святителю Тихону, множество людей проникались искренней любовью и привязанностью к архипастырю. Он умел расположить к себе любого благодаря своей простоте и искренней вере в Бога.

Важно. Православная миссия в Америке значительно расширилась благодаря деятельности епископа Тихона. Были освящены новые православные храмы, создано множество православных приходов

Нередкими были случаи перехода американцев из других конфессий и вероисповеданий в православие. Кроме того, именно во время служения епископа Тихона в Америке были переведены на английский язык многие богослужебные тексты

Были освящены новые православные храмы, создано множество православных приходов. Нередкими были случаи перехода американцев из других конфессий и вероисповеданий в православие. Кроме того, именно во время служения епископа Тихона в Америке были переведены на английский язык многие богослужебные тексты.

Храм Илии Пророка Обыденного в Обыденском переулке

Адрес – 2-й Обыденский переулок, дом 6 (метро «Кропоткинская»).

Один из немногих храмов, не прекращавших деятельность на протяжении всего советского времени. Его пытались закрыть два раза – в 30-е и в 40-е годы, но в первый раз прихожанам самим удалось отстоять родную церковь, а во второй – из-за военных забот представители власти сами забыли об уже готовом приказе. В апреле 1973 года здесь обвенчался со своей второй женой Натальей СветловойАлександр Солженицын, затем – крестил двоих сыновей. Уже через год после бракосочетания писатель и его семья были высланы из страны.

Храм привлекает москвичей поздним временем работы – он открыт до 22.00 (обычно православные храмы закрываются в районе семи часов вечера). Церковная лавка при входе поражает разнообразием и богатством товаров, так что если вам нужно выбрать хороший подарок для православных родных и друзей – лучшего места не найти. В храме хранятся важные святыни, в том числе перевезенные в советские годы из других, закрытых храмов: икона Божией Матери «Нечаянная радость» из Кремля, Владимирская Икона Божией Матери 17го века из Зачатьевского монастыря, Спас Нерукотворный, частица пояса Богородицы, частицы мощей преподобного Серафима Саровского.

Построен в 1702 году.

Храм Илии Пророка Обыденного в Обыденском переулке

Храм Василия Блаженного

Нельзя не восхищаться разноцветными куполами красивейшего храма Василия Блаженного, уцелевшего в тяжёлые времена России. Многие столетия он является украшением Красной площади. В архитектурный комплекс входят десять церквей или пределов.

Первоначально это были походные деревянные церкви, возводимые в честь побед в борьбе с Казанским ханством в походах на Взлобье (сейчас Красная площадь). В октябре 1552 года на следующий день после дня Пресвятой Богородицы царь принял решение об возведении каменного храма (Покровского собора) на месте маленьких церквей.

Существует несколько версий о том, кто строил собор. Не все тайны неповторимого стиля, сочетающего элементы русского зодчества с традициями, пришедшими из эпохи Возрождения, раскрыты в наше время. Исцеляющие от многих болезней, мощи святого Василия Блаженного переданы земле возле Покровского собора.

В 1588 году над его могилой возвели девятую церковь в виде самостоятельного храма собора В соборе можно увидеть редкие иконы, фрески. На месте стариной звонницы построена колокольня.

Адрес: Красная площадь, 2. Ежедневно с 11.00 до 16.00 часов проходят экскурсии.

Храм иконы Божией Матери «Знамение» в Перово

Адрес – Москва, улица Лазо, дом 5, метро «Перово», «Шоссе энтузиастов».

Здесь, по преданию, царица Елизавета Петровна тайно обвенчалась со своим фаворитом, графом Алексеем Разумовским. Правда, точного подтверждения этой информации нет. Известно только, что в 1744 году имение, на территории которого находилась церковь, было пожаловано Разумовскому, и тот потратил достаточно средств на ее украшение. Елизавета также одарила церковь роскошной утварью и даже сама вышила ризы для перовских священнослужителей. Говорят, что пару благословил на брак личный духовник императрицы – Федор Дубянский. Датой свадьбы разные источники называют то 1742, то 1744 год. В любом случае, в красивую легенду хочется верить, да и в архитектурном отношении церковь – интересный образец «голицынского барокко»

Год окончания строительства – 1705.

Храм иконы Божией Матери «Знамение» в Перово

Новодевичий монастырь

Сейчас можно любоваться величественным ансамблем, созданным в XVI—XVII веках и сохранившимся в своём первозданном виде. Его основателем считают великого князя Василия III. Комплекс архитектурных строений находится в списках мирового достояния, охраняется ЮНЕСКО. Название «Новый» он получил в сравнении с ранее возведёнными обителями Москвы.

Сюда была перенесена чудотворная икона Одигитрии, написанная евангелистом Лукой. Центральным зданием ансамбля считается пятиглавый Смоленский собор. В нём можно увидеть удивительные фрески XVI столетия.

Новодевичий монастырь считается одним из самых красивых монастырей столицы. В нём проходят службы, расположены залы Исторического музея. Достопримечательностью ансамбля является знаменитое Новодевичье кладбище (старое на территории комплекса, новое расположено за его стеной).

По значимости оно находится на втором месте после захоронений у Кремлевской стены. На кладбище находятся могилы Чехова, Левитана, Хрущева, Ельцина, др. известных имен.

Адрес ансамбля: Новодевичий проезд, д.1. Доехать можно на метро до станции «Спортивная», автобусными маршрутами 64, 132. Работает ежедневно с 9.00 до 17.00 часов.

Кафедральный собор Богоявления Господня в Елохове

Такое название получил небольшой деревенский храм, действующий в XVI столетии. Освящение Нового храма из камня проходило около 1853 года. В 1945 году храм получил звание Патриаршего Собора. До возведения Храма Христа Спасителя он являлся главным собором Москвы. Здесь проводили интронизацию, похороны патриархов (в соборе имеются усыпальницы Сергия, Алексия II). В одном из его пределов крестили А.С. Пушкина.

Местные легенды говорят, что в селе Елох (от названия ручья Ольховец) родился известный юродивый Василий Блаженные, чьим именем назван знаменитый собор Москвы. Храм не закрывался даже в самые тяжелые времена.

Святынями храма считаются мощи чудотворца Алексия, список иконы Казанской Богоматери. Находится собор по адресу: Басманный район Москвы, улица Спартаковская, 15. Богослужения проводятся регулярно и по престольным праздникам. Посетить можно самостоятельно, вместе с экскурсиями.

Строительство каменного храма

В 1907 году по инициативе настоятеля тюремной церкви священника Сергия Щедрова, ктитора храма С.М. Воронкова и помощника ктитора И.М. Воронкова, с благословения митрополита Московского и Коломенского Владимира, вне ограды тюрьмы был заложен новый тюремный храм в честь святителя Тихона, епископа Воронежского, Задонского чудотворца. Он строился на средства дворян и купечества по проекту известного архитектора С.В. Шервуда, автора проектов Казанского собора в Шамордино, церкви святителя Николая на Мясницкой улице в Москве и др.

В 1908 году церковь во имя святителя Тихона Задонского была построена, а 18 октября 1909 года освящена епископом Серпуховским Анастасием (Грибановским), впоследствии первоиерархом Русской Православной Церкви за рубежом. Храм был приписан к Троицкому собору г. Клина.

Здание новой церкви находилось за пределами тюремного замка, к северо-востоку от него. Храм расположен алтарем на восток под углом к улице Тихой, так что его главный фасад развернут в сторону въезда в город со стороны Волоколамска. С пригорка, где проходила Скорбященская улица, в то время тракт, ведущий к главному храму города — Троицкому собору — и торговым рядам (ныне ул. Литейная), открывался замечательный вид на Тихоновскую церковь, украшенную шатровой колокольней.

Архитектура храма принадлежит к русскому направлению стиля модерн. Церковь стилизована под древнерусское зодчество XVI века. В ней заметны отличительные черты новгородской архитектуры — монументальность, простота, отсутствие излишней декоративности, а также черты московской школы, выраженные в легкости колокольни, кокошниках, украшающих четверик. Кирпичное здание церкви состоит из двухсветного четверика — собственно храма, граненой апсиды с востока, трапезной с невысокими крыльцами, притворами с севера и юга, и колокольни с запада. Четверик увенчан барабаном и главным куполом.

Храм Симеона Столпника на Поварской

Адрес – Поварская улица, дом 5, строение 1.

Этот небольшой, но старинный храм, построенный в стиле русского узорочья, стал местом обмена клятв сразу для нескольких легендарных пар. В 1801 году здесь тайно обвенчались граф Шереметьев и крепостная актриса Прасковья Жемчугова, в 1816 году – писатель Сергей Аксаков и Ольга Заплатина, дочь суворовского генерала. Документы о венчании Аксакова до сих пор хранятся в церковном архиве. А в 1866 году состоялось венчание еще одного известного человека —обер-прокурора Синода Константина Победоносцева, с Елизаветой Энгельгардт. Прихожанами храма также были родители Софьи, жена Льва Толстого, графА.П. Толстой и живший тогда в его доме Гоголь.

Еще одно яркое венчание успело случиться в храме уже после революции – в 1918 году здесь вышла замуж за Ю.М. Неелова Елена Сергеевна Нюренберг, будущая третья жена Михаила Булгакова. В советские годы церковь была закрыта, зато попала в кадр в одном из эпизодов фильма «Иван Васильевич меняет профессию». А уже в 2005 году древние стены встретили еще одну знаменитую пару – Николая Караченцева и его жену Людмилу Поргину. Супруги обвенчались в 30-ю годовщину свадьбы, уже после аварии, в которую попал актер.

  • Построен в 1679 г.
  • 1938г. – закрытие
  • 1965-1966 г. – реставрация
  • 1991 г. – возвращение храма Церкви.

Храм Симеона Столпника на Поварской

Житие святителя Тихона

Василий Иванович Белавин (будущий Патриарх Московский и всея Руси) родился 31 января (19 января по старому стилю) 1865 года в селе Клин в семье священника Торопецкого уезда Псковской епархии.

В 1878–1883 годах юноша учился в Псковской духовной семинарии. В 1888 году Василий Белавин стал выпускником Санкт-Петербургской духовной академии, после чего был назначен учителем в родную Псковскую семинарию.

В 1891 году Василий принял монашество, ему было дано новое имя — Тихон — в честь святителя Тихона Задонского. Через некоторое время святителя перевели в Холмскую духовную семинарию, где он вскоре стал ректором в сане архимандрита.

В 1894 году его назначили ректором Казанской духовной академии. А через три года уже епископом Люблинской кафедры (город Люблин, Польша).

Свято-Николаевский Кафедральный собор Нью-Йорка. Фото: Commons.wikimedia.org

Ещё через год святителя назначили епископом православных церквей в США. Там под его руководством были построены православные храмы. Среди них — кафедральный собор во имя святителя и чудотворца Николая в Нью-Йорке. Туда же из Сан-Франциско перенесли кафедру Американской епархии. Тихон также организовал Миннеаполисскую духовную семинарию для будущих пастырей, приходские школы и приюты для детей.

В 1905 году епископ Тихон был возведён в сан архиепископа.

В 1907 году святитель вернулся в Россию, где был назначен на Ярославскую кафедру.

В 1914 году Тихон стал архиепископом Литовским и переехал в литовскую столицу Вильно (Вильнюс). Тут святитель много трудился на благо православия и народа, к нему толпами шли нуждающиеся Виленщины, которым он неизменно помогал.

23 июня 1917 году архиепископ избирается на Московскую кафедру с возведением в сан митрополита.

В августе 1917 года на Поместном Соборе в Москве святитель Тихон был удостоен сана митрополита и избран председателем Собора. Духовенство занялось вопросом восстановления Патриаршества в России. Из трёх кандидатов — архиепископ Харьковский Антоний, архиепископ Новгородский Арсений и митрополит Московский Тихон — на общем голосовании Патриархом Московским выбрали святителя Тихона.

Церковь Зачатия Иоанна Предтечи в Коломне, 1320-е годы

Церковь называют жемчужиной древнерусского зодчества. Располагается в центральной части села Городище. На данный момент оно входит в городскую черту Коломны. До наших дней сохранилась лишь часть церкви, в результате многочисленных исследований было установлено, что храм был перестроен еще в XVI. Большие изменения во внешнем и внутреннем облике церкви произошли в 1780 году. В 1965 году церковь снова отреставрировали, на этот раз попытавшись вернуть ей первоначальный облик. Правда, он всего лишь «предполагаемый XVI века». Выдающаяся святыня — икона «Иоанн Предтеча Ангел пустыни». Хранится она не в церкви, а в Третьяковской галерее.

Храм действует, на его территории совершаются богослужения и работает воскресная школа.

История создания[править | править код]

Храма Христа Спасителя — вид с Москва-реки.

Идея построения храмов-памятников восходит к древней традиции обетных храмов, возводившихся в знак благодарения за победу и в вечное поминовение о погибших. Традиция храмов-памятников известна ещё с домонгольских времен: Ярослав Мудрый воздвиг в Киеве Софию Киевскую на месте битвы с печенегами. В эпоху Куликовской битвы были построены многочисленные храмы в честь Рождества Пресвятой Богородицы — праздника, выпавшего на день сражения русского воинства с войсками Мамая. В Москве в память о павших и в ознаменование военных побед построены храм Всех святых, собор Покрова на рву (более известный под именем Василия Блаженного), и собор Казанской иконы Божией Матери (Казанский собор) на Красной площади.

Храм Христа Спасителя был сооружен в ознаменование победы в Отечественной войне 1812 года.

25 декабря , когда последние наполеоновские солдаты покинули пределы России, император Александр I подписал Высочайший Манифест о построении церкви в Москве, лежавшей в то время в руинах: «В сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к Вере и Отечеству, какими в сии трудные времена превознес себя народ российский, и в ознаменование благодарности нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели…»

Внутренний вид храма Христа Спасителя (1883 г.)

Первый проектправить | править код

12 октября , в 5-летнюю годовщину ухода французов из Москвы, ещё при Александре I был заложен на Воробьевых горах первый храм-памятник по проекту, представленному архитектором А. Л. Витбергом (28 лет, шведский лютеранин, масон, художник, принял православие под именем Александр Лаврентьевич); строительство пришлось остановить, по официальной версии, в связи с недостаточной надежностью почвы.

Первый проект храма, утвержденный императором Александром I, не имел ничего общего с тем, который был в итоге реализован. Храм должен был быть в несколько раз больше, иметь колоннаду из 600 трофейных французских пушек и состоять фактически из трех храмов, нижний из которых должен был стать поминальным храмом, в котором непрерывно служили бы панихиды по погибшим участникам войны.

Второй реализованный проектправить | править код

Был проведен второй конкурс на проект храма, и Николай I определил архитектором Константина Тона. Новое место на Чертолье было избрано самим Николаем I-м; бывшие там постройки были куплены и снесены; бывший там Алекссевский монастырь был переведён в Красное село. Московская молва сохранила предание, что игумения Алексеевской обители, недовольная таким поворотом, прокляла место и предрекла, что ничто не устоит на нём долго.

Строительство по проекту Тона началось 10 сентября и продолжалось почти 44 года на средства казны и частные пожертвования; общая стоимость Храма простиралась до 15 миллионов рублей Свод большого купола закончен в ; в были разобраны наружные леса. Ещё 20 лет продолжались работы по внутреннему убранству; над росписью работали знаменитые мастера Василий Суриков, Иван Крамской, Василий Петрович Верещагин и другие ивестные художники Российской Академии Художеств.

7 июня 1883 года состоялось торжественное освящение храма, совершённое митрополитом Московским Иоанникием с сонмом духовенства и в присутствии Императора Александра III, коронованного в Москве незадолго до того.

Архитектурно-художественное достоинство Храма ставилось под сомнение многими деятелями русской культуры; в частности известен отрицательный отзыв И. Э. Грабаря.

Собор Двенадцати Апостолов

Проход на главную площадь Москвы организован через праздничные арки церкви, построенной в честь Двенадцати Апостолов. Она составляет единый гармоничный ансамбль Кремля вместе с главными храмами площади.

Возведён храм гораздо позже (1680 год) вместе с созданием великолепных Патриарших палат, ставших образцом национальной архитектуры древней Руси. В ансамбль входят две домовые церкви, Мировая палата (крестовая), царские покои, кельи монахов. Первоначально собор выполнял функции домовой церкви патриархов Руси.

Праздник чествования святых апостолов Христа зародился в IV столетии. Датой его проведения утвердили следующий день после празднования в память о Петре, Павле. Раньше на этом месте находилась церковь известных Святых Соловецких чудотворцев.

От старого храма остался только алтарь, доступ в него закрыт. Современное название собор получил в 1580 году после перестройки, вызванной пожаром. Старинная галерея, соединяющая здания, реконструирована в 1922 году.

Сейчас в соборе находится Музей прикладного искусства, быта XYII столетия. В нем можно увидеть изделия из тканей, книги, посуду, оружие, украшения, созданные известными мастерами. Посетить Патриарший дворец, собор можно вместе с экскурсиями ежедневно, кроме четверга с 10.00 до 17.00 часов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector