Российские древности: храм покрова в медведково

Расписание богослужений храма в Медведково и святыни

Храм, как любая Божья обитель, открыт круглосуточно. Любой желающий может посетить собор во время службы или в любое удобное для него время, покаяться в своих грехах и найти утешение и помощь

Если для вас важно познакомиться с архитектурой, строением храма, иконами и реликвиями, хранящимися внутри, выбирайте свободное от богослужений время. Внимательно изучите календарь церковных праздников и постоянных служб

Записаться на Крещение или Таинство Венчания лучше заранее, обговорив с батюшкой все детали – в это время других мирян просят не посещать храм.

Клирики и прихожане церкви ведут социальную работу (окормляют) со следующими организациями:

  • Детский дом № 43 специальный коррекционный 8-го вида
  • Дом ребёнка № 23

Работает воскресная школа для детей и взрослых.

Клирики и прихожане церкви окормляют специализированный дом ребёнка № 23 Москвы, оказывают помощь Центру содействия семейному воспитанию «Алые паруса».

Работает воскресная школа для детей и взрослых.

В старинной церкви находятся следующие святыни:

  • чудотворная икона Покрова Божьей Матери,
  • старинная икона «Знамение» Богоматери,
  • образ Девяти Кизических мучеников,
  • образ преподобного Сергия Радонежского.

К святыням ежедневно приходит много православных верян, чтобы помолится и попросить о помощи в разных житейских трудностях. В храме проходят ежедневные богослужения. С понедельника по пятницу Утренняя Литургия начинается в 8:30 утра. Служба в храме Медведково по выходным и праздничным дням Литургия проводится в 7:00 и 9:30 утра.

  • Детский дом № 43 специальный коррекционный 8-го вида
  • Детский дом № 5

Работает воскресная школа для детей и взрослых

История храма

На месте Собора Святой Богородицы был расположен лагерь военных, отряды которых возглавлял знаменитый князь Дмитрий Михайлович Пожарский. Он встал на защиту Родины от поляков в 1612 г. и в конечном счёте полностью их разбил. Первое своё сражение с этими врагами князь выиграл как раз около села Медведково.

После окончательного освобождения Москвы от поляков Медведково становится главной резиденцией Пожарского.

Первая церковь была построена в 1623 г. и была деревянной. В её звоннице оповещал верующих о службе колокол, специально отлитый в честь освобождения столицы.

Позже деревянный храм был снесён и на его месте в 1635 г. князь Пожарский воздвиг новую каменную церковь, которая и сохранилась по настоящее время.

После смерти внука Пожарского, на котором закончился род знаменитой фамилии, село Медведково перешло к государству, после чего царевна Софья подарила его своему советнику В. В. Голицыну . Во время владения селом князь уделил немало внимания собору, уменьшив число пределов, заказав новый иконостас и заменив колокола на новые.

В 1691 г. у села сменился хозяин, Медведково стало принадлежать дяде Петра I — Фёдору Нарышкину. С этого момента и до 1809 г. династия Нарышкиных и являлась собственником села, в котором расположен этот красивый и намоленный храм на Заповедной улице. Основные изменения усадьба Медведково претерпела, когда принадлежала Л. А. Нарышкину : разбили парк и реконструировали саму усадьбу.

Что касается Покровской церкви за время владения усадьбой семья Нарышкиных существенно изменила её внешний облик:

  • гульбища превратились в крытые переходы;
  • с шатра были срублены изразцы и в нём прорубили вновь оконные проёмы;
  • переделали кровлю и колокольни и т. д.

После Нарышкиных село сменило много хозяев, земли по частям распродавались. Последними владельцами при царской власти были купец Н. М. Шурупенков и К. В. Третьяков .

К XVIII—XIX вв. Медведково приобрело некоторую популярность среди московских любителей отдохнуть за городом. Село посещали Михаил Врубель, Валерий Брюсов.

В XIX в. храм Покрова Святой Богородицы был значительно переделан. Изменением подверглись иконостас, колокольня, иконы.

Советуем Вам также почитать статью о храме Успения Пресвятой Богородицы в Путинках.

Особенности архитектуры

Эта один из уникальнейших архитектурных ансамблей Москвы – шатрового типа. Эта одна из последних подобных построек, потому что после реформ Никона, такие конструкции стали под запретом.

Собор принадлежит средневековой культуре русского зодчества. Здание состоит их двух ярусов: утепленного нижнего, где располагается храм Знамения Пресвятой Богородицы, и верхнего с основным алтарем Богородицы. В нем находится два предела.

Храм построен в стиле шатровой архитектуры, который был очень популярен в XIV-XVI веках. Изучаемая нами церковь, согласно наблюдениям историков и искусствоведов, имеет сходства с известнейшим храмом на Красной площади – собором Василия Блаженного.(см. как избавиться от зависти?)

Все архитектурные строения шатрового образца строятся по схожей схеме. На четверик (основание собора) ставится восьмерик. Он ложится в основу шатра. Несмотря на это архитекторы так изобретательно украшали каждую постройку, что заметить схожесть смогли не все миряне. Особенностью подобных соборов было отсутствие столпов, вся тяжесть постройки держалась на стенах. Этим объясняется вытянутость форм и невозможность построить масштабные шатры.

Собор стоит на высоком фундаменте, завершенном главками. Сочетание всех компонентов собора формирует целостный образ, с утонченным изяществом, стройностью и воздушностью. Высота шатра равна нижней части собора.

В отличие от своих предшественников в четвериках используется четырехскатная кровля. Алтарь представляет лестничную композицию, завершенную главой. На каждой из сторон основания идут ряды «кокошников» (луковички). Перед нами предстает пирамидальный образ шатрового собора.

Колокольня, построенная в аналогичном стиле, сделана из двух ярусов. Кардинально изменили ее в 1840 году.

В первое столетие галереи церкви были не крытыми и напоминали строение проходов у собора Василия Блаженного.

Не так давно во время реставрационных работ на одном из фасадов колокольни обнаружили резной камень. На нем изображен двуглавый орел. Это говорит о том, что в сюда постоянно приезжала царская семья.

Иконостас создали мастера в 1680 году, руководил работой Карп Золоторев. Следующие изменения провели лишь два века спустя, после войны.

Как добраться до храма?

Медведково – район северный, достаточно отдаленный от центра столицы, так что придется немного напрячься, чтоб достичь цели.

  • Можно доехать метро до станции «Отрадное», а далее воспользоваться наземным транспортом: автобус №605 довезет вас до остановки «Проезд Дежнева», а оттуда до храма уже и рукой подать (правда, все-таки можно обойтись без пятиминутной пешей прогулки и подъехать на маршрутке №280до остановки «Улица Заповедная»).
  • Второй маршрут приведет вас к станции метро «Свиблово», откуда до остановки «Улица Заповедная» вас домчит либо автобус №628, либо уже знакомая маршрутка №280.

Видео о храме покрова Пресвятой Богородицы в Медведково

О храме Пресвятой Богородицы:

  • https://pravoslavie.guru/tserkvi/hram-pokrova-presvyatoj-bogoroditsy-v-medvedkovo.html
  • https://ikona-i-molitva.info/xram-pokrova-presvyatoj-bogorodicy-v-medvedkove/
  • http://molitva-info.ru/tserkvi-i-hramy/hram-v-chest-pokrova-presvyatoj-bogoroditsy-v-medvedkove.html
  • https://molitva.guru/hramy/pokrova-presvyatoj-bogoroditsy-v-medvedkovo.html
  • https://posmotrim.by/article/hram-medvedkovo-bogosluzheniya-kak-dobratsya.html
  • https://religiya.guru/hramy-i-monastyri/adres-i-raspisanie-hrama-pokrova-presvyatoj-bogoroditsy-v-medvedkove.html
  • https://touristam.com/hram-pokrova-presvyatoy-bogoroditsy-v-medvedkove.html

Внутренняя жизнь Покровской церкви

Собор работает ежедневно, утренняя литургия начинается в восемь утра. В дни великих праздников время начала богослужений переносится на час раньше. Расписание можно узнать на сайте церкви, здесь же располагается информация о вакансиях: собор нуждается в алтарниках, помощниках и просфорницах.

Храм имеет четыре престольных праздника, которые отсылают людей к истории возникновения и посвящения.

С 1 по 14 октября здесь проходят торжества в честь Покрова Богородицы. Праздник считается основным для собора и связан с событием, признанным в Священных писаниях. Верующие вспоминают чудесное явление Богоматери, произошедшее в Константинополе в середине X столетия, в Влахернской обители, где находились риза, головной убор и части пояса Девы Марии. Во время всенощного бдения 11 октября верующие наблюдали Пречистую Богоматерь, идущую по небесному своду в сопровождении ангелов и сонма святых. Мария сняла покрывало с головы после окончания молитв, чтобы защитить христиан от греховности.Богослужение в храме Покрова Пресвятой БогородицыВ середине лета и осени в Покровском соборе отмечаются торжества преподобного Сергия Радонежского. Святой являлся тем человеком, кто собрал вокруг единой цели русский народ и заложил основы отечественной духовной культуры. В дни памяти прославляется подвижничество и небесное заступничество Сергия. В его заслугах числится и возобновление монашеского общежития.В конце ноября в храме Покрова Пречистой Девы начинаются литургии и службы в честь древней иконы «Знамение». Святой лик, как говорится в летописях, явился при осаде Новгорода в конце XII столетия. Архиепископ, повинуясь божественного голосу, поставил икону «Знамение» на городской стене. Когда одна из стрел воткнулась в святой облик, а из глаз Богородицы, изображенной на полотне, полились слезы, осаждающая армия испытала колоссальный страх и прекратила обстрел. На службах вспоминается великое пожертвование святого полотна ради русского народа.В начале марта в Покровском соборе вспоминаются девять мучеников из города Кизик, который отдавал предпочтение язычеству в конце III столетия. Христиане, жившие здесь, покидали место или сохраняли веру в глубокой тайне. В 284 г. последователи Спасителя организовали группу, которая выступила против языческих порядков. Вскоре инициаторы проповедей были схвачены и казнены. Через сорок лет их могилы обнаружили, всех удивило, что мощи остались нетленными. Император Константин велел возвести на этом месте собор, чтобы почтить память людей, отдавших жизни ради учения Христа. На заметку! К каждому из этих престольных праздников относится соответствующая икона. Облик Покрова Пречистой Богоматери помогает от уныния, исцеляет болезни. Изображение Сергия Радонежского избавляет от гордыни, нетерпимости и бытовых неурядиц. «Знамение» защищает от стихийных бед, ненавистников, врагов и примиряет родственников. Икона с девятью кизическими мучениками способна исцелить физический недуг и помочь в поиске работы.

Духовенство

  • Протоиерей Валентин Тимаков — настоятель храма с 2002 года;
  • протоиерей Георгий Басанец — в храме с 1993 года;
  • иерей Алексей Паренков — сан принял в 1993 году;
  • иерей Николай Васильев — принял сан в 2002 году, в 2007 году окончил Московскую духовную семинарию;
  • протоиерей Олег Шалимов — в 2000 году был диаконом в этом храме, а 2007-м стал священником;
  • иерей Александр Гелашвили — принял сан 2007 году, в 2009 году окончил Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, факультет теологии.
  • иерей Иоанн Трохин — принял сан в 2008 году, окончил заочное отделение Калужской духовной семинарии;
  • диакон Геннадий Матвеев — принял сан в 2010 году, служит алтарником в этом храме с 2002 года.

Литература

  • Бусева-Давыдова И. Л. Русское церковное искусство. Х—XX вв.: I. Архитектура русского православного храма. Х—XX вв. // Православная энциклопедия / Под ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. — М..: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2000. — Т. 0 (специальный). — С. 519—537. — 656 с. — 40 000 экз. — ISBN 5-89572-005-6.
  • Грабарь И. Э. Шатровые храмы // История русского искусства. — М.: Изд. И. Н. Кнебеля, 1911. — Т. 2: Архитектура. Допетровская эпоха (Москва и Украина). — С. 57—100. — 478 с.
  • Ильин М. А. Каменное зодчество второй четверти XVII века // История русского искусства / Под общей редакцией И. Э. Грабаря, В. С. Кеменова и В. Н. Лазарева. — М.: Изд-во АН СССР, 1959. — Т. 4. — С. 121—152. — 760 с. — 19 000 экз.
  • Ильин М. А. Москва: Художественные памятники города. — Изд. 2-е, перераб. и доп. — М.: Искусство, 1970. — С. 172—175. — 452 с. — 50 000 экз.
  • Комашко Н. И. // Православная энциклопедия / Под ред. Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. — М..: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2009. — Т. XX. — С. 319—321. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-036-3.
  • Малков Я. В. Церковь Покрова Богородицы. Село Медведково // Шедевры древнерусского зодчества XI—XVII веков. Традиции и новаторство. — М.: МГУЛ, 1994. — С. 171—173. — 216 с. — 500 экз.
  • Мартынов А. А., Снегирёв И. М. // Русская старина в памятниках церковного и гражданского зодчества. — Изд. 2-е, с переменами и дополнениями. — М.: Тип. Ведомостей Московской городской полиции, 1857. — С. 1—7. — 130 с.
  • Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. // Исторические материалы о церквах и сёлах XVI—XVIII ст.. — М.: Университетская тип., 1886. — Т. 5: Радонежская десятина (Московского уезда). — С. 11—21. — 219 с.

Краткая история покровского храма

Правление Иоана I. V. принесло в страну междоусобицу и ослабило границы. Страна больше не была единым целым, ее изнутри раздирали споры бояр и мелкоземельных князей. В это время в Москве, оставшейся после смерти государя, с пустым троном, зрело народное недовольство.

Чтобы избежать восстания и дать народу хоть какой-то ориентир, монархи и тогдашняя Дума, состоявшая из родовитых бояр, списались с Польским королем Сигизмундом III. В обмен на личные привилегии для бояр, государем был провозглашен малолетний сын Сигизмунда — Владислав. И для укрепления власти польского королевича, оттуда прибыло войско, занявшее в 1610 году Москву. Не рассматривая этот город как возможность развития, а только имея целью обогатиться в этом походе, солдаты и командиры войска польского вели себя как захватчики. Отмечались многочисленные случаи мародерств, погромов и насилия.

Два долгих года находилась Москва в оккупации поляками, пока не вызрело народное восстание. Главой восстания стали два очень непохожих человека — князь Дмитрий Пожарский и горожанин Кузьма Минин. Благодаря их дальновидности и красноречию, под стены Москвы со всех окрестных городов собралось около 13 тысяч человек, из которых 70%!б(MISSING)ыли дворяне разного рода, обученные военному ремеслу.

История Медведково и появления храма

Более подробно о битве за освобождение Москвы вы можете прочесть в исторических хрониках. Нас же больше интересует судьба небольшого подмосковного городка Медведково. Ранее это был город Медведово, часть вотчины отца князя Пожарского, полное имя которого Василий Федорович Медведь Пожарский.

Именно там, после окончательной победы в 1623 году, по приказу князя был выстроен деревянный храм, посвященный Покрову Пресвятой Богородицы.

И с этого момента начинается его история.

Через 15 лет на месте деревянного храма была выстроена большая уже каменная церковь. Колокол, отлитый в честь победы над поляками, был торжественно перенесен в новую колокольню. Интересно что по своему строению эта церковь является одношатровым храмом, последним своего рода выстроенным на Руси. Ведь уже через 10 лет, в 1652 году строения такого типа были запрещены патриархом Никоном, как не подобающие церковному образцу.

В конце XVII века село перешло во владение князя Голицына. Благодаря своим финансовым возможностям, он внес большой вклад в развитие храма. Так, по его заказу был установлен золотой иконостас, иконы для которого создавались известным Карпом Золотаревым.

Знаменитое напрестольное Евангелие, с миниатюрами, выполненными самой царевной Софией, появляется в Храме примерно в это же время. К сожалению, во время революции это уникальное произведение искусства было утрачено. Вот уже целое столетие его судьба остается неизвестной.

До XIX века храм простоял без кардинальных изменений. Часть иконостаса с резьбой была с течением времени утрачена. Утраченными оказались также часть икон, упоминания о которых можно найти с конца XVII века.

В конце XIX века, силами набожных дворян и с привлечением ведущих художников того времени, была проведена частичная реконструкция. Коснулась она, в частности, иконостаса — его обновили, изменив даже сам его цвет. А также икон, упомянутых в исторических летописях — они были заново написаны по имеющимся описаниям. Звонница храма к тому времени пребывала в аварийном состоянии и на ее месте была выстроена новая колокольня.

История создания храма

Село Медведково не всегда было простой деревенькой на север от столицы. Оно вошло в историю прежде всего как вотчина князя Дмитрия Пожарского, предводителя народного ополчения и одного из знаменитых освободителей Москвы от польско-литовской интервенции. Именно в честь памятной победы на реке Яузе, в результате которой поляки с позором бежали прочь, князь Дмитрий и заложил в своем родовом гнезде храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

Сперва церковь была деревянной, затем на ее месте князь велел выстроить новый храм из камня, который надолго пережил самого Пожарского и застал немало правителей русской земли – как набожных, так и не слишком.

Говорят, здесь хранилось знаменитое Медведковское евангелие, миниатюры которого будто бы принадлежат кисти царевны Софьи (к сожалению, сейчас это евангелие считается утерянным).

В свое время селом Медведково, а стало быть, и храмом владели Голицыны и Нарышкины, здесь бывали Михаил Врубель и Валерий Брюсов. За все время своего существования и по сей день храм в Медведково ни на один день не закрыл свои двери для прихожан (даже в 1930-е годы в малом храме регулярно проводились богослужения).

История

Село Медведково в сохранившихся источниках впервые упоминается в писцовой книге 1623 г. в качестве владения боярина князя Дмитрия Михайловича Пожарского, освободителя России от поляков, «как старинная отца его вотчина».

Название «Медведево» (именно так первоначально называлось село) происходит от первого его владельца, князя Василия Феодоровича Медведя Пожарского, который жил в 1-й пол. XVI в.

После освобождения Москвы Д.М.Пожарский делает Медведково своей основной подмосковной резиденцией. В 1623 г., согласно документам, в селе была воздвигнута деревянная шатровая церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы, для которой князь повелел отлить особый колокол в память освобождения Москвы. Храм имел еще один придел в честь св. Петра Александрийского,который являлся небесным покровителем первого сына Д.М.Пожарского (празднуется 8 декабря по н.ст.).

В 1634-1635 гг. князь выстроил в Медведкове на месте старой деревянной церкви новую каменную, также в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Новый каменный храм на высоком подклете, завершенный шатром, с кокошниками у основания и четырьмя главками, с трехчастной апсидой, с главкой и открытой галереей, стал одним из последних московских одношатровых храмов, строительство которых при патриархе Никоне с 1652 г. было запрещено как не соответствующих церковному чину. С западной стороны к храму примыкала звонница.

Из книг Патриаршего приказа следует, что к 1635 г. количество приделов, расположенных в храме, увеличилось до пяти. Помимо прежних престолов появились новые — Знамения Пресвятой Богородицы (27 ноября/10 декабря), прп. Варлаама Хутынского (6/19 ноября) и прп. Антония Римлянина (3/16 августа). Выбор престолов отнюдь не случаен, поскольку все они новгородского происхождения и связаны с памятью о пребывании Пожарского воеводой в Великом Новгороде: икона Знамения — главная святыня и заступница Великого Новгорода и всей новгородской земли, а Варлаам Хутынский и Антоний Римлянин — знаменитые новгородские подвижники, основавшие на окраине города монастыри, существующие и по сей день. К десятой годовщине со дня смерти знаменитого воеводы, в 1652 г., был освящен престол нового придела в честь Девяти мучеников Кизических. Появление редко почитаемого на Руси престола Девяти мучеников Кизических связано, вероятно, с датой смерти князя Д.М.Пожарского

«Обращает на себя внимание, — писал Николай Феодосьевич Гуляницкий,известный историк архитек туры и градостроительства, — совпадение календарного числа праздника девяти мучеников (29 апреля по ст.стилю) с датой девятого дня по истечении смерти Д.М.Пожарского (20 апреля 1642 г.)»

В XIX веке храм претерпел следующие изменения: в значительной мере был перестроен иконостас, резьба иконостаса, созданная одновременно с иконами (1687 г.) и сильно утраченная, была восполнена поздними фрагментами. Некоторые утраченные иконы праздничного ряда дополнены вновь написанными. Существует предположение об изменении цвета самого тела иконостаса. На месте звонницы была воздвигнута новая колокольня в классическом стиле XIX века. Тогда же храм потерял свои древние царские врата XVII века; предположительно, они были взяты во дворец великого князя Сергия Александровича в Санкт-Петербурге.

С момента постройки храм ни разу не закрывался, лишь только в 20-40-е годы ХХ столетия богослужения были перенесены в нижний храм. В архивах сохранился паспорт церкви за 1931 год. После Великой Отечественной войны, когда был осуществлен ремонт, службы возобновились и в верхнем храме.

После войны храм был отремонтирован, и в верхней церкви также начались службы.

В 1970 г. реставрацией храма руководил архитектор Н. Д. Недович.

В 1970 годы у входа в храм был водружён большой мраморный крест, найденный на Медведковском кладбище. На нём была сделана надпись «Крест — победа над смертью».

История

С момента окончания смуты, в Медведково, находилось имение и резиденция князя Дмитрия Пожарского. В 1635 году он  построил небольшую белокаменную шатровую церковь в честь своего покойного сына Фёдора.

Храм и красивая местность на берегу реки Яузы пользовались популярностью у многих знатных особ Москвы. Так сестра Петра I — царевна Софья часто приезжала сюда на моление.

После смерти Дмитрия Пожарского, имение в Медведково вместе с церковью сначала переходило по наследству, а потом, после конфискации, досталось князю В. Голицыну.

За то недолгое время, что собор находился под его контролем, Голицын сократил количество приделов храма и создал новый иконостас. Считается, что заказ выполнял знаменитый русский иконописец Карп Золотарев.

К 1691 году Медведково было передано Ф. Нарышкину. А после его смерти усадьба перешла к Л. Нарышкину. Усадьба Нарышкиных находится примерно в 20 минутах ходьбы по аллеям парка.

К сожалению, документов о состоянии храма на то время не сохранилось. Но реставраторы указывают, что при Нарышкинах облик церкви был существенно изменен.

Село Медведково 1964 год

За всю свою долгую историю храм ни разу не закрывался. Но до Отечественной войны службы велись только на территории нижнего придела. Затем здание отремонтировали, и службы стали проводится и в верхней церкви.

Современность

В наши дни собор посещают тысячи прихожан и туристов, художников и архитекторов, искусствоведов и историков. Спустя четыре столетия собор рассказывает нам о развитии не только духовной стороны общества или области зодчества, но и всего народа, а вместе с ним и Руси.

В послевоенное время существенно изменяет свой первоначальный вид иконостас. После войны деревянный иконостас заметно пострадал и требовал реставрации. Пропавшие и утраченные иконы заменили на вновь написанные. Художники уверяют, что во время работ изменили основной цвет иконостаса. Вместо старой звонницы была построена колокольня в новом стиле.

Сегодня храм принадлежит русской православной церкви и посетить архитектурной ансамбль можно в любое удобное время. Посетителей просят соблюдать правила поведения и отказаться от «экскурсий» на время служб, дабы не мешать общению верующих с Богом.  

Современные гости и прихожане видят удивительную постройку, напоминающую игрушечный город со своей непохожей на мирскую жизнь, своими законами и правилами. Там царит особая атмосфера спокойствия, а колокольный звон погружает гостей в жизнь Руси XVII столетия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector