Псалом давида 102 на русском и церковнославянском языках

Содержание псалма

Если судить по тесту псалма 102, то он несколько отличается от других. Поскольку в нем Давид исключительно восхваляет Всевышнего, Его величие. Сравнивая данный текст с другими, становится очевидной одна важная деталь: при его написании автор был совершенно спокоен. Подобное наталкивает на мысль, что автор написал текст во время своего мирного правления.

Как известно, правитель долгие годы прожил, имея нескольких жен. Проще говоря, у него был целый гарем. В те годы подобное не считалось чем-то странным для правителей. Но все же многие священники упрекали царя в том, что он категорически отказывается распустить гарем. И для этого имелась серьезная причина. Дети Давида враждовали между собой. Каждый из них мечтал занять трон отца.

Данное обстоятельство сильно омрачало жизнь Давида. Ведь он на самом деле был сильно привязан к своим детям. Доказательством того служит и его трепетное отношение к сыну по имени Авессалом. Именно этот отрок предал его первым.

Юноша, который пользовался авторитетом среди придворных, а также был любимцем простого люда, поднял восстание против отца. Из-за этого Давид был вынужден покинуть Израиль и скитаться вместе с преданными воинами. Вернувшись в свою страну, Давид сумел подавить восстание и вернуть себе власть. Своего сына он простил и дал приказ воинам вернуть его в замок. Однако Авессалом, опасаясь гнева отца, сбежал. Во время побега он погиб. Известие о гибели сына стало для правителя сильным ударом.

Возвращаясь к обсуждению текста псалма 102, необходимо отметить, что в нем нет абсолютно никаких намеков на душевные страдания автора. Именно поэтому служители церкви тоже склонны полагать, что он был написан в мирное время, когда правитель получил редкую возможность рассуждать о смысле жизни и величии Господа. То есть, если отвечать на вопрос, для чего читают данный псалом, то можно сказать, что для успокоения души и воспевания силы Всевышнего.

Если опираться на исторические факты, то мирное время пришло в Израиль уже на заре правления Давида. Отсюда следует вывод, что и псалом 102 мог быть написан царем в глубокой старости. То есть, отвечая на вопрос, для чего читают данный псалом, можно сказать, что для успокоения души и воспевания силы Всевышнего.

Молитвы перед началом чтения псалтири и Евангелия

Церковные служители рекомендуют начинать изучение Библии с чтения Евангелия псалтырей. Безусловно, у неподготовленного человека при этом может возникнуть много трудностей. Поэтому делать это нужно правильно.

Следует соблюдать следующие рекомендации:

Первое о чем нужно помнить, так это ответственно относится к делу. То есть, к чтению Евангелия и псалтырей следует подходить очень серьезно с полной ответственностью

Если вы будете делать это из праздного любопытства и с предвзятостью, то пользы от чтения Священных текстов не будет.
Второе — важно добросовестно относится к делу. Важно пробудить в душе желание читать, только при таком подходе удастся вникать в смысл текстов и глубоко познавать их.

Священнослужители уверенны, что понять Евангелие и псалтыри можно только в том случае, если до начала чтения проговаривать специальную молитву. Ее условно можно считать ключом к прочитанному церковному тексту

При этом важно помнить, что читая Библию, следует обязательно дочитывать главу до конца

Молитва перед чтением псалтырей и Евангелия может звучать следующим образом:

«Воссияй своей благостью в сердцах наших, Великий Человеколюбец, Небесный Владыка, даруй нетленный свет нам Твоего богоразумия, открой мысли наши для восприятия Божьего писания. Даруй мне понимание Твоих евангельских проповеданий. Вложи, Господи, в меня страх для того, чтобы я не отступил от Твоих заповедей. Не позволь поддаться бесовским плотским похотям, поправшим духовную целостность. Позволь жить для благоугождения Твоего, в целях познания мудрости Твоей. Только Ты являешься просвещением наших тел и душ. Славу тебе Спаситель, Иисус Христос воссылаю. Аминь».

Время написания

Но если с определением авторства у специалистов не возникло абсолютно никаких проблем, то с временем написания не все так просто. В самом тексте нет абсолютно никаких намеков на то, в какое именно время мог быть написан псалом. По этой причине исследователям религии пришлось ориентироваться исключительно на сам текст, а точнее, на манеру написания псалма.

Например, псалом, написанный Давидом после осознания тяжести греха прелюбодеяния, совершенного им, наполнен печалью и желанием покаяться. Такие выражения явно указывают на то, что Давид находился в эмоционально подавленном состоянии.

Православные молитвы перед началом всякого дела

В православной церкви, чаще всего, перед началом любого дела обращаться к Святому Духу. Молитвенные тексты можно найти в любом молитвослове. Считается, что данный тип молитв нужно заучивать наизусть, чтобы без запинки проговаривать их в случае необходимости.

Допускается также перед началом любого дела произносить краткое:

«Господи благослови!»

Кроме этого возносить молитвенное обращение перед началом любого дела можно и к другим святым:

  • К Святому Чудотворцу Николаю, который всю свою жизнь усердно трудился и постоянно оказывал помощь нуждающимся людям и тем, кому требовалась его поддержка.
  • К Великомученику Трифону, заслужившему доверие простых людей своей действенной помощью в поисках работы и в том, чтобы человек мог качественно выполнять свои рабочие обязанности.
  • К Ангелу-хранителю, который назначается Богом при рождении человека для того, чтобы охранять тело от недугов, а душу — от искушений.
  • К собственному святому покровителю, то есть к тому Святому, имя которого было дано при рождении.
  • К Пресвятой Богородице — покровительнице всех просящих о помощи.



Что такое псалмы

Все псалмы записаны в книге под названием Псалтырь. Как и молитвослов, она весьма почитаема у христиан. Главным отличием псалмов от молитв является то, что они произносятся нараспев. Кроме того, необходимо учитывать и тот факт, что все они вышли из-под пера обычных людей. Иными словами, ни о каком божественном происхождении речи не идет. Если некоторые тексты молитв открылись людям исключительно воле небес, то псалмы были написаны праведными христианами, живущими по заповедям Бога.

Наиболее известным автором таких текстов является царь Давид. Примечательно, что некоторые псалмы были им написаны в те годы, когда он только являлся помазанником Господа, но еще не взошел на трон. Подобное объясняется тем, что Давид всегда отличался любовью ко Всевышнему и всем Его творениям. Хотя, как известно, он сам был праведником не всегда. Некоторые его псалмы были написаны в то время, когда он осознал всю тяжесть совершенного греха и обратился к небесам с молитвой о помиловании и раскаянье.

Псалом 102, текст которого очень хорошо известен многим христианам, тоже является творением царя Давида. Он включен церковью в процесс богослужения, поэтому его можно услышать и во время проведения литургий в церкви. Считается, что каждый христианин обязательно должен читать его, поскольку в нем заключена особая духовная энергетика. По мнению священнослужителей, чтение псалма способно помочь обрести духовное равновесие и приблизиться к Господу.

Толкование

Чтобы вникнуть в содержание текста, можно читать псалом на русском языке. Разъяснить более подробно толкование псалма 103 помогают творения святых отцов.

Стихи 1-3: Каждого благочестивого человека пророк учит хвалить Бога как Творца, который показал человеку только часть Своего величия, которую может вместить человеческий разум. Давид описывает свойства Бога понятными для людей образами. Свет, который мы видим – одежда Бога, небо – шатер для Него, облака – колесница, ветер – крылья. Стих 4: Здесь описывается образ невидимого мира: ангельские чины, огненные серафимы, которые исполняют повеления Бога – помогают праведным и предупреждают об опасности нечестивых. Стих 5: С этого стиха пророк описывает свойства сотворенной земли, которая будет стоять незыблемо до тех пор, пока Богу годно

Стихи 6-15: Царь Давид поэтично описывает устройство земли, обращая наше внимание на то, как это премудро устроено Богом на пользу человека. Вот воздушная бездна, вот воды, которые повинуются Богу и сохраняются в пределах океанов и рек, вот звери, которые пьют воду из рек, вот небесные птицы – все они получают пищу от природы, сотворенной Богом

Стихи 16-18: Пророк описывает, что все живет по мановению Божьему: деревья возвышаются и дают пристанище птицам, горы – убежище для серн, утесы – для зайцев. Стихи 19-24: Бог обозначил для человека и время суток: заход луны возвещает ночь – время охоты диких зверей, хищников, а рассвет – начало нового дня, когда человек выходит на свое дело до вечера. Так автор заканчивает описание земли. Стихи 25-30: Не менее великое творение Божие – море. Всего времени существования человечества еще не хватило, чтобы исследовать водное пространство, потому что «нет числа» пресмыкающимся, которые в нем живут. И так устроено Богом, что каждое животное находит себе подходящую пищу, какие-то виды умирают, а какие-то появляются вновь, так и обновляется «лицо земли». Стихи 31-35: Пророк передает свое удивление и восхищение тем, насколько премудро устроил весь мир Бог, что и извержения гор-вулканов устраивает в пользу человека. Поэтому Давид имеет только одно желание – веселиться от дел Божиих и петь о них в своих песнях, чтобы Богу была приятна его молитва. От ревности по Богу Давид хочет, чтобы исчезли грешники с земли, чтобы все люди также славили Бога.

Толкование псалма

Торжественный и хвалебный тон псалма задает соответствующее настроение при его прочтении — человек начинает хвалить Небесного Отца за все, что Он создал, за Его милость и любовь к человечеству.

Каждый стих песни наполнен хвалой:

  1. Стихи 1-5: псалмопевец начинает раскрывать свои чувства восхищения и славы Господа. Он говорит, что все его существо, т.е. тело и душа полны хвалы, а дела Господа восхищают и поражают его. Творец совершает самые разнообразные дела: милует грешников, исцеляет от душевных и телесных болезней, спасает от смерти, награждает материальными и духовными благами, поддерживает в человеке бодрость, обновляет его силы. Касательно последних строк, скорее всего, Давид тут имел в виду крепость и долголетие патриархов, которые по милости Божьей жили до 100 лет.
  2. Стихи 6-7: Господь предоставил своему отделенному народу (сначала евреям, а после и всем христианам) закон, по которому необходимо жить и проявил свою любовь и заботу о человеке в этом.
  3. Стихи 8-13: Бог никогда не гневается на человека долго, за Его наказанием всегда следует милость, которая также направлена с небес. При этом милость от Господа бесконечна. Благословения Божьи также велики, как и земля от неба — Давид тут использует сравнения с природными явлениями, чтобы максимально показать читателю и раскрыть силы Бога. Он подводит читателей к мысли, что забота Бога о человеке скорее похожа на отцовскую заботу о детях.
  4. Стихи 14-19: при этом сам человек по себе ничто — пыль. Автор снова использует сравнение, но уже с малыми мира сего — цветами, которые быстро исчезают. Тут проводиться параллель между всемогущим и великим Богом и ничто не значащим человеком.
  5. Стихи 20-22: призыв к благословению Творца всем сущим.

Важно! Вся песнь передает восхищение Давида Богом, он не перестает славить Его и превозносить, потому что он понимает, каков Творец и каков человек на самом деле

Важность любой молитвы

Молитва – это единственный способ обратиться к небесам с определенной просьбой. Считается, что некоторые из тех молитв, которые известны православным христианам, были дарованы самим Господом. Конечно, такие молитвенные тексты обладают огромной силой. Именно их и следует использовать, когда человек попадает в сложные жизненные обстоятельства.

Однако подобное вовсе не означает, что другие молитвы, тексты которых были написаны святителями при жизни или иными выдающимися деятелями, использовать нельзя. Наоборот, их тоже рекомендуется читать как можно чаще. К тому же духовные наставники настаивают на том, что любая молитва, адресованная небесам, обладает огромной силой. Ведь ее сила полностью зависит от того, насколько сильна вера человека.

Отчасти, именно по этой причине и считается, что люди, в сердце которых нет веры во Всевышнего, не могут достучаться до небес. Конечно, и они иногда приходят к вере, становятся праведными христианами. Однако их молитвы могут долгое время оставаться без ответа. И к этому необходимо морально подготовиться. Ни в коем случае нельзя упрекать небеса в чем-то или просить слишком многого

Важно понимать, что таких людей Господь будет испытывать еще достаточно долго

Одним из ярчайших примеров в истории того, как неверующий грешник может стать праведником, является история царя Давида. Всем хорошо известно о том, что до определенного времени он не был праведником. Но впоследствии именно он стал автором знаменитой молитвы «Благослови душе моя Господа», которая более известна как псалом Давида 102. Именно о нем мы и поговорим.

Толкование псалма 148 Феодоритом Кирским

Толкование священных книг проводили святые разных эпох. Именно поэтому в православии чтут Священное писание (Библию, Псалтирь, Евангелие и др.) наравне со святоотеческими преданиями (толкованиями). Одно из ранних толкований Псалтири составил епископ Антиохийский Феодорит Кирский (393-457 гг. от Р.Х.). Богослов разъясняет каждый стих псалма.

Аллилуйя

Воззвание к большему усердию души песнословить Творца. Возглас, который в этом контексте можно перевести как «Все вместе!»

1 Хвалите Господа с небес, хвалите eго в вышних.

Моисей поучает о том, что Господь сотворил два неба. Одно вместе с Землей, другому повелел быть среди вод и нарек его твердию. Давид призывает песнословить Господа с небес и в вышних, то есть бесплотным ликам, которые обитают на том и другом небе. Пророк призывает ангелов присоединиться к пению и хвалить господа вместе с ним.

2 Хвалите Его вси Ангели Его: хвалите Его вся силы Его.

Теперь пророк обращается к определенным ангельским чинам: Власти и Силы, потому что они силнии крепостию, творящии слово Его (Пс.102:20).

3 Хвалите Его, солнце и луна, хвалите Его, все звезды света.

Феодорит Кирский приводит предыдущее описание Симмаха: хвалите все звезды света, но в переводе Семидесяти выходит иначе. Бог создал в первый день свет,  а небесные светила – в четвертый. Именно поэтому пророк Давид свет упомянул отдельно и солнце, луны и звезды призывает дополнительно, обращаясь к ним как к одушевленным и словесным творениям. Одновременно обращается к людям, призывая взирать на небесные светила как творения Божией премудрости и неустанно славословить Господа.

4 Хвалите Его небеса небес: и вода яже превыше небес.

Бог разделил водное естество твердию и повелел солнечному огню двигаться по отвердевшим водам. Так не гаснет огонь, и не испаряется отвердевшая вода. Царь Давид упоминает небеса во множественном числе, согласно правилам еврейского языка, по которым слово небо в единственном числе не употребляется.

5 Да хвалят имя Господа, ибо Он повелел, и сотворились;

Давид говорит о том, что достойно воспевать Творца, который Словом создал и сотворил в той красе, что мы видим.

6 поставил их на веки и веки; дал устав, который не прейдет.

И не только сотворил, но и продолжает помышлять о творениях, за счет чего все твари одушевленные и неодушевленные продолжают бытие, сколько будет Ему угодно. И всяк выполняет Его законы: море не выходит из берегов, день и  ночь сменяют друг друга. Только люди пренебрегают Божиими законами.

7 Хвалите Господа от земли, великие рыбы и все бездны,

Под великими рыбами подразумеваются киты, которые обитают в морях – части земли. Велика мудрость Создателя, который огромных животных заключил в морях, показав их могущество, но оградив от них людей, чтобы не было им вреда.

8 огонь и град, снег и туман, бурный ветер, исполняющий слово Его,

Огонь может появляться не только на земле, но и образовываться в воздухе в виде молний и огненных шаров. Снег, град и туман происходит от воды, бури, которые Давид называет духом бурным, также относятся к явлениям атмосферным за счет разницы давления и влажности. Подобные явления подчиняются Богу, но не ведут себя как нечто одушевленное и разумное.

9 горы и все холмы, дерева плодоносные и все кедры,

Благодарение Господу не столько от удивления величию созданий Его, но и пользе человеку — обширной и многообразной.

10 звери и всякий скот, пресмыкающиеся и птицы крылатые,

Давид отделяет зверей свирепых от кротких, но побуждает славословить Господа тех и других, потому что нет ни одного создания бесполезного и лишнего, хотя это скрыто от нашего ведения.

11 цари земные и все народы, князья и все судьи земные,

Пророк призывает царей, народы, князей и судей восславить Господа.

12 юноши и девицы, старцы и отроки

Незрелый и перезрелый возраст также да хвалит Господа.

13 да хвалят имя Господа, ибо имя Его единого превознесенно, слава Его на земле и на небесах.

Хвалят имя Господа, потому что память о других лжеименных богах угасла, а единого Сущего не пройдет в века не только на небесах, но и на земле.

14 Он возвысил рог народа Своего, славу всех святых Своих, сынов Израилевых, народа, близкого к Нему.

Вознесет Господь народ, чтущий Его. Рог — это крепость, Царь Давид имеет в виду подобие животных, вооруженных рогами. Бог сделает народ сей не только крепким, но и почитаемым. Славу воздаст Господь сынам Израилевым и народу, близкого к Нему. Далее Феодорит Кирский пишет, что знаменитость прошла с благочестием, и лишились Израильтяне той славы, но язычникам достанутся дары Божии. Богослов предвидел распространение православной веры по всему миру, и люди, которые в IV веке были язычниками, станут благочестивыми христианами.

Моя молитва «Моя история, как молиться чтобы быть услышанным»

«Всегда прошу благословить Господа на день грядущий. Но часто произносила механически эту краткую молитву, не обращая внимания – как обыденную фразу. Рассчитывала получать при этом блага, верила, что это поможет состояться, как специалисту в своем деле. Первым звоночком были начавшиеся неудачи: мелкие кражи на работе, потеря клиентов. Правильным было уже тогда обратиться к Богу, призвать на помощь святых.

Варвара, 39 лет, г. Старый Оскол:

И вот случается еще более серьезная ситуация: появились слухи о моем увольнении, причем никто не знал причины. Важный разговор с начальством был назначен на вечер того же дня. Я ищу в интернете молитвослов, нашла текст, наткнулась на пояснения, как молиться. И тут я понимаю, что всегда обращалась с корыстью к Богу, мои отношения с Ним напоминали куплю-продажу, причем только с моей стороны. Я начинаю читать молитву, но теперь уже не с целью обретения помощи, а просто – от души. Благодарю за все, прошу прощения за грехи и главное – принимаю любую ситуацию, ка нечто хорошее, полезное для души моей.

Позднее, когда состоялась встреча с руководством, оказалось, что меня решили повысить. Начальство было не зловещим, как мне представлялось, а благосклонным. Страх прошел еще во время чтения молитвы, поэтому я не обрадовалась, не удивилась, а приняла новость, как данность. Позднее, я догадалась, что это завистники на работе переиначили новость о моем повышении. Меня перевели в другую фирму – филиал в качестве исполнительного директора, а кто-то услышал, и разнес информацию об увольнении. И вот стоило мне пройти через это испытание, чтобы научиться правильно молиться Богу».

Псалом 102

Шрифт

1 Благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя имя святое Его. 1 Благословляй, душа моя, Господа, и вся внутренность моя – имя святое Его.
2 Благослови, душе моя, Господа, и не забывай всех воздаяний Его, 2 Благословляй, душа моя, Господа, и не забывай всех воздаяний Его:
3 очищающаго вся беззакония твоя, исцеляющаго вся недуги твоя, 3 Он прощает все беззакония твои, исцеляет все недуги твои,
4 избавляющаго от истления живот твой, венчающаго тя милостию и щедротами, 4 избавляет от погибели жизнь твою, венчает тебя милостью и щедротами,
5 исполняющаго во благих желание твое: обновится яко орля юность твоя. 5 исполняет благами желание твое, – обновится, как у орла, юность твоя.
6 Творяй милостыни Господь, и судьбу всем обидимым. 6 Творит милость Господь и суд всем обиженным.
7 Сказа пути Своя Моисеови, сыновом Израилевым хотения Своя: 7 Он открыл пути Свои Моисею, сынам Израилевым – желания Свои.
8 Щедр и Милостив Господь, Долготерпелив и Многомилостив. 8 Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив,
9 Не до конца прогневается, ниже во век враждует, 9 не до конца прогневается и не навек негодует.
10 не по беззаконием нашим сотворил есть нам, ниже по грехом нашым воздал есть нам. 10 Не по беззакониям нашим Он соделал нам, и не по грехам нашим воздал нам,
11 Яко по высоте небесней от земли, утвердил есть Господь милость Свою на боящихся Его. 11 ибо, по высоте неба от земли, утвердил Господь милость Свою к боящимся Его;
12 Елико отстоят востоцы от запад, удалил есть от нас беззакония наша. 12 на сколько отстоит восток от запада, удалил Он от нас беззакония наши.
13 Якоже щедрит отец сыны, ущедри Господь боящихся Его. 13 Как милует отец сынов, помиловал Господь боящихся Его,
14 Яко Той позна создание наше, помяну, яко персть есмы. 14 ибо Он знает состав наш, помнит, что мы – прах.
15 Человек, яко трава дние eго, яко цвет сельный, тако оцветет, 15 Человек – как трава дни его, как цвет полевой, так отцветёт,
16 яко дух пройде в нем, и не будет, и не познает ктому места своего. 16 ибо дыхание прекратилось в нем – и не будет его, и не узнает он более места своего.
17 Милость же Господня от века и до века на боящихся Его, 17 Милость же Господня – от века и до века на боящихся Его,
18 и правда Его на сынех сынов, хранящих завет Его, и помнящих заповеди Его творити я. 18 и правда Его – на сынах сынов хранящих завет Его и помнящих заповеди Его, чтобы исполнять их.
19 Господь на Небеси уготова Престол Свой, и Царство Его всеми обладает. 19 Господь на небе уготовал престол Свой, и Царство Его всем владеет.
20 Благословите Господа вси Ангели Его, сильнии крепостию, творящии слово Его, услышати глас словес Его. 20 Благословляйте Господа, все Ангелы Его, сильные мощью, исполняющие слово Его, как только услышат глас слов Его.
21 Благословите Господа вся силы Его, слуги Его, творящии волю Его. 21 Благословляйте Господа, все воинства Его, служители Его, исполняющие волю Его.
22 Благословите Господа вся дела Его, на всяком месте владычества Его, благослови, душе моя, Господа. 22 Благословляйте Господа, все творения Его, на всяком месте владычества Его. Благословляй, душа моя, Господа!
Слава: Слава:

Благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя имя святое Его. Благослови, душе моя, Господа, и не забывай всех воздаяний Его, очищающаго вся беззакония твоя, исцеляющаго вся недуги твоя, избавляющаго от истления живот твой, венчающаго тя милостию и щедротами, исполняющаго во благих желание твое: обновится яко орля юность твоя. Творяй милостыни Господь, и судьбу всем обидимым. Сказа пути Своя Моисеови, сыновом Израилевым хотения Своя: Щедр и Милостив Господь, Долготерпелив и Многомилостив. Не до конца прогневается, ниже во век враждует, не по беззаконием нашим сотворил есть нам, ниже по грехом нашым воздал есть нам. Яко по высоте небесней от земли, утвердил есть Господь милость Свою на боявшихся Его. Елико отстоят востоцы от запад, удалил есть от нас беззакония наша. Якоже щедрит отец сыны, ущедри Господь боящихся Его. Яко той позна создание наше, помяну, яко персть есмы. Человек, яко трава дние его, яко цвет сельный, тако оцветет, яко дух пройде в нем, и не будет, и не познает ктому места своего. Милость же Господня от века и до века на боящихся Его, и правда Его на сынех сынов, хранящих завет Его, и помнящих заповеди Его творити я. Господь на Небеси уготова Престол Свой, и Царство Его всеми обладает. Благословите Господа вси Ангели Его, сильнии крепостию, творящии слово Его, услышати глас словес Его. Благословите Господа вся силы Его, слуги Его, творящии волю Его. Благословите Господа вся дела Его, на всяком месте владычества Его, благослови, душе моя. Господа.

Псалом 101К спискуПсалом 103

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector